Современная Россия
СОДЕРЖАНИЕ: Предпосылки и обстоятельства развития противостояния законодательной и исполнительной власти России осенью 1993 года. Политический кризис и смена государственного строя РФ. Современная Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.Контрольная работа
на тему: «Современная Россия»
План
Введение
1. Противостояние законодательной и исполнительной властей осенью 1993 г. Смена государственного строя
2. Современная Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации
3. Интеграционные процессы в СНГ. Россия в мировом сообществе в современных условиях
Заключение
Список литературы
Введение
Современная история как никогда характеризуется динамизмом, неравномерностью, противоречивостью социальных процессов.
Период с 1993 года до наших дней является, пожалуй, по значению для России, по драматизму произошедших событий, по мировому резонансу одним из важнейших исторических событий. За этот период произошли серьёзнейшие преобразования во всех областях нашей жизни. Да и наше время далеко от стабильности.
На очередном историческом переломе в России проявилось сочетание почти всех кризисов одновременно. Официальный отказ от марксистско-ленинской идеологии, переход страны от планово-социалистической к рыночной экономике сопровождались системным кризисом российского социума. Появилась необходимость рассмотрения и переосмысления собственного недавнего прошлого, без идеологической окраски, в контексте совершенно новой экономической и социальной ситуации в мире (глобализация, постиндустриальное общество, новые информационные технологии). Данные обстоятельствами и обусловлена актуальность темы настоящей работы.
Задача работы – проанализировать процесс становления и развития российской государственной власти в период с 1993 года по настоящее время, дать характеристику основных событий в политике и экономике за рассматриваемый период.
1. Противостояние законодательной и исполнительной властей осенью 1993 года. Смена государственного строя
В 1993 году вопросы, связанные с государственным устройством России, приобрели первостепенное значение. В конституциях России и автономных республик были осуществлены серьезные изменения: исключены из официального названия слова «советский» и «социалистический», введён институт президентства, учреждены двухпалатный Верховный Совет и Конституционный Суд, избирательная система приобрела демократический характер, расширились права местных органов власти. В тоже время разделение властей было проведено непоследовательно, в целом система власти сохранила многие черты прежней, советской системы. Советы, освобождённые от диктата КПСС, становились препятствием для исполнительной власти. Съезд народных депутатов России, а также сформированный из части народных депутатов Верховный Совет претендовал на роль главного центра власти. Наибольшую активность проявлял Верховный Совет.
Наибольшей степени остроты противостояние властей достигло в марте 1993 года, когда впервые был поставлен вопрос о недоверии президенту. 25 апреля состоялся всенародный референдум, в нём прияли участие 58% населения имеющего право голоса, из них лишь 62% заявили о доверии Президенту, что составило чуть больше четверти взрослого населения страны. Учитывая ситуацию, Б. Ельцин форсировал подготовку проекта новой Конституции РФ. Конституционное совещание в конце июня 1993 года одобрило проект Конституции России, в которой вводилась другая, не советская система органов власти. В итоге противостояние Президента и Верховного Совета усилилось. Руководство Верховного Совета высказалось за воссоздание СССР, свёртывание реформ, проводящихся методом «шоковой терапии», ограничение власти Президента и повышение роли Советов.
Острый политический кризис разразился 21 сентября 1993 года, когда Б.Н. Ельцин подписал указ о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета и о проведении в декабре 1993 года выборов в новый двухпалатный парламент, а также референдума о новой Конституции. Руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного суда признали этот указ неконституционным. Противостояние Верховного Совета и Президента РФ усилилось и стало столь жёстким, что в начале октября, приобрело вооружённую форму, появились жертвы (в те годы говорили, что погибло около 150 человек, на самом деле – больше 3 тысяч). Попытки урегулировать проблему мирным путём не имели успеха. Лидеры обеих сторон призывали население столицы поддержать их позиции. Б. Ельцин ввёл в столице чрезвычайное положение и санкционировал 4 октября «расстрел» Белого дома из танковых орудий, где оставался Верховный Совет. Б. Ельцину удалось разрешить кризис в свою пользу, но тяжёлой ценой. Вооружённые методы разрешения политического конфликта, человеческие жертвы стали тяжёлым грузом для сторонников реформ.
Стабилизация положения в стране после этих событий шла медленно и мучительно. Исторический смысл трагических событий октября 1993 года заключался в крушении Советов и советской власти, которые оставались после падения КПСС последним оплотом старой системы и барьером на пути либеральных экономических и демократических преобразований.
Новая Конституция была вынесена на всенародное обсуждение, а затем принята на референдуме 12 декабря 1993 года, который празднуется теперь как День России. В соответствии с новой Конституцией произошло разделение властей, на законодательную и исполнительную.
Законодательную власть стал представлять Парламент, другими словами, федеральное собрание, состоящее из двух палат. Совет Федерации – высшая палата – формировалась по принципу представительства субъектов Федерации. Регионы тогда представлялись губернаторами и президентами республик, а также председателями местных законодательных собраний, которые избирались населением. Вторая палата – Государственная Дума – избиралась населением. Первые выборы состоялись 12 декабря 1993 года и проходили по мажоритарной системе и по партийным спискам. Убедительную победу на выборах одержали коммунисты (Г. Зюганов). Партия «Выбор России» (реформаторы) Е. Гайдара заняла второе место, четверть голосов собрала ЛДПР во главе с В. Жириновским.
Исполнительная власть была представлена правительством, глава которого теперь утверждался Государственной Думой по представлению Президента. Таким образом, в результате принятия Конституции РФ 1993 года Россия стала президентской республикой. В руках Президента как главы Государства концентрировалась большая политическая власть: право распускать Парламент, принимать указы, приобретающие силу нормативных актов, являться Верховным главнокомандующим, руководить силовыми министерствами и Советом Безопасности.
Ситуация в стране улучшалась очень медленно. Бедность и откровенная нищета значительной части населения вызывали разочарование в идеалах либеральной демократии. Росла зависимость от внешних заимствований, цен на нефть и газ на мировом рынке. 16 июня 1996 года состоялись выборы Президента РФ – наиболее важное политическое событие в постсоветской России. Хотя поддержка Б. Ельцина в обществе значительно снизилась, в результате двух туров выборов, используя все доступные средства, он сумел обойти основного конкурента лидера КПРФ Г. Зюганова.
Сильное влияние на ситуацию в стране оказывали события в Чечне. Опасность сепаратистских тенденций в этом регионе в начале девяностых годов не была оценена в полной мере – возникла угроза дальнейшего распада страны. Федеральные войска, которые были направлены «для восстановления действия Российской Конституции на территории субъектов федерации» – Чеченской республики, не смогли овладеть ситуацией. Секретарь Совета Безопасности А. Лебедь, стремясь стабилизировать обстановку в Чечне, 31 августа 1996 года в Хасавюрте подписал с А. Масхадовым, избранным президентом Ичкерии, соглашение о прекращении конфликта. Это соглашение до сих пор вызывает споры и неоднозначные оценки. С одной стороны, война была остановлена, но с другой стороны, это соглашение означало фактическое признание самопровозглашённой Ичкерии. Эта двойственность породила новые попытки решить проблему вооружённым путём, которые затягивали узел, но не решали её. Выбранный президент республики не сумел овладеть рычагами власти, и вынужден был делить свои полномочия с главами тейпов и влиятельными полевыми командирами.
В течение второго срока активность президента в политике была невысокой (из-за проблем со здоровьем). Просчёты в приватизации, нарастание коррупции в госаппарате, острые социальные проблемы, сложная ситуация на Северном Кавказе обостряли политическую ситуацию. В высших эшелонах власти велась борьба, за кулисами которой стояли влиятельные группировки крупнейших промышленников и банкиров, лоббировавших свои интересы. Страну лихорадило от бесконечной смены премьер-министров. Обвал рубля в августе 1998 года, который вновь отбросил в нищету большинство населения, вызвал недовольство политикой власти, её неспособностью решить проблемы страны. Ельцину ничего не оставалось делать, кроме как успокоить общество, объявив о своей скорой отставке. Премьер-министр В.В. Путин был назначен исполняющим обязанности и рассматривался Ельциным, как преемник.
Построение новой модели международных отношений было для России очень болезненно. Во внешней политике РФ имела несколько направлений и задач:
1.Формирование многополюсной организации мирового военно-стратегического, экономического, идеологического и культурного пространства. Разрушение биполярной модели мира, существовавшей десятилетия, было главным, определяющим процессом в международных отношениях. Россия не могла больше играть роль мировой сверхдержавы подобно СССР, баланс сил в мире сильно изменился (выдвижение на лидирующие позиции некоторых стран тихоокеанского региона). Ко второй половине 90-х России удалось создать систему тактического мира с США. Некоторый компромисс был достигнут в присоединении России к программе НАТО «партнёрство во имя мира». США отказались от немедленного вступления бывших союзников СССР в НАТО, а Россия согласилась на некоторое военное сотрудничество этих государств в области обороны, надеясь контролировать этот процесс. Кроме того США и Россия реализовали соглашения по ОСВ-1, по химическому оружию, по мерам доверия и безопасности. Осуществлялись совместные проекты по освоению космоса, конверсии военного производства. Договоры по СНВ-1 и СНВ-2 создавали реальную основу для снижения уровня ядерного противостояния между государствами.
2. Отношения со странами Восточной Европы, бывших почти полвека зоной геополитического влияния СССР.Эти государствапереориентировались на Запад, стремились стать Частью Европейского Союза или НАТО. Связи России со странами Бывшего социалистического блока были крайне слабы. Причин тому несколько. Это и традиционная общность этих стран с западной культурой, и активная деятельность Запада по втягиванию их в орбиту своего влияния, и трудность нахождения нового фундамента в отношениях с Россией. Вступление России в Совет Европы в январе 1996 года не привело к созданию баланса интересов вместо традиционного баланса сил. Активно идёт процесс расширения НАТО на Восток (Польша, Чехия, Венгрия и др.)
3. Социалистические государства Юго-Восточной Азии. Отношения с этими странами с распадом СССР в значительной мере ослабли, они оказались вне поля влияния России. Динамично развивающийся Китай оказывал сильное влияние в этом регионе, стремился своё влияние распространить на центрально–азиатские республики бывшего СССР. Необходимо было заново строить отношения в этом регионе на взаимовыгодной основе.
2. Современная Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации
На пороге нового века перед страной стояли важнейшие политические, социальные и экономические задачи: консолидация общества, укрепление государственности, решение острейших социальных проблем. Начался новый этап в строительстве российского федеративного устройства. Федерализм для России, страны многонациональной, больше, чем форма государственного устройства. Это механизм обеспечения стабильности государства, его безопасности, баланса интересов центра и регионов. Первым шагом стало приведение регионального законодательства в соответствие с общероссийскими правовыми нормами. Затем в соответствии с Указом Президента РФ от 13 мая 2000 года ликвидировался институт представителей Президента в субъектах федерации, страна была поделена на 7 федеральных округов с назначением новых полномочных представителей, которые могли оказывать гораздо большее влияние на ситуацию в регионах. Это укрепило вертикаль власти, повысило контроль и эффективность управления, снизило произвол экономической «верхушки».
В то же время В.В. Путин выступил в поддержку усиления интеграционного процесса в СНГ, в том числе в рамках союзного Российско-Белорусского государства. Благодаря активной внешней политике возрос международный авторитет нашей страны.
Следующим шагом в укреплении государственности стало изменение порядка формирования Совета Федерации, верхней палаты парламента. Ранее сенаторами становились главы администраций в областях, президенты республик и председатели местных законодательных собраний, однако их деятельность не могла быть постоянной. После реформы представители регионов избирались местными законодательными собраниями и должны были работать в парламенте на постоянной основе. Это означало существенное повышение роли Совета Федерации. Для того чтобы консолидировать власть, компенсировать некоторые политические потери для региональных лидеров, был возрожден в новом виде Государственный совет для обсуждения наиболее острых вопросов жизни государства и выработки предложений по их разрешению. В связи с этим В.В. Путин заметил: «Главное сегодня – консолидация власти и общества». Для разрешения этой задачи был создан политический блок «Единство», превратившийся затем в политическую партию, проведён гражданский форум, объединивший представителей более 200 общественных организаций России, стали систематическими встречи Президента с представителями деловых и предпринимательских кругов, деятелями науки, культуры и образования. За короткое время удалось улучшить пенсионное обеспечение, поднять зарплату работников бюджетной сферы, снизить остроту некоторых социально-экономических проблем. Были приняты меры по ограничению власти монополий (Газпрома, РАО «Единая энергетическая система России», РЖД и др.).
К одной из важных заслуг «путинского» правительства нужно отнести снижение преступности в стране, борьбу с теневой экономикой, пресечение незаконного вывоза исторических и художественных ценностей.
Государство практически полностью контролирует финансово – банковскую систему, регулирует курс и оборот валют и золота (валютный фонд РФ превысил 40 млрд. долларов). Был введён единый 13%-й налог на доходы населения. Создавая так называемую «подушку» экономически важного, крупного производства, власть приняла новые законы в поддержку малого и среднего предпринимательства. Положительную роль сыграло прекращение внешних заимствований и досрочная расплата с внешнеэкономическими долгами 90-х годов. Сельское хозяйство восстанавливается с большим трудом, но и в этой области проводится реформа, упрощающая куплю-продажу земли и наследование имущества.
В результате роста бюджета, во многом за счёт стабильных, высоких мировых цен на нефть, впервые за историю России расходы на образование превысили, военные затраты. В результате серьезных, обдуманных преобразований экономика России продемонстрировала в начале нового тысячелетия темп роста, который страна не знала уже 30 лет. Следовательно, улучшились системы здравоохранения и образования, выросло финансирование науки, в частности её перспективных, высоко технологичных направлений. Впервые за годы реформ повысился жизненный уровень населения.
3 . Интеграционные процессы в СНГ. Россия в мировом сообществе в современных условиях
Отношения России со странами «ближнего зарубежья» (так называют до сих пор государства, образованные на территории распавшегося СССР) прошли в своём развитии два этапа.
Первый этап–1991–1995 гг., когда политика России была ориентированна преимущественно на западные страны, значение связей с бывшими республиками СССР недооценивалось. Утверждение национальных приоритетов в постсоветских государствах поставило русскоязычное население в трудное положение. Эта проблема стала болезненной точкой в отношениях России и этих государств.
Второй этап – вторая половина 90-х годов, когда отношения со странами СНГ рассматривались как приоритетные. В этот период предпринимались попытки воссоздать единое экономическое и финансовое пространство, совместно охранять внешние границы СНГ. Формировались двухсторонние отношения в рамках Союза, особенно близкие с Республикой Беларусь.
Одновременно возрастал интерес европейских стран и, особенно, США к обретению каналов влияния на новые суверенные государства. Нефть, транспортные магистрали, геополитические и геостратегические интересы – всё это побуждало Запад активизировать свою деятельность в Закавказье и Центральной Азии. Регулярные встречи на высшем уровне с лидерами стран СНГ дали новый импульс для развития отношений с Белоруссией и Украиной.
Отношения стратегического партнёрства установлены с Китаем, Монголией, Вьетнамом; в пять раз увеличился объём товарооборота с Аргентиной. На высшем уровне восстановились отношения с Кубой и КНДР (Северная Корея). Миротворческая внешняя политика России проявилась в диалоге с противоборствующими сторонами в конфликте на Ближнем Востоке в 2000 году. Весь мир поддержал Россию в идеологическом сопротивлении войне в Ираке, её действиях по выходу из нового международного кризиса. Постоянным и эффективным стало участие России в работе не только «большой восьмёрки», но и других международных форумов. В отношениях России с Западом стало меньше подозрительности и недоверия друг другу.
Сейчас Россия, так же как и другие страны оказалась в ситуации глобального мирового экономического кризиса. Вообще, факт влияния кризиса на Российскую Федерацию подтверждает, что российская экономика входит в мировую экономику. Притом, что резко упали мировые цены на металл и нефть, а экспорт этого ценного сырья приносил большой доход в бюджет страны, в России продолжается экономический рост (в Западной Европе – рост нулевой, в Японии и США ухудшается благосостояние граждан). Такая относительная стабильность экономики РФ объясняется финансовым запасом, созданным правительством за последние годы. В данный момент этот запас начинает растрачиваться, на поддержание некоторых отраслей хозяйства наиболее подверженных кризису, удержание роста безработицы и др. социально-экономических меры противостояния кризису.
В настоящее время правительство России активно разрабатывает антикризисные программы, направленные на сохранение политического авторитета и экономической независимости нашей страны.
Заключение
Итак, нынешняя Россия вновь оказалась на очередном сложном историческом витке. Мировой экономический кризис неизбежно повлечёт за собой много трудностей и испытаний. Однако общественный прогресс в России немыслим без стабильной демократической системы управления государством, базирующейся на разграничении исполнительной и законодательной властей, развитого гражданского общества, социально-ориентированной экономики. Однако историю творят живые люди и от нас зависит, какой будет наша страна в будущем.
Список литературы
1.Л.И. Семеникова, Н.Л. Головкина. Отечественная история. Конспект лекций (учебное пособие для вузов). М., 2004.
2.А.А Данилов, М.Ю. Брандт. История России XX – начало XX1 века.
3.И.Ю. Заорская, М.В. Зотова. Отечественная история с древнейших времён до конца XX века. Учебное пособие для студентов вузов. М., 2002.
4.А.Н. Сахаров, А.Н. Баканов, В.А. Шестаков История России с древнейших времен до наших дней: Учебник. Под общ. ред. А.Н. Сахарова. – М., 2007.