Слонимский Михаил

СОДЕРЖАНИЕ: Слонимский Михаил Леонидович (1897—) — советский писатель. Р. в семье литератора-журналиста. В 1915 окончил Ларинскую гимназию в Петербурге. Пошел добровольцем на фронт. 1917—1918 — начало журналистской работы.

Р. Мессер

Слонимский Михаил Леонидович (1897—) — советский писатель. Р. в семье литератора-журналиста. В 1915 окончил Ларинскую гимназию в Петербурге. Пошел добровольцем на фронт. 1917—1918 — начало журналистской работы. С 1919 — первые литературные опыты (рассказ «Поручик Архангельский»).

Первая книга С. — «Шестой стрелковый» (рассказы 1921—1922) — книга об империалистической войне, о ее бессмыслице. С. стремится понять механику войны. Ему несвойственна трактовка войны как стихии. Ужасы военного разгрома описаны с невозмутимым спокойствием. Батальные сцены даны, как в военном рапорте: «Война — шахматная доска». Тем не менее пацифистский страх — страх перед обезличиванием людей войной свойственен С. Но пацифизм С. — это пацифизм революционизирующейся в ходе войны мелкобуржуазной интеллигенции, идущей за пролетариатом. Будучи выражением буржуазной идеологии, пацифизм этот отличается от пацифизма ремарковского типа. У Ремарка война — мистическая тайна, особая бытовая среда, сглаживающая классовые противоречия. У С. война — тупая машина, необходимо взорванная революцией.

Литературная среда раннего С. — группа «Серапионовы братья» . Но раннему С. однако не свойственен орнаментализм речи и сюжета, который выдвигался теоретиками группы в качестве основного признака стиля. Сюжет у С. выравнивается в ряд математически-строгих линий, причинно связанных начиная с ранних рассказов о мелком человеке, о советских буднях. Так, в рассказе «Машина Эмери» каждый поворот запутанного хода личных перипетий героев подчинен идее: «механизировать все, кроме мысли». В рассказе «Начальник станции» мешанина событий подчинена формуле «одна идея убивает другую», и даже анекдотическая «Сельская идиллия», история «поражения небесным громом» сельских коммунистов и опереточной контрреволюции, разработана как борьба умного порядка с «организованной бессмыслицей». Четкий сюжет, ровное, сдержанное, слегка ироническое повествование — эти черты присущи С.

Тема романа «Лавровы» (1924) — расслоение интеллигенции. Герой романа — Борис Лавров — стремится понять сущность революции. Революция особенно резко противопоставлена войне и понята как логически выверенное искусство организовать восстание. Лично Лавровым она осознана еще не как классовая практика, а как «деятельность теоретическая». Найти свое место в пролетарской революции — значит решить ее собственные судьбы, так думают Лавров и сам С.

«Мелкий человек в революции» — тема романа «Средний проспект» (1927). В творчестве ряда советских писателей первого периода нэпа результатом буржуазных влияний явилась идеализация «мелкого человека». С. был в числе передовых советских писателей, стремившихся уже в восстановительный период опереться на социалистическое содержание действительности. С. пытается разоблачить мещанскую стихию. Одни герои, и им сочувствует С., рвут с мелкобуржуазным прошлым и приходят к революции, другие оказываются в лагере ее врагов. Однако и здесь разоблачение мещанства сосредоточено на том, что думает о себе сама мелкая буржуазия, а не на вскрытии объективного смысла ее классовой практики. Вопросы самоопределения разных групп мелкой буржуазии в революции и в этом романе решают судьбы самой революции.

Лаконизм, компактность изобразительных средств отличают роман. С. стремится к причинному художественному мышлению.

Роман «Фома Клешнев» (1931) — новый этап творчества С. Он намеренно сталкивает старых своих героев (Лавровы) в новом романе, показывает окончательный приход интеллигенции к пролетариату. Уже не представления мелкой буржуазии о себе, а сама классовая борьба пролетариата делается содержанием романа. Борис Лавров приходит к пониманию своей служебной роли в пролетарской революции, и здесь — причины обогащения, а не обеднения его личности. Субъективные стремления героев проверяются теперь классовой практикой. В свете этого выворачивается наизнанку моральная сила буржуазного профессора Будного, поза и фразерство разоружающегося меньшевика Жилкина, обывательская вздорность Клары Андреевны, матери Лавровых. Борис Лавров освобождается от старых чувств — самовлюбленности, недоверия к людям. Но новых чувств ни он, ни Фома Клешнев, носитель большевистского ума, не имеют. Клешнев умозрителен, интеллектуален, как и весь роман в целом.

В 1934 С. написан роман о баварской коммуне «Повесть о Левинэ» — одно из немногих произведений о борьбе международного пролетариата за последние годы. Эта книга — прямой подступ к теме современного мирового, в особенности германского, фашизма. Написанная с большим политическим пафосом, образно выраженной партийностью, повесть о героической гибели вождя Баварской коммуны за мировую революцию разработана как идейный поединок коммуниста с целым миром буржуазного права, морали, быта и военной силы. Центр книги — сцена суда над Левинэ, прямого столкновения победившей буржуазной реакции с героической правдой коммунизма. Психологическая тема «Повести о Левинэ» органична для идейного развития С. Она идет от «Лавровых» и «Фомы Клешнева». Радость освобождения от иллюзий буржуазного общества, составлявшая смысл жизни героев этих книг, поднята в «Повести о Левинэ» до масштаба большой партийно-политической темы. С этими же книгами коренным образом связаны стилевые качества «Повести о Левинэ». Сдержанность определений, скупость красок, лаконизм и точность, отсутствие орнамента, приглушенность интонации, все это возведено в «Повести о Левинэ» в степень окончательного художественного принципа. Правда, сплошь и рядом такая манера рождает в этой книге схему, сужает ее эмоциональные возможности. Один из любимых образов всего творчества С. — шахматная партия, по закону которой сталкиваются в борьбе люди, идеи, события, — пронизывает и эту книгу и является ключом к ее стилю.

С. ведет активную литературно-общественную работу. В настоящее время — член Правления ССП.

Список литературы

I. Собр. сочин., с критико-биографич. очерком З. Штейнмана, «ЗиФ», М., 1928—1929

Сочинения, 4 тт., ГИХЛ, Л., 1931—1932

Пощечина, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., (1930)

Фома Клешнев, Роман, ГИХЛ, М. — Л., 1931

последнее изд. Гослитиздат, Л., 1934

Лавровы. Фома Клешнев, изд. «Советский писатель», (Л.), 1934

Германия, изд. Жургазобъединения, М., 1932

Повесть о Левинэ, Гослитиздат, Л., 1935, и М., 1935 (два изд.)

Как я работаю над своим произведением, Профиздат, М., 1934 (Мой творческий опыт — рабочему автору).

II. Красильников В., О Мих. Слонимском, «Книга и революция», 1929, № 11

Полетика Ю. Человек и система, «Ленинград», 1931, № 5

Мессер Р., Обнажение и исполнение мысли, «Литературная газета», 1932, № 25

Ее же. О творчестве М. Л. Слонимского, «Звезда», 1932, № 6

Горелов А., Путь современника. Монография, Изд-во писателей в Ленинграде, Л., (1933)

Автобиографию см.: Лидин В., Писатели, М., 1926

Писатели о себе, М. Слонимский, «На литературном посту», 1927, № 9. Отзывы: О сб. «Удар»: Груздев Илья, «Русский современник», 1924, № 4

К., Звезда», 1925, № 2 (8). О сб. «Машина Эмери»: Лежнев А., «Красная новь», 1924, № 4. О «Лавровых»: Колесникова Г., «На литературном посту», 1927, № 4

Низовцев Л., «Сибирские огни», 1927, № 1. О «Среднем проспекте»: Книпович Е., «Красная новь», 1928, № 5. — О сб. «Западники»: Полякова М., «Новый мир», 1929, № 3. О «Фоме Клешневе»: Динамов С., «Литературная газета», 1931, № 45

Гринберг И., «Резец», 1931, № 9. О «Повести о Левинэ»: Штейнман Зел., «Литературный Ленинград», 1934, 20 марта

Горелов Ан., «Литературная газета», 1934, 10 апр.

Жданов Н., «Литературный Ленинград», 1934, 8 мая

Левин Л., там же, 1934, 14 мая

Рест Б., Дискуссия о Левинэ, там же, 1934, 24 мая.

III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, М. — Л., 1928.

Скачать архив с текстом документа