Методические рекомендации для учителя Управление презентацией, номер слайда Методические рекомендации для учителя, содержание презентации

СОДЕРЖАНИЕ: Некоторые учащиеся готовят индивидуальные домашние задания: художественный пересказ мифов

ГЕРОИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран

Требования к уровню подготовки учащихся

1) Знать имена героев Древней Греции, их подвиги, афоризмы, связанные с ними

2) Уметь художественно пересказывать мифы Древней Греции о героях

Предварительное домашнее задание

Некоторые учащиеся готовят индивидуальные домашние задания: художественный пересказ мифов:

1) Как Зевс наказал Прометея

2) Рассказ о Персее по плану:

1. Рождение Персея

2. Персей и Медуза Горгона

3. Персей и Андромеда

3) Миф о Тантале

4) Миф о Сизифе

5) Миф о Ниобее

6) Тесей и Минотавр

7) Орфей в царстве Аида

Методические рекомендации для учителя

Управление презентацией, номер слайда

Методические рекомендации для учителя, содержание презентации

Слайд 1

Титульный слайд

Учащиеся записывают тему урока

Слайд 2

Проверка домашнего задания
Письменный опрос

· Что называется мифом?

· Чем отличаются миф и легенда??

· Что называется легендой?

· Что общего между мифом и легендой?

Учащиеся по вариантам отвечают на вопросы. На работу отводится максимум 5 минут

Слайд 3

Данный слайд можно скрыть

Учитель сообщает ребятам цели урока

· Цели урока:

· Познакомиться с героями Древней Греции и с произведениями искусства, их изображающие

· Узнать, что такое афоризм

· Познакомиться с афоризмами из мифов Древней Греции

Слайд 4

Слово учителя:

Древняя Греция – это страна прекрасных телом и душой людей. Они были необыкновенно мужественны, прославляли себя не только произведениями искусства, но и подвигами. Поэтому мифы Древней Греции рассказывают не только о богах, но и о героях. Герои часто сами попадали в сонм богов, как Геракл. Их наравне с богами воспевали в эпосе, драматургии, изображали на вазах, ваяли в скульптуре. С особо прославившимися мы сегодня и познакомимся.

Одним из любимейших героев стал Прометей. Это титан, пожертвовавший собой на благо людей. Богоборец, защитник людей, добывший для них огонь с неба и научивший их различным ремёслам и искусствам. Зевс жестоко наказал Прометея за его противодействие.

Послушайте, как Зевс наказал Прометея

Художественный пересказ мифа

Теперь любого человека, пожертвовавшего собой во имя других людей, можно назвать Прометеем.

Слайд 5

Слово учителя:

На небе есть созвездия Персея, Андромеды, Кассиопеи, Кифея и Кита. Все эти созвездья получили свои названия по именам героев мифа о Персее. У Рубенса есть знаменитое полотно – «Персей и Андромеда»

Щелчок мышью – исчезает репродукция, появляется заголовок, далее по щелчку появляются необходимые для беседы объекты.

Беседа:

· Расскажите, как родился Персей

· Как выглядит Медуза горгона?

· Кто и как помог Персею справиться с медузой?

· Расскажите, какой миф изображён на картине «Персей и Андромеда»

Слайд 6

Слайд работает по щелчку, появляются нужные для работы объекты

Данный слайд объясняет значение слова «афоризм». Ребята записывают определение в тетрадь, а также значение афоризмов «сизифов труд» и «танталовы муки».

· Афоризм – крылатое выражение, взятое из литературного произведения

· Сизифов труд – бесполезный и вечный труд

· Откуда произошло это выражение?

Художественный пересказ мифа о Сизифе

· Танталовы муки – нестерпимые муки, близость и невозможность чего-то достичь

· Откуда произошло это выражение?

Слайд 7

Художественный пересказ мифа о Тантале

Слайд 8

Беседа по вопросам:

· Расскажите о Ниобее и о происхождении выражения «слёзы Ниобеи»

· Слёзы Ниобеи – нескончаемое, неутешное горе

Учащиеся записывают значение афоризма в тетрадь

Слайд 9

Слово учителя

Был в Древней Греции и ещё один знаменитый герой. Он почитался как создатель Афин

· Сегодня мы послушаем миф о Тесее, в котором рассказывается, как он победил Минотавра

· Нить Ариадны – путеводная нить

Учащиеся записывают значение афоризма в тетрадь

Слайд 10

Слово учителя:

Сладкозвучный Орфей настолько прекрасно пел и играл на кифаре, что скалы двигались, чтобы его лучше слышать. Более всего на свете он любил свою жену Эвридику. Но однажды её ужалила змея, и она умерла. Долго оплакивал её Орфей, пока не решился спуститься за ней в царство мрачного Аида.

Что же из этого получилось, мы сейчас послушаем

Художественный пересказ мифа

Слайд 11

Слово учителя:

Очень интересным и сложным является угадывание значения мифологических образов. Ведь никто нам не может рассказать, что имел в виду автор древнего мифа.

Расскажите миф об Орфее и Эвридике

Художественный пересказ мифа

Слайд 12

Попробуем поразмыслить над мифом о великом певце.

· Укус змеи… Почему именно это животное приносит гибель Эвридике?

С библейским Змеем, видимо, не связано. Змея - пресмыкающееся, земное животное, и возможно, она противопоставлена певцу, небесному, божественному. Земля возвращает себе свое. Если переводить на обыденный язык этот миф, то поэт может сколько угодно воспевать любимую, но и он не в силах изменить природу и те связи, которые определяют земную жизнь.

· Почему нельзя оглядываться назад?

А. Поэт всегда одинок. Его песня имеет силу, пока он одинок. Оглядка - призыв разделить его восторг, и песня теряет свою силу. Ее не поют все вместе.

Б. Поэтическая душа никогда не останавливается, остановка значит смерть.

В. Надо верить богам, а он усомнился: оглянулся, чтобы удостовериться.

Г. Нет связи между мертвыми и живыми.

Д. Поэт ни с кем не может разделить свои восторги и открытия. Смерть Эвридики означает невозможность вечной любви.

Е. То есть, она никогда не станет частью его мира, мира кипящего солнца поэзии.

· Почему оглянулся Орфей?

Орфей нарушает условие, потому что поэт, даже гений, - все-таки остается человеком и не в силах совместить разные миры.

· Почему у Орфея именно такая смерть, почему его растерзали менады?[1]

Потому что мир земной не может вынести красоты - она божественна.

Слайд 13

Содержит вопросы викторины, проверяющей усвоение материала урока. Вопросы появляются по клику мыши. Отвечает на вопрос первый поднявший руку.

· Чем прославился Прометей?

· Кого из героев Древней Греции вы знаете?

· Какой подвиг совершил Тесей?

· Какие подвиги совершил Персей?

· Что значит афоризм «сизифов труд»?

· Что значит афоризм «танталовы муки»?

· Что значит афоризм «нить Ариадны»?

· Чем прославился Орфей?

Слайд 14

Слайд содержит домашнее задание

· Выучить определение афоризма

· Выучить, что обозначают афоризмы и их происхождение

· Знать содержание «Илиады» Гомера

Слайд 15 (скрыт)

Содержит ссылки на источники

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Уроки Кирилла и Мефодия. Литература. 5-6 класс
  2. Рубенс «Персей и Андромеда» http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000009/pic/000021.jpg
  3. Ниобея http://ugabuga.ru/files/monsters/grek_mif/nioba.jpg
  4. http://newmif.ru/u/dd/mif/40/foto.jpg Ниоба
  5. Орфей, деталь мозаики http://img.moskva.fm/uimg/stations/source/ff/ffa7d40bd9de39cdb0f57d26521418a6.jpeg
  6. Гомер. Илиада. М.: «Правда», 1984
  7. Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения, 1957
  8. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. – М.: «Правда», 1987


[1] Интерпретация мифа взята с диска «Уроки Кирилла и Мефодия. Литература. 5-6 класс»

Скачать архив с текстом документа