Семенов Сергей
СОДЕРЖАНИЕ: Семенов Сергей Александрович (1893—) — пролетарский писатель. Сын рабочего. Член ВКП(б). Участник гражданской войны. Затем — на партийной и советской работе. Участник героического похода «Челюскина», орденоносец.Семенов Сергей Александрович (1893—) — пролетарский писатель. Сын рабочего. Член ВКП(б). Участник гражданской войны. Затем — на партийной и советской работе. Участник героического похода «Челюскина», орденоносец. Начало литературной работы С. относится к 1922 (рассказ «Тиф»).
Роман «Голод» (1922) — первая крупная вещь С. — написан в острой и сильной манере. В форме дневника С. дает детализированный, напряженный показ распада человеческих привязанностей и моральных норм под влиянием голода. Характерен образ старого рабочего, прячущего хлеб от семьи. Но тема голода у С. упрощается односторонним «биологизированием» человека, искусственной разгрузкой его от социальных стимулов. Сюжет романа ослаблен, замкнут в пределы семьи, дано скрупулезное накопление эпизодов и деталей.
Знанием быта рабочих отличаются повести и рассказы С. — «Фрезеровщик Палашов», «Петли одного и того же узла», «Бог и гиганты», «Тоже рассказ» и др.
Роман «Наталья Тарпова» (1927), еще не законченный, вызвал большие споры. Тема романа — любовь Тарповой к классово чуждому инженеру Габруху. Коммунистка, председатель фабзавкома Тарпова ищет новых форм семьи. Стремясь к самостоятельности, она делается сторонницей теории и практики свободной любви, снятия запретов. От неизбежного опустошения спасает ее связь с коллективом рабочих, партийная жизнь. Сталкиваясь с Габрухом, не верящим в победу социализма, надеющимся на перерождение диктатуры, Тарпова острее осознает необходимость выработать серьезные принципы личного поведения.
С. показывает жизнь партактива, советской интеллигенции и рабочих. Проблему семьи он освещает глубоко и вдумчиво. Стремление Габруха построить семью на основе незыблемого «до гроба» брачного союза при признании за супругами права на любовные связи вне семьи — крайняя форма буржуазного лицемерия — разоблачается С. Он разоблачает и псевдо-«революционную» свободу половых связей (страдания и гибель комсомолки Нюрочки и ее друга). Не навязывая канонов нового брака, С. связывает вопрос о семье с социально-политическими и хозяйственными отношениями современности. Однако С. не избежал обособления проблем семьи и любви от показа общих условий жизни, классовой борьбы пролетариата. Чрезмерно подчеркнут С. био-физиологический фактор, бессознательное влечение полов.
«Наталья Тарпова» — значительное явление в советской литературе. Крепкий сюжет, острые драматические коллизии и психологические контрасты, социально-психологическая рельефность образов партийцев, рабочих, интеллигентов и др. при достаточно яркой индивидуализации их портретов, актуальность тематики — таковы достоинства романа. Но язык романа сух, есть надуманные, фальшиво драматические сцены (напр. символический разговор Габруха с коммунистом Рябьевым на лестнице).
Последняя работа С. «Не сдадимся» — пьеса о походе челюскинцев, в которой С. волнует проблема личности и коллектива, проблема формирования соц. человека.
Список литературы
I. Собр. сочин., 3 тт., изд. «Молодая гвардия», М. — Л., 1928—1930 (т. I. Рассказы, 1930
т. II. Голод. Повести, 1928
т. III. Наталья Тарпова, Роман, кн. 1, 1928)
Наталья Тарпова, кн. 2, изд. «Молодая гвардия», М., 1929
Экспедиция на «Сибирякове», ГИХЛ, Л., 1933
Автобиография, сб. «Писатели», под ред. В. Лидина, М., 1926.
II. Правдухин В., Пафос современности и молодые писатели, «Сибирские огни», 1922, кн. 4
Кубиков И. Н., Рабочий класс в русской литературе, изд. «Основа», Ив.-Вознесенск, 1924
Перцович Ю. Республика на экзамене, «Звезда», 1927, № 8
Якубовский Г., О чем и как пишет Сергей Семенов, «Октябрь», 1928, № 5. Отзывы о «Наталье Тарповой»: Ермилов В., «Революция и культура», 1927, I
Красильников В., «Октябрь», 1927, X
Пакентрейгер С., «Новый мир», 1927, X
Нович И., «На литературном посту», 1927, XVII—XVIII
Ермилов В., «Молодая гвардия», 1927, XI
Его же, «На литературном посту», 1927, XX
Фриче В., «Правда», 1927, № 184
Семенов С., Как создавалась «Не сдадимся», «Вечерняя Москва», 1935, 17 окт.
Лавренев Борис, «Не сдадимся», «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1935, 18 окт. (о постановке пьесы Семенова в ленингр. Большом драматическом театре).
III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, М. — Л., 1928.