Социология как наука 14
СОДЕРЖАНИЕ: Лекция 1. Социология как наука. Социология и ее место в системе современных наук. Предмет и объект социологии. Возникновение социологии как науки. Структура социологического знания.Лекция 1. Социология как наука.
- Социология и ее место в системе современных наук.
- Предмет и объект социологии.
- Возникновение социологии как науки.
- Структура социологического знания.
- Методы социологического исследования.
Социология – одна из социальных наук, изучающих совместную жизнь людей в обществе. Общество изучает и политология, и экономика, история, педагогика.
Особенность социологии ( от лат. societas – общество +греч. Logos – слово, учение) в том, что она исследует общество в целом, всю социальную жизнь людей во всем ее многообразии.
Социология – наука о закономерностях развития и функционирования общества как единой системы, его структуре, организации, поведении людей в нем.
Социология – наиболее обобщенное знание о социальной реальности. Поэтому она с одной стороны, выступает методологической основой наук об обществе. С дугой стороны – она оказывается и фундаментом любой успешной управленческой деятельности. Поэтому курс читается в вузах.
«Социологическое видение» – это комплексное знание, включающее элементы психологии, социальной психологии, экономики, политологии и т.п. Экономист сильнее социолога в профессиональных вопросах, но социологи с экономической ориентацией видит предмет шире.
«Социологический стиль мышления» означает: внося изменения в ту или иную сферу общественной жизни, необходимо предвидеть, как это скажется на другой, часто весьма отдаленной области, которая непосредственно не является объектом управленческого решения.
ПР. о занятости женщин
Мыслить социологически – значит уметь соотнести частную реальность личности с социальной макрореальностью. Социология сосредоточена на проблемах, которые превосходят жизнь отдельного индивида.
ПР. Безработица. Когда в городе со стотысячным населением один безработный, это его проблема, а что бы помочь ему, надо посмотреть на его характер, квалификацию и доступные ему возможности трудоустройства. Но когда в государстве с 40 миллионами, 10 – безработные – это уже проблема, которую, ориентируясь на индивида, не решить.
ПР. Развод. Любая пара может разойтись, но если из 1000 пар разводятся 250 – это уже проблема, связанная с институтом брака и семьи.
Возникновение социологии.
Возникновение социологии связывают с именем французского философа Огюста Конта (1798-1857), который ввел в употребление сам термин «социология». Он противопоставил социологию философии. По его наука должна отказаться от изучения того, что невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, доступные наблюдению. Социология должна была стать позитивной наукой. Сам же Конт является родоначальником позитивизма (от лат. – положительный), который признавал только знания, полученные в результате опыта (наблюдения, эксперимента). Идеалом научности того времени были естественные науки (науки о природе) за их точность, доказательность. Общество рассматривалось как продолжение природы, поэтому и должно было изучаться такими же методами.
Конт выделил социологию из других наук и обозначил предметное поле ее изучения.
Уточняет предмет социологии Э. Дюркгейм . Он считал, что социология должна изучать социальные факты и объяснять все явления социальной жизни исключительно социальными причинами.
Социальные факты – особые общественные явления, порожденные объединенными действиями людей и их коллективным сознанием (моральные нормы, традиции, привычки). При рождении индивид находит их уже в готовом виде. Они существуют объективно, до индивида и оказывают на него давление, принуждают к определенному действию.
Социология возникла как ответ на новые потребности общества. Время ее возникновения, это время бурных изменений.
В современном обществе социология выполняет определенные функции. Это наука демократического общества, обеспечивающая и способствующая коммуникации общества и власти.
Функции социологии:
- Познавательная (описательная и объяснительная) исследования с целью получения нового научного знания, прирост знания
- Просвещенческая (популяризация социологического знания)
- Прикладную (практически-преобразовательную, конструктивную) Прикладное социологическое исследование ориентировано на практически значимый эффект, исполняет «социальный заказ». Цель использовать полученное знание на практике.
- Идеологическую (мобилизирующую, воспитательную, ориентирующую на выполнение совместных действий).
В самом общем виде социология – наука об обществе. Ее знание в настоящее время очень востребовано, так как развитие общества требует грамотного социального управления, социального предвидения, умелого воздействия на экономическое, политическое, правовое поведение человека. Рыночной системе необходимы маркетологи, исследователи сегментов рынка, формирования покупательских потребностей. Социология – наука демократического общества. Политическая система в условиях демократии требует знаний об электоральном поведении, общественном мнении, социальных технологиях. Социологи необходимы в системе управления. Социология является обязательным предметом изучения в вузах, так как обществу нужны компетентные люди, способные самостоятельно оценивать социальные явления и сознательно принимать участи в общественной жизни, комплексно оценивать последствия тех или иных управленческих решений.
Современное социологическое знание имеет сложную структуру.
СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
В социологическом знании можно выделить несколько уровней.
I. Общая социологическая теория («общая социология»)
Дает абстрактно-обобщенный анализ социальной реальности в ее целостности, сущности и истории развития; фиксируется структура и общие закономерности функционирования и развития социальной реальности.
II. Частные социологические теории или теории «среднего ранга» (уровня) (Р. Мертон)
Изучают относительно самостоятельные области общественной деятельности, явления и процессы. Эти теории доступны эмпирической проверке.
ПР. теория относительной обездоленности. Согласно ей, оценка людьми обстоятельств своей жизни зависит от того, с чьими условиями жизни они сравниваются. Так чувство обездоленности несвязанно непосредственно с уровнем материального положения. Семья, проживающая в маленьком домике в бедном районе, где каждый живет в похожих условиях, будет чувствовать себя не такой бедной как та, которая живет в таком же доме, но в окружении больших и богатых домов.
Специальные теории исследуют сущность, структуру, общие закономерности функционирования и развития объектов (процессов, общностей, институтов) собственно социальной сферы общественной жизни, понимая последнюю как относительно самостоятельную область общественной деятельности, ответственную за непосредственное воспроизводство человека и личности.
ПР. социология пола, возраста, семьи, города, образования. Каждая из них, исследуя особый класс социальных явлений, выступает, прежде всего, как общая теория этого класса явлений.
Отраслевые теории исследуют социальные аспекты классов явлений, принадлежащих к другим сферам общественной жизни – экономической, политической.
ПР. социология труда, политики, культуры, организации, управления.
Теории «среднего уровня» – посредники между «большой теорией» общей социологии и третьим уровнем предметного типа исследования
III. Конкретное социологическое исследование – социография.
Анализ и описание социально единичного во всей конкретности его существования. Это, как правило, – эмпирическое исследование . Оно направлено на познание внешних проявлений социальной реальности, получение точных описаний фактов и их взаимозависимости.
Теоретическое исследование ориентировано на познание внутренних сущностей социальной реальности, т.е. законов ее управляющих, дается причинное объяснение фактов и обобщений.
(Факт (сделанное, свершившееся) это знание установленное научным способом)
Эмпирическое исследование – исследование, базирующееся на фактах.
Теория – попытка объяснения конкретных событий или явлений (теория самоубийства, протестантская этика).
Фундаментальное («чистое») познание –, а не получение практически значимого результата.
Т.е. фундаментальность не следует здесь понимать как основательность, важность, а также как теоретичность. Фундаментальным по содержанию будет и любое эмпирическое исследование, преследующее чисто научные цели.
Прикладной вид. Прикладным может быть и обще-, и частносоциологическое знание.
Приступая к изучению новой науки, уместно вспомнить, что наука – это обобщенное, систематизированное и подтвержденное фактами знание. Наука – это особый способ получения знания.
(Знание – выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира.)
ПР. знание можно получать и из астрологических прогнозов или гадания цыганки, проповеди священнослужителя, художественного произведения.
Специфика науки в том, что она применяет специальные методы исследования, анализа данных, теоретического мышления и логической оценки аргументов для организации знания о предмете.
Признаки науки:
-цель науки – получение объективного знания (свободного от субъективности и предвзятости);
-особые методы и средства (анализ и синтез, наблюдение, эксперимент, измерение и др.)
Объективный – соответствующий действительности, независимо от индивидуального сознания и воли.
Субъективный – свойственный только данному лицу (субъекту), личный; односторонний, предвзятый, необъективный.
Но иногда субъективная реальность вполне реальна. То, во что люди верят – реально по своим последствиям.
ПР. сумасшедший, который убивал тех, кто «бубнил» себе под нос.
Методы социологического исследования.
НАБЛЮДЕНИЕ или «полевое исследование».
Наблюдение – метод сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах.
Особенность: объект исследуется в естественных условиях. Не создается искусственная ситуация.
Невключенное наблюдение – наблюдение, которое ведется со стороны
Включенное наблюдение – это наблюдение, при котором исследователь включен в изучаемый объект, является членом исследуемой общности, принимает участие в ее деятельности. Для изучения труднодоступных общностей.
ПР. Алексеев 8 лет работал рабочим на Ленинградском заводе полиграфических машин.
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ
Документ ( documentum лат. «доказательство») – материальный объект, содержащий в зафиксированном виде по установленным формам и правилам информацию, необходимую для научных или практических целей.
Метод анализа документов – метод исследования, при котором источником информации служат текстовые сообщения.
Типичные документы:
личные документы (дневники, письма)
визуальные документы (фотографии,фильмы и видеофильмы,неодушевленные предметы (мединструмент у Глейзера и Страуса, история вещей, дома)
Виды: традиционный и контент-анализ.
ОПРОС : анкетирование и интервью. Используется для получения информации, носителем и источником которой является человек.
Анкета – опросный лист с заранее сформулированными вопросами.
Вопросы могут быть открытыми (требуется в свободной форме выразить свое мнение) и закрытыми (нужно выбрать один из вариантов ответов из предложенных).
Интервью (от англ. беседа) – устная форма опроса. Интервьюер и респондент.
ФОКУС-ГРУППА – метод сбора информации, который представляет собой групповое, проходящее в специально оборудованном помещении, ориентированное на получение мнений участников по определенной проблеме.
Цель – получение спектра мнений.
ЭКСПЕРИМЕНТ
Направлен на изучение изменений, вызванных использованием новых принципов организации и управления. Сравнение процессов, протекающих в экспериментальной и контрольных группах.
СОЦИОМЕТРИЯ для изучения структуры межличностных отношений в небольших группах. Создатель – Дж. Морено психиатр.
Для чего надо быть знакомым с социологией.
Можно извращенно представлять графическую информацию через:
– перенесение исходной точки линии, изображенной на графике ближе к началу оси координат некоторое увеличение масштаба по оси Y;
– отсутствие числовых делений на оси Y;
– увеличение масштаба единиц по оси Y и уменьшение по оси Х
– тенденциозный подбор данных
При подачи социологической информации обязательно должно быть указано количество опрошенных, кого и где и когда опрашивали.
ПР. В газете “Новий погляд” опубликованы данные социологического исследования о праве на аборт. В опросе приняли участи студенты 18-19 лет. Опрошено 24 человека. Даны проценты: 96% считают, что свобода сексуальных отношений должна быть ограничена, если партнеры не имеют контрацептивной защиты, 4% – не согласны с этим. Но тут 4% = 0,96 человек. В выводах: «современная молодежь негативно относится к явлению аборта как такового». Но тождественны ли «молодежь» и «студенты», которых опросили.