Социальный портрет учителя во второй половине XIX - начале XX вв.

СОДЕРЖАНИЕ: Уровень образованности народа России до второй половине XIX века. Процесс ликвидации неграмотности населения Мордовского края, последовавшего после отмены крепостного права. Становление народного просвещения в период, предшествовавший советскому строю.

Введение

Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Российская Федерация провозглашает сферу образования приоритетной (согласно статье 1 Закона Российской федерации «Об образовании»). В связи с возрастающим значением образования в нашей стране особый интерес, с моей точки зрения, приобретает изучение социального портрета учителя.

Учителя всегда играли огромную роль в жизни общества. Люди, которые учат нас с самого детства доброте, отзывчивости, раскрывают тайны окружающего мира, прокладывают дорогу в наше будущее, всегда будут будоражить человеческие сердца. В 2002 году проведена реформа образования. С новой силой возрос интерес к учительству. Это подтолкнуло меня к выбору темы научного исследования, целью которого было показать социальный портрет учителя второй половины Х1Х – начала ХХ века.

При подготовке работы были проанализированы статистические сведения о возрастном, семейном положении учителя указанного исторического периода, его социальном происхождении и материальном обеспечении. При этом потребовалось ознакомиться с сочинениями известных русских педагогов В.Я. Стоюнина, С.А. Рачинского, А.И. Масловского, П.Ф. Каптерева, изучить данные, содержащиеся в Статистическом временнике Российской империи, Статистическом обзоре начального образования в Пензенской губернии за 1913–1914 года, и других источниках.

В настоящей работе сделана попытка исследования и обобщения исторического материала о становлении учительства в Мордовском крае (Пензенской, Нижегородской, Симбирской, Тамбовской губерниях, Инсарском, Краснослободском, Наровчатском, Саранском, Темниковском, Алатырском, Ардатовском уездах). Хронологические рамки определены периодом со второй половины Х1Х века (с 1861 года) до начала ХХ века (до 1917 года). Это объясняется желанием подробнее узнать о процессе ликвидации неграмотности населения Мордовского края, последовавшего после отмены крепостного права, и начале становления народного просвещения в период, предшествовавший советскому строю. Именно в эти годы были проведены земельная, городская, военная, судебная реформы, реформа образования, которые способствовали развитию просвещения в крае.


Основная часть

В конце 60-х годов ХIХ века в России был крайне низкий уровень грамотности народа, что во многом объясняется существовавшим ранее крепостным правом. В Москве по переписи 1871 года неграмотных оказалось 55%. В губерниях их процент составлял 60–80%. К концу ХIХ века в России лишь четверть населения было грамотным. Во второй половине ХIХ века в России началась Эпоха Возрождения, давшая сильный толчок культурному развитию России. Все более широкие слои населения втягивались в рыночные отношения, это способствовало увеличению потребности людей в образовании. Промышленность, торговля предъявляло все более широкий спрос на специалистов со средним и высшим образованием. Положение улучшалось по мере развития земской школы, а с 80-х годов – сети церковно-приходских школ.

Во второй половине ХIХ века обрели собственную письменность некоторые народы Поволжья, в том числе марийцы, мордва, чуваши. В это время в губерниях Мордовского края начал зарождаться новый социальный слой – учительство . Стали печататься книги на национальном языке, открываться начальные классы. В них обучались выходцы из простого народа. Основой среднего образования стала классическая гимназия. В конце ХIХ века в России действовало 180 мужских гимназий. Детям бедняков был закрыт путь в это учебное заведение. Правительство старалось ограничить доступ в гимназии «детям кучеров, прачек, мелких лавочников и т.п.». На это прямо указывалось в Циркуляре Делянова.

Рост высшей школы в России пришелся на начало 70–80 годов Х1Х века. В Мордовском крае в это время началось развиваться начальное образование. Именно социальный портрет учительства начальной школы Мордовского края и стал предметом изучения настоящей работы. До конца 60-х годов преподавание в них было исключительно мужским занятием. Большая часть учителей состояла из духовенства. Анализ статистических данных за 1879 год, приведенных в Статистическом временнике Российской империи, показывает, что в Нижегородской губернии большинство учителей получали образование в духовных, православных семинариях, училищах и школах (общее количество их составляло около 86%). Такое же положение было и в других губерниях Мордовского края. Это объясняется во многом тем, что контингент учителей формировался в основном из священнослужителей (около 62%), которые совмещали преподавательскую деятельность со службой в приходе. Выходцев из крестьян было значительно меньше (около 19%), сословие мещан было представлено примерно 11% учителей мужчин.

В 70–80-е годы Х1Х века в школу в качестве учителя приходит женщина . Однако количественный состав учительниц по сравнению с преподавателями-мужчинами был мал. Например, в Пензенской губернии в 1879 году среди учителей женщин было в 5 раз меньше, чем мужчин. В Нижегородской губернии только 0,06% от общего количества учителей составляли женщины. Женщина – учитель являлась скорее исключением, чем правилом. В 1879 году в четырех губерниях Мордовского края было 1164 учителя и только 259 учительницы. Это объяснялось той ролью, которую играла женщина в обществе во второй половине Х1Х – начале ХХ века, – быть матерью и хозяйкой в доме.

При исследовании данных о том, где получали образование женщины, обнаружилась одна закономерность: наибольшее количество учительниц получило образование в духовных училищах (в Нижегородской губернии – 47%). По всей видимости, в среде духовенства по-иному, нежели в светских кругах, относились к женскому образованию. В Пензенских епархиальных ведомостях за 1885 год так было сказано о роли образованной женщины на нравственный уровень общества: «Они должны своим благотворным примером влиять на жалкое положение крестьянских женщин».

Достаточно большое число учительниц получили домашнее образова ние. При сравнении с мужчинами, доля такого образования у женщин значительно выше. Например, в Тамбовской губернии 10% учительниц обучались дома (только 3% мужчин). В Симбирской губернии соотношение домашнего образования среди женщин и мужчин отличается еще значительнее – 10% и 0,4%. Это говорит о том, что у женщин в конце Х1Х века было меньше возможностей для получения образования вне дома, для них был ограничен доступ в гимназии. Между тем довольно-таки большая доля домашнего образования женщин свидетельствует о том, что среди учительниц было немало детей потомственных дворян, которые имели возможность приглашать для своих детей преподавателей естественных наук, иностранных языков. Так, например, в Нижегородской губернии 16% учительниц были выходцами из дворянских семей. Важным обстоятельством, подтолкнувшим дворянок к преподавательской деятельности, была отмена крепостного права. В глазах молодого поколения росли значение и привлекательность научной деятельности. Но в то же время снизился доход дворянских семей, потерявших возможность пользоваться результатами труда крепостных крестьян. Возникла необходимость зарабатывать на жизнь своим трудом. Без образования это было затруднительно. Изменилось отношение к образованности девушек. По словам П.Ф. Каптерева, «…учить пришлось и девочек. Раньше они довольствовались домашним образованием, ведь их будущее замужество зависело не от уровня образованности, а от количества крепостных. С исчезновением последних трудно стало выдавать дочерей замуж, потребовалось систематическое образование – школа, гимназия, институт. Для дальнейшего обучения требовались средства, которые девушки могли заработать только педагогической деятельностью». Надо отметить, что наибольшую долю учительниц все-таки составляли девушки не из дворянских семей, а из семей священнослужителей. В Нижегородской области они составляли 53%, в Пензенской – 41%. Меньше всего (около 6%) учительниц было из крестьянских семей. Это, безусловно, зависело от слабого развития образования сельского населения.

Заметную долю учительниц составляли девушки из мещанских семе й. Процент их по отношению ко всем учительницам выше, чем у мужчин. В Нижегородской губернии выходцы из мещанских семей составляли 9% от общего количества учительниц, 4% от общего количества учителей, в Симбирской соответственно – 22% и 9%. Думается, что это объясняется сильной потребностью средних городских слоев населения учить дочерей, чтобы обеспечить их дальнейшее существование. По мнению педагога В.Я. Стоюнина, «образование составляло для девушек из небогатых городских семей единственный капитал, который может спасти их от нищеты в будущем, если их не спасет выгодное замужество. Капитал этот обращается в большинстве случаев на педагогическую деятельность».

Итак, в силу изменившихся социально-экономических условий, общественного сознания, структуры общественных отношений, женщина из разных слоев общества были задействованы в общественном труде.

Каким был возрастной и семейный состав учительства конца Х1Х века ? Исследования данных за 1879 год, приведенных в Статистическом временнике Российской империи, показывает, что преподаватели Мордовского края были довольно-таки молодыми людьми. Наибольший процент учителей составляли молодые люди 20–25 лет (в Пензенской губернии – около 60%). Учительницы в большинстве были моложе: средний возраст составлял 20 лет и моложе (например, в Тамбовской губернии они составляли 51% от общего количества учительниц). Люди среднего возраста (30–50 лет) насчитывали в школах около 20%. Учителей старше 50 лет было мало (например, в Нижегородской губернии из 218 учителей только трое было старше 50 лет). В силу разных причин молодые люди в то время были главной опорой среди преподавательского состава. Во-первых , средняя продолжительность жизни людей была более низкой, чем в настоящее время. Во-вторых , многие женщины, выходя замуж, посвящали себя семье и уходили с преподавательской работы. Этим было вызвано то, что преподавательский контингент в большинстве своем представлял людей неженатых и незамужних. Интересно заметить, что основная масса неженатых учителей приходилась на возраст от 20 до 25 лет, а незамужних учительниц – до 20 лет и младше . В Пензенской губернии холостяков было 178 (65%), девиц – 43 (88%). Среди преподавателей было немало людей, состоящих в браке. Так, в Тамбовской губернии они составляли 42% от общего числа. В большинстве это были мужчины 20–25 лет (в Пензенской губернии они составляли 49% от общего количества женатых учителей). Небольшой процент приходился на вдовых учителей и учительниц (около 3%). Вот как характеризовал сельского учителя С.А. Рачинский: «Огромное большинство наших сельских учителей – люди молодые и холостые. Скудного их жалования едва хватает на их содержание, и о затратах на обзаведение хозяйства не может быть и речи».

Обратимся к материальному положению учителей во второй половине Х1Х – начале ХХ века. В 1860–70 годах учитель трудился почти бесплатно. В то время учителями были в основном священнослужители. В Пензенских епархиальных ведомостях так говорилось о положении дел с оплатой учительского труда: «некоторые священники…хлопочут о передаче школы в ведение Министерства народного просвещения, надеясь укрепить школу и самим получить определенное жалование. Всякий труд должен быть оплачиваемым. Вознаграждение за труды в школе должно быть постоянное, а не случайное». Содержание учителей находилось в ведении земских учреждений. В 1870-е годы начинается медленный рост вознаграждения учителей. Реальное годовое учительское жалование по России в 1880 году в среднем составляло 191 рубль в год. В большинстве уездов Мордовского края оно было примерно таким же (220 рублей в год). Наибольший размер жалования имели учителя Алатырского уезда (284 рубля в год), наименьший – учителя Темниковского уезда (133 рубля в год). Разница в размере заработной платы учителей в уездах края была обусловлена множеством причин. Одна из главных – в различном подходе к школьному делу уездного земства, городских властей и сельских обществ. Немалое значение имело и уровень экономического развития уезда.

В начале ХХ века специальная министерская комиссия рассчитала сумму годовых затрат учителя начальной школы. Она составила 448 рублей. Но министерские чиновники не приняли во внимание расходы на одежду, обувь, лечение, самообразование. Сами народные учителя считали, что их зарплата должна быть не менее 600 руб. на одинокого и 1200 руб. – на семейного учителя. По данным Симбирской земской управы, за 1902–03 учебный год большинство учителей школ Алатырского и Ардатовского уездов не получали даже минимальной заработной платы. Заработную плату в размере 350–400 руб. получало только 4% преподавателей земских школ Алатырского уезда, по Ардатовскому уезду эта цифра была еще меньше – 2,4%. Около 9% учителей земских школ Симбирского уезда имели крайне низкое жалование – 150–200 рублей в год, что вынуждало учителей искать другое применение своих сил. Особенно это касалось мужчин. Они уходили в священники, полицейские, чиновники. Большая текучесть кадров среди учителей объясняет тот факт, что был высок процент учителей с педагогическим стажем менее 5 лет.

Между тем начальное образование продолжало свое распространение среди населения. Содержание школ требовало больших затрат со стороны государственных и земских учреждений. Надо отметить, что доля средств, поступающих на содержание учебных заведений из уездных земств, намного превышала размер поступлений из государственного казначейства. Так, в Краснослободском уезде это соотношение было 73% и 16%, в Саранском – 64% и 4%. От количества поступивших денежных средств во-многом зависело и материальное положение учителя, поскольку около 70% расходов школ приходилось на выплату жалования. Например, в Инсарском уезде на заработную плату расходовалось73% поступивших денег. От экономического развития уезда зависели и условия работы учителя. Собственные помещения имело около половины школ, примерно 26% образовательных учреждений находилось в наемных помещениях. Отсутствие своих зданий отвлекало в среднем около 20% средств (в Инсарском уезде – 17%, в Наровчатском – 26%), которые можно было потратить на повышение размера жалования учителей. Надо отметить, что в некоторых уездах была установлена плата для учащихся. Это имело место в Алатырском, Ардатовском уезде, при этом плата учащихся занимала незначительную часть доходов (соответственно 0,5% и 0,1%) и существенного значения на материальное обеспечение учителей не имело. Учитель был лишен возможности безбедно существовать, иметь право на пенсию и пособие по нетрудоспособности. Среди статей расходов такие выплаты учителю не были предусмотрены.

Общественно-педагогическое движение конца Х1Х века все чаще поднимало вопрос о социальном положении народного учи теля. Это касалось неопределенности его социального статуса, правовой и материальной незащищенности. Большой победой этого движения явилось право учителя на пенсию. Она складывалась из 6% отчислений от годового жалования учителя. В 1890-е годы появляются награды для учителей. На эти цели идет около 4% полученных денежных средств (в Краснослободском уезде из 12242 руб. на награды было израсходовано 350 руб.). Пензенские епархиальные ведомости за 1897 год сообщают: «Училищный совет при Святейшем Синоде призывает к возбуждению ходатайства Епархиальных училищных советов о награждении учительниц серебряными медалями на Александровской ленте с надписью «За усердие». Ходатайство препятствий не встречает, если они прослужили в должности учительницы 10 и более лет с усердием и пользою». Была учреждена награда и для попечителей школ, оказывающих помощь в содержании образовательных заведений и в улучшении материального положения учителей, – нагрудная серебряная медаль на Станиславской ленте. Надо заметить, что в Мордовском крае в конце Х1Х века доля поступлений от частных лиц была небольшой (в Инсарском уезде – около 5%, в Саранском – 00,1%). Обращает внимание статистика по Темниковскому уезду, где такие поступления составляли 22%. Это, вероятно, объясняется тем, что среди населения этого уезда большую долю составляли люди обеспеченные (священнослужители и мещане). В начале ХХ века появляются богатые спонсоры , которые вносят значительные сбережения для развития образования. В Краснослободском уезде таким человеком был купец Ненюков, в Ардатовском – майор Дуров.

Изменение общественного сознания на протяжении указанного периода и экономического состояния народного образования повлияли и на социальный портрет учителя. К началу ХХ века обучение детей переходит в руки женщин . Если в 1894 году в Саранском уезде количество женщин в школах составляло 48,8%, то к 1914 году этот показатель составил 60,5. В земских школах преобладали учителя 21–30 лет (43% среди мужчин, 46% – среди женщин). Изменения возрастной группы учителей в начале ХХ века вызваны прежде всего экономическим фактором (повышением уровня заработной платы), желанием молодых людей реализовать себя на общественном поприще.

Изменилось и семейное положение учителей . Например, в Симбирской губернии повысилось количество женатых мужчин. Если в 1880 году их было 41% от общего количества учителей, то к 1902–03 годам они составляли 47,8%. Однако надо отметить, что в уездах Мордовского края процент женатых мужчин был ниже общегубернского: в Алатырском уезде – 38,2%, в Ардатовском – 30,5%). Очевидно, это связано с тем, что процесс роста зарплаты учителей здесь шел медленнее.

К началу ХХ века расширяется контингент сословий учит елей. Сравнение данных по Симбирской губернии за 1902–03 годы с данными за 1880 год показывает, что в 3 раза снизился процент мужчин из духовного сословия. Священники и дьяконы постепенно вытесняются из народной школы. Учительство становится зародышем деревенской интеллигенции . Количество учителей из крестьян возросло более чем в 2 раза. Получили доступ в гимназии дети из крестьянских семей. Например, если в 1902–03 годах в Саранской женской гимназии девушки из крестьянских семей составляли 22%, то к 1916 году – уже 64%. На втором месте среди учителей были выходцы из купеческих семей. Их количество по сравнению с 1880 годом также увеличилось. В земских школах Симбирской губернии в 1902–03 годах они составляли 18,8% среди мужчин и 31,5% среди женщин (в 1880 году соответственно 4,5% и 23%). Вероятно, это объясняется тем, что учительство из побочного занятия превращалось в основной источник доходов, профессия учителя приобретала более почетное значение в обществе .

В историческом музее Саранской гимназии №12 хранятся интересные документы о становлении образования Мордовского края. В 1812 году была открыта Пензенская женская гимназия. Среди учеников гимназии были выходцы разных сословий. В 1912 году эту гимназию с серебряной медалью закончила 16-летняя Мария Попова, дочь мещанского старосты г. Троицка Краснослободского уезда. В августе 1912 года она подала прошение инспектору народных училищ Краснослободского уезда Пензенской губернии: «имею честь покорнейше просить Вас, Ваше высокородие, не найдете ли вы возможность определить меня на должность учительницы в Краснослободский уезд». С 1912 по 1927 годы Мария Васильевна Лентовская (по мужу) работала в школах Краснослободского района, с 1927 года – в начальной школе №32 г. Саранска, а с 1935 г. до 1951 г. – в Саранской женской школе №12.

В музее Саранской гимназии №12 хранятся пожелтевшие от времени документы со старой русской орфографией, фотографии учителей тех лет. При исследовании их возникает образ сельской учительницы со своими старыми гимназическими привычками, в шляпке и перчатках, с русой косой, сохраняющей культурные традиции и классические знания, обретенные в начале ХХ века. Для нее ценность образования была едва ли не самой высокой среди других жизненных приоритетов.

Заключение

Учительство Мордовского края формировалось под воздействием множества социально-экономических факторов. Главным обстоятельством, повлиявшим на формирование социального состава учителей, была отмена крепостного права в 1861 году и связанное с этим преобразование социальной структуры. Преподавательская деятельность перестала быть прерогативой духовенства и перешла в руки освобожденного крестьянства.

Среди других социально-экономических реформ второй половины Х1Х века наибольшее влияние на формирование учительства оказала земская реформа. Вскоре после их создания (в 1864 году) Россия покрылась сетью земских школ. Земства взяли на себя материальное обеспечение учителей. Одновременно с земской реформой была проведена судебная реформа, сделавшая судебные заседания открытыми для публики. В состав суда были введены присяжные заседатели, которые назначались по жребию из представителей всех сословий. Это, безусловно, потребовало от населения определенного уровня образованности.

Немаловажную роль сыграла проведенная в 1870 году реформа городского самоуправления. Попечительству городских дум и управ подлежали и вопросы заведования школьным делом.

В 1874 году был принят закон, отменивший рекрутчину и распространивший обязанность служить в армии на мужчин всех сословий, достигших 20 лет. Молодые люди стали стремиться в получению высшего образования, поскольку для окончивших высшие учебные заведения срок службы сокращался до шести месяцев. Эти льготы стали мощным стимулом для распространения образования в России.В начале ХХ века под влиянием прессы, земства, общественных организаций и правительственных органов изменялось профессиональное и правовое положение учителя. В современном обществе роль учителя высока, однако требуются немалые изменения в образовательном процессе. Неслучайно в августе 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации была создана Правительственная комиссия по образованию, основной задачей которой является обеспечение проведения единой государственной политики в сфере образования. Думается, что и в современных условиях развития нашего общества вопросы социального положения учителя различных исторических периодов будут представлять большой интерес.

Скачать архив с текстом документа