Сертификация лесов

СОДЕРЖАНИЕ: Управление лесами и ведение лесного хозяйства в Финляндии. Действующая система платежей за лесные ресурсы. Управление лесами в условиях централизованно планируемой экономики. Экологическая сертификация лесов и перспективы ее применения в России.

Брянская Государственная инженерно-технологическая академия

Экономический факультет

Кафедра: экономики и управления на предприятии строительства

Контрольная работа

по дисциплине:

«Лесное законодательство»

Брянск, 2009 г.


Содержание

1. Управление лесами и ведение лесного хозяйства в Финляндии

2. Перспективы развития лесной сертификации в системе государственного управления лесами России

3. Действующая система платежей за лесные ресурсы, их установление и расходование

4. Управление лесами и ведение лесного хозяйства в условиях централизованно планируемой экономики

Литература

1. Управление лесами и ведение лесного хозяйства в Финляндии

Финляндия относится к числу так называемых лесных держав. По статистике, в этой стране 72% суши составляют леса. Большая часть лесов находится в частной собственности. Государству принадлежит лишь 26% лесов.

Структура частной собственности на леса неоднородна. Львиная доля лесов находится в так называемой семейной собственности (60% всех лесов Финляндии). Около 400 тыс. финских семей имеют в частной собственности лес. Любопытен тот факт, что среди этих собственников уже 40% составляют городские жители и опять же 40% – пенсионеры. Размер таких лесовладений невелик – в среднем приблизительно 30 га.

В Финляндии семейное лесное хозяйство рассматривается как источник благосостояния нации. Критические замечания по отношению к семейной собственности на леса приходилось слышать только от отдельных экологов, указывающих на трудности выкупа таких земель для создания особо охраняемых природных территорий.

Значительная часть лесов в Финляндии (более 9%) находится в частной собственности «предприятий и компаний лесной промышленности».

Остальные 5% лесов Финляндии находятся в собственности церкви, общин и тому подобных структур.

В экономически освоенной южной Финляндии леса преимущественно находятся в частной собственности. В северной Финляндии, территории которой характеризуются труднодоступностью, леса главным образом имеют государственную форму собственности.

Финляндия отличается эффективностью лесного хозяйства и лесной промышленности. Прирост древесины превышает ее убыль, что свидетельствует об увеличении запасов древесины (ежегодный прирост древесины составляет 80 млн. м3 , из которых 55 млн. м3 уходит на нужды промышленности, а 15 млн. м3 – на дрова, отходы и естественную убыль).

Лесная отрасль продолжает занимать значительное место в экономике Финляндии и приносить чуть ли не четверть национального валового продукта., из которых 55 млн. м уходит на нужды промышленности, а

15 млн. м – на дрова, отходы и естественную убыль). Лесная отрасль продолжает занимать значительное место в экономике Финляндии и приносить чуть ли не четверть национального валового продукта.

Финны любят подчеркивать, что в отличие от многих других стран лесное хозяйство Финляндии характеризуется экономической рентабельностью.

В Финляндии с экономической точки зрения частная собственность на леса и другие природные ресурсы не является препятствием для эффективного и рентабельного ведения лесного, водного, охотничьего, рыбного и сельского хозяйства. Более того, есть основания полагать, что именно по этой причине оно и является таковым.

Важно учитывать, что в Финляндской Республике большое внимание уделяется социальной и экологической составляющей в области лесного хозяйства.

Лес оценивается не только как природа, но и как национальное самосознание финнов. В связи с этим законодательно закрепляется «всеобщий доступ в угодья независимо от форм собственности» и «для всех и каждого обеспечена возможность отдыха, рекреации на природе и пользование ее дарами».

На лесных участках, в том числе находящихся в частной собственности, разрешается свободный сбор грибов и ягод, а также продекларировано право «свободно и беспрепятственно передвигаться пешком, на лыжах, велосипеде и верхом».

Указанное «право на природопользование» не является абсолютным. Его обладатель обязан не причинять вреда окружающей среде, беспокойства владельцу участка, разбивать палатки на срок более 2 дней или разводить костры без разрешения владельца участка, беспокоить северных оленей и охотничью фауну, выполнять различные запреты (например, запрет разбивать палатку на пляже или осуществлять сбор охраняемых на территории Финляндии растений).

На некоторых территориях «право на природопользование» вовсе неприменимо. Запрещается свободный доступ на «дворовые участки, поля и культивируемые площади», особо охраняемые территории и т.д.

Запрет на проход и проезд может устанавливать только орган власти (чаще всего это губернское правительство, региональный экологический центр или вооруженные силы).

За нарушение запретов на доступ в леса и ограничений «права на природопользование» установлена ответственность, в том числе в Уголовном кодексе (нарушение владения, сбор запрещенной к заготовке «природной продукции» и т.п.).

В Финляндской Республике много внимания уделяется лесоводческой деятельности. Законодательство требует восстановить вырубленный лес и осуществлять уход за лесами. Ежегодные затраты на лесовосстановление и уход за лесом составляют 240 млн. евро, из которых 75% – деньги лесовладельцев и 25% – средства государственного бюджета. Если лесное хозяйство нерентабельно, государство дотирует лесовладельца.

Государственное управление и регулирование в области природопользования, окружающей среды и сельского хозяйства в Финляндской Республике осуществляют Министерство сельского и лесного хозяйства и Министерство окружающей среды.

Министерство сельского и лесного хозяйства состоит из 5 департаментов: департамент сельского хозяйства, департамент лесного хозяйства, департамент рыбного и охотничьего хозяйства, департамент продовольствия и здравоохранения, департамент сельских регионов и природных ресурсов.

Указанные департаменты реализуют поставленные перед ними задачи через создаваемые ими региональные структуры управления и иные организации, которые одновременно осуществляют коммерческую деятельность и являются частью «государственного управления».

Специфичной особенностью финляндской системы государственного управления и регулирования является и то, что департаменты могут возложенные на них задачи решать и через структуры, находящиеся в ведении других министерств.

Министерство сельского и лесного хозяйства Финляндии представляет собой государственный орган, который определяет государственную политику в отношении всех природных ресурсов (земельных, лесных, водных, охотничьих, рыбных ресурсов).

Финляндия рассматривает вопросы использования и охраны природных ресурсов в их единстве, что и выражается в подготовке и реализации соответствующей государственной политики в рамках одного ведомства. Например, в Финляндии геодезией и картографией, а также кадастровыми базами занимается Министерство сельского и лесного хозяйства, поскольку, со слов его специалистов, без этого трудно нормально определять государственную политику в области природопользования и сельского хозяйства.

Лесным хозяйством в Финляндии непосредственно управляют следующие структуры:

· 13 региональных Лесных центров (1200 человек);

· Центр развития лесного хозяйства «Tapio» (90 человек) – координирует в масштабах всей страны деятельность 13 региональных Лесных центров;

· Организация управления государственными лесами «Metsahallitus» (2000 человек);

· Научно-исследовательский институт леса «METLA» (1000 человек);

· 150 лесоводческих объединений (1800 человек).

Интерес представляет организация управления государственными лесами. Она призвана не только содержать земли и водные объекты, находящиеся в государственной собственности, но также осуществлять коммерческую деятельность, в том числе реализацию природных объектов в частную собственность и оказание различного рода рекреационных услуг.

В распоряжение «Metsahallitus» имеется около 12 млн. га государственных земель и водных объектов или около трети территории от общей площади Финляндии (с учетом морских вод).

«Metsahallitus» создало ряд фирм, которые под ее фирменным знаком:

· продают или сдают в аренду лесные участки;

· приобретают в государственную собственность земли в целях создания природоохранных территорий;

· сдают в аренду домики и оказывают рекреационные услуги, в том числе для целей туризма, охоты и рыболовства;

· оказывают лесоводческие услуги как внутри страны, так и за рубежом;

· выпускают лесные семена и посадочный материал;

· оказывают внутри страны и за рубежом информационные услуги по использованию природных ресурсов, развитию лесного хозяйства и охране биоразнообразия.

Государственные задачи «Metsahallitus» решает за счет бюджетных средств, причем не только из средств, выделенных Министерству сельского и лесного хозяйства.

Научно-исследовательский институт леса «METLA», не является государственным органом. Он самостоятельно проводит научную, издательскую и иную деятельность, не связанную с государственным управлением и регулированием.

Вместе с тем она обязана содержать свои научно-опытные и охраняемые территории, в том числе селекционные станции и национальные парки (управляет лесами общей площадью 86 тыс. га).

На «METLA» возложено решение очень важных государственных задач, например, инвентаризация лесов, мониторинг санитарного состояния лесов, определение методов и правил измерения лесных ресурсов, лесная селекция и т.д.

В Финляндии леса не делятся на лесничества и, соответственно, поэтому нет организаций наподобие российских лесхозов. В связи с этим важную роль в Финляндии имеют лесоводческие объединения, которые не только представляют интересы лесовладельцев в государственных структурах, но и помогают им организовать содержание лесов.

Своеобразно устроена в Финляндии система управления охотничьим и рыбным хозяйством.

Это управление осуществляется департаментом рыбного и охотничьего хозяйства Министерства сельского и лесного хозяйства, научно-исследовательским институтом охотничьего и рыбного хозяйства, центрами по трудоустройству и занятости (ТЕ-центры), Центральной организацией охотников вместе с окружными структурами охотничьего хозяйства.

В Финляндии насчитывается до 3 тыс. профессиональных рыболовов, которые ведут промысел в море и на внутренних водных объектах, добывая ежегодно 97 млн. т водных биологических ресурсов. Развито в Финляндии рыбоводство.

Осуществлять промысел водных биологических ресурсов можно только в определенных объемах с соблюдением установленных законом запретов и ограничений.

Любительское и спортивное рыболовство может осуществляться свободно, если ловля рыбы осуществляется простой удочкой, включая ловлю на льду блесной. Кроме того, лицам до 18 лет и старше 65 лет разрешается свободная ловля рыбы также на блесну и мушку. Указанные правила не действуют на водных объектах, где рыбная ловля запрещена.

В остальных случаях для осуществления любительского и спортивного рыболовства необходимо выкупить государственную лицензию для рыбной ловли на блесну, на мушку и прочую снасть, ловушкой или сетью и необходимо получить разрешение от владельца водной акватории или управляющего правом рыбной ловли.

На общественной морской акватории требуется получение только государственной лицензии (необходимость разрешения владельца акватории не предусмотрена).

В Финляндии право на охоту связано с правами на землю. В соответствии с законом об охоте для ее осуществления требуется получение разрешения собственника земли или управляющего правом на охоту.

На землях, находящихся в государственной собственности, могут предусматриваться более свободный доступ к охотничьим ресурсам в зависимости от территории (например, общественные морские воды) и принадлежности к определенной социальной группе (например, жители Лапландии).

Министерство окружающей среды Финляндии состоит из трех департаментов: департамент планирования районов, департамент жилищного хозяйства и строительства, департамент окружающей среды.

На функционирование системы государственного управления и регулирования в области окружающей среды оказывает значительное влияние членство Финляндии в ЕС (вступила в ЕС в 1995 г.).

Согласно Директиве компетентные органы стран – членов ЕС учитывают установленные в ней принципы комплексного предотвращения и контроля загрязнения в целях обеспечения высокого уровня охраны окружающей среды при оформлении и выдаче экологического разрешения на один или несколько объектов.

Реализовать указанную Директиву непосредственно должны 13 региональных экологических центров, 3 управления экологического лицензирования, финский институт охраны окружающей среды «SYKO», 450 муниципальных организаций.

Экологические лицензии сейчас могут выдавать, как государственные органы – управления экологического лицензирования и региональные экологические центры, так и муниципальные организации.

Охраняемые в экологическом отношении территории в Финляндии представляют собой сложноорганизованную и весьма специфическую систему. К ним относятся национальные парки, природные парки, охраняемые старовозрастные леса, болотные заказники, заповедные части девственных северных лесов и т.д.

Управляют охраняемыми в экологическом отношении территориями самые разнообразные государственные органы и организации.

Среди дотаций, выделяемых в Финляндии сельскохозяйственным товаропроизводителям, можно назвать экологические дотации, дотации по неблагоприятным условиям и дотации на хозяйство. Дотация на хозяйство полностью финансируется по линии ЕС, экологическая дотация и дотация по неблагоприятным условиям (ее размер различается для юга и севера Финляндии, где ее величина выше) финансируются и из государственного бюджета.

В настоящее время разработана программа развития сельского хозяйства Финляндии со сроком действия с 2007 по 2013 г., которая состоит из 4 частей:

1) конкурентоспособность сельского хозяйства;

2) окружающая среда;

3) благосостояние и качество жизни сельских регионов;

4) многообразие видов экономической деятельности.

Бюджет данной программы составляет 6 626 204 евро (из них 5 416 000 евро запланировано израсходовать на поддержание агроландшафтов и решение иных вопросов окружающей среды).

Из указанных средств 30% должны поступить по линии ЕС, а 70% – из государственных бюджетных средств.

Данная система показывает, что многообразие форм собственности на природные ресурсы и их рыночный оборот не препятствует организации рационального природопользования и установлению экологических требований.

2. Перспективы развития лесной сертификации в системе государственного управления лесами России

Экологическая сертификация лесов – это процесс инспекции методов ведения лесного хозяйства на отдельных лесных площадях для определения соответствия их определенным международным критериям.

Система сертификации и, в особенности, заложенная в неё связь ответственного продавца с лесозаготовителем направлена на создание условий, при которых невыгодно вести «плохое» (не экологичное) лесное хозяйство. Сама же сертификация направлена на становление социально, экологически и экономически сбалансированного и устойчивого лесного хозяйства.

Сертификация позволяет потребителю лесной продукции делать выбор между хоть и более дорогим, но сертифицированным товаром из экологически грамотно используемых лесов и не сертифицированным товаром. Причём сертификации могут подвергаться не только лесные участки и круглые лесоматериалы, с них получаемые, но и вся технологическая цепочка от «пня», включая транспортировку, распиловку и переработку лесной продукции, до магазина или другого пункта продажи конечного изделия. Сертификация может охватывать практически все продукты лесопользования и лесопереработки – от брёвен до бумаги и мебели.

Экологическая сертификация лесоуправления представляет собой добровольное соглашение, которое подписывают лесовладелец или лесопользователь и сертифицирующий орган, по которому лесовладелец принимает на себя определённые обязательства по охране окружающей среды при пользовании лесом.

В настоящее время в лесном секторе России разрабатываются или существуют следующие виды сертификации:

– обязательная сертификация лесных ресурсов;

– сертификация (лицензирование) лесозаготовительных предприятий;

– добровольная сертификация лесоуправления (стандарты серии ISO 14000 или FSC);

– техническая сертификация древесины;

– радиоэкологическая сертификация древесины.

Первый и второй виды сертификации в настоящее время лишь разрабатываются федеральной службой лесного хозяйства. Эта сертификация, вероятно, будет производиться при конкурсе на аренду участков леса для лесопользования. Лесозаготовителям могут выдаваться специальные лицензии.

Добровольная сертификация лесоуправления (экологическая сертификация) по стандартам серии ISO 14000 и FSC – качественно новый шаг, т. к. характеризует систему управления охраной окружающей среды. Эта сертификация разрабатывалась как средство оценки правильности ведения лесного хозяйства с точки зрения его экологической, экономической и социальной сбалансированности. Сертификация лесоуправления является типично рыночным, «мягким» инструментом контроля правильности ведения лесного хозяйства.

Сертификация лесных продуктов свидетельствует о соответствии продукции определённым стандартам(ГОСТам). Как правило, соответствующие ГОСТы на лесную продукцию основаны на стандартах ISO разных серий. В России широко применяется техническая сертификация древесины и прочей лесопродукции. Она характеризует технические параметры и товарные качества древесины и прочих продуктов. В последнее время при экспорте таможенными органами запрашивается радиоэкологический сертификат.

Цели сертификации

Сертификация лесоуправления имеет две основные цели:

1. совершенствование лесоуправления;

2. обеспечение доступа потребителя к сертифицированным лесным продуктам.

Для того, чтобы отвечать первой цели, сертификация должна быть организационно и политически адаптирована к местным условиям, быть целевой и эффективной, приемлемой для всех заинтересованных сторон, базироваться на утверждённых национальных стандартах, совместимых с принципами устойчивого управления лесным хозяйством.

Для того, чтобы отвечать второй цели, сертификация должна быть приемлема для потребителей, основываться на объективных и измеримых показателях, проводиться независимой и надёжной организацией-сертификатором, быть доступной по стоимости и ясной для контроля.

Другими важными целями сертификации являются повышение качества управления и ведения лесного хозяйства, улучшение сбора и использования лесных податей и налогов, повышение эффективности и экономичности работы по всей цепочке от заготовителей до переработки, привлечение инвесторов.

Возникновение и развитие сертификации лесоуправления.

На конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) были сформулированы общие принципы и подходы к использованию природных, в том числе лесных ресурсов, обеспечивающие устойчивое развитие всех стран. Во время Хельсинского, Монреальского и других международных переговорных процессов были установлены согласованные подходы к оценке форм лесопользования и ведения хозяйства в лесах, расположенных в различных климатических зонах через систему соответствующих критериев и индикаторов. Затем страны Европы и Северной Америки, а также страны, эксплуатирующие тропические леса, приступили к практической деятельности по реализации экологических принципов в области лесопользования, охраны и защиты лесов. Лесная сертификация и есть один из видов такой деятельности, и Россия, как участница вышеназванных переговорных процессов, приняла на себя соответствующие обязательства.

Значительной вехой в развитии сертификации стало создание в октябре 1993 г. «Совета управления лесами», известного под английской аббревиатурой FSC (Forest Stewardship Council). FSC – это неправительственная некоммерческая международная организация, в состав которой входит свыше 130 членов из более чем 30 стран. FSC состоит из представителей природоохранных организаций, лесоводов, лесопромышленников, экономистов, общественных организаций, учреждений, защищающих интересы коренного населения, сертифицирующих организаций. Цель FSC – содействие становлению независимой лесной сертификации, обеспечение экологически грамотного, социально и экономически выгодного управления лесами во всём мире, а также обучение и маркетинг. В 1995 г. FSC разработал и принял стандарты устойчивого лесопользования, развил активную деятельность по развитию сертификации.

Среди стран-поставщиков лесной продукции значительные успехи в сертификации лесоуправления достигнуты в 1997–98 гг. в Швеции, где все крупнейшие компании уже сертифицированы по системе FSC. Пионером выступила компания AssiDoman – крупнейший в мире частный владелец леса. По последним сообщениям фирмы, прибыльность от продаж сертифицированной по FSC продукции превысила прибыльность от продаж обычной, даже при включении в себестоимость затрат на улучшение лесного хозяйства. Большая работа по сертификации проводится также в Финляндии. Даже в таких странах, как Колумбия, Индонезия, Чили ведётся активная работа по сертификации. Правительство Бразилии заявило недавно, что вся её экспортная лесная продукция будет обязательно сертифицирована по международным стандартам.

В мировой торговле лесопродукцией спрос на сертифицированный товар постоянно растёт, несмотря на то, что стоимость сертифицированной древесины в среднем на 5–10% выше, чем обычной. Крупные ассоциации и группы покупателей в Великобритании, Германии и Голландии отказываются от закупок несертифицированной древесины или планируют отказаться после 2000 г. Аналогичные группы созданы уже в Австрии, Бельгии, Испании, Швейцарии, США и создаются в Японии. Можно прогнозировать, что около 30% рынка лесной продукции Европейского Союза, США и, возможно, Японии, будет после 2000–2005 гг. потреблять только сертифицированную по FSC лесную продукцию.

Таким образом, необходимым условием конкурентоспособности лесопродукции на «экологически чувствительных» мировых рынках является наличие экологического сертификата.

Как осуществляется сертификация по FSC

Добровольная сертификация производится только при желании и готовности владельца леса (лесозаготовителя) удостоверить уровень ведения лесного хозяйства (переработки). Сертифицируется ведение лесного хозяйства и продукция лесозаготовки и переработки, а также недревесные продукты.

Процедура сертификации состоит из следующих этапов:

– принятие (адаптация) региональных стандартов устойчивого лесного хозяйства;

– одобрение стандартов Советом управления лесами (FSC);

– приглашение независимого аудитора для сертификации;

– обследование и оценка территории (цепочки переработки);

– выдача сертификата (или замечаний для исправления).

Важным является вопрос о стоимости сертификации. Она складывается из трёх компонентов:

1. стоимость доведения уровня лесного хозяйства до требуемых нормативов;

2. стоимость самой сертификации;

3. стоимость сертификации цепочки от заготовки до переработки.

Затраты на доведение лесного хозяйства до требуемого при сертификации уровня являются наиболее значительными. В то же время повышение эффективности планирования и ведения лесного хозяйства, неизбежное при сертификации, приводит к увеличению выхода продукции и частичной компенсации затрат. Например, затраты на собственно аудит оцениваются для Карелии в 1–1.5 руб. за 1 м3 кругляка и в 2–2.5 раза ниже – за 1 м3 баланса. Затраты на отслеживание «цепочки» составляют в среднем 1% от стоимости продукции.

За последние три года наблюдается ежегодное удвоение площади сертифицированных лесов. К настоящему времени этот показатель достиг почти 9 млн. га. Статистика свидетельствует о постоянном росте спроса на сертифицированную продукцию в Европе. Соответственно возникают и жалобы зарубежных покупателей на нехватку сертифицированной продукции. Следовательно, существует устойчивая перспектива реализации российской сертифицированной лесопродукции на европейских рынках.

3. Действующая система платежей за лесные ресурсы, их установление и расходование

Россия – самая богатая лесными ресурсами страна. По площади и запасам древесины она занимает первое место в мире. Общая площадь лесного фонда составляет 1180,0 млн. га, в том числе покрытая лесом – 705,7 млн. га, общий запас древесины – 81,6 млрд. куб. м. Ежегодный прирост древесины составляет 830 млн. куб. м, а расчетная лесосека (норма ежегодного пользования лесом) – 510, 4 млн. куб. м.

Плата за лесные ресурсы была введена в России при Екатерине II. Еще в утвержденных в 1766 г. Для извлечения из лесов дохода лесопользование становится объектом государственного регулирования. В 1799 г. появляются первые лесные таксы, которые были одинаковыми для всех губерний, кроме Курляндской, независимо от степени лесистости отдельных регионов страны и спроса на деловую древесину. В последующие годы лесные таксы изменялись и совершенствовались.

Действующая ныне система платежей за пользование лесным фондом предусмотрена «Основами лесного законодательства Российской Федерации», принятыми Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 6 марта 1993 г. и «Лесным кодексом Российской Федерации», принятым Федеральным законом.

Платежи за пользование лесным фондом взимаются за:

- древесину, отпускаемую на корню, ветровальную, буреломную и валежную древесину, а также за заготовку живицы, барраса, еловой серки;

– заготовку второстепенных лесных материалов: пней, луба, коры, бересты, пихтовой, сосновой и еловой лапки, хвороста, новогодних елок, прута для корзиноплетения и мебели, лещины и др.;

- отдельные виды побочных лесных пользований: сенокошение, пастьбу скота, размещение ульев, заготовку древесных соков, заготовку и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, подстилки и опавшего листа, камыша, за пользование пахотными и пастбищными угодьями и др.;

- пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства;

- пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях;

- пользование лесным фондом в научно-исследовательских целях.

Платежи за перечисленные виды лесных ресурсов в совокупности составляют лесные подати.

В лесном хозяйстве возникают следующие виды денежных поступлений:

- суммы, полученные от продажи древесины и лесопродукции, оставленной (бесхозной) в лесу лесозаготовителями после истечения сроков их заготовки и вывозки, а также от продажи секвестированной древесины и лесопродукции.;

- сумма, полученная от продажи жилых, производственных и хозяйственных построек, оставленных лесозаготовителями после окончания срока проведения лесозаготовительных работ и установленного срока нахождения их в лесу;

- сумма неустоек, взыскиваемых за нарушения правил отпуска древесины на корню в лесах России;

- штрафы за самовольную рубку леса;

- другие взыскания за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства.

Перечисленные выше и другие поступления в совокупности с лесными податями составляют лесной доход.

Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей и арендной платы.

Лесные подати

Понятие «лесные подати» введено в лесное законодательство впервые при принятии Основ лесного законодательства РФ. Лесные подати являются платой, взимаемой за пользование лесными ресурсами, перечисленными выше. Ранее плата за древесину, отпускаемую на корню, валежную и буреломную и второстепенные лесные материалы называлась попенной платой и отдельной строкой учитывалась в себестоимости лесозаготовок. На практике это понятие еще сохраняется, хотя в отчетности оно заменено податями.

Пользование лесными ресурсами на определенном участке лесного фонда может быть комплексным (всей совокупностью лесных ресурсов) или обособлено отдельным их видом, а также разовым, периодическим и долговременным.

Размеры лесных податей определяются по ставкам (лесным таксам), устанавливаемым за единицу продукции (ресурса), получаемого при пользовании лесным фондом, или за единицу эксплуатируемой площади лесного фонда. Так, при заготовке древесины ставки лесных податей устанавливаются за кубометр древесины на корню, отведенной в рубку, а при выделении в пользование земельного участка для производства сельскохозяйственных культур или заготовки сена – за единицу площади.

При разовом отпуске древесины на корню мелким лесозаготовителям кратковременного действия ставки на эту древесину берутся по утвержденным лесным таксам и могут устанавливаться для иногородних лесопользователей по договоренности с местными органами власти или на конкурсной основе посредством торгов.

Ставки (цены) на остальные виды пользования лесным фондом устанавливаются местными органами власти по согласованию с местными органами федеральной службы лесного хозяйства (лесхозами), в зависимости от спроса и предложения и местных условий. Порядок и условия пользования лесным фондом и взимания лесных податей определяются по согласованию сторон (лесовладельца и лесопользователя).

Лесные подати определяются по ставкам (лесным таксам), дифференцированным по древесным породам, категориям крупности деловой древесины и дровам и разрядам (расстояниям вывозки древесины). Более высокие ставки лесных податей устанавливаются для твердолиственных пород (дуб, бук, ясень, клен), в меньшем размере – для хвойных пород (сосна, ель, пихта). Самые низкие ставки имеют мягколиственные породы (осина, береза, липа и др.). Деловая древесина по каждой древесной породе подразделяется на крупную, среднюю и мелкую. К крупной деловой древесине всех лесных пород относятся отрезки ствола диаметром (в верхнем отрубе, без коры) от 25 см и более, к средним – диаметром от 13 до 24 см, к мелкой – от 3 до 12 см. Лесные таксы дифференцируют по разрядам (группам расстояний), если рента по местоположению складывается с непосредственной таксой. Чем меньше расстояние вывозки древесины, тем выше такса. Так учитывается рента по местоположению. Рента по местоположению может учитываться отдельно от лесных такс. Тогда лесные таксы не дифференцируются по разрядам.
Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы власти субъектов РФ могут средние минимальные ставки лесных податей увеличивать по своему усмотрению.

Лесные подати не взимаются за древесину, заготавливаемую лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством при проведении рубок промежуточного пользования, других лесохозяйственных работ, лесоустройства, научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также при заготовке лесхозами федерального управления лесным хозяйством второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного пользования.

При отпуске древесины на корню, валежной, буреломной и второстепенных лесных материалов выписывается лесорубочный билет. Ордер на мелкий отпуск древесины выписывается на небольшое количество валежной древесины или на небольшое количество древесины на корню, предусмотренной к отпуску по лесорубочному билету. На побочное пользование лесом выписывается лесной билет.

Лесные подати могут взиматься в форме денежных платежей или в форме части добытых лесных ресурсов, что случается очень редко и относится к побочному пользованию лесом.

Порядок и сроки внесения платы за лесные ресурсы устанавливаются Государственной налоговой службой РФ в зависимости от вида и объема предоставленных в пользование лесных ресурсов и иных условий.

Все лесопользователи по срокам внесения в доход бюджета платежей за древесину, отпускаемую на корню, распределяются на две группы. К первой группе следует относить леспромхозы – лесозаготовительные предприятия долгосрочного действия. Ко второй группе плательщиков относятся рыболовецкие колхозы и граждане, а также мелкие лесозаготовители краткосрочного действия, ведущие заготовку древесины в небольшом объеме – до 500 куб. м.

Фиксированные лесные таксы за лесные ресурсы могут пересматриваться ежегодно. Такой порядок обусловлен необходимостью сохранения стабильности цен на круглые лесоматериалы, поставляемые потребителям по договорам, заключенным, как правило, на год.

Арендная плата

Основами лесного законодательства РФ и Лесным кодексом РФ, предусматриваются специфические подходы при выделении в пользование древесных ресурсов и участков лесного фонда для побочного пользования лесом и формирования ставок на эти ресурсы.

Древесина, отпускаемая на корню, может передаваться в рубку лесозаготовительным предприятиям долгосрочного действия (леспромхозам) и другим лесопользователям, осуществляющим разовую заготовку древесины.

Под арендой следует понимать получение того или иного ресурса или их совокупности в пользование на длительный срок на определенных условиях за плату.

При аренде лесных ресурсов или участков лесного фонда владелец этого фонда передает его лесопользователю за плату, в расчете на участие пользователя в проведении работ по лесовосстановлению, охране и защите лесов и выполнении других лесоводственных или иных требований. Владельцами лесного фонда являются подразделения Федеральной службы лесного хозяйства РФ (лесхозы), колхозы и другие организации, осуществляющие ведение лесного хозяйства. Участие владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивается определением соответствующих лесоводственных требований, подлежащих выполнению арендатором.

При аренде участков лесного фонда и безвозмездной передаче участков лесного фонда составляется соответствующий договор, согласно которому лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством предоставляет участки лесного фонда пользователям на срок до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов пользования (для пионерского лагеря или строительства дороги). До истечения установленного срока аренда лесного фонда может быть продлена по инициативе пользователя в установленном порядке.

Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных федеральных органов управления лесным хозяйством.

Размер участков лесного фонда, предоставляемых в аренду, определяется федеральными органами управления лесным хозяйством по согласованию с соответствующими органами государственной власти, с учетом установленных норм лесопользования в данном лесхозе при лесоустройстве. Нормой лесопользования по лесхозу является расчетная лесосека, установленная при очередном лесоустройстве, проводимом через каждые 10 лет. Арендаторами могут быть юридические лица и физические лица, обладающие правами на осуществление пользования лесным фондом в соответствии с законодательством РФ.

Юридические и физические лица, желающие арендовать участки лесного фонда, по письменному заявлению получают лицензию с последующим заключением договора об аренде. Договор аренды участка лесного фонда и договор безвозмездного пользования участком лесного фонда заключаются на срок до сорока девяти лет и могут затем продлеваться.

Лицензия – специальный разрешительный документ строгой отчетности, удостоверяющий право владельца на долгосрочное пользование участком лесного фонда (аренду). Аренда лесного фонда в заповедниках и субаренда запрещаются.

Владелец лесного фонда в месячный срок рассматривает заявление на аренду участков лесного фонда и оформляет с участием лесопользователя лицензию, которая утверждается решением органов власти района. На основании лицензии составляется договор на аренду участков лесного фонда. Арендатор вправе приступить к осуществлению лесных пользований только после получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

Предусматривается предоставление участков лесного фонда в пользование иностранным юридическим лицам на основе концессии.

Сторонами договора концессии участка лесного фонда являются Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации. По договору концессии участка лесного фонда одна сторона обязуется предоставить другой стороне на срок

от одного года до сорока девяти лет право возмездного пользования лесными ресурсами на определенных условиях, на соответствующем участке лесного фонда. Договор концессии участка лесного фонда заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданским законодательством и законодательством РФ о концессии.

В договоре концессии участка лесного фонда указываются следующие условия: границы участка лесного фонда; виды пользования; объемы (размеры) лесопользования; срок концессии; обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда и воспроизводству лесов; порядок раздела добытых лесных ресурсов (продукции) или предоставления услуг; виды, порядок определения и уплаты налогов, сборов и других платежей; обязанности инвестора по строительству и содержанию дорог и других объектов инфраструктуры; иные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и определенные по усмотрению сторон.

Лесопользователь осуществляет лесохозяйственные мероприятия, предусмотренные лицензией или лесорубочным билетом, за счет средств лесовладельца. Граждане имеют право пребывать на участках лесного фонда, переданных в аренду. Арендная плата вносится арендатором в размере и сроки, определенные лицензией. Величина арендной платы зависит от количества и качества лесных ресурсов и их местонахождения. При развитом пользовании участком лесного фонда в целях заготовки леса выписывается лесорубочный билет без выписки лицензии.

Арендную плату не следует рассматривать как особые взносы по отношению к лесным податям. Она слагается из ставок лесных податей и ренты по местоположению. При отпуске древесины на корню рента по местоположению определяется по шкале рентных надбавок к таксам на деловую древесину в рублях за каждый кубометр древесины с дифференциацией этой ставки по удаленности лесного фонда и величине ликвидного запаса древесины на корню на одном гектаре делянки. Чаще всего, рента по местоположению слагается с таксой (лесной подати) и последняя в этом случае дифференцируется по разрядам. И при передаче лесных ресурсов в разовое пользование с оплатой по ставкам лесных податей без заключения договора об аренде учитывается вся перечисленная совокупность элементов платежа.

Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата – при аренде участков лесного фонда. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей. Отсюда можно сделать вывод, что арендная плата выражает плату за длительное пользование участками лесного фонда по ставкам лесных податей.

Лесные торги (аукционы)

Продажа древесины на корню и других лесных ресурсов может проводиться на торгах (аукционах). На торги выставляется древесина на корню в размере между расчетной лесосекой и утвержденными лимитами лесосечного фонда для основных лесозаготовителей, получающих лесосечный фонд в аренду без торгов. Покупателями древесины на корню и других лесных ресурсов на торгах могут быть юридические лица (в том числе иностранные), получающие эти ресурсы на правах концессии, и физические, предварительно уплатившие начальный денежный взнос (залог).

Участки лесного фонда, ранее находившиеся в пользовании государственных лесозаготовительных предприятий министерств и ведомств (леспромхозы долговременного действия) предоставляются им в аренду без проведения конкурсов по решению органов государственной власти субъектов РФ лишь на срок от одного года до пяти лет. Это положение распространяется и на другие лесные ресурсы.

Начальную стоимость древесины на корню устанавливает Продавец. Как правило, она не должна быть ниже стоимости, определенной по действующим в данном районе лесным таксам (ставкам лесных податей), с учетом торговых издержек.

Торги (аукционы) организует и проводит администрация районов (городов) с участием местных подразделений государственного органа управления лесным хозяйством РФ (лесхозов). Для проведения лесного конкурса создается комиссия. В комиссию по проведению лесного конкурса входят представители органа государственной власти субъекта РФ, территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством, специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, заинтересованных организаций, аукционист, ведущий торги. Председателем Торговой комиссии является представитель администрации субъекта Федерации, а его заместитель – представитель органа управления лесным хозяйством. График Торговой комиссии, порядок и размеры оплаты труда членов комиссии определяются главой администрации субъекта РФ (района). Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются в порядке, определяемом федеральным органом управления лесным хозяйством.

При продаже не менее 70% древесины на корню и других ресурсов с торгов разница между наивысшей (окончательной) ее стоимостью и стоимостью, определенной по лесным таксам (лесным податям), перечисляется на расчетный счет продавца (лесхоза). Остальная часть разницы и таксовая стоимость древесины на корню перечисляется в бюджет, после оплаты услуг торговой комиссии (в соответствии с торговым соглашением) и возврата залогов по несостоявшимся покупкам оставшаяся сумма используется лесхозом (продавцом) в качестве дополнительного внепланового источника финансирования лесного хозяйства.

Доход Торговой комиссии составляют регистрационные взносы, полученные за проданные билеты, и установленный в торговом соглашении процент от суммы за проданную древесину на корню, а также взносы за пользование каталогом.

Сумма штрафных санкций за нарушения лесоводственных требований и правил лесопользования распределяется поровну между местным бюджетом и лесным хозяйством.

Распределение и использование средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом

Часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации в следующем соотношении:

– федеральный бюджет – 40%;

– бюджеты субъектов Российской Федерации – 60%.

В субъектах Российской Федерации, в которых расчетная лесосека по рубкам главного пользования не превышает одного миллиона кубометров, часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает полностью в бюджет соответствующего субъекта Федерации.

Часть указанных средств, поступивших в бюджет субъекта Федерации, направляется соответствующему территориальному органу федерального органа управления лесным хозяйством на финансирование расходов на воспроизводство лесов в соответствии с нормативами, определяемыми федеральным органом управления лесным хозяйством. Лесные подати и арендная плата (за исключением части платежей, поступающей в федеральный бюджет) поступают лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством, приравниваются к бюджетным средствам и используются для нужд лесного хозяйства.

Финансирование расходов на государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов и на ведение лесного хозяйства

Расходы на содержание федерального органа управления лесным хозяйством, его территориальных органов, национальных парков (в том числе на капитальный ремонт зданий и сооружений, осуществление мероприятий по охране лесов и борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса, выполнение работ по строительству лесохозяйственных дорог, осушению лесных площадей, устройству оросительных сетей, их содержанию и ремонту, семеноводство, ведение мониторинга лесов, ведение государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда, лесоустройство, научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы в области лесного хозяйства, создание противоэрозионных и пастбищных насаждений федерального значения, подготовку кадров для лесного хозяйства, обеспечение форменным обмундированием работников лесного хозяйства, а также капитальные вложения в охрану и защиту лесов, развитие социальной сферы лесного хозяйства) финансируются за счет средств федерального бюджета. Расходы на воспроизводство лесов финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Лесное хозяйство вправе использовать выручку от реализации произведенной продукции (древесины на корню) для непосредственного финансирования расширенного воспроизводства, охраны и защиты лесов всех мероприятий, проводимых в лесу. В бюджеты должны поступать лишь налоговые платежи. Лишь тушение лесных пожаров должно финансироваться за счет бюджета.

В настоящее же время лесному хозяйству выделяется из бюджета недостаточно средств для лесовосстановления и охраны лесов от пожаров.

4. Управление лесами и ведение лесного хозяйства в условиях централизованно планируемой экономики

На начальном этапе институциональных реформ в лесном секторе, когда была осуществлена приватизация лесопромышленного производства, управление лесами было децентрализовано Основами лесного законодательства, передавшими в период 1993–1997 гг. основные функции по распоряжению лесным фондом административным районам. Такое политическое решение, не подготовленное ни в экономическом, ни в социальном плане, создало в лесном секторе условия для неконтролируемого доступа к лесным ресурсам и их хищнического использования. Положение спас только масштабный структурный и финансовый кризис лесной промышленности, которая в то время оказалась неспособной к активным действиям при получении прав на эксплуатацию лесных ресурсов.

Передача полномочий по управлению лесным фондом органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в условиях, когда лесной фонд остается федеральной собственностью, а, следовательно, с федеральных органов исполнительной власти не снимается ответственность за состояние лесного фонда и за доходность пользований в нем.

Передаваемые полномочия классифицируются в соглашении как делегируемые права на управление лесным фондом. Соглашения должны обязательно вместе с делегированием прав делегировать субъектам Федерации соответствующие обязательства, позволяющие в постоянном режиме контролировать ход исполнения последних.

К числу такого рода обязательств следует отнести:

1. Получение лесного дохода от платежей за пользование лесным фондом;

2. Поступление лесного дохода от платежей за пользование лесным фондом в федеральный бюджет;

3. Получение внебюджетных доходов от хозяйственного управления лесным фондом;

4. Выполнение лесохозяйственных работ по объемам;

5. Периодическая отчетность о состоянии лесного фонда по результатам исполнения переданных полномочий;

6. Инвестиции в развитие лесного сектора, в частности в строительство лесных дорог.

Только через механизм соглашений представляется возможным установить величину субвенций из федерального бюджета, сопоставив объем передаваемых полномочий с делегируемыми регионам обязательствами.

Для того чтобы установить величину субвенций из федерального бюджета при делегировании субъектам Федерации полномочий по управлению лесным фондом необходимо через лесное законодательство и нормативные акты Правительства РФ создать экономический механизм, в котором должны быть реализованы следующие положения:

1. Передаваемые полномочия подлежат обязательной экономической оценке дифференцированно по:

- государственным функциям,

- хозяйственным функциям.

2. Основу экономической оценки должны составлять нормативы затрат на исполнение полномочий в расчете на единицу запланированных результатов в хозяйственной деятельности или на ресурсные показатели лесного фонда при реализации функций государственного управления.

3. Величина субвенций должна рассчитываться исходя из нормативов затрат и фактически достигнутых показателей по управлению лесами и ведению в них хозяйственной деятельности с учетом выполнения обязательств, установленных соглашениями на передачу полномочий.

4. Для оценки результатов от реализации полномочий по управлению лесным фондом, переданных субъектам Федерации, должна быть законодательно установлена процедура постоянного контроля за исполнением переданных полномочий и приемки достигнутых результатов.

5. Подготовка соглашений на передачу полномочий по управлению лесным фондом субъектам Федерации, приемка результатов исполненных полномочий должны осуществляться федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным фондом.

Федеральный орган исполнительной власти по управлению лесным фондом должен иметь свои территориальные органы в субъектах Федерации, постоянно взаимодействующие в рамках установленных правовыми и нормативными актами процедур с органами государственной власти субъектов Федерации.

Особого рассмотрения среди передаваемых полномочий по управлению лесным фондом заслуживает делегирование субъектам Федерации прав по определению ставок лесных податей. На наш взгляд, в условиях, когда платежи за пользование лесным фондом переведены в статус неналоговых платежей, необходимо на законодательной основе установить распределение ответственности Федерации и субъектов Федерации в этой сфере, весьма чувствительной к таким явлениям как коррупция и нелегальная деятельность.

Федерация как собственник лесного фонда должна оставить за собой:

– разработку методики установления платежей за пользование лесным фондом,

– разработку положения по администрированию платежей за пользование лесным фондом,

– установление базовых ставок платежей за пользование лесным фондом,

– установление заданий субъектам Федерации по сбору платежей в качестве обязательств в соглашениях по передаче полномочий.

Базовые ставки платежей должны быть дифференцированы только по направлениям использования древесины и породам.

«Привязку» базовых ставок платежей к характеристикам лесного фонда, условиям его эксплуатации, обязательствам лесопользователей вести лесное хозяйство и осуществлять инвестиции должны будут выполнять органы государственной власти субъектов Федерации. В обязанности последних должен входить и сбор платежей, и их распределение по видам бюджетов в соответствии с соглашениями на передачу полномочий.

Институциональная организация государственного управления лесным фондом

Институциональная организация государственного управления лесным фондом зависит от:

1. Распределения полномочий между Федерацией и субъектами Федерации в сфере государственного управления лесным фондом,

2. Организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, осуществляющих функции хозяйственного управления лесным фондом,

3. Структуры органов федеральной исполнительной власти, выполняющих:

- правоустанавливающие функции,

- функции управления собственностью,

- охранные функции,

- надзорные функции.

Главными задачами территориального органа должны стать:

- выдача разрешительных документов на пользование лесным фондом, если лесное законодательство сохранит разрешительные процедуры осуществления лесопользований,

- постоянное взаимодействие с лесопользователями в области планирования и приемки лесохозяйственных работ, выполняемых на договорной основе,

- организация и проведение конкурсов и (или) аукционов на выполнение лесохозяйственных работ за счет бюджетных ассигнований (за исключением тех работ, которые выполняют арендаторы),

- контроль за результатами деятельности подрядных организаций, выполняющих лесохозяйственные работы,

- работа с местным населением и общественными организациями,

- ведение лесоохранной и противопожарной пропаганды.

Государственные коммерческие организации не могут осуществлять свою деятельность, арендуя лесной фонд или выполняя на его территории на договорной основе хозяйственные работы.

При наделении государственных коммерческих организаций правами, основанными на передаче им лесного фонда в хозяйственное ведение, значительная часть государственных функций будет исполняться этими организациями через включение этих функций в уставную деятельность. К таким функциям относятся:

- текущее и перспективное планирование хозяйственной деятельности,

- проектирование долговременных лесохозяйственных мероприятий (лесных культур, дорог, мелиоративных сооружений и т.п.),

- отвод лесосечного фонда,

- работа с местным населением и общественными организациями,

- лесоохранная и противопожарная пропаганда.

К функциям территориального органа федерального органа в области управления лесным фондом наряду с утверждением планов рубок и ведения лесного хозяйства для государственной коммерческой организации следует отнести:

- контроль за показателями плана рубок и ведения хозяйственной деятельности, выполняемого государственной коммерческой организацией,

- организация лесоустроительных работ,

- мониторинг лесного фонда,

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в лесном хозяйстве,

- взаимодействие с органами государственной власти субъектов Федерации в сере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесного фонда.

Хозяйственное управление лесным фондом в условиях его долгосрочной аренды

Долгосрочная аренда лесных участков с обязательным ведением лесного хозяйства предполагает передачу функций хозяйственного управления лесным фондом лесопользователям на основании договоров.

В этой системе лесопользования контракт на выполнение лесохозяйственных работ должен стать составной частью договора аренды лесного участка.

Органы государственного управления лесным хозяйством, являясь заказчиками лесохозяйственных работ, устанавливают арендатору через договор аренды задания по объемам работ и их качественным показателям.

Арендатор проводит бизнес-планирование, на основании которого составляется план лесохозяйственных работ на каждые последующие пять лет или до окончания срока аренды.

Ведение лесного хозяйства включает в себя следующие мероприятия, реализуемые через договора аренды: охрана лесов от пожаров, охрана лесов от вредителей и болезней, воспроизводство лесов, включающее мероприятия по лесовосстановлению и лесоразведению, рубки ухода за лесом

Договор аренды должен установить обязательства и процедуры по проектированию и технической приемке лесохозяйственных работ.

Приемка законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг – это оценка соответствия требованиям нормативно-технической документации.

Результаты приемки оформляются актом приемки законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг с приложением ведомости аттестации (приемки) законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг. Ведомость, прилагаемая к акту приемки, является необходимым документом, оформляемым для оплаты в соответствии с установленными договорными ценами.

Эта организация построена на экономических отношениях между государством и частным лесным бизнесом, обеспечивающих устойчивое ведение лесного хозяйства при финансовой ответственности обоих сторон.

Органы государственного управления лесным хозяйством становятся заказчиками лесохозяйственных работ, устанавливая в договоре аренды задания на их исполнение по объемным и качественным показателям.

Контрактная организация лесохозяйственных работ нужна в первую очередь лесовосстановлению, объемы и качество которого определяют главную ответственность государства как собственника лесного фонда.

Для контрактной организации лесовосстановительных работ в системе арендного лесопользования необходимо:

1. Разработать и утвердить стандарты качества на законченные объекты лесовосстановления с производственным циклом, обеспечивающим перевод молодняков, создаваемых содействием естественному возобновлению и посадкой лесных культур, в хозяйственно ценные насаждения.

2. Разработать и утвердить положение по планированию затрат и установлению цен на законченные объекты лесовосстановления.

Основой цены на законченные объекты лесовосстановления будет нормативная себестоимость их создания, включающая в себя технологическую себестоимость и накладные расходы. Прибыль как составная часть цены должны устанавливаться исходя из отраслевых норм рентабельности в лесопромышленном производстве, чтобы сделать лесохозяйственное и лесопромышленное производства равновыгодными для хозяйствующих субъектов.

3. Разработать и утвердить порядок финансирования законченных объектов лесовосстановления за счет платежей за пользование лесным фондом.

При финансировании лесовосстановления через оплату законченных объектов радикально изменится отношение лесопользователей к выполнению лесовосстановительных работ. Эта деятельности перестанет быть для лесопользователей своего рода дополнительной финансовой нагрузкой или обременением, как это принято называть в существующей практике арендных отношений.

Лесовосстановление, ориентированное на создание законченных объектов, будет такой же предпринимательской деятельностью, как и лесозаготовки с той лишь разницей, что цикл производства в лесовосстановлении длиннее и оплата производится за счет бюджетных средств.

Бизнес-планирование лесовосстановительных работ позволит лесопользователям находить такие технологические и организационные решения, комбинируя естественное лесовосстановление с посадкой лесных культур, которые обеспечат им получение нормативной (заложенной в цену законченных объектов) прибыли, а в ряде случаев и прибыли, превышающей норматив.

Хозяйственное управление лесным фондом на базе государственных коммерческих организаций

Существующие правовые положения деятельности унитарных предприятий позволяют использовать организационно-правовую форму государственных коммерческих организаций для ведения лесного хозяйства, т.е. для выполнения всех хозяйственных функций, которые в настоящее время осуществляют лесхозы.

Уставными видами деятельности унитарных предприятий в целях удовлетворения государственных потребностей должны быть:

1. Лесохозяйственные работы, мероприятия и услуги: отвод лесосек по рубки главного пользования; отвод лесосек под рубки промежуточного пользования; рубки промежуточного пользования; прочие лесохозяйственные рубки; разрубка и расчистка квартальных просек, установка и ремонт межевых знаков; очистка леса от захламленности; строительство дорог лесохозяйственного назначения.

2. Лесозащитные работы: наземные меры борьбы; истребительные авиационные меры борьбы по проектам; истребительные наземные меры борьбы по проектам.

3. Гидролесомелиоративные работы и мероприятия: осушение лесных площадей; устройство оросительной сети; ремонт и содержание осушительной и оросительной сети; устройство простейших гидротехнических сооружений.

4. Лесовосстановительные работы, мероприятия на землях лесногофонда: посев леса с предпосевной обработкой почвы; посадка леса с предпосадочной обработкой почвы; дополнение лесных культур; уход за лесными культурами; подготовка почвы под питомники, лесные культуры, плантации и школы будущего года; содействие естественному возобновлению леса; террасирование крутых склонов; выращивание стандартного посадочного материала; заготовка лесных семян; приобретение семян и посадочного материала и т.д.

5. Мероприятия по охране лесов от пожаров: устройство противопожарных барьеров; уход за противопожарными барьерами; строительство дорог противопожарного назначения; ремонт дорог противопожарного назначения; организация и содержание пожарно-химических станций, пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, пожарных вышек и мачт; ремонт и содержание радио и телефонной связи; наем временных пожарных сторожей; содержание мототранспортных средств и лошадей, закрепленных за лесной охраной; благоустройство территории; создание и ремонт противопожарных водоемов и вертолетных площадок.

При определенных условиях государственное лесохозяйственное предприятие может получить разрешение на проведение рубок главного пользования своими силами или привлекая для этих целей контракторов.

Помимо работ (услуг), выполняемых для государственных нужд на территории лесного фонда, предприятие имеет право на:

1. Работы по защитному лесоразведению на землях сельскохозяйственного назначения, водного фонда, транспорта и землях других категорий на основании договора.

2. Проведение лесохозяйственных мероприятий в лесах, не входящих в лесной фонд, на основании договора.

3. Производство и реализацию товаров народного потребления.

4. Заготовку, переработку и реализацию продукции побочного пользования лесными ресурсами.

5. Выращивание и реализацию сеянцев и саженцев древесно-кустарниковых пород (в том числе декоративных и плодово-ягодных).

6. Выращивание, переработку и реализацию продукции сельскохозяйственного производства.

7. Переработку древесины и реализацию продукции от рубок ухода, санитарных и прочих рубок.

Учитывая специфику деятельности государственных унитарных лесохозяйственных предприятий, деятельность которых будет направлена на достижение преимущественно экологических и социальных целей, целесообразно принять специальный закон, меняющий налоговые отношения их (предприятий) с бюджетами.

По аналогии с малым бизнесом целесообразно ввести один налог с оборота, отменив все другие налоговые отчисления.

Вместе с тем, очевидным будет и то, что правовые нормы, регламентирующие условия создания и деятельности унитарных предприятий, накладывают большое количество ограничений на выполнение функций хозяйственного управления лесным фондом в части реализации экономического интереса в полном и комплексном использовании лесоресурсного потенциала.

Опыт успешного реформирования государственной естественной монополии на железнодорожном транспорте через создание открытого акционерного общества подтверждает возможность следовать этому опыту для создания новой институциональной организации хозяйственного управления лесным фондом. На этом пути возможны два варианта.

Для того, чтобы хозяйственное управление лесным фондом отвечало требованиям международно признанных критериев и индикаторов устойчивого развития, должен быть создан финансовый механизм, гарантирующий как поступление средств на воспроизводство, охрану и защиту лесов, так и их целевое использование под контролем государства. Этот механизм должен быть органически встроен в процедуры администрирования платежей за пользование лесным фондом, обеспечивающие постоянный диалог в этой сфере между органами государственной власти Федерации, субъектов Федерации и бизнеса.

Литература

1. Лесной кодекс РФ. Официальный текст. М.: ВНИИЦ лесресурс,

2007. – 50 с.

2. Лесоводственные требования к технологическим процессам лесосечных работ. М., 1993, 16 с.

3. Антонов А.В. Организационно – экономический механизм управления лесным комплексом М.: СПбГЛТА, 1998. – 222 с.

4. Алексеев А.С., Келломякини С., Любимов А.в., Паюйя Х., Петров А.П., Сенов С.Н. Устойчивое управление лесным хозяйством: научные основы и концепции. Учебное пособие/ под редакцией Селиховкина А.В. – СПб.: СПбГЛТА, 1998. – 222 с.

5. Лесное хозяйство России: от пользования к управлению. – М.: «Юриспруденция», 2004. – 552 с.

Скачать архив с текстом документа