Состояние развития строительного комплекса, проблемы и перспективы

СОДЕРЖАНИЕ: Тема: состояние развития строительного комплекса, проблемы и перспективы. Содержание 1.Развитие строительного комплекса Башкортостана 7 1.1 Государственная политика строительного комплекса 7

Тема: состояние развития строительного комплекса, проблемы и перспективы.

Содержание

Введение. 3

1. Развитие строительного комплекса Башкортостана……………………….5

1.1 Государственная политика строительного комплекса. 5

1.2 Развитие рыночных отношений в строительном комплексе республики. 9

2. Новые формы собственности и организации производства в Республике Башкортостан. 17

Заключение. 20

Список использованной литературы.. 22

Введение

Капитальное строительство – важнейшая отрасль народного хозяйства. С ним непосредственно связаны все экономические и социальные преобразования в любой стране: улучшение жилищных условий, совершенствование технологии и организации производства, обеспечивающее объектами культурного и коммунального назначения.

Актуальность темы определена тем, что капитальное строительство способствует развитию всех отраслей народного хозяйства, повы­шению благосостояния, удовлетворению жилищно-бытовых потребнос­тей общества.

Отрасль формирует совместно с машиностроением основные фонды всех отраслей экономики, в связи с этим подъем экономики непосред­ственно связан с повышением эффективности функционирования ин­вестиционно-строительной отрасли.

Капитальные вложения и ввод ос­новных фондов соотносятся как затраты и результат инвестиционного процесса. Их соотношением определяются возможности удовлетворе­ния разнообразных потребностей общества. Превращение капитальных вложений из финансового ресурса в натурально-вещественный состав основных фондов осуществляется в ходе инвестиционного процесса, который включает стадии проектирования, строительства и освоения проектных мощностей.

Масштабы и пропорции инвестиций в республике в советский пери­од формировались в основном исходя из общесоюзных задач развития вне связи с вкладом республики в национальный доход страны и про­граммой комплексного развития ее хозяйства. Происходило приоритет­ное направление капиталовложений на развитие фондоёмких отраслей промышленности, развитие социальной инфраструктуры оставалось вне интересов центральных министерств и ведомств.

Цель работы: рассмотретьсостояние развития строительного комплекса, проблемы и перспективы.

Задачи работы: изучить развитие строительного комплекса Башкортостана; рассмотреть государственную политику строительного комплекса и развитие рыночных отношений в строительном комплексе республики; ознакомиться с новыми формами собственности и организации производства в Республике Башкортостан.

1. Развитие строительного комплекса Башкортостана

1.1 Государственная политика строительного комплекса

Государственная политика строительного комплекса в Республике Башкортостан является основой для планирования и прогнозирования строительства, определения прав и обязанностей субъектов строительной отрасли. За последние годы темпы роста инвестиций в непроизводственную сферу РБ несколько возросли.

По данным Государственного комитета статистики Республики Башкортостан за 2000-2008 гг. повысилась со­циальная направленность инвестиций при снижающемся объеме инвес­тиций в производственное строительство. Доля капитальных вложений в строительство объектов социальной сферы в их общем объеме увели­чилась на 12%. Приоритетными в республике определены инвестиции в строительство школ, жилья, дошкольных и лечебных учреждений, куль­турно-бытовых объектов. При этом в структуре государственных капи­тальных вложений, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, на жилищное строительство расходовалось 56% средств, строи­тельство объектов здравоохранения - 14,4, культуры и искусства - 11,3, образования - 8,3, газификацию населенных пунктов и строительство объектов социальной сферы на селе - 7,4%.

В последние годы много было построено и сдано в эксплуатацию жилья, домов культуры, школ, детских садов, библиотек. Несмотря на трудности экономической ситуации были введены в эксплуатацию про­изводственные мощности по добыче медной руды (Учалы, Сибай, Бури-бай), винилхлорида (Стерлитамак), бензола (Салават), каталитическо­го крекинга, полипропилена, высококачественного бензина, иммуноби­ологических препаратов, витаминов (Уфа), протянуты тысячи километ­ров линий электропередач, проложены автомобильные дороги с твер­дым покрытием, построены новые корпуса птицефабрик для яичного и мясных направлений. Для решения проблем водоснабжения зауральс­ких районов республики за последние годы построены водохранилища. В целях укрепления материально-технической базы агропромышленного комплекса построены мельницы, крупяные заводы, комбикормовые за­воды и элеватор. Кроме того, введены в действие объекты социальной и производственной инфраструктуры.

В республике осуществляется реализация государственной целевой программы «Жилище», «Свой дом», Президентской программы «Госу­дарственные жилищные сертификаты» и др., но остается актуальной проблема сокращения объемов незавершенного строительства и сниже­ния стоимости жилищного строительства. С целью сокращения объемов незавершенного производства еще с 2003 г. существует Указ Президен­та РБ «О мерах по сокращению незавершенных строительством объек­тов» и более поздний Указ «О дополнительных мерах по сокращению незавершенных строительством объектов». В целях эффективного сни­жения размеров незавершенного строительством объектов издан Указ Президента РБ «О мерах по привлечению инвестиций в объекты, неза­вершенные строительством».

Республика стабильно занимает передовые места по объему ввода жилья среди субъектов Российской Федерации. За последние три года в республике построено более 5 млн.кв.метров общей площади жилья, в том числе в 2008 году - 1 млн. 706 тыс. кв.м (с приростом к уровню 2009 года на 6%).

Несмотря на значительные объемы ввода жилищного фонда, по показателям обеспеченности населения жильем (19,6 кв.м на одного человека по состоянию на 1 января 2009 года) республика занимает предпоследнее место в Приволжском федеральном округе и потребность в жилье остается большой.

Поэтому Республиканской целевой жилищной программой Республики Башкортостан на 2009-2010 годы поставлена задача доведения ввода жилья по республике в объеме не менее 2 млн.кв.метров жилья ежегодно.

Значительный вклад в реализацию приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» вносят заказчики-застройщики: ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» (ввод жилья в 2008 году составил 230 тыс.кв.м), МУП «Инвестиционно-строительный комитет» ГО г.Уфа (133 тыс.кв.м), МУП «Стерлитамакстройзаказчик» (51тыс.кв.м), наращивает объемы ввода в эксплуатацию жилья МУП «Салаватстройзаказчик» (19 тыс.кв.м). Среди подрядных организаций значительный вклад в жилищное строительство внесли ООО Генподрядный трест «Башкортостаннефтезаводстрой» (99 тыс.кв.м), ОАО «Крупнопанельное домостроение» (59 тыс.кв.м), ООО «Трест Стерлитамакстрой» (53 тыс.кв.м), ОАО «Стронег» (26 тыс.кв.м) и другие.

В Республике Башкортостан постоянно идет работа над созданием эффективной системы привлечения банковских кредитов, средств предприятий и организаций, частных инвесторов и населения в жилищную сферу.

Активно решают вопросы обеспечения жильем своих работников предприятия республики. Так, в 2008 году предприятиями и организациями всех форм собственности республики направлено на жилищное строительство 274 млн. рублей собственных средств, а в текущем году - запланировано более 600 млн.рублей. Значительная работа в данном направлении ведется на ОАО УМПО Учалинском горно-обогатительном комбинате, ОАО «Сода», ОАО «Уралтранснефтепродукт», ООО «Баштрансгаз».

Общий объем ипотечных жилищных кредитов за прошедшие 3 квартала 2009 года, представленных кредитными организациями населению республики, составил 7,7 млрд. рублей или 128% к аналогичному периоду 2008 года.

В 2008 году началась реализация приоритетного национального проекта по строительству доступного жилья. Правительством Республики Башкортостан в дополнение к федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы с целью повышения доступности жилья принята Концепция обеспечения жильём различных категорий граждан, проживающих в Республике Башкортостан, утвержден порядок социального жилищного ипотечного кредитования для граждан со средними доходами.

Ежегодно из бюджета Республики Башкортостан администрациям муниципальных районов и городских округов выделяются капитальные вложения на строительство инженерных коммуникаций к местам массовой индивидуальной застройки и газификацию населенных пунктов. Например, в 2009-2008 годах на указанные цели из бюджета Республики Башкортостан выделено 400 млн. рублей и 1 млрд.300 млн. рублей соответственно.

Считаем, что в ближайшие годы усилия депутатов Государственной Думы Российской Федерации и федеральных органов государственной власти должно быть направлено на расширение полномочий субъектов России по широкому кругу вопросов для решения их на местах. Существующая сегодня практика взаимоотношений в сфере жилищного строительства и имеющая место детализация процедур, проводимая по согласованию всех вопросов на федеральном уровне, могут серьезно сдерживать решение задач строительства жилья.

Считаем также, что необходимо пересмотреть на федеральном уровне в сторону упрощения процедуры выделения земельных участков для жилищного строительства, в том числе индивидуальным застройщикам.

1.2 Развитие рыночных отношений в строительном комплексе республики

На развитие экономики и социальной сферы в 2008 г. использовано 36 167,4 млн руб. инвестиций в основной капитал, что в сопоставимой оценке на 5,1% выше, чем в 2008 г. (табл.1). За последние годы впер­вые произошел рост объемов подрядных работ и составил к уровню 2008г. 110,2%.

Таблица 1.

Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности за 2004,2006-2008 гг.

2004 2006 2007 2008
Инвестиции в основной капитал - всего, млрд руб. 8643,0 12574,8 17383,5 36167,4
% к предыдущему году 101,9 88,2 105,1 140,5
Объем подрядных работ*, млрд руб. 5413,6 8174,5 10369,5 18122,6
% к предыдущему году 103,1 94,4 104,6 118,2
Ввод в действие жилых домов млн м2 общей площади 1644,1 1495,1 1468,6 1255,4
% к предыдущему году 97,9 99,5 98,2 85,5
Среднесписочная численность работников в строительстве, 184,4 127,6 121,0 120,5
тыс. чел.
% к предыдущему году 97,1 87,3 94,8 99,6

В республике почти 70% всех инвестиций, или 10,3 млрд руб., на­правлено на реконструкцию, расширение и техническое перевооруже­ние действующих производственных объектов по крупным и средним предприятиям, в том числе 3,9% - на развитие самой строительной от­расли.

Таблица 2.

Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования (%)

2004 2006 2007 2008
Инвестиции в основной капитал 100 100 100 100
в том числе:
собственные финансовые сред­ства 52,6 54,6 51,5 50,4
Привлеченные средства 38,2 45,4 48,5 49,6
в том числе:
кредиты банков 1,4 3,3 0,6
заемные средства 2,6 2,1 1,6 0,8

бюджетные средства федерального бюджета

республиканского и местных бюджетов

18,8

2,3

16,5

18 0,5

17,5

22,8 0,4

22,4

34,2 1,9

32,3

средства внебюджетных фондов 11,1 17,5 15,6 10,3
прочие 5,7 6,4 5,2 3,7
Средства индивидуальных за­стройщиков 9,2 н.д. н.д. н.д.

Продолжается тенденция децентрализации инвестиционного процес­са. Основным источником финансирования капитального строительства являются собственные финансовые средства предприятий и организа­ций, доля которых в общем объёме инвестиций составляет 47,4%. Удель­ный вес бюджетных средств составляет около пятой части инвестиций в основной капитал, это в основном средства республиканского и местно­го бюджетов, а доля федерального бюджета в 2008 г. была всего 0,4%, а в 2008 г.-1,9% (таблица 2).

В строительном комплексе в основном утвердилось многообразие форм собственности. Доля негосударственного сектора в общем объеме выполненных по договорам подряда работ в 2008 г. почти достигла 80,0% (табл. 3).

Эффективной деятельности строительных организаций в целом по России препятствуют такие экономические проблемы, как нестабиль­ное финансирование (отсутствие инвестиций или их недостаток), хроническая задолженность заказчиков по оплате за выполненные работы (тяжелое финансовое состояние большинства предприятий), которая ведет к задолженности подрядчиков поставщикам сырья и других ма­териалов, не позволяющей обеспечить своевременную уплату платежей в бюджеты всех уровней, неэффективная амортизационная политика и др.

Новая структурная и инвестиционная политика, законы рыночной экономики и ужесточение конкуренции за заказы строительства объек­тов с высоким качеством и низкой ценой готовой строительной продук­ции ставят задачи сокращения сроков строительства и продолжитель­ности инвестиционного цикла, повышения качества и снижения стоимо­сти строительства, изменения типов, структуры жилья по уровню цено­вых характеристик с учётом платежеспособного спроса населения и ин­вестиционных возможностей предприятий, качественного обновления производственных мощностей и распространения инноваций в техноло­гическом цикле, разработки и реализации новых градостроительных и архитектурных решений.

В целях проведения за короткие сроки полной модернизации мораль­но и физически устаревшей материально-технической базы жилищного строительства утверждена постановлением Кабинета Министров РБ программа «Структурная перестройка производственной базы жилищ­ного строительства». В рамках программы ведется работа по переводу строительной индустрии на производство новых серий жилых домов, выпуск изделий для индивидуального строительства. В Уфе освоено производство блоков по технологии «Бессер» для строительства жилых зданий различной этажности, в Стерлитамаке - производство наруж­ных стеновых панелей с улучшенной отделкой поверхности, а также комплектов деталей для коттеджного строительства. Ведется освоение подобных производств в Салавате, Нефтекамске, Октябрьском, в систе­ме сельского строительства.

Таблица 3.

Структура инвестиционной и строительной деятельности по формам собственности (в % к итогу)

Все

В том числе по формам собственности

Годы

пред-

прия-

тия

государ-

ственная

муници-

пальная

частная

смешан-

ная

общест-

венная

смешанная

с иностр.

участием

Инвестиции в основной капитал

2004 100 25,4 7,2 21,2 45,8 0,1 0,3
2006 100 27,7 6,9 23,7 42,1 0,1 0,1
2007 100 27,0 8,9 18,0 41,9 0,1 4,1
2008 100 31,6 12,1 13,7 42,3 0,1 0,2

Объем подрядных работ

2004 100 20,8 2,7 24,4 50,6 0,1 1,4
2006 100 21,5 2,2 33,2 39,7 0,3 3,1
2007 100 21,0 2,3 37,6 38,5 0,3 0,3
2008 100 20,8 2,7 41,5 34,4 0,2 0,4

Новые экономические отношения требуют от строителей гибких, передовых технологий, поиска и нахождения инвесторов-заказчиков. Некоторые строительные подразделения республики выполняют рабо­ты на уровне европейских фирм.

За годы реформ произошло снижение всех основных показателей инвестиционно-строительной сферы экономики Республики Башкорто­стан. По нашим расчетам, при падении валового регионального продук­та за 1990-2008 гг. на 40% (в сопоставимых ценах 2008 г.), инвестиции в основной капитал упали на 52,1%. В 2008 г. ВРП в процентах к предыду­щему году составил 103,9%, а инвестиции в основной капитал - 140,5%. При этом объем выполненных подрядных работ за этот же период со­кратился на 13,5% и составил 86,5% к уровню 1990 г. Доля строительно­го комплекса в структуре валового регионального продукта Республи­ки Башкортостан имеет тенденцию к снижению и в 2008 г. составила 5,6% против 9,1 в 2005 г.

Известно, что при сокращении инвестиций и объёмов капитального строительства не осуществляется даже простое воспроизводство основ­ных фондов, что ведет к их старению, т.е. к деградации материального производства, значит и экономики в целом. Поскольку капитальное стро­ительство совместно с машиностроением, производящим технологичес­кое оборудование, являются становым хребтом экономики регионов, со­здающим основные производственные и непроизводственные фонды, поэтому подъем экономики непосредственно связан с повышением эф­фективности функционирования инвестиционно-строительной отрасли. Несмотря на проблемы в экономике, сокращение инвестиционных воз­можностей бюджетов всех уровней, а также средств предприятий и орга­низаций, строительный комплекс республики занимает передовые по­зиции в Российской Федерации, в том числе в Уральском регионе.

Строительная организация обладает объективными конкурентными преимуществами только в том регионе, где у нее имеется материально-техническая база. Проекты создания мобильных строительно-монтаж­ных бригад в современных условиях не являются экономически эффек­тивными, и в этой связи участие строительной организации в тендерах даже в соседних регионах вызывает дополнительные трудности. Между тем рост регионального рынка строительства имеет свои объективные ограничения, определяющиеся и спросом на жилье, и возможностями городской инженерной инфраструктуры.

Потребность строительных организаций и предприятий стройинду-стрии в строительных машинах и оборудовании обусловлено и тем, что производство строительной техники в стране за последние 5-7 лет со­кратилось в 3-5 раз и заметно возрос удельный вес машин зарубежного производства. Не удовлетворяются потребности строителей в строитель­ных машинах для работ на небольших объектах, в стесненных услови­ях, в средствах малой механизации, строительно-отделочных машинах, механизированного инструмента для выполнения ряда трудоемких стро­ительных работ. Перспективным направлением развития строительной техники считается организация совместных предприятий по производ­ству лучших образцов строительных машин, механизмов и других ви­дов оборудования по западным лицензиям с использованием потенциала наших машиностроительных предприятий, научных и проектно-кон-структорских организаций и привлечением иностранного капитала.

Объём основных фондов по полной балансовой стоимости в текущих ценах в целом по строительству на начало 2008 г. составил 12 470 млн руб., или 3,3% (по РФ - 3%), от стоимости основных фондов всех отрас­лей экономики. В последние годы строительные организации вынужде­ны направлять средства в основном на удовлетворение текущих потреб­ностей ввиду неплатежеспособности заказчиков, продолжает оставать­ся значительной доля машин с истекшим сроком службы, а доля совре­менной техники в структуре основных фондов наращивается не в пол­ной мере и не обеспечивается замена устаревшего оборудования. В ито­ге, по отчетным данным, 20-50% парка основных строительных машин в крупных и средних строительных организациях - с истекшим сроком службы. Начисленного объема амортизационных отчислений не хвата­ет для проведения модернизации производства, и в большинстве случа­ев ввиду отсутствия финансовых ресурсов они используются не по на­значению.

Удельный вес убыточных строительных организаций достиг 37,2% (к сведению, количество убыточных предприятий в 2008 г. составляло 2,4%, в 2004 г. - 11,9%), при этом убытки составили 320 млн руб.

Развитие товарных и финансовых рынков, нарождающаяся конку­ренция при получении заказов, а также при реализации готовой строи­тельной продукции выдвигают более жесткие требования к субъектам хозяйствования. В этих условиях строительному комплексу в лице от­дельных предприятий и организаций различных форм собственности необходимо приспосабливаться к изменяющейся экономической конъ­юнктуре, реализовать внутренние резервы, искать новые рынки това­ров и услуг.

В 2007-2008 гг. наблюдается рост сальдированного финансового ре­зультата строительных организаций. Дебиторская задолженность стро­ительных организаций на 1.01.2009 г. составила 8940 млн руб., в том числе просроченная - 4603 млн руб., или 51,5%. Задолженность заказчиков за выполненные работы привела к тому, что кредиторская задолженность строительных организаций на начало 2009 г. составила12 725 млн руб., в том числе просроченная - 7485 млн руб, или 58,8%. Структура просроченной кредиторской задолженности: доля задолжен­ности во внебюджетные фонды - 19,3%, задолженность по платежам в бюджет - 38,2 и задолженность поставщикам - 33,6%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в круп­ных и средних строительных организациях за 2008 г. составила 1603,7 руб., что на 29% выше, чем в целом по экономике республики, и на 3% боль­ше, чем в промышленности, а в 2008 г. она существенно повысилась – в 1,7 раза, что в 1,4 раза выше, чем в целом по республике, и на 3% боль­ше, чем в промышленности.

Снижается количество организаций, имеющих просроченную задол­женность по заработной плате своим работникам: на начало 2008 г. их было 454 предприятий и организаций, они имели просроченную задол­женность 591,4 млн руб., к началу 2009 г. соответственно стало 413 и 331,9 млнруб; к2001 г.-311 и 211,9 млн руб.

В режиме неполной недели в 2008 г. работали 114,4 тыс.чел., или 8,3% среднесписочной численности (в 2007 г. - соответственно 176,2 тыс.че-ловек, или 12,6%). Вынужденные административные отпуска имели в 2008 г. 10,8 тыс.человек, или 10,5% к среднесписочной численности, про­тив 117,7 тыс.человек (8,5%) против 177,9 тыс.чел. (12,8%) в 2007 г. По сравнению с 2007 г. их величина в 2008 г. сократилась на 34%.

2. Новые формы собственности и организации производства в Республике Башкортостан

Сфера современного строительного комплекса включает по Обще­союзному классификатору отраслей народного хозяйства, кроме отрас­ли «строительство», также промышленность строительных материалов, промышленность металлических конструкций и изделий, ремонт машин и оборудования, подъемно-транспортное оборудование, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, наука и научное обслужи­вание, управление, общественные объединения.

Последние годы характеризуются крупными переменами в промышленности строительных материалов. В 2008 году в Республике Башкортостан предприятиями промышленности стройматериалов и стройиндустрии было произведено продукции более чем на 13 млрд.рублей с ростом к 2009 году на 30%.

В 2009 году потребность строительной отрасли в инертных материалах составляет около 7 млн.куб.метров. Имеющиеся природные запасы полностью удовлетворяют потребность республики в данных материалах и позволяют реализовать в другие регионы до 1,5 млн.куб.м. ежегодно.

Сегодня существующие в республике мощности по производству цемента позволяют удовлетворить потребность строительной отрасли менее чем 50%. Потребность в цементном вяжущем в 2009 году составляет более 1,5 млн.тонн, половину из которого республика завозит из соседних регионов. В 2008 году в республику завезено более 563 тыс.тонн цемента.

На ОАО «Сода» в г. Стерлитамаке введена в эксплуатацию новая установка по выпуску цемента сухим способом мощностью 1 млн. 280 тыс.тонн в год цементного клинкера, но отсутствуют мельницы для его размалывания. Завершена реконструкция и введен в эксплуатацию в 2008 году мельничный комплекс и обеспечить выпуск не менее 1,5 млн. тонн продукции. В дальнейшем мощность производства по выпуску цемента планируется довести до 3 млн. тонн в год.

Мощности по производству всех видов кирпича сегодня обеспечивают потребность строительной отрасли республики полностью. При потребности в кирпиче объеме 400 млн. штук в год мощности предприятий республики позволяют выпускать более 800 млн. штук.

В Уфимском районе идет строительство комбината по выпуску газосиликатных мелкоштучных стеновых блоков, который должен начать поставку продукции в начале 2008 года.

Строительный комплекс республики полностью обеспечен бетонными и железобетонными сборными изделиями и конструкциями.

Благодаря выполненной реконструкции на заводе ОАО «Салаватстекло» республика не зависит от внешних поставщиков в данном виде строительного материала.

Для целей малоэтажного жилищного строительства освоено производство быстровозводимых домов каркасно-панельного типа на ООО «Стерлитамакский завод цементно-стружечных плит», ООО НПО «Полимер» и ООО «Инвестстройпроект». Развивается производство домов из оцилиндрованных бревен на ООО «Галерея окон», ООО «Учалинский Лес Пром», ООО «Технозодчий» г. Уфа.

Потребность строительной отрасли в столярных изделиях в настоящее время полностью удовлетворяется за счет действующих производств.

В республику активно привлекаются инвестиции на создание новых производственных мощностей по выпуску строительных материалов.

Например, в Уфимском районе австрийской фирмой «Ласселсбергер» строится завод по производству облицовочной керамической плитки мощностью 20 млн. кв. метров в год, который введется в эксплуатацию 2008 году.

Французская фирма Сен-Гобен начинает строительство завода по производству гипсокартона мощностью 30 млн.кв.м в год.

Реализация данных проектов поднимет строительную отрасль республики на новый более качественный уровень, будет способствовать дальнейшему развитию жилищного строительства, в том числе индивидуального.

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в Республике Башкортостан пристальное внимание уделяется разработке документов территориального планирования. В настоящее время все городские округа и поселений имеют утвержденные генеральные планы, 88% муниципальных районов обеспечены схемами территориального планирования.

В области архитектуры и градостроительства необходимо обеспечить выполнение мероприятий по завершению разработки генеральных планов муниципальных образований, резервированию земель в целях развития жилищного строительства, стремиться к комплексной застройке новых микрорайонов.

Заключение

В последние годы много было построено и сдано в эксплуатацию жилья, домов культуры, школ, детских садов, библиотек. Несмотря на трудности экономической ситуации были введены в эксплуатацию про­изводственные мощности по добыче медной руды (Учалы, Сибай, Бури-бай), винилхлорида (Стерлитамак), бензола (Салават), каталитическо­го крекинга, полипропилена, высококачественного бензина, иммуноби­ологических препаратов, витаминов (Уфа), протянуты тысячи километ­ров линий электропередач, проложены автомобильные дороги с твер­дым покрытием, построены новые корпуса птицефабрик для яичного и мясных направлений.

В Республике Башкортостан накоплен определенный положительный опыт в сфере жилищного строительства, в том числе по возведению малоэтажных поселений с одновременным строительством инженерной инфраструктуры и дорог. Из года в год не менее 60% вводимого в эксплуатацию жилья приходится на индивидуальное и малоэтажное строительство.

В Башкортостане в строительной отрасли начался новый этап в развитии малоэтажного строительства, характеризующегося переходом от точечной к комплексной застройке малоэтажных поселений вокруг городов и вдоль транспортных артерий, а также в малых городах и сельской местности. Необходимо с минимальными затратами привести в соответствие с требованиями градостроительных норм инженерную инфраструктуру в районах с существующей застройкой.

Для решения проблем водоснабжения зауральс­ких районов республики за последние годы построены водохранилища. В целях укрепления материально-технической базы агропромышленного комплекса построены мельницы, крупяные заводы, комбикормовые за­воды и элеватор. Кроме того, введены в действие объекты социальной и производственной инфраструктуры.

Положительные тенденции в экономике к концу 2009 года (хоть и не значительное, но, все же, сокращение общего уровня инфляции, некоторый рост объемов валового регионального продукта и промышленного производства) повлияли на определенные результаты работы строительного комплекса республики. Была достигнута положи­тельная динамика инвестиций в основной капитал, активизировалась работа подрядных организаций.


Список использованной литературы

1. Костриков Б.И. Строительный комплекс. Проблемы теории и практики. М.: Экономика, 2007. - 128 с.

2. Кудашов Е.А. Строительная система: переход к рынку. М.: Наука, 2005. - 169с.

3. Рекитар Я.А. Главные тенденции развития строительной техники // Экономика строительства. 2007. № 3. с.35-40.

4. Республика Башкортостан: Стат. ежегодник. Уфа, 2005. 4.1, 2.

5. Семенов С.М. Березин В.П. Совершенствование методологичес ких основ управления деятельностью строительного комплекса // Эко­номика строительства. 2006, № 2. с.45-50.

6. Серов В.М. II Экономика строительства. 2005. № 1. с.4-20.

7. Уральский регион Башкортостана: человек, природа, общество.: Тез. докл. научно-практической конференции. Уфа-Сибай, 2004. - с.43-44.

8. Экономика Башкортостана. Под ред. Проф. Барлыбаева Х.А. – Уфа 2006. – 385с.

9. Экономические подрайоны Республики Башкортостан. Пробле­мы формирования и развития. Уфа: Китап, 2006. - 180 с.

Скачать архив с текстом документа