Российский государственный торгово-экономический университет
СОДЕРЖАНИЕ: Программа, методические указания и задания контрольной и самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения специальностей 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080507 «Менеджмент организации», 080301 «Коммерция (торговое дело)»МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)
НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Деловое общение
Программа, методические указания и задания контрольной и самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения специальностей 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080507 «Менеджмент организации», 080301 «Коммерция (торговое дело)»
г. Новосибирск 2011 г.
Кафедра менеджмента
Деловое общение: Программа, методические указания и задания контрольной и самостоятельной работы для студентов заочной формы обучения специальностей 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080507 «Менеджмент организации», 080301 «Коммерция (торговое дело)»
Составитель: Сандер В.В. – Новосибирск: НФ ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2011. – 41 страница.
Рецензент: Литвинова Н.П., к.э.н., доцент
Методические указания рекомендованы к изданию кафедрой менеджмента, протокол от «___» ________ 2011г. №____
Утверждены учебно-методическим советом НФ ГОУ ВПО «РГТЭУ», протокол от «___» ________ 201г. № ___.
Оглавление
2. Объем дисциплины и виды учебной работы по срокам и формам обучения (час) 7
3.2. Темы и их краткое содержание. 9
4. Методические указания к выполнению и оформлению контрольной работы.. 11
5. Задания контрольной работы.. 15
Тесты для самопроверки знаний. 20
Вопросы для подготовки к зачету. 35
8. Список рекомендуемой литературы.. 37
1. Общие положения
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Российской Федерации (ОПД.Ф.17), формирующий государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов, включает курс под названием «Деловое общение».
Деловое общение - это самый массовый вид социального общения. Оно представляет собой сферу коммерческих и административно-правовых, экономико-правовых и дипломатических отношений. Эта научная и учебная дисциплина носит во многом прикладной характер.
Ее цель - способствовать формированию у деловых людей соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности, которая протекает не иначе, как на почве их общения друг с другом.
Данная дисциплина базируется прежде всего на таких разделах социальной психологии, как социальная психология личности и межличностных отношений. В то же время многие психические свойства субъектов делового общения могут быть объяснены на основе общей психологии. К тому же порой трудно отличить общую психологию, исследующую личность как субъекта деятельности и общения, и социальную психологию, рассматривающую личность и межличностное общение по сути с этих же позиций.
Культура общения, в том числе его психологическая и нравственная культура, во многом определяет его эффективность - будет ли оно успешно развиваться в интересах партнеров или же станет малосодержательным, неэффективным, а то и совсем прекратится, если партнеры не найдут взаимопонимание друг у друга.
Разумеется, целенаправленное формирование психологической и нравственной культуры делового общения, в том числе путем соответствующего обучения, предполагает опору на научную теорию как научное обобщение практики, исходя из достижений предшествующей и современной теоретической мысли.
Новые экономические и социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности широкие массы населения. Это обстоятельство выдвинуло на первый план необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально-правовые отношения, руководящих действиями людей. Лингвистическая компетентность становится в рыночных условиях непременным компонентом общепрофессиональной подготовки менеджеров, муниципальных служащих, референтов, руководителей всех уровней.
Умение успешно вести деловые переговоры, грамотно составить текст документа, умение работать с документами - важнейшие составляющие профессиональной культуры человека, принимающего решения.
Низкая речевая культура напрямую связана с низкой эффективностью совещаний, переговоров, неэффективностью законов, которые часто составлены так, что их просто нельзя исполнить.
Культура речи является экономической категорией. Высокая речевая культура и развитая экономика в передовых странах неотделимы друг от друга, взаимосвязаны. И наоборот, низкая речевая культура общества определяет соответствующий уровень развития и эффективность экономики.
В курсе также рассмотрены деловые коммуникации, практические навыки управления конфликтами, стрессами, формирование команд, а также техника принятия управленческих решений. Используется большой фактический материал, в том числе учебные конкретные ситуации на основе зарубежной и российской практики.
Основная цель подготовки студентов, обучающихся в РГТЭУ, - повысить уровень коммуникативной компетенции. Отсюда – основные задачи курса:
1. помочь студентам овладеть культурой общения в жизненно актуальных сферах деятельности, прежде всего связанных с будущей профессией;
2. повысить их общую культуру, уровень гуманитарной образованности и гуманитарного мышления;
3. развить коммуникативные способности, сформировать психологическую готовность эффективно взаимодействовать с партнером по общению, стремление найти свой стиль и приемы общения, выработать собственную систему речевого самосовершенствования;
4. способствовать формированию открытой для общения личности, имеющей высокий рейтинг в системе современных социальных ценностей.
2. Объем дисциплины и виды учебной работы по срокам и формам обучения (час)
Заочная форма обучения – 5,5 лет
Вид учебной работы |
Количество часов по специальностям |
||
080109 Бух. учет, анализ и аудит |
080507 Менеджмент организации |
080301 Коммерция (торговое дело) |
|
№№ семестров |
3 |
3 |
3 |
Аудиторные занятия: |
8 |
8 |
8 |
Лекции |
8 |
8 |
8 |
Практические и семинарские занятия |
- |
- |
- |
Тематические дискуссии и деловые игры |
- |
- |
- |
Лабораторные работы (лабораторный практикум) |
- |
- |
- |
Самостоятельная работа |
57 |
62 |
92 |
Всего часов на дисциплину |
65 |
70 |
100 |
Текущий контроль (количество, №№ семестров) |
контр. раб. №№ 1 – 4 сем. |
контр. раб. №№ 1 – 4 сем. |
контр. раб. №№ 1 – 4 сем. |
Лабораторные работы (лабораторный практикум) (количество, №№ семестров) |
- |
- |
- |
Курсовая работа (№ семестра) |
- |
- |
- |
Виды итогового контроля (экзамен, зачет) - №№ семестров |
зачет - 4 |
зачет - 4 |
зачет - 4 |
Заочная форма обучения – 3,5 года
(сокращенная подготовка на базе среднего профессионального образования)
Вид учебной работы |
Количество часов по специальностям |
||
080109 Бух. учет, анализ и аудит |
080507 Менеджмент организации |
080301 Коммерция (торговое дело) |
|
№№ семестров |
1 |
3 |
3 |
Аудиторные занятия: |
8 |
8 |
8 |
Лекции |
8 |
8 |
8 |
Практические и семинарские занятия |
- |
- |
- |
Тематические дискуссии и деловые игры |
- |
- |
- |
Лабораторные работы (лабораторный практикум) |
- |
- |
- |
Самостоятельная работа |
57 |
62 |
92 |
Всего часов на дисциплину |
70 |
70 |
100 |
Текущий контроль (количество, №№ семестров) |
контр. раб. №№ 1 – 2 сем. |
контр. раб. №№ 1 – 4 сем. |
контр. раб. №№ 1 – 4 сем. |
Лабораторные работы (лабораторный практикум) (количество, №№ семестров) |
- |
- |
- |
Курсовая работа (№ семестра) |
- |
- |
- |
Виды итогового контроля (экзамен, зачет) - №№ семестров |
зачет - 2 |
зачет - 4 |
Зачет - 4 |
3. Содержание дисциплины
3.1. Тематический план
Заочная форма обучения 5,5 лет и заочная форма обучения – 3,5 года
(сокращенная подготовка на базе среднего профессионального образования)
Названия разделов и тем |
Всего часов по учебному плану |
Виды учебных занятий |
||||
Аудиторные занятия, из них |
Самостоятельная работа |
|||||
лекции |
Практ. занятия, семинары |
Темат. дискус., делов. игры |
Лабор. работы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Раздел 1. Особенности делового общения |
||||||
Тема 1. Основные характеристики общения. Методологические основы и понятийный аппарат курса «Деловое общение» . Структура делового общения. Барьеры в общении и их преодоление. Вербальная и невербальная информация в деловом общении. Пространственная и психологическая дистанция между партнерами, необходимость организации пространства в деловом общении. Характеристика основных коммуникационных навыков в деловом общении. Структура и функции конфликтов в деловом общении. Типология конфликтов. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Стратегия и тактика конфликтов. |
25 |
2 |
- |
- |
- |
23 |
Раздел 2. Психология делового общения |
||||||
Тема 2. Учет индивидуальных особенностей личности в деловом общении. Социальный статус и ролевое распределение позиций в деловом общении. Психологический климат трудового коллектива: его формирование и влияние на деловые отношения. Психологические механизмы воздействия на партнера в деловом общении. |
25 |
2 |
- |
- |
- |
23 |
Раздел 3. Технологии деловой коммуникации |
||||||
Тема 3. Основные стили делового общения. Эвристические методы решения задач в деловом общении. Подготовка и проведение деловой беседы. Телефон в деловом общении. Деловое совещание: подготовка и проведение. Подготовка и проведение деловых переговоров. |
25 |
2 |
- |
- |
- |
23 |
Раздел 4. Способы оформления деловой коммуникации |
||||||
Тема 4. Документационное обеспечение делового общения. Этика делового общения. Особенности делового общения в разных странах. Деловой этикет |
25 |
2 |
- |
- |
- |
23 |
ИТОГО: |
100 |
8 |
- |
- |
- |
92 |
3.2. Темы и их краткое содержание
Раздел 1. Особенности делового общения
Тема 1. Особенности делового общения
1. Основные характеристики общения.
2. Методологические основы и понятийный аппарат курса «Деловое общение».
3. Структура делового общения.
4. Барьеры в общении и их преодоление.
5. Вербальная и невербальная информация в деловом общении. Пространственная и психологическая дистанция между партнерами, необходимость организации пространства в деловом общении.
6. Характеристика основных коммуникационных навыков в деловом общении.
7. Структура и функции конфликтов в деловом общении.
8. Типология конфликтов. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Стратегия и тактика конфликтов.
Раздел 2. Психология делового общения
Тема 2. Психология делового общения
1. Учет индивидуальных особенностей личности в деловом общении.
2. Социальный статус и ролевое распределение позиций в деловом общении.
3. Психологический климат трудового коллектива: его формирование и влияние на деловые отношения.
4. Психологические механизмы воздействия на партнера в деловом общении.
Раздел 3. Технологии деловой коммуникации
Тема 3. Технологии деловой коммуникации.
1. Основные стили делового общения.
2. Эвристические методы решения задач в деловом общении.
3. Подготовка и проведение деловой беседы.
4. Телефон в деловом общении.
5. Деловое совещание: подготовка и проведение.
6. Подготовка и проведение деловых переговоров.
Раздел 4. Способы оформления деловой коммуникации
Тема 4. Способы оформления деловой коммуникации
1. Документационное обеспечение делового общения.
2. Этика делового общения.
3. Особенности делового общения в разных странах.
4. Деловой этикет
4. Методические указания к выполнению и оформлению контрольной работы
Контрольные работы являются основной формой межсессионного контроля студенческих знаний. Основная цель работы – получить навыки самостоятельного изучения учебной дисциплины и научиться достаточно обоснованно высказывать свою точку зрения по рассмотренным вопросам.
Дисциплина «Деловое общение» является одним из учебных предметов, введенных в планы НФ РГТЭУ. Исходя из того, что большая по времени учебная деятельность студентов заочного отделения носит самостоятельный характер, можно выделить 3 этапа в изучении данной дисциплины:
· Изучение обязательной литературы по данной дисциплине;
· Написание контрольной работы;
· Сдача зачета.
В методических указаниях приводятся учебники и учебные пособия, которыми рекомендуется пользоваться студенту, чтобы успешно овладеть предметом. Но в процессе изучения курса студенты должны не только прочитать учебники, но и самостоятельно ознакомиться с определенным минимумом работ по конкретным проблемам делового общения. Этой цели служит написание контрольной работы.
При подготовке и выполнении контрольной работы следует иметь в виду и соблюдать следующие требования и рекомендации.
Работа по подготовке контрольной работы начинается с определения своего варианта и подбора литературы. В помощь студентам данное методическое пособие предлагает перечень тем по основным разделам изучаемого курса и список литературы, из которого можно подобрать соответствующие теме публикации. Это не исключает права студентов самостоятельно подбирать необходимую литературу.
Представленные задания обеспечивают проблемный характер обучения, его поисковую и экспериментально-исследовательскую направленность, реализуют индивидуальный подход к студенту в рамках коллективной формы учебного процесса. Основное назначение заданий - формирование у студентов навыков и умений научного осмысления теоретического материала и его соотнесения с внеучебными материалами и ситуациями.
Обязательное условие выбора темы – Вариант контрольной работы студент выбирает по таблице – по двум последним цифрам зачетной книжки (шифра). В таблице по вертикали и горизонтали размещены цифры от 0 до 9, где по вертикали – предпоследняя цифра шифра, а по горизонтали – последняя цифра шифра.
Таблица для определения номера варианта контрольной работы
Предпоследняя цифра шифра |
Последняя цифра шрифта |
|||||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
4 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
7 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
8 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Объем работы. Текст контрольной работы, написанной от руки, по объему должен быть в пределах стандартной ученической тетради (12 – 18 страниц). Машинописный текст желателен объемом в среднем от 7 до 12-15 страниц стандартного формата (А 4). Работы, превышающие указанное количество страниц, качественно выполненные и должным образом оформленные, рассматриваются уже не просто как контрольные, а как полноценные студенческие рефераты, что будет учитываться преподавателем на итоговом зачете.
Оформление работы. Контрольная работа должна быть написана аккуратно, разборчиво, с соблюдением элементарных требований по оформлению материала. В ней должны присутствовать
1. титульный лист;
2. план работы;
3. содержательная часть;
4. ссылки на использованную литературу;
5. список использованной литературы (библиография).
План работы включает 4 –6 пунктов, среди которых «Введение», 2-4 пункта, озаглавливающие основные разделы содержательной части, «Заключение»
Введение начинается с обоснования выбора и актуальности темы. В нем же ставятся цели, определяется логика работы и методы исследования.
Содержательная часть включает в себя логичное, доказательное изложение содержания темы на основе изученной литературы, разбиваемое на несколько больших смысловых частей в соответствии с заранее предложенным планом. Текст содержательной части представляет собой прежде всего логически упорядоченную подборку отрывков, цитат из книг, статей и других публикаций с небольшим количеством собственных комментариев, разного рода связующих вставок. Поэтому при цитировании в ходе работы обязательны ссылки на используемую литературу. Наиболее удачным представляется вариант, когда после изложения соответствующего фрагмента текста используемой статьи (книги) открывается скобка и в скобках указывается источник.
Например: «Под деловым общением понимается вид социальных отношений, направленных на реализацию какого-то общего дела, создающих условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели». ( Психология и этика делового общения / Под ред. проф. В.Н. Лавриенко. – М., 2003, с. 17.)
Завершает контрольную работу заключение. В нем даются некоторые общие выводы по теме и может быть изложено собственное мнение автора контрольной работы относительно всей темы или тех или иных ее аспектов.
Задание 2 выполняются студентом самостоятельно после изучения соответствующих тем курса. Все примеры должны быть представлены в работе.
Задание 3 представляет собой тезисное раскрытие выбранной студентом темы, оформленное в виде связного текста со стандартной структурой (содержание, вступление, основная часть, заключение, список литературы) в соответствии с требованиями научного стиля. Работу должен отличать самостоятельный, творческий подход к раскрытию темы.
В конце работы в разделе «Литература» приводится список использованной литературы по алфавиту авторов.
Сроки представления работы . Контрольная работа должна быть представлена студентом в деканат заочного отделения не позднее чем за две недели до начала зачетно-экзаменационной сессии с тем, чтобы преподаватель вовремя сумел ее проверить и оценить.
Без зачета по контрольной работе студент к сессии и сдаче зачета по соответствующему предмету не допускается.
5. Задания контрольной работы
Вариант I .
Задание 1. Охарактеризуйте сущность этики деловых отношений. Раскройте категории «этика», «мораль», «этика деловых отношений», «манеры», «этикет».
Задание 2. Придумайте и опишите игровую модель делового протокола.
Задание 3. Напишите тезисный ответ по теме «Методы генерирования идей»
Вариант II .
Задание 1. Управление этическими нормами межличностных отношений в коллективе. Морально-психологический климат коллектива. Оценка психологической атмосферы и межличностных отношений в коллективе.
Задание 2. Придумайте и опишите игровую модель пресс-конференции.
Задание 3. Напишите тезисный ответ по теме «Атрибуты делового общения»
Вариант III .
Задание 1. Имидж делового человека.
Задание 2. Придумайте и опишите игровую модель конфликта в процессе делового совещания.
Задание 3. Напишите тезисный ответ по теме «Психологические типы»
Вариант IV .
Задание 1. Этические нормы телефонного разговора.
Задание 2. Придумайте и опишите игровую модель «мозгового штурма».
Задание 3. Напишите тезисный ответ по теме «Контроль и оценка деловых контактов»
Вариант V .
Задание 1. Невербальная коммуникация в процессе делового общения.
Задание 2. Придумайте и опишите игровую модель конфликта внутри фирмы на почве нарушения корпоративной культуры.
Задание 3. Напишите тезисный ответ по теме «Ролевые функции в деловой взаимодействии»
Вариант VI .
Задание 1. Правила подготовки и проведения служебных совещаний.
Задание 2. Придумайте и опишите игровую модель корпоративной культуры.
Задание 3. Напишите тезисный ответ по теме «Управление деловыми конфликтами»
Вариант VII .
Задание 1. Правила проведения переговоров с деловыми партнерами.
Задание 2. Придумайте и опишите игровую модель фирмы, акцентируя внимание на ее атрибутах.
Задание 3. Напишите тезисный ответ по теме «Факторы успеха в проведении делового совещания»
Вариант VIII .
Задание 1. Конструктивная критика в деловом общении. Мотивы критики. Правила конструктивной критики.
Задание 2. Придумайте и опишите игровую модель ролевого взаимодействия внутри фирмы.
Задание 3. Напишите тезисный ответ по теме «Речевые коммуникации в деловых переговорах»
Вариант IX .
Задание 1. Культура делового письма. Правила составления резюме.
Задание 2. Придумайте и опишите игровую модель конфликтной ситуации между представителями фирм-партнеров.
Задание 3. Напишите тезисный ответ по теме «Критика в деловой коммуникации»
Вариант X .
Задание 1. Правила подготовки и проведения деловой беседы.
Задание 2. Придумайте и опишите игровую модель отчета психолога после индивидуальной и группой работы с сотрудниками фирмы на предмет их психологической совместимости.
Задание 3. Напишите тезисный ответ по теме «Социально-психологические проблемы деловых отношений»
Вариант XI .
Задание 1. Характеристика манипуляций в общении. Правила нейтрализации манипуляций.
Задание 2. Придумайте и опишите игровую модель концепции формирования имиджа фирмы.
Задание 3. Напишите тезисный ответ по теме «Психологические аспекты делового взаимодействия»
Вариант XII .
Задание 1. Управление деловым общением. Социально-психологические методы управления общением.
Задание 2. Придумайте и опишите игровую модель отчета начальника отдела кадров после беседы с пятью претендентами на вакансию руководителя проекта. Смоделируйте различные психологические и поведенческие типажи.
Задание 3. Напишите тезисный ответ по теме «Глоссарий по теме «Деловое общение»
Вариант X Ш.
Задание 1. Общение как социально-психологическая категория. Стороны общения, барьеры общения, механизмы перцепции, эффекты восприятия людьми друг друга.
Задание 2. Придумайте и опишите игровую модель анализа и решения социально-психологических проблем деловых отношений в рамках одной фирмы.
Задание 3. Напишите тезисный ответ по теме «Особенности рекламной коммуникации»
Вариант XIV .
Задание 1. Конфликты в деловой сфере: сущность, возможные причины, методы их разрешения. Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций.
Задание 2. Придумайте и опишите игровую модель корпоративной культуры.
Задание 3. Напишите тезисный ответ по теме «Виды вопросов в деловой коммуникации»
Вариант XV .
Задание 1. Культура речи в деловом общении. Этика использования средств выразительности деловой речи. Правила подготовки публичного выступления.
Задание 2. Придумайте и опишите игровую модель дискуссии по вопросу формирования имиджа фирмы.
Задание 3. Напишите тезисный ответ по теме «Использование технических средств в деловой коммуникации»
6. Самостоятельная работа
Наименование темы для самостоятельного изучения |
Источники, рекомендуемые для самостоятельной работы |
Тема 1. Основные характеристики общения. Методологические основы и понятийный аппарат курса «Деловое общение» |
1. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – сс. 11-27, тесты для самоконтроля - с. 23 2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. |
Тема 2. Структура делового общения. Барьеры в общении и их преодоление. |
1. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – сс.27-46, тесты для самоконтроля - с. 46 2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. |
Тема 3 . Вербальная и невербальная информация в деловом общении. Пространственная и психологическая дистанция между партнерами, необходимость организации пространства в деловом общении. |
1. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – сс. 91- 104, тесты для самоконтроля - с. 104. 2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. |
Тема 4 . Характеристика основных коммуникационных навыков в деловом общении. |
1. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – сс.255-266, тесты для самоконтроля - с. 266 2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. |
Тема 5. Структура и функции конфликтов в деловом общении. Типология конфликтов. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Стратегия и тактика конфликтов. |
1. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – сс.168-202, тесты для самоконтроля - с. 202. 2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. |
Тема 6. Учет индивидуальных особенностей личности в деловом общении. |
1. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – сс. 70 - 88, тесты для самоконтроля - с. 88 2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. |
Тема 7. Социальный статус и ролевое распределение позиций в деловом общении. |
1. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – сс.299-332, тесты для самоконтроля - с. 332 2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. |
Тема 8. Психологический климат трудового коллектива: его формирование и влияние на деловые отношения. |
1. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – сс.223-231, тесты для самоконтроля - с. 231 2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. |
Тема 9. Психологические механизмы воздействия на партнера в деловом общении. |
1. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – сс. 234-266, тесты для самоконтроля - с. 266 2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. |
Тема 10. Основные стили делового общения. |
1. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – 440 с. 2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. |
Тема 11. Эвристические методы решения задач в деловом общении. |
1. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – 440 с. 2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. |
Тема 12 . Подготовка и проведение деловой беседы. Телефон в деловом общении. |
1. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – сс., тесты для самоконтроля - с. 118-128 2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. |
Тема 13. Деловое совещание: подготовка и проведение. |
1. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – сс.151-154, тесты для самоконтроля - с. 165 2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. |
Тема 14. Подготовка и проведение деловых переговоров. |
1. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – сс.133-149, тесты для самоконтроля - с. 165 440 с. 2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. |
Тема 15. Документационное обеспечение делового общения. |
1. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – сс.289-295, тесты для самоконтроля - с. 296 2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. |
Тема 16. Этика делового общения. Особенности делового общения в разных странах. |
1. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – сс.234-266, тесты для самоконтроля - с. 266 2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. |
Тема 17. Деловой этикет |
1. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – сс.269-285, тесты для самоконтроля - с. 285 2. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006. Самостоятельная работа по подготовке докладов. |
Тесты для самопроверки знаний
Тест 1
Вопрос |
Вариант ответа |
|
1 |
Существует ли однозначное определение категории «общение»? |
1. Да 2. нет |
2 |
Какими средствами воздействуют друг на друга участники общения? |
1. язык, 2. речь, 3. знаки, 4. слухи, 5. традиции, 6. нравы |
3 |
При приеме на работу вы знакомитесь со своими правами, обязанностями, функциями. Какой документ содержит эту информацию? |
1. трудовой договор 2. приказ о приеме на работу 3. трудовой контракт 4. должностная инструкция |
4 |
Назовите основные намерения собеседников в деловом общении? Исключите два лишних утверждения |
1. Дать или получить информацию, 2. договориться, 3. убедить, 4. организовать, 5. обмануть, 6. получить выгоду |
5 |
На кого заводится личное дело? |
1. на каждого работника 2. на ответственных исполнителей 3. на клиентов фирмы 4. на руководителя |
6 |
Каковы конечные цели делового общения? Подчеркните правильные: |
? взаимопонимание, |
7 |
Виды делового общения: Подчеркните правильные: |
? говорить, |
8 |
Отберите из названного ниже перечня 9 основных форм делового общения |
? деловая беседа, |
9 |
К документам, инициирующим управленческие решения, относятся: |
1. распорядительные 2. организационно-правовые 3. справочно-организационные 4. личные |
10 |
Документ, содержащий перечень конкретных предложений по определенному вопросу и составляемый по заданию руководителя, называется |
1. предложение 2. служебная записка 3. постановление 4. представление |
11 |
По вербальному каналу передается чистая информация с помощью |
? слова, |
12 |
«Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам». Для какого уровня управления делового общения приемлемо данное положение? |
? «сверху - вниз» |
13 |
Какими способами воздействуют партнеры друг на друга? Укажите четыре из семи переменных: |
- заряжением; |
14 |
Вид официальных документов служащих средством общения различных организаций, предприятий, фирм по поводу осуществляемой ими своей деятельности |
1. отзывы 2. приказы 3. деловые письма 4. телетайпы |
15 |
Процесс ведения переговоров включает в себя несколько фаз: Из выше изложенного перечня исключите три неверных положения. |
- начало беседы |
16 |
. В чём состоят «секреты» в написании писем, которые обычно приносят положительное решение просьб: Оставьте из названных шести 3 минимально необходимых «секрета». |
- «Вы – подход», - комплимент, - просьба, которая должна понравиться получателю письма, - благодарность за внимание, - лирический тон письма, - заверения в любви и пр. к партнёру. |
17 |
Исключите два положения, на которые не распространяются нормы делового этикета: |
приветствия, представления, обращения, внешний облик, манера поведения на работе, речь, ведение деловых бесед и переговоров, дача устных распоряжений, ответственность, терпение |
18 |
К числу общих принципов современного этикета принято относить: Исключите два неправильных положения |
гуманизм, целесообразность действий, эстетическую привлекательность, уважение традиций своей страны и стран, с представителями которых приходится вступать в деловые контакты, национальные черты, психологию человека. |
19 |
Существует ли этикет телефонных переговоров? |
Да нет |
20 |
Этикет телефонных разговоров базируется на базе: Оставьте одно утверждение |
- правовых норм - социально-психологических требований - традиций |
21 |
В чем состоит предмет этики? | а) мораль и нравственность; б) интеллектуальная традиция; в) характеристика отношений между людьми. |
22 |
Профессиональная этика изучает: | а) отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в от дельности; б) нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;в) уровень квалификации, мастерства работников. |
23 |
С каким религиозным течением связано возникновение этики бизнеса? | а) протестанизм; б) пуританизм; в) лютеранство. |
24 |
Основной движущей силой развития личности по А.Маслоу являются: |
а) стремление к самоактуализации; б) конфликт между «сознательным» и «бессознательным»; в) комплекс неполноценности; |
25 |
Императивное общение – это: |
а) общение с сотрудниками в ходе выполнения какой-либо работы; б) это воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений; в) это авторитарная форма воздействия на партнера с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками; |
26 |
Что такое манипулятивная система общения? |
а) система приемов, обеспечивающих эффективное руководство; б) система, обеспечивающая навязывание окружающим своей воли; в) двигательные стереотипы, сопровождающие общение. |
27 |
Оптимальной зоной для делового общения с коллегами являются: |
а) персональная зона; б) социальная зона; в) публичная зона. |
28 |
Наиболее склонны к общению, активности люди: |
а) сангвинического темперамента; б) флегматического темперамента; в) меланхолического темперамента . |
29 |
Какой тип слушания наиболее актуален в деловых переговорах? |
а) рефлексивное слушание; б) нерефлексивное слушание; в) эмпатическое слушание. |
30 |
К коммуникативной стороне общения относят: |
а) основные элементы коммуникации, а именно: отправитель/кодировщик, сообщение, канал, получатель сообщения, восприятие, обратная связь б) процессы взаимодействия партнеров по общению – кооперацию, конкуренцию и т.д. в) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов |
31 |
Манипулятивное общение – это: |
а) общение с сотрудниками в ходе выполнения какой-либо работы; б) это воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений; в) это авторитарная форма воздействия на партнера с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками; |
32 |
Конформное поведение члена группы предполагает: |
а) отказ от самостоятельных взглядов и действий, безоговорочное принятие членами группы существующих порядков; в) независимость человека в суждениях, мнениях, чувствах от группового давления г) противопоставление себя группе. |
33 |
Демократический тип лидерства – это: |
а) ориентация на мнение производственной группы, коллектива ;б) гибкость в решении задач; в) принятие единоличных решений; |
34 |
Протестантская этика предполагает: |
а) поощрение трудолюбия, накопления капитала; б) негативное отношение к накоплению капитала; в) предоставляет возможность каждому определять свое отношение к богатству. |
35 |
Что такое невербальное общение? |
а) язык телодвижений (мимика, пантомимика); б) неформальное, дружеское общение; в) общение по иерархической вертикали. |
36 |
К интерактивной стороне общения относят: |
а) основные элементы коммуникации, а именно: отправитель/кодировщик, сообщение, канал, получатель сообщения, восприятие, обратная связь. б) процессы взаимодействия партнеров по общению – кооперацию, конкуренцию и т.д. в) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов |
37 |
.Диалогическое общение: |
а) общение, при котором другой человек рассматривается как равноправный собеседник; б) общение, при котором человек рассматривает собеседника как объект воздействия; в) внутренний мысленный диалог. |
38 |
Наиболее склонны к обостренным переживаниям, повышенной чувствительности и утомляемости люди: |
а) сангвинического темперамента; б) флегматического темперамента; в) меланхолического темперамента |
39 |
Наиболее важным фактором формирования социальной группы являются |
а) сильный лидер; б) совместная трудовая деятельность; в) символы и эмблемы, обозначающие принадлежность к определенной группе; |
40 |
Темперамент человека – это: |
а) совокупность врожденных психофизиологических свойств человека, конституция; б) энергичность, сила эмоционального реагирования; в) набор моделей поведения в различных жизненных ситуациях. |
41 |
Монологическое общение- это: |
а) общение, при котором человек рассматривает другого как объект воздействия б) общение, при котором другой человек рассматривается как равноправный собеседник; в) общение со свои внутренним «Я». |
42 |
. Референтная группа - это: |
a) группа, которую человек не приемлет, отрицает, отвергает; б) группа, мнение которой безразлично для человека; в) группа, к которой человек себя причисляет, образец для подражания. |
43 |
Конформный человек - это: |
а) необщительный, замкнутый человек; б) не имеющий своего мнения, несамостоятельный, приспосабливающийся; в) творческий человек |
44 |
Что такое состояние фрустрации? |
а) психофизиологическое состояние при возникновении непреодолимых препятствий в деятельности; б) состояние большой заинтересованности, высокой мотивированности в результате; в) состояние удовлетворенности при получении желаемого результата. |
45 |
Кто автор теории транзактного анализа? |
а) Фрейд; б) Юнг; в) Берн. |
46 |
Делегирование полномочий подчиненным является: |
а) необходимым и эффективным инструментом опытного руководителя; б) признаком слабого и неэффективного руководителя; в) метод руководства, к которому руководителю стоит прибегать время от времени. |
47 |
Что такое характер человека? |
а) совокупность убеждений, предпочтений и ценностных ориентаций личности; б) совокупность врожденных психофизиологических свойств, обусловливающая специфику поведенческого реагирования в межличностных и социальных отношениях ; в) совокупность относительно устойчивых приобретенных качеств, проявляющихся в привычных формах поведения. |
48 |
Основной движущей силой развития личности по З. Фрейду являются |
а) стремление к самоактуализации; б) конфликт между «сознательным» и «бессознательным»; в) комплекс неполноценности; |
49 |
Во время деловых переговоров надо стремиться: |
а) к полному одностороннему выигрышу; б) к компромиссу; в) к взаимному выигрышу всех сторон, участвующих в переговорах. |
50 |
Какой тип слушания наиболее актуален и чаще используется в деловых переговорах? |
а) рефлексивное слушание; б) нерефлексивное слушание; в) эмпатическое слушание |
51 |
Какие особенности управленческого поведения характерны для демократического типа руководства? |
а) ориентация на мнение производственной группы, коллектива б) гибкость в решении задач в) принятие единоличных решений |
52 |
Что такое стресс? |
а) реакция организма на воздействия окружающей среды, выполняющая важную адаптивную функцию; б) физиологическое и психологическое напряжение человека, которое может привести к заболеваниям человека; в) реакция организма на неожиданное препятствие в ходе выполнения какой-либо деятельности. |
53 |
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в |
a. служебной сфере b. сфере общения c. процессе взаимодействия d. личном плане |
54 |
Специфической особенностью делового общения является |
a. неограниченность во времени b. регламентированность c. отсутствие норм и правил d. разговор по душам |
55 |
В зависимости от отношений между собеседниками и ситуации, телефонные разговоры делятся на |
a. ошибочные и безошибочные b. деловые и дружеские с. официальные и неофициальные d. важные и неважные |
56 |
«Вы - подход» в начале деловой беседы используется для того, чтобы ------- |
Вставьте недостающее |
57 |
«Европейский стандарт» разговора по телефону равен _________ минутам |
Вставьте недостающее |
58 |
«Разбудите слушателя», «заинтересуйте его», «покажите, что факты понятны – это_________ |
Вставьте недостающее |
59 |
«Спорщик», «позитивист», «всезнайка», «словоохотливый», «застенчивый», «негативист», «не проявляющий интереса», «крупная шишка», «расспрашивающий» - это ________________участников обсуждения |
Вставьте недостающее |
60 |
Акцент в подтверждающих вопросах делают на _________ |
Вставьте недостающее |
61 |
Альтернативные вопросы предоставляют не более _________ вариантов выбора |
Вставьте недостающее |
62 |
В деловой этике недопустимость вмешательства в дела конкурентов, ущемление их интересов базируется на такой общечеловеческой ценности как __ |
Вставьте недостающее |
63 |
В деловой этике осознание невозможности немедленного преодоления слабости партнера, его недостатков – это проявление принципа _________________ |
Вставьте недостающее |
64 |
В деловой этике осознание ценности личности своего партнера или подчиненного, умение придерживаться в общении с ним этических норм предполагает наличие __________ |
Вставьте недостающее |
65 |
В деловой этике преобладание оценки деятельности подчиненных, а не их личностных качеств, признание индивидуальности партнеров по общению, открытость для критики, самокритичность – это проявление принципа ________ |
Вставьте недостающее |
66 |
В зависимости от полноты фиксации хода совещания выделяют протокол ________ |
Вставьте недостающее |
67 |
В конце деловых переговоров перед партнером следует поставить _____________ |
Вставьте недостающее |
68 |
В начале делового совещания необходимо сразу _________ |
Вставьте недостающее |
69 |
Важнейшее правило гласит: все абстрактное при публичном выступлении следует представлять наглядно, с помощью___________________ |
Вставьте недостающее |
70 |
Ваши идеи согласуются с идеями других, учитывается мнение всех участников совещания - такое ведение совещания предполагает___________ |
Вставьте недостающее |
71 |
Перцептивная сторона общения – это: |
А). исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих: готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом - умение быть автором своей самооценки; отношение к конфронтации с другими людьми и новому опыту как к цельному материалу, важному для более глубокого самоанализа; Б). процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. |
72 |
Интерактивная сторона общения – это: |
А). умение «с глазу на глаз» общаться с другими людьми с полным осознанием своей ответственности и заинтересованности; в случае несходства мнений - готовность пойти на конфронтацию, но не с целью - испугать или покарать другого, а с надеждой на установление подлинных и искренних отношений; Б). организация взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). |
73 |
Какие виды устного делового общения относятся к монологическим: |
а) интервью; б) совещание; в) приветственная речь |
74 |
Назовите недостающие элементы вербального коммуникативного процесса: |
А) кто (передает сообщение) Б)что (передается) В) кому (направление сообщения) Г) Д) |
75 |
Расположите в порядке очередности этапы деловой беседы: |
Вставьте недостающее |
76 |
Перечислите основные коммуникационные навыки. |
Вставьте недостающее |
77 |
Назовите основные доминантные модальности личности. |
Вставьте недостающее |
78 |
Направленная передача информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения и других особенностей партнера по общению называется… |
Вставьте недостающее |
80 |
Группа людей, имеющих общие цели, взаимодополняющие навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости и разделяющих ответственность за достижение конечных результатов называется… |
Вставьте недостающее |
81 |
Перечислите основные специальные формы деловых коммуникаций. |
Вставьте недостающее |
82 |
Документ, закрепляющий правовые отношения юридических лиц (контрагентов) или физического лица с юридическим лицом называется… |
Вставьте недостающее |
83 |
Перечислите пять основных стилей поведения при конфликте. |
Вставьте недостающее |
84 |
По содержанию общение делится на… |
Вставьте недостающее |
85 |
Группа людей, имеющих общие цели, взаимодополняющие навыки и умения, высокий уровень взаимозависимости и разделяющих ответственность за достижение конечных результатов называется… |
Вставьте недостающее |
86 |
Совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер и т.д.) исполнения этих методов называют… |
Вставьте недостающее |
Тест 2.
Задание 1. Отметьте условия реализации ДЕЛОВОЙ коммуникации:
1) информационное содержание коммуникации;
2) обязательность контактов всех участников коммуникации;
3) соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия;
4) выражение эмоционального состояния участников коммуникации;
5) ситуативные ограничения.
Задание 2. Коммуникация – это
1) обмен идеями;
2) общение;
3) трансляция информации через средства технической связи;
4) стилистическое оформление речи.
Задание 3. Отметьте функции, реализуемые при деловом общении:
1) инструментальная;
2) поэтическая;
3) интегративная;
4) магическая;
5) функция социального контроля.
Задание 4. Отметьте верную характеристику логического коммуникативного барьера:
1) барьер возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления;
2) логический барьер возникает из-за неправильной стилистической организации речи;
3) логический барьер возникает из-за национальных особенностей участников коммуникации.
Задание 5. Трудности эффективного слушания возникают из-за
1) низкой техники чтения;
2) отключения внимания;
3) незнания законов построения речи.
Задание 6. Определите размеры «личной» зоны деловой коммуникации:
1) менее 45 см;
2) 45 см - 120 см;
3) 1,2 м – 3,5 м;
4) Более 3,5 м.
Задание 7. Отметьте характеристики, соответствующие типу «случайный посетитель выставок и ярмарок»:
1) ориентированность на общую информацию;
2) планомерная подготовка к посещению выставки (ярмарки);
3) предпочтение общения непосредственно с изготовителем;
4) использование посещения выставки (ярмарки) для развития деловых контактов;
5) использование посещения выставки (ярмарки) для сбора технической информации.
Задание 8. Отметьте характеристики, соответствующие коммуникативно-ролевому типу «космополит»:
1) занимает лидерские позиции в коллективе;
2) является «поставщиком» свежих идей;
3) чаще других контактирует с внешней средой;
4) контролирует потоки сообщений в организации;
5) находится на пересечении информационных потоков.
Задание 9. Деловая коммуникация – это
1) информационно-целевое общение;
2) управленческое общение;
3) предметно-целевое общение;
4) «зондирующее» общение.
Задание 10. Отметьте вопросы, необходимые для самоанализа перед деловой беседой:
1) каковы предположения о целях собеседника;
2) каким образом избежать обозначения собственной цели;
3) какие коммуникативные барьеры могут возникнуть;
4) какими способами активизировать конфронтационный стиль взаимодействия;
5) насколько раскрывать свои позиции.
Задание 11. Отметьте характеристики, соответствующие понятию «партнерский подход к переговорам»:
1) реализуется путем совместного с партнером анализа проблем;
2) использует приемы военной тактики;
3) ориентируется на однозначную «победу» в переговорном процессе;
4) ориентируется на стимулирование эффективного взаимопонимания.
Задание 12. Отметьте возможные варианты концовки выступления:
1) призыв к действию;
2) постановка вопроса;
3) моделирование ситуации, вызывающей смех;
4) перечисление исследователей обозначенной проблемы;
5) цитирование.
Задание 13. Телефон – это техническое средство:
1) информирования;
2) обслуживания;
3) демонстрации.
Задание 14. Отметьте функцию, наиболее полно реализуемую в процессе рекламной коммуникации:
1) информационная;
2) волюнтативная (воздействия);
3) аккумулятивная (накопления информации).
Задание 15. Отметьте приятые в практике критерии классификации деловой документации:
1) по грифу; 4) по срокам исполнения;
2) по важности; 5) по способу передачи;
3) по назначению; 6) по эффективности.
7. Итоговый контроль
Итоговый контроль осуществляется в форме зачета.
Вопросы для подготовки к зачету
1. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей.
2. Основные характеристики общения.
3. Структура делового общения.
4. Характеристика основных коммуникационных навыков в деловом общении.
5. Культура делового общения.
6. Культура речи делового человека.
7. Вербальная и невербальная информация в деловом общении.
8. Психологические механизмы воздействия на партнера в деловом общении.
9. Социальный статус и ролевое распределение позиций в деловом общении.
10. Эвристические методы решения задач в деловом общении.
11. Структура и функции конфликтов в деловом общении.
12. Типология конфликтов.
13. Стили поведения в конфликтных ситуациях.
14. Стратегия и тактика конфликтов.
15. Учет индивидуальных особенностей личности в деловом общении.
16. Основные стили делового общения.
17. Деловой этикет и его влияние на психологию делового общения.
18. Психологический климат трудового коллектива: его формирование и влияние на деловые отношения.
19. Этика делового общения.
20. Профессиональное общение и его составляющие.
21. Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста.
22. Барьеры в общении и их преодоление.
23. Особенности делового общения в разных странах.
24. Пространственная и психологическая дистанция между партнерами, необходимость организации пространства в деловом общении.
25. Подготовка и проведение деловой беседы.
26. Телефон в деловом общении. Как добиться успеха.
27. Деловое совещание: подготовка и проведение.
28. Подготовка и проведение деловых переговоров.
29. Документационное обеспечение делового общения.
30. Имидж делового человека.
31. Личность, психологические типы, архетип.
32. Организация пространственной среды в деловой коммуникации.
33. Технические средства информирования, обслуживания и демонстрации в деловой коммуникации.
34. Классификация деловой корреспонденции.
35. Методы речевого воздействия на аудиторию.
36. Классификация форм деловой коммуникации.
37. Виды деловых бесед.
38. Особенности поведения соискателя при собеседовании при приеме на работу.
39. Структурные и функциональные особенности рекламной коммуникации.
40. Имидж фирмы. Фирменная реклама.
41. Условия эффективного функционирования делового общения.
42. Условия и особенности развития деловой культуры в России.
43. Психологические аспекты делового общения.
44. Национальные особенности этических норм и делового общения при переговорах.
45. Письменная коммуникация в структуре делового общения.
46. Социально-психологические проблемы деловых отношений.
47. Речь в межличностных, общественных и деловых отношениях.
48. Методы стимулирования творческого мышления специалистов.
49. Критика в деловой коммуникации.
50. Ролевые функции в деловом взаимодействии.
8. Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – 440 с.
2. Кукушин В.С. Психология делового общения: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 364 с.
3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006.
Дополнительная литература:
1. Айви А. Лицом к лицу.- Практическое пособие для освоения приемов и навыков делового общения.- Новосибирск, 1995.
2. Андреев В. И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - М., 1995.
3. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – Мн., 2001.
4. Батаршев А.В. Личность делового человека: Социально-психологический аспект / А.В. Батаршев. – М.: Дело, 2003. – 384 с.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб., 1995.
6. Василика, М. А. Основы теории коммуникации: Учебник / М. А. Василика. – М.: Гардарики, 2003.7. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И.А.Колесникова; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.
8. Конфликты и переговоры/Практическое руководство для менеджеров. - Ростов-н/Д, 1997.
9. Лабунская В. А. Невербальное поведение. - Ростов-н/Д, 1986.
10. Ллойд К. Ф. Телефонный разговор с клиентом: как добиться успеха. - М, 1994.
11. Мицич П. Как проводить деловые беседы. - М., 1987.
12. Мокшанцев, Р.И. Психология коммуникаций на переговорах: Учебн. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 367 с.13. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие/ А.В Морозов., Д.В. Чернилевский– М.: Академический проект, 2004. – 560 с.
14. ПанасюкА. Ю. Как победить в споре или искусство убеждать. – М., 1998.
15. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие / А. П. Панфилова. – СПб., 2005.16. Пиз А. Язык телодвижений.- М., 1995.
17. Романов А. А. Грамматика деловых бесед. - Тверь, 1995.
18. Руденский Е. В. Основы психотехнологии общения менеджера. - М., 1997.
19. Сабат Э.М. Бизнес-этикет. – М., 2000.
20. Самоукин А. И. и др. Психология бизнеса. - М., 1997.
21. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В.Самоукина . - СПб.: Питер, 2003. – 224 с.
22. Середа Е.И. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост. / Е.И. Середа. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.
23. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2006. – 208 с.
24. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
25. Снетков, В. М. Психология коммуникаций в организации: Учеб. пособие / В. М. Снетков. – СПб., 2000.26. Соснин В. А., Лунев П. А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. - М., 1993.
27. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом / В. А. Спивак. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 416 с.
28. Спивак, В.А. Современные бизнес-коммуникации. – СПб.: «Питер», 2002. – 448 с.29. Сухарев В. А. Быть деловым человеком. - Симферополь, 1996.
30. Теппер Р. Как овладеть искусством делового письма. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994.
31. Холопова Т. И., Лебедева М. М. Протокол и этикет для деловых людей. - М., 1994.
32. Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск, 1996.
33. Шейнов В. П. Психология и этика делового контакта. - Минск, 1997.
34. Шепель В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. - М., 2007.
35. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. - М., 1992.
36. Энкелъман Н. Путь к успеху. - М., 1992.
37. Эрнст О. Слово предоставлено Вам: Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров. - М., 1988.
38. Эксакусто Т.В. Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры / Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 339 с.
39. Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций. – СПб., «Авалон», «Азбука-классика», 2006. – 240 с.40. Якокка Л. Карьера менеджера. - М., 1992.
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)
НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Заочное отделение
Кафедра________________________
Регистрационный номер__________
Контрольная работа
по__________________________________
(название дисциплины)
Вариант № __
Выполнил студент___ курса, ____ группы
Специальность ______________________
ФИО студента_______________________
Рецензент (ФИО, должность) __________
Новосибирск 2011
Приложение 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ)
НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ
Регистрационный номер____________
Факультет ТЭФ (заочное отделение)
Группа _______ Курс ____________
Студент ______________________________________________________________
Шифр_______ Номер контрольной работы ________________________
Дисциплина__________________________________________________
Рецензент____________________________________________________
Дата получения контрольной работы______________________________
Дата возвращения контрольной работы____________________________
Оценка __________________(зачтено, незачтено)
Подпись преподавателя_____________________