Социальный институт 2

СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . 3 1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни .. 4

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................. 3

1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни ...................................................................................................................... 4

2. Виды и функции социальных институтов............................................... 8

3. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции.................................... 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................... 16

Список использованной литературы........................................................ 17

ВВЕДЕНИЕ

Еще несколько лет тому назад слова «социолог» и «социология» воспринимались без понимания, а, порой, даже настороженно. Сего­дня социология прочно вошла в нашу жизнь. Мнения социологов - экспертов можно услышать с экрана телевизора, прочитать в газете, наконец, можно и самому оказаться участником опроса. И, все-таки, даже в наши дни найдется немного людей, чьи представления о ра­боте социологов выходят за пределы образа занимающегося опросом интервьюера. (На самом деле, отождествлять социолога с интервьюе­ром все равно, что не делать различия между экономистом и касси­ром, пересчитывающим деньги.) Социологи-профессионалы нужны не только в предвыборных баталиях, но без них просто не мо­жет функционировать современная рыночная экономика.

Однако социология не только высокодоходная и престижная про­фессия, она - одна из самых интересных сфер человеческой дея­тельности. Эта наука иссле­дует человеческое поведение практически на всех уровнях его соци­альной организации.

Однако знание социологии необходимо не только будущим про­фессионалам. Практически вся жизнь человека проходит в обществе, и в конечном счете, от его отношений с окружающим социальным миром зависит и его профессиональный успех, и личное счастье, да и вообще практически все. [1, с. 4, 5]

В данной контрольной работе раскрыты понятия «социального института» и институционализации общественной жизни, приведены виды и функции социальных институтов, раскрыты жизненные циклы социального института, проанализировано существование некоторых социальных институтов, не выполняющих возложенных на них функций.

1. Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни

Культура общества представляет собой сложную систему, основ­ным блоком которой является социальный институт. Понятие со­циального института в его современном значении, так же как понятие культуры в целом, ввел Б.Малиновский. Социальный институт - организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворять основные потребности об­щества и входящих в него индивидов. Институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общест­венных ресурсов ради удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей. [1, с. 100]

В социологии существует не одно, а множество определений социального института. Р. Миллс под институтом понимал общественную форму некоторой совокупности социальных ролей. Ин­ституты, которые он классифицировал по выполняемым задачам (ре­лигиозным, военным, образовательным и т. д.), образуют институцио­нальный порядок. Известный американский социолог П. Бергер ин­ститутом называет обособленный комплекс социальных действий, например юридический закон, социальный класс, брак, организаци­онно оформленная религия. Современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии — А. Гелен трактует ин­ститут как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей, подобно тому, как инстинкты руководят пове­дением животных. Иными словами, институты обеспечивают процеду­ры упорядочения поведения людей и побуждают их идти проторен­ными путями, которые общество считает желательными.

Понятию «социальный институт» в отечественной литературе от­водится центральное место. Социальный институт определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упо­рядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общест­венной жизни. Согласно С. С. Фролову, «социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединя­ет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества». По мнению М. С. Комарова, со­циальные институты представляют собой «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье и др.». В. Ф. Анурин определяет социальный инсти­тут как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих их в систе­му ролей и статусов».

Если суммировать все множество подходов, то их можно разде­лить на следующие. Социальный институт представляет собой:

- ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;

- совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

- формальную и неформальную организацию;

- совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

- обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и меха­низмов, регулирующих определенную сферу общественных отноше­ний (семья, производство, государство, образование, религия), социо­логи углубили наше представление о них как о столпах или базовых элементах, на которых покоится общество. [2, с. 184-186]

Институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей и приведение их в систему. Институционализация — это замена спонтанного поведения на предсказуемое поведения, которое ожидается, регулируется и моделируется.

Институционализация общественного движения как правило, характеризуется спонтанными про­тестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Каж­дое собрание на этой стадии сопровождается непредсказуе­мой последовательностью эмоциональных действий. Человек в этой ситуации не может прогнозировать дальнейший ход со­бытий.

При появлении институциональных моментов в обществен­ном движении начинается:

- Формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается мес­то сбора, определяется регламент выступлений и т.д.

- Эти нормы и правила постепенно принимаются и стано­вятся привычными. Одновременно начинает складываться систе­ма статусов и ролей.

- Появляются устойчивые лидеры, которые признаются офи­циально, согласно принятому порядку. Каждый участник движе­ния обладает определенным статусом и выполняет соответствую­щую роль: он может быть агитатором, идеологом и т.д.

- Под воздействием определенных норм поведение каждого участника становится предсказуемым. Появляются предпосылки для совместных организованных действий. В итоге общественное движение институционализируется.

Таким образом, процесс институционализации, т.е. обра­зования социального института, складывается из нескольких этапов.

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой тре­бует совместных организованных действий.

2. Формирование общих целей.

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия.

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Институционализация норм и правил, т.е. их принятие, прак­тическое применение.

6. Установление системы санкций для поддерживания норм и правил, дифференцируемость их применения в отдельных случаях.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.

Итогом процесса институционализации можно считать созда­ние четкой статусно -ролевой структуры, одобренной большинством участников этого процесса.

Развитие социальных институтов происходит в двух направлени­ях: либо возникновение новых институтов, либо совершенствова­ние уже сложившихся. При этом совершенствование может проис­ходить как через внутреннюю дифференциацию (т.е. более четкую и конкретную регламентацию с учетом специфики данного вида дея­тельности), так и посредством перерегуляции институциональных связей (т.е. кардинальное изменение принципов регуляции).

Зрелость общества определяется многообразием социальных институтов, их развитостью, способностью надежно, устойчиво и профессионально удовлетворять многообразные потребности ин­дивидов и общностей. Общество — это система социальных инсти­тутов, которые находятся в постоянном процессе обновления. [3, с. 105-107]

2. Виды и функции социальных институтов

Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то вполне естественно, что по-разному они понимают его внутреннее строение, т. е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. просто разное видение одного и того же.

К примеру, Дж. Бернард и JI. Томпсон выделяют такие элементы социального института, как: цели и задачи, которые относятся к явным функциям института; образцы, или правила, поведения; символические черты; утилитарные черты; устные и письменные традиции.

Г. Ландберг, С. Шраг и О. Ларджен, раскрывая поэлементное структуру социального института, тесно связывают ее с выполняемыми институтом функциями (см. табл. 1) Таблица 1.

Функции и структурные элементы основных институтов общества

Функции

Институты

Основные роли

Физические

черты

Символические

черты

Выращивание и воспитание детей

семейно-брачные

отец мать ребенок

дом

обстановка

кольца

обручение

контракт

Добывание пищи, одежды, жилья

экономические

работодатель наемный ра­ботник покупатель продавец

фабрика

офис

магазин

деньги торговля марка реклама

Поддержание зако­нов, правил и стан­дартов

политические

законодатель субъект права

обществен­ные здания и места

флаг

кодекс

хартия

Содействие со­борным отношени­ям и установкам, углубление веры

религиозные

пастор прихожанин

собор церковь

крест-

алтарь

Библия

Социализация людей, приобщение к базисным ценно­стям и практикам

образование

учитель ученик

школа

колледж

учебник

диплом степень

По мнению С. С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а о неких институциональных при­знаках, т. е. общих для самых разных институтов чертах и свойствах. Таковых существует всего пять: 1) установки и образцы поведения (например, привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве); 2) символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.; 3) утилитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии); 4) устный и письменный кодекс (запреты, правовые гарантии, законы, правила); 5) идеология (романтическая лю­бовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в эконо­мике, академические свободы в образовании, православие или католи­цизм в религии).

Все социальные институты, существующие в обществе, удобно подразделять на главные (их именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные, частные). Вторые скрываются внутри первых как более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Большинство социологов сходятся в том, что глав­ных (основных, фундаментальных) институтов в человеческом обще­стве всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жиз­ненные потребности коллектива или общества в целом:

- потребности в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

- потребности в безопасности и социальном порядке (политиче­ские институты, государство);

- потребности в добывании средств существования (экономиче­ские институты, производство);

- потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);

- потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (ин­ститут религии).

Как уже говорилось, внутри главных институтов скрываются (наподобие матрешек) неглавные, или неосновные, институты. Неосновные институты называют еще социальными практиками или обычаями. Например, цели­бат и кровную месть с равным правом можно называть либо тради­цией, либо устоявшейся практикой. Внутри института семьи и брака, а сюда же входит и система родства, ученые находят институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей, имянаречения и т. д. Обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания.

В отличие от основного института неосновной выполняет специализированную задачу, обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет нефундаментальную потребность. Так, важнейший институт – собственность - Т. Веблен возводил к потребности или склонности человека к соперничеству.

Неосновные институты можно представить как учреждение или организацию. Среди неосновных политических институтов мы обнаруживаем ин­ституты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводст­ва, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судеб­ной власти, президентства, королевской власти и т. д.

Функция - назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт, процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т. д. в обществе). Функцией социального института будем называть ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Ее можно назвать универсальной. Список универсальных, т. е. общих всем функций можно продолжить, включив сюда функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции. [2, с. 190-198]

- Функция закрепления и воспроизводства общественных отно­шений. Каждый институт обладает системой правил и норм пове­дения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих чле­нов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого института.

- Регулятивная функция. Она состоит в том, что функциониро­вание социального института обеспечивает регулирование взаимо­отношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

- Интегративная функция. Эта функция включает в себя про­цессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием ин­ституциональных норм, правил, санкций, систем ролей.

- Транслирующая функция. Общество не могло бы развивать­ся, если бы не было возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и посред­ством смены поколений.

- Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с це­лью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаи­модействиях между институтами. [3, с. 114,115]

Наряду с универсальными, существуют еще специфические функ­ции. К ним следует отнести такие функции, которые присущи одним и не свойственны другим институтам, например: воспроизводство лю­дей, рождение новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение порядка в обществе (госу­дарство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление духовных ритуалов (религия).

Некоторые институты выполняют функцию стабилизаторов обще­ственного порядка. К ним относятся политико-правовые институты типа государства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Другие поддерживают и развивают культуру. Это относится к инсти­тутам церкви и религии.

Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией, К примеру, функция (задача) инсти­тута образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставле­но из рук вон плохо, то ни развитых индивидов, ни классных спе­циалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь ру­тинеров, дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию, плюс - в минус.

Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции обще­ства. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дез­организации общества.

Функции и дисфункции бывают явные, если они официально заяв­лены, всеми осознаются и очевидны, и латентные, если они скрыты от глаз, не заявляются. Явные функции институтов являются ожидаемы­ми и необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выступа­ют непредумышленным результатом деятельности институтов или лиц, предоставляющих их. [3, с. 199-204]

В жизненном цикле института, выделяют несколько стадий (или фаз), которые качественно отлича­ются друг от друга.

Первая фаза — зарождение организации. В результате кризиса или социального движения в защиту, скажем, гражданских прав выделяет­ся группа активистов, которая вскоре преобразуется в организацию. На этой фазе появляются устав, определение и распределение задач, функций, ролей, порядок действий, режим, символика, выделяются лидеры и руководители. Второй период — фаза эффективности, на которой институт дости­гает полной зрелости. Третья фаза - период формализации, ознамено­ванный обюрокрачиванием. Из средств правила становятся самоце­лью. Господство правил, подчинивших себе живых людей, возникает из чрезмерного стремления к аккуратности и компетентности, из же­лания предупредить возможные нарушения, сбои, прогулы, брак, утечку информации и т. д. Одни институты (церковь, армия, государ­ство, политика) с легкостью поддаются засилью инструкций, правил, бумагообороту, а другие от этого погибают, например институт обра­зования. Последняя стадия - дезорганизация, институт теряет прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый. [2, с. 214, 215]

3. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции?

Этот вопрос объясняется динамикой социальных институтов. Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса: 1. жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения; 2. функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций; 3. эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций. [2, с. 214]

Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные - сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др. Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи, проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества. Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию как минимум у трех институтов культуры – кино, театра и чтения. Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной организации, а чтение – социальной практики. У первых есть свои органы управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а чтение – это коллективная привычка образованных людей получать информацию, сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной конкуренции. [4]

В настоящее время большинство правительств по всему миру делает или слишком много, или слишком мало. Они делают слишком много тогда, когда выполняют такие функции, которые ими вообще не должны исполняться, как, например, введение монополии или наложение ограничений на свободную торговлю, или такие, которые могут и должны выполняться какими-то определенными организациями гражданского общества, как, например, обеспечение телефонной связи или функционирование детских приютов. Они делают слишком мало, если не способны определить права на использование ограниченных ресурсов или если не могут обеспечить функционирование служб по охране безопасности граждан, их свобод и собственности. Один из способов высвободить ресурсы и позволить правительству на хорошем уровне выполнять свои важные функции – это не позволять ему заниматься такими делами, которыми оно не должно заниматься: или потому, что они сами по себе выходят за пределы его полномочий, или потому, что они лучше могут быть сделаны гражданами страны, свободно и добровольно объединяющими свои усилия. И тогда речь пойдет не только о том, что правительство будет лучше делать свою работу. Ведь если оно будет делать свою работу лучше, определяя права и обеспечивая им необходимую защиту, рынки и общественные организации будут лучше выполнять свою работу, обеспечивая рост изобилия и прогресс. [5]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы социология завоевала широкое признание и заняла прочное место среди других наук. Она доказала свое право на существование в качестве самостоятельной научной дисцип­лины. И это не случайно, ведь социология изучает человека и общество в многочисленных точках их взаимного соприкоснове­ния. Она освещает человеческий опыт, приглашает нас исследовать такие аспекты социального мира, которые мы часто игнори­руем, не замечаем или принимаем как должное. Изучая социоло­гию, мы можем лучше понять то, как устроено человеческое общество, где сосредоточена власть, какие чувства управляют нашим поведением, и как наше общество стало таким, какое оно есть сегодня. Социология дает уникальную возможность приот­крыть завесу, плотно скрывающую первоосновы социальной жиз­ни, и тем самым преодолеть убеждение, что вещи всегда таковы, какими они нам кажутся. Иными словами, эта наука вооружает нас особой формой сознания, помогающей лучше понять те со­циальные силы, которые сдерживают или, наоборот, освобождают нас. Она проясняет недоступные аспекты чело­веческой жизни и открывает окно в социальный мир, который мы часто не замечаем или понимаем неправильно. [3, с. 5]

В первом вопросе контрольной работы раскрыты понятия социального института и институционализации. Во втором вопросе контрольной работы рассмотрены социальные институты в зависимости от целей задач и выполняемых функций, понятие неосновных институтов, приведены функции и дисфункции социальных институтов, их жизненные циклы. В третьем вопросе проанализирован ответ на вопрос, почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции.

Список использованных материалов

1. Сорвин К. В., А. А. Сусоколов

Система социологических понятий в кратком изложении. Для студентов младших курсов. – М.: SPSL – «Русская панорама», 2002 г.

2. Кравченко А. И.

Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 г.

3. Социология: Основы общей теории: Учебное пособие / Под общ. Ред. А. Ю. Мягкова. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003 г.

4. www.sociology.isea.ru/forum/index.php

5. РОЛЬ ИНСТИТУТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ: Доклад / Том Палмер: Институт Катона, США ( www.cato.org/…/papers/palmer-rus.pdf)

Скачать архив с текстом документа