Справка о результатах самообследования кафедры истории по специальности «032600 (050401)–История» по состоянию на 12 мая 2008 года

СОДЕРЖАНИЕ: Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности кафедры истории

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Карельский государственный педагогический университет»

Историко-филологический факультет

Кафедра истории

СПРАВКА

о результатах самообследования кафедры истории

по специальности «032600 (050401)–История»

по состоянию на 12 мая 2008 года

Утверждена на заседании кафедры

12.05.2008 г. Протокол № 8

Зав. кафедрой истории

кандидат исторических наук,

доцент Г.В. Чумаков

Петрозаводск, 2008


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………..3

1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности кафедры истории…………………………………………………………………….5

2. Структура кафедры и управление ……………………………………………….8

3. Содержание подготовки специалистов………………………………………….10

3.1. Структура и содержание образовательных программ по аттестуемым специальностям и направлениям…………………………………………..10

3.2. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса……….13

3.3. Организация учебного процесса……………………………………….……15

4. Качество содержания подготовки выпускников………………………………22

5. Качество кадрового обеспечения кафедры………………………………………26

6. Качество научно-исследовательской и научно-методической деятельности кафедры………………………………………………………………………………….30

7. Качество материально-технической базы кафедры……. …...……………..…34

8. Работа со школами и органами образования……………………………………35

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………..36


Введение

Самообследование кафедры истории историко-филологического факультета Карельского государственного педагогического университета проведено в связи с плановой аттестацией всего университета в соответствии с Программой аттестации образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования и решением Ученого совета КГПУ.

Комиссия по самообследованию кафедры истории в составе Чумакова Г.В., Юсуповой Л.Н., Адамович И.В., Репуховой О.Ю., Меньшиковой Е.В. была создана решением коллектива кафедры 6 февраля 2008 г. (протокол № 6). Комиссией был проведен анализ организационно-правового обеспечения образовательной деятельности кафедры; структуры подготовки специалистов; качества содержания подготовки выпускников, организации учебного процесса, итоговой аттестации выпускников; кадрового обеспечения учебного процесса; качества учебно-методического, информационного и библиотечного обеспечения; научно-исследовательской работы и других направлений деятельности кафедры предусмотренных программой аттестации.

Кафедра является структурным подразделением Историко-филологического факультета и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом КГПУ.

Цель деятельности кафедры истории – подготовка специалиста высшего профессионального образования с квалификацией «учитель истории» в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС) по специальности «032600-История».

Реализуя указанную цель кафедра истории концентрирует свою учебную и научную деятельность на следующих основных направлениях:

  • подготовка специалистов, обладающих фундаментальными гуманитарными знаниями в сочетании с профессиональной компетентностью, умением и навыками практической работы по избранной специальности, высокой общей культурой, гражданской активностью;
  • проведение научно-исследовательских работ в единстве с учебным процессом; разработка путей перевода современного фундаментального знания в различные образовательные практики;
  • осуществление прочных связей с другими вузами, учебными и научными учреждениями региона, развитие инновационных научно-образовательных практик.

Важнейшими средствами для реализации вышеназванных направлений деятельности кафедры истории являются:

  • разработка качественно новых подходов к образованию;
  • внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий;
  • оптимальное использование возможностей естественных и точных наук как средств гуманитарного познания;

· перенесение центра тяжести на организацию самостоятельной работы студентов. Основные усилия коллектива направлены на выполнение следующих задач:

  • формирование системы контроля качества образования;
  • подготовка выпускников, обладающих необходимыми профессиональными и социально-практическими компетенциями и умеющими успешно адаптироваться к динамичным условиям социально-экономической и информационно-культурной среды;
  • совершенствование структуры управления учебным процессом, подбор высококвалифицированных ППС.

Профессиональные образовательные программы, реализуемые кафедрой истории, учебные планы, рабочие программы учебных курсов и графики учебного процесса соответствуют требованиям ГОС ВПО.

1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности кафедры истории

Впервые прием на историческое отделение в Карельском государственном педагогическом институте был открыт в 1933 году. Позднее историческое отделение было преобразовано в исторический факультет, просуществовавший до 1958 года. Но обучение учителей истории в пединституте продолжалось еще до 1965 года. Вновь подготовка студентов-историков была возобновлена на филологическом факультете только в 1995 году по дополнительной специальности «история». А с 2000 года была получена лицензия на обучение учителей-историков по основной специальности «032600-История».

Кафедра истории является правопреемницей кафедры отечественной истории, созданной в КГПУ в 1991 году вместо кафедры политической истории. С 1995 года коллектив кафедры обеспечивал учебный процесс по дополнительной специальности «история». Когда же в 2000 году был проведен первый набор студентов по основной специальности «032600-История», кафедра сумела успешно обеспечить выполнение учебного плана. В 2005 году состоялся первый выпуск по основной специальности «032600-история». В 2002 году изменился статус кафедры: из общеуниверситетской кафедра была реорганизована в специальную при филологическом факультете (с 2006 года – историко-филологическом факультете).

За период подготовки в университете учителей-историков кафедра истории осуществила уже восемь выпусков специалистов, которые защищали дипломы по истории и работают учителями средних школ в районах Республики Карелия и в г. Петрозаводске, а также в других образовательных учреждениях региона и органах муниципального и государственного управления. На сегодняшний день по кафедре специализируются 176 студентов историко-филологического факультета.

Ядро коллектива кафедры истории составляют опытные преподаватели, много лет работающие в КГПУ и имеющие большой педагогический, научный и методический потенциал. Это доценты Крылова Р.И., Чумаков Г.В., Юсупова Л.Н, ст. преподаватель Егорова Т.Б. Необходимо отметить, что в предшествующие годы на тогда еще общеинститутской кафедре истории работали известные в республике и за ее пределами исследователи. Среди них крупный специалист по истории политических партий в нашей стране доцент Спиридонов М.В., возглавлявший кафедру в течение 30 лет, доцент Гардин Е.С., занимавшийся историей гражданской войны в Карелии и доцент Шпак А.А., монография которой «Подвиг юности» известна широкому кругу обществоведов республики. Благодаря им на кафедре сформировались здоровый творческий микроклимат и положительные традиции. Вместе с тем за последние годы коллектив кафедры истории значительно обновился и пополнился рядом молодых и перспективных преподавателей. Это ст. преподаватели Адамович И.В., Лис Т.В., Репухова О.Ю. Такое соединение опыта и молодой энергии открывает перед кафедрой истории хорошие перспективы развития.

Следует так же указать еще на один источник кадрового потенциала кафедры. На протяжении уже ряда лет к работе на кафедре привлекаются на основе штатного совместительства некоторые опытные преподаватели Петрозаводского государственного университета. В их числе зав. кафедрой дореволюционной истории, доцент Пашков А.М., зав. кафедрой всеобщей истории, доцент Юсупов А.Ф., доценты Филимончик С.В., Дорохова И.А., Дианова Е.В. А в связи с введением дополнительной специализации «историческое краеведение и музееведение» в штаты кафедры был принят по совместительству директор Карельского краеведческого музея, кандидат педагогических наук Гольденберг М.Л.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС ВПО) кафедра обеспечивает преподавание различных исторических учебных дисциплин на всех 9 факультетах КГПУ. При этом основная часть учебной нагрузки приходится на историческое отделение историко-филологического факультета. На конец 2007–2008 учебного года за кафедрой истории было официально закреплено 39 учебных дисциплин.

Подготовка студентов по специальности «032600 (050401)–История» ведется по очной и заочной формам обучения со сроками:

· очная – 5 лет;

· заочная на базе образования: среднего – 6 лет.

Присваивается квалификация «учитель истории».

Структура подготовки специалистов ориентирована на региональные потребности Республики Карелия.

Кафедра истории также обеспечивает преподавание исторических дисциплин на 9 факультетах КГПУ:

Список учебных дисциплин, преподаваемых кафедрой истории:

Направление или

специальность

Предмет

Форма обучения

1.

История

Археология

Архивоведение

Введение в историю

Историография

Историческая география

История Древнего Востока

История Древней Греции и Рима

История Карелии

История первобытного общества

История России c древнейших времен до XVII века

История России XVIII – XIX вв.

История России ХХ век

История средневекового Востока

История средних веков

История Финляндии

Источниковедение

Методика преподавания истории

Методика преподавания обществознания

Методология истории

Новая история стран Европы и Америки

Новая история стран Азии и Африки

Новейшая история стран Европы и Америки

Новейшая история стран Азии и Африки

Основы музейного дела (специализация)

Этнология

Курсы по выбору

Спец. семинары

Дипломантский семинар

Очная,

заочная

2.

Русский язык и литература

Отечественная история

Очная,

заочная

3.

Биология

Отечественная история

Очная

4.

География

Отечественная история

Очная

5.

Химия

Отечественная история

Очная

6.

Английский язык

Отечественная история

Очная

7.

Немецкий язык

Отечественная история

Очная

8.

Французский язык

Отечественная история

Очная

9.

Финский язык

Отечественная история

Очная

10.

Педагогика и методика начального образования

Отечественная история

Очная,

заочная

11.

Безопасность жизнедеятельности

Отечественная история

Очная,

заочная

12.

Физическая культура

Отечественная история

Очная,

заочная

13.

Математика

Отечественная история

Очная

14.

Физика

Отечественная история

Очная

15.

Информатика

Отечественная история

Очная

16.

Технология и предпринимательство

Отечественная история

Очная,

заочная

17.

Изобразительное искусство

Отечественная история

Очная

18.

Дошкольная педагогика и психология

Отечественная история

Очная,

заочная

19.

Социальная дошкольная педагогика и психология

Отечественная история

Очная,

заочная

20.

Психология

Отечественная история

Очная,

заочная

Преподавание исторических дисциплин осуществляется на основе Учебно-методических комплексов по дисциплинам учебного плана, включающих в себя рабочие программы, разработанные преподавателями кафедры в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС ВПО) и на основе типовых программ УМО Министерства образования РФ.

В соответствии с лицензией Министерства образования РФ, а также приказами МО РФ кафедра, как структурное подразделение историко-филологического факультета, имеет право на ведение образовательной деятельности в сфере профессионального образования по специальности «032600 (050401)–История» с дополнительной специальностью «033200–Иностранный (английский) язык» и с дополнительной специализацией «032614 - Историческое краеведение и музееведение».

Рабочие программы учебных курсов отвечают требованиям, предъявляемым ГОС и позволяют сформировать у студентов систему знаний об основных этапах и важнейших событиях мировой истории, а также выработать навыки самостоятельной исследовательской работы, необходимые для специальной подготовки квалифицированного учителя истории. Рабочие программы хранятся на кафедре.

Самоаттестация проводилась на кафедре в два этапа:

· Первый этап (с января по март 2008 г.) включал разработку и утверждение УМК по всем дисциплинам учебного плана; составление различных форм отчетности.

· Второй этап (с апреля по май 2008 г) – проводилась корректировка УМК и Рабочих программ в соответствии с типовыми программами УМО; проверка состояния делопроизводства на кафедре, проведение срезовых контрольных работ по базовым учебным дисциплинам и по курсу Отечественной истории (результаты прилагаются).

2. Структура кафедры и управление

На момент самоаттестации преподаватели кафедры работают с более чем студентами дневной и очной формы обучения на всех факультетах КГПУ. В настоящее время на кафедре работают 18 преподавателей, из них 15 имеют ученую степень и 9 – ученое звание доцента, 2 преподавателей кафедры обучаются в аспирантуре.

СПИСОК ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА КАФЕДРЫ

ИСТОРИИ:

Фамилия, имя, отчество

должность

ученое звание

ученая степень

1.

Чумаков Герман Владимирович

Зав. кафедрой

доцент

канд. истор. наук

2.

Юсупова Людмила Николаевна

доцент

доцент

канд. истор. наук

3.

Крылова Раиса Ивановна

доцент

доцент

канд. истор. наук

4.

Адамович Ирина Викторовна

ст. препод.

канд. истор. наук

5.

Егорова Татьяна Борисовна

ст. препод.

6.

Лис Татьяна Владимировна

ст. препод.

7.

Репухова Оксана Юрьевна

ст. препод.

8.

Пашков Александр Михайлович

доцент

доцент

канд.истор. наук

9.

Дубровская Елена Юрьевна

доцент

канд. истор. наук

10.

Филимончик Светлана Николаевна

доцент

доцент

канд. истор. наук

11.

Дианова Елена Васильевна

доцент

доцент

канд.истор. наук

12.

Герман Константин Энрикович

доцент

канд. истор. наук

13.

Гольденберг Леонид Львович

ст. препод.

канд. пед. наук

14.

Дорохова Ирина Алексеевна

доцент

доцент

канд.истор. наук

15.

Юсупов Алесандр Файзрахманович

доцент

доцент

канд.истор. наук

16.

Сабанцев Алексей Николаевич

ст. препод.

канд.истор. наук

17.

Лобачкова Мария Геннадьевна

ст. препод.

канд.истор. наук

18.

Румянцева Марина Федоровна

доцент

доцент

канд.истор. наук

Деятельность кафедры истории определяется законами Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», КЗОТом, нормативными правовыми актами Министерства образования РФ, Уставом КГПУ, решениями Ученого совета КГПУ и Совета историко-филологического факультета.

Работа кафедры строится в соответствии с календарными планами, утвержденными на ее заседаниях, индивидуальными планами работы преподавателей и учебными планами факультетов. Ежемесячно проводятся заседания коллектива кафедры в соответствии с календарным планом, принимаемым на каждый учебный год. На заседаниях кафедры рассматриваются и обсуждаются основные вопросы учебно-методической, научной и воспитательной работы. Ход обсуждений фиксируется в протоколах заседаний кафедры.

Управление кафедрой осуществляется на основе Устава КГПУ в соответствии с должностными инструкциями заведующим кафедрой. С апреля 2002 г. по декабрь 2007 г. кафедрой руководила доцент, кандидат исторических наук Юсупова Л.Н. С декабря 2007 г. кафедрой заведует доцент, кандидат исторических наук Чумаков Г.В., избранный по конкурсу Ученым Советом вуза в марте 2008 г.

Делопроизводство на кафедре осуществляется методистом Меньшиковой Е.В. в соответствии с требованиями, определяемыми руководством КГПУ. Вся нормативная и организационно-распорядительная документация постоянно обновляется, вносятся изменения и дополнения, позволяющие повысить эффективность управления факультетом и качеством профессиональной подготовки студентов.

УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ КАФЕДРЫ:

1. Меньшикова Елена Владимировна – заведующая кабинетом истории, лаборант.

Адрес кафедры: 185000.

Республика Карелия,

г. Петрозаводск,

проспект Ленина, д. 29, ауд. 304

3. Содержание подготовки специалистов

3.1. Структура и содержание образовательных программ по аттестуемым специальностям и направлениям

На кафедре истории скомплектованы профессиональные образовательные программы, соответствующие ГОС 2000 г., включающие в себя:

· учебные планы по специальности «032600 (050401)–История» с дополнительной специальностью «033200–Иностранный (английский) язык» и с дополнительной специализацией «историческое краеведение и музееведение»;

· графики учебного процесса;

· рабочие программы по дисциплинам кафедры по специальности и формам обучения в соответствии с профессиональной образовательной программой;

· программы производственных практик;

· тематику курсовых и выпускных квалификационных работ;

· сведения об обеспеченности образовательного процесса учебно-методической литературой;

· сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой;

· требования к промежуточной и итоговой аттестации (критерии оценки умений, знаний студентов на зачетах, экзаменах, ГАК; вопросы по дисциплинам кафедры; экзаменационные билеты).

Профессиональная образовательная программа соответствует требованиям ГОС федерального и национально-регионального компонента, учитывая содержание и объем часов, предусмотренных ГОС.

Соответствие рабочего учебного плана по специальности

«032600 (050401)–История»

Наименование блока дисциплин

Объем часов по ГОС

Объем часов

по плану

Процент

соотношения

ГСЭ

1500

1500

100%

ЕН

400

400

100%

ОПД

1600

1600

100%

ДПП

4934

4934

100%

ФДТ

450

450

100%

ВСЕГО

8884

8884

100%

Учебные планы соответствуют требованиям, предъявляемым к содержанию подготовки выпускников, определенных ГОС специальности.

Организация учебного процесса соответствует учебным планам, которые предусматривают 8884 часа теоретического обучения с продолжительностью 260 недель, что соответствует ГОСу от 31.01.2005 (260 недель), в т.ч.: теоретический курс – 156 недели; число курсовых работ – 3, экзаменов – 27, зачетов – 48. Продолжительность практик: архивной – 4 недели; археологической – 2 недели; двух педагогических – 6 недель и 6 недель; музейной – 2 недели.

Итоговая государственная аттестация осуществляется в форме защиты выпускной квалификационной (дипломной) работы, итогового государственного экзамена по «Истории России» и итогового государственного междисциплинарного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике обучения истории. Уровень требований, предъявляемых к подготовке учителя-историка, соответствует квалификационным требованиям данной специальности.

Учебные планы по специальности « 032600 (050401)–История» утверждены ректором КГПУ, полностью соответствуют требованиям ГОС (в т.ч. по блокам дисциплин: гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных; по перечню и объему каждого блока, практической подготовке и учебной нагрузке обучаемых).

Учебный план выдерживает логическую последовательность дисциплин. В составе учебных дисциплин по планируемому бюджету времени преобладают дисциплины предметной подготовки (55,5 %).

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ ОТНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ПРЕДМЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ :

История первобытного общества

История древнего Востока

История древней Греции и Рима

История средних веков

История России

Новая и новейшая история Европы и Америки

Новая и новейшая история Азии и Африки

История Финляндии

Археология

Историография

Источниковедение

Вспомогательные исторические дисциплины

Историческая география

Этнология

Доля дисциплин предметной подготовки, относящихся к федеральному компоненту, составляет 45% от объема общей учебной нагрузки.

К ДИСЦИПЛИНАМ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ОТНОСЯТСЯ:

Историческое краеведение

История Востока средних веков

Музееведение в России

Музейное дело в Карелии

Методология и теория истории

Обществознание

Теоретическая фонетика

Лексикология

Теоретическая грамматика

Стилистика

История языка

Теория перевода

Методика преподавания английского языка

Доля дисциплин специализации составляет соответственно 5,6% от объема учебной нагрузки.

К НАЦИОНАЛЬНО–РЕГИОНАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ ПО ПРОФИЛЮ КАФЕДРЫ ИСТОРИИ ОТНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ДИСЦИПЛИНЫ :

Архивоведение

Введение в историю

История Карелии

Курсы по выбору студентов

Доля этих дисциплин в объеме учебной нагрузки составляет 2,2 %.

На кафедре имеется примерный учебный план по специальности «032600 (050401)–История», Государственный образовательный стандарт (ГОС), примерные программы УМО по учебным дисциплинам кафедры. На основании этих документов были разработаны и утверждены Ученым Советом КГПУ три учебных плана:

  • Учебный план специальности «032600 (050401)–История»;
  • Учебный план специальности «032600 (050401)–История» с дополнительной специальностью «033200–Иностранный (английский) язык»;

· Учебный план специальности «032600 (050401)–История» с дополнительной специализацией «032614 - Историческое краеведение и музееведение».

Рабочие программы всех дисциплин, предусмотренных учебными планами, разработаны на основе примерных программ, рекомендованных УМО и утвержденных МО РФ. Ряд учебных дисциплин, чье содержание не описано в ГОС, носят авторский характер. Все учебные планы разработаны для подготовки педагогических кадров в соответствии с потребностями региона.

Большое внимание преподаватели кафедры уделяют организации самостоятельной работы студентов по историческим дисциплинам, которая проводится в форме индивидуальных консультаций, собеседований по рекомендованной научной литературе по курсам, зачеты по глоссарию, составление конспектов монографий, ведение рабочих тетрадей по курсу. СРС проводится по расписанию в течение учебного года, что позволяет неформально подводить итоги межсессионной аттестации студентов и прививать студентам навыки самостоятельной работы по специальным курсам.

На кафедре имеются рабочие программы по дисциплинам специальности, объединенные в учебно-методические комплексы. Утвержденные рабочие программы имеются по всем дисциплинам. При внесении изменений в учебные планы они пересматриваются по каждой дисциплине. Разработчиками программ являются ведущие преподаватели кафедры. Они доступны для студентов и имеются на кафедре, в деканате и в учебно-методическом управлении КГПУ. Процент дисциплин основных образовательных программ, обеспеченных учебно-методическими комплексами, составляет 100 %.

Рабочие программы пересматриваются ежегодно в зависимости от учебного плана и составляются в соответствии с учебной программой и требованиями ГОС. В списках рекомендуемой литературы выделены основная и дополнительная литература, изданная за последние пять лет.

Для студентов имеются самостоятельно разработанные и изданные преподавателями учебники, учебные пособия, планы практических занятий.

Программы и требования к выпускным квалификационным испытаниям соответствуют требованиям и включают оценку знаний, полученных по всем циклам дисциплин и ежегодно обновляются. Производственные практики в период обучения организовываются с целью более глубокого изучения отдельных специальных дисциплин и дисциплин специализации.

Для проведения итоговой аттестации имеются критерии оценки знаний и умений на зачетах, экзаменах, вопросы по дисциплинам кафедры, экзаменационные билеты.

Экзаменационные билеты, тесты составлены в соответствии с рабочими программами, ежегодно обновляются. Ежегодно на кафедре обновляется и утверждается Советом факультета тематика курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ. Она достаточно обширна и в полной мере учитывает отраслевую направленность.

Можно сделать следующие выводы:

· структура учебных и рабочих планов соответствует государственному образовательному стандарту;

· по перечню и объему каждого блока дисциплин, объему и содержанию учебных и производственных практик, нагрузке и формам контроля учебные планы также соответствуют государственному образовательному стандарту.

3.2. Информационно-методическое обеспечение учебного процесса

Методическое обеспечение процесса подготовки специалистов формируется на основе ГОС и учебных планов.

Методические пособия и разработки преподавателей кафедры проходят обсуждение на ее заседаниях с участием назначенных рецензентов и утверждаются постановлением. Проблемы методики преподавания исторических дисциплин обсуждались не только на заседаниях кафедры, но и на заседании «круглого стола» ежегодной научной конференции преподавателей и студентов ИФФ, проходящей в апреле каждого года.

Уровень обеспеченности студентов учебной и методической литературой по дисциплинам кафедры отражен в приведенных ниже таблицах.

Кафедра совместно с библиотекой университета и деканатом продолжают работу по преодолению дефицита учебной литературы по вновь вводимым программным курсам, а также по обновлению фондов учебной литературы по всем учебным дисциплинам.

Помимо фондов университетской библиотеки студенты пользуются фондами Национальной библиотеки Республики Карелия.

За 2003 – 2008 года преподаватели кафедры подготовили и опубликовали учебно-методических пособий и разработок общим объемом 37.15 п.л.

В университете имеется оснащенная всеми современными средствами библиотека, которая обеспечивает доступность и современность источников учебной информации по дисциплинам учебного плана специальности «032600 (050401)–История».

Вместе с тем, учитывая сложившееся состояние библиотечных фондов, преподаватели базовых исторических курсов широко используют ксерокопии исторических документов из хрестоматий и сборников документов для проведения практических занятий.

Студентам предлагается основная учебно-методическая литература, рекомендованная в качестве обязательной; достаточное число экземпляров учебно-методической литературы; собственные учебно-методические материалы: методические указания, планы семинарских занятий; методические разработки по самостоятельной работе студентов, курсовым работам, проведению практик, выполнению выпускных квалификационных работ.

Обеспеченность дисциплин кафедры обязательной учебной литературой:

Дисциплина

Общая потребность (экз)

Наличие в библиотеке КГПУ

Число экз.

% обеспечения

Дисциплины федеральной компоненты учебного плана

Археология

28

28

100

Историография

23

25

108

Источниковедение

28

2

7

Историческая география

28

2

7

История Древнего Востока

56

58

103

История Древней Греции и Рима

56

79

141

История первобытного общества

28

29

103

История России с древнейших времен до конца XVII в.

28

35

125

История России XVIII-XIX вв.

64

49

77

История России XX в.

56

66

117

История средних веков

32

35

109

Новая история стран Европы и Америки

28

35

125

Новая история стран Азии и Африки

28

17

60

Новейшая история стран Европы и Америки

46

84

182

Новейшая история стран Азии и Африки

69

52

75

Этнология

56

25

45

Теория и методика обучения истории

28

24

86

Дисциплины региональной компоненты учебного плана

Введение в историю

28

2

7

История Карелии

51

2

4

Выпуск кафедрой учебно-методической литературы по годам

Вид издания

ВСЕГО

2003

2004

2005

2006

2007

Учебники

Учебные пособия

10

2

3

3

1

1

Метод, разработки

5

1

2

1

1

3.3. Организация учебного процесса

Работа кафедры по обеспечению учебного процесса осуществляется в учебными планами по специальности «032600 (050401)–История», а также в соответствии с учебными планами по другим специальностям, предусматривающим преподавание обязательного учебного курса «Отечественная история» и других исторических дисциплин.

Основными формами учебного процесса являются лекции, семинары, экзамены и зачеты, предусмотренные учебными планами факультетов.

Широко используются такие виды учебной работы, как организация студенческих проблемных групп на всех факультетах вуза, в рамках которых осуществляется подготовка студенческих рефератов и докладов для выступления на студенческих научных конференциях КГПУ и других вузов города.

Отчеты преподавателей кафедры о ходе выполнения учебной нагрузки заслушиваются по итогам зимней и летней сессии. При распределении учебных поручений преподавателям кафедры учитывается индивидуальный педагогический опыт и научные интересы. Данные о распределении учебной нагрузки по факультетам предоставляются диспетчеру в конце учебного года. Некоторые преподаватели кафедры являются членами Советов факультетов, что позволяет непосредственно участвовать в организации учебного процесса на факультетах. Заведующий кафедрой осуществляет координацию учебной работы с общеуниверситетскими кафедрами и кафедрами филологического факультета.

В процессе преподавания исторических дисциплин упор делается на активизацию мыслительной деятельности, развитие умений и практических навыков, воспитание инициативы и самостоятельности, установление обратной связи между преподавателями и студентами.

Постоянно совершенствуется методика преподавания. Этому способствует построение учебного процесса на основе многообразия форм активизации познавательной деятельности студентов при подготовке и проведении учебных занятий:

  • систематический обзор новой научной литературы по различным направлениям и проблемам отечественной и зарубежной истории;
  • открытые диалоги с участием преподавателей кафедры по наиболее актуальным проблемам российской истории;
  • организация периодических встреч, «Круглых столов» с приглашением ведущих специалистов из других вузов Карелии и страны;

· использование разнообразных форм проведения теоретических и практических занятий;

  • привлечение студентов к научно-исследовательской работе кафедры.

Осуществляется руководство проведением 2-х видов практик:

  1. Учебными:
    • археологической;
    • архивной;
    • музейной.
  2. Педагогической:

· педагогическими (на 4 и 5 курсах).

На всех курсах перед прохождением практики проводится инструктаж и установочная конференция. По итогам практики студенты представляют отчеты на кафедру, и также проводится итоговая конференция. Все виды практики проводились в соответствии с утвержденными программами. Выбор студентами мест практики осуществляется по рекомендации кафедры в соответствии с требованиями, предъявляемыми программой практики.

Преподавателями кафедры осуществляется непрерывная проверка прохождения студентами соответствующей практики.

Опросы студентов показали, что проведение практики является важным этапом освоения основ специальности.

Количество студентов, проходивших практику под руководством преподавателей кафедры по годам:

Наименование практи ки

Число практикантов

2003-2004

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Педагогические практики

47

50

48

55

48

Археологическая практика

37

28

33

32

19

Архивная практика

37

28

33

32

22

Музейная практика

33

24

32

30

Организация архивной, археологической и педагогической практик студентов- историков осуществляется под руководством преподавателей кафедры в соответствии с программами практик. Руководителями учебных практик в отчетный период являлись кандидат исторических наук, доцент К.Э. Герман, кандидат исторических наук, доцент A.M. Пашков, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель М.Л. Гольденберг, кандидат исторических наук, доцент Е.В. Дианова, кандидат исторических наук, ст. преподаватель А.Н. Сабанцев, ст. преподаватель Т.Б. Егорова. Отчеты по итогам учебных практик заслушиваются на заседаниях кафедры после их проведения.

Учебный процесс основан на сочетании аудиторной и самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов, согласно ГОС, примерному учебному плану и разработанным на факультете в соответствии с указанными выше документами, учебным планам, занимает не менее 50% времени, выделенного на изучение дисциплин.

Самостоятельная работа осуществляется в соответствии с объемом и структурой, предусмотренными учебными планами и графиками текущего контроля в следующих формах: подготовка рефератов по изучаемым проблемам; научно-исследовательская работа по отдельным темам курсов; написание студентами аннотаций на проблемные статьи в периодической печати; мини-сочинения по исторической проблематике; конспектирование монографий; устные доклады. Качество выполнения заданий самостоятельной работы проверяется путем выборочного опроса в ходе аудиторных занятий и путем проверки качества выполнения письменных заданий.

Контроль знаний и умений студентов проводится в соответствии с рабочими программами по дисциплинам кафедры и планом проведения промежуточных аттестаций студентов. Преподаватели кафедры для осуществления текущего, промежуточного контроля знаний, умений студентов используются такие формы, как: экспресс-опрос; контрольная работа; перекрестный опрос; коллоквиум; текущие зачеты по изучаемым темам; тестирование.

Преподавателями кафедры осуществлялся постоянный контроль за посещаемостью студентами учебных занятий. Регулярно на заседаниях кафедры обсуждается вопрос посещения и успеваемости студентов, кураторы практиковали индивидуальные консультации, приглашение студентов на заседания кафедры.

Контингент студентов, изучавших дисциплины кафедры в 2003–2008 годах

Форма

Контингент студентов

обучения

2003-2004

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Дневное отделение

148

146

144

147

140

Заочное отделение

15

26

41

ВСЕГО

148

146

154

173

181

Структура аудиторной нагрузки по дисциплинам кафедры истории

(по годам)

Учебный

год

Форма Обучения

Объем нагрузки в часах

Всего

Лекции

Практ., семи- нарск., лаб.

Пед. практ ики

Курсовые, дипл. работы

2003–2004

Дневная

8184

3261

1319

825

845

Заочная

350

92

20

Всего

8534

3353

1339

825

845

2004–2005

Дневная

8044

2393

2181

657

1103

Заочная

299

66

28

Всего

8343

2459

2209

657

1103

2005–2006

Дневная

8113

2296

2397

842

1012

Заочная

603

273

34

Всего

8716

2569

2431

842

1012

2006–2007

Дневная

8676

2550

2303

966

1044

Заочная

1010

440

30

Всего

9686

2990

2333

966

1044

2007–2008

Дневная

8598

2364

2259

913

1185

Заочная

1211

638

38

Всего

9809

3002

2297

913

1185

Помимо обязательных дисциплин кафедра истории предлагает на все факультеты КГПУ тематику курсов по выбору и спецсеминаров для студентов исторического отделения.

Курсы по выбору, прочитанные преподавателями кафедры в 2003–2004 учебном году:

«История политических партий и движений в России и СССР».

«История второй мировой войны. 1939-1945 гг.» - к.и.н., доцент Чумаков Г.В.

«История политических партий и движений в России XX век».

«История Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг.». - к.и.н., доцент

Крылова Р.И.

«Общественная и частная жизнь древних греков» - ст .преподаватель

Егорова Т. Б.

«Устная история». - Разумова И.А.

«История общественно-политической жизни Карелии (1917-1965 гг.)» к.и.н., ст. преподаватель Адамович И.В.

«Образ соседа: образ Финляндии в России» – к.и.н. Дубровская Е.Ю.

«История культуры Карелии» – к.и.н., доцент Пашков А.М.

«Идеология нацизма» - ст. преподаватель Скорик А.В.

«Методика краеведческой работы в школе» - к.и.н., доцент Дианова Е.В.

«Семиотика в исторической науке» - ст .преподаватель Голубев А.В.

«Этнографический музей в школе» - Давыдова Т.В.

«Геополитика» - к.и.н., доцент Юсупов А.Ф.

«Политические лидеры древнего Рима эпохи Ранней империи» - ст. преподаватель Фролова Е.В.

Курсы по выбору, прочитанные преподавателями кафедры в 2004–2005 учебном году:

Из истории отечественного востоковедения – к.и.н., доцент Дорохова И.С.

Идеология нацизма – ст. преподаватель А.В. Скорик

История кооперативного движения в России и на Европейском Севере -

к.и.н., ст. преподаватель Дианова Е.В.

Общественная и частная жизнь древних греков – ст. преподаватель Егорова Т.Б.

Формирование этнической идентичности и этнических общин в Карелии в постсоветский период - ст. преподаватель Т.В. Лис

История политических партий – к.и.н., доцент Чумаков Г.В.

Курсы по выбору, прочитанные преподавателями кафедры в 2005–2006 учебном году:

Общественная и частная жизнь древних греков – ст. преподаватель Егорова Т.Б.

Обычное право в русской деревне (середина XIX –начало XX вв.) - преподаватель Т.В. Лис

Историческая хронология - к.и.н., ст. преподаватель Дианова Е.В.

Иинновационные методы в преподавании истории в школе - ст. препод. Гольденберг М.Л.

История политических партий в России к.и.н., доцент Чумаков Г.В.

Курсы по выбору, прочитанные преподавателями кафедры в 2006–2007 учебном году:

Общественная и частная жизнь древних греков – ст. преподаватель Егорова Т.Б.

Обычное право в русской деревне (середина XIX –начало XX вв.) - преподаватель Т.В. Лис

Историческая хронология - к.и.н., ст. преподаватель Дианова Е.В.

Общественно-политическая жизнь Карелии в 1917-1985 гг. – ст. преподаватель Адамович И.В.

История политических партий в России к.и.н., доцент Чумаков Г.В.

Судебные учреждения Олонецкой губернии – к.и.н., ст. преподаватель Сабанцев А.Н.

Курсы по выбору, прочитанные преподавателями кафедры в 2007–2008 учебном году:

Общественная и частная жизнь древних греков ст. преподаватель Егорова Т.Б.

Археология о. Кижи - к.и.н., ст. преподаватель Герман К.Э.

Вспомогательные исторические дисциплины. Региональные аспекты вспомогательных исторических дисциплин. – к.и.н., доцент Дианова Е.В.

Этнография города и городской фольклор ст. преподаватель Лис Т.В.

Общественное мнение Франции в эпоху Наполеона I . к.и.н., ст. преподаватель Лобачкова М.Г.

Судебные учреждения Олонецкой губернии – к.и.н., ст. преподаватель Сабанцев А.Н.

Культурная жизнь Карелии в период Хрущевской «оттепели» - к.и.н., ст. преподаватель Адамович И.В.

История политических партий в России в начале XX века к.и.н., доцент

Чумаков Г.В.

В рамках спецсеминаров осуществляется подготовка студентов к написанию курсовых сочинений. Приобретенные в спецсеминарах навыки и умения по исследовательской работе в значительной степени сказываются в дальнейшем на результатах защиты квалификационных (дипломных) работ.

Количество дипломных работ, защищенных на кафедре в 2003–2008 годах

Учебный

ВСЕГО

в том числе

год

защищено

дипломных работ

Научный руководитель

Количество дипломных работ

2002–2003

15

Е. И. Черненкова

2

Е. Ю. Дубровская

2

Л.Н. Юсупова

2

Г.В. Чумаков

3

Э. П. Лайдинен

1

А. М. Пашков

3

Т.В. Никулина

2

2003–2004

17

Г.В. Чумаков

3

Л.Н. Юсупова

4

А.М. Пашков

2

И.А. Разумова

3

Е. Ю. Дубровская

2

Е.В. Дианова

3

2004-2005

26

Г.В. Чумаков

4

Р.И. Крылова

4

А.В. Скорик

3

Л.Н. Юсупова

5

А.М. Пашков

3

Е.С. Сенявская

1

Е.В. Дианова

3

Т.Б. Егорова

3

2005-2006

19

Г.В. Чумаков

4

Л.Н. Юсупова

3

А.М. Пашков

3

Р.И. Крылова

3

А.В. Скорик

3

Т.Б. Егорова

2

Е.В. Дианова

1

2006-2007

25

Г.В. Чумаков

6

Р.И. Крылова

3

И.А. Дорохова

1

Е.В. Дианова

3

С.Н. Филимончик

3

А.М. Пашков

3

Т.Б. Егорова

1

Л.Н. Юсупова

5

2007-2008

27

Г.В. Чумаков

3

Р.И. Крылова

4

Л.Н. Юсупова

5

С.Н. Филимончик

3

А.М. Пашков

4

Т.Б. Егорова

1

Е.В. Дианова

2

И.В. Адамович

3

Т.В. Лис

2

ВСЕГО

129

Тематика выпускных квалификационных работ соответствует профилю подготовки выпускников.

В соответствие с Учебным планом по специальности «032600 (050401)-История» в качестве итоговой аттестации предусматривается:

· сдача междисциплинарного государственного экзамена по педагогике, психологии, теории и методике преподавания истории и обществознания;

  • выполнение выпускной квалификационной (дипломной) работы.

Преподаватели кафедры истории входят в состав государственной предметной комиссии по приему междисциплинарного экзамена.

Программа итогового государственного междисциплинарного испытания включает вопросы по трем учебным дисциплинам: педагогике, психологии, теории и методике преподавания истории.

Защита выпускниками дипломных работ происходит на заседаниях Государственной аттестационной комиссии по специальности «032600 (050401)-История». Государственную аттестационную комиссию (ГАК) возглавляли ведущие специалисты из других вузов страны, в том числе профессор кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения, доктор исторических наук Т.М. Смирнова; декан исторического факультета ПетрГУ, доцент, кандидат исторических наук Веригин С.Г. В работе ГАК принимали участие доценты Г.В. Чумаков, Л.Н. Юсупова, Р.И. Крылова, ст. преподаватели И.В. Адамович, Т.Б. Егорова.

Общая учебная нагрузка преподавателей кафедры в 2007 – 2008 учебном году составила 9809 часов. Средняя нагрузка на одного преподавателя – 883,6 часов в год, из которых подавляющая часть приходится на аудиторные занятия.

4. Качество содержания подготовки выпускников

Можно выделить следующие основные условия, способствующие высокому качеству образования:

  • введение новых программ;
  • использование современных учебно-методических комплексов;
  • внедрение личностно-ориентированных технологий;
  • кадровый потенциал;
  • материально-техническое обеспечение.

Согласно нормативным требованиям, оценка качества подготовки специалистов осуществляется по схеме, включающей следующие показатели:

  • уровень требований при конкурсном отборе абитуриентов на основе анализа вступительных экзаменационных испытаний и их результатов;
  • уровень требований в ходе промежуточных аттестаций студентов;
  • степень усвоения студентами программного материала;
  • результаты итоговых аттестаций выпускников, отзывы председателей государственных аттестационных комиссий;
  • степень востребованности выпускников на рынке труда;
  • отзывы руководителей образовательных учреждений, в которых работают выпускники факультета.

Поэтому качество подготовки выпускников-историков по самообследованию оценивалось по нескольким направлениям: уровню выполнения выпускных квалификационных (дипломных) работ, результатам работы государственных и итоговых аттестационных комиссий, отзывам руководителей организаций – потребителей подготовленных факультетом кадров, итогам контрольных опросов студентов по основным дисциплинам, полученным в период самообследования.

Вступительные экзамены в КГПУ на очную форму обучения на историческом отделение историко-филологического факультета в отчетный период до 2006 г. принимали по «истории России» вначале в устной, а затем в письменной форме преподаватели кафедры истории КГПУ, кафедр исторического факультета Петр ГУ и преподаватели Института повышения квалификации работников народного образования при Министерстве образования и по делам молодежи Республики Карелия. С 2007 г. вступительные испытания проводятся в форме и по материалам ЕГЭ. На заочную форму обучения решением Ученого Совета КГПУ сохранен письменный экзамен по «Истории России». В помощь поступающим в КГПУ до 2007 г. кафедрой была разработана программа вступительных экзаменов по истории России.

Реализуемые кафедрой истории профессиональные образовательные программы соответствуют заявленному уровню подготовки (специалист), форме обучения – очная, нормативному сроку обучения (5 лет). Они включают в себя учебные планы, графики учебного процесса, рабочие программы, программу государственной аттестации, программы практик, примерную тематику контрольных, курсовых и дипломных работ.

В настоящее время все материалы объединены в учебно-методические комплексы по дисциплинам (УМКД). Данные комплексы составлены в соответствии с государственными образовательными стандартами и включают: пояснительную записку, методические указания для преподавателя, указания для студентов, рабочие программы по дисциплине, контрольно-измерительные материалы по дисциплине, вопросы к экзаменам и зачетам, учебные пособия по дисциплине, планы практических, семинарских занятий с методическими рекомендациями для студентов, материалы и задания для организации самостоятельной работы студентов, электронные программные средства, списки основной и дополнительной литературы, тематика рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ и др. Можно сделать следующие выводы:

  • структура учебных и рабочих планов соответствует государственному образовательному стандарту;
  • по перечню и объему каждого блока дисциплин, объему и содержанию учебных и производственных практик, нагрузке и формам контроля учебные планы также соответствуют государственному образовательному стандарту.

Все профессиональные образовательные программы включают гуманитарные, социально-экономические, естественнонаучные дисциплины общенаучного характера, а также общепрофессиональные, специальные дисциплины, теоретическую и практическую подготовку по специальностям.

Наряду с обязательными дисциплинами в ПРОП включены дисциплины по выбору студентов и факультативные курсы.

Рабочий учебный план специальности является составной частью основной образовательной программы, включает в себя полное наименование специальности педагогического направления подготовки, присваиваемую основную и дополнительные квалификации, объемы и последовательность изучения дисциплин, их распределение по видам учебных занятий, формы промежуточного и итогового контроля и итоговой аттестации. Неотъемлемой составной частью учебного плана являются график учебного процесса и сводные данные по бюджету времени студента.

Учебный процесс организован на основе учебных планов, имеющих единую форму и составленных в соответствии с ГОС.

Все учебные планы разработаны для подготовки педагогических кадров в соответствии с потребностями региона и предусматривают подготовку специалистов по специальности «032600 (050401)–История». Утвержденные рабочие учебные планы являются основой для планирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава, составления расписаний учебных занятий, зачетно-экзаменационных сессий и, как правило, не изменяются в течение нормативного срока освоения основной образовательной программы.

В планах выдержана соответствующая система параметров: общее количество календарного времени, количество обязательных часов, отводимое на изучение дисциплин учебных блоков, включение в учебный план всех обязательных дисциплин, соблюдение наименований дисциплин федерального компонента.

Перечень дисциплин в учебных планах свидетельствует об ориентации на поэтапную подготовку специалистов, учителей–практиков, имеющих широкий кругозор и владеющих новыми педагогическими технологиями образования и воспитания. Последовательность их изучения логически увязана таким образом, что освоение каждой новой дисциплины осуществляется на базе ранее изученных. При этом глубина усвоения отдельных разделов дисциплин цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин, общепрофессиональных дисциплин, перечень и содержание цикла специальных дисциплин установлены, исходя из научных направлений кафедр.

Региональный компонент учебных планов по специальности «032600 (050401)–История» представлен дисциплинами, содержание которых ориентировано в основном на удовлетворение потребности образовательных учреждений Республики Карелия в педагогических кадрах. Региональный компонент проводится через программную часть основных учебных дисциплин или курсы по выбору.

По циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин учебные программы ориентированы на формирование у студентов представлений о целостной картине мира, о социальных процессах и явлениях, об историческом многообразии культур и цивилизаций, о важнейших явлениях мировой художественной культуры, о правовых аспектах жизни общества, а также на овладение нормами речевой культуры.

Цикл общематематических и естественнонаучных дисциплин решает задачи математической подготовки студентов, обучения их работе с персональным компьютером, современными информационно-коммуникационными технологиями, знакомства с современными концепциями естествознания.

Учебные программы по циклу общепрофессиональных дисциплин ориентированы на изучение безопасности жизнедеятельности, первой медицинской помощи, на овладение знаниями о сфере образования и сущности образовательного процесса, об истории и современных тенденциях психолого-педагогических концепций и предметных методик, о закономерностях психологического развития, на развитие педагогического самосознания будущего учителя, на воспитание его творческой индивидуальности в педагогической деятельности.

Текущий контроль за успеваемостью студентов по дисциплинам кафедры истории проводится в форме семестровых контрольных работ и тестов, зачетов по работе в семинарах и по результатам индивидуальных консультаций.

Основными показателями качества знаний студентов по изучаемым историческим дисциплинам являются результаты курсовых экзаменов, зачетов и срезовых контрольных работ.

Успеваемость студентов-историков по итогам летних экзаменационных сессий по годам:

Учебный год

Количество студентов обучающихся только на (в %)

Отлично

Хорошо и отлич но

Удовлетвори тельно

Неудовлетворительно.

2003-2004

16,4

43,1

8,2

2,7

2004-2005

13,7

54,3

4,3

2005-2006

24,1

42,5

5

1,6

2006-2007

15

35,3

9,7

5,3

2007-2008

17,6

40

9

5

Анализ промежуточных аттестаций студентов свидетельствует, что качество знаний студентов-историков соответствует уровню требований ГОС. Результаты успеваемости свидетельствуют о том, что абсолютное большинство студентов успешно овладевают знаниями по курсам кафедры истории.

ИТОГИ СРЕЗОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КАФЕДРЕ ИСТОРИИ

(2007 – 2008 уч. г.)

Ф-Т

Предмет

Все

го

сда вали

%

«5»

%

«4»

%

«3»

%

« 2 »

%

ИФФ

История средних веков

30

28

93

4

14,3

10

35,7

14

50

ИФФ

История России с древнейших времен до конца XVII в.

24

22

92

7

32

8

36

7

32

ИФФ

История России XVIII в.

30

29

96,6

13

45

16

55

ИФФ

История России XX в.

27

24

89

4

17

15

62

5

21

ИФФ

Новая история стран Азии и Африки

28

25

89

7

28

8

32

5

20

4

16

Окончательная оценка качества подготовки выпускников осуществляется на основе анализа результатов итоговых аттестаций выпускников за последние пять лет, контроля знаний студентов по всем дисциплинам учебного плана, предусмотренным государственными образовательными стандартами.

Итоговая государственная аттестация показывает, что по специальности студенты показывают хорошие знания по всем основным составляющим исторической науки, особенно по истории России.

Экзамен по педагогике, психологии, теории и методике преподавания истории свидетельствует о том, что выпускники достаточно хорошо ориентируются в психолого-педагогической проблематике, знакомы с последними достижениями в этой области знания. Ответы по методике свидетельствуют о хорошей подготовке к практической деятельности в качестве учителей истории.

Результаты итоговой государственной аттестации выпускников по профилю кафедры истории получили отражение в отчетах председателей ГАК. В содержании выпускных квалификационных (дипломных) работ отражается уровень овладения студентами-выпускниками методикой исследовательской работы по истории, умение применять полученные в ходе предшествующего обучения теоретические знания в практической в практической сфере. Выпускники стремятся в работах найти свои подходы к исследованию конкретно-исторических проблем. Подавляющее большинство дипломных сочинений выполняется на местном краеведческом материале.

Как показывают результаты итоговых государственных аттестаций выпускников за последние 3 года качество знаний студентов можно определить как высокое. На «отлично и хорошо» сдавали(%):

Педагогика, психология и методика

История России

Защита дипломных работ

2004-2005

79 %

75 %

92,5 %

2005-2006

85,7 %

-

79 %

2006-2007

71 %

100 %

96 %

2007-2008

85,7 %

-

89 %

В отчетах ГАК представленные к защите выпускные квалификационные работы характеризуются в целом как выполненные на достаточно высоком научном и методическом уровне и отвечающие требованиям, предъявляемым соответствующими государственными стандартами высшего профессионального образования, подчеркивают актуальность тематики большинства из них, практическую направленность и связь с современными и региональными проблемами, соответствие профилю подготовки. Председатели ГАК отмечают хорошие теоретические знания значительного числа выпускников, наличие профессиональных и общеинтеллектуальных умений и навыков, умение многих из них использовать различные методы научных исследований, способность анализировать полученные результаты и делать правильные выводы, квалифицированно и аргументированно отстаивать свою позицию в ходе дискуссии.


5. Качество кадрового обеспечения кафедры

Профессорско-преподавательский состав кафедры истории

на 1 января 2008 г.

Ф.И.О. Преподавателя

Должность

Ученая степень

Ученое звание

Почетные звания и награды

Год рождения

Стаж работы в

КГП У

Стаж работы в

шко ле

Штатные преподава тели:

1

Чумаков Герман Владимирович

Зав. кафедрой

К.и.н.

доцент

Член-корреспондент Академии военно-исторических наук, знак «Отличник народного просвещения» (1996),

почетное звание «Заслуженный работник образования РК» (2001), почетное звание «Лауреат 2005 года РК».

1955

24

3

2

Юсупова Людмила Николаевна

Доцент

К.и.н.

доцент

Знак «Отличник народного просвещения» (1996), знак «Почетный работник высшего профессионального образования» (2007).

1951

28

3

Крылова Раиса Ивановна

Доцент

К.и.н.

доцент

Медаль »Ветеран труда» (1988)

1938

29

4

Адамович Ирина Викторовна

Ст. преподаватель

К.и.н.

Лауреат конкурса молодых ученых (2003)

1980

5

5

Егорова Татьяна Борисовна

Ст. преподаватель

1957

27

3

6

Лис Татьяна Владимировна

Ст. преподаватель

1976

4

-

7

Репухова Оксана Юрьевна

Ст. преподаватель

1972

2

3

Совместители:

8

Герман Константин Энрикович

Доцент

к.ин.

1968

11

9

Гольденберг Михаил Леонидович

Ст. преподаватель

К.п.н.

Знак «Отличник народного просвещения РФ» (1994),

Заслуженный работник образования РК (1995)

1953

17

31

10

Дианова Елена Васильевна

Доцент

к.ин.

Доцент

1961

9

7

11

Дорохова Ирина Алексеевна

Доцент

к.ин.

Доцент

1952

4

12

Лобачкова Мария Геннадьевна

Ст. преподаватель

К.и.н.

1977

2

13

Пашков Александр Михайлович

Доцент

К.и.н.

Доцент

1956

13

3

14

Филимончик Светлана Николаевна

Доцент

К.и.н.

Доцент

1960

5

15

Юсупов Александр Файзрахманович

Доцент

К.и.н.

Доцент

1952

4

Договорная основа:

16

Дубровская Елена Юрьевна

Доцент

К.и.н.

1960

8

17

Румянцева Марина Федоровна

Доцент

К.и.н.

Доцент

1956

6

18

Сабанцев Алексей Николаевич

Ст. преподаватель

К.и.н.

1977

5

Приведенные выше данные свидетельствуют, что кафедра истории располагает квалифицированным профессорско-преподавательским составом, обеспечивающим подготовку специалистов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

Важным условием, определяющим качество преподавания исторических дисциплин, является уровень квалификации преподавателей кафедры.

Всего

Докторов наук

Кандидаты наук

Без степени

абс.

%

абс.

%

абс.

%

18

0

0

15

83

3

17

Общая численность преподавателей – 18 человек, из которых имеют ученые степени и звания кандидатов наук и доцентов – 9.

На кафедре работают на условиях штатного совместительства 8 человек, из них имеют ученую степень – 8 человек.

Возрастной состав преподавателей кафедры

Всего

До 30 лет

31-40 лет

41-50 лет

51-60 лет

61 и старше

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

18

1

5,5

4

22

4

22

8

45

1

5,5

Возрастной состав преподавателей кафедры является, на наш взгляд, оптимальным для коллектива, находящегося в процессе формирования, именно наличие всех возрастных категорий преподавателей позволяет сочетать педагогический опыт среднего поколения с энергией и активностью молодых преподавателей. Средний возраст преподавателей, работающих на кафедре истории составляет – 46,1 года.

Большинство преподавателей кафедры являются квалифицированными специалистами в области истории, кандидатами наук, имеющими ученое звание доцента, и опытными методистами. Среди преподавателей кафедры, не имеющих учёной степени, 3 человека в отчетный период обучаются в аспирантуре и успешно работают над кандидатскими диссертациями (Егорова Т.Б., Репухова О.Ю, Лис Т.В..).

Кафедра истории в настоящее время находится на завершающем этапе формирования как специальной по своему статусу. Поэтому в ее составе наряду с опытными преподавателями значительную долю составляют молодые преподаватели, а также преподаватели-совместители из других вузов и научных учреждений.

В 2003-2008 гг. кафедрой уделялось серьезное внимание подготовке кадров и усилению научно-педагогического потенциала. За период, прошедший со времени предыдущей аттестации, преподавателями кафедры защищено 3 кандидатских диссертаций.

Качественный состав профессорско-преподавательских кадров характеризуется следующим образом.

Введение в 2000 г. «истории» как основной специальности на филологическом факультете и реорганизация кафедры истории в специальную (выпускающую) кафедру вызвало острую необходимость повышения уровня квалификации имевшихся преподавателей, а также привлечения в штаты кафедры новых преподавателей для обеспечения учебного процесса.

Поскольку возможности прохождения стажировок для преподавателей кафедры временно ограничены объективными обстоятельствами, с 2003 года кафедра пошла по пути приглашения крупных ученых из столичных вузов и научных институтов для чтения спецкурсов и проведения консультаций преподавателей и студентов. В период с 2003 по 2006 год доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Российской истории РАН Е.С. Сенявская читала спецкурс «Военно-историческая антропология», вела дипломантский семинар со студентами 5 курса и руководила подготовкой дипломных сочинений. В 2003 г. доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института истории РАН в Санкт-Петербурге Б.И. Колоницкий предложил спецкурс «Политическая культура России в 1917 году». 2003 – 2004 гг. доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой этнологии и истории Полярной академии в Санкт-Петербурге И.А. Разумова читала свой спецкурс по проблемам «устной» истории. С 2003 по 2007 гг. кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института РГГУ М.Ф. Румянцева, ведущий специалист по проблемам теории истории вела ежегодно курсы методологии истории и ведение в историю. В 2008 г. доктор филологических наук, с. научный сотрудник института славяноведения РАН О.В. Белова прочитала спецкурс по проблемам этнографии.

Ежегодно к преподавательской и исследовательской работе на кафедре привлекаются высококвалифицированные ученые и специалисты-практики из научных и учебных заведений Петрозаводска. Это кандидаты исторических наук, доценты А.М. Пашков, С.Н. Филимончик, И.А. Дорохова, А.Ф. Юсупов, Е.Ю. Дубровская и др.

Особое внимание уделяется подготовке кадров через систему послевузовского профессионального образования, организации стажировок преподавателей, курсов повышения квалификации в ведущих вузах России и зарубежья. Так, доцент Л.Н. Юсупова в 2005 г. прошла повышение квалификации в Центре повышения квалификации преподавателей вузов при Институте всеобщей истории РАН. Ст преподаватель Т.Б. Егорова в 2007 г. окончила курсы при Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Ст. преподаватель Т.В. Лис в 2007 г. училась на курсах в РГПУ им. И.А. Герцена. Ст преподаватель М.Л. Гольденберг в 2006-2008 гг. обучался на четырех краткосрочных курсах, в том числе в США и Израиле. Число преподавателей кафедры истории, прошедших повышение квалификации за последние 5 лет, составило 9 человек.

Труд многих работников кафедры в разные годы высоко оценен Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Карелия, Министерством образования и науки РФ.

Таким образом, достаточный профессиональный уровень кадрового состава кафедры истории обеспечивает качественную подготовку специалистов – будущих учителей. Преподаватели в необходимой мере владеют современными формами и методами организации учебного процесса, содержание курсов отражает современное состояние науки.

6. Качество научно-исследовательской и научно-методической деятельности кафедры

Научно-исследовательская деятельность

Исследовательская работа преподавателей кафедры истории осуществляется па основе индивидуальных планов научной работы, которые обсуждаются на заседаниях кафедры при подведении итогов научной работы за год. Каждый член кафедры отчитывается ежегодно о результатах научной работы в конце календарного года.

На заседаниях кафедры также заслушиваются отчеты по НИР преподавателей, обучающихся в аспирантуре.

Сведения о преподавателях обучавшихся в аспирантуре в 2003-2008 гг.

Число сотрудников кафедры, обучающихся в аспирантуре, – 4 (очная – 1, заочная – 1, соискательство –.1):

п/п

Фамилия, и.о.

Наименование учебного заведения

Шифр и название научной специальности

Форма обучения в аспирантуре

(очная, заочная, соискательство)

Сроки обучения (начало, окончание)

1

Лис Татьяна Владимировна

ЕУСПб

07.00.07 - Этнография, этнология, антропология.

Очная

С 2001 г. по 2004 г.

2

Адамович Ирина Викторовна

Петр ГУ

07.00.02. – Отечественная история

Очная аспирантура

С 2002 г. по 2005 г.

3

Гольденберг Михаил Леонидович

КГПУ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Соискательство

С 2004 по 2005 гг.

4

Репухова Оксана Юрьевна

Петр ГУ

07.00.02. – Отечественная история

Заочная аспирантура

С 2006 г.

Основным направлением научно-исследовательской работы кафедры являются проблемы истории Второй мировой и Великой Отечественной войны. Это направление активно развивают доцент, член–корреспондент Академии военно-исторических наук Г.В. Чумаков, доцент Л.Н. Юсупова, доцент Р.И. Крылова. Доцент Р.И. Крылова занимается темой участия женщин в Великой Отечественной войне. Доцент Юсупова Л.Н. разрабатывает проблематику военно-исторической антропологии. Доцент Г.В. Чумаков изучает историю партизанского движения и деятельность спецорганов в Карелии в годы войны.

Другим направлением научных изысканий преподавателей кафедры является изучение различных аспектов истории Карелии в XX веке, в советский период развития. В рамках данного направления ст. преподаватель И.В. Адамович успешно исследует проблемы культурного развития. Ст. преподаватель Т.В. Лис – этнокультурные проблемы. Ст. преподаватель О.Ю. Репухова изучает вопросы политических репрессий в Карелии в 30-е годы XX века. Доценты С.Н. Филимончик и Е.В. Дианова разрабатывают социально-экономические вопросы.

Еще одним важным направлением является методика преподавания истории в вузе и школе. Особенно плодотворно в этом направлении работают ст. преподаватель Т.Б. Егорова, ст. преподаватель М.Л. Гольденберг и доцент Е.В. Дианова. В той или иной степени вопросы методики преподавания истории другие преподаватели кафедры – Г.В. Чумаков, Л.Н. Юсупова, Р.И. Крылова.

Помимо названных выше основных направлений ряд преподавателей кафедры ведут исследования и по другим направлениям истории России и всеобщей истории.

А.М. Пашков рассматривает проблемы истории Олонецкой губернии в XVIII-XIX вв., И.А. Дорохова занимается исследованием общественно-политической деятельности и мировоззрений М.К. Ганди. Темой исследования М.Г. Лобачковой является: «Образ Наполеона Бонапарта в русской публицистики. 1799-1815 гг.».

Участие в научных программах и проектах:

За отчетный период преподаватели кафедры участвовали в разработке ряда научных проектов по грантам РГНФ:

С 2004 г. по 2007 г. доцент кафедры истории Юсупова Л.Н. принимала участие в научном проекте: «Типы этнической идентичности и толерантности молодежи Карелии» (Грант РГНФ 04030034-1а), который проводился под руководством доцента кафедры философии Швец Л.П. (Центр социальных исследований КГПУ). Основной теоретической целью данного проекта было выявление и анализ взаимосвязи между типами этнической идентичности молодежи и уровнем их толерантности в межэтнических отношениях. Результаты исследования представлены в сборнике «Типы этнической идентичности и толерантности молодежи Республики Карелия», изданного в 2007 году. В сборник вошли статьи к.и.н., доцента Л.Н. Юсуповой, к.ф.н., доцента Л.П. Швец, к.ф.н., доцента И.А. Милюковой, к.п.н, ст. преподавателя Ю.П. Ивковой, ст. преподавателя В.К. Русановой, а также статьи студентов историко-филологического факультета: Н.А. Романовой, И.А. Рипатти, А.Н. Гилоевой, Д.Н. Вальковой.

еРе

Основные результаты научных исследований преподавателей и сотрудников кафедры:

За отчетный период преподавателями кафедры истории было опубликовано более 240 научных работ.

Преподаватели приняли участие в работе 166 научных конференций, в том числе на 122 внешних конференциях и 56 международных конференциях.

Переход к преподаванию специальных исторических дисциплин потребовал подготовки учебно-методических пособий и разработок. За отчетный период было подготовлено и опубликовано 10 пособий и 5 методических разработок.

За отчетный период кафедрой были даны 15 официальных отзывов на диссертации и научные труды коллег из других вузов и научных учреждений Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Твери и других городов.

За период с 2003 г. по 2008 г. кафедра истории выступала в качестве ведущей организации при защите следующих кандидатских диссертаций по истории:

Доцент Г.В. Чумаков трижды выступал официальным оппонентом научных диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук в специализированном Совете при ПетрГУ – соискатели О.И. Кулагин, Е. П. Смирнова, Е. В. Басова.

Доцент Л.Н. Юсупова в 2007 году являлась оппонентом диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук соискателя О.В. Кутыровой.

Объемы научных исследований кафедры по годам

Годы

Число научных тем

Число исполни­телей

Объемы финансирования из источников

Госбюджет (тыс. руб.)

Гранты (тыс. руб.)

2003

4

9

-

-

2004

9

12

-

-

2005

11

14

-

-

2006

9

12

-

-

2007

12

14

-

-

Сведения о научных публикациях сотрудников кафедры по годам

Год

Монографии

Научные статьи

Всего

В т.ч. электронные версии с гос. регистрац.

Всего

В т.ч. в центральной печати

В т.ч. в международных изданиях

2003

27

2004

1

47

1

6

2005

1

55

1

3

2006

58

2

2

2007

3

50

2

ИТОГО

5

237

6

11

Преподаватели кафедры активно участвуют в вузовских, региональных и международных конференциях.

Организация и результаты научно-исследовательской работы студентов

Преподаватели кафедры широко используют такие виды учебной работы, как организация студенческих проблемных групп на ряде факультетов вуза, в рамках которых осуществляется подготовка студенческих рефератов и докладов для выступления на студенческой научной конференции КГПУ и других вузов города.

Ежегодно в рамках научной конференции преподавателей и студентов историко-филологического факультета кафедрой истории организуются и проводятся заседания секций истории России и всеобщей истории, на которых выступают с докладами ежегодно от 20 до 35 студентов ИФФ и других факультетов. В последние годы сложилась традиция по итогам конференции издавать сборники лучших научных статей студентов и преподавателей факультета: «Россия и Германия: прошлое и настоящее. Материалы межвузовской междисциплинарной научно-практической конференции. 22-23 апреля 2004 г.», «Война и память народа. Материалы научной конференции преподавателей и студентов КГПУ, посвященной 60-летию освобождения Карелии от фашистской оккупации (21-23 апреля 2004 г.)», «Карелия и Германия: на пути мира и сотрудничества. Материалы международной научно-практической конференции. 14-15 апреля 2005 г.», «Человек и война: страницы военной истории России», «История. Язык. Литература. Сборник научных статей историко-филологического факультета», «Филологические и исторические исследования в высшей школе: сб. научных статей историко-филологического факультета. Вып. 2.».

Студенты исторического отделения принимают участие в научных конференциях других вузов нашего города и страны:

В 2003 г. студент III курса исторического отделения М. Иванов выступил с докладом на всероссийской студенческой конференции в г. Иваново по теме «Молодежная политика в Республике Карелия на современном этапе» (руководитель Черненкова Е.И.). В 2004-2008 гг. студенты принимали участия в ежегодных научных конференциях, проводившихся в Петр ГУ. (г. Петрозаводск), а также участвовали в конференциях СЗАГС.

Сведения о научно-исследовательской работе студентов по годам

Основные показатели и результаты НИРС

Годы

2003

2004

2005

2006

2007

1. Количество студентов, участвовавших в НИРС

25

27

31

39

37

2. Количество докладов, представленных на студенческие научные конференции

19

20

52

34

24

3. Количество наград, полученных на внешних конкурсах

2

3

3

4. Количество публикаций / положительных решений, в соавторстве со студентами

12

28

12

13

5. Количество дипломных работ (проектов)

15

17

26

19

25

6. Количество дипломных проектов с элементами НИР

14

15

24

19

25

7. Качество материально-технической базы кафедры

Кафедра имеет в своем распоряжении два компьютера, два принтера сканер и ксерокс, которые широко используются преподавателями в при обеспечении учебного процесса, а также студентами при подготовке курсовых и дипломных работ.

Преподаватели кафедры используют видеомагнитофон из ЦНИТО для показа кинофильмов и других учебных программ на учебных занятиях. В 2003 году была приобретена учебная программ «Битва за Москву» в электронном варианте для использования студентами в процессе изучения этой темы.

Поскольку кафедра не располагает специальным помещением для организации работы кабинета истории, преподавателям приходится давать студентам индивидуальные задания для работы в библиотеке и компьютерных классах университета.

Кафедра располагает оборудованием (спальные мешки и палатки) для проведения полевых археологических практик.

На кафедре имеется библиотека научной и учебной литературы, используемая преподавателями и студентами. Также имеются наглядные материалы (исторические карты, атласы, репродукции и др.) для использования в учебном процессе.

8. Работа со школами и органами образования

Одним из важных условий успешной профессиональной подготовки студентов-историков является сотрудничество кафедры со школами города, где студенты проходят педагогическую практику, где выступают в роли учителей и классных руководителей. По окончании практики студенты предоставляют отчет в творческой форме на традиционной итоговой конференции, где делятся наиболее удачным опытом и обсуждают возникшие трудности. Такая работа позволяет студентам пополнить свою методическую копилку конкретными разработками, обогащает их новыми знаниями, вооружает их опытом общения с детьми и их родителями. Руководство практикой осуществляют ст. преподаватель М.Л. Гольденберг и ст. преподаватель Т.Б. Егорова. Групповыми методистами от кафедры в разные годы были доценты Крылова Р.И., Е.И., Юсупова Л.Н., Е.В. Дианова, ст. преподаватели И.В. Адамович, О.Ю. Репухова, Т.В. Лис. Кафедра каждый год получала положительные отзывы о качестве подготовке студентов-историков к педагогической деятельности из разных школ Карелии.

Выпускники факультета исторического отделения ИФФ достаточно высоко ценятся на рынке труда.

Кафедра постоянно поддерживает тесные связи с органами народного образования и школами города Петрозаводска и республики. Доценты Чумаков Г.В. и Юсупова Л.Н. ежегодно участвуют в работе экспертных советов по истории на олимпиадах школьников «Шаг в будущее» на городском и республиканском уровнях.

В 2005–2007 гг. на базе кафедры проводились республиканские олимпиады школьников по истории и обществознанию.

Доценты Г.В. Чумаков и Л.Н. Юсупова являются экспертами по приему Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в Республике Карелия.


Скачать архив с текстом документа