Собственник или уполномоченный им орган как субъект трудового права Украины

СОДЕРЖАНИЕ: Национальная юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого Реферат на тему: Собственник или уполномоченный им орган как субъект трудового права Украины

Национальнаяюридическаяакадемия Украины

им. Ярослава Мудрого

Реферат

на тему:

Собственник или уполномоченный им орган

как субъект трудового права Украины

Выполнил: студентка II факультета

15 группа

Люберцева Л.В.
Проверил:преподаватель

Ярошенко О.Н.

ХАРЬКОВ

2000г

Содержание

Вступление 3

1.Собственник как субъект трудового права 4

2.Уполномоченный собственником орган как субъект трудового права 6

Выводы 9

Список использованной литературы 10

Вступление

Главной потребностью человека есть труд. Используя труд, люди вступают в отношения друг с другом, которые проявляются в различных сферах жизни как формы взаимодействия или противодействия. Участие в этих отношениях, тем более, когда они урегулированы нормами права, создает для их участников определенные права и обязанности. Признание юридических лиц или граждан носителями прав и обязанностей, предоставление им определенной правосубъектности то есть наделения общественно-юридическими качествами, которые позволяет им принимать участие в различных имущественных, организационных, личных неимущественных правоотношениях превращает их в субъектов этих правоотношений.

Общественные отношения не могут существовать между абстрактными субъектами. Они всегда есть конкретные. Отношения, которые складываются с применения труда, также возникают на базе конкретной собственности. Поэтому субъектами этих отношений, в первую очередь, есть собственник, а также лицо, которое будет применять свой труд на базе этой собственности.

1. Собственник как субъект трудового права

Для того чтобы гражданин Украины стал работником, он должен вступить в трудовые отношения с собственником средств производства или с созданными им предприятиями, учреждениями, организациями. Именно собственник средств производства, независимо от того, будет ли это государство, кооператив, общественная организация, гражданин или группа граждан, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом по-своему усмотрение. Использование его производственной деятельности может осуществляться с применением труда граждан при условии, что им будут обеспеченные социальные и экономические гарантии, установленные в законе.

С развитием кооперации труда, значительного количества работающих на предприятии возникла функция управления производством, которая постепенно выделилась в самостоятельный вид трудовой деятельности. Управление производством осуществляет собственник непосредственно сам или с помощью уполномоченного ним на управление органа - единоличного или коллегиального. Это в первую очередь касается государства, которое не может непосредственно использовать свою собственность, орудие и средства производства. Государство распределяет имущество между своими органами, которые для производственной деятельности в установленном порядке могут создавать предприятия, учреждения, организации, которое получают статус юридического лица. Созданное юридическое лицо осуществляет право владения, пользование и распоряжение закрепленным за нею имуществом, соответственно утвержденному уставу или положения.

Для управления предприятием, учреждениями, организациями государственный орган, которому выделено имущество, назначает руководитель, с которым складывается контракт как особая форма трудового договора.

Это должностное лицо осуществляет управление на основах единоначалия, что обеспечивает единство свободы многих людей тогда, когда необходимо организовать производственный процесс для выполнения определенных задач.

Руководитель самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия или организации. При этом собственник имущества не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность руководителя. Руководителю принадлежит также право самостоятельно решать вопросы о приеме на работу своих заместителей, руководителей и специалистов подразделов аппарата управления и структурных подразделов, а также об их увольнении.

Но даже в, поэтому случае, когда предприятие или организация образованно государством, это не дает основания утверждать, что руководитель и прочие служебные лица находятся на государственной службе.

Под государственной службой признается профессиональная деятельность лиц, которые занимают должности в государственных органах и аппарате относящиеся практического выполнения задач и функций государства и получают заработную плату за счет государственных средств.

2.Уполномоченный собственником орган как субъект трудового права

Правовое положение уполномоченной собственником на управление служебного лица тесно связанное с правовым статусом предприятия. На государственном предприятии положение директора есть двойным, что проявляется в том, что с одной стороны он является членом трудового коллектива, а с другой - органом предприятия, которое созданное на базе общегосударственной собственности. Поэтому он соответственно п.1 ст.16 Закону Украины «О предприятиях в Украине» отвечает за результаты работы предприятия перед государством, собственником и трудовым коллективом. Это вменяет в обязанность руководитель отстаивать как интересы коллектива, так и государства, которые не всегда совпадают.

Уполномоченное собственником лицо - это, по сути, руководитель администрации как совокупности должностных лиц предприятия, учреждения, организации. Как раз термин «администрация» применялся во всех законодательных актах о труде до внесения 20 марта 1991 года изменений в Кодекс законов о труде Украины. Администрация предприятия, учреждения, организации как комплекс служебных лиц, которые осуществляют управление этим предприятием, учреждением, организацией в рамках предоставленных им прав, то есть исполнительно-распорядительный орган предприятия, сама находится с собственником в отношениях найма. Все служебные лица, которые входят в состав администрации, вместе с другими нанимаемыми работниками входят в состав трудового коллектива, есть субъектами трудовых отношений как нанимаемые работники. Их отличие от других работников состоит в потому, что в силу своего служебного положения и выполняемой функции эти лица несут ответственность за осуществление производственного процесса или отдельного его цикла. Поэтому субъектом трудовых отношений с другими работниками администрация предприятий, учреждений, организаций, или за нынешней терминологией - уполномоченный собственником орган - не выступает.

То обстоятельство, что уполномоченный собственником орган не выступает субъектом трудовых отношений, а есть лишь органом предприятия или учреждения, отмечено и в юридической литературе. Признание же уполномоченного собственником органа субъектом трудовых правоотношений означает возможность предъявления к нему имущественных претензий, которые вытекают с этих отношений. В действительности же эти претензии предъявляются к предприятию.

Трудовой договор работник заключает не с уполномоченным собственником служебным лицом, а с предприятием, учреждением, организацией как юридическим лицом, где он и реализует свое право на труд.

Если признать, что трудовой договор складывается с уполномоченным собственником органом или служебным лицом, то прекращение собственником с этим лицом трудовых отношений должно вызывать прекращение трудового договора с работниками, которые были принятые ним на работу, поскольку прекратила свое существование одна со сторон трудового договора. Между тем, в особенности на государственных предприятиях, учреждениях, организациях довольно часто могут сменяться служебные лица, в том числе руководящие. Но даже при такой замене работники остаются работать при заключении трудового договора на роботе на определенный срок или бессрочно, ибо настоящие договора складывались с предприятием, учреждением, организацией, а не со служебными лицами администрации или органом, уполномоченным на управление производством.

Следовательно, признание в статье 21 Кодекса законов о труде Украины уполномоченного собственником органа на управление производством стороной трудового договора есть сомнительным. Будучи субъектом трудового права, наделенный целым комплексом прав и обязанностей, уполномоченным собственником на управление орган проявляет самостоятельный интерес к применению норм законодательства о труде. Это проявляется, например, при заключении коллективного договора, утверждении правил внутреннего трудового распорядка, различного вида нормативных положений, которые принимаются на предприятии как локальные правовые акты.

Ряд обязанностей уполномоченного собственником органа определенные непосредственно нормами трудового права. Так, на него возложена обязанность создавать безопасные и безвредные условия труда; систематически проводить инструктаж (обучение) работников по вопросам охраны труда, противопожарной охраны; принимать меры относительно облегчения и оздоровления условий труда работников путем внедрения прогрессивных технологий, достижений науки и техники, способов механизации и автоматизации производства, требований экономики, позитивного опыта в охране труда, снижение или устранение запыленности и загазованности воздуха в производственных помещениях, снижение интенсивности шума, вибраций, излучений; с участием профсоюзов разрабатывать и реализовывать комплексные мероприятия по охране труда; осуществлять постоянный контроль за соблюдением работниками нормативных актов по охране труда; проводить расследования и вести учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве.

Как орган, представляющий предприятие, учреждение, организацию, уполномоченное собственником служебное лицо выступает субъектом коллективных правовых отношений с трудовым коллективом и его представительским органом - профсоюзным комитетом по установлению условий труда, по применению действующего законодательства о труде.

Но уполномоченное собственником на управление служебное лицо выступает субъектом индивидуальных трудовых правоотношений. К этому служебному лицу не могут быть предъявленные претензии имущественного характера, например, по оплате труда, возмещению вреда в связи с несчастным случаем, который произошел на производстве и тому подобное. Такие претензии предъявляются к предприятию, учреждения, организации. В случае удовлетворения этих претензий требование к служебному лицу может быть предъявленной в порядке регресса, если по вине этого лица предприятие, учреждение, организация понесли лишние выплаты.

В свою очередь, работник как индивид не выступает субъектом коллективных правовых отношений, поскольку их объектом есть не труд, а организация этого труда, условия и контроль за ее осуществлением. Именно на собственника или на уполномоченный ним орган возлагается обязанность организовать и управлять процессом труда, обеспечить его осуществление, заключать коллективные договора. Эти отношения есть правовыми, поскольку они детально урегулированы законодательством, что относится к области трудового права Украины.

В системе общественной организации труда уполномоченный собственником орган выступает как орган хозяйственного управления. Организационной формой организации труда выступает предприятие, учреждение, организация, имущественная обособленность которых получила выражение в предоставлении им прав юридического лица. Как раз это позволяет предприятию, учреждению, организации самостоятельно, от своего имени вступать в правовые отношения с другими, как юридическими лицами, так и гражданами.

Выводы

Следовательно, при всех формах собственности собственник лично выступает как субъект трудового права. Но он может передавать надлежащие ему права определенным своим органам, уполномочивая их на проведение хозяйственной и трудовой деятельности. Кроме того, собственник может создавать предприятия и организации, назначать определенные лица или органы для руководства этими предприятиями и организациями. Создаваемые собственником предприятия и организации, должностные лица, нанятые ним для руководства создаваемыми предприятиями и организациями, выступают как субъекты трудового права.

Список использованной литературы

1. Кодекс законов о труде Украины / от 10 декабря 1971 года.

2.Прокопенко В.І. Трудовое право: Курс лекций: Для студентов юридических вузов и факультетов. - К.: Вентурі, 1996. - 224 с.

Скачать архив с текстом документа