Методические указания для студентов специальности 030602. 65 (350400) Связи с общественностью (для всех форм обучения)
СОДЕРЖАНИЕ: Дипломное проектирование. Методические указания. /Авт сост. Володина Л. В., Киронова М. С., Яковлев И. П. Спб. Ивэсэп, 2006ИВЭСЭП
Санкт-Петербургский институт
внешнеэкономических связей, экономики и права
ВЫПУСКНАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
Методические указания для студентов
специальности 030602.65 (350400) - Связи с общественностью
(для всех форм обучения)
Санкт-Петербург
2006
Дипломное проектирование. Методические указания. /Авт.-сост. Володина Л.В., Киронова М.С., Яковлев И.П.-СПб.-ИВЭСЭП, 2006.
Утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью», протокол №3 от 7.11.2005 г.
Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом ИВЭСЭП, протокол
Авторы – составители
Яковлев И.П.
доктор философских наук, профессор
Володина Л.В.
кандидат философских наук, доцент
Киронова М.С.
кандидат педагогических наук
Рецензент
Петрова М.А.
кандидат философских наук, доцент
Ответственный за выпуск Н.А. Фролова
Компьютерные работы М.П. Жукова
ПОЛОЖЕНИЕ
О порядке проведения итоговой государственной аттестации выпускников кафедры «Связи с общественностью» (специальность 030602.65 ( 350400)) ИВЭСЭП.
(Составлено на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобразования России от 25.03.2003 г. № 1155, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников СПб ИВЭСЭП от 20.06.2005 г.)
1. Итоговая государственная аттестация по специальности 030602.65 (350400) «Связи с общественностью» осуществляется в ИВЭСЭП в виде государственного экзамена и защиты дипломной работы специально создаваемой аттестационной комиссией (ГАК). Председатель ГАК утверждается государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию.
2. Аттестационная комиссия формируется из научно-педагогического состава авторитетных специалистов в области связей с общественностью.
3. Аттестационная комиссия на открытых заседаниях заслушивает доклады выпускников по дипломным работам согласно утверждённому предварительно графику. После обсуждения доклада и рассмотрения представляемых студентом на защиту пояснительной записки и демонстрационных материалов, отзывов руководителя и рецензента, ГАК выносит решение о присвоении выпускнику квалификации «Специалист по связям с общественностью» и выдаче Диплома о высшем образовании.
4. К государственной аттестации решением кафедры «Связи с общественностью» Гуманитарного факультета допускаются студенты, завершившие полный курс обучения в соответствии с Учебным планом по специальности «Связи с общественностью» и имеющие положительные оценки по всем дисциплинам соответствующей программы.
5. Организационное и методическое руководство дипломным проектированием студентом по специальности «Связи с общественностью» осуществляет кафедра связей с общественностью, которая:
- предлагает тематику дипломных работ;
- вырабатывает основные требования к их содержанию и оформлению;
- помогает студентам в выборе темы, руководителя и консультанта дипломной работы;
- осуществляет периодический контроль за выполнением календарного плана выполнения работы.
6. В окончательном варианте темы дипломных работ и руководители обсуждаются на заседании кафедры и утверждаются приказом ректора.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ « СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»
1. Цель, порядок и задачи дипломной работы
Дипломная работа представляет собой завершённое теоретико-практическое исследование в области связей с общественностью, которое систематизирует, закрепляет и расширяет теоретические знания, практические навыки при решении конкретной задачи, развивает навыки самостоятельной научной работы, углубляет владение методикой исследования при решении поставленных в дипломной работе проблем и вопросов, выявляет научные интересы, способности и творческие возможности студента, характеризующие уровень квалификации выпускника.
Дипломная работа является заключительным этапом обучения студентов и имеет своей целью:
-выявление научных интересов и творческих возможностей студента;
-систематизацию и закрепление теоретических знаний и практических умений по специальности;
-развитие навыков самостоятельной работы, проведения исследования и обобщения результатов на основе решения конкретных задач;
-совершенствование приёмов оформления документации, аргументации своей позиции и оценки выполненной работы.
Итогом дипломной работы является исследование актуальной научной проблемы на основе применения теоретических знаний, умений и навыков, приобретенных в вузе и самостоятельное решение практической задачи.
Руководитель выдаёт студенту задание на дипломную работу, рекомендует основные источники по теме (литературу, справочные и архивные материалы и т.д.), проводит консультации и следит за ходом выполнения дипломной работы.
Кафедра по согласованию с руководителем может назначать консультантов по отдельным разделам работы: экономическому обоснованию, использованию технических средств, защите авторских прав и т.п., если решение соответствующих вопросов предусмотрено заданием. Участие консультанта не снижает ответственности автора и руководителя за полноту и качество работы.
Работа над дипломом ведётся по календарному плану, подготовленному студентом при помощи руководителя, и сопровождается периодической отчётностью перед руководителем.
2. ВИДЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
Общие положения
Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) представляет собой законченную разработку, объёмом не менее 3 печатных листов (60-70 стр.), в которой на основе профессионально ориентированной теоретической подготовки решаются конкретные практические задачи, предусмотренные квалификацией и профессиональным предназначением специалиста по связям с общественностью.
Выполнение дипломной работы должно быть максимально приближено к реальным условиям. В связи с этим при выборе темы следует установить этапы выполнения работы, а при оформлении определить состав документов, входящих в дипломную работу.
При выполнении дипломной работы установлены следующие основные этапы:
1. Выбор студентом примерной темы дипломной работы в соответствии с основными направлениями тематики дипломных работ, определяемыми кафедрой (см. приложение) и заданием на преддипломную практику.
2. Назначение и утверждение заведующим кафедрой научного руководителя дипломной работы с учётом пожеланий студентов.
3. Составление библиографии и знакомство с литературой по теме дипломной работы.
4. Составление перспективного плана будущей дипломной работы.
5. Утверждение окончательного варианта темы дипломной работы на заседании кафедры.
6. Утверждение перечня тем, принятого на заседании кафедры, приказом ректора.
7. Проведение исследования по теме дипломной работы в реальных условиях и в реальном времени.
8. Обобщение результатов исследования и формулирование конкретных задач по реализации основной цели дипломной работы.
9. Подготовка рабочего варианта дипломной работы – стадия разработки документации, предназначенной для использования результатов работы в реальной жизни.
10. Завершение и техническое оформление дипломной работы, представление её в окончательном варианте научному руководителю (за 15 дней до начала защит).
11. Подготовка отзыва о дипломной работе научным руководителем. Руководитель ставит свою подпись на титульном листе, свидетельствующую о готовности работы (срок сдачи за 10 дней до начала защит).
12. Представление дипломной работы на кафедру. Заведующий кафедрой ставит свою подпись, свидетельствующую о допуске к защите (за 10 дней до начала защит).
13. Представление рецензии на дипломную работу. Подпись рецензента от внешней организации должна быть заверена печатью (за 5 дней до начала защит).
Устанавливаются следующие виды отчётности по вышеперечисленным этапам в согласованные с руководителем сроки:
1. Первый промежуточный отчёт, включающий в себя: план дипломной работы, библиографию по теме, анализ литературы.
2. Второй промежуточный отчет с изложением проведённых исследований и анализом результатов.
3. Третий промежуточный отчёт являющийся рабочим вариантом дипломной работы.
4. Представление законченной дипломной работы.
В случае невыполнения указанных требований и сроков студент не допускается к защите дипломной работы.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
Задание на дипломную работу
Задание является исходным документом для планирования и выполнения всей дипломной работы, а требования, включаемые в задание, должны основываться на современных достижениях науки и необходимости отвечать уровню развития современного общества. В задании не следует ограничивать инициативу студента в поисках и выборе им оптимального решения поставленной задачи. В задании должны содержаться необходимые и достаточные сведения для выполнения дипломной работы.
Задание должно включать:
1. наименование, цель и область применения;
2. основные требования к выполнению дипломной работы;
3. способ реализации результатов дипломной работы;
4. перечень документации, предъявляемой по окончании работы.
Общий объём дипломной работы должен составлять не менее 60 машинописных страниц (без учёта списка литературы и приложений).
При этом:
- введение до 5% объёма;
- основная часть до 90% объёма;
- заключение до 5% объёма.
Структура дипломной работы
Структура дипломной работы, как правило, включает в себя:
- аннотацию;
- титульный лист;
- оглавление (план);
- основную часть с выделением глав и параграфов;
- заключение;
- список использованной литературы;
- приложение;
- отзыв научного руководителя с рекомендациями к защите.
Во введении (см. Приложение 3) раскрывается актуальность и практическое значение избранной темы исследования, формулируются цель и основные задачи работы, указывается, какие материалы использованы при её написании, определяются методы исследования, обосновывается структура работы.
Введение содержит также формулировку объекта и предмета исследования. При этом под объектом понимается область знания или науки, в которой проводится исследование, а под предметом - одна из проблем в этой области, рассмотрению которой посвящена дипломная работа.
Первая глава обычно является теоретической. В неё включается обзор и критический анализ отечественной и зарубежной литературы по рассматриваемым вопросам, обоснование и постановка основных проблем. В зависимости от специфики работы раскрывается сущность процессов, явлений во взаимосвязи и развитии, даётся анализ сложившейся практики в области связей с общественностью, описываются особенности отечественного и зарубежного опыта.
Во второй главе рекомендуется сделать акцент на обобщение собранного фактического материала о практической деятельности организаций (подразделений), в которых студенты проходили преддипломную практику. Анализируются и обобщаются законодательные и инструктивные материалы, статистические данные и другая информация.
Данная прикладная часть дипломной работы должна включать обоснование и разработку методики исследования. Результатом этой работы должны стать конкретные рекомендации по решению тех или иных задач, стоящих перед организацией или её подразделением.
Каждая глава заканчивается Выводами.
В заключении целесообразно в сжатой форме представить основные результаты и, прежде всего, рекомендации, разработанные в процессе исследования.
В список литературы включаются только те источники, которые реально использовались при подготовке дипломной работы. Список литературы должен состоять, как минимум, из 35-50 источников. Библиографическое описание литературы должно быть сделано в соответствии с существующим ГОСТом (см. приложение 4).
Приложения включают в себя таблицы, диаграммы, инструкции, информационные и другие материалы, подготовленные студентами самостоятельно или используемые в работе.
Аннотация представляет собой краткое изложение целей, задач, структуры дипломной работы и содержит информацию об основных положениях и выводах работы с указанием использованных методов исследования. Объем аннотации не более 1 страницы.
5. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Оформление дипломной работы
Дипломная работа должна быть представлена в отпечатанном виде (через 1,5 интервала, шрифт 14, Times New Roman, выравнивание по ширине листа). Необходимо использовать листы стандартного размера А4 без оборота со следующими параметрами страницы:
· Верхнее поле – 2 см.
· Нижнее поле – 2,5 см.
· Левое поле – 3,5 см.
· Правое поле – 1 см.
Все страницы нумеруются, кроме аннотации, титульного листа и приложений.
На второй странице рекомендуется давать оглавление, содержащее названия разделов и подразделов с указанием соответствующих страниц.
Рекомендуется выделять заголовки разделов (введение, главы и т.д.) прописными буквами, а заголовки подразделов (параграфов) – строчными буквами. Для лучшего восприятия работы каждый раздел целесообразно начинать с нового листа.
В дипломной работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена нормативная орфографическая, пунктуационная и стилистическая грамотность в соответствии с установленными нормами современного русского языка. Вместе с тем нужно стремиться к единству принятой терминологии, обозначений, условных сокращений и символов. В тексте допускаются общепринятые сокращения (с. – страница; ст. – статья; и т.п. - и тому подобное; и т.д. - и так далее; и др. - и другие). Вводимые в дипломную работу символы, малоупотребительные сокращения и обозначения необходимо пояснять (например: СО – связи с общественностью). При первом упоминании об этих терминах и обозначениях их наименование пишется полностью, в скобках указывается принятое сокращение, при последующих упоминаниях дается только сокращенное обозначение.
В дипломной работе не рекомендуется вести изложение как от первого лица: «Я считаю», «По моему мнению», «Мне кажется» и т.п., так и множественного: «Мы имеем», «Мы наблюдаем» и т.д. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов: «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». В отдельных случаях можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако более предпочтительно те же мысли выражать другими конструкциями: «на основе выполненного анализа можно утверждать», «проведенные исследования подтверждают...», «изучение фактического материала свидетельствует о том» и т.п.
Ссылки на использованную литературу могут быть оформлены в двух вариантах:
1. в тексте в скобках, когда сначала указывается номер источника в списке литературы, а затем номер страницы данного источника, например: [10, с. 22];
2. внизу страницы, когда указываются автор, название работы, место издания, год издания, цитируемая страница, например: Эко У. Как написать дипломную работу. М., 2003, с.25.
Таблицы, схемы, рисунки следует нумеровать (в отдельности).
На титульном листе работы, рядом со своей фамилией студент должен поставить подпись.
Допуск к защите
Законченная дипломная работа подписывается студентом и представляется руководителю. После одобрения дипломной работы, руководитель подписывает титульный лист и вместе со своим письменным отзывом передаёт работу заведующему кафедрой, решающему вопрос о допуске к защите.
В случае невыполнения требований и сроков сдачи дипломной работы, изложенных на стр. 5-6, студент не допускается к защите. Если заведующий кафедрой не допускает студента к защите, этот вопрос рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя .
Дипломная работа, допущенная к защите, должна быть направлена на рецензию. Состав рецензентов утверждается кафедрой из числа специалистов организаций, научных учреждений и преподавателей ВУЗов. Необходимость и порядок предзащиты определяются кафедрой. Требования к отзыву руководителя и рецензии приведены в Приложении 6.
Порядок защиты
Сроки работы государственной аттестационной комиссии (ГАК), утверждённой ректором, доводятся до общего сведения не позднее, чем за 2 недели до начала защиты.
В ГАК вместе с дипломной работой представляется отзыв руководителя и другие материалы, характеризующие ценность выполненного проекта, рецензия и справка деканата о выполнении студентом учебного плана и полученных им оценках.
Защита проводится на открытом заседании с участием не менее 2/3 состава ГАК. Студент представляет содержание дипломной работы и отвечает на вопросы членов ГАК. В ходе защиты студент делает короткий (до 10 минут) доклад (см. Приложение 5), в котором отражает актуальность и практическую значимость, основные положения и результаты исследования, а также отвечает на вопросы членов ГАК. В ходе дискуссии зачитывается рецензия, заслушиваются ответы студента на замечания рецензента, оглашается отзыв руководителя, выступают члены ГАК и присутствующие. Научный руководитель может выступить на защите и дать собственную характеристику работы студента. В отсутствие руководителя или рецензента письменный отзыв зачитывает зам. председателя ГАК. По окончании защиты студенту предоставляется заключительное слово.
Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Решение об оценке принимается на закрытом заседании открытым голосованием членов ГАК, присутствовавших на защите. При равном числе голосов голос председателя является решающим.
Дипломная работа оценивается по совокупности факторов, включающих:
1. Соответствие результатов работы поставленным задачам.
2. Новизну и самостоятельность использованных подходов и методов исследования.
3. Умение аргументировано излагать содержание работы и вести дискуссию по затронутой проблеме.
При оценке работы могут быть приняты во внимание представленные в ГАК материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной работы.
Кроме оценки дипломной работы ГАК принимает решение о присвоении студенту квалификации специалиста по связям с общественностью.
Результаты защиты объявляются в тот же день после оформления протоколов заседания ГАК.
Студенту, защитившему дипломную работу, присваивается решением ГАК квалификация в соответствии с полученной специальностью, выдаётся нагрудный знак и в торжественной обстановке вручается диплом об окончании института.
В тех случаях, когда защита признана неудовлетворительной, ГАК устанавливает, может ли студент представить к повторной защите тот же проект с доработкой, либо обязан разработать новую тему. «Лицо, завершившее освоение образовательной программы и не подтвердившее соответствие подготовки требованиям ГОС высшего профессионального образования при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, отчисляется из института и получает диплом о неполном высшем образовании… При восстановлении в институте ему назначаются повторные итоговые аттестационные испытания. Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний по решению ГАК назначается не ранее чем через 3 месяца и не более чем через 5 лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые. Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться более 2-х раз».[1]
Студентам, не защищавшим дипломную работу по уважительной причине, приказом ректора может быть продлён срок обучения.
Приложение 1
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕМАТИКИ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
1 Концепция корпоративной культуры и функции специалиста по связям с общественностью.
2 Структура и деятельность агентств по связям с общественностью (на конкретных примерах).
3 Связи с общественностью в управлении проблемами и кризисными ситуациями.
4 Этические аспекты деятельности по связям с общественностью и кодексы профессиональной этики.
5 Правовые аспекты в деятельности специалистов по связям с общественностью.
6 Глобализация деятельности по связям с общественностью.
7 Международные аспекты связей с общественностью.
8 Связи с общественностью, реклама, маркетинг в системе интегрированных коммуникаций.
9 История и формирование деятельности по связям с общественностью в России.
10 Связи с общественностью в государственных структурах (в правительственных организациях) (на конкретных примерах).
11 Связи с общественностью в некоммерческих организациях (на конкретных примерах).
12 Методы, организации и осуществление программ и кампаний по связям с общественностью (с использованием конкретных материалов).
13 Роль связей с общественностью в управленческой структуре организации (на конкретных примерах).
14 Новые технологии в практике связей с общественностью.
15 Профессиональные ассоциации по связям с общественностью (зарубежные и российские).
16 Современные тенденции развития связей с общественностью.
17 Связи с общественностью в коммерческой сфере (на примере конкретной организации).
18 Связи с общественностью в финансовой сфере (на примере конкретной организации).
19 Этика связей с общественностью и социальная ответственность.
20 Основные сферы деятельности специалиста по связям с общественностью (на примере конкретной организации).
21 Стратегическое планирование результативных кампаний по связям с общественностью.
22 Внутриорганизационные связи с общественностью.
23 Лоббирование в профессиональных союзах и ассоциациях.
24 Лоббирование на федеральном (местном) уровне.
25 Связи с общественностью в туристическом бизнесе (на примере конкретной организации).
26 Интегрированные коммуникации в формировании корпоративного имиджа.
27 Социальная ответственность и роль политических связей с общественностью.
28 Основные инструменты деятельности по связям с общественностью.
29 Разработка системы мероприятий по созданию корпоративного имиджа
30 Скрытые и открытые формы воздействия на общественное мнение в связях с общественностью.
31 Роль культурных и социальных стереотипов в деловой коммуникации.
32 Межкультурная компетенция как фактор успеха в деловой сфере.
33 Структура, функционирование и эффективность различных каналов передачи информации (на примере конкретной организации).
34 Управление кризисными ситуациями (на конкретном примере).
35 Разработка системы мероприятий по улучшению коммуникационного климата (на примере конкретной организации).
36 Проведение коммуникационного аудита в организации.
37 Коммуникативные аспекты классических и современных теорий управления организацией.
Приложение 2
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Гуманитарный факультет
Связи с общественностью
Специальность: 030602.65 (350400)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему:
Студент:____________________________________
Ф.И.О.
____________________________________________
подпись
Научный руководитель:_______________________
Ф.И.О.
____________________________________________
уч. степень, звание
____________________________________________
подпись
Допускается к защите:
Заведующий кафедрой:_____________________
____________________________________________
уч. степень, звание
____________________________________________
подпись
диплом защищен с оценкой:____________________
дата:________________________________________
Санкт-Петербург
Год
Приложение 3
В процессе осмысления и написания дипломных работ возникают затруднения, связанные с формулировкой актуальности, цели, гипотезы исследования, его значения, новизны и т.д. Рассмотрим опорные фразеологические конструкции, при помощи которых в текст работы вводятся ее характеристики.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
- обусловлена новыми ... условиями ...,
- объясняется необходимостью выявления тенденций...,
- определяется вниманием к проблемам ...,
- обусловлена необходимостью рассмотрения ... явлений в их
взаимосвязи ...,
- обусловлена отсутствием до настоящего времени .. материала, способствующего пониманию...,
- соотносится с ... проблемой ...,
- заключается в том, что впервые представлено .., решение проблемы ...,
- связана с назревшей необходимостью ..,
- мотивирована тем обстоятельством, что ...
Или: актуальность исследования (проблемы, темы исследования, вопроса, научного поиска, поставленной цели)
- определяется (неразработанностью ..., необходимостью ..., отсутствием..., стремлением ..., поиском ..., недостаточной изученностью ...);
- определяется тем, что ...; обусловлена ...; обусловлена тем, что ..; объясняется тем, что ...; заключается ...; заключается в том, что ...; диктуется ...; диктуется тем, что ...; усматривается в ...; усматривается в том, что...
ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель настоящего исследования
- заключается в разработке научно обоснованной и экспериментально проверенной системы;
- цель исследования состоит в выявлении и описании методов и приемов разработке теоретического подхода к созданию ... и методики их использования ..; определении теоретических основ ..; поиске путей реализации...; выявлении и описании ... особенностей ..; системном исследовании ... на основе комплексного подхода ..; выяснении ... функций, значений и сфер употребления ..; получении некоторого нового знания о ...; создании ... и обосновании ..; поиске и определении условий, способов и приемов ... предложении научного обоснования ... концепции и реализации ее ..;
- целью исследования является представление возможностей системы ..;
- цель исследования видится нам в выявлении ...
Цель исследования состоит в (выявлении ...; описании ...; выяснении…; разработке...; определении ...; обосновании ...; усовершенствовании ...; создании ...; установлении...; уточнении...; расширении ...; реализации ...; анализе ... и т.д.)
Целью исследования являются (является): выявление ... и т.д.
Цель исследования: выявление ... и т.д.
Предметом исследования является (являются):
- разработка научно обоснованной типологии ..., применимой для ..;
- процесс формирования ... на основе изучения ...;
- являются единицы .., отражающие ..;
- поиски наиболее оптимальных приемов…
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Гипотеза исследования заключается (состоит) в следующем…
Гипотеза исследования формулируется следующим образом ...
Работа представляет собой верификацию гипотезы, заключающейся в том, что ...
При решении указанных задач мы руководствовались следующей гипотезой: ...
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Задачи исследования формулируются в работе следующим образом:
- выявить возможности использования ... формирования;
- выработать принципы комплексного подхода к изучению и использованию ..;
- проверить в ходе ... эффективность ..;
- установить уровень разработанности данной темы ..;
- уточнить наиболее трудные для усвоения вопросы ..;
- провести опытно-экспериментальную проверку ..;
- разработать концептуальные положения ..;
- преобразовать содержание..;
- экспериментально определить степень ..;
- определить состав и границы ...;
- сопоставить существующие классификации ... выделить критерии ..;
- дать развернутую характеристику ..;
- отметить основные ... компоненты ..;
- аргументировать и обосновать концепцию ..;
- уточнить ... признаки ..;
- охарактеризовать ... особенности ..;
- обосновать возможность и необходимость ..;
- отобрать ... средства, характерные ..;
- изучить состояние .., выяснить ..;
- наметить пути формирования ..;
- проследить создание ...
Или:
- Достижение поставленной цели предполагает (предопределяет) решение следующих задач: рассмотреть ...; дать характеристику ...; исследовать....; проанализировать…; предложить...; рекомендовать …; провести эксперимент …; разработать ...; дать описание ...; спроектировать…; реализовать…; установить ...; организовать ...; систематизировать ...; проверить…; сопоставить…; выявить…; сформулировать ...; показать ...; составить ...; создать ...; разработать ...; выработать...; проанализировать ...; исследовать ...; уточнить .…
- Данной (этой) целью определяется и круг задач, которые необходимо решить в ходе исследования: выявить ...; рассмотреть ... и т.д.
- Достижение цели (целей) связывается с решением следующих задач: ...
- Задачи исследования, вытекающие из поставленной цели, заключались (заключаются) в следующем: выявить ... рассмотреть ... и т.д.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ
Научная новизна исследования заключается (состоит, проявляется) в том, что проанализированы ... (раскрыты .., выявлены ..., рассмотрены ..., доказаны..., обоснованы.., подготовлены .., могут быть использованы .., экспериментально подтверждены .., определены критерии .., установлена взаимосвязь…, разработана методика .., созданы и экспериментально проверены .., выделены .., предложен вариант.., описаны приемы ..., типологизированы…, конкретизированы .., составлены ..., показаны ..., предпринята попытка…, реализованы .., моделируются .., классифицируются ... сопоставляются…, предлагается ... характеризуются .., приводится трактовка .., прогнозируется ...).
Научная новизна исследования (работы, темы) определяется тем, что проанализированы... и т.д.
Научная новизна исследования состоит в следующем: в анализе ... в раскрытии... и т.д.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе используются (применяются) следующие методы исследования : 1) аналитический; 2) сопоставительный; 3) метод наблюдения и т.д.
Объект, цель, задачи и материал работы определили методы исследования: теоретико-дедуктивный, описательно-аналитический, структурно-семантический, метод эксперимента.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: статистический, метод системного описания, семантико-прагматический.
Методы исследования определялись целями и задачами работы и включали в себя: сопоставительно-типологический, классификационный, индуктивно-дедуктивный.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ
Методологической основой исследования являются (служат, послужили) важнейшие положения философии ...(теория ... системный подход... учение ... основы ... труды ...).
Методологическая основа исследования базируется на идеях ...(теории ... и т.д.).
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Теоретическая значимость (новизна, ценность) исследования (работы) заключается (состоит, представляется) в том, что в нем (в ней) впервые (с новых позиций, по-новому) рассматриваются ... (разрабатываются.., решаются.., вырабатываются .., выделяются ..., типологизируются .., представляются .., изучаются .., конкретизируются.., обосновываются..., даются.., предпринимаются.., систематизируются .., доказываются .., устанавливаются .., составляются …, создаются..., применяются .., дается характеристика ..., предлагаются ..., проверяются ..., выявляются...).
Теоретическая значимость исследования определяется важностью (необходимостью) изучения ... (рассмотрения разработки ... и т.д.).
Теоретическая значимость:
- определяется следующими соображениями...;
- заключается в обосновании выделения этапов...;
- определяется возможностью теоретически обосновать…, расширить и углубить..;
- заключается в следующем: сформулированы .., выявлены ... определены .., разработаны .., уточнены.., обоснованы .., выделены .., описаны ..., проанализированы ..., представлены .., решена задача.., предпринята попытка .., установлены ...
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Практическая значимость (ценность) исследования (работы), заключается (выражается, состоит) в том, что оно (она) позволяет улучшить найти применение ... может быть использовано (а) ... выявляет пути и способы... создает возможность ... обозначает круг ... способствует совершенствованию... служит базой ... оптимизирует процесс ... может быть применимо (а)..обеспечивает потребность ... содержит материал для ... может помочь в… формирует ... апробирует ... отбирает ... уточняет ... вводит в обращение… может быть полезно при ... устанавливает критерии ... дает рекомендации ...
Практическая значимость исследования определяется тем, что его материалы...
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут применяться ... (могут способствовать ... дают возможность ... могут включаться ... могут использоваться ... подтверждают возможность ...).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
- определяется тем, что..., результаты данной работы могут быть использованы...
- разработанная ... позволит повысить уровень ...
- дана качественная характеристика...
- состоит в возможности использования результатов... для совершенствования...
- описание ... может найти свое применение ...
- использование результатов исследования позволит объяснить ...
Приложение 4
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
«БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ДОКУМЕНТА»
1. Рекомендуемая последовательность расположения используемой литературы
1.Список использованной литературы помещается после основного текста выпускной работы.
2.Литература располагается в следующем порядке:
- Законы;
- Указы;
- Постановления;
- Ведомственные документы (инструкции, положения, письма, приказы, методические указания);
- Книги и статьи из периодики на русском языке;
- Книги и статьи на иностранном языке;
- Неопубликованные, электронные материалы.
3.Все указанные материалы располагаются по алфавиту фамилий авторов и заглавий с учётом последующих вторых, третьих и т.д. Нумерация документов в списке должна быть сплошной от начала до конца.
2. Примеры библиографического описания законодательных материалов
Законы:
О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2000 год: Федеральный закон от 5 авг. 2000 г. №114-Ф3// Собрание законодательства Российской Федерации.–2000.–№32.–С.6258–6392.
Указы:
О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10 авг.2000 г.№1486// Собрание законодательства Российской Федерации.–2000.–№33.–С.6242–6343.
Постановления:
О годовом отчёте Центрального банка Российской Федерации за 1999 год: Постановление Госдумы Федерального собрания РФ от 5 июля 2000 г.№529-III ГД// Ведомости Федерального собрания Российской Федерации.–2000.–№21.–С.23
3. Примеры библиографического описания книг.
Библиографическое описание книги одного автора:
Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйственного субъекта.–2-е изд., доп.–М.: Финансы и статистика, 2000.–208 с.: ил.
Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль.–СПб.: Питер, 2000.–752 с: ил.
Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом: Учебно-практическое пособие.–5-е изд., перераб. и доп.–М.: Бизнес-школа “Интел-синтез”, 1999.–367 с.: ил.
Библиографическое описание книги двух авторов:
Бычкова С.М., Карзаева Н.Н. Аудит. Ситуации, примеры, тесты: Учебное пособие.–М.: Аудит: ЮНИТИ,1999.–127с.
Россистер Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров: Пер. с англ./Под ред. Л.В. Волоковой.–СПб.:Питер,2000.–656 с.:ил.
Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник.–М.: Банки и биржы, 1998.–576 с.
Библиографическое описание книги трёх авторов:
Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учёт в организациях.–М.: Финансы и статистика,2000.–720 с.
Панкратов Ф.Г. и др. Рекламная деятельность: Учебн./Панкратов Ф.Г., Серёгина Т.К., Шафурин В.Г.–М.: ИВЦ «Маркетинг»,1998.–224 с.
Энджел Д.И. и др. Поведение потребителей: Пер. с англ./ Энджел Д.И.; Блэкуэл Р., Миниард П., Под ред. Л.Волоковой.–СПб.: Питер Ком,1999.–768 с. ил.
Библиографическое описание книги четырёх и более авторов:
Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов/Л.Е. Стровский, С.К. Казанцев, Е.А. Паршина, и др.; Под ред. Л.Е.Стровского.–2-е изд., перераб. и доп.–М.: ЮНИТИ,1999.–823 с.
Деньги. Кредит. Банки.: Учебное пособие/А.В.Борискин, А.А. Тарабцев, А.Б.Тарушкин и др.; СПб гос.техн. унив. Каф. «Мировая экономика».–СПб.: Спец Лит.,2000.–151 с.
Библиографическое описание книг коллективного автора:
МВД России. Органы государственной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Справочник.–СПб.: СЕНСОР,2000.-480 с.
Системное моделирование социально-экономических процессов.: Тезисы докл. и сообщ. 22-й международной шк.-семинара им. Акад. С.С.Шаталина, Мстера, 11-15 сент. 1999г./ РАН. Отделение экономики и др.–М.,1999.–126 с.: ил.
Библиографическое описание книги без автора:
Общий менеджмент: Учеб. пособие/ Под ред. А.К. Казанцева.–М.: ИНФРА-М, 1999.–25 с.: ил.
Справочник директора предприятия/Под ред. М.Г.Лапусты.–2-е изд., испр. и доп.–М.:ИНФРА-М, 1998.–784 с.
Библиографическое описание сборника:
Договоры: образцы док., коммент., практика разрешения споров/Под ред. М.Ю.Тихомирова.–Юринформцентр,1999.–375 с.
Справочник индивидуального предпринимателя/Под ред. Н.Р.Усманова., С.В. Бейлина.–М.: Приор, 2000.–320 с.
Библиографическое описание многотомного издания в целом:
Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика: Учеб. В 2-х т./Пер. с англ. Н.Н.Барышникова и др.–113-е изд.–М.: ИНФРА-М,2000.–Т.1.–486 с.: ил.–Т.2.–527 с.: ил.
Описание одного тома:
Бизнес-карта-1999-2000. Автомобильный транспорт.–М.: Бизнес-карта, 1999.–Т.1.: Россия.–606 с.
Библиографическое описание продолжающего издания:
Бюллетень ассоциации коммерческих банков Санкт-Петербурга/Под ред. В.В.Титов.–СПб.: АКБ,1999.–153 с.–№27
Пятой М.Л., Патров В.В. Материальная ответственность. На примере предприятий торговли/АКДИ «Экономика и жизнь»// Экономико-правовой бюллетень.–1998.–124 с.–Вып.35.
4. Примеры библиографического описания книг составной части документа (аналитическое описание)
Библиографическое описание статьи из сборника:
Овертон М. Как справиться с переменами//Искусство администрирования: практ. пособие.–М.,1998.–С.106–111
Библиографическое описание статьи из журнала:
Карнаухов С. Эффективность корпоративных структур// Риск.–2000.–№3-4.–с.4-13.
Семченко Н.П. Прекращение обязательств: учёт и налогообложение//Бухгалтерский учёт.–2000.–№15.–С.6–11;№16.–С.9–12;№17.–С.8–12.
Соколов С. Особенности аудита заказчиков-застройщиков//Аудит и налогообложение.–1999.–№3.–С.15–20.
Библиографическое описание статьи из газеты:
Ларионов И.В. Методы управления рисками кредитной организации и способы ограничения//Бизнес и банки.–2000.–№40,окт.
Кудакова Н. Кто заплатит за банк//КоммерсантЪ.–2000.–14 окт.
Стрельцов А. Дискуссия вокруг банкротства//Экономика и жизнь.–1999.–№4.
Библиографическое описание параграфа из книги:
Неофициальная правовая информация//Введение в правовую информатику. М.,1999.–Гл.1.–параграф 1.
Структура мирового хозяйства//Фомичёв В.И. Международная торговля.–2-е изд., перераб. и доп.–М.,2000.–Гл.2.–С.47–58.
Библиографическое описание главы из книги:
Главные элементы во внешней торговле// Гачев Ю.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций.–М.,2000.–Гл.4.–С.50–86.
Приведение маркетинговой стратегии в соответствии со сложившейся ситуацией//Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент.–М.,1998.–Гл.6.–С.262–324.
Библиографическое описание электронного источника:
Интернет и современное общество: Тезисы Всероссийской научно-методической конференции. 7-11 декабря 1998 г.– СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998; http://ims98.nw.ru
Мордвинова В., Мордвинов В. Доменное имя и товарный знак – одного поля ягоды. [Электронный ресурс]// http:// www . advi . ru
Шевцов А. Шрифт как элемент фирменного стиля. [Электронный ресурс]// http:// www.soob.ru
Библиографическое описание иностранного источника:
Dracker P.F. Post-Capitalist Society. N.Y.: Harper-Collins Publ., 1995. 240 р.
Приложение 5
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАЩИТЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Уважаемый председатель! Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии! Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагаются результаты дипломного исследования (Фамилия, Имя, Отчество) на тему «…».
Наше дипломное исследование посвящено проблеме …
Объектом исследования в дипломной работе является …
Основными задачами дипломной работы были …
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Исследование (работа) состоит из введения, двух (трех и т.д.) глав, заключения ... (библиографии, приложения, перечня расшифровок, таблиц, схем).
Во введении обосновывается (дается обоснование, определяются, дана характеристика, идет речь, изложены вопросы, обоснована, охарактеризованы) выбор темы и ее актуальность (актуальность темы), научная новизна темы, определяются (раскрываются, характеризуются) объект, предмет, цели, задачи, методы, гипотеза, теоретическая и практическая значимость работы (исследования).
В первой главе (приводится название главы) рассматриваются (даются ... выявляются ... анализируются ... характеризуются… определяются… формулируется изложение о ... освещаются ... дается анализ ... показывается ... описываются ... обосновываются ... предлагается обзор ... отмечаются ... выделяются ... излагаются ... представлены ... отражаются ... содержится анализ... исследуются...).
Вторая глава (приводится название главы) посвящена (посвящается) рассмотрению ... (выявлению ... анализу ... и т.д.).
В заключении подведены итоги ... (излагаются выводы .., отражены выводы .., суммируются результаты ..., излагаются результаты ..., подводятся итоги ..., формулируются общие тенденции .., намечаются перспективы ..., сформулированы выводы ..., обобщаются результаты ... предложены рекомендации ..., содержатся выводы.., представлены итоги ...).
Благодарю за внимание!
Приложение 6
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ
ОТЗЫВА РУКОВОДИТЕЛЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
И РЕЦЕНЗИИ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ
В отзыве руководителя на дипломную работу должна быть дана оценка актуальности темы, показаны её объём и глубина проработки, возможность практического использования результатов работы.
В отзыве даётся характеристика общей подготовки и способности студента к самостоятельной деятельности, его отношению к работе в период дипломного проектирования, его организованности, трудоспособности и инициативности. В конце отзыва руководитель мотивированно выставляет оценку работы и указывает, достоин ли студент присвоения ему квалификации специалиста по связям с общественностью.
Отзыв должен быть подписан руководителем с указанием его фамилии и инициалов, места работы.
В рецензии должны быть освещены следующие вопросы:
1.соответствие работы утверждённой теме и заданию;
2.актуальность тематики;
3.качество и глубина проработки основных разделов дипломной работы;
4.оригинальность выбранных подходов и решений;
5.реальность представленного проекта и целесообразность его использования;
6.общий уровень подготовки студента, способность его к самостоятельному решению задач в профессиональной сфере деятельности;
7.качество оформления пояснительной записки, демонстрационных материалов, выполнения требований стандартов;
8.оценка дипломной работы и заключение о возможности присвоения студенту квалификации специалиста по связям с общественностью.
В конце рецензии должна быть подпись рецензента с указанием его фамилии, инициалов, должности, места работы.
[1] Положение об итоговой государственной аттестации выпускников СПб ИВЭСЭП от 20.06.2005 г. Ст.11-12.