Содержание программы по литературе 9 класс 3 часа в неделю, 102 часа в год

СОДЕРЖАНИЕ: Знать основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Литературный характер, литературный тип. Уметь конспектировать статью учебника и лекцию учителя

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС
3 часа в неделю, 102 часа в год.
Контрольных работ – 7 (3 сочинения классных, 3 – домашних; 1 - тест).
Региональный компонент – 9 часов.

Тема

Содержание

Количество часов

Знания, умения, навыки

Виды контроля

Региональный компонент

Количество часов

1

Введение.

* Литература и ее роль в духовной жизни человека.

1

Знать основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Литературный характер, литературный тип. Уметь конспектировать статью учебника и лекцию учителя.

2

Древнерусская литература.

* «Слово о полку Игореве». Художественные особенности. История создания.
* Герои и события в «Слове…». «Золотое слово Святослава». Образ Ярославны.
* Языковые особенности «Слова…». Проблема авторства.

3

Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

3

Литература ХVIII века.

* Классицизм как литературное направление. Русский классицизм. Биография М.В.Ломоносова.
* Анализ оды «На день восшествия на всероссийский престол…»

* Биография Г.Р.Державина. Творческий путь поэта.
* Анализ лирических произведений Г.Р.Державина «Властителям и судьям», «Памятник».
* Биография Д.И.Фонвизина. Комментированное чтение по ролям 1-го действия комедии «Недоросль».
* Система образов в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
* Особенности конфликта комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Черты классицизма в комедии.
* Сентиментализм как литературное направление. Н.М.Карамзин, его литературная и общественная деятельность.
* Комментированное чтение повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
* Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - произведение сентиментализма.
* Проверочный тест по пройденному материалу.

12

_______

______

_______

_______

Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; решать тестовые задания.

Контрольная работа № 1 (сочинение).

Тест.

4

Русская литература Х1Х века.

* Романтизм как литературное направление. В.А.Жуковский – переводчик, писатель, воспитатель престолонаследника.
* Реализм как литературное направление. Государственная и литературная деятельность А.С.Грибоедова.
* Комментированное чтение 1-го действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
* Основной конфликт и развитие действия в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
* Фамусовское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
* Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин. Женские образы в комедии. Образ Софьи.
* Особенности языка комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Работа со статьей И.А.Гончарова «Мильон терзаний».
* А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь.
* Петербургский период творчества А.С.Пушкина (1817-1820). Вольнолюбивая лирика.
* Южная ссылка А.С.Пушкина (1820-1824). Увлечение поэта романтическими идеями.
* Южная ссылка А.С.Пушкина (1820-1824). Увлечение поэта романтическими идеями.
* Тема поэта и роль поэзии в лирике А.С.Пушкина. Анализ стихотворений «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
* Сочинение по лирике А.С.Пушкина.
* История создания романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Жанр произведения. Образ главного героя – Онегина. Обзор содержания.
* Онегин и Ленский. Онегин и Татьяна. Образ автора в романе.
* Жизненный и творческий путь М.Ю.Лермонтова.

Основные мотивы творчества.
* Тема поэта и роль поэзии в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений «Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой…».
* Любовная лирика М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю…».
* Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений «Выхожу один я на дорогу…», «Сон».
* История создания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Особенности композиции. Обзор содержания романа.
* Основной конфликт романа «Герой нашего времени». Главные и второстепенные герои. Образ Печорина.
* Жизненный и творческий путь Н.В.Гоголя.
* Повесть Н.В.Гоголя «Шинель». Жизненные источники. Комментированное чтение повести.
* Изменение в характере Башмачкина. Тема «маленького человека» в повести. Отношение автора к своему герою.
* «Мертвые души» Н.В.Гоголя. Замысел и его осуществление. Смысл названия. Жанр произведения. Обзор содержания.
* Галерея образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
* Образ Чичикова.
* Тематика и роль лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». Художественные особенности поэмы.
* Жизнь и творчество И.С.Тургенева. «Первая любовь». Обзор содержания.
* Композиция, особенности сюжета повести «Первая любовь». Система образов.
* Любовь в жизни героев. «Тургеневская» девушка в повести. Образ героя-повествователя. Роль пейзажа в повести.
* А.Н.Островский. Жизнь и творчество. «Бедность не порок». История создания. Комментированное чтение 1-го действия.
* А.Н.Островский. Жизнь и творчество. «Бедность не порок». История создания. Комментированное чтение 1-го действия.
* Особенности сюжета комедии А.Н.Островского «Бедность не порок». Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
* Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. «Белые ночи». История создания. Обзор содержания.
* Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям.
* Роль Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М.Достоевского.
* Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Автобиографическая трилогия. «Юность». Обзор содержания. Чтение фрагментов глав.
* Формирование личности героя повести, его стремлении к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой.
* Тема дружбы в повести Л.Толстого «Юность». Анализ глав ХХУП и ХLI.
* А.П.Чехов. Жизненный и творческий путь писателя. Рассказ «Анна на шее». История создания. Чтение рассказа.
* Особенности сюжета рассказа А.П.Чехова «Анна на шее». Двуплановость системы образов. Совершенство композиции рассказа.
* Главные герои рассказа. Тема брака по расчету. Истинные и ложные ценности героев рассказа.
* Проверочный тест по пройденному материалу.

52

______


_______
















_______


_______

















_______



















______

_______

_______

_______

_______

Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев произведения; составлять конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение; решать тестовые задания.

Контрольная работа № 2 (сочинение).

Контрольная работа № 3 (сочинение).

Контрольная работа № 4 (сочинение).

Тест.

Контрольная работа № 5 (сочинение).

Контрольная работа № 6 (сочинение)

Тест.

* История коми литературы. Жизнь и творчество И.А.Куратова.

* Национальное своеобразие поэзии И.А.Куратова. Чтение отрывков из поэмы «Ягморт», стихотворений «О солнышке», «Поминки древних коми».

* Переводы И.А.Куратова произведений Г.Гейне, Ж.-П. Беранже.

3

5

Поэзия Х1Х века.

* Беседы о Н.А.Некрасове, Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете. Жанры лирики.

1

6

Русская литература ХХ века.


Из русской прозы ХХ века.

* Максим Горький. Жизнь и творчество писателя. Раннее творчество. Рассказ «Макар Чудра». Чтение рассказа.
* М.Горький. «Макар Чудра». Герои рассказа. Роль пейзажа. Роль рассказчика.
* М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Анализ I-III глав. Чтение эпизодов.
* Превращение Шарика в Полиграфа Полиграфовича. Кто создал Шарикова? Анализ IV-V глав.
* Шариков и Швондер. Шариков и шариковщина. Анализ глав V-IХ.
* Конец эксперимента. Главы VIII, IХ, эпилог. Приемы сатиры в повести. Ее открытый финал.

* М.А.Шолохов. Жизнь и творчество. Рассказ «Судьба человека». История создания рассказа. Чтение рассказа.
* Композиция рассказа М.Шолохова «Судьба человека». Образ Андрея Соколова. Судьба Родины и судьба человека.
* Смысл названия рассказа. Автор и рассказчик. Сказовая манера повествования. Роль природы в раскрытии идеи рассказа.
Из русской поэзии ХХ века.
* Многообразие направлений, жанров, видов лирических направлений. Поэзия «серебряного века».
* А.А.Блок. Жизнь и творчество. Высокие идеалы и предчувствие перемен. Чтение и анализ стихотворения «Ветер принес издалека…».
* А.А.Блок Трагедия поэта в «страшном мире». Тема Родины. Анализ стихотворений «Заклятие огнем и мраком…», «В ресторане», «Как тяжело ходить среди людей…».
* С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Основные темы творчества. Любовная лирика. Чтение и анализ стихотворений «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…».
* С.А.Есенин. «Песня звериных прав». Чтение и анализ стихотворений «Собаке Качалова», «Корова», «Лебедушка», «Песнь о собаке».
* С.А.Есенин. «Нераздельный образ родины, природы и человека». Чтение и анализ стихотворений «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…».
* В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Основные темы творчества. Лирика.
* М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Особенности поэтики. Стихи о любви, о поэзии, о поэте. «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве», «Идешь, на меня похожий…», «Откуда такая нежность?..».
* Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворения о человеке и природе. «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», «Можжевеловый куст», «Завещание».
* А.А.Ахматова. Слово о поэте. Стихотворения о любви , о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений.
* А.Твардовский. Слово о поэте. Стихотворения о Родине, о природе.

20

_______

_______

_______

_______

_______

_______

_______

_______

_______

_______

_______

_______

Знать наиболее важные сведения о литературных направлениях; основные этапы жизненного и творческого пути писателей; тексты изучаемых произведений; сюжет, особенности композиции и системы образов изученных произведений; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности изученных произведений; оценку изученных произведений в литературно-критических статьях.

Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка; выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение о произведении и героях; выразительно читать отрывки произведений; создавать устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера по изучаемому произведению; составлять индивидуальную, сравнительную, групповую характеристики героев произведения; составлять конспект и план литературно-критической статьи; готовить доклад или реферат на литературную тему; писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение; решать тестовые задания.

Тест.

Тест.

* В.А.Савин. Творческий и жизненный путь писателя. Драматизм судьбы. Чтение «Однажды бывает», «Светлая звездочка», «Коми море».
* В.А.Савин. Красота окружающего мира в поэзии. Художествен ное мастерство. Чтение пьесы «В раю».
* В.А.Савин. Коми народный характер в произведениях Савина. Чтение рассказа «Луча».

* К.Ф.Жаков. Жизненный путь писателя. Своеобразие рассказов. Чтение и анализ рассказа «На подсеке».
* К.Ф.Жаков. Роман «Сквозь строй жизни». Духовные искания коми интеллигента начала ХХ века. Обзор содержания.
* М.Горький о К.Ф.Жакове. Работа со статьей.

3

3

7

Зарубежная литература.

* Жан-Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). Сатира на дворянство и невежественных буржуа.
* Особенности классицизма в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Общечеловеческий смысл комедии.

2

Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия.

8

Итоговый контрольный тест.

2

Уметь решать тестовые задания.

Тест.

9

Итого:

93

9

Скачать архив с текстом документа