Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития 3
СОДЕРЖАНИЕ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВАГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра учёта и налогообложения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теории и истории налогообложения
на тему: «Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития»
Выполнила студентка 2курса
Дневного отделения
Научный руководитель
Старший преподаватель
Тюмень 2010
Содержание
Стр.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Прямые и косвенные налоги в РФ……………………………………........4
1.1.История возникновения и развития прямых и косвенных налогов........4
1.2.Прямые и косвенные налоги……………………………………………..11
2. Основные виды косвенных налогов………………………………………20
2.1. НДС………………………………………………………………………..20
2.2.Акцизы……………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………….33
Список литературы
Введение
Тема данной курсовой работы является очень актуальной, т.к. косвенные налоги играют немало важную роль в налоговой системе РФ и очень важно, чтобы налоговая политика в отношении данного вида налога продолжала совершенствоваться.
Целью настоящей работы является комплексное исследование косвенных налогов в РФ и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- ознакомиться с историей возникновения и развития прямых и косвенных налогов;
-раскрыть сущность и значение прямого и косвенного налогообложения;
-раскрыть сущность НДС и акцизов;
-ознакомиться с политикой по реформированию НДС и акцизов на ближайшие годы.
Объектом исследования является косвенное налогообложение в РФ.
Предметом исследования являются отношения в сфере определения и исчисления косвенных налогов.
Глава 1.Прямые и косвенные налоги в РФ.
1.1. История возникновения Российской налоговой системы.
Как известно, налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан. С момента возникновения государства налоги являются основным звеном экономических отношений в обществе и основной формой государственных доходов. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.
Финансовая система древней Руси стала складываться только к концу IX века после объединения древнерусского государства. Основным источником доходов княжеской казны была дань – по сути дела прямой налог. Дань платили мехами или монетами с обитаемого жилища или с дыма. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Торговая пошлина (мыт) взималась за провоз товаров через городские заставы, через реки, за право иметь склады, за право устраивать рынки. Судебная пошлина взималась за убийство и прочие преступления.
После татаро-монгольского нашествия уже в XV веке вновь началось создание финансовой системы древней Руси. Была введена дань с крепостных крестьян и сборы для производства пушек и укрепления границ Московского государства. Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные.
Политическое объединение русских земель относится к концу XV века. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Россия состояла из множества разрозненных княжеств, в каждом из которых налоги и сборы взимались по-своему и пополняли княжескую казну. Кроме того, налоги и сборы взимались в большую государственную казну. В силу этого финансовая система России в XV-XVII веках была чрезвычайно сложна и запутанна.
Финансовая и налоговая политика Российского государства начала складываться при Петре I (1672-1725). Его царствование нередко называют эпохой славных дел. В то же время эпоха Петра характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения государственной казны изобретались все новые способы, вводились новые налоги, вплоть до налога на бороды и усы. Были введены такие сборы как подушная подать, гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, печей, кораблей, арбузов, орехов, с церковных верований. В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить, как мы сказали бы сейчас, справедливость налогообложения, равномерность налоговых тягот, которые были ослаблены для малоимущих людей.
В конце XVII – начале XVIII веков в европейских странах, в том числе и в России, стало формироваться административное государство с достаточно рациональной налоговой системой, состоящей из прямых и косвенных налогов. Именно в то время в качестве основного косвенного налога появился акциз. Акциз взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25 %, однако какого-либо научного обоснования размеров налогообложения не было.
Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушную подать и подоходный налог. От них были освобождены дворянство и духовенство, зато буржуазия и крестьянство отдавали государству 10-15 % своих доходов.
В это время в России прямые налоги играли второстепенную роль по сравнению с косвенными. При этом косвенные налоги составляли более 60 % доходов казны.
В начале XIX века политические события в Европе, война с Наполеоном требовали постоянного напряжения финансовых ресурсов России. В 1809г. расходы государственного бюджета в 2 раза превышали доходы. В это время была разработана программа финансовых преобразований, связанная с именем крупного государственного деятеля, ближайшего советника императора Александра I , Михаила Сперанского. Основные положения этой программы сводились к тому, что:
- расходы должны соответствовать доходам;
- расходы должны разделяться по ведомствам, по степени нужды в них (необходимые, полезные, избыточные, излишние и бесполезные), по пространству, по назначению (обыкновенные и чрезвычайные, причем для чрезвычайных должны быть предусмотрены не деньги, а способы их получения), по степени постоянства (стабильные и меняющиеся).
Именно в это время Александром I было учреждено Министерство финансов России.
На протяжении XIX века главным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом продолжала оставаться подушная подать, которая в последствии была заменена налогом с городских строений. Второе место среди прямых налогов занимал оброк – плата за пользование землей. Купечество платило гильдейскую подать – сбор с капитала (2,5-4 %). Данный сбор был введен Екатериной II вместо подушной подати. Кроме основных ставок прямых налогов вводились надбавки целевого назначения – на строительство дорог, на устройство водных сообщений, для уплаты государственных долгов. Причем дворяне, которые жили за границей не по службе и проживали доходы вне отечества, должны были платить вдвое.
В 80-х годах XIX века наряду с общей отменой подушной подати стало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг, затем государственный квартирный налог. Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по дарению. В зависимости от степени родства они имели ставку от 1 до 6 % стоимости имущества.
Среди косвенных налогов крупные доходы приносили Российскому государству акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, дрожжи, нефтяные масла и др. Значительны были поступления налогов от производства и торговли алкогольными напитками.
В 1898г. Николай II ввел государственный промысловый налог, который просуществовал вплоть до революции 1917г. Этот налог уплачивался торговыми заведениями и промышленными предприятиями за право ярмарочной торговли. Крупные акционерные предприятия уплачивали дополнительный промысловый налог в форме налога с капитала и процентного сбора с прибыли. Еще одним прямым налогом в то время был налог на недвижимое имущество (9 %). Таким образом, к началу XX века в России доминировали уже прямые налоги (около 60 % всех доходов).
В начале XX века (1900-1913 гг.) в России происходят не только количественные изменения в структуре доходов, но и качественные. Доходы бюджета Москвы к 1913г. выросли в 4 раза. Москва стала по количеству жителей девятым городом мира и вторым в России после Петербурга. При этом Москва имела гораздо большее значение, чем Петербург с точки зрения оптовой торговли и транспортного сообщения внутри страны. Налоговые и пошлинные льготы способствовали привлечению громадного иностранного капитала. Таким образом, к 1913г. Россия стала одной из крупнейших держав мира и переживала расцвет.
Однако, уже в 1914г. мирное развитие России прервалось, первая мировая война губительно сказалась на финансовом положении страны. Резко выросла бумажно-денежная эмиссия. Чтобы покрывать растущие военные расходы, необходимо было систематически повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы. Стремительно росли суммы займов как внутренних, так и внешних. Естественно, что в таких условиях покупательная способность рубля быстро падала, поглощаемая инфляцией. Уменьшался золотой запас России, которым она вынуждена была обеспечивать внешние займы.
После февральской революции 1917г. положение России еще более ухудшилось. Временное правительство Керенского не смогло справиться с экономическими и финансовыми трудностями. Был найден уже проторенный путь – бумажно-денежная эмиссия. Современники писали, что оклеивать стены так называемыми «керенками» (бумажными деньгами) было значительно дешевле, чем покупать на них обои.
После октябрьской революции 1917г. основным источником доходов центральных органов Советской власти стала эмиссия бумажных денег.
Определенный этап в налаживании финансовой системы страны начался после провозглашения в 1921г. новой экономической политики (НЭП), когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. В период НЭПа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы. Опыт 20-х годов показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность предприятий от государственного аппарата управления.
В то же время финансовая система во времена НЭПа была довольно примитивной, поскольку отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России и воспроизводила ряд ее черт. В то время к прямым налогам относились сельскохозяйственный, промысловый (налог с оборота), подоходно-имущественный, гербовый сбор и различные пошлины. К косвенным налогам относились акцизы (на чай, кофе, сахар, соль, алкогольные напитки, табачные изделия, спички, нефтепродукты, текстильные изделия и др.) и таможенное обложение. Прямые налоги составляли в 1922-1923 гг. около 43 % всех налоговых поступлений в бюджет, а в 1925-1926 гг. – уже более 80 %.
В общемировой практике налог с оборота (в то время прямой налог), в конечном счете, эволюционировал в налог на добавленную стоимость. В экономике же России эта эволюция была обратной – в сторону сближения налога с оборота с акцизами – определенной фиксированной надбавкой к цене товара в пользу доходов государства.
Подоходно-имущественное обложение прогрессивно возрастало по мере увеличения размера имущества. В результате всякое слияние капиталов – создание товариществ, акционерных обществ – вело к удвоению и утроению налогообложения. Дважды облагались и доходы участников акционерных обществ – как совокупный доход акционерного общества, а затем как выплаченные дивиденды.
В дальнейшем после отмены в конце 20-х годов НЭПа финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов перешли к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через государственный бюджет. Таким образом, в 30-х годах прошлого столетия впервые в мировой практике хозяйствования была внедрена абсолютно новая модель экономики – экономика центрального планирования или плановая экономика, основанная на стопроцентной монополии государственной собственности на землю, недра и все средства производства. В такой модели нет и не может быть места налоговой системе по простой причине исчезновения основного субъекта налогообложения – самостоятельного частного собственника. Экономически абсурдными представлялись налоговые отчисления предприятий государству, поскольку доход, созданный предприятиями, фактически являлся государственной собственностью.
Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишало хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводило страну к финансовому кризису, который разразился в конце 80-годов XX столетия и получил название «перестройки» или «рыночных преобразований».
С момента возникновения государства налоги являются основным звеном экономических отношений в обществе и основной формой государственных доходов. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы.
В конце XVII – начале XVIII веков в европейских странах, в том числе и в России, стало формироваться административное государство с достаточно рациональной налоговой системой, состоящей из прямых и косвенных налогов. Именно в то время в качестве основного косвенного налога появился акциз. На протяжении XIX века главным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги.
Косвенные налоги на протяжении всей истории играли важную роль.
От появление первого налогообложения и его последующего развития вплоть до современного периода косвенные налоги имели огромное значение и во многом повлияли на возникновения и развития налоговой системы РФ.
1.2.Прямые и косвенные налоги.
При формировании налоговой системы большое значение имеет определение оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами. Прямые налоги в большей степени соразмеряются с платежной способностью граждан. В отличие от прямых, косвенные налоги падая большей частью на предметы общераспространенные, потребление которых не находится в прямом соответствии с имущественною состоятельностью потребителей, ложатся особенно тяжело на бедные классы населения и нередко оказываются обратно пропорциональными к средствам плательщиков. Кроме того, взимание прямых налогов не требует сложной организации контроля производства, сбыта и потребления товаров, как это имеет место при взимании косвенных налогов, и, следовательно, требует меньших затрат. В бюджетном отношении преимущество прямых налогов состоит в том, что они обеспечивают большую определенность и устойчивость бюджета.
Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения была замышлена исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги – роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения.
В то время как в российской налоговой системе преобладают прямые налоги, наблюдается устойчивая тенденция повышения значимости косвенных налогов.
Прямым налог считается в том случае, если его окончательным плательщиком является владелец собственности или обложённого объекта.
Основные прямые налоги в налоговой системе РФ [1] :
1)Налог на прибыль организаций
2)Налог на доходы физических лиц
3) Налог на добычу полезных ископаемых
4) налог на имущество
5) земельный налог
6) единый социальный налог
Косвенные налоги, их значение в налоговой системе РФ.
Косвенные налоги - это налоги, перекладываемые путем надбавки в цене на потребителя товара, который становится окончательным плательщиком. Они не связаны с доходом или имуществом непосредственного плательщика - потребителя продукции - или услуги, и уклониться от него невозможно, так как практически весь объем продукции (услуг) широкого потребления содержит в себе косвенные налоги. Закон возлагает юридическую обязанность внесения этого налога в казну на предприятие после реализации продукции (услуг). К косвенным налогам относятся, например, налог на добавленную стоимость, акцизы.
К преимуществам косвенных налогов можно отнести следующее [2] :
1)анонимность налога, т.е. его изъятие связано с движением товаров ( работ , услуг), а не с доходами физических и юридических лиц;
2) простота взимания налогов;
3) время реализации товаров ( работ , услуг) и уплаты налога практически совпадает;
4) за потребителем не остаётся права выбора платить или не платить налог.
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
1) не учитывается материально-финансовое состояние налогоплательщика;
2) тяжело платить налоги малоимущим слоям.
Косвенные налоги выполняют две функции:
- по оперативной мобилизации доходов граждан в государственную казну;
- фискальную функцию - по регулированию экономики страны.
Эта функция осуществляется методом стимулирования или сдерживания производства продукции по тем или иным направлениям и таким образом регулирует потребление. При этом централизация управления обеспечивает быстрое реагирование на экономические процессы.
Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения.
Самые первые формы налогообложения по своей сути все-таки являлись прямыми. Налогообложение началось в древности с так называемой церковной десятины, которая регулярно взималась со всего произведенного или добытого в интересах служителей религиозного культа. Со временем определенная дополнительная доля продукта стала изыматься также и на цели финансирования светской администрации. Эти подати по своей правовой природе вполне укладываются в рамки прямого налогообложения, так как взимались в процессе приобретения или накопления материальных благ.
Возникновение же косвенных налогов, взимаемых в процессе расходования материальных благ, прежде всего, связывается с появлением пошлинного налогообложения, которое приходится на несколько более поздний период развития общества и государства. В городах раннего средневековья, где вследствие более равномерного распределения собственности еще сохранялись демократические устои, налоговые системы строились в основном на прямом налогообложении. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на положение народа, поскольку они увеличивали стоимость товара. Когда же аристократия набрала силы, чтобы сломить сопротивление народных масс, установился приоритет косвенного налогообложения, причем, как правило, на предметы первой необходимости (например, налог на соль). Таким образом, согласно первой позиции, косвенные налоги являются вредными, так как они ухудшают положение народа.
Вторая позиция, появившаяся в конце средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного налогообложения. Посредством косвенных налогов предлагалось установить равномерное налогообложение. Дворянство через различные льготы и откупы не было обременено прямыми налогами. Поэтому сторонники идеи косвенного налогообложения стремились заставить платить привилегированные классы путем установления налога на их расходы. Тем самым косвенные налоги рассматривались в качестве средства по установлению равенства в обложении.
Сторонниками косвенного налогообложения являлись также А. Смит и Д. Рикардо, которые обосновывали его через идею добровольности. Эта идея исходит из утверждения о том, что косвенные налоги менее обременительны, чем прямые, потому что их легко избежать, не покупая налогооблагаемый товар.
Однако в конце XIX в. экономисты, спорившие по этому вопросу, пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогами, считая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное - для эффективного получения поступлений. Некоторые специалисты идею о «разумном сочетании прямых и косвенных налогов» рассматривают даже в качестве одного из принципов налоговой системы. Начиная с этого времени, устанавливается примерное соответствие степени развития косвенных налогов.
Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке (величине налога на единицу обложения) или в фиксированной сумме с дохода или имущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.
Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в государственный бюджет. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.
Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные - в большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому если прямые налоги - это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смысле считать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.
Представляется целесообразным относить налоги к прямым или косвенным на основе признака совпадения или несовпадения объекта и источника налогообложения. В соответствии с таким подходом прямые налоги - это такие налоги, для которых источник и объект налогообложения идентичны, а косвенные - те, для которых источник и объект не совпадают.
Нередко и прямые, и косвенные налоги подразделяют на несколько видов. Среди прямых налогов выделяют реальные и личные. Реальными налогами облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним, в частности, относятся земельный налог, налог на имущество, налог на недвижимость и некоторые другие. В отличие от реальных личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность. Они взимаются с физических и юридических лиц или у источника дохода, или по декларации. Примером личного обложения могут служить подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.
Косвенные налоги, в свою очередь, подразделяются на акцизы, государственную фискальную монополию и таможенные пошлины. Акцизы бывают индивидуальные и универсальные. Ярким примером универсального акциза является НДС. Универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота. Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость. Индивидуальные акцизы устанавливаются как по отдельным видам товаров, так и по группам товаров. Государственная фискальная монополия в налоговой практике используется не всеми странами, отсутствует она и в российской налоговой системе. Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, представляющие полную или частичную монополию государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртные напитки, табачные изделия, соль, спички, пиво). Основная цель их взимания состоит в увеличении доходов государственного бюджета.
Таможенные пошлины в большинстве стран устанавливаются только на импортные товары. Экспорт товаров, как правило, обложению таможенными пошлинами не подлежит. В отличие других стран в России установлены и экспортные пошлины. Таможенные пошлины классифицируются по четырем признакам: происхождению, целям, характеру взимания, характеру отношений.
Различия прямых и косвенных налогов
Источники различий налогов |
Прямые налоги | Косвенные налоги |
Участие в образовании цены | Включается в цену на стадии производства | Включается в цену на стадии реализации |
Способ взимания | По декларациям, по кадастрам |
По тарифам |
Источник уплаты | Доход, имущество | Расходы и потребление товаров и услуг |
Косвенные налоги имеют ряд достоинств в качестве источника бюджетных доходов. Они гораздо менее, чем прямые налоги, зависят от циклических колебаний конъюнктуры, поэтому являются более надежным бюджетным источником. Поэтому косвенные налоги широко применяются в мировой практике, они содержатся в налоговой системе каждой страны и играют в ней весьма существенную роль. Если в развитых странах Запада доля косвенных налогов в налогообложении падает, то в России она возрастает.
Достоинства косвенных налогов заключаются в следующем: 1) при правильном и удачном выборе объектов обложения они могут приносить казне такие крупные доходы, которые было бы затруднительно собрать в форме налога прямого. Это обусловливается тем, что уплата косвенных налогов производится незначительными долями, исподволь, большей частью в виде надбавок к цене товаров, между тем как прямые налоги обычно уплачиваются сразу, более или менее крупными суммами. 2) Момент уплаты косвенных налогов большей частью удобен для плательщиков, так как он совпадает обычно с приобретением каких-нибудь предметов, свидетельствующим о том, что у плательщиков имеются деньги. Этот довод, как и большинство других, приводимых в пользу косвенного налога, применим, впрочем, только к обложению предметов не первой, а более или менее условной необходимости. 3) При помощи косвенных налогов можно привлечь к обложению большие массы плательщиков, которые только с большим трудом и издержками могли бы быть обложены налогами прямыми. Точно так же этим путем достигается обложение таких лиц и доходов, которые почему-либо не обложены или не могут быть обложены прямыми налогами (напр. иностранцы). 4) В некоторых отношениях и случаях взимать косвенные налоги легче и дешевле, чем прямые, как например, при провозе через границу, в момент производства и т. п.; при этом продавцы или производители являются как бы безвозмездными посредниками по взиманию налогов. 5) Некоторые писатели видят в косвенных налогах могучее средство для правительства так или иначе регулировать производство и потребление известных продуктов. 6) Наконец, к числу достоинств косвенных налогов относят иногда и бессознательность их уплаты, дающую правительству возможность незаметно для подданных взимать с них крупные сборы. С этим последним доводом всего труднее согласиться; это свойство косвенных налогов можно даже прямо отнести к числу их недостатков.
Прямые и косвенные налоги имеют одинаково важную роль.
При формировании налоговой системы большое значение имеет определение оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами.
Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения была замышлена исходя из положения, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги – роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения.
В то время как в российской налоговой системе преобладают прямые налоги, наблюдается устойчивая тенденция повышения значимости косвенных налогов.
Глава 2. Основные виды косвенных налогов.
2.1. Налог на добавленную стоимость (НДС).
Важным элементом налоговой системы является налог на добавленную стоимость (НДС), введенный Законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991г., действовавшим с изменениями и дополнениями [3] до недавнего времени. Одновременно с 1 января 1992г. был отменен налог с оборота, установленный еще во времена налоговой реформы1930г. и являющийся тогда основным источником государственного бюджета. Существующая в настоящее время система налогообложения значительно отличается от прежней, которая действовала до 31 декабря 1991г. В НК РФ (часть вторая, гл. 21) закреплены основные положения об НДС.
НДС - универсальный косвенный налог, в наибольшей мере отвечающий условиям рыночной экономики. Несмотря на сравнительно низкие ставки, он является одним из основных источников бюджетных доходов. В разных странах НДС имеет широкое распространение, так как касается всех видов продукции.
НДС представляет собой форму взимания в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех этапах производства и реализации продукции. Рассчитывается он как произведение ставки налога на разницу между стоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг) и материальными затратами, отнесенными на издержки производства и реализации продукции.
Плательщиками НДС являются [4] :
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, признаваемые в соответствии с Таможенным Кодексом Российской Федерации плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Организация – плательщик налога подлежит обязательной постановке на учёт в налоговом органе по месту нахождения и по месту своего нахождения каждого обособленного подразделения.
Индивидуальные предприниматели подлежат обязательной постановке на учёт в налоговых органах по месту жительства в качестве налогоплательщиков.
Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков осуществляется независимо от наличия обстоятельств, которые в соответствии с гл.21 НК РФ влекут возникновение обязанностей по исчислению и уплате налога. Постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков осуществляется налоговыми органами самостоятельно в течение 15 дней с момента их государственной регистрации. Основанием для этого являются сведения, поступающие в налоговые органы от организаций, осуществляющих государственную регистрацию организаций, физических лиц, занятых предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, либо от органов, выдающих лицензии, свидетельства или иные аналогичные документы частным детективам и частным охранникам, а также данные, представляемые налогоплательщиками.
Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.
Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов их налоговая база, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения, без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 1 млн. руб. Такая мера применяется только в отношении обязанностей, возникающих в связи с выполнением операций по реализации товаров (работ, услуг), и не распространяется на операции, связанные с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное заявление и сведения, подтверждающие право на такое освобождение.
Срок представления документов — не позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. При правильном исполнении всех условий организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанностей налогоплательщика на срок, равный двенадцати последовательным налоговым периодам. По истечении указанного срока организации и индивидуальные предприниматели, претендующие на продление освобождения, представляют в налоговые органы письменное заявление и документы, подтверждающие соответствие суммы их выручки от реализации товаров (работ, услуг) требованиям процедуры освобождения.
В течение 10 дней со дня представления документов налоговые органы проводят их проверку и выносят решение об освобождении налогоплательщика от исполнения обязанностей налогоплательщика, о продлении освобождения либо о доначислении суммы налога.
В случае превышения суммы фактической выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной налогоплательщиком за период, в течение которого он был освобожден от обязанностей налогоплательщика, а также непредставления им надлежащих документов, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм штрафов и пеней.
Политика по реформированию НДС на ближайшие годы.
Для преодоления кризиса ликвидности в 2008 году был изменен порядок уплаты налога на добавленную стоимость по результатам деятельности налогоплательщиков за квартал. Начиная с четвертого квартала 2008 года суммы налога, исчисленные налогоплательщиками по операциям по реализации товаров (работ, услуг), признаваемым объектом налогообложения этим налогом, уплачиваются в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом, то есть фактическая уплата налога производится не единовременно до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, как это было предусмотрено ранее, а ежемесячно в размере 1/3 в течение трех последующих месяцев. Данный порядок уплаты налога позволил снизить текущий дефицит оборотных средств и стабилизировать деятельность налогоплательщиков. Фактически подобная мера представляет собой беспроцентную рассрочку по уплате сумм налога в бюджет соответственно на 1 и 2 месяца на 1/3 общей суммы налога, исчисленной по итогам квартала.
В целях совершенствования порядка применения нулевой ставки налога по операциям, связанным с реализацией товаров, помещенных на территории Российской Федерации под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года, увеличен до 270 дней срок сбора документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки, что является актуальным в связи с мировым финансовым кризисом. При этом экспортерам предоставлено право представлять в налоговые органы для подтверждения правомерности применения нулевой ставки реестры таможенных деклараций взамен копий таможенных деклараций.
Согласно вступившим в силу изменениям в законодательстве о налогах и сборах был освобожден от налогообложения ввоз на территорию Российской Федерации технологического оборудования, в том числе комплектующих и запасных частей к нему, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому правительством Российской Федерации, и российских судов рыбопромыслового флота, в отношении которых за пределами таможенной территории Российской Федерации до 1 сентября 2008 года были выполнены работы по капитальному ремонту и (или) модернизации. При этом режим освобождения российских судов применяется до 1 января 2010 года.
Также начиная с 1 января 2009 года были освобождены от налогообложения операции по реализации лома и отходов черных металлов.
В целях уточнения порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость были установлены особенности определения налоговой базы при реализации (передаче) государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, не закрепленного за государственными (муниципальными) учреждениями, и при передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, не состоящими на налоговом учете, по договорам поручения, комиссии, агентским договорам.
Кроме того, с 1 января 2009 года отменена обязанность по перечислению налога отдельным платежным поручением при безденежных формах расчетов; установлен вычет налога по строительно-монтажным работам для собственного потребления в том же налоговом периоде, в котором осуществляется начисление налога на добавленную стоимость по этим работам; предоставлено право на вычет налога по авансовым платежам, перечисляемым продавцам товаров (работ, услуг).
В качестве важной меры, направленной на ускорение возмещения налога, необходимо отметить вступившее в силу с 1 января 2009 года уточнение порядка оформления результатов камеральных налоговых проверок налоговых деклараций, в которых заявлена сумма налога к возмещению. Согласно данному порядку по результатам налоговой проверки одной декларации налоговые органы вправе выносить два решения: одно - в отношении сумм, правомерность принятия которых к вычету документально подтверждена, второе - в отношении сумм, по которым необходимо представление дополнительных обосновывающих материалов. В отличие от ранее действовавшего порядка, когда по результатам камеральной проверки одной декларации даже в случае подтверждения права на возмещение части заявленной суммы, выносилось одно решение об отказе в возмещении, в настоящее время налогоплательщики вправе возместить из бюджета часть суммы, в отношении которой налоговые органы не имеют возражений. В среднем это позволило сократить сроки возмещения налога на добавленную стоимость в спорных случаях на 2 - 3 месяца по сравнению с ранее действовавшим порядком.
Важным элементом налоговой системы является налог на добавленную стоимость (НДС). НДС - универсальный косвенный налог, в наибольшей мере отвечающий условиям рыночной экономики. Несмотря на сравнительно низкие ставки, он является одним из основных источников бюджетных доходов. В разных странах НДС имеет широкое распространение, так как касается всех видов продукции.
2.2. Акцизы.
Наряду с податями акцизы являются самой древней формой налогообложения. Еще правители Римской империи единолично использовали этот вид налога в качестве основного источника пополнения государственной казны. В царской России в 1901г. акцизы составляли более половины доходов от всего объема собираемых косвенных налогов [5] .
В Российской Федерации акцизы были введены Федеральным законом «Об акцизах» от 6 декабря1991г. . № 1993-1 (ред. от 2 января 2000). Как и налог на добавленную стоимость, они имеют широкое распространение в развитых странах. Такие платежи применялись и в СССР до налоговой реформы 1930г. Акцизы, как правило, устанавливаются на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль. С одной стороны — это один из важнейших источников пополнение бюджета, с другой — средство регулирования производства и, следовательно, потребления подакцизных товаров (в основном социально-вредных).
В настоящее время ФЗ «Об акцизах» утратил силу, а вместо него действует гл.22 НК РФ, часть вторая.
Термин «акциз» происходит от латинского assedere (обрезать). Будучи косвенным налогом, акциз имеет определенное сходство с налогом на добавленную стоимость (НДС), но имеет отличительные особенности, индивидуальные для каждого конкретного товара. Например, в Германии подакцизными являются сигареты, пиво, соль, чай, уксус, игральные карты. В других странах Запада под эту категорию подпадают обычно товары массового внутреннего потребления [6] .
Акцизы увеличивают цену продукции и оплачиваются потребителем. Если НДС облагается лишь часть стоимости, которая создается на всех стадиях производства и реализации продукции (товаров, работ, услуг) и определяется как разница между стоимостью продукции и стоимостью материальных затрат относимых на издержки ее производства и реализации, то акцизом облагается вся стоимость товаров, включая материальные затраты.
Следует заметить, что взимаемый в государственный бюджет акциз не отражает ни эффективности производства, ни потребительских свойств продукции, а является следствием особых условий ее производства и реализации. Если бы отсутствовал указанный налог, то предприятие — изготовитель подакцизной продукции получало бы незаслуженно высокую прибыль. По сравнению с другими предприятиями оно имело бы предпочтительные условия. Например, розничные цены на вино - водочные изделия в нашей стране такие, что если бы не было акцизного налога, то рентабельность предприятий — изготовителей этой продукции измерялось бы сотнями процентов.
Акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и в результате этого фактически оплачиваемые покупателем, хотя юридически плательщиками в казну выступают организации, производящие и реализующие товары [7] .
Плательщиками акциза признаются (ст. 179 НК РФ):
• организации;
• индивидуальные предприниматели;
• лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Организации и иные лица, указанные в настоящей статье, признаются плательщиками налога, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.
Плательщиками акциза признаются (ст. 179 НК РФ):
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации , определяемые в соответствии с Таможенным Кодексом Российской Федерации.
Организации и иные лица, указанные в настоящей статье, признаются плательщиками налога, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.
Налогоплательщики — участники договора простого товарищества
(договора о совместной деятельности) (ст. 180 НК РФ) несут солидарную ответственность по исполнению обязанности уплаты налога.
В качестве лица, исполняющего обязанности по исчислению и уплате всей суммы налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, осуществляемым в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), признается лицо, ведущее дела простого товарищества. Если ведение дел простого товарищества (договора о совместной деятельности) осуществляется совместно всеми участниками простого товарищества, то участники договора простого товарищества самостоятельно определяют участника, исполняющего обязанности по исчислению и уплате всей суммы налога по операциям, признаваемым объектами налогообложения. Указанное лицо несет все права и исполняет обязанности налогоплательщика в отношении указанной суммы налога. Оно обязано не позднее дня совершения первой операции, признаваемой объектом налогообложения, повторно встать на учет в качестве налогоплательщика, ведущего общие дела простого товарищества, независимо от постановки на учет в качестве налогоплательщика, ведущего собственную деятельность.
При полном и своевременном исполнении обязанности по уплате налога лицом, исполняющим обязанности по уплате налога в рамках простого товарищества (договора о совместной деятельности), обязанность по уплате налога остальными участниками договора, считается исполненной.
Подакцизными товарами признаются:
1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%. В целях настоящей главы не рассматриваются как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:
• лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, а также лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам;
•препараты ветеринарного назначения, разработанные для применения в животноводстве на территории Российской Федерации;
• парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 270 мл;
• подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий;
•товары бытовой химии в аэрозольной упаковке;
3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%,за исключением виноматериалов);
4) пиво;
5) табачная продукция;
6) ювелирные изделия.
В целях настоящей главы ювелирными изделиями признаются изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга.
Не признаются ювелирными изделиями государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации, монеты, имеющие статус законного платежного средства и прошедшие эмиссию, предметы культа и религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении, ювелирная галантерея;
7) автомобили легковые и мотоциклы;
8) автомобильный бензин;
9) дизельное топливо;
10) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
Подакцизным минеральным сырьем признаются:
• нефть и стабильный газовый конденсат;
• природный газ.
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации; передача прав собственности на подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье одним лицом другому лицу на безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате признаются реализацией подакцизных товаров;
2) реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной от налогоплательщиков—производителей указанной продукции либо с акцизных складов других организаций; не признается объектом налогообложения реализация алкогольной продукции с акцизного склада одной оптовой организации акцизному складу другой оптовой организации;
3) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;
4) передача на территории Российской Федерации лицом произведенных им из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);
5) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
6) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
7) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) и др.
К производству приравниваются розлив подакцизных товаров, а также любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которых получается подакцизный товар.
При реорганизации организации права и обязанности по уплате налога переходят к ее правопреемнику.
Политика по реформированию акцизов на ближайшие годы.
С 1 января 2010 года законодатели планируют установить единую для всех налогоплательщиков дату уплаты акцизов, но не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Предполагается устранить применение «спиртосодержащей схемы» при расчете суммы акцизов подлежащих вычетам, что приводит в настоящее время к завышению суммы акциза. Также, планируется уточнить нормы, позволяющие предоставление банковской гарантии при реализации подакцизных товаров на экспорт налогоплательщиками. Предполагается ежегодно осуществлять индексирование ставки акцизов с учетом экономической ситуации в России. Так, например, на табак и алкоголь в ближайшее время.
Наряду с податями акцизы являются самой древней формой налогообложения. Акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и в результате этого фактически оплачиваемые покупателем, хотя юридически плательщиками в казну выступают организации, производящие и реализующие товары. Акцизы являются важной составляющей современной налоговой системы РФ.
Заключение.
В первой главе данной работы была рассмотрена история возникновения и развития налоговой системы РФ, появление первого налогообложения и его последующего развития вплоть до современного периода. Были рассмотрены виды налогов и сборов и прослежено их дальнейшее развитие. Также, была дана характеристика прямых и косвенных налогов, раскрыта сущность данных налогов, их различия и роль в налоговой системе Российской Федерации.
Во второй главе кратко рассмотрен основной вид косвенного налога – налог на добавленную стоимость (НДС), раскрыто понятие НДС и дана его краткая характеристика. Также, рассмотрен ещё один вид косвенных налогов – акцизы. Раскрыта сущность акцизов, их роль, дана характеристика, включающая в себя плательщиков акцизов, подакцизные товары и сырьё.
Подводя итог можно сказать, что налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами.
Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество (подоходный налог, налог на добавленную стоимость и т. д.), и косвенные налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу (акциз).
Как прямые, так и косвенные налоги имеют и свои хорошие стороны, и свои недостатки, а потому ни те, и не другие не заслуживают безусловного предпочтения. Оба вида налогов одинаково необходимы в податных системах. Прямые налоги более ясно напоминают гражданам об их податной обязанности перед государством. При сравнительной простоте организации и дешевизне взимания, прямые налоги являются и более справедливыми с принципиальной точки зрения, так как они дают более возможности сообразоваться непосредственно с податной способностью плательщиков. Но высокие прямые налоги переносятся плательщиками с большим трудом, и одним прямым обложением невозможно добыть всех потребных для государственного хозяйства средств.
Косвенные налоги оплачиваются, в конечном счете, потребителями товаров (работ, услуг), поскольку входят в их цены, поэтому их еще называют налогами на потребление.
Деление налогов на прямые и косвенные на основании подоходно-расходного принципа, установленного в начале XX в., не утратило своего значения и в начале XXI в.
Список литературы:
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. - М.: Издательство «Омега – Л», 2007. – 694с.
2. Кустова М.В., Ногина О.А., Овсянников С.В., Шевелева Н.А.
Налоговое право России. Особенная часть. – М.: Юристъ, 2004.- 670с.
3. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Проф. Д.Г.Черника. 3-е изд. — М.: Финансы и статистика, 1997.- 384с.
4. Финансовое право / Под ред. проф. Н.И. Химичевой.- М.: Норма, 2004. — 749с.
5. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебник для вузов .3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити- Дана, 2002. - 517с.
6. Миляков Н. В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 348с.
7. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 199с.
8. Барулин С.В. Теория и история налогообложения : учебное пособие. - М.: Экономистъ, 2006. - 319 с.
9.Ковалёва А.М. Финансы: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002.-110с.
10. Современная налоговая энциклопедия, том 1 Налоговая система России. - М.: Бератор, 2002.-266с.
11. Современная налоговая энциклопедия, том 2 .Налоговый кодекс России. - М.: Бератор, 2002.-145с.
12. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2001.-322с.
13. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.-123с.
14. Русаковский И.Г., Кашина В.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004.-178с.
15. http://lawsector.ru
[1] Кустова М.В. Налоговое право РФ. – М., 2004. С. 213.
[2] Кустова М.В. Налоговое право РФ. – М., 2004. С. 236.
[3] ВВС. 1991. № 52. Ст. 1871, с изм. и доп. // СЗ РФ 2000. № 1.
[4] Кустова М.В. Налоговое право РФ. – М., 2004. С. 238.
[5] Налоги: Учебное пособие / Под ред. Проф. Д.Г.Черника. 3-е изд. — М.: Финансы и статистика, 1997.
[6] Финансовое право / Под ред. проф. Н.И. Химичевой. - С. 328-331.
[7] Кустова М.В. Налоговое право РФ. – М., 2004. С. 239.