Смутное время начала XVII века 2

СОДЕРЖАНИЕ: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО РПОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО РПОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЯТСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа

по предмету

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Тема: «Смутное время» начала XVII века.

Выполнил:

Проверил :

Киров 2006

План

1. Предпосылки причины «Смуты».

2. Царь Борис Годунов и Лжедмитрий I (1598 – 1606).

3. Василий Шуйский и социальная смута. «Тушинский вор».

4. Королевич Владислав. Поляки в Москве. Патриарх Гермоген.

5. Первое земское ополчение.

6. Второе земское ополчение (Минин и Пожарский). Освобождение Москвы и избрание на царство Михаила Романова.

7. Общий ход «Смуты», ее характер и последствия.

8. Список литературы.

ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ «СМУТЫ»

На рубеже XVI и XVII вв. Московское государство переживало тяжелый и сложный политический и социально-экономический кризис, который особенно проявлялся в центральных областях государства. После успешных военных действий на востоке и юге-востоке для русской колонизации открылись обширные юго-восточные пространства среднего и Нижнего Поволжья, куда и устремился из центральных областей государства широкий поток крестьянского населения, пытавшегося уйти от государева и помещичьего «тягла». Эта утечка рабочей силы повела к недостатку рабочих рук в центре. Чем больше уходило людей из центра, тем тяжелее давило «тягло» на оставшихся. С ростом поместного землевладения все большее количество крестьян попадало под власть помещиков, а недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать крестьянские подати и повинностей и стремиться всеми способами закрепить за собой наличное крестьянское население своих имений. Положение холопов «полных» и «кабальных» всегда было достаточно тяжелым, а в конце XVI в. число кабальных холопов было увеличено указом, который предписывал обращать в кабальные холопы всех тех прежде вольных слуг и работников, которые прослужили у своих господ более полугода.

Во 2-й половине XVI в. внешние и внутренние обстоятельства способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Успехи на востоке и юго- востоке окрылили московских политиков. Их взоры теперь устремились на северо-запад, к Балтике. Здесь, по южному и восточному берегам финского залива и южнее, лежали древние новгородские и псковские земли. Захвачены они были в XIII в. и позднее в ходе агрессии в Прибалтику и на Русь крестоносцев, шведских королей. Россия с ее развивавшимся сельским хозяйством, промыслами, торговлей остро нуждалась в морских путях на запад, связях с европейскими странами. Об этом мечтали русские купцы, а дворяне – о новых землях в Прибалтике. В январе 1558 г. русская армия вступила в Ливонию. Тяжелая война, продолжавшаяся 25 лет и кончившаяся полной неудачей – Россия потеряла все завоевания в Ливонии, потребовала от русского народа огромных людских и материальных жертв. Татарское нашествие и разгром Москвы в 1957 г. значительно увеличили жертвы и потери. Опричнина царя Ивана грозного, потрясшая и расшатавшая старый уклад жизни и привычные отношения, усиливали общий разлад. Царь Иван во всех подданных, в народе российском видел только «холопов»; их обязанность – беспрекословно повиноваться его воле. Доводы и возражения оппонентов, считавших, что царь должен править вместе с умными советниками, боярами, совещаться, он отметает с гневом самовластца – деспота. Неудачи в Литве, татарские набеги, многочисленные казни недовольных опричниной создавали напряженную обстановку. Историки, изучающие документы той поры, часто встречают такие записи: «пустоши, что были деревни», «пашня лесом поросла». Запустение земель приняло страшные размеры. В стране широкое распространение получили разбои, волнения.

ЦАРЬ БОРИС ГОДУНОВ И ЛЖЕДМИТРИЙ I (1598 – 1606)

После смерти в январе 1598 г. бездетного царя Федора Иоанновича – сына Ивана Грозного Москва присягнула на верность его жене, царице Ирине, но Ирина – сестра Бориса Годунова отказалась от престола и постриглась в монашество.

Пока на Московском престоле были государи старой привычной династии, прямые потомки Рюрика и Владимира святого, население в огромном большинстве своем безропотно подчинялось своим «природным государям». Но когда династии прекратились и государство стало «ничьим», народ растерялся и пришел в брожение. Высший слой московского населения, боярство, экономически ослабленное и морально приниженное политикой Грозного, начало смуту борьбой за власть в стране, ставшей «безгосударственной». Когда Москва осталась без царя, взоры всех обратились на Бориса Годунова – по существу правителя при царе Федоре. Его кандидатуру на престол усиленно и настойчиво проводил избранный в 1589 г. ставленник Годунова, патриарх всея Руси Иов. Был созван Земский собор из представителей всяких чинов всех городов Московского государства, избравший на царство Бориса Федоровича.

Родовитые бояре и князья, потомки Рюрика и Гедемина, затаили в душе злобу и зависть к новому царю – «выскочке», выходцу из «Золотой Орды» на русском престоле. Вспоминали о гонениях и опалах, исходивших от него. Ширились слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия в Угличе.

Первые два года царствования были спокойными и благополучными. Новый царь проявил такие качества, как недюжинный ум, милосердие, великодушие. Понимая необходимость для государства развития связей с зарубежными странами, он милостиво принимал иностранных послов. Нанимал к себе на работу иностранцев, а русских молодых людей посылал учиться за границу. Годунов пытался обеспечить жизнь простого народа. Власти сняли недоимки по налогам, прямые налоги стали заменять косвенными. Объявили амнистию. В начале XVII в. разрешили частичный выход крестьян от одного владельца к другому. При нем успешно продолжалось освоение Сибири и построение русских городов – Туринск, Томск.

С другой стороны, и Борис на престоле обнаружил недостаток нравственного величия и трусливую подозрительность. Опасаясь боярских интриг и крамол, он завел систему шпионажа, поощрял доносы, награждал доносчиков и преследовал подозреваемых или обвиняемых в измене бояр. В 1601 г. подверглись ссылке и заточению несколько бояр, в том числе братья Романовы, из которых самый популярный, Федор Никитич, был пострижен в монахи под именем Филарета.

Три года подряд, с 1600 г. весной и летом шли по стране проливные дожди. Ранней осенью их сменяли заморозки, хлеба не вызревали, погибали на корню. Разразился страшный голод и мор. Везде бродили нищие, бродяги. Бояре и дворяне выгоняли со своих дворов холопов, чтобы не кормить их. На окраины, особенно юго-западные и южные, бежали тысячи крестьян и холопов. Туда же правительство ссылало из центра преступные и неблагонадежные элементы, которые были полны недовольства и озлобления. Там скапливался «горючий материал», готовый вспыхнуть в любое время. Власти именовали этих людей «ворами2, «разбойниками», «лихими людьми», ведь они нападали на богатых людей, у которых, как было известно, имелись большие запасы хлеба от прошлых лет. Но они приберегали его, чтобы взвинтить цены и нажиться.

В это время в Польше против царя Бориса выступил молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана грозного, и заявил о своем намерении идти на Москву добывать себе прародительский престол. Московское правительство утверждало, что он был сыном мелкого дворянина из Галича, который постригся в монахи и был дьяконом в Чудовом монастыре в Москве, поэтому его впоследствии прозвали Расстригой. Потом он бежал в Польшу, где его поддержали польский король Сигизмунд, магнаты, шляхта и католическое духовенство, мечтавшие о русских землях и иных богатствах.

В октябре 1604 г. Лжежмитрий I переправился через Днепр и вошел в места, пограничные с юго-западными уездами России. Обратился с воззванием к народу, что Бог спас его, царевича, от злодейских умыслов Бориса Годунова и призвал население принять его как законного наследника престола. Началась борьба безвестного молодого авантюриста с могущественным царем, и в этой борьбе Расстрига оказался победителем. Население северной Украины переходило на сторону Лжедмитрия, города отворяли ему ворота. Приходят к нему и запорожские казаки, и донские казаки, и недовольные правлением царя Бориса многие дворяне и бояре. Все видели в самозванце «доброго царя», который обещал всем льготы, облегчение в налогах и многое другое. В царском войске, посланном Годуновым против мятежников, была «шатость» и недоумение, - не идут ли они против законного царя? А после смерти в апреле 1605 г. Бориса Годунова войско заявляет о поддержке «царевича» Дмитрия, и 20 июня 1605 г. тот вступает в Москву, где накануне тоже вспыхнуло восстание против царя Федора Борисовича Годунова, который был убит вместе со своей матерью до прихода Лжедмитрия.

Царь и великий князь всея Руси Дмитрий Иванович, севший на трон благодаря польской помощи и опираясь на восставших против Годунова, вынужден был кое-что сделать для них: дал свободу тем, кто попал в «кабалу» в голодные года начала столетия, освободил на 10 лет от налогов жителей Комарицкой волости на юго-западе.

И сам Лжедмитрий, и его приближенные из русских и особенно поляков, пришедших с ним, расхищают казну. Пришельцы смотрят на Россию как на завоеванную страну: оскорбляют национальные и религиозные чувства ее жителей. Всех возмущает бесчинства шляхтичей, слухи о переходе правителя в католичество. Недовольство особенно возросло тогда, когда в начале мая 1606 г. к царю приехала его невеста Марина Мнишек, и он обвенчался с ней и короновал ее как царицу, хотя она отказалась перейти в православие. В ночь на 17 мая 1606 г. против «истинного царя» вспыхивает в Москве восстание во главе с братьями Шуйскими. Бояре сами с кучкой заговорщиков ворвались в Кремль и убили царя. В это время москвичи избивали поляков и грабили их дома. Несколько дней спустя, 19 мая, бояре «выкрикнули» на Красной площади в цари боярина князя Василия Ивановича Шуйского.

ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ И СОЦИАЛЬНАЯ СМУТА.

«ТУШИНСКИЙ ВОР»

При своем воцарении Шуйский принял формальное обязательство никого не казнить и не наказывать конфискацией имущества, не слушать ложные доносы, но эта присяга оказалась ложной. Шуйский три раза всенародно и торжественно приносил ложную клятву: сначала он клялся, что царевич Дмитрий (сын Ивана Грозного) случайно закололся сам, потом, что царевич жив и здоров, идет занимать царский престол, наконец, что Дмитрий принял мученическое убиение от своего лукавого раба Бориса Годунова. Немудрено, что воцарение Шуйского послужило сигналом для всеобщей смуты и борьбы всех против всех. Сразу же бежавшие из Москвы сторонники Лжедмитрия Iраспустили слухи, что «истинный царь» не погиб в Москве 17 мая, а спасся. Пребывает где-то в Польше, скрываясь от «злых людей». Слухи и разговоры эти подогревал князь Шаховский, приспешник самозванца. А в Речи Посполитой скрывается русский дворянин Михаил Молчанов, внешне похожий на Лжедмитрия, и дружок Шаховского. Он-то и выдает себя за спасшегося «царя Дмитрия».

На юго-западе население выступает против сторонников Шуйского, свергает и убивает его воевод. Города поднимаются под предводительством князя Шаховского (которого современники потом называли «всей крови заводчиком»), а затем является новый популярный вождь восстания, бывший холоп Иван Болотников, поверивший в «истинного царя» Дмитрия Ивановича (самозванца Молчанова). Десятки городов присягают ему на верность. Под его знамена стали во множестве стекаться беглые холопы, крестьяне и казаки, чтобы отомстить своим угнетателям или ради получения «беструдного» богатства. В Тульской и Рязанской областях поднялись против Шуйского служивые люди, дворяне и дети боярские под начальством Пашкова, Самбулова и Ляпунова. В Поволжье поднялась мордва и другие недавно покоренные народы с целью освобождения от русской власти. Все эти скопища подошли с разных сторон к Москве. Но когда рязанские и тульские служивые люди поближе познакомились со своим союзником – Болотниковым, его «программой» и действиями, то выбрали из двух зол меньшее и принесли повинную царю Василию. Болотников был разбит: вожди восстания были казнены, масса участников рассеялась, готовая начать новую «кампанию», если найдется новый предводитель.

Таковой нашелся скоро в лице второго Лжедмитрия: проверкой его личности и его легальных прав на престол мало кто интересовался; он был только знаменем, под которое снова спешили собраться все недовольные, а также большие отряды польских и литовских авантюристов, стремившихся поживиться за счет мятущихся в междоусобии «русаков». Мария Мнишек также признала «самозванца». Собрав большое и довольно пестрое войско, Лжедмитрий подступил к Москве, расположившись станом в подмосковном селе Тушино (отсюда его прозвище «Тушинский вор»). Здесь были свои бояре и воеводы, свои приказы и даже свой патриарх. Тушинцы захватили центральные и северные уезды. Везде брали ценности, обложили жителей большими налогами. Шесть месяцев осаждали, но безуспешно Троице-Сергиев монастырь.

Не будучи в состоянии одолеть тушинцев, царь Шуйский по договору со шведским королем получает военную помощь. За это он уступает город Корелу с уездом. В мае 1609 г. русско-шведский отряд во главе со Скопиным-Шуйским, племянником царя, идет из Новгорода к Москве, громит по дороге тушинцев, освобождает города и уезды, монастыри. Его поддерживают отряды ополченцев. Скопин входит в Москву, и вскоре Тушинский лагерь распадается. «Тушинский царь» бежал в Калугу, а некоторые бояре из русских предложили престол королевичу Владиславу, сыну польского короля.

КОРОЛЕВИЧ ВЛАДИСЛАВ. ПОЛЯКИ В МОСКВЕ.

ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН

Вмешательство шведов в русские дела вызвало недовольство польского короля Сигизмунда III и осенью 1609 г. его армия появилась под Смоленском. Русскую армию, шедшую к городу на выручку, разгромил у села Клушино гетман Жолкевский и приблизился к самой Москве. С другой стороны к Москве подходил из Калуги «Тушинский вор». Город был в тревоге и в смятении, царь Василий потерял всякое доверие и авторитет, 17 июля 1620 г. был свергнут и насильственно пострижен в монахи. Власть перешла в руки боярской думы во главе с князем Мстиславским. Приближение самозванца, за которым шел призрак социального переворота и анархии, пугало всех бояр и «лучших людей». Чтобы избавиться от вора и его притязаний, бояре тоже предлагают трон Владиславу. 27 августа Москва торжественно присягнула королевичу Владиславу с условием, что он обещает охранять православную веру, на чем категорически настаивал патриарх Гермоген. Лжедмитрий был прогнан из Москвы и снова бежал в Калугу. К королю Сигизмунду было отправлено русское посольство, которому было поручено настаивать, чтобы Владислав принял православие и без промедления ехал в Москву, а королю выйти со своим войском за пределы Московского государства. Однако переговоры затянулись: Сигизмунд не хотел отпускать сына в Москву, тем более не хотел ему позволить принять православие и хотел сам занять московский престол.

Между тем Москва в сентябре 1610 г. с согласия бояр была занята польским войском Жолкевского. Во главе гражданского правительства стали боярин Михаил Салтыков и «торговый мужик» Федор Андронов, которые и пытались управлять страной от имени Владислава. В июле 1611г. был занят шведами Новгород великий почти без сопротивления жителей, что дополняет печальную картину общего морального упадка и разложения. Польская оккупация Москвы затягивалась, Владислав не принимал православия и не ехал в Россию, правление поляков возбуждало все больше недовольства, но их терпели, так как присутствие польского гарнизона в столице делало ее недоступной для «Тушинского вора». Но в декабре 1620 г. его убивает татарский князь Урусов, служивший ему. Это событие считается поворотным пунктом в истории Смуты. Теперь у служилых людей, и у «земских» людей вообще, и утех казаков, у которых жило национальное сознание и религиозное чувство, оставался один враг, тот, который занимал русскую столицу и угрожал национальному русскому государству и православной русской вере.

Во главе национально-религиозной оппозиции в это время становится патриарх Гермоген. Он твердо заявляет, что если королевич не примет православие, а «литовские люди» не уйдут из Русской земли, то Владислав нам не государь. Когда его словесные доводы и увещевания не оказали действия, Гермоген стал обращаться к русским людям с прямыми призывами к восстанию на защиту церкви и отечества. Впоследствии, когда патриарха подвергли заточению, его дело продолжали монастыри, Троице-Сергиев и Кирилло-Белозерский, рассылавшие по городам грамоты с призывами к соединению и «великому стоянию против врага за святую православную веру и за свое отечество».

ПЕРВОЕ ЗЕМСКОЕ ОПОЛЧЕНИЕ

Голос патриарха Гермогена был скоро услышан. Уже в самом начале 1611 г. начинается широкое патриотическое движение в стране. Города переписываются между собою, чтоб всем прийти в соединение, собирать ратных людей и идти на выручку к Москве. «Главный двигатель восстания… был патриарх, по мановению которого, во имя веры, вставала и собиралась Земля». Весною 1611 г. к Москве подступило земское ополчение и начало ее осаду. В это время король Сигизмунд прекратил бесконечные переговоры под Смоленском с русскими послами и велел увезти митрополита Филарета и князя Голицына в Польшу как пленников. В июне 1611г. поляки, наконец, взяли Смоленск, в котором из 80000 жителей, бывших там в начале осады, оставалось в живых едва 8000 человек. Значительная часть Москвы в марте 1611г. подверглась разгрому и сожжению со стороны польского гарнизона, желавшего предупредить восстание, причем было перебито несколько тысяч жителей.

Пришедшее под Москву земское ополчение состояло из двух различных элементов: это были, во-первых, дворяне и дети боярские, во главе которых стоял знаменитый в то время рязанский воевода Прокопий Ляпунов, а во-вторых, казаки, во главе которых стояли бывшие тушинские бояре, князь Дмитрий Трубецкой и казачий атаман Иван Заруцкий. После многих разногласий и раздоров воеводы и ополчение договорились между собою и 30-го июня 1611г. составили общий приговор о составе и работе нового земского правительства – из Трубецкого, Заруцкого и Ляпунова, которых «выбрали всею землею» для управления «земскими и ратными делами». Однако приговор 30 июня не устранил антогонизма между дворянами и казаками и личного соперничества между Ляпуновым и Заруцким. Дело кончилось тем, что казаки подозревая Ляпунова во враждебных умыслах, вызвали его в свой круг для объяснения и здесь зарубили его. Оставшиеся без вождя и напуганные казацким самосудом, дворяне и дети боярские в большинстве разъехались из-под Москвы по домам. Казаки оставались в лагере под Москвой, но они были недостаточно сильны, чтобы справиться с польским гарнизоном.

ВТОРОЕ ЗЕМСОКЕ ОПОЛЧЕНИЕ (МИНИН И ПОЖАРСКИЙ). ОСВОБОЖДЕНИ МОСКВЫ

И ИЗБРАНИЕ НА ЦАРСТВО МИХАИЛА РОМАНОВА.

Неудача первого земского ополчения огорчила, но не обескуражила земских людей. В провинциальных городах скоро снова началось движение за организацию нового ополчения и похода на Москву. На этот раз исходным пунктом и центром движения стал Нижний Новгород во главе с Кузьмой Мининым, простым «говядарем» (торговцем мяса) и посадским старостой, организовавший вместе с городским советом сбор средств на собрание нового ополчения. Начальником земского ополчения был приглашен «стольник и воевода» Дмитрий Михайлович Пожарский, способный военачальник и человек с незапятнанной репутацией.

В ноябре движение, начатое в Нижнем, охватило уже значительный приволжский район, а в январе двинулось сначала к Костроме, а потом к Ярославлю, вливая в свои ряды новые подкрепления. В начале апреля, уже в Ярославле, создали «Совет всея земли» - правительство из представителей духовенства и Боярской думы, дворян и посадских людей; фактически его возглавляли Пожарский и Минин. Начали работать приказы. Ополчение состояло уже из 10 тысяч человек – дворян, стрельцов, крестьян, ремесленников, торговцев, входили в него татарские отряды из Касимова и Темникова, Кадома и Алатыря. В конце июля ополчение двинулось к Москве – его руководители получили весть, что к Москве на помощь польскому гарнизону идет с войском гетман Ходкевич. В конце месяца первые отряды ополченце подошли к столице с северной стороны. Под столицей их встретили отряды Заруцкого и Трубецкого. Но Пожарский и Минин предпочли не объединяться с ними, встали отдельно. Вскоре Заруцкий ушел в Коломну.

У Москвы расположилось пришедшее из Речи Посполитой войско Ходкевича с огромным обозом. Он пытался прорваться к осажденным в Кремле полякам, но его всякий раз отбрасывали ополченцы Пожарского – Минина и отряды Трубецкого. Потеряв много людей и возов с продовольствием, гетман ушел из Москвы. В Кремле начался голод, и осажденные в конце октября 1612г. сдались. Ополченцы торжественно вступили в кремль – Москва, сердце всей России, была освобождена усилиями народа, который в тяжелый для России час проявил выдержку, стойкость, мужество, спас от национальной катастрофы всю страну.

«Совет всея земли» созвал представителей разных слоев населения на Земский собор – духовенство, боярство, дворянство, посадские люди, казачество, черносошное крестьянство. Сравнительно легко договорились о том, чтобы иноязычных и нехристианской веры на трон не избирать. Решили избрать кого-нибудь из своих, но тут начались разногласия, споры, козни, так как среди великородных бояр, бывших ранее союзниками или поляков, или самозванцев не находилось достойного и популярного кандидата. После долгих споров 7 февраля 1613 г. выборные люди остановились на кандидатуре 16-летнего Михаила Романова, сына томившегося в польском плену митрополита Филарета и племянника (по женской линии) царя Федора Ивановича. Избрание царя означало возрождение страны, ограждение ее суверенитета, самостоятельности и самобытности.

Новому правительству пришлось решать трудные задачи. Страна была разорена, истощена. По городам бродили шайки разбойников и интервентов. Один из таких польских отрядов, еще до приезда в Москву Михаила Романова (он тогда находился в костромском Ипатьевском монастыре), действовал в Костромском и соседних уездах. Здесь располагались родовые земли матери новоизбранного царя. Стояла зимняя пора. Поляки появились в одной из деревень Романовых, схватили старосту Ивана Сусанина и потребовали, чтобы он показал им дорогу туда, где находится его молодой барин. Сусанин завел их в дебри и, погибнув сам под саблями врагов, погубил отряд. Подвиг костромского крестьянина сыграл свою роль не только в спасении Михаила Федоровича, но и в предотвращении новой возможной смуты в стране, в случае гибели молодого Романова.

ОБЩИЙ ХОД СМУТЫ,

ЕЕ ХАРАКТЕР И ПОСЛЕДСТВИЯ

В развитии московской Смуты ясно различаются три периода: первый может быть назван династическим, второй социальным и третий- национальным. Первый обнимает собою время борьбы за московский престол между различными претендентами до царя Василия Шуйского включительно. Второй период характеризуется междоусобной борьбой общественных классов и вмешательством в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается успех в борьбе. Наконец, третий период Смуты охватывает собою время борьбы московских людей с иноземным господством до создания национального правительства с М.Ф.Романовым во главе.

Борьба за власть и царский престол, начатая московским боярством, привела в последствии к полному крушению государственного порядка, к междоусобной борьбе «всех против всех» и к страшной деморализации, которая нашла особенно яркое выражение в тушинских «перелетах» и в тех диких и бессмысленных зверствах и насилиях над мирным населением, которые совершали шайки «воровских людей». Нет сомнения, что в середине Смутного времени (начиная с 1606г.) наблюдаются элементы «классовой борьбы», или восстания бедных против богатых, но в большей мере это было всеобщее междоусобие.

Тушинский лагерь второго Лжедмитрия считается характерным «воровским » лагерем, а между тем у вора были представители очень высоких слоев московской знати. «Воровские люди»- это была отнюдь не экономическая, но морально-психологическая категория – люди без всяких морально-религиозных устоев и правовых принципов, а таковых нашлось немало во всех классах общества, но все же они составляли меньшинство населения. А кто были те «земские люди», которые поднялись против домашних «воров» и иноземных неприятелей и восстановили разрушенное «ворами» и внешними врагами национальное государство? Это были монахи, посадские и деревенские, торговые и пашенные мужики центральных и северных областей, средние служилые люди и значительная часть донских казаков - союз очень пестрый в классовом отношении.

В период так называемого междуцарствования (1610-1613 гг.) положение Московского государства казалось совершенно безвыходным. Поляки занимали Москву и Смоленск, шведы Великий Новгород; шайки иноземных авантюристов и своих «воров» разоряли несчастную страну, убивали и грабили мирное население. Когда земля стала «безгосударной», политические связи между отдельными областями порвались, но все же общество не распалось: его спасли связи национальные и религиозные. Городские общества центральных и северных областей, возглавляемые своими выборными властями, становятся носителями и проповедниками национального сознания и общественной солидарности. В своей переписке города обращаются с призывами «бытии в любви и в совете и в соединении друг с другом», и «в том крест целовати меж себя, что нам с вами, а вам с нами и ожить и умереть вместе», и за «истинную христианскую веру на разорителей нашея християнские веры, на польских и литовских людей и на русских воров стояти крепко», а потом «выбрати бы нам на Московское государство государя всею землею Российской державы».

Смутное время было не столько революцией, сколько тяжлым потрясением жизни Московского государства. Первым,непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны; в описях сельских местностей при царе Михаиле упоминается множество пустых деревень, из которых крестьяне сбежали или «сошли безвестно куды», или же были побиты «литовскими людьми» и «воровскими людьми». В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого дворянства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами, «шалостью» и своим союзом с врагами государства. В отношении политическом Смутное время - когда Земля, собравшись с силами, сама восстановила разрушенное государство,- показало воочию, что государство Московское не было созданием и «вотчиною» своего «хозяина» - государя, но было общим делом и общим созданием «всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия».

СПИСОК ЛИТАРАТУРЫ

1. Альшиц Ю.Г. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. М., 1988.

2. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

3. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1991.

4. Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1989.

5. Лошиц Ю.М. Дмитрий Донской. М., 1995.

6. История России с древности до наших дней. Под ред. М.Н.Зуева. М., 1998

7. А.С.Орлов., В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М., 2001.

8. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XII века. М., 1995.

9. Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 1983.

10. Скрынников Р.Г. Россия в XII в. «Смута». М., 1988.

11. Политическая история России. Хрестоматия. М., 1995.

12. Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы. Под ре. А.С.Орлова, А.Ю.Полунова, Ю.А.Щетинова. М., 1994.

Скачать архив с текстом документа