Современные экологические проблемы в лесном хозяйстве

СОДЕРЖАНИЕ: Глобальный экологический кризис современности и меры для его предотвращения. История законодательства по охране природы в России. Экологические преступления в лесном хозяйстве на примере незаконной порубки леса. Ответственность за лесные правонарушения.

Современные экологические проблемы в лесном хозяйстве


Содержание

Введение

1. История экологического законодательства в России

2. Экологические преступления

3. Экологическое преступление глазами журналистов

Заключение и выводы

Литература


Введение

«Рассчитываешь на год – сажай рис. Рассчитываешь на десять лет – сажай дерево. Рассчитываешь на сто лет – просвещай людей». (Китайский мыслитель Х III в. Гуань – цзы .).

В ХХ веке человечество в полной мере ощутило глобальный экологический кризис , который однозначно указывает на антропогенную токсикацию биосферы, на быстрое сокращение биоразнообразия, деградацию на огромных пространствах природных экосистем. Эти драматические изменения окружающей природной среды смогли оказывать негативные воздействия на экономику и здоровье людей. Очевидно, человек в своем развитии перешел допустимые пределы взаимодействия с природой. Именно знания природных законов и закономерностей помогут человечеству в дальнейшем преодолеть экологический кризис и сохранить благоприятную окружающую среду в интересах нынешних и будущих поколений. Глобальные экологические проблемы - парниковый эффект, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, потепление климата, пожары, рубка леса и т.д. - в современном меняющемся мире приобрели главное значение.

Для решения этих проблем необходимо предпринимать следующие меры :

1. Экологическое воспитание населения, как одно из непременных условий, позволяющих реализовать право каждого человека, на жизнь в комфортной окружающей среде.

2. Широкое вовлечение общественных организаций и всех слоев населения в подготовку и принятие решений, постановлений правительством законов Государственной Думы Федерального собрания РФ.

3. Принимать участие в проведении массовых мероприятий, фестивалей, посвященных Дню Земли, Всемирному Дню Охраны окружающей среды и т.д.

4. Экологическое образование – это овладение минимум экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан и всех учащихся. Для этого необходимо, начиная с детского сада, знакомить детей с природой прививать любовь к природе. В школах создавать школьные лесничества. Одной из задач школьных лесничеств является пропаганда знания законов по охране природы и распространение информации о нарушениях законодательства в этой области.

Данная работа направлена на выполнение именно этой задачи.

Цель: Обратить внимание на проблему в нашей стране, связанную с экологическими преступлениями в лесном хозяйстве.

Актуальность работы: В настоящее время происходит нелегальный вывоз древесного сырья за границу без документов; лес продается без аукционов, по сниженным ценам, что приносит убыль государству; вырубаются леса без выписки билетов.

1. История экологического законодательства в России

Ознакомимся с историей развития и организацией охраны природы и принятых законодательных актов.

Известен Указ (1563 г) Ивана Грозного о запрете рубки леса на берегах Двины с целью защиты от наводнений, а также заповедание (1571 г) засечных лесов на южной границе Московского княжества, причем за посещение их без разрешения предусматривалась смертная казнь. Царь Алексей Михайлович Романов (1645 – 1676 гг.) издал 67 природоохранных указов, в том числе ряд указов о государственных заповедных лесах, которые строго охранялись для царских охот, а также известный указ о создании заповедника на Мурманском побережье «Семиостровье», для сохранения мест гнездовья кречетов.

Особенно следует отметить природоохранную деятельность Петра I (1672–1725 гг.), при котором были изданы многочисленные природоохранные указы. При этом большое внимание уделялось сохранению лесов, почвы, чистой воды. Это был новый, более высокий уровень охраны природы. Особенно известны указы о запретных и водоохранных лесах, чистоте водоемов, о сохранении почвенного покрова при рубке лесов, об охране лесов от пожаров. Петром I была ограничена рубка лесов в окрестностях городов, по берегам многих рек, создана Вальдмейстерская канцелярия по управлению использования леса. Однако после смерти Петра многие его указы были отменены.

До середины XIXвека в природоохранном деле России было некоторое затишье, если не считать нескольких природоохранных актов Екатерины II, Павла I и других императоров. Впрочем, уровень этих актов не превышал уровень актов петровских времен. Это закон об охоте (1763 г), указ об охране нерестилищ (1835 г), некоторые акты о регламентировании лесопользования, о создании ботанических садов и отдельных заказников.

Существенные подвижки в деле охраны природы начались при императоре Александре III после отмены Крепостного права и начала индустриализации России. В обществе проявляется понимание необходимости гражданской инициативы в природоохранной деятельности. В 1865 г. было создано Российское общество покровительства животных, чуть позднее в различных губерниях – общества естествоиспытателей и любителей природы. В 1873г. Уральское общество любителей естествознания начало работы по сохранению уникального природного объекта возле г. Екатеринбурга – гранитных скал «Шарташские каменные палатки». Ныне это памятник природы. В 1882 г. по инициативе Б.И. Дыбовского в районе Кроноцкого вулкана на Камчатке был создан первый в России общественный заказник для размножения и охраны соболя. В связи с промышленным развитием России началась интенсивная вырубка лесов. Поэтому в 1888 году император Александр Ш «высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить» Положение о сбережении лесов, его проще называли лесоохранительным законом. Этим положением было введено понятие о защитных лесах со строгим режимом пользования. Это водоохранные, берегозащитные и почвозащитные горные леса как особо – охраняемые территории. В них запрещались сплошные рубки леса и пастьба скота. За нарушение взыскивались серьезные штрафы: за каждые сто квадратных саженей вырубленной площади – 5 рублей, помимо таксовой стоимости срубленной древесины. За исполнением положения следили губернские Лесоохранительные комитеты.

В конце XIXв. было создано несколько частных заповедников: Аскания - Нова, лес на Ворксле, реликтовые рощи Пицунды и др. В.В. Докучаев (1892 г.) сформировал несколько принципов, положенных в основу становления заповедного дела и охранного плодородия земли.

Природоохранные мероприятия, указы, постановления применялись и внедрялись в жизнь государства с 1917 г. и все они были направлены на сохранение, приумножение, охрану богатств России.

Наибольшие подвижки в природоохранном деле состоялись после создания в 1988 году Министерства по охране окружающей среды и сети его комитетов во всех субъектах Российской Федерации (позднее и до 2000 г. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды). Со второй половины 2000 г. этот комитет преобразован в Государственную службу охраны природы в составе Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Лесников сократили или перевели на другие работы с окладом не более 1000 рублей. Многие заказники, заповедники, особо охраняемые территории тоже пущены под топор реорганизации.

Это ошибочные стратегические решения, потери будут огромны !

Кое-кто в правительстве на российские леса смотрит, как на дойную корову, которую можно бесконечно доить. Наш лес – это не только экономический, но и важнейший для страны глобальный эколого-политический ресурс.

2. Экологические преступления

В Ф. З. п. 7 – Ф. З. от 10. 01. 2002 год «Об охране окружающей среды» говориться о «вреде окружающей среде», под ним понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. А также говориться об экологической безопасности, состоянии защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека, от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий (ст. 1 Ф. З.). В соответствии с п. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно – совершенное общественно – опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

Исходя из этого, понятия экологические преступления можно раскрыть, как «общественно-опасные деяния, посягающие на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества, причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека» (Ст. 7 ФЗ ОТ 10. 01. 2002 года «Об охране окружающей природной среды»). В отличие от предмета экологического преступления – экологического правопорядка и безопасности общества – объектом служат материальные блага природы (недра, земля, вода, атмосферный воздух, леса, генофонд и пр.)

УК РФ предусматривает ответственность за лесные правонарушения:

Статья 260 «Незаконная порубка деревьев и кустарников».

Статья 261 «Уничтожение или повреждение лесов».

Статья 262 «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов».

Остановимся для наглядности на статье 260 «Незаконная порубка леса».

Вот так обстоят дела со статьей 260 в Манском лесхозе Унгутского лесничества.

Протоколы за незаконную порубку леса в Манском лесхозе Унгутского лесничества.

Годы лесонарушений

Количество

лесонарушений

Выявлено лесонарушителей Находится на рассмотрении
1993 3 3 0
1994 - - -
1995 1 1 0
1996 - - -
1997 1 0 0
1998 4 2 0
1999 1 0 0
2000 4 4 4
2001 10 1 1
2002 5 0 0
2003 4 1 1

Следует иметь в виду, что преступления в сфере лесных отношений по фактическому составу схожи с административными правонарушениями, однако представляют более повышенную опасность в силу значительности ущерба, либо посягательства, на особо лесные режимные объекты (леса первой группы защищенности, заповедники, национальные парки и т.п.). Например, по объективной стороне ст. 260 УК РФ и ст. 8.28. КоАП РФ предусматривают ответственность за схожее правонарушение – незаконную порубку деревьев и кустарников. Если вследствие этих действий был причинен ущерб в значительном размере, то наступает уголовная, а не административная ответственность.

Например.

Так, 20.06.2003 года прокурорам Манского района было возбуждено административное производство по ст. 8.28 КоАП РФ. Согласно постановления, о возбуждении производства об административном правонарушении, 19.12.2002 года в квартале №74 Баджейского лесничества в лесах первой группы было совершено лесонарушение – незаконная порубка деревьев в объеме 5,9 м3 . Ущерб, нанесенный лесному фонду, составил 216 рублей 53 копейки. Проведенной проверкой установлено, что гр. К совместно с гр. Г. произвели незаконную вырубку указанного леса, по предварительному сговору. Таким образом, в действиях К. усматривается состав преступления, предусмотренного частью 2 ст. 260 УК РФ. Однако, учитывая то, что причиненный лесному хозяйству ущерб является незначительным в действиях К., отсутствует состав указанного преступления.

Таким образом, К. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.28 КоАП РФ.

В принципе все экологические правонарушения прямо или косвенно несут угрозу экологического вреда и только законодательство относит те или иные из них к экологическим преступлениям (общественно-опасное), либо к экологическим проступкам (общественная вредоносность).

Разграничение составов преступления и экологического проступка обычно приводятся не только по принципу повторности, т.е. применения условного административного наказания только после применения мер административной ответственности (административная преюридиция – ст. 4.3 п.2 КоАП), но и по наличию реального экологического вреда. Значение этого обусловлено тем, что «…по многим, если не по большинству составов преступлений в сфере охраны окружающей среды… правоприменитель вынужден ставить и решать вопрос об их разграничении с административными правонарушениями». Как правило, экологические преступления относятся к материальным составам, необходимым элементом которых является наличие вреда. Для большинства экологических проступков необязательно наличие экологического вреда (идеальный состав). Однако в ряде статей КоАП прямо предусмотрена административная ответственность за реальную угрозу причинения экологического вреда (ст. 8.3; 8.10 п.2; 8.38 и др.).

Несмотря на то, что в последние время остро стоит вопрос заготовке и вывоза (экспорта) леса, практика ведения правоохранительными органами и рассмотрения судьями дел данной категории ничтожно.

В 2002 – 2003 году в Манский РОВД поступило 18 заявлений по фактам незаконных порубок. По 8 заявлениям принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела. В 2004 году одно дело направлено в суд.

«В 2002 году инспекторами ГУ «Сельский лесхоз Манский» проведено 27 проверок соблюдения правил лесопользования и лесного законодательства. По результатам проверок начислено неустойки 10 тыс. рублей. Реально взыскано все. В 2003 году составлен 51 акт освидетельствования, начислено неустойки – 12,2 тыс. рублей. Реально взыскано – 5,1 тыс. рублей.

С июля по ноябрь 2003 года выявлено 8 фактов незаконной порубки леса, три физическими лицами, 5 – юридическими лицами. Общий ущерб составил 12 тыс. рублей, реально взыскано 2,5 тыс. рублей.


Годы лесонарушений

Ущерб от лесонарушений (тыс. рублей)
ФГУ Сельский лесхоз Манского района Манский лесхоз
2002 114,859 Нет данных
2003 46,428 72
2004 46,428 107

3. Экологические преступления глазами журналистов

Приступая к рассмотрению экологических преступлений и принятых постановлений, законов в последние годы, российские журналисты выяснили, что наше правительство далеко от проблем сохранения российских лесов, недр и т.д.

Журналист Степан Деньгин опубликовал свою статью «Столбы под дачи? ». В ней идет речь об излюбленном месте отдыха красноярцев – заповеднике «Столбы», а также о более 100 заповедниках и 35 национальных парках нашей страны. Министерство природных ресурсов России разослало телеграммы с выводами о нецелесообразности их существования. Директор заповедника «Столбы» в своем комментарии подтвердил существование такой телеграммы, но чуть позже пришло опровержение, а им сообщили, что отправители данной телеграммы наказаны.

Все бы ничего. Казалось, тема исчерпана. Но есть в этом деле одна интересная деталь. Три года назад заповедники и национальные парки, т.е. охраняемые зоны с лесами, полезными ископаемыми, большими заманчивыми площадями перешли в распоряжение Министерства природных ресурсов, которое, помимо всего остального, занимается добычей тех самых полезных ископаемых, вырубкой лесов и т.д. Вывод напрашивается сам собой…

Есть о чем задуматься. Недавно Государственная дума по инициативе правительства приняла поправки к Лесному кодексу, легализующие коттеджную застройку особо ценных лесов, так называемых лесов первой группы. Совет Федерации поправки уже одобрил.

Статья Александра Острова «Не рубите, мужики! » продолжает эту тему. Поясняю: леса первой группы - это леса особо охраняемых природных территорий – берега рек, озер, водохранилищ, заповедников, курортных и парковых зон. В связи с такой поправкой можно будет сдавать леса в аренду хоть на 49 лет, но не всем и не всегда.

Новый текст кодекса гласит: «Перевод лесных земель в нелесные земли осуществляется в лесах первой группы – Правительством РФ по представлению органов… согласованному с органом… в случаях невозможности их дальнейшего использования по целевому назначению в силу утраты лесами их полезных природных свойств… и размещение объектов культурного, жилищно-коммунального, социально-бытового назначения и в иных случаях».

Так вот, согласно такой трактовке вопроса, кто будет определять эту полезность? Кто будет решать, что полезность утрачена?

В Подмосковье тысячи гектаров особо охраняемых лесов, где раньше бродили грибники и туристы, уже огорожены колючей проволокой. Видимо, утратили полезные свойства. Теперь новая редакция лесного кодекса все узаконит. А такое экономическое преступление, как незаконная порубка леса, отражено в статье Юрия Звягина в «Российской газете» от 4 августа 2003 года «Черные лесорубы ».

«Черные лесорубы » в последние годы стали настоящим бичом отдаленных районов Ленинградской области. Особенно тяжелое положение сложилось в Бокситогорском районе, 88 % которого покрыто лесом. «Черные лесорубы » тут уже начали валить деревья посередь бела дня, машины грузились прямо на трассе, на Вологодском шоссе. По оценкам местных лесопромышленников, объемы незаконных рубок сравнялись с объёмами законных. При этом вокруг леса шла настоящая война. Два года назад в «разборках» криминальных структур, контролировавших незаконные лесозаготовки, только за год погибли два десятка человек. Стреляли прямо на улицах райцентра. Заготовители – арендаторы начали объединяться для защиты своих лесов и требовать помощи у государства. В августе 2003 года бокситогорская районная администрация, Союз лесопромышленников и комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды инициировали принятие правительством области постановление о введении в Бокситогорском районе особого режима лесопользования. По нему в лес нельзя было въезжать на тракторах и лесовозах, а также заходить с бензопилами, не имея на это специального разрешения от лесхозов. В районе был создан штаб по введению особого режима, который начал организовывать патрулирование лесов и проверки лесопилок. Были заменены директора лесхозов, относительно которых стало известно, что они уступали требованиям «черных лесорубов ». На их место поставили более решительных людей.

Вот тут-то все и началось. Не буду вдаваться в подробности, а скажу, что на директоров лесхозов, а также лесников начались покушения, их били, убивали, сжигали их дома.

Куда же, извините, милиция смотрит? В лес, конечно, сколько волка не корми, ему еще хочется. Когда началась борьба с незаконной вырубкой, штаб столкнулся с тем, что все их попытки добиться наказания для «черных лесорубов» натыкаются на непонятную пассивность органов внутренних дел и прокуратуры. Около 300 дел по фактам лесонарушений были переданы в правоохранительные органы в 2002 году, около 500 за последние полгода, и что? До суда дошло около 25 дел, а до осуждения - ни одного.

В статье говорится о том, что милиция и прокуратура не предпринимала ничего по поводу избиений и поджогов. А также по-своему трактовала преступления с лесом. По их мнению, пока дерево стоит, оно - государственная собственность, а как только пила его ото пня отделит, оно становится ничьим, пока его не заклеймит лесник. Получается, валяющееся на земле дерево можно брать любому? Ну, пойманные с лесом «черные лесорубы » так и говорят: «я нашел эти стволы валяющимися в лесу и просто их подобрал».

А органы дознания заявляют лесникам: «Вы ведь его не поймали в тот момент, когда он пилил? Значит, вины на нем нет» и отказываются заводить дело.

- Самое интересное, нужно–то для исправления ситуации не так уж много, - считает директор Бокситогорского лесхоза Николай Кондратенко. – Просто надо привести в норму статью 260 Уголовного кодекса. Почему-то рыбинспектор задерживает браконьера, он может отобрать лодку, а охотинспектор – ружье, а лесная охрана конфисковать лесовоз и бензопилу не может. Не предусмотрено статьей.

И в заключение своей статьи Юрий Звягин делает хороший вывод, и я с ним согласна, что нужно рассматривать незаконную вырубку леса, как хищение государственной собственности. И соответственно наказывать.

Что говорить про Ленинградскую область, когда у нас в Красноярском крае не менее трагичная обстановка с незаконным вывозом древесины. Хватит играть в борьбу с лесонарушениями и незаконным вывозом древесины из края!

Такими словами можно охарактеризовать общий настрой участников координационного совещания правоохранительных органов края, которое состоялось в 2003 г. Руководители прокуратуры, милиции, ФСБ, налоговики и судебные приставы вели речь об исполнении законодательства, регламентирующего заготовку и экспорт леса. Не секрет, что проблема нелегального вывоза древесины из края в последнее время приобрела особую остроту. За полтора года государственная лесная служба главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по краю выявила 559 случаев незаконной рубки леса, общий ущерб оценен в 134 миллиона рублей. А сколько нарушений не выявлено!

Прокурор края В. Я. Гринь обратил внимание на отсутствие должного контроля со стороны служб лесного хозяйства и компетентных органов за возмещение ущерба, причиненного незаконными рубками леса. Деятельность Красноярской таможни признана малоэффективной – иностранцы вывозят за границу наш лес в больших объемах и без возврата его стоимости. Создаются фиктивные фирмы, которые используют заранее продуманные схемы ухода от уплаты налогов при заготовке и экспорте леса, пытаются незаконно возместить из бюджета НДС по продукции, легальность приобретения которой либо не подтверждена, либо «подтверждена» фальсифицированными документами.

Координационный совет отметил, что контрольные мероприятия в этой сфере приводятся эпизодически и не носят системного характера. Обнадеживает, что по инициативе краевой прокуратуры Ген прокуратурой и Верховным судом определена единая судебная практика по уголовным делам данной категории. На совещании приняты решения о создании ведомственной рабочей группы под руководством зам прокурора края, о формировании единой информационной базы данных по вырубке и отпуску древесины. Для краевой администрации подготовлены конкретные предложения по предупреждению нарушений законодательства в лесной отрасли и повышению эффективности совместных действий контролирующих и правоохранительных органов.


Заключение и выводы

В своей работе я коснулась только малой части экологических преступлений в лесном хозяйстве, а именно незаконной порубки леса. Когда мы заводим разговор о судьбах российского леса, то почему-то крайне редко упоминаем о роли обычных, несвязанных профессионально с лесом граждан. Наверное, потому, что роль эта, увы, в большинстве своем потребительская.

Почему наш лес воруют? Каковы причины этого безобразия? Их много. Ну, к примеру: нищета населения, безработица, отобранное у лесной охраны право на реальное использование огнестрельного оружия, высокий уровень коррумпированности работников государственных структур, имеющее место изъятие государством у лесхозов 100 % выручки от аукционных продаж леса на корню. А также отрицательное отношение многих органов власти на местах к лесным аукционам, очевидная заинтересованность своих и иностранных фирм в приобретении более дешевой, украденной у государства древесины, наличие у воров высокопроизводительных лесосечных машин. И так далее. И тому подобное.

Названные причины воровства леса реальны. В своей совокупности, они являют собой сложный конгломерат причинно-следственных связей. По моему мнению, чтобы распутать этот клубок, необходимо найти главную причину и уж затем браться за остальные. Итак. В заключение приходится с огорчением констатировать, что корни массового воровства леса нужно искать в низком качестве законов, принятых Государственной Думой. Несовершенство имеющих отношение к лесу законов таит в себе опасность не только для лесного сектора экономики, но и для страны в целом.

В связи с вышеупомянутыми проблемами, в данный момент должны быть приняты самые радикальные меры по сохранению лесов. И эти проблемы должны решаться как на государственном уровне, так и каждым рядовым человеком, который должен выработать свое отношение к лесу, к его сохранности.

· В первую очередь необходимо пересечение незаконной порубки леса, привлечение нарушителей к уголовной ответственности.

· Во-вторых, рациональное распределение квот на вырубку лесов в зависимости от их объемов на территориях и ценности пород.

· В-третьих, разработки и принятие сводов законов по сохранности лесов.

Только при комплексном подходе к проблемам по уходу, сохранности, лесоразработкам за лесными массивами всех лесных ведомств, ответственных работников на местах, а также воспитание у подрастающего поколения бережного отношения к лесу, можно добиться сохранения главного богатства нашей России – лесов.

БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики…

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю. Берегите,

Чудо песен городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий…

Нежности беспомощное пенье

И любви железное терпенье.

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике Природы.

Небо в звездах, Океан и Сушу

Но в бессмертие верящую душу,

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю. Берегите

Времени крутые повороты,

Радость Вдохновенья и Работы,

Древнего родства живые свойства.

Откровения Земли и Неба,

Сладость Жизни, Молока и Хлеба,

Берегите Доброту и Жалость,

Чтоб она за слабого сражалась,

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Все дарю! Все доброе приемлю,

Только берегите Землю!

Михаил Дудин

Используемая литература

1. В.А. Вронский. Экология. Словарь – справочник. Ростов–на - Дону, 2002г. 572 стр.

2. Экологическое законодательство. М., 1998 г. 253 стр.

3. Статьи из периодической печати.

Скачать архив с текстом документа