Современное состояние науки криминалистики. Криминалистическое обеспечение деятельности подраз

СОДЕРЖАНИЕ: Тезисы лекции Тема 1. Современное состояние науки криминалистики. Криминалистическое обеспечение деятельности подразделений по организованной преступности.

Тезисы лекции

Тема 1. Современное состояние науки криминалистики.

Криминалистическое обеспечение деятельности

подразделений по организованной преступности.

Программный материал

Современные представления о предмете, методе и струк-

туре криминалистики. Основные тенденции в развитии крими-

налистических научных исследований. Общая теория кримина-

листики. Основные криминалистические теории и учения.

Проблемы интеграции и дифференциации криминалистических

знаний. Значение исследований в сфере общей теории крими-

налистики для разработки криминалистических методов и

средств борьбы с организованной преступностью и коррупци-

ей.

Соотношение системы науки и системы учебного курса

криминалистики для слушателей, обучающихся на базе сред-

него специального юридического образования по профилю ра-

боты в подразделениях по организованной преступности. За-

дачи курса. Содержание знаний, умений и навыков, которые

должны приобретаться в процессе изучения курса. Их значе-

ние для профессиональной ориентации и подготовки сотруд-

ников подразделений по организованной преступности. Со-

держание криминалистического обеспечения деятельности по

борьбе с организованной преступностьюю и коррупцией. На-

учное и методическое обеспечение этой деятельности. Тех-

нико-криминалистическое обеспечение борьбы с организован-

ной преступностью. Формы реализации криминалистических

знаний в процессе борьбы с организованной преступностью.

Использование криминалистических средств и методов при

производстве следственных действий и оперативно-розыскных

мероприятий. Использование данных криминалистики при вы-

боре стратегии борьбы с организованной преступностью и

коррупцией и принятии управленческих решений. Криминалис-

тическое обеспечение профилактической деятельности в про-

цессе борьбы с организованной преступностью.

Вопросы лекции

1.Задачи и система курса криминалистики.

2.Основные тенденции в развитии криминалистических

научных исследований.

3.Содержание криминалистического обеспечения борьбы с

организованной преступностью.

Литература

_Основная

Федеральная программа Российской Федерации по уси-

лению борьбы с преступностью на 1994-1995 годы, утверж-

денная Указом Президента Российской федерации от 24 мая

1994 года N 1016.

Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы,тенден-

ции,перспективы. Общая и частные тео-

рии./М.:Юрид.лит.,1987.

Белкин Р.С. Курс советской криминалистики.Т.1.Общая

теория советской криминалистики. М.: Академия МВД

СССР,1977.

Криминалистика. Учебник. //М.: Академия МВД

СССР, 1980.Т.1.

Организованная преступность-2.Проблемы,дискус-

сии,предложения. М.:1993.С.151-323.

Образцов В.А.Криминалистика.Цикл Лекций по новой

программе курса.-М.: Юрикон,1994.

_Дополнительная

Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и

настоящее.-М.,1990.

Эксархопуло А.А. Основы криминалистической теории.

С.Пб.,1992.

Криминалистика: актуальные проблемы. Учебное

бие.//М.:Академия МВД СССР, 1988.

Васильев А.Н.,ЯблоковН.П. Предмет, система и теорети-

ческие основы криминалистики. М.: Изд-во МГУ, 1984.

Корнаухов В.И.и др. Основы общей теории криминалисти-

ки.- Изд-во Красноярского ун-та.// Красноярск,1993.

1.Задачи и система курса криминалистики

Курс криминалистики для слушателей Московского инсти-

тута МВД России, обучающихся на базе среднего специально-

го юридического образования по профилю борьбы с организо-

ванной преступностью, существенно отличается от типовых

программ курсов криминалистики других юридических вузов.

Это определяется:

- тем, что слушатели ранее изучали курс криминалистики

при обучении в средних специальных школах милиции;

- наличием у слушателей опыта практической работы в

оперативных службах;

- спецификой будущей работы слушателей в подразделениях

по борьбе с организованной преступностью.

За время, прошедшее с момента изучения слушателями

курса криминалистики в специальных средних школах мили-

ции, существенно изменилось и расширилось содержание кри-

миналистических знаний: появились новые теории, понятия,

в практику расследования внедрены новые научно-техничес-

кие средства и методы. Существенно возросла и претерпела

существенные изменения преступность. В настоящее время

она во все большей степени характеризуется организован-

ностью преступных формирований, их вооруженностью, совер-

шением тяжких преступлений, появлением в преступных

структурах групп, осуществляющих безопасность и противо-

действие органам расследования. Преступные структуры рас-

полагают коррумпированными связями в органах власти и уп-

равления, в правоохранительных органах, что осложняет

борьбу с ними.

Деятельность преступных стуктур во все большей мере

направлена на совершение преступлений в сфере наркобизне-

са, экономики, внешнеэкономической, банковской деятель-

ности. Организованная преступность располагает значитель-

ной материальной базой, образованной за счет средств, по-

лученных преступным путем. В преступные организации вов-

лекаются десятки лиц, совершающих значительное количество

преступлений как в России,так и за рубежом. Все это пред-

полагает, что выпускникам Московского института МВД Рос-

сии во время работы в подразделениях по борьбе с органи-

зованной преступностью понадобятся глубокие, специализи-

рованные знания, умения, навыки работы по раскрытию прес-

туплений.

Развитие уголовного, уголовно-процессуального законо-

дательства, принятие Закона об оперативно-розыскной

деятельности, позволяют значительно расширить арсенал

средств и методов доказывания при расследовании деятель-

ности преступных структур. Этим обусловлено особое зна-

чение криминалистических знаний для борьбы с организован-

ной преступностью.

Развитие уголовного, уголовно-процессуального законо-

дательства, принятие Закона об оперативно-розыскной

деятельности, позволяют значительно расширить арсенал

средств и методов доказывания при расследовании деятель-

ности преступных структур. Этим обусловлено особое зна-

чение криминалистических знаний для борьбы с организован-

ной преступностью.

Задачи курса определяются необходимостью формирования

у слушателей следующего комплекса знаний, умений и навы-

ков:

- использование технико-криминалистических средств и

средств вычислительной техники в процессе раскрытия и

расследования деятельности преступных структур;

- информационно-аналитическая работа по оценке доказа-

тельственной и ориентирующей информации, принятие такти-

ческих решений, выдвижение версий, прогнозирование и пла-

нирование;

- тактика проведения следственных действий и ее осо-

бенности при расследовании деятельности преступных струк-

тур;

- криминалистические методы выявления ролевых функций

участников преступных структур;

- методы обеспечения безопасности, соблюдения требова-

ний сохранения следственной и служебной тайны;

- криминалистические методики расследования отдельных

категорий преступлений, являющихся типичным проявлением

деятельности преступных структур;

- организация расследования, комплексное использование

сил и средств.

При определении структуры программы учитывалась необ-

ходимость первоочередного решения именно этих задач обу-

чения.Кроме того, учитывался факт овладения обучаемыми

значительной частью содержания криминалистики во время

получения среднего специального юридического образования.

Учитывалось также: ограниченное количество часов для про-

ведения аудиторных занятий по криминалистике, степень

обеспеченности специальной литературой и научными разра-

ботками по тем или иным проблемам, возможности самостоя-

тельного изучения ряда тем. Поэтому по сравнению с тради-

ционной структурой курса криминалистики в данной програм-

ме значительно сокращен объем изучения общей теории кри-

миналистики, криминалистической техники и тактики. Основ-

ное внимание уделено проблемам криминалистической методи-

ки в части расследования деятельности преступных структур,

в которой наиболее ярко выражена специфика этой деятель-

ности.

Лекции предусмотрены по наиболее актуальным темам и

темам, по которым отсутствует достаточное количество на-

учных разработок.

Семинарские занятия проводятся с максимальным исполь-

зованием обобщенных материалов практики борьбы с органи-

зованной преступностью и личного опыта обучаемых с ориен-

тацией на практические вопросы, с максимальным приближе-

нием обучения к конкретным ситуациям, складывающимся на

практике.

Практические занятия проводятся в форме групповых уп-

ражнений с использованием элементов деловых игр при выде-

лении различных игровых ролей. На практических занятиях

имитируются реальные ситуации, возникающие в процессе

расследования деятельности преступных структур. Это дос-

тигается тем, что все вводные строятся на использовании

материалов положительного опыта деятельности следственных

подразделений и аппаратов РУОП. Моделирование следствен-

ных ситуаций осуществляется как на основе специальных

компьютерных систем, так и на основе вводных, основанных

на бумажных носителях информации. Для имитации следствен-

ных ситуаций и подачи вводных используются также видеоза-

пись хода и результатов проведения на практике реальных

следственных действий. На практических занятиях непос-

редственно используются технико-криминалистические средс-

тва. Часть занятий проводится на специально оборудованных

полигонах.

Значительный объем учебного времени выделяется для

проведения криминалистических учений. Их особенностью яв-

ляется отработка в комплексе вопросов использования тех-

нико-криминалистических средств, тактических приемов и

криминалистических методик расследования отдельных видов

преступлений, совершаемых участниками преступных структур.

При наличии в игровых коллективах достаточно большого

числа игровых ролей осуществляется также отработка навы-

ков взаимодействия работников различных ведомств и служб.

В процессе изучения курса криминалистики слушатели

должны подготовить практикумы, а также выполнить ряд

практических и контрольных работ. Контроль за усвоением

знаний осуществляется во время собеседований, принятия

зачетов и курсового экзамена.

Курс состоит из 36 тем и итогового кафедрального уче-

ния, разбитых по 7 разделам. Общий объем учебного времени

- 190 часов. В том числе лекций - 56, семинаров - 44,

практических занятий - 64 2 0 , учений - 26 часов.

Раздел 1 - введение в курс и общие положения

Раздел 2 - криминалистическая техника

Раздел 3 - криминалистическая тактика

Раздел 4 - общие положения методики расследования дея-

тельности преступных структур

Раздел 5 - методика расследования корыстных и корыст-

но-насильственных преступлений,совершаемых участниками прес-

тупных структур

Раздел 6 - методика расследования деятельности прес-

тупных структур в сфере экономики

Раздел 7 - методика расследования деятельности преступных

структур в особых условиях

Таким образом курс ориентирован на специфическую кри-

миналистическую подготовку специалистов подразделений РУ-

ОП,УОП,уже владеющих основами криминалистических знаний.

2.Основные тенденции в развитии криминалистических

научных исследований.

Хотя в целом,как и другие науки уголовно-правового цик-

ла,криминалистика оказалась не в полной мере готова к возник-

новению в новых условиях феномена организованной преступнос-

ти,тем не менее интенсивное развитие криминалистических знаний

позволяет вооружить следователей и оперативных работников сов-

ременными методами борьбы с организованной преступностью.Расс-

мотрим основные направления развития криминалистических знаний

в последние годы.

В сфере теории криминалистики продолжалась работа по ос-

мыслению предмета криминалистики.Известное определение

проф.Белкина Р.С. подверглось существенному переосмыслению са-

мим автором,который в настоящее время определяет криминалисти-

ку как науку о закономерностях механизма преступления,возник-

новения информации о преступлении и его участниках,собира-

ния,исследования оценки и использования доказательств и осно-

ванных на познании этих закономерностей специальных средств и

методов судебного исследования и предотвращения преступлений.

Для многих авторов основным при определении понятий кри-

миналистики стал деятельностный подход,предложенный в свое

время М.К.Каминским.

В.А.Образцов определяет криминалистику как науку о средс-

твах и механизме поисково-познавательной деятельности в уго-

ловном процессе./Указ.раб.С.18/

В.Е.Корнаухов определяет криминалистику как науку,изучаю-

щую преступную деятельность и деятельность следователя... с

целью разработки методов практической деятельнос-

ти./указ.раб.С.18/

Если подходить к определению исключительно с точки зрения

целей данной науки,избегая громоздких определений,на наш

взгляд,можно определяя предмет данной науки сформулировать его

кратко: методы доказывания.

Именно вооружение оперативных работников и следователей

этими методами является на современном этапе ключевым фактором

повышения эффективности борьбы с организованной преступ-

ностью.Ни оперативно-розыскные методы ,ни формальное соблюде-

ние уголовно-процессуальной формы деятельности сами по себе

решить эту задачу не могут.Именно в этом значение глубокого

изучения слушателями Московского института МВД России курса

криминалистики.

По-новому переосмыслены в криминалистике и многие другие

понятия.В частности понятие способа совершения преступления в

настоящее время включено в более широкое понятие механизма его

совершения и рассматривается в комплексе со свойствами личнос-

ти преступника,его мотивацией,средой деятельности,принятиев

решений на совершение преступления.

По мере развития научных знаний претерпевают изменения те-

ория идентификации, совершенствуется система понятий,развива-

ется язык криминалистики.Активно развиваются новые научные те-

ории и учения,в частности,учение о криминалистической характе-

ристике,учение о следственной ситуации,теории принятия решений

и тактической операции и др.

В криминалистической технике активно используются новей-

шие методики и разработки из самых различных отраслей зна-

ний.Особое значение приобрело здесь использование современных

средств вычислительной техники.

В криминалистической тактике совершенствуются методы ана-

литическойц работы,тактики проведения следственных дейс-

твий,тактических комбинаций.

В криминалистической методике начата активная разработка

проблем методики расследования новых видов преступлений или

преступлений,которые не были актуальными еще совсем недавно.

В читаемом курсе основные проблемы этих частей кримина-

листики будут давать как правило в связи с проблематикой раск-

рытия деятельности преступных структур.

3.Содержание криминалистического обеспечения борьбы с

организованной преступностью.

Криминалистическое обеспечение борьбы с организованной

преступностью - многоаспектное понятие.В него можно включить:

- получение и систематизацию криминалистических зна-

ний,которые могут быть использованы в раскрытии деятельности

преступных структур;

- разработку и производство новых технико-криминалисти-

ческих средств;

- разработку новых методик расследования преступлений,со-

вершаемых участниками преступных структур;

- обучение и повышение квалификации кадров для подразде-

лений по организованной преступности;

- использование криминалистической информации и методов в

оперативно-розыскной деятельности;

- использование криминалистической информации при органи-

зации раскрытия и расследования преступленийp;

- использование криминалистических знаний в процессе

компьютеризации деятельности по борьбе с организованной прес-

тупностью.

Скачать архив с текстом документа