Современная экологическая ситуация в РФ
СОДЕРЖАНИЕ: Современная экологическая ситуация в РФ. Участники парламентских слушаний, обсудив вопрос о современном состоянии экологии крупных городов и тенденциях его изменения в Российской Федерации, отмечают следующее:Современная экологическая ситуация в РФ.
Участники парламентских слушаний, обсудив вопрос о современном состоянии экологии крупных городов и тенденциях его изменения в Российской Федерации, отмечают следующее:
Россия относится к странам с высоким уровнем урбанизации: в 1999 году в 164 городах с населением свыше 100000 человек проживало 66,3 млн. жителей, что составляло 62% городского населения и более 45% всего населения страны.
Экологическое состояние урбанизированных территорий неразрывно связано с общей социально-экономической ситуацией в стране, реализацией государственной экологической, градостроительной и жилищной политики в современных условиях.
В настоящее время в Российской Федерации экологическая обстановка в крупных городах сохраняется напряженной, несмотря на общее снижение уровня производства во всех регионах страны. В городах с населением свыше 1млн. чел., включая Москву и Санкт - Петербург , экологическая напряженность остается высокой, а в городах Нижний Тагил, Магнитогорск, Новочеркасск, Братск близка к чрезвычайной.
Загрязнение атмосферы, источников питьевого водоснабжения, неудовлетворительное положение с обезвреживанием твердых бытовых и промышленных отходов и т.п. негативно сказывается на здоровье населения.
Проблемы оздоровления городской среды связаны как с работой жилищно-коммунального комплекса и уровнем благоустройства территории, так и с организацией всего городского хозяйства.
Важнейшей экологической проблемой крупных городов является загрязнение атмосферы, связанное, в основном, с работой транспорта, предприятий энергетического комплекса и других промышленных предприятий. Проверка, проведенная Генеральной прокуратурой Российской Федерации в ряде крупных городов, показала, что неэффективность государственного контроля за выбросами транспорта обусловлена, в основном, отсутствием необходимого финансирования. Так, в несколько раз занижено количество постов наблюдения, что значительно увеличивает погрешность результатов и не позволяет достоверно оценить состояние городской атмосферы в целом. Важным является необходимость регулярной проверки транспортных средств на соответствие выбросов техническим нормативам.
Необходимо ускорить рассмотрение и принятие законопроекта «Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта», в котором законодательно закрепить технические требования к двигателям (допустимое содержание загрязняющих веществ в отходящих газах) на стадии производства автомобилей, а также усилить контроль за их соблюдением автозаводами и юридическими и физическими лицами при эксплуатации автомобиля. В области экономического механизма обеспечения безопасности автомобильного транспорта целесообразно установление льгот при использовании природного газа в качестве моторного топлива.
Особого внимания заслуживают вопросы правового и нормативного обеспечения природоохранных требований при обосновании проектов градостроительства, прежде всего в районах с неблагоприятными метеоусловиями , повышенным уровнем загрязнения атмосферы и на особо охраняемых территориях. Сложившаяся на опасных предприятиях ситуация, осложненная прогрессирующим старением основных фондов, ставит под угрозу чрезвычайных ситуаций большие жилые массивы городов.
В крупных городах негативное воздействие общего состояния атмосферы усугубляется тем, что большинство горожан до 20-23 часов в сутки проводят в помещениях, в то время как общий уровень загрязнения внутри здания превосходит уровень загрязнения атмосферного воздуха в 1,5-4 раза.
Немаловажным фактором остается вопрос создания и поддержания в неприкосновенности территорий и состояния крупных зеленых массивов внутри городов. Необходима подготовка законопроекта о городских лесах.
Неблагоприятное положение с водообеспечением населения продолжает до настоящего времени оставаться угрозой национальной безопасности страны. Общая протяженность водопроводных сетей составляет в городах России 200,4 тыс.км., причем около 40% из них нуждаются в замене. Качество воды, подаваемой населению, определяется, прежде всего, тем, что 62% источников водоснабжения представляют собой поверхностные воды, которые в большей степени, чем подземные подвержены антропогенному загрязнению, особенно вблизи крупных городов. В г.Архангельске 100% отобранных проб не соответствовали санитарно-гигиеническим требованиям.
В районах санитарно-защитных зон водозаборных сооружений г.Москвы находятся около 300 животноводческих ферм.
Станции водоподготовки, построенные 20-30 лет назад, нуждаются в реконструкции, традиционное обеззараживание хлором приводит к образованию канцерогенных хлорорганических соединений.
Практически все крупные города имеют систему канализации и сооружения для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод. Мощность очистных систем канализации в городах составила в целом по стране 53,2 млн.куб. м в сутки. Однако через системы очистных сооружений проходят только 84% сточных вод, из которых лишь около 30% очищаются до установленных нормативов. Из работающих в настоящее время очистных сооружений 60% перегружены, а 38% требуют срочной реконструкции, поскольку эксплуатируются 20-30 лет, морально и физически устарели. Дефицит мощностей канализационных сооружений составляет 9 млн. куб. м в сутки. В тяжелом положении находятся канализационные сети – при общей протяженности в городах 90,5 тыс. км нуждаются в срочной замене 16,9 тыс. км из них.
Износ водопроводных и канализационных сетей требует замены не менее 5% в год, в то время как практически заменяется 1%. Из-за недостаточного финансирования объемы строительства и реконструкции водопроводных и канализационных сооружений постоянно снижаются. Так, в 1999 году, по сравнению с уровнем 1998 г., длина реконструированных водопроводных сетей снизилась на 37,2% , а канализационных – на 47,8%. Более 57% от всего числа аварий водопроводно-канализационных сетей происходит из-за их ветхости.
Сложившееся негативное состояние природоохранных объектов в крупных городах в сочетании с экономическими затруднениями требует использования новых подходов к решению экологических проблем. Одним из таких путей следует признать более широкую замену централизованных систем водоподготовки и водоочистки на локальные системы, которые при сохранении нормативных требований к воде позволят осуществлять постепенную инвестицию проводимых работ и исключить затраты на создание крупных водопроводных и канализационных сетей.
Объем твердых бытовых отходов в 1999 г. составил в городах и поселках 30 млн. т. Проблема экологической безопасности при санитарной очистке городов затрагивает все стадии обращения с твердыми бытовыми отходами (ТБО). Среднее по России расстояние для вызова ТБО составляет 20км, а в крупных городах возрастает до 45 км. Основным методом обращения с ТБО является их захоронение на полигонах, однако постепенное удаление полигонов от городов приводит к созданию массы несанкционированных свалок, которые становятся источником инфекционного и других видов загрязнений. Строительство мусороперерабатывающих заводов задерживается из-за отсутствия финансирования.
В последнее десятилетие одновременно с резким увеличением импортируемой продукции выросли объемы использованной упаковки – макулатуры, картона, пластмассы, цветного металла. В связи с этим примерно на 30% увеличились и продолжают расти объемы ТБО , которые практически не утилизируются из-за отсутствия соответствующих технологий и мощностей. Для решения этой проблемы за рубежом консолидируются усилия производителей упаковочных материалов и их потребителей, причем производители отчисляют определенный объем средств на разработку и внедрение новых технологий переработки использованной упаковки. Данная практика пока еще не нашла распространения в России.
В условиях явно недостаточного уровня финансирования природоохранных мероприятий особое значение приобретают федеральные целевые экологоориентированные программы комплексного характера, например, федеральная целевая программа «Возрождение Волги», отражающая интересы 38 субъектов Российской Федерации. Такие программы являются катализатором привлечения внимания и средств к решению приоритетных долговременных экологических проблем.
Существенное влияние на решение экологических проблем оказывает качество взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти и природоохранных служб. Постоянное реформирование управления как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, систематическое сокращение численности аппаратов природоохранных органов, недофинансирование их деятельности приводит к невыполнению возложенных на них функций и, в первую очередь, контроля в данной области.