«Школа 2020. Какой мы ее видим?»

СОДЕРЖАНИЕ: Школьное образование получают все, оно определяет всю последующую жизнь, поэтому проблема хорошей школы – важнейшая среди проблем национального развития

СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАУКЕ, ТЕХНОЛОГИЯМ И ОБРАЗОВАНИЮ


«ШКОЛА – 2020. КАКОЙ МЫ ЕЕ ВИДИМ?»

ДОКЛАД РАБОЧЕЙ ГРУППЫ СОВЕТА

Москва

2008
Совет при Президенте Российской Федерации
по науке, технологиям и образованию

«Школа – 2020. Какой мы ее видим?» [1]

(доклад рабочей группы Совета)

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение. 2

2. Современное состояние школьного образования. 3

2.1. Системные характеристики школьного образования. 3

2.2. Приоритетный национальный проект «Образование». 5

3. Перспективы развития школьного образования: традиции и инновации. 7

3.1. Обучение. 7

3.2. Воспитание и социализация. 12

3.3. Физическое развитие и здоровье. 14

3.4. Условия образования. 16

4. Рекомендации. 19

1. Введение

Актуальность темы обусловлена особой ролью школы в подготовке кадровых ресурсов для решения новых задач социально-экономического развития страны до 2020 года и в формировании молодых граждан российского общества. Школьное образование получают все , оно определяет всю последующую жизнь, поэтому проблема хорошей школы – важнейшая среди проблем национального развития.

Принятые в последние годы меры, в том числе в рамках приоритетного национального проекта «Образование», позволили добиться ряда позитивных изменений в системе общего образования, в том числе, в повышении его качества и доступности, улучшении учебной базы, информатизации учебного процесса, оптимизации сети образовательных учреждений и некоторых других. Появился и определенный опыт инновационного развития школы, опробованы новые формы управления и контроля качества образования.

Однако, несмотря на осуществленные меры по развитию школьного образования, рост выделяемых на эти цели ресурсов, в государственных институтах и обществе продолжает сохраняться устойчивая неудовлетворенность качеством получаемых школьниками знаний и их несоответствием общественным ожиданиям. Это объясняется тем, что образование стало базой , основываясь на которой люди выстраивают свои жизненные стратегии . Можно, в целом, констатировать, что в обществе вызрела потребность в новом качестве общего образования и формировании опережающей модели его развития.

Позитивная динамика государственного развития и повышение уровня общественных запросов ставят вопрос о принципиально новых задачах, которые касаются роста национальной конкурентоспособности, возможности занимать значимые позиции в глобальном сообществе, а также возрастания роли России как передовой экономической и технологической державы , одного из лидеров мирового научного развития .

В реализации Стратегии развития России до 2020 года и перспективном развитии государства многое зависит от того, кто будет воплощать намеченное в жизнь и обеспечивать ее дальнейшее прорывное развитие. Эта важнейшая задача ляжет на плечи тех, кто сейчас еще учится в школе . Фактически школа становится ключевым звеном в реализации стратегических планов России и важнейшим элементом в построении нового общества.

Кардинальные вопросы будущего: кого мы готовим себе на смену, насколько широкие возможности для жизни детей мы сейчас создаем, какую систему ценностей они усваивают и, наконец, как увлечь процессом познания и мотивировать детей к обучению и творчеству на долгие годы.

Современному российскому обществу должна быть понятна миссия российской школы в целом и то, ради чего проводятся реформы. Основная миссия российской школы может быть выражена как образование (обучение и воспитание) мыслящих людей, имеющих систему нравственных убеждений и волю, готовых и способных активно участвовать в развитии России, защите ее национальных интересов, становлении гражданского самосознания, преодолении пассивности и социальной апатии.

Последние годы свидетельствуют о все возрастающем внимании государства к образованию. И важнейшие результаты в этой сфере связаны с реализацией приоритетного национального проекта «Образование». Существенно повысилась и активность семьи в вопросах образования.
Сегодня можно говорить о реальной консолидации усилий государства, семьи и всего профессионального сообщества вокруг этих вопросов.

Однако, несмотря на подъем последних лет , современное состояние школы не соответствует уровню общественных ожиданий и поставленных государством задач. Наблюдается и снижение мотивации к обучению и преподаванию, и отставание школьных образовательных стандартов, и падение авторитета школьного учителя. Сказываются и такие проблемы (возникшие с 90-х годов) как детская и подростковая преступность , ранний алкоголизм, наркомания и токсикомания, детская беспризорность и нищенство , рост социального сиротства.

Сегодня назрела необходимость в создании целостного проекта новой российской школы , вбирающей в себя лучшие отечественные и мировые традиции, а также новации, обеспечивающие возможность развития каждому ребенку и современную подготовку подрастающего поколения к жизни в XXI веке.

2. Современное состояние школьного образования

2.1. Системные характеристики школьного образования

В общеобразовательных учреждениях Российской Федерации обучаются в настоящее время 13,7 млн. учащихся (70% в городских, 30% в сельских). Это в 1,5 раза меньше, чем в период 1990-2000 гг. В 2008-2009 учебном году 1,24 млн. первоклассников пришло в школу. За период 2001-2007 гг. число учащихся в государственных и муниципальных общеобразовательных школах уменьшилось почти на 30%. На 1 января 2007 года численность детей, не обучающихся в образовательных учреждениях, составляла 21223 человека, из них 16220 – по болезни.

В 2007 году среди выпускников 9-го класса 65,8% пошли в 10 класс, 13,4% – в среднее профессиональное образование (СПО), 18,5% – в начальное профессиональное образование. Около 60% выпускников 11-го класса поступили в вузы, около 25% в СПО, около 5% в НПО, 5% пришли на рынок труда .

В системе общего образования работает 1 млн. 264 тыс. учителей . В период с 2001 по 2007 год их численность сократилась примерно на 13%. Доля учителей пенсионного возраста составляет 17%, предпенсионного – 30%. 8% учительского корпуса – учителя со стажем работы в школе до 5 лет, а 50% имеют стаж работы более 20 лет.

Из почти 60 тыс. общеобразовательных учреждений две трети составляют сельские школы. Число негосударственных школ невелико – около 700. Степень износа основных фондов образовательных учреждений в 1995 году составила 12,1%, в 2000 году – 32 %, в 2005 году – 44,2%. В аварийном состоянии находятся 1,87% школ (около 1120 школ ), в капитальном ремонте нуждаются 29,4 % школ (около 17 640 школ).

С 2000 года расходы на общее образование увеличились почти в 4 раза (со 108 млрд. руб. до 399 млрд. руб.). При этом доля расходов на общее образование уменьшилась в расходах консолидированного бюджета на образование с половины до одной трети. Расходы на одного учащегося за 7 лет (с 2000 г.) возросли с 5377 тыс. руб. в год до 40851,98 тыс. руб. в год. Доля платных образовательных услуг в общем образовании составляет менее 5%.

В последние годы школа существенно меняется. Изменения в школьном образовании, призванные улучшить его качество и доступность, касаются таких направлений, как система оценивания результатов обучения, внедрение информатизации, управление школой, организация образования на старшей ступени, оптимизация сети образовательных учреждений и т. д.

Практически реализуется выход за рамки классно-урочной системы . Классический учебный процесс все чаще использует новые формы работы, направленные на дополнение предметных знаний и навыков теоретического мышления преимуществами деятельностного подхода. Это – и постановка учебных ситуаций, и проектная деятельность школьников, и проблемные форумы, и образовательные экспедиции и многое другое. Таким образом, в школе фактически начинают по-новому работать со знаниями: школьников приучают к самостоятельному поиску, самостоятельному получению знаний, что, безусловно, представляет собой важное содержательное изменения в системе школьного образования.

Адаптация российской системы общего образования к современным требованиям – задача чрезвычайно сложная и многогранная, а ее выполнение – процесс длительный. Ведь общее среднее образование охватывает миллионы учащихся, работников системы образования, затрагивает интересы членов их семей, работодателей, государственных и общественных организаций.

Наряду с концентрированным вниманием государства к школе, в основных общественных группах наблюдается устойчивая неудовлетворенность состоянием отечественного школьного образования .

Справочно: По данным Мониторинга состояния и тенденций развития общего образования в Российской Федерации[2] , около половины респондентов (населения и экспертов) оценивают отрицательно или нейтрально состояние системы общего образования.

При этом за необходимость изменений в системе общего образования “проголосовало” 74% респондентов. Среди общественно-значимых проблем системы общего образования респонденты выделили две проблемы: 54% опрошенных отметили снижение качества образования , а 53% - усиление неравенства в получении качественного образования .

2.2. Приоритетный национальный проект «Образование»

Приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО), направленный на обеспечение доступности качественного образования и улучшение условий обучения, стал катализатором системных изменений в образовании . ПНПО выделяет определенные направления в развитии системы образования и отдельные важные мероприятия, реализуемые во всех регионах страны. При этом обеспечивается эффективный контроль использования выделенных ресурсов и наглядность результатов. Примерами таких мероприятий являются: «Классное руководство», «Лучшие учителя», «Инновационные школы», «Талантливая молодежь», «Интернетизация образования», «Учебное оборудование», «Школьное питание», «Сельский школьный автобус».

С опорой на созданные механизмы реализации целевых проектов по отдельным направлениям в рамках ПНПО была введена еще одна подпрограмма – «Комплексная модернизация региональных систем образования », где были заданы системы показателей, а регионы планировали конкретные пути их достижения, в том числе – финансирование, нормативную базу, повышение квалификации, организационные изменения. Таким образом, нацпроект «Образование» стал примером реализации инновационной технологии управления целой социальной отраслью, включающей межведомственное, межбюджетное взаимодействие.

Справочно: Свыше 800 тыс. российских учителей – классных руководителей – стали не просто несколько больше зарабатывать, но наконец-то почувствовали внимание государства к своей многогранной работе, к воспитательной миссии Учителя. Ежегодно 10 тыс. лучших учителей получают денежное поощрение в размере 100 тыс. руб. Государственная поддержка в размере по 1 млн. руб. оказывается ежегодно 3000 общеобразовательных учреждений, внедряющим инновационные образовательные программы. Эти средства могут быть израсходованы учреждением на приобретение оборудования и повышение квалификации кадров.

Отбор талантливой молодежи производится по пяти номинациям: социально-значимая и общественная деятельность; научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность; профессиональное мастерство; художественное творчество; любительский спорт. Ежегодно выделяется 1250 премий по 60 тыс. руб. для победителей российских и призеров международных олимпиад и 4100 премий по 30 тыс. руб. для победителей региональных и призеров российских олимпиад.

Важность интернетизации образования именно в том, что дальнейшие шаги в области применения цифровых образовательных ресурсов реальны для каждой школы России, а не только для «продвинутых», «экспериментальных» и т.д.

Программа «Учебное оборудование» впервые за десятилетия принципиально меняет уровень оснащения тысяч российских школ, открывает дорогу к новому стандарту на условия обучения. Мероприятия по реализации программ «Школьное питание» и «Сельский школьный автобус», на которые из федерального бюджета выделяется по 1 млрд. рублей ежегодно, решают задачи создания школьникам нормальных условий для учебы и питания.

Ценность ПНПО не только в положительных результатах, но и в привлечении внимания к недостаткам, проблемам и «узким местам ». Так, например, необходимость распорядиться в достаточно ограниченный срок полученными средствами обнаружила неготовность школ к подготовке документов в срок, их неосведомленность в вопросах экономики и современных технологий образовательного процесса, трудности в соблюдении баланса между централизацией и децентрализацией. Реализация проекта показала, что Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд ограничивает сравнение по качеству продукции разных поставщиков, что во многих случаях приводит к резкому снижению качества и невыполнению поставщиками обязательств.

Получение школами и учителями поддержки предполагает в дальнейшем отдачу в виде распространения положительного опыта по повышению качества образования. Однако, по данным мониторинга, большинство инновационных проектов, разработанных в школах-победителях конкурса, по разным причинам не находят распространения даже в тех регионах, где располагаются эти школы.

3. Перспективы развития школьного образования

3.1. Обучение

Необходимость обеспечения конкурентоспособности России в мире определяет и приоритеты в структуре и содержании образования.

Приоритетной государственной задачей является обеспечение качественного базового уровня математических и естественнонаучных знаний у всех выпускников школы, не только будущих ученых, но и будущих квалифицированных рабочих. Сильное математическое и естественнонаучное образование, его фундаментальность являются конкурентным преимуществом России. В обучении математике и естественным наукам мы должны максимально использовать существующий потенциал и российские традиции, дополняя их последними научными достижениями, современными образовательными технологиями.

Преподавание дисциплин гуманитарного и социального цикла требует особого внимания, учитывая их роль в развитии национального самосознания и социальных процессов.

Один из приоритетов школьного образования – курсы отечественной и всемирной истории. Изучение истории России в школе должно служить не запоминанию объемного массива фактического материала, но усвоению исторических ориентиров российской государственности и культуры и, как следствие, формированию у молодого поколения основ российской идентичности и гражданственности.

Русский язык занимает особое положение в школьном образовании. Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения.

Русская литература и русский язык как ядро гуманитарного знания, как основа гуманитарной культуры служат формированию и развитию нравственного сознания, воспитанию личности. Эти возможности воспитания в школе человека и гражданина сегодня слабо используются. Преподавание русской литературы сведено в лучшем случае к анализу содержания тех или иных произведений, в худшем – просто к конспективному его изложению. Из процесса обучения фактически вытесняется практика написания сочинений, которая призвана развивать речевые навыки, интеллектуальный и творческий потенциал.

Все более значимую роль в современном мире играет знание иностранного языка . Методики преподавания иностранных языков постоянно совершенствуются, успешно дополняются новыми технологиям. Главная задача здесь – преимущественное развитие навыков активной речевой коммуникации, с использованием современных технических средств обучения. Пора обратить внимание и на изучение восточных языков, в первую очередь китайского, корейского и японского.

Курс технологии (труда) в советской школе был ориентирован на потребности промышленного производства, сельского и домашнего хозяйства. Он решал важную задачу освоения традиционных технологий, формирования трудовых навыков, прививал любовь к труду. К настоящему времени развитие этого курса зашло в тупик, и курс технологии надо содержательно выстраивать заново .

От школы общество ждет эффективной профориентационной работы . Работодатели, учреждения начального и среднего профессионального образования, СМИ совместно со школой призваны сформировать в общественном мнении позитивное отношение к труду, привлекательность рабочих профессий. Важно создать условия для свободного мотивированного выбора учащимися индивидуальных образовательных и производственных траекторий.

В ближайшие годы предстоит серьезная работа по упорядочению подходов и формированию нового содержания начального и предшкольного образования .

Проблема перехода из начальной школы в основную, подростковую, заставляет еще раз пересмотреть возрастные границы . Необходим лонгитюдный педагогический эксперимент по сравнению моделей четырех-, пяти- и шестилетней начальной школы.

Национальный компонент обучения, прежде всего изучение родного языка, является важным элементом российской школы. Заботясь о сохранении национальных особенностей в образовательных стандартах и программах, нельзя забывать о том, что Россия – единая страна, с общей историей и общим будущим; и школа должна формировать у детей эту гражданскую позицию.

Одаренные дети – это золотой запас России. Сегодня у нас есть возможность дать им лучшее, по мировым стандартам, индивидуализированное образование, в том числе в специализированных школах и профильных классах, системе дополнительного образования, летних профильных лагерях, с использованием дистанционных образовательных технологий. Такие дети должны иметь возможность учиться у лучших учителей, крупных ученых, продолжить свое обучение в ведущих вузах. Школа призвана помочь им наиболее полно раскрыть свои таланты и способности, развивать и наращивать свой творческий потенциал.

Важную роль в поиске талантов, которые, возможно, будут определять лицо российской науки через 20 лет, играют различные интеллектуальные соревнования, прежде всего олимпиады . Олимпиадное движение, ставшее государственной системой, должно сохранять открытость, прозрачность, высочайший научный уровень, развивать среду общения учащихся с учеными. Имеющиеся примеры поддержки работы с одаренными детьми со стороны институтов бизнеса дают основание надеяться на создание Национального фонда поддержки талантливой молодежи для развития различных форм и видов работы с одаренными и талантливыми детьми.

Объявленная профилизация старшей школы охватывает преимущественно те предметы, которые традиционно изучались в специализированных школах. По другим предметам ни качественные новые профильные, ни элективные курсы пока не созданы. Необходима сбалансированная профилизация, сочетающая получение углубленных знаний по одним группам предметов с необходимыми знаниями в рамках «базового» уровня по другим, что даст возможность учащимся продолжить образование в ссузе или вузе.

Оценивая содержание образования в целом, надо констатировать, что нам до сих пор не удалось выстроить механизмы, содействующие разгрузке, а не расширению предметов. Это серьезная проблема, ее надо решать в рамках работ по созданию нового образовательного стандарта. Возможно, к формированию содержания образования надо привлекать специалистов смежных областей, рассматривать предметные и межпредметные модули, не связанные жестко с одинаковым числом учебных часов каждую неделю. Необходимо рассматривать и более гибкие формы организации учебного процесса , чем классно-урочная система.

Требует решения вопрос о судьбе дополнительного образования . По данным Минобрнауки России, на 2007 год в России имеется всего 8867 учреждений дополнительного образования детей. Только половина из этих учреждений (3561) – многопрофильные. Среди остальных – большинство учреждений спортивного профиля (главным образом – разные спортивные единоборства), а технических, краеведческих, художественных центров – единицы. Нужны механизмы, гарантирующие каждому ребенку школьного возраста право на 2 часа дополнительного образования в неделю.

Особую важность для нас имеет реализация конституционного права на образование для детей-инвалидов. Успехи общества в обучении и социализации этих детей свидетельствуют о его гуманности, о высоком уровне социально-экономического развития, эффективности использования человеческого капитала в стране.

Весь спектр информационных и коммуникационных технологий может использоваться в домашнем обучении детей, которые не могут регулярно посещать школу. Таких детей в нашей стране около 40 тысяч.

Должна быть найден особый подход к содержанию образования для детей-инвалидов, а также сформирована новая система отношений педагогов, детей, родителей с находящимися на уроке или в здании школы детьми-инвалидами. Наряду с художественными фестивалями и конкурсами для таких детей, хорошо было бы проводить все больше мероприятий, где дети не делятся по состоянию здоровья.

Наконец, совершенно необходимо формирование адекватной правовой и нормативной базы, в частности, определяющей систему финансирования инклюзивного обучения ребенка-инвалида в общеобразовательной школе. Нужна норма, разрешающая ребенку-инвалиду посещать выборочные уроки в школе, а остальное образование осуществлять в дистанционном режиме.

Принцип интеграции в общее образовательное пространство относится и к обучающимся на русском языке детям-мигрантам из семей, где дома не говорят по-русски. Следует обеспечить учителям этих детей необходимую подготовку, а детям индивидуализированную интенсивную мотивирующую подготовку вне уроков. Нужны соответствующие программы и учебные материалы, которые частично уже разработаны. Наиболее важным адаптационным периодом для этих детей является предшкольный, для которого требуются специально подготовленные кадры. Важна и воспитательная работа с русскими детьми, обучающимися вместе с детьми мигрантов, и выстраивание общей атмосферы взаимного интереса, помощи, толерантности.

Справочно: По данным Росстата, в Россию ежегодно прибывает около 150-200 тысяч мигрантов, а покидает ее порядка 50 тысяч в год . Налицо постоянный приток, данные миграционного прироста показывают, что с 1990 г. Россия пополнилась более чем 5 миллионами мигрантов. Анализ возрастного состава прибывших показывает, что 12-13% мигрантов – дети школьного возраста. Хотя по официальным данным большинство из них «русские», как правило, не только они, но и их родители очень плохо владеют русским языком. В результате, мигранты живут в виде анклавов, достаточно крупных и уже вполне самодостаточных. По данным УФМС по г. Москве за 8 месяцев 2008 года поставлено на миграционный учет 1,2 млн. иностранных граждан, а за 2007 год - 1,7 млн. Учитывая, что население Москвы оценивается в 10.5 млн. чел. (на 01 января 2008 г.), видно, что мигранты составляют около 16% населения столицы.

Эффективная школа невозможна без действенной системы управления качеством образования, базирующейся на системе независимого контроля качества . Необходимо шире развивать все формы контроля, в том числе профессионального и общественного, дать родителям ясные механизмы независимой оценки качества образования на всех ступенях обучения. Определенную пользу в становлении культуры независимой оценки в нашей стране оказывает международный опыт (в частности, участие России в международных исследованиях (PIRLS, TIMSS, PISA, SITES и других). Однако следует иметь в виду, что в ряде случаев эти исследования используют не совсем адекватный инструментарий. Наши специалисты должны выступить с инициативой проведения подобных исследований, основанных на критериях, действительно отражающих качество образования.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал законодательно закрепленной формой контроля качества образования. В то же время ряд ключевых принципов и опыт практической реализации ЕГЭ встретил неоднозначную, иногда резко отрицательную оценку педагогической среды и общества в целом, поскольку он не позволяет выявить творческие способности, уровень развития интеллекта и коммуникативные навыки. Существует риск того, что сегодня именно эта форма аттестации, а не учебники и программы, фактически начинает формировать содержание образования: детей учат, в первую очередь, сдаче экзамена, а не содержанию соответствующей области знания и, тем более, умению рассуждать на заданную тему. В настоящее время идет коррекция ЕГЭ, законодательно обозначена роль олимпиад, стали формироваться коллекции работ учащихся.

Школьный учебник по-прежнему остается основной формой представления учебного материала и организации процесса его освоения. Необходима выделение государственных грантов на разработки учебников и учебно-методических комплексов нового поколения, включая электронные, в особенности для элективных и профильных курсов, а также создания новых программ и учебных пособий базового уровня для старшей школы.

Справочно: По данным Ассоциации издателей учебной литературы «Российский учебник», на бюджетные средства ежегодно приобретается не более 25% от общего ежегодного фактического объема, закупаемого регионами у издательств, тиража учебной литературы.

Из года в год повышается цена на учебники. Если в 2000 году средняя цена при закупке у издателя школьного учебника составляла примерно 50 руб., то в 2005 году – 100 руб., а средняя розничная цена комплекта учебников для обучающихся в 1 и 2 классах возросла от 250 руб. до 800 руб. и выше. Несмотря на обширный рынок учебной литературы, в среднем по России обеспеченность учебниками учащихся средних школ не превышает 50-60%. Доля родительских средств, на которые приобретаются школьные учебники, в ряде регионов составляет более 10%.

Необходимо добиваться от региональных властей неукоснительного соблюдения их обязанностей по обеспечению школ (учеников) бесплатными учебниками. Создание школьных фондов «коллективного пользования» учебниками позволит решить ряд проблем, в том числе по экономии бюджетных и родительских финансовых средств, увеличению срока «жизни» учебников.

Уже несколько лет проводится экспертиза школьных учебников комиссией РАН. Целесообразно поставить вопрос о расширении сферы действия академической экспертизы, распространив ее и на новые программы и стандарты, аттестационные материалы, элементы информационного (включая все цифровые образовательные ресурсы) и материального оснащения образовательного процесса. В этой работе должны участвовать Российская академия наук, Российский Союз ректоров, предметные профессиональные ассоциации, лучшие учителя и методисты.

3.2. Воспитание и социализация

На школьный период приходятся годы, когда формируется осознанное отношение детей и подростков к окружающей действительности, закладываются основы жизненных ценностей и приоритетов, нравственных принципов и личных этических норм. Школа должна создавать максимально благоприятные условия для воспитания личности, развития нравственного сознание и формирования гражданской ответственности.

Справочно: По данным Института социально-политических исследований РАН, ценностные ориентации школьников старших классов за последние 10 лет все больше изменяются в сторону прагматизма, утилитаризма, достижения личного успеха любой ценой, одновременно снижается интеллектуальный потенциал старшеклассников. Опасность представляют завышенные ожидания и самооценки старшеклассников.

Вместе с тем такие традиционные ценности как семейные, культурные и религиозные также широко распространены среди старшеклассников. Представления о моральной деградации школьников сильно преувеличены.

В целом формируется социально активное, рассчитывающее на успех поколение, утратившее склонность к патернализму, расчет на помощь государства, которые были свойственны предыдущим поколениям. Но эта социальная активность зачастую ложно ориентирована и не опирается на реальное знание о том, что сегодня наиболее эффективно на рынке труда.

Большая роль отводится педагогу, классному руководителю в воспитании совести, честности, чувства долга и справедливости, способности к осознанному выбору.

Решение задач воспитания и социализации требует выстраивания системы социальных отношений внутри школы, чему могут служить различные творческие проекты учащихся.

Необходимо научить школьников не только использовать готовые знания и процедуры, но и рассуждать, убеждать, ставить задачи, принимать решения, планировать и проектировать, ответственно выполнять планы, самостоятельно добывать информацию, а также работать в коллективе.

Решение задач воспитания и социализации в школе должно использовать и урочные, и внеурочные ресурсы, а именно:

· предметы базового образовательного процесса , где за счет современных образовательных технологий деятельностного типа можно не только передавать знания, но и формировать личную позицию ребенка по отношению к истории, культуре, социальным процессам;

· развитие внутришкольной социальной среды , где все участники образовательного процесса (учителя, родители, дети) являются полноправными членами школьного социума , где дети учатся строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

· включение детей в процессы внешкольной социальной среды (района, села, города), где они приобретают опыт социальной активности.

· Образовательный процесс, поддерживаемый школой, не ограничивается школьным предметом и не заканчивается уроком. Во внеурочной деятельности сосредоточен значительный воспитательный потенциал. Для его реализации школа должна формировать инфраструктуру и выделять необходимые ресурсы – кадры, помещения, оборудование. Необходимо противопоставить стихийным каналам формирования молодежной субкультуры альтернативные, привлекательные для ребят возможности, где они могли бы проявить свой интеллектуальный, творческий и социальный потенциал.

Внеурочная деятельность учителя требует справедливой оплаты, она должна быть зафиксирована в стандарте внеурочной деятельности учащегося и учитываться как процент от урочной деятельности.

Мир школы не ограничивается зданием школы, школа должна шире использовать традиционные формы работы, такие, как музейная экскурсия, туристический поход или поход в театр.

Особую роль в нашей стране начинают играть музеи занимательной науки , где учащиеся могут сами поставить эксперимент и обсудить его результаты; фестивали науки , демонстрирующие последние достижения в области науки и высоких технологий. Эти новации требуют системной государственной поддержки и распространения опыта на все регионы России.

В России одни из самых продолжительных школьных каникул, но система каникулярного отдыха детей разработана явно недостаточно.

Справочно: По данным Минздравсоцразвития России, общее число детских оздоровительных лагерей составляет около 53 тысяч. За сезон 2006 г. из 13.3 миллиона школьников в летних лагерях побывало только 5.3 млн., причем большая часть – 2.7 млн. - в лагерях с дневным пребыванием школьников (то есть летний лагерь при школе). В загородных лагерях разного типа побывало лишь около 2 млн. детей, то есть только 16-17%.

Количество загородных лагерей, санаториев, спортивных и пр. лагерей (не дневного пребывания) лишь немногим превышает 15 тысяч, то есть (учитывая, что в России около 1.5 тысяч городов) – порядка десяти на город.

Необходимо развивать, наряду с традиционными формами, специализированные и профильные лагеря для оздоровления, физического развития, социализации, творчества детей. Это должно стать заботой органов исполнительной власти регионов. Органам власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо принять действенные меры по исправлению тенденции к сокращению количества стационарных детских оздоровительных лагерей, в том числе по созданию условий для создания современной системы кадрового обеспечения. В ближайшие годы отдых в летнем лагере должен обеспечиваться государством в объеме не менее одного месяца на каждого ребенка .

Серьезной проблемой в области воспитания является негативное воздействие на детей средств масс-медиа (прежде всего – телевидения) и Интернета . Внимание государства и общества должно быть в первую очередь направлено на создание образовательного телевидения, на обеспечение широкого доступа к российской классике, добрым и интересным образовательным и развлекательным программам. Главным средством противостояния деструктивной массовой культуре является воспитание способности к выбору и активное предложение лучших альтернативных образцов .

3.3. Физическое развитие и здоровье

В течение последнего десятилетия специалисты говорят об очевидном ухудшении здоровья учащихся.

Справочно: По данным Научного центра здоровья детей РАМН, за период 1998-2008 гг. среди учащихся младших классов суммарная распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний увеличилась на 54,5%. Если в 1998 г. к абсолютно здоровым, относилось 4,8% учащихся младших классов, то в 2008 г. - менее 2%. Отдельные функциональные отклонения сердечно-сосудистой системы (ФОСС) или их сочетания выявляются у каждого третьего первоклассника (у 34,3% мальчиков и 28,1% девочек).
У каждого второго учащегося 1 класса регистрируются отдельные пограничные изменения на ЭКГ или их сочетания , в процессе обучения в начальной школе распространенность ЭКГ-синдромов возрастает до 62,9%.

Дефицит двигательной активности уже в младших классах составляет 35-40%, а среди старшеклассников – 75-85%.

Среди предлагаемых ранее мер основное место занимало соблюдение санитарных правил и нормативов , содержащих, в частности, различные ограничения на ведение образовательного процесса. Однако указанные ограничения оказывают существенное негативное влияние и на образовательный процесс, и на здоровье и развитие учащихся.

Справочно: Значительная часть санитарных ограничений фактически не выполняется. Например, в большинстве школ нет школьной мебели с регулируемой высотой. Нереалистичное требование по снижению этажности существующих школ надо было бы преобразовать в требование по системам эвакуации детей и т.д. Однако наиболее серьезные претензии к школе возникают в связи с ограничением на суммарное время образовательного процесса. Это ограничение значит, что физкультура фактически приравнена к сидению за партой. Это лишает школу многих форм организации образовательного процесса, а учащихся выталкивает за ограду школы, зачастую в среду безделья, асоциального общения и действия.

Необходимо перейти от ограничительных нормативов на параметры образовательного процесса к мониторинговым нормативам, регистрирующим уровень здоровья учащегося, создать электронный многопрофильный паспорт здоровья школьника.

Здоровье ребенка в значительной степени зависит от его психического состояния, которое формируется атмосферой в школьном коллективе, в обществе и в первую очередь – в семье. Высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации являются выраженными психотравмирующими факторами для школьника, способствуют «закреплению» негативных сдвигов в физиологических реакциях организма и развитию заболеваний.

Учитывая, что распространенность факторов риска в молодежной среде носит угрожающий характер, необходима реализация инновационных профилактических программ, направленных на формирование активного отношения детей к проблематике здоровья.

Справочно: По состоянию на 2007-2008 уч.год питание в столовых или буфетах организовано в 86 % школ. Горячим питанием пользуется 68,6 % школьников, в том числе льготным 23,6 %. Затраты на школьные завтраки в различных регионах колеблются в пределах от 0 до 12-15 рублей на одного ребенка, что, безусловно, очень мало в современных условиях и не обеспечивает здорового и сбалансированного питание.

Необходимо обеспечить всех школьников к 2010 году качественным сбалансированным горячим питанием в соответствии с физиологическими потребностями детей и санитарно-гигиеническими требованиями.

Вместо увеличения числа уроков физкультуры в сетке часов необходимо обеспечить реальную доступность школьных спортзалов и спортплощадок , вложить деньги в их реконструкцию, организацию секций, сделав школу спортивным центром микрорайона (обеспечив эту программу отдельным финансированием), значительно расширить сеть детских соревнований по всем видам спорта.

3.4. Условия образования

Учителя составляют основной ресурс российской школы . Укрепление их статуса и непрерывное совершенствование профессионального уровня являются основными условиями повышения эффективности образовательного процесса и всей системы школьного образования.

Введенная в последние годы система оплаты труда учителей обеспечивает больший динамизм, возможность для органов управления школой учесть квалификацию учителя, качество и результаты его труда. Измерение профессиональной квалификации учителя является в этой перспективе насущной проблемой. Это измерение должно происходить по нескольким направлениям – предметному, коммуникативному, психолого-педагогическому и т.д. При оценке результативности работы учителя существенную роль играет внешняя объективная оценка работ учащихся.

Одно из главных умений, которое учащийся должен приобрести в школе – это умение учиться в течение всей жизни . Поэтому учитель должен не только постоянно учиться, но и учить этому своих учеников. Непрерывное обучение учителя обеспечивает система дополнительного профессионального образования . Государство должно финансировать прохождение учителем повышения квалификации (целесообразно – не менее 144 часов за три года) в этой системе. Помимо этого, учитель должен иметь возможность, используя выданный ему официальный документ, получить, скажем, 72 часа повышения квалификации в ведущем классическом университете или иной аккредитованной организации.

Особую роль должны играть летние курсы учителей при ведущих университетах. Следует также развивать практику стажировки учителей на базе школ-победителей приоритетного национального проекта «Образование».

Планирование профессионального совершенствования учителя базируется на диагностике трудностей, которые он испытывает в профессиональной деятельности, анализе хода и результатов учебного процесса, социального заказа. Учет всех этих факторов (индивидуально для каждого педагога) планирование его профессионального совершенствования, изучение передового учительского опыта, осуществляет методическая служба . Необходимо срочно провести доработку правовой базы, вписав методические центры в систему образовательных учреждений, введя систему аттестации методистов, расширить практику профессиональных творческих конкурсов, усиливать в них предметную компоненту. В то же время надо поставить на систематическую основу привлечение учителей-новаторов к методической работе.

Очень важно, что в рамках реализации комплексных проектов модернизации образования ряд регионов обеспечил рост заработной платы учителя по сравнению со средней зарплатой в регионе.

Справочно: По данным Минобрнауки России, средняя зарплата учителей последние годы увеличивалась: в 2006 г. – на 50%, в 2007 г. – еще на 30%. Наблюдается сильная дифференциация зарплаты по регионам – от менее 6 тысяч рублей в месяц в Ингушетии, Карачаево-Черкессии, Дагестане, Брянской, Костромской, Курской, Смоленской, Пензенской, Рязанской, Ивановской областях, Адыгее, Кабардино-Балкарии, республике Марий Эл до 19 и более тысяч рублей в месяц на Камчатке, в Магаданской и Сахалинской области, в Москве, Ненецком, Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах.

А ведь до начала этих проектов разговоры о зарплате учителя в 30 тысяч рублей звучали беспочвенной фантастикой (сейчас в Москве средняя заработная плата учителя уже составляет 28 тысяч рублей). Это, наряду с новой системой оплаты труда и другими факторами, позволит удержать лучших учителей в школе, расширить привлечение туда талантливой молодежи.

Все эти меры надо закрепить и продолжить использовать для того, чтобы коренным образом изменить отношение молодежи к профессии учителя. Ведь на протяжении десятилетий была сформирована система двойного негативного отбора – далеко не лучшая часть выпускников шла в педагогические вузы и худшие выпускники этих вузов приходили на работу в школы, оставались в педагогике. Эта пирамида некачественного образования не могла не ударить по обществу в целом.

Поощрение прихода лучших выпускников системы педагогического образования в школу надо совмещать с различными формами более тесного взаимодействия этой системы со школой. Последний год педагогического бакалавриата должен сопровождаться обязательной работой в школе, в том числе в начальной. Педагогическая магистратура должна предусматривать работу в школе с первого года обучения.

Нужно расширять и создать условия для активизации подготовки квалифицированных школьных учителей в рамках системы педагогических факультетов классических университетов , наращивать прием в них за счет других специальностей, улучшать их оснащение, вливать в них региональные педагогические вузы. Опыт показывает, что учителя, имеющие такую подготовку, способны обеспечить высокое качество образования в школах с углубленным изучением предметов, в школах, в которых и формируется кадровый потенциал развития страны.

Еще один источник талантливых, ярких педагогов для школы – профессионалы других областей – преподаватели вузов, научные работники, инженеры, агрономы, юристы, журналисты, менеджеры и др. Для их привлечения в школу необходимо обеспечить соответствующие условия. Существенную помощь эти специалисты окажут и системе повышения квалификации, где, например, научные сотрудники могут взять на себя постановку модулей по современным разделам своей специальности.

Пополнение учительского корпуса высокопрофессиональными учителями-новаторами должно быть оформлено как особый социальный заказ государства, призыв Президента России.

Ребенок проводит в школе 11 лет – важнейший отрезок своей жизни. Наш долг сделать школу, в том числе школьное здание, дружественной по отношению к ребенку средой: комфортной, интересной, развивающей. Однако около 20 тыс. школ требуют капитального ремонта, свыше 1000 школ находятся в критическом состоянии. По каждой такой школе должен быть принят план неотложных мер. Следует вырабатывать новые нормы, технические регламенты, относящиеся к школьным зданиям, рекомендации по их проектированию , учитывая все изменения в задачах школы, содержании и структуре образовательного процесса.

Целесообразно проектировать различные школьные помещения с учетом возраста учащихся в них детей. Особое внимание должно уделяться организации деятельности подростковой и юношеской школ. Одно из многих необходимых изменений – многократное увеличение площади библиотек, которые становятся сейчас ресурсным центром информационных технологий в школе – медиатекой, местом для самостоятельной работы учащихся после уроков. Школьная столовая тоже должна создавать благоприятную среду.

За последнее десятилетие Россия сделала огромный скачок в применении современных информационных и коммуникационных технологий в школе. В ходе реализации нацпроекта Интернет пришел в каждую школу. Слово за регионами, которые должны в дальнейшем обеспечивать эффективную работу с информацией из Интернета в школе. Применение Интернета в образовании должно дать возможность дистанционного контакта между лучшими учителями наших сильнейших школ с учащимися из самых отдаленных районов страны, с детьми-инвалидами, с детьми наших зарубежных соотечественников.

Многое сделано в рамках Национальной коллекции цифровых образовательных ресурсов, но, например, наши школьники все еще не могут через Интернет познакомиться с коллекциями ведущих российских музеев (легче прийти на виртуальную экскурсию в зарубежный музей), все еще не является общедоступной музыкальная классика .

Сегодня роль сельской школы как социокультурного центра села, фактора качества и воспроизводства сельской жизни возрастает, можно говорить и о геополитической роли школы в глубинке. Однако уровень образования в сельских школах продолжает оставаться серьезной проблемой, особенно явно проявившейся с введением нормативного подушевого финансирования, которое ставит школы с малым числом учащихся в сложное положение.

Справочно: По данным Минобрнауки России, за период с 2001-2002 учебного года по 2007-2008 учебный год показатель наполняемости классов снизился в сельских школах с 13,1 до 10,7 единиц.

“Рекордсменами” по малой наполняемости среди сельских школ (6-7 единиц) являются Курская, Калужская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская и Тульская области.

Необходимо активнее развивать очное школьное образование на селе с гибким применением дистанционных образовательных технологий , в особенности в старших классах, принять меры по всемерной поддержке социального статуса учителя на селе , обеспечив фактический уровень оплаты его труда не ниже среднего в регионе, решив жилищные вопросы, предоставив возможность повышения квалификации очно в каникулярный период и дистанционно – в течение учебного года.

4. Рекомендации

1. Сформировать Национальную комиссию (Координационный Совет) по школьному образованию для выработки согласованной государственно-общественной стратегии развития общего образования в Российской Федерации, базовыми направлениями которой должны стать следующие.

Создание благоприятной для учащихся школьной среды , обеспечивающей физическую и эстетическую комфортность (конструктивное решение школьных зданий, помещения, мебель, оборудование и т.д.); современное техническое оснащение процесса обучения; условия питания; условия физического развития и медицинского наблюдения.

Повышение престижа и социального статуса профессии учителя , как инструмента решения стратегической задачи – обновления и повышения качества учительского корпуса. Необходимо предусмотреть меры по реформированию базового образования молодых учителей; повышению привлекательности работы в школе (зарплата, система обязательств и льгот), обновлению учительских знаний; созданию механизмов жизненных перспектив учителей.

Оптимизация содержания школьного образования должна достигаться путем реальной разгрузки учебного плана на основе нового Государственного образовательного стандарта; адаптивности к различным группам учащихся (индивидуальные образовательные траектории, школа без «образовательных тупиков»); внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс.

Создание эффективной национальной системы оценки качества образования . Эта система должна применять внутренние и внешние инструменты оценки (ученика, учителя, школы) на соответствие требованиям общества, семьи, работодателя, государства, профессионального сообщества. Она позволит повысить обоснованность управленческих решений в системе образования на всех уровнях.

Стимулирование участия бизнеса в материальной поддержке школы. Государство ни сейчас, ни в обозримом будущем не сможет взять на себя в полном объеме материальное и финансовое обеспечение школы, особенно по стандартам опережающего развития. Должны быть объявлены особые экономические условия для участия предприятий разной формы собственности в развитии школьной инфраструктуры (исключение таких затрат из налогооблагаемой базы, отнесение их к разделу «социальных расходов» и т.д.). При всех разговорах бизнеса о «социальной ответственности» импульс для него должен быть задан на самом верхнем уровне. Представляется необходимым законодательное оформление механизмов взаимодействия школы и реальной экономики.

2. Поддержать основные положения государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы», направленные на развитие общего образования.

3. Придать особое значение развитию российского математического и естественнонаучного образования , поставив соответствующие задачи в рамках государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы».

4. Рекомендовать регионам ускорить применение новой методики расчета финансового норматива в образовании , учитывающей также затраты на обеспечение условий для внеурочной деятельности, увеличив фонд оплаты труда не менее, чем на 30% за счет региональных бюджетов.

5. Создать общедоступные школьные библиотечные фонды учебников и мультимедийных пособий для использования их учащимися во время нахождения в школе. Принять и реализовать программы подготовки нового поколения учебников , в первую очередь для профильной школы.

6. Поддержать формирование Национального фонда «Талантливые дети» для развития работы с талантливыми и одаренными в различных областях детьми, в том числе интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности. Обратиться за оказанием поддержки деятельности фонда к ведущим институтам предпринимательства.

7. В рамках национального проекта «Здоровье» и скоординированных с ним мероприятий по развитию национального проекта «Образование» разработать программу «Здоровье школьника», включающую ежегодную диспансеризацию, наркотестирование детей с согласия родителей, меры по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, переход от ограничений нагрузки и других параметров образовательного процесса к мониторинговым нормативам, ориентированным на регистрацию уровня здоровья учащегося, дифференцированный учет и комбинацию всех видов деятельности, создание индивидуализированных рекомендаций, а также меры по возрождению системы летнего отдыха учащихся.

8. Принять неотложные меры по восстановлению фонда школьных зданий (ремонт аварийных зданий, капитальный ремонт, реконструкция и новое строительство), разработать новые строительные нормы и современные типовые архитектурные проекты школьных зданий.

9. Осуществить в 2009-2010 годах комплексное развитие и реконструкцию школьной спортивной инфраструктуры. Предусмотреть меры по обеспечению доступности социальных объектов школы (спортивных площадок, библиотек, музеев, средств информационных технологий и др.) для семейных занятий во внеурочные часы, а также по расширению доступности нешкольных социальных объектов в интересах школы.

10. Разработать систему мер по диверсификации форм и способов получения педагогического образования, повышения квалификации и переподготовки учителей на базе ведущих университетов и институтов РАН, стажировок учителей на базе школ-победителей ПНПО «Образование», самостоятельного дистанционного повышения квалификации учителей через Интернет, а также развития практико-ориентированного педагогического образования и его методической поддержки в целом. Подготовить предложения по установлению совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в области подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

11. Провозгласить 2010 год в Российской Федерации «Годом Учителя» и разработать комплекс мероприятий, направленных на реальное повышение его статуса и формирование образа Российского Учителя в общественном сознании.

* * *


[1] При подготовке доклада использованы материалы и данные: Федеральной службы государственной статистики; Министерства образования и науки Российской Федерации; Министерства здравоохранения и социального развития; Счетной палаты Российской Федерации; Института социально-политических исследований РАН; Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук; Московского офиса Международного банка реконструкции и развития; Ассоциации издателей учебной литературы «Российский учебник»

[2] Проводится с 1988 г. учеными РАН, МГУ им. М.В.Ломоносова, РАГС при Президенте РФ, МПГУ, Московского городского педагогического университета, НОУ «Академия общественных наук».

Скачать архив с текстом документа