Совершенствования налоговой службы Республики Казахстан
СОДЕРЖАНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В РК 1.1 Структура и задачи органов налоговой службы 1.2 Права и обязанности органов налоговой службыСОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В РК
1.1 Структура и задачи органов налоговой службы
1.2 Права и обязанности органов налоговой службы
1.3 Стратегия развития налоговой службы
Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РК
2.1 Механизм проведения налогового контроля
2.2
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономические процессы, происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу. Реализация функций налогов, производится государством посредством издания соответствующих правовых норм.
Нормами налогового права обеспечивается контроль за полнотой и своевременной уплатой налогов, принудительное взимание в случае уклонения от уплаты, привлечение лиц, нарушающих налоговое законодательство, к установленной юридической ответственности. В этой связи важное значение приобретает создание и обеспечение работы всей налоговой структуры государства, и, в частности, налоговых органов. Без создания органов государственной налоговой службы невозможно обеспечить полноту, своевременность и законность сборов налогов и других обязательных платежей в бюджет. Органы государственной налоговой службы – важнейшее звено в обеспечении работы всего финансового рынка страны. Вышесказанное является подтверждением актуальности исследования.
Целью данного исследования является раскрытие системы и особенностей налоговой службы Республики Казахстан. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- осветить главные задачи и раскрыть структурные особенности
налоговой службы Республики Казахстан;
- определить права и обязанности органов
налоговой службы Республики Казахстан;
- рассмотреть механизм проведения налоговых проверок;
- указать наиболее перспективные пути совершенствования
налоговой службы Республики Казахстан.
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ В РК
1.1 Структура и задачи органов налоговой службы
Налоговая деятельность в Республике Казахстан связана с системой государственных органов, которые осуществляют взимание и сбор налогов, а также контроль в сфере налогообложения.
Органы налоговой службы состоят из налоговых органов и органов налоговой полиции. Налоговые органы состоят из уполномоченного государственного органа и территориальных налоговых органов. К территориальным налоговым органам относятся налоговые комитеты по областям, районам, городам и районам в городах.
Органы налоговой полиции состоят из Комитета налоговой полиции уполномоченного органа и территориальных органов налоговой полиции.
К территориальным органам налоговой полиции относятся управления налоговой полиции по областям, городам Астана и Алматы, межрайонные (региональные) отделы налоговой полиции или отделы налоговой полиции по районам, городам и районам в городах.
Территориальные органы налоговой службы подчиняются непосредственно по вертикали вышестоящему органу налоговой службы и не относятся к местным исполнительным органам.
Согласно Налоговому кодексу РК, местные исполнительные органы не входят в структуру налоговых органов, тем не менее, предусмотрено, что местные исполнительные органы могут осуществлять сбор налогов на имущество, транспортные средства, землю. К местным исполнительным органам относятся акиматы поселков, аулов, аульных и сельских округов. Местные исполнительные органы осуществляют сбор налогов в рамках своей компетенции, выдавая налогоплательщику квитанцию, которая является документом отчетности.
На налоговые органы возлагается задача по обеспечению полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов, а также по осуществлению налогового контроля за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств. На органы налоговой полиции возлагается задача по выявлению, пресечению и расследованию преступлений, с целью сокрытия или занижения доходов, уклонения от исполнения налоговых обязательств в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Конечно, основной задачей налоговой службы на всех уровнях является обеспечение доходной части бюджета. Однако нельзя развивать экономический и в частности, налоговый инструментарий с позиций одного дня. В настоящее время кризисные явления в экономике, спад производства и ухудшение финансового состояния предприятий тормозят развитие рыночной экономики, при этом происходит усугубление ситуации за счет проблемы неплатежей, постоянного роста объема дебиторской и кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов, что усложняет работу налоговой службы.
Налоговый комитет должен работать с позиции сопровождения налогоплательщиков: сначала крупных, затем средних и мелких, узнавая о нарастании проблем среди этих групп налогоплательщиков с целью предупреждения неуправляемости ситуацией, замыкающейся в конечном итоге на налоги и платежи в бюджет. Городским налоговым комитетам необходимо поддерживать связь с учреждениями банков, совместно отслеживать очередность соблюдения списания денежных средств со счетов предприятий и организаций и кассовой дисциплины в части своевременности сдачи наличных денег на расчетные счета в банке, устанавливать периодический и постоянный контроль, разработать и внедрить компьютерные программы автоматического отслеживания действий каждого банка по выполнению налоговых предписаний касательно средств на счетах недоимщиков и их дебиторов. Налоговый комитет имеет значительные возможности по взысканию задолженности с лиц, выехавших за пределы Республики Казахстан. В этом аспекте имеются более широкие возможности, вспомним известные факты с финансовыми пирамидами, Пенсионным фондом. Такая же фискальная политика требований, конечно, выходит за рамки Налогового комитета и требует соответственного правительственного решения по этому вопросу. Для облегчения практической работы на региональном уровне необходимы налоговый ликбез в виде буклетов «Гражданам о налогах», брошюры и др. Главное – постоянно взаимодействовать с налогоплательщиками, внимательно относится к их налоговым проблемам, строго соблюдать налоговое законодательство, повышать качество работы.
В условиях рыночных отношений возникает постоянная потребность изменений структуры областных налоговых комитетов. В настоящее время в каждом областном комитете без налоговой полиции числится в среднем
от 70 до 100 человек. При этом под их непосредственным контролем, как правило, находится незначительное количество налогоплательщиков. В этом аспекте возникает потребность переноса центра тяжести в работе комитета на районный уровень. Поэтому происходит бесконечное сокращение штатов, растет неуверенность работников в завтрашнем дне. В структуре областного аппарата налогового комитета необходимо не более 40-50 человек, максимально использовать компьютерные возможности.
И, наоборот, значительно увеличить численность районных подразделений, где сосредоточен основной объем работы с конкретными людьми и где приходится отвечать на вопросы, на которые никакой компьютер ответить пока не в состоянии. По мере просвещения налогоплательщиков и на этом уровне станет возможным замена архаичных расчетных функций теми же компьютерными программами, что в целом и наблюдалось в странах развитого рынка. Областной аппарат налогового комитета не должен заниматься частой проверкой низовых комитетов. Основным, приоритетным направлением в его работе должно стать оказание консультационно-методической и практической помощи низовым звеньям по законному применению налогового законодательства. Исключения могут быть лишь при проведении комплексных проверок организации контрольно-экономической работы, осуществляемой один раз в два года. Районные же подразделения налогового комитета не должны отвлекаться от выполнения своих основных функций.
1.2 Права и обязанности органов налоговой службы
Главной обязанностью налоговых органов является проведение контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. При осуществлении данной функции налоговые органы обязаны строго соблюдать законодательство о налогах и сборах, т. е. действия налоговых органов должны быть основаны на законах. Работники органов налоговой службы обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам и их представителям, соблюдать нормы служебного этикета, предъявлять налогоплательщику требования, основанные исключительно на положениях действующего налогового законодательства или иных нормативных актов.
Налоговые органы вправе:
разрабатывать и утверждать нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения;
в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налоговых обязательств;
осуществлять налоговый контроль;
производить у налогоплательщика проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исполнением налоговых обязательств;
требовать от налогоплательщика предоставление документов по исчислению и уплате (удержанию и перечислению) налогов и других обязательных платежей в бюджет по формам, установленным уполномоченным государственным органом, пояснений по их заполнению, а также документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды;
в ходе осуществления налоговой проверки производить у налогоплательщика изъятие документов, свидетельствующих о совершении налоговых нарушений, в случаях, когда есть основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты или заменены;
обследовать любые используемые для извлечения доходов объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, независимо от места их нахождения, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика (кроме жилых помещений);
применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств и взыскивать налоговую задолженность налогоплательщика в принудительном порядке;
налагать на налогоплательщика административные штрафы;
получать от налогоплательщика по перечню, утверждаемому правительством РК, информацию в виде электронных документов в порядке, установленном уполномоченным государственным органом;
по вопросам связанным с налогообложением проверяемого налогоплательщика, получать от банков или организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, сведения о наличии и номерах его банковских счетов, об остатках и движении денег на этих счетах с соблюдением установленных законодательными актами РК к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
косвенным методом определять налоговое обязательство налогоплательщика;
предъявлять в суды иски.
Налоговые органы обязаны:
соблюдать права налогоплательщика и защищать интересы государства;
осуществлять налоговый контроль за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств;
вести в установленном порядке учет налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, учет начисленных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет;
разъяснять порядок заполнения форм установленной налоговой отчетности;
проводить налоговую проверку строго по предписаниям;
соблюдать налоговую тайну;
вручать уведомление налогоплательщику по исполнению налоговых обязательств;
по заявлению налогоплательщика не позднее трехдневного срока предоставить выписку из его лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом по исполнению налоговых обязательств;
обеспечивать в течении 5 лет сохранность выдаваемых налогоплательщику копий квитанций, подтверждающих факт исполнения налоговых обязательств по уплате налогов и других платежей в бюджет;
осуществлять контроль за соблюдением порядка учета, хранения, оценки и реализации имущества, обращаемого в собственность государства, а также за полнотой и своевременностью поступления в бюджет денег от его реализации.
Налоговые органы при выявлении в ходе налоговой проверки фактов, позволяющих предполагать совершение преступления по сокрытию или занижению доходов, укрытию объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, иного уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, отнесенного законодательством к подследственности органов налоговой полиции, обязаны направить материалы в течении 3 рабочих дней со дня утверждения акта налоговой проверки для принятия процессуального решения в соответствии с законодательными актами.
1.3 Стратегия развития налоговой службы
1. Обеспечение полноты поступления налогов.
Данное стратегическое направление деятельности органов налоговой службы является приоритетным и для его реализации необходимо сконцентрировать акцент на следующих направлениях:
- повышение налоговой культуры: учитывая то, что перед государством стоит задача вхождения в 50 конкурентоспособных стран мира, уровень налоговой культуры развитых стран должен стать эталоном для дальнейшего развития казахстанского общества.
- увеличение эффективности налогового контроля: для достижения желаемых результатов от предпринимаемых мер по сокращению размеров теневой экономики и дисциплинирования налогоплательщиков по соблюдению налогового законодательства значимую роль в работе органов налоговой службы занимает эффективный налоговый контроль.
- упрощение налогового законодательства:для обеспечения полноты сбора налогов необходима оптимизация и упрощение действующей системы налогообложения
2. Обеспечение удовлетворенности общества деятельностью органов налоговой службы.
В настоящее время имеются проблемы в части налогового администрирования, выраженные в неудовлетворенности налогоплательщиков качеством оказания налоговых услуг и низкой информированности общества по вопросам налогового законодательства и исполнения налоговых обязательств. В связи с этим, возникает необходимость активизации работы по следующим направлениям:
- повышение информированности общества в налоговых вопросах: для достижения желаемых результатов от принимаемых мер и формирования позитивного имиджа налоговой службы необходимо постоянное взаимодействие с обществом через СМИ, семинары, круглые столы, издание брошюр и буклетов.
- повышение качества предоставляемых налоговых услуг: качество предоставляемых налоговых услуг должно соответствовать международным стандартам.
3. Построение высокоэффективной налоговой службы.
Данное стратегическое направление деятельности налоговой службы, нацеленное на совершенствование системы управления, является основой для достижения поставленных целей.
Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РК
2.1 Механизм проведения налогового контроля
2.2 Анализ состояния налогового контроля в г.Алматы на примере Ауэзовского Налогового Комитета.
Основной задачей выполнения контрольно-экономической работы Налогового Комитета Ауэзовского района г.Алматы является исполнение прогноза и увеличение доходной части государственного бюджета путем расширения налогооблагаемой базы и повышения качества налогового администрирования с использованием новых технологий, а именно внедрением всех информационных систем, разработанных на базе НК МФ РК.
По состоянию на 2008 года показал следующие результаты:
В Налоговом Управлении по Ауэзовскому району г. Алматы зарегистрировано 10 836 юридическое лицо, из них действующих 8175 или 75%. Бездействующих, потерявших связь с налоговым органом - 2569 или 23% Предприятия, объявленные банкротами - 92.
По сравнению с предыдущим периодом общее количество юридических лиц увеличилось на 235 предприятий, в том числе, вновь зарегистрированных 251, перешедших с других районов 100, ушедших в другие районы 77, Ликвидированы 42.
За 2008г всего прошло перерегистрацию в НК района из других районов и областей - 246 юридических лица, из них:
Перерегистрация юридических лиц в НК района за 2008год.
В свою очередь прошло перерегистрацию из НК района в другие районы и области - 169 юридических лиц, из них:
Перерегистрация юридических лиц из НК района за 2008год.
В НУ района всего зарегистрировано - 374223 физических лиц, из них за 2008г. всего зарегистрировано - 3462 НП, количество вновь зарегистрированных физических лиц составляет -2450 НП, пришедших - 1012 НП, ушедших - 779 НП, летальный исход - 8, признание недействительным РНН - 22 НП.
Контроль за поступлением налоговых и других обязательных поступлений в бюджет проводится налоговыми органами на основании данных ведомственной статистической отчетности «Срочный отчет о суммах поступлений налогов и других платежей в бюджет с предприятий, граждан по Республике Казахстан» (форма № 1-Н). По ее данным проводится анализ выполнения прогнозных поступлений по видам налогов и сборов, а также устанавливаются факторы, повлиявшие на невыполнение прогноза.
В целях обеспечения доходной части бюджета с начала 2008 год была проведена в Налоговом Управление по Ауэзовскому району целенаправленная работа в направлении обеспечения роста поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, осуществления полного учета субъектов предпринимательской деятельности, своевременного проведения проверок финансово - хозяйственной деятельности, сокращением и ликвидации недоимки.
В целях отражения контрольной работы налоговых органов республики введена отчетность формы 2-Н «свободный отчет о результатах контрольно-экономической работы налоговых управлений»
Динамика поступлений в бюджет по основным налогам за 2006- 2008 гг.
Диаграмма 1
Тыс. тенге
Справочно: согласно данным Ф№ 2-н.
В целях успешного обеспечения качественного исполнения годового плана прогнозных показателей проводилась планомерная, системная работа по улучшению налогового администрирования и по изысканию дополнительных резервов поступлений по налогам.
На увеличение доходной части бюджета района по налогам и другим обязательным платежам в бюджет оказало влияние отрицательная тенденция роста экономических показателей и обеспечение выполнения налоговых обязательств и платежей предприятиями обеспечили всего 25% всех поступлений, такими как: ТОО «Корпорация Базис-А», ОАО «Эл Джи Электроникс», ОАО Алаутрансгаз, ОАО ТК АХБК, которые включены в листинг предприятий, подлежащих республиканскому мониторингу, ОАО Алаутранссервис, ТОО Toyota Tsusho Kazakhstan Auto, подлежащих мониторингу регионального уровня, а также АО Электромонтаж.
Сравнительный анализ поступлений по основным налоговым платежам за период 2006-2008 год.
Таблица 1.
Тыс.тенге
Наименование налога, другого обязательного платежа и сбора
2006
2007
2008
Корпоративный подоходный налог
96737,0
922658,0
314112,0
Налог на добавленную стоимость
137845,0
668222,0
680706,0
Социальный налог
3503,0
4851,0
42673,0
Земельный налог
13940,0
14568,0
15270,0
Налог на имущество
417,0
5300,0
7472,0
Индивидуальный подоходный налог по доходам облагаемый у источников выплаты
4198,0
7213,0
4148,0
Индивидуальный подоходный налог по доходам не облагаемым у источников выплаты
10821,0
55949,0
64557,0
акцизы
210580,0
325467,0
342376,0
Рентный налог на экспортируемую сырую нефть
357551,0
345456,0
412760,0
Налоги и специальные платежи недропользователей
564738,0
614923,0
846530,0
Итого
1400453
2964834
2730923
Анализ поступлений по основным налоговым платежам за период 2006-2008 год.
Справочно: согласно данным Ф№ 2-н.
Рассмотрим:
Корпоративный подоходный налог.
По корпоративному подоходному налогу за 2008 года охвачено проверками 193 предприятий, нарушения установлены в 58% случаях. По результатам проверок из общего числа доначисленых налогов за отчетный период, доначислено по корпоративному подоходному налогу - 314 112,0 т.т., из них налогов - 73%, пени - 25%. Находится на обжаловании 1,5%, в том числе в вышестоящем налоговом органе -1%, в судебных органах - 0,5%. Взыскано в бюджет 19%, в том числе налогов - 83%, пени -17%. Списано задолженности - 0,3%. по ТОО «Сазгер», уменьшено судом в результате рассмотрения жалобы -3700.0 т.т.,
в 2007 года охвачено проверками 242 предприятий, нарушения установлены в 65% случаях. По результатам проверок из общего числа доначисленых налогов за отчетный период, доначислено по корпоративному подоходному налогу - 922658,0 т.т., из них налогов - 77%, пени -23%. Взыскано в бюджет 15%, в том числе налогов - 81%, пени - 9%. Задолженность на конец периода составил 85%. Уменьшен убыток на сумму 153857,0 т.т. Уменьшено налога на 294 т.т. Уменьшено по рассмотрению жалоб-1798,0т.т.,