София Ротару
СОДЕРЖАНИЕ: Карьера Софии Ротару как певицы всесоюзного масштаба началась в 1972 году с песни «Червона рута». Такое же название имел и вокально-инструментальный ансамбль, солисткой которого была певица.
Советская, украинская эстрадная певица (р. 1947)
Карьера Софии Ротару как певицы всесоюзного масштаба началась в 1972 году с песни «Червона рута». Такое же название имел и вокально-инструментальный ансамбль, солисткой которого была певица. Мало кто знает, что руководил ансамблем ее муж Анатолий Евдокименко.
София Михайловна Ротару родилась в селе Маршенцы, что на Западной Украине, 9 августа 1947 года. Вся семья будущей певицы была музыкально одарена. В родном селе Софии вообще были сильны музыкально-этнографические традиции. Ее отец хорошо играл на скрипке, пел, мать смотрела за детьми, которых в семье было шестеро.
Первым человеком, обратившим внимание на голос Софии, был ее учитель Алексей Дряб. В то время она училась в Черновицком музучилище и в сопровождении оркестра пела на смотре художественной самодеятельности в Киеве. В возрасте 17 лет выступала в Кремлевском Дворце съездов в Москве. На выпускном концерте в музучилище в 1968 году доцент А. Пулинец заверил Софию Ротару, что ее ожидает блестящее будущее эстрадной певицы. В том же году она пела на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Болгарии, а осенью вышла замуж.
Молодая певица, которой тогда был 21 год, выступала вместе с именитыми коллегами Юрием Гуляевым, Тамарой Синявской, Эдуардом Хилем, Эдитой Пьехой. Их она ранее слышала лишь по радио. В день рождения певицы Софии Ротару вручили золотую медаль фестиваля и букет белых роз со словами: «Софии — от Софии».
Первые успехи не вскружили ей голову. Она поступает на заочное отделение Кишиневского института искусств, одновременно преподает сольфеджио и теорию музыки в Черновицком культп-росветучилище. В то время идти на профессиональную эстраду она не хотела, хотя не испытывала недостатка в приглашениях. В конце 60-х годов на Буковине наблюдался настоящий бум народного искусства. Тут и там возникали молодые этнографические и фольклорно-эстрадные коллективы.
С будущим мужем София познакомилась необычно. Анатолий Евдокименко служил в армии на Урале. Однажды он вырезал из журнала фотографию певицы в праздничном наряде, повесил над койкой и показывал товарищам снимок: «Вот какие красавицы живут у нас на Украине!» После демобилизации Анатолий разыскал Софию и подружился с ней. В то время он был студентом физико-математического факультета Черновицкого университета, собрал вокально-инструментальный ансамбль и пригласил Софию Ротару быть его солисткой.
В 1972 году на экраны вышел фильм «Червона рута» Украинского телевидения, который представил всесоюзному зрителю новую певицу Софию Ротару и солистов вокально-инструментального ансамбля «Червона рута» — Василя Зенкевича и Наза-рия Яремчука. С этого фильма и началась подлинная творческая биография Софии Ротару, которая поверила в себя и в собственные силы, ибо сотни тысяч телезрителей внушили ей эту веру.
Вокально-инструментальный ансамбль «Червона рута» начал гастрольную деятельность. Первый концерт состоялся в Звездном городке под Москвой. Космонавты оказались чуткими и доброжелательными слушателями. «Ваши песни, — сказал после концерта летчик-космонавт Г. Шонин, — мы понесем в сердцах в космические просторы». После этих гастролей в печати появились и первые отзывы. Про Софию Ротару писали, что она «владеет сильным, глубоким, редкой красоты тембра голосом и поет на удивление легко». Ансамбль «Червона рута» вышел на большую эстраду вместе с такими ансамблями, как «Песняры», «Орэра», а София Ротару на практике применяла знания хормейстера, полученные ею в институте.
Гастрольные поездки благотворно сказались на опыте певицы: она творчески взрослела, становилась требовательнее к себе. Так, она перестала увлекаться песнями, основанными лишь на красивой мелодике и национальном колорите, в ее репертуаре появились новые серьезные произведения, такие как «Сизокрылый птах», в которых явно присутствовал драматизм. Песня «Сизокрылый птах» стала этапной для Софии Ротару.
Следующей песней, прогремевшей на весь Советский Союз, была «Песня о Кишиневе», которую авторы, композитор Е. Дога и поэты Т. Воде и Е. Лазарев, по просьбе певицы переименовали в «Мой город». В новой интерпретации песня посвящалась уже всем городам, а не какому-то одному. С этой песней София Ротару в 1973 году выступила на международном фестивале «Золотой Орфей» в Болгарии и завоевала первую премию.
Позже певица заинтересовалась сюжетной песней. В ее репертуаре появилась «Лебединая верность» Е. Мартынова и А. Дементьева. Многие помнят эту балладу, отмеченную трагическими нотками. В подобном ключе была решена и «Баллада о матери», написанная теми же авторами, песня, в которой рассказывалось о матери, увидевшей в кадрах военной кинохроники своего погибшего сына.
В последующие годы певица гастролирует по стране, записывает новые песни, а на порой раздающиеся упреки в падении популярности спокойно отвечает: «Я не должна нравиться всем». В это время в репертуаре певицы появляются песни «Где ты, любовь?» Р. Паулса на стихи И. Резника и «Красная стрела» А. Мажукова на стихи Н. Зиновьева. Однако у Софии Ротару начинаются проблемы со здоровьем. Она ложится в больницу, куда кинематографисты приходят с очередным сценарием и получают вынужденный отказ. А после выхода из больницы певице пришлось переехать в Ялту, и лишь спустя некоторое время она возвращается в кино: в 1981 году снимается в фильме «Душа» в творческом дуэте с М. Боярским. Фильм имел кассовый успех, но, по отзывам прессы, основную его зрительскую аудиторию составили поклонники группы «Машина времени».
Певица пребывает в постоянном творческом поиске. Сама о себе она говорит так: «Я не имею права провалиться». Так, плодотворным было ее сотрудничество с композитором В. Матецким. Что касается творчества певицы, то о нем положительно высказывались многие композиторы. Например, Е. Мартынов был убежден, что София Ротару — вообще лучшая исполнительница его песен. Е. Дога восхищался ее музыкальностью: «Возьмет ноту — мурашки по телу. Сразу ощущается весь объем ее голоса». Арно Бабаджанян говорил: «Голос для нее — средство самовыражения, а не самолюбования».
Некоторое время София Ротару увлеченно работала с композитором Давидом Тухмановым, группой «Машина времени». О своей работе с этим коллективом певица говорила так: «С ними удивительно сложно, но интересно работать».
Когда-то, еще в годы учебы в институте, ее приглашали сыграть роль Бэлы в экранизации «Героя нашего времени» М. Лермонтова. Через некоторое время предложили сыграть другую роль — княжны Веры из последней части того же произведения. Но если Ротару и мечтала сняться в серьезном кино, то совсем в другой роли: ее привлекает исторический персонаж, героическая украинская девушка, отравившая неверного возлюбленного и осужденная за это на смерть, но помилованная гетманом Хмельницким.
Несколько песен, исполненных Софией Ротару в конце эпохи застоя в мажорно-плакатном ключе («Дадим шар земной детям!», «Родина моя» Д. Тухманова или «Мой край» Н. Мозгового), бесспорно, не лишены музыкальной выразительности.
В последнее время к сожалению, София Ротару практически перестала петь на концертах живьем. Однако публика по-прежнему любит ее и прощает певице подмену живого голоса фонограммой, поскольку перед глазами до сих пор стоит образ артистки, некогда взволновавшей всю страну искренним исполнением.