«Костромской областной институт развития образования»

СОДЕРЖАНИЕ: Формы и методы профилактической антиалкогольной работы с учащимися: методическое пособие / под ред. Ручко Л. С. – Кострома, коиро, 2010. – 78 с

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:

методическое пособие


Департамент образования и науки Костромской области

Костромской областной институт развития образования

Кафедра теории и методики воспитания

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:

методическое пособие

Кострома

2010


УДК

ББК

Формы и методы профилактической антиалкогольной работы с учащимися: методическое пособие / под. ред. Ручко Л.С. – Кострома, КОИРО, 2010. – 78 с.

Учреждение-разработчик: Костромской областной институт развития образования

Методические рекомендации подготовлены сотрудниками :

Бартенева Инна Юрьевна, старший преподаватель кафедры теории и методики воспитания ГОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», кандидат педагогических наук;

Веселов Виктор Михайлович, старший преподаватель кафедры здоровьесбережения и психологического сопровождения образовательного процесса ГОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»,

Козырева Татьяна Владимировна, доцент кафедры теории и методики воспитания ГОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», кандидат педагогических наук;

Миновская Ольга Владиславовна, заведующая кафедрой теории и методики воспитания ГОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», доцент, кандидат педагогических наук;

Ручко Лариса Сергеевна, доцент кафедры теории и методики воспитания ГОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования», кандидат психологических наук;

Тайгин Олег Валерьевич, декан факультета здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности ГОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»,

Методическое пособие обсуждено и одобрено на заседании Ученого Совета Костромского областного института повышения квалификации работников образования, протокол № ______ от 30.04.2010 г.

Издание адресовано педагогам общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, образовательных учреждений системы начального и среднего профессионального образования, осуществляющим профилактическую работу с детьми и молодежью по предупреждению алкогольной зависимости.

Материал включает в себя рассмотрение феномена профилактической деятельности, обоснование деятельности по профилактике алкогольной зависимости, определение вариантов форм и методов профилактической работы в образовательном учреждении.

ББК

ISBN

© 2010

Содержание:

[1] Интерпретация высказывания воспитанника позволяет дать новое видение ситуации. Резюме как суммирование высказанных суждений проясняет направление беседы. Пересказ – повторение сути слов воспитанника – активизирует обсуждение, показывает уровень понимания. Прием «отражение чувств» проясняет эмоциональную подоплеку фактов, помогает раскрывать чувства. Самораскрытие (педагог делится личным опытом и переживаниями либо разделяет чувства воспитанника) способствует установлению атмосферы доверия. Обратная связь со стороны педагога дает ребенку данные для самовосприятия, самопознания. Логическая последовательность (объяснение последствий мышления и поведения) позволяет воспитаннику предвидеть результаты действий, понимать собственные переживания. Также могут быть использованы совет, пожелание и многие другие приемы.

Анализ художественных произведений («Педагогическая поэма» А.С. Макаренко, «Трудные» Л.А. Голубев и т.д.) и кинофильмов («Хористы» режиссера К. Барратье, «Замена» режиссера Р. Мэндела, «Умница Уилл Хантинг» режиссера Гаса Ван Сента), психолого-педагогической литературы и практического опыта педагогов позволил выделить следующие эффективные приемы.

- позитивный настрой (позволяет укрепить веру в возможности ребенка по разрешению возникшего затруднения);

- проявления доброты и заботы (позволяет воспитаннику почувствовать себя интересным, безусловно принимаемым, приятным, значимым для взрослого);

- переоценка (переоценка негативных чувств и мыслей, позволяющая сконцентрироваться на положительном, выработать новый взгляд на ситуацию);

- «авансирование личности» /А.С. Макаренко/ (высказывание положительного мнения о воспитаннике, даже если он пока не в полной мере себя проявил);

- констатация поступка (прямая – высказывание, акцентируемое на данном поступке, косвенная – высказывание или действие, указывающее ребенку, что его поступок не секрет для взрослого);

- убеждение (доступное и понятное представление тезисов и аргументов, доказывающих целесообразность того или иного решения, действия, перспективы);

- «обходное движение» /А.С. Макаренко/ (защита педагогом ребенка, совершившего проступок и вызвавшего негативное отношение сверстников, а также помощь группе и ребенку в осознании простительности ошибка и необходимости извлечения из нее полезного опыта);

- «фланговый подход» /А.С. Макаренко/ (содействие ребенку в осознании своего проступка, акцентирование на осмыслении ошибки, а не на ее оценке);

- выражение отношения (корректное и открытое выражение взрослым собственного отношения к проблеме, действиям воспитанника с позиции опытного, достойного человека, обладающего своим мнением);

- установление логических взаимосвязей (устанавливается последовательность событий, выделяется роль внутренних (субъективных) факторов в происхождении событий);

- проведение логического обоснования (данный способ позволяет оформить и отсортировать возможные способы решения проблемы, спрогнозировать эффективность разных путей решения);

- предоставление выбора (педагог всегда предлагает несколько вариантов действий, взглядов на ситуацию с тем, чтобы актуализировать субъектную позицию ребенка, дать ему возможность сделать выбор и принять ответственность);

- приглашение к сотрудничеству (предложение школьнику взять на себя поручение с подчеркиванием доверия со стороны педагога, уверенности в ответственности ребенка);

- поощрение достижений (осуществляется в виде одобрения, похвалы, награды, выражения доверия; позволяет подчеркнуть значимость самостоятельных действий, субъектной позиции ребенка).

Разумеется, этот перечень не является окончательным, он лишь выделяет наиболее существенные, широко используемые приемы.

Использование современных средств в профилактической работе с детьми и подростками.

Методические рекомендации по проведению антиалкогольной пропаганды средствами школьной журналистики.

Современная школьная журналистика может стать основным инструментом по проведению антиалкогольной пропаганды. В настоящее время в школах города и области широкое распространение получили такие виды журналистики: печать (стенная, периодическая, Интернет), школьное радио, школьное телевидение. Все указанные виды могут стать средством антиалкогольной пропаганды в том случае, если педагогам удастся наладить целенаправленную работу по данной тематике со школьными редакциями и заинтересовать школьников в создании социальной рекламы и даже проведении PR-акций и PR-кампаний. Как правило, дети и подростки активно принимают участие в данных видах деятельности, так как социальная реклама является способом удовлетворения потребности детей в творчестве. Педагог же получает возможность формировать в детях негативное отношение к алкоголю и учить детей анализировать информацию, которую учащиеся получают посредством СМИ (Средств массовой информации).

Подрастающее поколение находится в настоящее время в достаточно сложной ситуации, определяемой информационными характеристиками общества. Большинством людей информация добывается посредством Интернета, телевидения, реже – радио, реже – газет (в домашней обстановке), посредством баннеров и светодиодных экранов, вывесок, рекламных проспектов, уличным радио, просмотром фильмов в кинозале, через ведение вечеринки ди-джеем (на дискотеке, в клубе и т.д.). При этом, наши дети живут в системе формирования общества потребителей. То есть сама ситуация «приучает» детей находиться в положении пассивности. Исследователи бьют тревогу по поводу того, что СМИ сформировало образ успешного молодого человека, неотъемлемым атрибутом которого являются банка пива, получившая в России «репутацию» символа дружбы. Сформирована эта «репутация» благодаря коммерческой рекламе пива, художественным фильмам, где алкоголь буквально пропагандируется как атрибут успешного, богатого (а, значит, свободного человека – в философии общества потребления), но при этом алкоголь доступен и тем, кто таковым не является. Общественность вроде бы это и понимает, знает. Государство предпринимает соответствующие шаги: запрет на прокат рекламы алкогольной продукции до 23 часов (хотя в любое время доступны печатные СМИ – журналы, газеты, где реклама алкогольной продукции доступна детям любого возраста в любое время, тоже самое касается и фильмов).

Каков же выход из данной ситуации? В настоящее время просто необходимо воспитывать в детях информационную культуру, учить детей не только добывать информацию, но и анализировать ее с целью ответить на вопросы – для чего эта информация преподноситься? что эта информация дает? как информация влияет на меня?

Воспитать в детях и молодежи здоровое критическое отношение по отношению к информации возможно, создав лабораторию СМИ в образовательном учреждении. Такой лабораторией вполне может стать редакция, которая в свою очередь может выполнять функции: информационные, просветительские и пропаганды. Положительным моментом такой редакции является то, что ее состав подвижен и может включать в себя в определенные моменты всех учащихся образовательного учреждения (в зависимости от поставленной задачи).

В данных методических рекомендациях речь пойдет об использовании методов работы в области социальной рекламы и PR-акции как методе формирования отношения детей и молодежи к проблеме алкоголя и алкоголизации. Направлениями в сфере формирования информационной культуры могут быть: организация деятельности агентства социальной рекламы и PR-службы как инструмента профилактики асоциального поведения; формирование эталона молодого человека, в жизни которого нет места алкоголю; развитие коммуникативных навыков и творческих способностей детей и молодежи посредством работы в редакции; воспитание чувства ответственности в осуществлении выбора образа жизни перед собой и обществом. Далее нами представлено примерное планирование работы социального педагога, воспитателя в области работы антиалкогольной пропаганды.

Приведем примерную тематику занятий с учащимися, входящими в состав редакции.

Тема 1. Социальная реклама. Введение (2 ч.). Понятие социальной рекламы, цель, методы и формы, задачи социальной рекламы. Основная тематика социальной рекламы.

Тема 2. Психологические аспекты социальной рекламы (2 ч.). Содержание и реализация таких принципов, как «позитивность», «эмоциональная насыщенность», принцип «нельзя».

Тема 3. Особенности социальной рекламы профилактической направленности (2 ч.). Девиз социального рекламиста: «Не расхотеть, а захотеть». Цель социализирующего сообщения. Механизм антиалкогольной установки. Смыслы пропаганды. Опасность пафоса.

Тема 5. Воспитание мировоззрение средствами социальной рекламы (2 ч). Знания, формируемые социальной рекламой, комфорт самоощущения, смысл, сближающий с другим.

Тема 6. Профилактика алкогольной зависимости в школе. Создание слогана учащимися (6 ч.). Что такое рекламный слоган, рекламное сообщение, смысл рекламного сообщения, рекламная задача слогана, функция слогана. Определение темы слогана. Постановка задачи слогана. Определение сообщения слогана. Создание слогана. Анализ слоганов. Доработка слоганов. Публикация. Озвучивание слоганов. Размещение лучших слоганов на полосах школьной газеты, радио, телевидения (Возможно объявление школьного конкурса на лучший слоган по профилактики алкоголизации детей и молодежи для радиоэфира).

Тема 7. Устная реклама. Профилактика алкогольной зависимости в школе. Создание устной рекламы учащимися (8 ч.). Выбор темы, определение целей, задач, методов с учетом психологических особенностей воздействия социальной рекламы. Написание текста. Анализ текстов. Переработка текстов. Отбор текстов для рекламной акции. Подготовка для трансляции текстов на школьном радио (Возможно объявление школьного конкурса на лучшую социальную рекламу профилактики алкоголизации детей и молодежи для радиоэфира).

Тема 8. Социальная фотореклама. Профилактика алкогольной зависимости в школе. Создание фоторекламы учащимися (10 ч.). Выбор темы, определение целей, задач, методов с учетом психологических особенностей воздействия социальной рекламы. Создание слогана. Фотография. Обработка фотографий. По желанию, создания фотоколлажа. Анализ фоторабот. Доработка фоторабот. Размещение фоторабот на территории школы (классы, рекреации, размещение на страницах школьной прессы) (Возможно объявление школьного конкурса на лучшую социальную фоторекламу профилактики алкоголизации детей и молодежи).

Тема 9. Социальный плакат. Профилактика алкогольной зависимости в школе. Создание социального плаката учащимися (10ч.). Выбор темы, определение целей, задач, методов с учетом психологических особенностей воздействия социальной рекламы. Создание слогана. Создание плаката. Анализ готовых работ. Доработка плакатов. Размещение плакатов на территории школы (классы, рекреации) (Возможно объявление школьного конкурса на лучшую социальную фоторекламу профилактики алкоголизации детей и молодежи).

Тема 10. Листовка. Профилактика алкогольной зависимости в школе. Создание листовки учащимися (10 ч.). Выбор темы, определение целей, задач, методов с учетом психологических особенностей воздействия социальной рекламы. Написание текста. Анализ текстов. Переработка текстов. Создание иллюстративного материала (фотографии, карикатуры, коллажи, плакаты). Отбор листовок для рекламной акции. Тиражирование лучших листовок. Распространение листовок (из рук в руки, размещение в классах, рекреациях (Возможно объявление школьного конкурса на лучшую рекламную листовку профилактики алкоголизации детей и молодежи).

Тема 11. Телевизионная социальная реклама. Профилактика алкогольной зависимости в школе. Создание телевизионного учащимися (22 ч.). Выбор темы, определение целей, задач, методов с учетом психологических особенностей воздействия социальной рекламы. Написание сценария. Хронометраж. План съемок. Анализ. Корректировка сценариев и планов съемок. Съемка. Монтаж. Просмотр роликов. Подготовка для трансляции роликов на школьном телевидении (Возможно объявление школьного конкурса на лучшую социальную рекламу профилактики алкоголизации детей и молодежи для телевидения).

Тема 12. Организация профилактических рекламных акций (в течение года). Постановка цели и смысла акции. Формы акции (школьная журналистика, конкурсы, лекции, круглые столы, диспуты). Хронометрирование акции, мониторинг акции.

Информационная кампания.

Информационная кампания – это комплексная система мер воздействия на определенные группы (так называемые целевые группы) с помощью различных средств и каналов массового и индивидуального информирования и обучения с целью побуждения к принятию новых, полезных для них самих и для общества моделей поведения. При использовании данной формы профилактической работы необходимо учитывать ряд моментов: цели деятельности, характеристики деятельности, этапы осуществления деятельности. Рассмотрим их более подробно.

Любая информационная кампания, как правило, преследует три основные цели: 1) повышение уровня знаний о предполагаемой проблеме посредством предоставления достоверной информации; 2) создание определенного личностного отношения к предполагаемой проблеме; 3) формирование навыков и моделей безопасного поведения.

Обязательными характеристиками любой информационной кампании являются: наличие комплекса взаимосвязанных мероприятий, которые реализуются в определенной последовательности и усиливают друг друга; единое дизайнерское решение и звуковое сопровождение (если оно есть) всех элементов и информационных продуктов кампании, что делает их узнаваемыми и объединенными в одно целое; использование разнообразных средств и каналов передачи послания информационной кампании, обеспечивающее наиболее полный охват целевой группы; ограниченность информационной кампании по времени; возможность оценки результатов информационной кампании по заранее определенным показателям.

В любой информационной кампании должны присутствовать следующие этапы разработки стратегии и реализации: подготовительный этап, этап разработки стратегии, собственно информационная кампания. На подготовительном этапе происходит формулировка общей цели кампании; исследование ситуации путем сбора информации; оценка имеющихся и требуемых ресурсов; выбор целевой группы и определение ее основных характеристик; сбор недостающей информации. На этапе разработки стратегии и тактики информационной кампании следует осуществить постановку конкретных целей и задач кампании с учетом результатов анализа ситуации и имеющихся ресурсов; анализ значимого окружения и выработка тактики работы с ними; определение ожидаемых результатов и показателей эффективности; разработку послания и коммуникационной стратегии; тестирование разработанного послания и информационных материалов; тиражирование материалов информационной кампании. Третий этап - собственно информационная кампания, где происходит планирование мероприятий; реализация информационной кампании; проведение мониторинга и оценка эффективности кампании; планирование последующей работы.

Хотелось бы обратить особое внимание на то, что хотя информационная кампания может повысить уровень информированности и предложить модели безопасного поведения учащейся молодежи, она не может изменить поведение целевых групп при отсутствии или недостаточности необходимых услуг и поддерживающей среды.

Акция.

Акция в буквальном смысле слова означает действие, ведущее к определенному результату. Акцию, как форму привлечения подростков и молодежи к тому или иному виду деятельности, активно используют современные средства массовой коммуникации: печать, радио, телевидение, компьютерные сети. Это всевозможные SMS-акции, интерактивные голосования, рекламные кампании и пр. Форму акций используют так же различные благотворительные организации и фонды. Во время участия в акции происходит процесс усвоения индивидом некоторых социальных норм и формирование ценностных ориентаций.

Характерными чертами акции являются: кратковременность, конкретность задания и результата, минимальная подготовка к участию, обязательное наличие стимулирования.

В зависимости от перечня действий, которые выполняет участник, можно выделить следующие виды акций:

· «Соверши действие» - чаще всего проводятся с целью подсчета количества людей заинтересованных в том или ином вопросе;

· «Выполни задание и сообщи о нем» - чаще всего проводятся в рекламных целях, но могут носить и социально значимый характер если необходимо привлечение большого количества участников для преобразования чего-либо;

· «Сделай как можно больше» - как правило, носят соревновательный характер с рекламной, диагностической или просветительской целью;

· «Приди и приведи» - характеризуется целью привлечения большого количества участников к совершению какого-то действия;

· «Соверши действие и получи» - как правило, индивидуализированные акции с ярко выраженным стимулирующим характером.

В зависимости от средств, с помощью которых будет происходить обмен информацией между организаторами и участниками, можно выделить такие виды современных акций, как:

· Интернет-акции (средство передачи информации - электронная почта);

· SMS, MMS-акции (средство передачи информации - сотовый телефон);

· визуально-коммуникативные акции (средство передачи информации – речь человека).

Использование современных электронных средств и специальных программ размещения и обработки информации позволяет пройти все этапы акции за короткое время, например, в течение часа.

При подведении итогов акции обязательно наличие стимулирования участников. Стимул может быть материальным или моральным. Так, моральным стимулом может стать размещение материала об участнике в средствах массовой информации или на специальном сайте в Интернете, участие в каком-либо привилегированном мероприятии и т.д.

Выбор акции как одной из форм полового воспитания позволит образовательные задачи (освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации; развитие аналитических и коммуникативных навыков, навыков критического мышления; приобретение навыков парной и групповой работы), воспитательные задачи (формирование у детей и подростков понимания актуальных проблем развития человеческих взаимоотношений; развитие у учащихся чувства ответственности перед обществом при построении своих жизненных маршрутов; привитие участникам акции навыков взаимодействия с представителями различных возрастных категорий при решении индивидуальных жизненных проблем).

Социальные антиалкогольные акции направлены на решение следующих проблем в подростковой и молодежной среде: распространение асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде, в частности алкоголизма; низкий уровень информированности молодежи о проблеме алкогольной зависимости; формирование мифа среди молодежи о наличии безвредности небольших доз. Антиалкогольные акции имеют следующие задачи: информирование участников с учетом возрастного фактора о проблеме алкоголизма, выработка осознанного отношения к проблеме, формирование престижности здорового образа жизни, сбор информационных данных об отношении к проблеме участников. Антиалкогольные акции рассчитаны как правило на учащихся средних и старших классов школ и средних специальных учебных заведений. Продолжительность акции может быть различной (от одного дня до одного месяца в зависимости от количества участников и предполагаемых форм работы.

Примером долгосрочной акции может являться акция по профилактике алкогольной зависимости в подростковой среде. Акция проводится в три этапа.

Первый этап Встреча с учащимися и педагогами – разъяснение плана проведения акции, раздача в каждый класс-участник акции видеофильмов, информационного материала. В течение первой недели акции в классах проходит просмотр и обсуждение видеофильмов по заданной тематике.

Второй этап В течение последующих трех недель акции проходят следующие мероприятия: анкетирование по проблемам алкогольной зависимости в подростково-молодежной среде, по просмотренному фильму, проведение творческого конкурса. Ролевые и психологические упражнения, встреча с наркологом, психологом, просмотр спектакля на социальные темы, круглый стол и другие мероприятия по заранее оговоренному плану.

Третий этап. Заключительная встреча с учащимися и педагогами - подведение итогов акции, ответы на вопросы, награждение победителей творческого конкурса.

Краткосрочные антиалкогольные акции, как правило, представляют собой информационно-зрелищное мероприятие продолжительностью 60-90 минут. Компонентами такой акции могут быть:

1) раздача пакета участника (информационные листовки, анкеты);

2) лекция-беседа на основе мультимедийной презентации;

3) просмотр и обсуждение видеороликов антиалкогольной направленности;

4) интерактивные игры по теме;

5) выступления артистов;

6) заполнение анонимной анкеты по теме.

Такая акция проходит в течение дня в одном образовательном учреждении учащихся или студентов с конкурсами и призами в фойе, холле, актовом зале, кабинетах, спортивном зале между учебными занятиями или в свободное от занятий время.

Рекламная акция.

Рассмотрим отдельно такой вид работы в области противоалкогольной пропаганды, как рекламная акция (PR - акции). Основная цель PR–акций: формирование общественного мнения. Специалисты по PR руководствуются определенными правилами, механизмами формирования общественного мнения. Во-первых, это учет уровней общественного мнения: уровень массовой оценки, ценностного отношения к явлениям; уровень массово-волевого побуждения к действию, то есть слияние оценки со стремлением к изменениям; уровень массового поведения, т. е. слияние настроений и действий. Во-вторых, учет этапов формирования общественного мнения: возникновение чувств и представлений (общая информированность); столкновение различных мнений (обработка одних другими); распространение «типизированного» мнения в определенном социальном ареале; воздействие общественного мнения на поведение людей. В-третьих, учет механизмов формирования общественного мнения: спонтанных, возникающих в процессе жизнедеятельности людей (образ жизни, массовая культура и т. д.), и организационно-информационных (пропаганда, реклама, СМИ).

Любая рекламная акция должна обладать высоким уровнем эффективности информационного воздействия. Ф. Котлер выделяет следующие элементы эффективных коммуникаций с точки зрения этапов планирования:

Первый этап. Выявление целевой аудитории, которая может состоять из отдельных лиц, групп, широкой публики. На данном этапе необходимо выявление статуса и роли предполагаемых «зрителей», формирование четкого представления о целевой аудитории. Это оказывает определяющее влияние на решение о том, что, как, когда, где, от чьего имени сказать. Так же следует определить желаемую ответную реакцию. Динамика основных состояний сводится обычно к трем уровням:

1. Познание. Возможными результатами могут быть осведомленность или неосведомленность, знание или незнание.

2. Эмоции. Ответная реакция может характеризоваться так: благорасположенность или недоброжелательность, предпочтение, нейтральность или убежденность, отсутствие ценностей направленности.

3. Поведенческое проявление. В качестве итога возможно совершение действия или некая нерешительность.

Второй этап. На данном этапе происходит выбор эффективного обращения. Для этого нужно решить три проблемы: что сказать (содержание обращения), как сказать убедительно (структура обращения), какова форма обращения. При определении содержания обращения, нужно выделить мотив, который заинтересовал бы целевую аудиторию. В их числе: личная выгода получить какую-либо льготу, страх потерять здоровье (регулярно проходить диспансеризацию у врача), чувство сопричастности к преодолению каких-то негативных явлений (зависимость).

Третий этап связан с выбором средств распространения информации. В их числе могут быть средства личной коммуникации, когда общаются двое или более лиц («слухи», «молва»), так и неличная коммуникация: визуальная (ТВ), звуковая (радио), письменная (e-mail, Интернет-форум), мероприятия событийного характера (презентации, юбилеи, празднование социальных праздников и так далее).

Четвертый этап. На данном этапе предполагается осуществление выбора свойств, которые оказывают существенное воздействие на аудиторию. Нужно выделять источники, которые пользуются доверием, являются авторитетами у определенных групп общества (лидеры, артисты, общественные деятели).

Пятый этап предполагает учет информации «обратной связи». Сбор сведений может происходить как лично, так и опосредованно (анкетирование, телефонные и другие интервью). Большое значение при планировании коммуникации будет иметь «обратная связь» как обязательный элемент регуляции процесса общения и выявления эффективности рекламной акции.

Основы создания социальной рекламы.

В настоящее время существует множество определений социальной рекламы: 1) «рекламные тексты, содержащие популяризацию ведущих общественных ценностей», 2) «вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и к его нравственным ценностям», 3) «современный способ распространения общественно значимого, важного или полезного знания, осуществляемый методами рекламы в интересах общества». В статье 18 Федерального закона «О рекламе» говорится, что социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей. Как верно замечает Н.Н. Грибок, социальная реклама призывает к решению социальных проблем, обращается к человеку как к гражданину, к представителю социума. Она побуждает не к покупкам, а к поступкам. Во всем мире социальная реклама – важная составляющая мировоззрения и нравственного здоровья общества.

Особенность социальной рекламы заключается в том, чтобы социальная реклама «работала в рамках собственной силы людей» (Селивестров С.Э., 2006). Это значит, что, например, противоалкогольная социальная реклама, должна быть в первую очередь обращена к трезвым людям. Так создается образ силы и успешности другого, в данном случае непьющего, человека. В современном мире большую роль играет подражание. А в жизни детей и подростков эталонность играет ведущую роль. Поэтому эталон успешного, популярного в своей среде подростка без алкогольного «символа счастья» и будет являться образующим Я-концепции детей и подростков.

Как верно подметил С.Э. Селивестров «Нефестивальная работа социальной рекламы: не клеймить проблему, а увлечь ее из круга». Для того, чтобы решить проблему, необходимо с самой сильной позиции показать непроблемное поведение, показать устойчивые принципы позитивного мировоззрения так. Чтобы они перешли в комфортное самоощущение. В работе «Орудие и знак в развитии ребенка» Л.С. Выготский рассматривает отрицательное влияние принципа «не делай», как о наихудшем педагогическом приеме: «Заповедь «не делай чего-нибудь» есть уже толчок к совершению этого поступка в силу того, что она вводит в сознание мысль о подобном поступке, а, следовательно, тенденцию к его осуществлению». Так и реклама, которая конкретно говорит «Не пей!» воспринимается человеком как призыв к действию. Частица «не» уходит из поля зрения человека, а что остается?

Для детей и подростков характерно особое восприятие проблем жизни. Они готовы сопоставлять себя и в образе борца с вредными привычками, и в образе страдающего, близкого к смерти и умирающего от своей зависимости человеком. От художественного качества программы, как и от построения сюжета, процессы идентификации зрителя почти не зависят. Ребенку интересен лаконичный зрительный образ страдающего непонятого окружающими человека. Следовательно, с помощью социальной рекламы человека необходимо не загонять в рамки, а показать возможность из этих рамок выйти.

Важную роль в социальном рекламной рекламе играет так называемы слоган, или сообщение. Он должен доносить до человека понимание чего-то, что делает его более сильным во взаимоотношениях с самим собой и окружающим миром.

Создавая социальную рекламу необходимо помнить, что в ней должна создаваться реальность, которая исходит из позиции доверия, а не давления. Здесь уместно вспомнить поговорку: «Насильно мил не будешь». Следует помнить и о том, что реальность всегда опирается на вещественное, чувственное, на все то, что создает реальность ситуации, то, что легко сделать и понятно, как это сделать. Создается реальность при помощи контрастов (например: «Пьянство – признак неуверенности в себе. Потому и нужно таким образом «успокаиваться»»); при помощи сообщения неоспоримых сведений (например: «Сначала берешь бутылку, потом бутылка берет тебя»).

Шичко разработал метод лечения алкогольной зависимости. Суть метода Шичко объясняет так: «Надо бороться не за то, чтобы человек бросил алкоголь, а за то, чтобы, чтобы он почувствовал силу трезвости». В методе Шичко есть принципиальные вещи, которые могут использовать при создании социальной рекламы. Во-первых, следует изменить соответствующее понятие, сохраняя его суть. Например, говорить не «алкоголь», «водка», а «этанол». Изменить понятие можно только на основе неоспоримых фактов: Этанол – это отрава, которая наносит ущерб каждому органу вашего тела». Во-вторых, необходимо запустить механизм самоубеждения. Это можно сделать с помощью вопросов: «Что хорошего дал алкоголь мне?», «Моей семье?», «Что плохого?». В третьих, важно передать человеку уверенность, что он сможет удержаться от злоупотребления алкоголем и что в обществе есть такие же люди, как он, борющиеся со своими желаниями.

Социальная противоалкогольная реклама должна показать позитивный образ, противоположный тому, который ассоциируется с алкоголиком, поэтому большую роль здесь играет и юмор, но при условии восхвалении образа, эталона жизни трезвенника.

Формой работы, стимулирующей участие детей и молодежи в создании социальной рекламы, являются соответствующие конкурсы, реализующие задачи в области социализации личности, формировании доброй воли и повышении гражданской активности молодых людей. Деятельность участников должна быть связана с осуществлением самостоятельного нравственного выбора и утверждением позитивного мышления. В решении конкурсного задания важно обратить внимание ребёнка на глубину сопереживания и осмысления им взгляда на жизнь и общество, на те культурные, личностные, духовные и нравственные ценности, которые окружают его, которые составляют основу человеческой жизни и делают её благополучной и полноценной. Ребёнок, осмысливший социальную проблему и определивший свою созидательную жизненную позицию - такова цель конкурсов социальной рекламы. Работы, представленные на конкурс, должны носить созидательный, жизнеутверждающий характер. Темами подобных конкурсов могут быть «Возвращение в общество», «Шаг навстречу», «Социальная перспектива». Номинации конкурса могут быть сформированы в соответствии с приоритетными средствами представления социальной рекламы: наружная реклама/плакаты, видео реклама, аудио реклама, социальные интернет проекты.

5. Заключение.

В настоящее время специалисты по разработке программ профилактики злоупотребления спиртными напитками учитывают, что любая деятельность должна быть осуществлена в системе постановки и решения конкретных, последовательных экономических, финансовых, медицинских, образовательных, психологических и иных целостных взаимосвязанных задач, а не только в виде изолированных воспитательных характера действий. Признавая данный факт, мы видим необходимость рассмотрения методических рекомендаций к организации форм воспитательной работы с детьми и молодежью профилактической направленности в сфере преодоления алкогольной угрозы как отдельной части системной деятельности. Необходимость дифференцированной работы с учащимися, построения профилактической работы на основе учета социально-психологических, возрастных, половых особенностей детей обуславливает решение таких задач, как ранняя диагностика факторов алкогольной угрозы, обеспечение усиления «защитных факторов» и ослабления полученных по мониторингу «факторов риска, определение группы риска среди детей.

Мы уже отмечали, что мероприятия по профилактике злоупотребления алкоголем должны быть направлены на формирование у личности навыков сопротивления алкогольному соблазну, расширение знаний о последствиях употребления алкоголя с укреплением в сознании личности негативного отношения к нему. Вместе с этим, такая работа предполагает увеличение социально-психологической компетентности личности в межличностных отношениях, формирование самодостаточности, самоактуализации и твердости в сопротивлении давлению окружающих по употреблению спиртных напитков.

Определение интенсивности профилактической деятельности определяется уровнем риска для несовершеннолетних в отношении употребления спиртных напитков. Чем выше уровень риска, тем более интенсивной должна быть профилактическая работа. Внедрение уже зарекомендовавших себя программ, форм и методов работы предполагает их адаптацию к определенным условиям, существующим в образовательных учреждениях. Оценка эффективности реализуемых мер может быть как непосредственной, кратковременной, так и долгосрочной. Критериями оценки являются численность участников, отношение к мероприятиям подростков и молодежи, изменение отношения к употреблению спиртных напитков, информированность, изменения поведения, отношения к себе, изменения в общении и другие. Все это отражает степень педагогического влияния на уменьшение распространения алкоголизма в нашей стране.

6. Рекомендуемая литература:

Рекомендуемая литература по вопросам организации профилактической работы по предупреждению алкогольной зависимости

1. Антология социальной работы. - М.: Сварогъ-НВФ, 2004.

2. Белогуров С.Б. Популярно об алкоголе и алкоголиках. – С-Пб, 2005.

3. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология раннего алкоголизма. - Самара, 2005.

4. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. – М, 2004.

5. Вишневский Ю.Р., Шанко В.Т. Социология молодежи. – С-Пб, 2005.

6. Гиль С.С. Гиль Л.В. «Педагогическая профилактика ПАВ - зависимости: технологии содействия самореализации подростков». М., Изд-во «Ритм», 2004.

7. Горанская С.В., Баранова О.С. Выбираю жизнь. Учебно-методическое пособие. - Петрозаводск, 2000.

8. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М, 2004.

9. Деватко И. Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. - М, 2004.

10. Дерюгин В.И. Специальные методы социально-профилактического воздействия и влияния на людей. 3-е изд. - Челябинск, 2005.

11. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек.- Волгоград.: Панорама. Москва: Глобус, 2007.

12. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. – М, 2004.

13. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия.- С-Пб.: Питер Ком, 2005.

14. Колесов А.В. Предупреждение вредных привычек у школьников.-М.:Изд-воУРАО,2001.

15. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества / Б.А. Ручкин, В.Л.Родионов, А.В. Пыжиков// - М.: Социально-гуманитарные знания, 2005. - №1.

16. Муздыбаев К. И. Психология ответственности. - М, 2003.

17. Основы социальной работы. Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2004.

18. Подросток на перекрестке эпох. Под ред. Кривцовой С.В..- М.: Генезис , 2004.

19. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в общеобразовательной среде: Сб. программ / под ред. Л.М. Шипициной. СПб.; Образование - культура, 2003.

20. Социальная педагогика: курс лекций; учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под редакцией Ф.А. Мустаевой. - М.: Академический проект, 2005.

21. Социология молодежи. Учебник / Отв. ред. В.Т.Лисовский. - С-Пб: Издательство С.-Пбургского университета, 2005.

22. Твоя жизнь – твой выбор. Развитие ценностей здорового образа жизни школьников (психолого – педагогические рекомендации)/ Т.М. Жирова.- Волгоград: Изд-во «Панорама», 2006.

23. Фалькович Т. А., Толстоухова Н. С, Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. М.: 2005.

24. Шилова Т. А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: практическое пособие. М: 2005.

Рекомендуемая литература по вопросам методики организации форм, методов воспитательной работы

1. Афанасьев С.П. Методика организации интеллектуально-познавательных игр// Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова.-1995.-№ 3.

2. Афанасьев С.П. Методика организации конкурсных программ// Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова.-1995.-№ 1.

3. Афанасьев С.П. Методика проведения творческих конкурсов// Вестник КГПУ им. Н.А. Некрасова.-1995.-№ 2.

4. Афанасьев С.П. Последний звонок: Как организовать праздник для выпускников: Методическое пособие. — Кострома, 1995.

5. Афанасьев С.П., Коморин С.В. «Чем занять детей в пришкольном лагере, или 100 отрядных дел». Методическое пособие. — Кострома: РЦ НИТ «Эврика- М», 1998.

6. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1997.

7. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996.

8. Гиндис Б. Вечерний огонек. — ВДЦ «Орленок», 1998.

9. Грибок Н.Н. Социальная реклама: уч. пособие/ М.: Изд-во М. гум. ун-та, 2008.

10. Кабалевский А. Российский и зарубежный опыт развития социальной рекламы - М.: Знание, 2006.

11. Козлова Ю., Ярошенко В. Поход — дело серьезное // Учительская газета.- 1999.- №6 (9723).

12. Коровкина Т.Е., Куприянов Б.В. Коллективные формы воспитательной работы с подростками и старшеклассниками: игра-путешествие. // Вестник КГПУ имени Н.А. Некрасова. Научно-методический журнал. 1997. — № 4.

13. Кривельская Н.В. Духовное здоровье нации // Клуб «Реалисты», 1996. – №25. – с.71-73.

14. Куприянов Б.В., Подобин А.Е. Ситуационно-ролевая игра в социальном воспитании старшеклассников. — Кострома: КГПУ, 1998.

15. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.- М.: Педагогика, 1988.

16. Николайшвили Г. Краткая история социальной рекламы. – М.: Алькон, 2004.

17. Перепечаева Я. Психологические аспекты социальной рекламы. – М.: Просвещение, - 2005.

18. Поляков С.Д. О педагогической инноватике.- М., 1990.

19. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. — М: Новая школа, 1996.

20. Сейненский А.Е. Экскурсия // Российская педагогическая энциклопедия в 2тт..- Т.2.- М.: Большая российская энциклопедия.-1999.

21. Селивестров С.Э. Социальная реклама. Искусство владения словом. – И. :Бахрах – М, 2006.

22. Селивестров С.Э. Социальная реклама. Искусство воздействия словом. Самара: Издательский Дом «Базрар-М», 2006.

23. Титова Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993.

24. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. — М.: Просвещение, 1980.

25. Ученова В.В., Старых Н.В. Социальная реклама. М.: Индекс Медиа. 2006.

26. Уэллс У., Бернет Д., Мориарти С. Реклама: принципы и практика, Спб., 1999.


Актуальность профилактической работы со школьниками по предупреждению алкогольной зависимости.

Раскрываются проблемы теоретического и практического характера алкоголизации подрастающего поколения, необходимость решения которых детерминируется особенностями социокультурной ситуации в российском обществе. Выявляется противоречие между необходимостью педагогической профилактики возникновения ранней алкоголизации у подростков и неразработанностью системы педагогических профилактических воздействий по преодолению этих явлений.

Профилактика алкогольной зависимости как социально-педагогическая деятельность.

Рассматриваются понятие «социально-педагогическая деятельность, задачи и направления социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях, особенности социальной профилактики. Даются теоретико-методологические основы осуществления профилактической работы с детьми и подростками, условия её эффективности.

Содержание деятельности по педагогическому обеспечению профилактики алкогольной зависимости школьников.

Содержание деятельности отражено в описании направлений по организации профилактической работы в образовательном учреждении. Отмечается, что наряду с отдельными мероприятиями по пропаганде здорового образа жизни следует реализовать комплексные образовательно-воспитательные программы работы, куда следует включить и работу с родителями, и индивидуальную работу с отдельными учащимися.

Формы, методы и средства деятельности педагога по обеспечению предупреждения алкогольной зависимости школьников.

Дается классификация форм воспитательной работы (М.И.Рожков, Л.В.Байбородова, Г.И.Щукина, Б.В,Куприянов), раскрывается возможный перечень существующих методов воспитательной работы. Формы, методы и средства профилактической работы рассматриваются в структуре групповых и индивидуальных форм работы по различным направлениям деятельности: информационно-правовое, духовно-нравственное, культурно-досуговое, спортивно-оздоровительное, декоративно-прикладное, трудовое и профессиональное, социально-психологическое.

Авторами представлены методические рекомендации к организации некоторых форм работы, представленных в областной целевой программе «Профилактика пьянства и алкоголизма в Костромской области на 2010-2012 годы»: дискуссионные формы работы (в том числе, «круглый стол»), профилактический тренинг, выставка, игра-путешествие или маршрутная игра. Предлагается методика организации наиболее сложных по содержанию и применению методов словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическая беседа и метод наглядно-практического воздействия – пример. Отдельно рассмотрены методы и формы индивидуальной работы с учащимися по профилактике алкогольной зависимости.

Отдельный раздел посвящен использованию современных средств в профилактической работе с детьми и подростками: аудиовизуальных средств, глобальной сети Интернет.

Заключение.

В заключении обращается внимание на то, что определение интенсивности профилактической деятельности определяется уровнем риска для несовершеннолетних в отношении употребления спиртных напитков. Даются критерии оценки эффективности реализуемых мер.

Список литературы состоит из 26 наименований


[1] Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – С. 158-159.

Скачать архив с текстом документа