Методические рекомендации для аспирантов Хабаровск 2008

СОДЕРЖАНИЕ: Предлагаемый материал является официальной информацией для аспирантов очного (заочного) обучения в аспирантуре двагс

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Методические рекомендации

для аспирантов

Хабаровск - 2008

ББК

М

Методические рекомендации для аспирантов. – Хабаровск: ДВАГС, 2008 - 33 с.

Составитель: Глебова Т.Д., к.с.н., начальник отдела аспирантуры ДВАГС.

Рецензент: Байков Н.М., д.с.н., профессор, проректор по научной работе ДВАГС.

Печатается по решению редакционно-издательского отдела ДВАГС.

© Дальневосточная академия

государственной службы, 2008

Введение.

Предлагаемый материал является официальной информацией для аспирантов очного (заочного) обучения в аспирантуре ДВАГС.

Необходимость опубликования этой информации обусловлена тем, что у многих поступивших аспирантов имеется неполное представление о сущности послевузовского профессионального образования.

Цель настоящего издания – дать краткую характеристику обучения в аспирантуре, позволяющего на основе профессиональных навыков сформировать научное мышление, изложить требования, предъявляемые к аспиранту в этот период и его права.

Достижение данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

1. Сформировать общее видение послевузовского профессионального образования.

2. Ознакомить с требованиями к подготовке научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре ДВАГС.

3. Раскрыть особенности сдачи экзаменов кандидатского минимума и их документальное оформление.

4. Схематично дать рекомендации по планированию обучения и ежегодной аттестации аспирантов и соискателей в ДВАГС.

Аспирантура – основная форма подготовки научно-педагогических и научных кадров при высших учебных заведениях и научных организациях.

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125 в академии осуществляется послевузовское профессиональное образование.

Основной элемент обучения – самостоятельная научная работа, исследование, результаты которого воплощаются в диссертации. Дополнительно аспирант проходит профессиональную подготовку, но и она представляет из себя в большей части самообразование.

1. Срок обучения в очной аспирантуре не должен превышать трех лет, в заочной аспирантуре – четырех лет. Начало учебного года с 1 октября по 30 сентября ежегодно.

2. Освобождение от работы лиц, принятых в очную аспирантуру, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Стипендия аспирантам очной формы обучения, зачисленным в счет контрольных цифр на государственный бюджет, выплачивается со дня зачисления в аспирантуру, но не ранее дня увольнения с предыдущего места работы.

3. Обучение аспиранта проходит по индивидуальному плану. Индивидуальный план – это документ, отражающий все связанные с обучением аспиранта задачи и степень их выполнения. Так, перед началом очередного года обучения аспирант указывает, какие экзамены в этом году он собирается сдавать, в какой форме опубликовать результаты исследования, отражает свое участие на кафедре, к которой прикреплена аспирантура, а по окончании года – что было выполнено реально. Индивидуальный план является основанием для аттестации аспиранта на заседании кафедры, где оценивается целесообразность его дальнейшего обучения. Выписка из решения кафедры представляется в отдел аспирантуры. Индивидуальные планы аспирантов утверждаются кафедрой и хранятся в отделе аспирантуры академии. Срок сдачи индивидуальных планов за 10 дней до начала нового очередного года обучения.

4. Аспирант за время обучения в аспирантуре обязан полностью выполнить индивидуальный план в соответствии с образовательной программой подготовки аспиранта по соответствующей специальности.

В первый год обучения аспирант доложен сдать кандидатские экзамены по истории и философии науки и иностранному языку. Допуском к кандидатским экзаменам является реферат по истории соответствующей науки аспиранта (Приложение №1) и иностранному языку (Приложение №2).

В первый год обучения начинается и частичная подготовка по специальным дисциплинам (специальности: 07.00.02 – отечественная история, 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством) и практически в полном объеме изучение образовательной программы по специальности 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы.

Прием кандидатского экзамена по специальности осуществляется в период третьего года обучения.

Для аспирантов очной формы обучения образовательная подготовка идет 15 недель, по заочной – сессионно.

Выполнение индивидуального плана работы аспиранта предусматривает завершение работы над диссертацией. Тема и концепция диссертационного исследования аспиранта обсуждается на заседании кафедры или заседании межкафедральной проблемной группы в первый год обучения с предоставлением принятого решения для утверждения на научный совет академии.

Подготовка аспирантов, желающих получить дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» осуществляется в первый год обучения по зачетной системе. Остальные компоненты профессиональной подготовки аспиранты планируют самостоятельно.

5. Каждому аспиранту приказом ректора назначается научный руководитель из числа докторов наук (профессоров) одновременно с его зачислением в аспирантуру.

В отдельных случаях по решению Ученого совета к научному руководству подготовкой аспирантов могут привлекаться кандидаты наук соответствующей специальности, как правило, имеющие ученое звание доцента.

Аспирантам, выполняющим научные исследования на стыке смежных специальностей, разрешается иметь двух научных руководителей, один из которых может быть кандидатом наук. Основная функция научного руководителя – помощь аспиранту при адаптации к научной исследовательской работе. Помощь выражается в содействии при выработке стиля научного изложения, научных консультациях, рекомендациях по построению графика обучения, участия в мероприятиях учебно-методичекой нагрузки аспиранта и в завершающей стадии подготовки и оформления его диссертации. Кроме того, научный руководитель выступает в роли посредника между аспирантом и другими представителями научного мира – учеными, администрацией научных учреждений. Важно, чтобы научный руководитель и аспирант общались как коллеги – единомышленники, которых объединяет интерес к избранной области научного исследования.

Таким образом, обучение в аспирантуре основано на самостоятельном научном исследовании. При этом предполагается, что аспирант уже является грамотным и опытным специалистом, которому не требуются дополнительные специальные знания или он будет приобретать их самостоятельно. Цель обучения в аспирантуре – на основе профессиональных навыков сформировать научное мышление.

6. Темы диссертаций утверждаются в установленном порядке в течение первого года обучения (приложение 4).

7. Аспирант ежегодно аттестуется кафедрой. Итоги аттестации отражаются в индивидуальном плане (приложения 5).

Аспирант, не выполняющий в установленные сроки индивидуальный план, отчисляется из аспирантуры приказом ректора академии.

8. Аспиранты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно-методическими кабинетами, библиотекой академии.

9. Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре, при условии выполнения индивидуального плана, могут быть зачисленными на штатную должность, либо выполнять работу на иных условиях оплаты.

10. Кафедры академии осуществляют контроль за работой аспирантов, ежегодно заслушивая их отчеты.

11. Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре за счет средств бюджета, обеспечиваются стипендией в установленном размере (5 минимальных окладов).

Аспирантам в установленном порядке могут быть назначены государственные и региональные именные стипендии (Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительства Хабаровского края).

12. Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре, пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца – август, сентябрь.

13. Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением заработной платы по месту работы.

К ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы. Указанный проезд оплачивает организация – работодатель.

Аспиранты, обучающиеся в заочной аспирантуре, имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере пятидесяти процентов получаемой заработной платы, но не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

14. Аспирантам, успешно прошедшим обучение в аспирантуре академии выдается «Удостоверение», которое является государственным документом о послевузовском профессиональном образовании.

15. Аспирантам, успешно освоившим основную образовательную программу послевузовского профессионального образования и образовательно-профессиональную программу для присвоения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», выдается соответствующий документ государственного образца.

16. Аспирантам, успешно освоившим основную образовательную программу послевузовского профессионального образования и успешно защитившим квалификационную работу (кандидатскую диссертацию), выдается диплом кандидата наук, удостоверяющий присуждение искомой степени.

Приложение 1

Порядок подготовки реферата по истории и философии науки

и требования к его написанию

1. Составной частью экзамена по истории и философии науки является подготовка аспирантом реферата по истории соответствующей отрасли науки.

2. Реферат должен быть подготовлен на основе прослушанного аспирантом курса по истории соответствующей отрасли науки или самостоятельного изучения им историко-научного материала.

3. Тема реферата по истории соответствующей отрасли науки утверждается на кафедре, осуществляющей подготовку аспиранта:

- историографию – на кафедре «История и культура»

- историю экономических учений – на кафедре «Государственное управление»

- историю социологии на кафедре «Социальная работа и социология».

4. Выписка из протокола заседания кафедры с утверждением тем рефератов аспирантов и указанием рецензентов представляется в отдел аспирантуры не позднее 20 марта ежегодно.

5. По представлению кафедр темы рефератов по истории соответствующей отрасли науки и согласованию с заведующим кафедрой философии и проректором по научной работе утверждаются приказом ректора.

6. Требования к написанию реферата по дисциплине история и философия науки.

Реферат относится к разряду научных работ. Реферат представляет собой краткое изложение сущности какого-либо вопроса или проблемы в письменном виде на основе анализа литературы.

Работа над рефератом состоит из нескольких этапов: выбор темы, сбор и анализ литературы, написание реферата.

Реферат должен содержать суждения аспиранта (соискателя), основанные на изучении научной литературы (монографии, научные сборники, журналы, газеты) и источников (мемуары, периодическая печать исследуемых хронологических рамок, опубликованные и неопубликованные документы, статистические данные, материалы государственных и личных архивов).

Минимум использованной литературы составляет 10 - 15 библиографических единиц.

Для поиска литературы используются соответствующие тематические каталоги в библиотеках. Следует обратить внимание на источники, на которые делают ссылки авторы книг и статей. Это позволит расширить поиск. В качестве дополнительного информационного источника возможно использование Интернет-ресурсов, но только с указанием на адрес портала государственного или образовательного статуса, содержащего апробированные научные источники.

Структура реферата

Структура реферата включает в себя титульный лист, содержание (с указанием страниц), введение, основную часть, заключение, библиографический список и приложения (если необходимо).

Введение должно включать в себя актуальность темы, обзор литературы по проблеме, цель и задачи реферативной работы.

В основной части целесообразно выделение 2-3 вопросов, отражающих разные аспекты темы. В реферате важно привести различные точки зрения на проблему и дать им оценку.

В заключении подводятся итоги рассмотрения темы. Приветствуется определение автором перспективных направлений изучения проблемы.

Библиографический список выполняется в алфавитном порядке.

Правила оформления реферата

При оформлении текста реферата следует учитывать, что открывается работа титульным листом, где указывается полное название ведомства, академии, кафедры, темы реферата, фамилии автора и руководителей (научный руководитель и преподаватель по истории науки), место и год написания. На титульном листе фиксируется также № и дата приказа, в соответствии с которым утверждена тема реферата.

На следующей странице, которая нумеруется снизу по центру номером 2, помещается оглавление дублированным названием темы реферата и с точным названием каждой главы (смысловой части) и указанием начальных страниц.

Общий объем реферата не должен превышать 20 - 30 страниц (без приложений) для печатного варианта. Текст печатается на листе формата А 4. Абзац должен равняться четырем знакам (1,25 см.). Поля страницы: левое - 3 см, правое - 1,5 см, нижнее - 2 см, верхнее - 2 см. Текст печатается через 1,5 интервала. Текст реферата набирается в текстовом редакторе Microsoft Word; шрифт - Times New Roman Cyr, размер шрифта - 14 пт.

Каждая структурная часть реферата (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Расстояние между главой (структурной частью) и следующим за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала. Каждое приложение также помещается на новой странице.

После заголовка, располагаемого посередине строки, не ставится точка. Страницы реферата нумеруются в нарастающем порядке. Номера страниц ставятся внизу в середине листа. Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется (это не относится к содержанию реферата).

В тексте реферата инициалы авторов указываются перед фамилиями.

Цитаты (даются в кавычках), цифры и факты, приведенные в тексте, должны сопровождаться указаниями источников. Образец: «Концепция – это совокупность основных идей, определенная трактовка, основная точка зрения на какое-либо явление или совокупность явлений» [2, 13], где 2 – номер книги из библиографического списка, а 13 – страница, на которой эта часть текста расположена.

Если необходимо указать несколько источников, то разделение осуществлять знаком «;»: [1, 75; 3, 195]

При цитировании текста с опусканием одного или нескольких слов или предложений (без ущерба для контекста) вместо изъятых слов ставится многоточие.

Библиография оформляется в алфавитном порядке следующим образом в соответствии со стандартами оформления библиографии.

ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАПИСЕЙ

КНИГИ

ОДНОТОМНЫЕ ИЗДАНИЯ

Семенов, В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология [Текст] / В. В. Семенов ; Рос. акад. наук, Пущин. науч. центр, Ин-тбиофизики клетки, Акад. проблем сохранения жизни. – Пущино : ПНЦРАН, 2000. – 64, [3] с. ; 22 см. – Рез.: англ. – Библиогр.: с. 60–65. – 200

экз. – ISBN 5-201-14433-0.

Мюссе, Л. Варварские нашествия на Западную Европу [Текст] : вторая волна / Люсьен Мюссе ; перевод с фр. А. Тополева ; [примеч. А. Ю. Карчинского]. – СПб. : Евразия, 2001. – 344, [7] с. : ил. ; 21 см. – (Barbaricum). – Загл. пер. и корешка: Варварские нашествия на Европу. – Библиогр.: с. 304–327. – Указ. имен., геогр. назв.: с. 328–337. – Перевод изд.: Les invasions : le second assaut contre l Europe Chretienne / Lucien Musset . Paris , 1965. – 2000 экз. – ISBN 5-8071-0087-5 (в пер.).

ГОСТ 7.1-2003 142

Владимир (Котляров В. С.). Обитель северной столицы [Текст] : Св.-Троиц. Сергиева пустынь : ист. очерк / митр. Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир ; [послесл. игум. Николая и др.]. – СПб. : Сатисъ : Домострой, 2002. – 222, [1] с., [17] л. ил. : портр. ; 24 см. – Библиогр.:

с. 207–208, библиогр. в примеч.: с. 158–185. – 3000 экз. – ISBN 5-7373-0233-4 (в пер.).

Перроун, П. Д. Создание корпоративных систем на базе Java 2 Enterprise Edition [Текст] : рук. разработчика : [пер. с англ.] / Поль Дж. Перроун, Венката С. Р. «Кришна», Р. Чаганти. – М. [и др.] : Вильямс, 2001. – 1179 с. ; 24 см + 1 электрон. опт. диск. – На пер. 1-й авт.: Пол Дж. Перроунж . – Предм . указ .: с . 1167–1179. – Перевод изд .: Building Java Enterprise systems with J2EE / Paul J. Perrone, Venkata S. R. (Krishna),R. Chaganti. Indianapolis . – 5000 экз. – ISBN 5-8459-0168-5 (в пер.).

Бочаров, И. Н. Кипренский [Текст] / Иван Бочаров, Юлия Глушакова. – 2-е изд., знач. доп. – М. : Молодая гвардия, 2001. – 390 с., [24] л.ил. ; 21 см. – (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : сер. биогр. : осн. В 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. в 1933 г. М. Горьким ; вып. 1009 (809). – Библиогр.: с. 385–389. – 5000 экз. – ISBN 5-235-02408-7 (в пер.). ГОСТ 7.1-2003 143

Ерина, Е. М. Обычаи поволжских немцев [Текст] = Sitten und Brauche der Wolgadeutchen / Екатерина Ерина, Валерия Салькова ; худож. Н. Стариков ; [Междунар. союз нем. культуры]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Готика, 2002. – 102 с. : ил. ; 20 см. – На обл. авт. не указа-

ны. – Текст парал. рус., нем. – Библиогр.: с. 92–93. – 3000 экз. – ISBN 5-7834-0066-1.

Агафонова, Н. Н. Гражданское право [Текст] : учеб. пособие длявузов / Н. Н. Агафонова, Т. В. Богачева, Л. И. Глушкова ; под. общ. Ред. А. Г. Калпина ; авт. вступ. ст. Н. Н. Поливаев ; М-во общ. и проф. образования РФ, Моск. гос. юрид. акад. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2002. – 542 с. ; 22 см. – ( Institutiones ; т. 221). – Библиогр.: с.530–540. – 50000 экз. – ISBN 5-7975-0223-2 (в пер.).

Бахвалов, Н. С. Численные методы [Текст] : учеб. пособие для физ.-мат. специальностей вузов / Н. С. Бахвалов, Н. П. Жидков, Г. М. Кобельков ; под общ. ред. Н. И. Тихонова. – 2-е изд. – М. : Физматлит : Лаб. базовых знаний ; СПб. : Нев. диалект, 2002. – 630 с. : ил. ; 25 см. – (Технический университет. Математика). – Библиогр.: с. 622–626. – Предм. указ.: с. 627–630. – 30000 экз. – ISBN 5-93208-043-4 (в пер.). ГОСТ 7.1-2003 144

Российская Федерация. Президент (2000– ; В. В. Путин). Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [Текст] : (о положении в стране и основных направлениях внутр. и внеш. политики государства). – М. : [б. и.], 2001. –

46, [1] с. ; 20 см. – 47000 экз.

7. Проверка реферата осуществляется:

- научным руководителем аспиранта (первичная экспертиза). На проверенном реферате должна быть виза научного руководителя аспиранта;

- рецензентом – специалистом профильной кафедры или прошедшим повышение квалификации по дисциплине «История и философия науки», который представляет короткую рецензию на реферат и выставляет оценки по системе «зачтено-незачтено».

8. Проверенный реферат с рецензией и оценкой «зачтено» сдается в отдел аспирантуры за две недели до проведения кандидатского экзамена.

9. При наличии оценки «зачтено» аспирант допускается к сдаче кандидатского экзамена по истории и философии науки.

10. В состав комиссии по приему экзамена по истории и философии науки включаются специалисты, обеспечивающие реализацию данной дисциплины, а так же специалисты профильной кафедры, прошедшие повышение квалификации по дисциплине «История и философия науки».

11. Кандидатский экзамен по истории и философии науки сдается по программам, утвержденным приказом Минобразования России от 17.02.2004 № 695, по соответствующей отрасли науки согласно действующей Номенклатуре специальностей научных работников.

В протоколе приема кандидатского экзамена по истории и философии науки указываются:

- наименование отрасли науки;

- тема реферата по истории соответствующей отрасли науки.

При смене отрасли науки, по которой подготавливалось диссертационное исследование, осуществляется пересдача кандидатского экзамена по истории и философии науки.

Продолжение приложения 1

Образец титульного листа реферата по истории и философии науки

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Кафедра «Финансы и кредит»

Максимов Алексей Петрович

РАЗВИТИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ

В ХХ ВЕКЕ

Реферат по общенаучной дисциплине

«История и философия науки» («История науки»)

История экономических учений

Тема утверждена приказом №__ от «__»______200_ г.

Научный руководитель

ученая степень, ученое звание

инициалы, фамилия

___________________________

(личная подпись научного руководителя)

Рецензент

ученая степень, ученое звание

инициалы, фамилия

___________________________

(оценка: «зачтено-незачтено»)

___________________________

(личная подпись рецензента)

г. Хабаровск, 200__

Продолжение приложения 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРОТОКОЛ

экспертизы реферата по истории отрасли науки, выполненного аспирантом (соискателем)

(Фамилия, имя, отчество)

по научной специальности:

(Шифр и наименование научной специальности)

Тема реферата (Утверждена приказом №__________ от «____»____________ 200__ г.):

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Заключение научного руководителя:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный руководитель _______________________________________________________

(Ученая степень, ученое звание, должность, фамилия, И.О.)

Подпись ___________________

«____» ________ 200__ г.

Заключение специалиста по истории отрасли науки:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговая оценка ____________________________________________________________

Специалист по истории отрасли науки __________________________________________

(Ученая степень, ученое звание, должность, фамилия, И.О.)

Подпись ___________________

«____» ________ 200__ г.

Приложение 2

Порядок проведения кандидатского экзамена

по иностранному языку

1. Основной целью изучения иностранного языка аспирантами (соискателями) всех специальностей является достижение практического владения языком, позволяющего использовать его в научной работе. Практическое владение иностранным языком предполагает наличие таких умений в различных видах речевой коммуникации, которые дают возможность:

- свободно читать оригинальную литературу на иностранном языке в соответствующей отрасли знаний;

- оформлять извлеченную из иностранных источников информацию в виде перевода или резюме;

- делать сообщения и доклады на иностранном языке на темы, связанные с научной работой аспиранта (соискателя);

- вести беседу по специальности.

Общий объем литературы за полный курс по всем видам работ должен составлять примерно 240-300 страниц.

Формой отчета является реферат на русском языке или выполнение перевода одной из частей оригинального текста с приложением копии оригинала.

Реферат по иностранному языку или выполненный перевод объемом до 25 страниц сдается в отдел аспирантуры за 15 дней до проведения экзамена.

2. Структура и содержание кандидатского экзамена.

Кандидатский экзамен по иностранному языку проводится в два этапа:

- на первом этапе аспирантом (соискателем) выполняется письменный перевод научного текста по специальности на языке обучения. Объем текста – 15000 печатных знаков. В качестве источников используются оригинальная монографическая и периодическая литература по тематике широкого профиля вуза, по узкой специальности аспиранта (соискателя) и статьи из газет и журналов, издаваемых за рубежом.

Успешное выполнение письменного перевода является условием допуска ко второму этапу экзамена. Качество перевода по зачетной системе.

- второй этап экзамена проводится в письменной и устной форме и включает в себя следующие задания:

- письменный перевод оригинального текста по узкой специальности со словарем объемом 2500-3000 п.з. Время на подготовку перевода 60 минут. Форма проверки – чтение текста на иностранном языке вслух (выборочно) и проверка выполненного перевода. После перевода отвечающий дает критическую оценку текста (на иностранном языку). Если сдающий экзамен выполнил менее 65% перевода, он получает неудовлетворительную оценку;

- ознакомительное чтение текста по специальности на иностранном языке объемом 1600-2000 п.з. Форма проверки – краткое изложение текста на иностранном языке. Время подготовки 5-7 минут;

- краткое изложение на иностранном языке содержания статьи общественно-политического, социально-экономического или культуроведческого характера объемом 1600-2000 п.з. Время подгтовки 10-15 минут;

- участие в беседе на иностранном языке по предложенной профессиональной, социальной или культурной тематике.

Комиссия по приму кандидатского экзамена организуется под председательством ректора, (проректора) академии. За 10 дней до его проведения кафедра русского и иностранных языков дает представление в отдел аспирантуры о членах приемной комиссии из числа высококвалифицированных научных кадров, включая научных руководителей аспирантов.

Комиссия правомочна принимать кандидатские экзамены, если в ее заседании участвуют не менее двух специалистов по профилю принимаемого экзамена, в том числе один доктор наук.

Образец титульного листа реферата по иностранному языку

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Реферат (перевод) по иностранному языку на тему:

__________________________________________________________________________________________

(тема реферата)

аспиранта (соискателя), проходящего подготовку к кандидатскому экзамену

по _______________________ языку

по научной специальности:

(шифр и наименование научной специальности)

Выполнил: ________________

(Ф.И.О.)

Проверил: ____________________

«___»______________200__ г.

Оценка ______________

(зачтено, незачтено)

Хабаровск, 200__

Приложение 3

Порядок проведения

экзамена по специальности

1. Кандидатские экзамены являются составной частью аттестации научных и научно-педагогических кадров. Цель экзамена – установить глубину профессиональных знаний соискателя ученой степени, уровень его подготовленности к самостоятельной научно-исследовательской работе.

Сдача кандидатских экзаменов обязательна для присуждения ученой степени кандидата наук.

2. Кандидатский экзамен по специальным дисциплинам сдается по программам, состоящим из двух частей:

- типовой программы – минимум по специальности, утвержденной приказом Минобразования России от 17.02.2004 № 697 (а также дополнения к программе, разрабатываемого соответствующей кафедрой академии и утверждаемого Ученым советом на 3 года). В программе учтены последние достижения в данной отрасли науки, новейшая отечественная и зарубежная литература, а также справочно-информационные издания соответствующей тематики.

3. Комиссии по приему кандидатских экзаменов по специальным дисциплинам организуются под председательством ректора (проректора) академии. Члены приемной комиссии назначаются ее председателем из числа высококвалифицированных научно-педагогических и научных кадров, включая научных руководителей аспирантов. Комиссия правомочна принимать кандидатские экзамены, если в заседании участвуют не менее двух специалистов по профилю принимаемого экзамена, в том числе один доктор наук.

При приеме кандидатских экзаменов могут присутствовать члены соответствующего диссертационного совета, представители Министерства образования Хабаровского края.

4. Кандидатские экзамены принимаются два раза в год: апрель и ноябрь.

5. Кандидатские экзамены проводятся по усмотрению экзаменационной комиссии по билетам или без билетов. Для подготовки ответа соискателю ученой степени секретарь комиссии выдает экзаменационные листы, которые хранятся после приема экзамена в течение года в отделе аспирантуры.

6. На каждого соискателя ученой степени секретарь приемной комиссии заполняет протокол приема кандидатского экзамена, в который вносятся вопросы билетов и вопросы, заданные соискателю членами комиссии.

7. Уровень знаний соискателя ученой степени оцениваются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

8. Протокол приема кандидатского экзамена подписывается членами и секретарем комиссии, которые присутствовали на экзамене, с указанием их ученой степени, ученого звания, занимаемой должности и специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников.

9. В случае получения соискателем оценки «неудовлетворительно» повторная сдача кандидатского экзамена разрешается не ранее чем через 6 месяцев.

10. Прием кандидатского экзамена по специальности проводится при наличии следующих материалов:

- выписки из протокола заседания Научного совета академии об утверждении темы кандидатской диссертации;

- ведомости с оценкой о сдаче спецкурсов по специальности;

- программы кандидатского экзамена, утвержденной Ученым советом академии;

- перечня проблем, выносимых на кандидатский экзамен;

- материалов диссертации по теме исследования (план содержания диссертации, концепция).

Приложение 4

Порядок утверждения тем кандидатских диссертаций

1. Темы диссертаций рассматриваются на заседаниях кафедр, за которыми закреплены научные специальности в течение первого года обучения и утверждаются Научным советом вуза.

2. Выписка из протокола заседания кафедры представляются в отдел аспирантуры за неделю до заседания Научного совета академии.

ОБРАЗЕЦ

выписки из протокола заседания кафедры

по соответствующей специальности

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дальневосточная академия

государственной службы

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА

00.00.0000 № 00

г. Хабаровск

заседания кафедры (наименование кафедры) по соответствующей научной специальности.

Председатель – (инициалы, фамилия)

Секретарь – (инициалы, фамилия)

Присутствовали: (перечисляются инициалы, фамилии присутствующих)

ПОВЕСТКА ДНЯ:

Об утверждении темы аспиранта очного (заочного) обучения (инициалы, фамилия) «(название темы)» по специальности (шифр и название специальности) на соискание ученой степени кандидата (отрасль) наук.

Научный руководитель (ученая степень, ученое звание, инициалы, фамилия).

СЛУШАЛИ: (инициалы, фамилия) об утверждении темы аспиранта очного (заочного) обучения (инициалы, фамилия) «(название темы)» по специальности (шифр и название специальности) на соискание ученой степени кандидата (отрасль) наук.

ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ:

- научная актуальность исследования

- степень изученности темы

- предмет и задачи исследования

- новизна работы:

- какую проблему решает

- источниковедческая база работы

- значение выполняемого исследования при современном состоянии научных знаний и для их дальнейшего развития

- практическое применение результатов исследования

ВЫСТУПИЛИ:*

ПОСТАНОВИЛИ:

Рекомендовать к утверждению на Научном совете ДВАГС тему аспиранта очного (заочного) обучения (инициалы, фамилия) «(название темы)» по специальности (шифр и название специальности) на соискание ученой степени кандидата (отрасль) наук.

Научный руководитель (ученая степень, ученое звание, инициалы, фамилия).

Председатель Личная подпись Инициалы, фамилия

Секретарь Личная подпись Инициалы, фамилия

Приложение 5

Аттестация аспирантов и соискателей

1. Аттестация является обязательной формой отчетности аспирантов очной и заочной форм обучения, соискателей.

2. Аттестация проводится ежегодно в сентябре месяце.

3. Индивидуальный план и развернутый отчет о выполненной за год работе над диссертацией представляется в отдел аспирантуры до 10 июня. Аспиранты-выпускники предоставляют развернутый отчет за весь период обучения в отдел аспирантуры в эти же сроки.

4. Кафедры могут проводить промежуточную аттестацию аспирантов во время учебного года по своему усмотрению. Документы о промежуточной аттестации аспирантов предоставляются в отдел аспирантуры не позднее чем через две недели после ее прохождения.

5. По результатам работы аспирантов третьего года очной, четвертого года заочной форм обучения, соискателя второго года обучения предоставляет в отдел аспирантуры итоговую аттестацию научный руководитель до 15 июня на каждого аспиранта, соискателя.

6. Аспиранты, не прошедшие аттестацию, отчисляются из аспирантуры на основании выписки из решения кафедры.

7. Для планирования обучения и ежегодной аттестации в аспирантуре ДВАГС рекомендуется:

Форма обучения

Результаты обучения на конец года

I год

II год

III год

IV год

1

2

3

4

5


Очная

1. Подготовка и сдача кандидатских экзаменов по иностранному языку и истории

1. Готовая рукопись диссертации.

2. Не менее 2-х публикаций.

3. Подготовка

1. Сдача кандидатского экзамена по специальности

2. Внедрение результатов

1

2

3

4

5

и философии науки.

2. Не менее 1 публикации.

3. Защита темы и концепции исследования.

4. Возможность освоения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»

по графику рабочего учебного плана.

4. Апробация результатов исследования (участие в научных конференциях).

исследования.

3. Апробация результатов исследования.

4. Предзащита

5. Представление в диссертационный совет.

6. Защита.


Заочная

1. Подготовка и сдача кандидатских экзаменов по иностранному языку и истории и философии науки.

2. Не менее 1 публикации.

3. Защита темы и концепции исследования.

Возможность освоения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы

1.I, II главы диссертации.

2. Не менее 2-х публикаций.

3. Учебная подготовка и сдача кандидатского экзамена по специальности.

4.

Апробация результатов исследования.

1. Готовая рукопись диссертации.

2. Сдача кандидатского экзамена по специальности.

3. Апробация результатов исследования (участие в конференциях).

4. Внедрение результатов исследования.

1. Предзащита.

2. Представление в диссертационный совет.

3. Защита.


Соискатель

(кандидатские экзамены по истории и философии науки)

1. Защита темы и концепции исследования.

2. I, II главы диссертации.

3. Не менее 2-х публикаций.

4. Сдача кандидатского экзамена по специальности.

1. Готовая рукопись диссертации.

2. Апробация и внедрение результатов исследования

3. Предзащита.

4. Представление в диссертационный совет.

5. Защита.

К Приложению 5

АТТЕСТАЦИЯ АСПИРАНТА / СОИСКАТЕЛЯ

за ___ год подготовки (200__ / __ учебный год)

Фамилия, имя, отчество ________________________________________

Специальность _______________________________________________

Научный руководитель_________________________________________

ОТЧЕТ О РАБОТЕ АСПИРАНТА

I. Образовательная подготовка. Экзамены.

1. Кандидатские экзамены:

Наименование дисциплины

Дата

Оценка

2. Специальные дисциплины, в том числе дисциплины по выбору:

Наименование дисциплины

Дата

Оценка

3. Факультативные дисциплины:

Наименование дисциплины

Дата

Оценка

II. Научно-исследовательская подготовка.

1. Опубликованы работы:

(Авторы. Название. // Сборник. – Город: Издательство, Год. – Страницы.)

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

2. Участие в конференциях, семинарах, конкурсах

(Название, уровень – международная, всероссийская, региональная , место проведения, время проведения, место/диплом)

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

3. Участие в грантах, получение именных стипендий и премий, инновации

____________________________________________________________

____________________________________________________________

4. Учебно-методическая и педагогическая работа (дисциплины, часы) :

____________________________________________________________

____________________________________________________________

5. Работа над диссертацией:

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Аспирант _____________________________«___» ____________ 200__ г.

АТТЕСТАЦИЯ

Аттестация аспиранта научным руководителем: ____________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

«___» ____________ 200__ г. Научный руководитель _____________

Заключение кафедры: __________________________________________

(переведен на следующий год обучения / неаттестован и отчислен)

____________________________________________________________

протокол № ___ от «___» ________ 200__ г. Зав. кафедрой ______________

приказ № ___ от «___» ________ 200__ г. Нач. отдела аспирантуры ______

К Приложению 5

Утверждаю

Проректор по научной работе

__________Н.М. Байков

«___» __________ 200__ г.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ АСПИРАНТА

третьего года очной и четвертого года заочной форм обучения

Аспирант ____________________________________________________

Сдал кандидатские экзамены: Иностранный язык ( _________________ )

с оценкой «___» ____________ 200__ г.

Философия (история и философия науки)

с оценкой «___» ____________ 200__ г.

Спецдисциплина (_____________________________________________ )

с оценкой «___» ____________ 200__ г.

Диссертация на тему___________________________________________

____________________________________________________________

по специальности _____________________________________________

____________________________________________________________

· прошла предварительное рассмотрение на кафедре

____________________________________________________________

протокол № ___ от «___» ________ 200__ г. Зав. кафедрой ______________

· представлена к защите в специализированном совете ___________

защита состоится «___» ____________ 200__ г.

· защищена в специализированном совете «___» ____________ 200__ г.

«___» ____________ 200__ г. Научный руководитель ______________

«___» ____________ 200__ г. Начальник отдела аспирантуры ________


* Раскрыть содержание выступления

Скачать архив с текстом документа