Романтическая лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова
СОДЕРЖАНИЕ: Романтическая лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова Автор: Лермонтов М.Ю. М.Ю. Лермонтов – это выдающийся поэт первой половины девятнадцатого века. В своих стихах поэт описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. И, исходя из этого, хотелось бы уделить особое внимание романтической лирике в его произведениях.Романтическая лирика в творчестве М.Ю. Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю.
М.Ю. Лермонтов – это выдающийся поэт первой половины девятнадцатого века. В своих стихах поэт описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. И, исходя из этого, хотелось бы уделить особое внимание романтической лирике в его произведениях.
Ещё в юности, Лермонтов начал систематичное занятие поэзией, отразившие увлечения романтической литературой России и Западной Европы ( Дж. Г. Байрон, А. С. Пушкин и другое). Всё это сподвигло Лермонтова на написание таких романтических поэм как «Черкесы», «Измаил – бей», «Литвинки».
Наиболее известная романтическая поэма М. Ю. Лермонтова это «Демон». Эта поэма была своеобразным итогом в развитии русского романтического жанра. В «Демоне» Лермонтова нашли отражение библейский миф о свержении с небес злого духа и легенды кавказского народа, что несомненно придало сюжету поэмы иносказательный характер. Лермонтовский Демон, как это свойственно любому романтическому персонажу, осуждает человеческую сущность и сам мир в частности:
«Где нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты…»
Само же отношение Демона к действительности Лермонтов высказал в двух строчках:
«И всё, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел…»
Но Демон помимо абсолютного отрицания ещё отверг и идеалы прекрасного:
«… и всё прекрасное хулил»
Всё это привело Демона к внутреннему опустошению, одиночеству и бесперспективности и именно таким герой предстаёт в самом начале поэмы.
Не менее известна так же поэма «Мцыри». В основе сюжета этой поэмы лежит традиционная романтическая ситуация — бегство из неволи. Эта тема очень часто проходит через всё творчество М.Ю. Лермонтова. Свобода для Мцыри — высшее благо, главная ценность жизни, ее смысл. Время, проведенное в монастыре, он считает лишь подобием жизни. Три дня воли стали истинной, единственно возможной для свободолюбивой, волевой личности жизнью:
Ты хочешь знать, что делал я
На воле?
Жил — и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили герою узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, проведенные в отцовском доме:
И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул…
Эти, и многие другие поэмы определили М.Ю. Лермонтова на начальных этапах его творчества как поэта – романтика.
В творчестве Лермонтова романтическая лирика достигла своего наивысшего развития. В его ранних стихах выражено весьма глубокое восприятие индивидуальности человека, его внутреннего мира. Человек и мир – вот то, что прежде всего волновало молодого поэта. Его живое внимание к чувствам и переживаниям личности мы видим в его произведениях. Поэзия М. Ю. Лермонтова удивительно созвучна нашему времени: она мятежна и беспокойна, а потому всегда будет волновать сердца людей.