Методические рекомендации для учителя Управление презентацией, номер слайда Методические рекомендации для учителя, содержание презентации
СОДЕРЖАНИЕ: Некоторые учащиеся готовят индивидуальные домашние задания: художественный пересказ мифовГЕРОИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Требования к уровню подготовки учащихся
1) Знать имена героев Древней Греции, их подвиги, афоризмы, связанные с ними
2) Уметь художественно пересказывать мифы Древней Греции о героях
Предварительное домашнее задание
Некоторые учащиеся готовят индивидуальные домашние задания: художественный пересказ мифов:
1) Как Зевс наказал Прометея
2) Рассказ о Персее по плану:
1. Рождение Персея
2. Персей и Медуза Горгона
3. Персей и Андромеда
3) Миф о Тантале
4) Миф о Сизифе
5) Миф о Ниобее
6) Тесей и Минотавр
7) Орфей в царстве Аида
Методические рекомендации для учителя
Управление презентацией, номер слайда |
Методические рекомендации для учителя, содержание презентации |
Слайд 1 |
Титульный слайд Учащиеся записывают тему урока |
Слайд 2 |
Проверка домашнего задания · Что называется мифом? · Чем отличаются миф и легенда?? · Что называется легендой? · Что общего между мифом и легендой? Учащиеся по вариантам отвечают на вопросы. На работу отводится максимум 5 минут |
Слайд 3 Данный слайд можно скрыть |
Учитель сообщает ребятам цели урока · Цели урока: · Познакомиться с героями Древней Греции и с произведениями искусства, их изображающие · Узнать, что такое афоризм · Познакомиться с афоризмами из мифов Древней Греции |
Слайд 4 |
Слово учителя: Древняя Греция – это страна прекрасных телом и душой людей. Они были необыкновенно мужественны, прославляли себя не только произведениями искусства, но и подвигами. Поэтому мифы Древней Греции рассказывают не только о богах, но и о героях. Герои часто сами попадали в сонм богов, как Геракл. Их наравне с богами воспевали в эпосе, драматургии, изображали на вазах, ваяли в скульптуре. С особо прославившимися мы сегодня и познакомимся. Одним из любимейших героев стал Прометей. Это титан, пожертвовавший собой на благо людей. Богоборец, защитник людей, добывший для них огонь с неба и научивший их различным ремёслам и искусствам. Зевс жестоко наказал Прометея за его противодействие. Послушайте, как Зевс наказал Прометея Художественный пересказ мифа Теперь любого человека, пожертвовавшего собой во имя других людей, можно назвать Прометеем. |
Слайд 5 |
Слово учителя: На небе есть созвездия Персея, Андромеды, Кассиопеи, Кифея и Кита. Все эти созвездья получили свои названия по именам героев мифа о Персее. У Рубенса есть знаменитое полотно – «Персей и Андромеда» Щелчок мышью – исчезает репродукция, появляется заголовок, далее по щелчку появляются необходимые для беседы объекты. Беседа: · Расскажите, как родился Персей · Как выглядит Медуза горгона? · Кто и как помог Персею справиться с медузой? · Расскажите, какой миф изображён на картине «Персей и Андромеда» |
Слайд 6 Слайд работает по щелчку, появляются нужные для работы объекты |
Данный слайд объясняет значение слова «афоризм». Ребята записывают определение в тетрадь, а также значение афоризмов «сизифов труд» и «танталовы муки». · Афоризм – крылатое выражение, взятое из литературного произведения · Сизифов труд – бесполезный и вечный труд · Откуда произошло это выражение? Художественный пересказ мифа о Сизифе · Танталовы муки – нестерпимые муки, близость и невозможность чего-то достичь · Откуда произошло это выражение? |
Слайд 7 |
Художественный пересказ мифа о Тантале |
Слайд 8 |
Беседа по вопросам: · Расскажите о Ниобее и о происхождении выражения «слёзы Ниобеи» · Слёзы Ниобеи – нескончаемое, неутешное горе Учащиеся записывают значение афоризма в тетрадь |
Слайд 9 |
Слово учителя Был в Древней Греции и ещё один знаменитый герой. Он почитался как создатель Афин · Сегодня мы послушаем миф о Тесее, в котором рассказывается, как он победил Минотавра · Нить Ариадны – путеводная нить Учащиеся записывают значение афоризма в тетрадь |
Слайд 10 |
Слово учителя: Сладкозвучный Орфей настолько прекрасно пел и играл на кифаре, что скалы двигались, чтобы его лучше слышать. Более всего на свете он любил свою жену Эвридику. Но однажды её ужалила змея, и она умерла. Долго оплакивал её Орфей, пока не решился спуститься за ней в царство мрачного Аида. Что же из этого получилось, мы сейчас послушаем Художественный пересказ мифа |
Слайд 11 |
Слово учителя: Очень интересным и сложным является угадывание значения мифологических образов. Ведь никто нам не может рассказать, что имел в виду автор древнего мифа. Расскажите миф об Орфее и Эвридике Художественный пересказ мифа |
Слайд 12 |
Попробуем поразмыслить над мифом о великом певце. · Укус змеи… Почему именно это животное приносит гибель Эвридике? С библейским Змеем, видимо, не связано. Змея - пресмыкающееся, земное животное, и возможно, она противопоставлена певцу, небесному, божественному. Земля возвращает себе свое. Если переводить на обыденный язык этот миф, то поэт может сколько угодно воспевать любимую, но и он не в силах изменить природу и те связи, которые определяют земную жизнь. · Почему нельзя оглядываться назад? А. Поэт всегда одинок. Его песня имеет силу, пока он одинок. Оглядка - призыв разделить его восторг, и песня теряет свою силу. Ее не поют все вместе. Б. Поэтическая душа никогда не останавливается, остановка значит смерть. В. Надо верить богам, а он усомнился: оглянулся, чтобы удостовериться. Г. Нет связи между мертвыми и живыми. Д. Поэт ни с кем не может разделить свои восторги и открытия. Смерть Эвридики означает невозможность вечной любви. Е. То есть, она никогда не станет частью его мира, мира кипящего солнца поэзии. · Почему оглянулся Орфей? Орфей нарушает условие, потому что поэт, даже гений, - все-таки остается человеком и не в силах совместить разные миры. · Почему у Орфея именно такая смерть, почему его растерзали менады?[1] Потому что мир земной не может вынести красоты - она божественна. |
Слайд 13 Содержит вопросы викторины, проверяющей усвоение материала урока. Вопросы появляются по клику мыши. Отвечает на вопрос первый поднявший руку. |
· Чем прославился Прометей? · Кого из героев Древней Греции вы знаете? · Какой подвиг совершил Тесей? · Какие подвиги совершил Персей? · Что значит афоризм «сизифов труд»? · Что значит афоризм «танталовы муки»? · Что значит афоризм «нить Ариадны»? · Чем прославился Орфей? |
Слайд 14 Слайд содержит домашнее задание |
· Выучить определение афоризма · Выучить, что обозначают афоризмы и их происхождение · Знать содержание «Илиады» Гомера |
Слайд 15 (скрыт) |
Содержит ссылки на источники |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Уроки Кирилла и Мефодия. Литература. 5-6 класс
- Рубенс «Персей и Андромеда» http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000009/pic/000021.jpg
- Ниобея http://ugabuga.ru/files/monsters/grek_mif/nioba.jpg
- http://newmif.ru/u/dd/mif/40/foto.jpg Ниоба
- Орфей, деталь мозаики http://img.moskva.fm/uimg/stations/source/ff/ffa7d40bd9de39cdb0f57d26521418a6.jpeg
- Гомер. Илиада. М.: «Правда», 1984
- Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения, 1957
- Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. – М.: «Правда», 1987
[1] Интерпретация мифа взята с диска «Уроки Кирилла и Мефодия. Литература. 5-6 класс»