Шпора по культурологии

СОДЕРЖАНИЕ: До середины 17в была иконопись. Последний Росс. Иконописец Симон Ушаков («Спас», «Богородица») В 18 веке возникает парсука- промежуточный этап Росс. живописи. Настоящий портрет в Росс. возникает в 18в. Никитин- был из крепостных, писал портреты. Рокотов, Левицкий, Баровицкий. 1Парадная живопись( персонаж изображен в парадной одежде).

N1 До середины 17в была иконопись. Последний Росс. Иконописец Симон Ушаков («Спас», «Богородица») В 18 веке возникает парсука- промежуточный этап Росс. живописи. Настоящий портрет в Росс. возникает в 18в. Никитин- был из крепостных, писал портреты. Рокотов, Левицкий, Баровицкий.1Парадная живопись( персонаж изображен в парадной одежде). В парадных портретах появляется элементы психологизма (портреты Рокотова, Левицкого, Баровицкого)2Интимная живопись (портреты Рокотова более интимны)N9 Гоголь был родоначальником критического реализма в живописи. Федотов показывает жизнь оскудневшего дворянства, у него нет злости, изображает с элементами сатиры. «Разборчивая невеста», «Вдовушка»- появляются в нашей живописи темы, кот. Будут разбирать передвижники, горе человека.

N3 . Спор славянофил и западников проходит через весь 19 в. И не утихает даже сейчас. Спор не о том, по какому пути идти Р., но и том, является ли Европа тем образцом, кот. Должен подражать весь мир.Чаадаев до 1823г. Был простым гражданином. Входил в тайное об-во, но потом уехал заграницу, где учился у философов-идеалистов: фр. Леменне, нем. Шеллинг. Он вернулся в уверенности, что Р. Должна пойти по пути капитализма, что народу необходимо религиозное воспитание.В Р. Он написал серию филос. писем: 1836г. 1-е письмо в журнале «Телескоп», после которого был объявлен сумасшедшим, журнал закрыли.«Было впечатление разорвавшейся бомбы»- Чаадаев.Много критикует Р. крепостную систему в 1 письме. Современники обратили внимание на критич. суждение Чаад. о самом русс. народе, это поражало многих, в том числе и Пушкина.Пушкин: «наша история не хуже и не лучше истории любого другого народа»В 1837. «аналогия сумасшедшего». Здесь он высказал неожиданные взгляды, др. Мнения о Р. И ее культуре. «Если мы пришли после других, то это затем, чтобы лучше их делать, чтобы не впадать в заблуждения и предрассудки других.» Здесь он говорит о предназначении Р. Решить те проблемы, кот. Евр. поставила, но не смогла решить. В 40-е г. Ч. Вместе с Герценым и Огаревым участвовал в борьбе запад. со славянофилами.

N9 Шишкин изображает лес, могучие деревья. Показывал мощь, силу, величие России.Левитан стремился показать какие эмоции вызывает природа, показать будничное окружение. У него лирическое изображение природы: тоненькие березки, мален. речушки.«Россия- прежде всего чуткость, тонкость, духовность, лиризм, простота, обыденность и любовь. Любовь к простой, обыденной России.

N10 . На западе- ощущение кризиса, катострофизма. Не веря в возможности разумного переустройства жизни, в силы разума и прогресса наметилось в европейской философии гораздо раньше XIX в. Так уже Шопенгауэр утверждал: «разум- не особая духовная сила, а отрицат. итог отречения чел. От основ жизни. Культ. (гос-во, язык, наука, искусство) грозит ухудшить саму сущность человека». Кьеркегор - религиозный датский мыслитель высказывает скептический взгляд о возможности человека. Ницше- последователь Ш.: «разум- большой паук» Отрицал христианство и христианские эстетические утверждения. Он считал целесообразным от ценностей и идеалов современной культуры не античным временам, когда масса рабов давала возможность свободным гражданам заниматься политикой, искусством, ораторствовать. Ницше выдвинул идею сверхчеловека, которому все позволено, потому что только такие как он могут дать что-то культуре, остальные- серая масса- лишь пьедестал, степенные для сверхчеловека. Этой идее позже воспользуется фашистская идеология( нацизм), объявившая немцев- высшей расой, а другие народы обрекавшие на рабослужение Германии. Ницше еще до философов конца19-нач 20в. Объявил: «Мы живем в эпоху такой культуры, когда человечество может погибнуть от средств этой культуры, отрывающей человека от естественных корней жизни, от природы. Эти идеи носились в воздухе, было всеобщее ощущение кризиса западноевропейского типа культуры

N14 Пост импрессионисты- те, кто начинали вместе в импрессион. Их называют постимпресс. Потому что они выступили с другими идеями.Главные идеи импресс.- передать впечатление, формальное искание в образе света , у импресс. Впервые появились тени.Для постимпресс. Главное вызвать наши эмоции. Ван Гог первым сделал желтый цвет одним из главных( «Подсолнухи») Гоген - показать красоту восточной жизни. У Гогена не мазки, а целое пространство.Фовизм- первое модернистское течение. Не изображение человека, а именно цвет на первом месте.Кубизм- человек конструируется, т.е. полный разрыв с чувственным восприятием мира.Сюрреализм- мир воспринимается между сном и явью.

N15 Идеи русского космизма появились неслучайно. Достоевский говорил об особенностях русс. чел., носителя русской культ. : «для счастья ему мало личного счастья, ему нужно счастье всего человечества, за это он готов пожертвовать жизнью».Идеи РК появились за долго до оформления учения, а были уже у Ломоносова, но само учение оформилось в конце 19в.1 Религиозно-философское течение( Федоров. Идея воскресить всех мертвых. «Нам нужны наши предки, чтобы была преемственность поколений, опыты.» «Космос нужен для расселения людей». Соловьев воспринял идеи Федорова2 Естественнонаучное. (Циолковский) Циол. Считается отцом русской космонавтики. «Космос нужен для внепознонного путешествия». «После иссякания энергии на Земле надо поселиться в космосе и взять оттуда энергию.». «Живя в космосе человек научиться приспосабливаться к тем условиям, в которые попал. Люди научаться жить без еды, переносить высокие и низкие температуры и т.д.»3 Поэтически-эстетическое (Скрябин, Белый, Платонов, Рерих)основы РК: Мечта о путешествиях, открытиях новых миров, надежда на то, что мы во вселенной не единственны, вера в космос, как в источник энергии для Земли, в случае энергетич. кризиса, вера в то, что в случае глобальных катастроф , а также перенаселения Земли, чел-во сможет обрести космосе новый дом.

N16 Среди русской эмиграции возникла особая группа евразийцев(Совитский, Трубецкой, Флоровский), которые обобщили идеи, высказывавшиеся в Росс с конца 19 в. Смысл их теории был в стремлении преодолеть противоречия и крайности русского славянофильства. Суть их учения была в том, что Росс., русс. культ., русский народ- не Европа, не Азия, а Евразия.Взгляды евразийцев1 Рос. идет особым путем, не Европейским и не Азиатским, а Евразийским.2 Культ. Р. Со всеми её этнассами -симфоническая культ.3 Р. Человек, носитель русской культуры в условиях Евразийской симфонической культуры России, неизбежно становится симфонич. личностью.4 Гарантом существования такой личности и такой культуры евразийцы считали православиеПервый съезд евразийцев и последний состоялся в 1932г., т.к. евраз. Скомпрометировали себя в глазах русс. эмиграции согласием с большевиками. Трубецкой прямо говорил: «Мы сходимся с большевиками в отрицании всей прежней русс. и западной культуры, и в стремлении к коренной перестройки этих культур.»Евраз. хотели обогородить большевистскую идею, и это их погубило. Идеи русс. евраз. были возрождены, проанализированы и развиты Л. Гумилевым В евр. существует несколько суперрегионов: Европа-I -Зап. Евр., Евр.-II-Центр Европы.Не один из этих регионов не исчерпывает понятия Европы, Европейской культуры.У России с культурой Зап. и Центр. Европы есть общие корни- хрестьянство. Однако, Росс. Остается суперрегионом-III, с огромным евраз. жизненным пространством, евраз. содержанием и евр. характером русс. культуры.В конце 20в. Конструктивным выходом русские политологи, культурологи, философы считают триединую Европу.

N17 Кул.20в.- научно-технич. культура. В этой науке кул. заняла 1 место среди всех других сфер кул. Причины этого: саморазвитие науки, 2) буржуазный тип культуры ориентируется на прагматизм, а наука позволяет получать большие прибыли, следов., кул. 20в.- сциентистско-прогламатическая. Академик Спирин: «фундаментальной науке нельзя руководствоваться этическими нормами, поскольку её поиски истины, а истина аморальной быть не может»Мировая интеллигенция распалась на 2 половины: физиков и лириков.Лирики за защиту нравственных ценностей, а физики -сторонники сциентизма.Сциентизм выразился в технологическом фетишизме1)прагматический, когда все проблемы человека объясняются недостатками технологического развития. (надо модернизировать технологии и лишимся большинства проблем)2)Утопический. На этом уровне все проблемы объясняются недостатками знаний, технологий.(образование решит все проблемы)3)Мифологический. Все общество рассматривается, как один большой компьютер, которым управляет технологический императив( надо усовершенствование механизма)1 удар по неоправданному технократическому оптимизму нанесли члены «Римского клубы», доказавшие, что энергетические ресурсы Земли значительно уменьшились и, что чел-ву грозит реальная угроза. Наука формирует человека знающего, рационального, а чел. Чувствующего формирует религия, мораль. По Шпенглеру («Закат Европы») Зап. культура находится на последнем этапе буржуазного типа культуры, на этом этапе цивилизация и реанимация этого типа культуры нереальны.Современные философы, культурологи, в том числе Тойнби видя выход из этого порабощения человека машиной и технократией, в формировании нового типа культуры, нового типа мышления, нового типа человека.Культура 21в. По их теоретическим моделям может стать планетарной культурой, которую ьудут создавать люди с новым планетарным мышлением

N18,19 М.К. появилась в Америке в конце 19-нач. 20 в. Бржезинский- амер. Социолог: «Рим дал миру право и культуру, Англия дала парламент, Фр. Дала республику, а США НТР и МК»МК- культура повседневной жизни, создаваемая в больших количествах для массового потребления. социально-эк. Предпосылки: 1.выход народных масс на историч. Арену, 2) всеобщая массовизация жизни, ее стандартизация, 3) коммерциализация всех сфер культуры, 4) развитие СМИ как культурной организации, связанной с капиталом, 5) коммерческая установка на конвейерную установку на выпуск кассовых развлекат. Произведении., 6) создание больших залов, стадионов для массового потребления произведении культуры.Ф-ии МК: 1) Служит массовому потреблению, 2) формирует средний класс, 3) МК мифологезирует сознание человека в 20в. А)мистифицирует реальную жизнь ( голлив. фильмы)б) МК создает искусств. Имиджи (М. Монро, Э. Тейлор) в) МК порождает идолопоклонство (Шварц) г) МК создает стереотипы мышления и поведения. 4) МК стимулирует потребительское сознание. 5)МК манипулирует чел. Психикой( манипулирует нашим сознанием обращаясь к нашему подсознанию и оперируя нашими инстинктами) 6) МК формирует пассивное некритическое восприятие этой культуры, 7) МК имеет иллюзорно-компесаторную ф-ию (МК кормит иллюзиями, сказками, обещает невозможное) 8) МК дает упрощенные версии жизни в соответствующих жанрах, распространившихся именно в 20в.

N22 У древних людей не было представления об окруж. среде, но уже их представления отраженные в древнейших живописях, рукописях, внесли свой вклад в изучение накопления эколог. Знаний. 1 экол. научный эксперимент осуществил англ. химик Бой. Он опубликовал результаты влияния атмосферного давления на животных. Автор 1 эволюционного учения Ламарк способствовал дальнейшему развитию эк. науки. Он доказал, что именно окруж. среда является важной причиной приспособительных изменений растении и животных.Как наука экология сформировалась к нач. 20в. В 20 в большой вклад в ее развитие внесли русские ученые: Тимирязев, Вернадский, Докучаев. Вернадский - создатель учения о ноосфере (1946)- часть биосферы, подверженная техническому влиянию человека (озоновые дыры, парниковый эффект, чернобыль) Важнейшая задача- воспитание экол. Сознания и добровольное принятие чел-вом экол. императива, как основы для всей научно-технич. Деятельности.

Скачать архив с текстом документа