Шпаргалка по Политологии 5
СОДЕРЖАНИЕ: Ответы по политологии 10. Сущность и формы бюрократизма. Понятие “бюрократизм” может рассматриваться с трех позиции: а) как концентрация в своекорыстных целях реальных рычагов власти в руках работников специализированного аппарата;Ответы по политологии
10. Сущность и формы бюрократизма.
Понятие “бюрократизм” может рассматриваться с трех позиции:
а) как концентрация в своекорыстных целях реальных рычагов власти в руках работников специализированного аппарата;
б) как бюрократическая система аппаратного властвования и управления;
в) как стиль управления.
Бюрократизм – это общественное отношение, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими структурами и массами населения. Изучение бюрократизма предполагает анализ: а) противоречий, возникающих при реализации функций управления; 6) управления как процесса труда; в) интересов социальных групп, участвующих в бюрократических отношениях.
Негативное содержание бюрократических отношений формирует прежде всего многочисленная группа противоречий, возникающих между различными объединениями, подразделениями и индивидами, составляющими аппарат управления.
Бюрократическая иерархия порождает губительные для управления противоречия между желаемым и действительным в оценке объективной реальности, а следовательно, и между словом и делом, что в свою очередь является одной из важнейших характеристик бюрократизма в системе общественных отношений.
В свою очередь, в процессе разделения и усложнения управленческого труда возникает противоречие между целостностью, взаимообязанностью, взаимозависимостью явлений объективной реальности, подлежащих управлению, и необходимостью расчленения, дробления процесса управления на множество отдельных направлений.
До тех пор, пока существует государственная власть, будет существовать и бюрократизм. В этом нет ничего катастрофического, гак как в конечном счете фактором, определяющим жизнеспособность управленческой системы, является степень ее бюрократизации, а это величина непостоянная Исторический опыт развития государственно-политических систем показывает, что общество тяготеет к динамичным, подвижным формам управления не только противостоящим, но и сосуществующим с бюрократическим консерватизмом.
«На сегодня в научном плане выделяются две основные формы развития государственности, соответствующие двум основным линиям возникновения и развития социальности: более ранняя «азиатская» и более поздняя «европейская». Причины, породившие различие этих форм, исследуются не одно столетие и коренятся, по всей видимости, в геоклиматическом, цивилизованном, геополитическом и прочем многообразии земного сообщества. Азиатская форма социальности возникла как своеобразное продолжение и дополнение родовых отношений. А европейская форма социальности появляется и эволюционирует в противовес естественным отношениям, разрушая и вытесняя их. Поэтому азиатская (восточная) государственность возникает из системы естественных отношений как их продолжение, а европейская – в процессе разрушения и замещения таких отношений. В Европе и Северной Америке современные государства развивались постепенно, достигая способности контролировать бюрократию относительно одновременно и даже до того, как появились сильные бюрократические структуры.
15.Понятие «Государство». Признаки и атрибуты государства.
Государство — это особая форма организации общества, обладающая определенными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливающая определенный порядок взаимоотношений между членами общества, установленная на определенной территории, и вовлекающая в свою деятельность все население на установленной территории.
Общие признаки и отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. К ним относятся:
1) территория;
2) население;
3) публичная власть;
4) суверенитет;
5) издание правовых норм;
6) обязательные сборы с граждан - налоги, подати, займы.
7) государственные символы.
Атрибуты Государства - то же, что и официальные символы государства дающие представление о природе (сущности) государства и тех ценностях, которых оно придерживается являются государственные флаг, герб и гимн. Они устанавливаются конституцией государства, а их подробное описание и порядок использования определяются в специальном законе или ином акте общегосударственного значения.
16.Принцип разделения властей. Характеристики ветвей власти.
Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.
Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции, подзаконных нормативных актов — законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах — укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.
Законодательная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.
В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).
17.Внутренние и внешние функции государства.
Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению жизнью общества:
1. Политическая функция государства предполагает формирование легитимной, компактной и эффективной системы управления жизнью общества. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Государство направляет свою деятельность на развитие и реформирование общества в целях наиболее полной реализации прав и свобод человека.
3. Экономическая функция государства подразумевает выработку экономической стратегии, регулирование рыночных отношений с целью функционирования экономики страны в оптимальном режиме..
4. Финансовая функция государства включает эмиссию и упорядочение денежного обращения на территории государства. Главный источник формирования бюджетов - налоги и сборы. Налог представляет собой основанное на законе, односторонне-принудительное изъятие государством в свою собственность части имущества, принадлежащего налогоплательщикам.
5. Социальная функция государства заключается в том, что государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жилье, медицинское обслуживание.
6. Правоохранительная функция государства заключается в том, что государство должно гарантировать равенство всех перед законом, судом, устанавливать правила поведения во всех сферах жизни общества, носящие общеобязательный характер для всех членов общества.
7. Экологическая функция государства реализуется в охране окружающей природной среды. Обязанность всех кто находится на территории РФ беречь окружающую среду закреплена в Конституции РФ.
8. Гуманитарная функция государства налагает на него особую ответственность за развитие науки, культуры, образования.
Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене:
1. Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, а именно, установление и развитие равноправных дипломатических, экономических, политических, культурных отношений, отстаивание собственных национальных интересов.
2. Функция национальной обороны включает в себя укрепление оборонной мощи государства, а именно повышение боеспособности и боеготовности вооруженных сил, выработку военной доктрины, охрану государственных границ, внешнюю разведку и контрразведку, организацию гражданской обороны.
3. Функция защиты граждан, находящихся за пределами государства.
4. Государство обязано обеспечивать своим гражданам постоянную поддержку и покровительство.
18.Типология государства по форме правления.
Форма правления — это структура высших органов гос. власти, порядок их образования и распределение компетенции.
Подразделяется:
· Монархия форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству (Абсолютная, Сословно-представительная, Конституционная, Дуалистическая).
· Республика это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. (Парламентская, Президентская).
19.Типология государства по признаку территориального устройства.
Форма государственного устройства — это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами. Различаются:
· Унитарное государство — это единое целое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти.
· Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное устройство неоднородно.
· Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
20.Правовое государство. Социальное государство. Гражданское общество.
Правовое государство – это форма организации деятельности государственной и политической власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Правовое государство – это демократическое государство, в котором государственная власть ограничивается правом.
Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, которое уважает, обеспечивает свободу, создает возможность реализации прав человека и гражданина, вырабатывая механизмы ограничения и контроля над деятельностью государства.
Социальное государство (нем. Sozialstaat; государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.
21.Политические партии. Их характеристики.
Политическая партия — особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу: выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.
22.Функции политической партии.
К числу наиболее общих функций политических партий относятся:
- представительство социальных интересов;
- выработка программных установок, политической линии партии;
- формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;
- участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;
- подготовка и выдвижение кадров.
23.Типы политической партии.
Классификация партий
1. Социально-классовый критерий:
- буржуазные
- трудящиеся
2. По организации (критерии Дюверже):
- массовые
- кадровые
3. По степени участия во власти:
- правящие
- оппозиционные
4. По характеру целей и задач:
- консервативные
- реакционные
- радикальные
5. По идеологии:
- консервативные
- либеральные
- социалистические
- коммунистические
- националистические
- фашистские
- зеленые
- клерикальные
6. По месту в партийном спектре:
- правые
- центристы
- левые
7. По организационной структуре:
- классического типа
- движенческого типа
- политический клуб
24.Факторы, воздействующие на формирование политической партии в период перехода от тоталитаризма к демократии.
25.Выборы. Мажоритарная и пропорциональные системы выборов.
Выборы — демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов.
Мажоритарная система. От фр.Majoritee - большинство. При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, не учитываются. Мажоритарная система с двумя турами голосования используется в России на выборах Президента. Мажоритарная система имеет две разновидности - абсолютного большинства (избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, т. е. 50% + 1 голос) и относительного большинства(победителем считается кандидат, набравший простое большинство голосов; для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50%). В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации»предусматривается избрание главы российского государства на основе мажоритарной системы абсолютного большинства. В соответствии с п. 3 ст. 76 указанного закона, избранным Президентом РФ считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании
Пропорциональная система. При пропорциональной системе места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов. При использовании пропорциональной системы с порогом в парламент не проходят партии, набравшие менее определённого процента голосов. В России на данный момент порог составляет 7 %.
26.Группы давления. Направления из воздействия.
Группы интересов — по преимуществу добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством, а также другими политическими институтами.
Участвуя в деятельности групп интересов, граждане делают шаг от социальной к политической активности. Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, трансляции нужд и запросов населения до лиц и органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические и финансовые возможности, информация или политического участия их членов, организационные структуры и т. д.
27.Политическая культура. Структура политической культуры. Цели и функции. Основные черты политической культуры.
Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.
В отечественной политологии к наиболее распространенным структурным компонентам политической культуры относят элементы политического сознания, мировоззрения, представлений, установок, ценностных ориентаций, политическое участие, поведенческий аспект.
Культура политического сознания представляет собой типичный для той или иной социальной общности комплекс политических представлений, ценностей, убеждений, установок и ориентаций, включенных в политическую деятельность.
Политические представления – это образы политических объектов, которые формируются сознанием человека как непосредственно на основе индивидуального опыта, так и посредством социального общения и воспитания. Они могут основываться на объективном политическом знании или существовать в виде политических чувств и настроений, могут быть подлинными или ложными.
Политические убеждения по своей сущности являются осознанными потребностями личности, побуждающими ее к определенным действиям в сфере политики.
Важную роль в формировании политических убеждений играют политические ценности – нравственные принципы, нормы и идеалы политической жизни, значимые для отдельных индивидов и социальных групп.
Политические установки характеризуют предрасположенность субъекта к определенным формам политической активности в определенных ситуациях. Особым видом политических установок являются политические ориентации.
Политические ориентации – это установки, основанные на системном преставлении субъекта о цели, плане и средствах осуществления предстоящих или выполняемых политических действий.
Культуру политического поведения можно определить как совокупность типичных для той или иной социальной общности форм, образцов и норм политического участия и политической деятельности.
Политическое участие в бихевиоральной политологии определяется как действия частных лиц, пытающихся оказать влияние на функционирование политической системы. Это активность гражданского общества в отношении политических институтов.
Политическая деятельность – это категория, которая характеризует активность политических институтов. Индивид настолько может заниматься политической деятельностью, насколько он включен в структуру того или иного политического института.
28.Политическое сознание.
Сознание политическое — совокупность социально-психологических феноменов, связанных с отношением человека к общественным институтам, прежде всего — к институтам власти. К ним относятся как сознательные, так и не всегда осознаваемые субъектом предпочтения того или иного типа организации общественной жизни и распределения ответственности.