Методические указания по выполнению, оформлению и защите курсовых работ по курсу «административное право»
СОДЕРЖАНИЕ: Цель данных методических указаний – помочь студентам-заочникам договорного отделения (2-е высшее образование) в выполнении курсовой работы по курсу «Административное право»КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ,
ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО КУРСУ
«АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»
Казань-2007 год
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический факультет
Кафедра конституционного права и прав человека
Е.К. Алексашкин
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ,
ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО КУРСУ
«АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»
Казань-2007 год
Алексашкин Е.К.
Методические указания по выполнению, оформлению и защите курсовых работ по курсу «Административное право». Казань, 2007.
Цель данных методических указаний – помочь студентам-заочникам договорного отделения (2-е высшее образование) в выполнении курсовой работы по курсу «Административное право».
Раздел 1.
Общие методические указания
Административное право является одной из ведущих дисциплин государственно-правового цикла. Как очень метко подметил французский административист Г.Бребан, нет таких секторов общественной жизни, которые выпадали бы целиком из-под сферы административно-правового контроля. Следовательно, указывает автор, административное право «есть право живое, глубоко укоренившееся в обществе, вошедшее в быт и сознание современного человека» (Г.Бребан. Французское административное право. М., 1988, с.22).
Настоящие методические указания призваны оказать помощь в написании курсовых работ по административному праву студентам второго курса заочного отделения договорной формы обучения (второе высшее образование).
Они могут быть также полезны и для студентов дневного обучения, избравших курсовую работу по Административному праву.
Назначение курсовой работы
Курсовая работа – это самостоятельное и творческое научное сочинение, дающее представление об определенной юридической проблеме и свидетельствующее о глубоких знаниях студента в области административного права. Она способствует формированию у студента навыков к самостоятельному научному творчеству, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала. При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с литературой, анализировать правовые источники, делать обоснованные выводы.
Выбор темы
Тема курсовой работы выбирается по одному из пяти вариантов, предложенных в настоящих методических указаниях. Студенты, чьи фамилии начинаются с буквы от «А» до «Д» включительно, выполняют работу по I варианту;
от «Е» до «К» по II варианту;
от «Л» до «П» по III варианту;
от «Р» до «Ф» по IV варианту;
от «Х» до «Я» по V варианту1 .
Подготовка курсовой работы
После ознакомления с темой курсовой работы студент при необходимости обращается к преподавателю кафедры (научному руководителю) для согласования плана работы, списка литературы, перечня нормативных актов, порядка подготовки работы.
Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану.
Курсовая работа имеет следующую структуру:
а) план;
б) краткое введение, в котором обосновывается актуальность темы, говорится о состоянии разработки соответствующей проблемы;
в) основной текст курсовой работы может состоять из глав, поделенных на параграфы, либо из параграфов;
г) список использованного нормативного материала и литературы.
При написании курсовой работы используются следующие источники:
- нормативные акты;
- специальная научная литература;
- материалы юридической практики;
- другие источники, необходимые в силу специфики темы.
Список основных источников, указанных в методических указаниях может дополняться студентом по мере подготовки курсовой работы.
Написанию курсовой работы предшествует внимательное изучение источников, рекомендованных по данной теме. При этом целесообразно делать выписки из нормативных актов, книг, статей, помечать в черновике те издания и страницы, которые наиболее полезны при освещении соответствующих вопросов.
Написание курсовой работы – это систематизированное и отвечающее ее плану изложение студентами основных сведений по исследуемой теме, отражающее его понимание определенных научных проблем.
Важным и обязательным элементом курсовой работы является ее научный аппарат, т.е. по ходу изложения материала по тем или иным аспектам исследуемой проблемы студент должен ссылаться на источник откуда заимствует тот или иной материал. Правильно оформленный (выполненный) научный аппарат свидетельствует о самостоятельном (творческом) подходе автора к написанию курсовой и об объеме проделанной им работы.
Ссылки на литературу и иные источники рекомендуется выносить в нижнюю подстрочную часть страницы, отделенную от текста горизонтальной чертой. При этом в ссылке указывается не только название той или монографии, учебника или научной статьи, но и указывается конкретная страница, откуда позаимствован материал.
Приведем пример такой ссылки:
- Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М. 2006, с.175.
- Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. – Государство и право. 1997, № 3, с.17.
- Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации - Российская газета, 2005, 26 апреля.
Объем курсовой работы.
Оформление. Сроки сдачи и защиты
Ориентировочный объем курсовой работы 17-20 страниц машинописного текста, напечатанного через два интервала.
Курсовая работа имеет титульный лист, соответствующим образом оформленный. На нем указывается вуз, факультет и кафедра, где выполнена работа, тема курсовой, фамилия, имя и отчество автора и научного руководителя, место и год написания.
В курсовой работе используется сквозная нумерация страниц. Первой страницей является план работы. Введение, каждая глава, при делении работы только на параграфы – каждый параграф, а также список использованной литературы и нормативного материала начинаются с новой страницы.
Список использованной литературы и нормативного материала состоит из трех разделов:
1. Законодательство и иной нормативный материал.
2. Специальная литература.
3. Материалы юридической практики.
В первом разделе нормативные акты указываются в определенной последовательности с учетом их юридической значимости (Конституция, федеральные конституционные и иные федеральные законы, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных министерств и ведомств, акты местных органов власти и управления). Во втором разделе «специальной литературы» учебники и иные научные труды (монографии, учебные пособия и т.д.) указываются в алфавитном порядке. В третьем разделе указываются материалы юридической практики, публикуемые на страницах периодической печати.
Курсовая работа должна быть подписана студентом на последней странице после списка литературы, при этом указывается дата выполнения работы.
Оформленная курсовая работа сдается на кафедру Конституционного права и прав человека, где регистрируется и передается преподавателю для рецензирования. Сроки сдачи работ и их защиты определяются деканатом. Как правило, курсовая работа сдается в деканат до начала сессии (в любом случае не позднее 10 дней до предстоящего экзамена по «Административному праву»). Проверенная (отрецензированная) работа визируется преподавателем отметками: «к защите» или «неудовлетворительно». В первом случае студенту предстоит «защитить» свою работу, во втором – работа возвращается автору для устранения недостатков, указанных рецензентом.
При защите курсовой работы студент обосновывает свои основные выводы по исследуемой проблеме, отвечает на замечания рецензента (если таковые имеются) и на вопросы, задаваемые в ходе защиты в рамках темы курсового исследования.
Критериями оценки курсовой работы являются:
- степень разработки темы;
- полнота охвата относящихся к теме специальной литературы, нормативных актов, материалов практики;
- творческий подход к написанию курсовой работы;
- правильность и научная обоснованность выводов;
- стиль изложения;
- аккуратность оформления.
При оценке курсовой работы учитывается не только ее содержание, но и результаты защиты. Преподаватель ставит оценку в зачетную книжку студента и в ведомость по защите курсовых работ.
Студенты, не сдавшие в установленные сроки курсовые работы или получившие неудовлетворительную оценку на защите, к экзамену не допускаются.
Раздел 2 .
Задания для выполнения курсовых работ
Тема 1. Государственное управление
Примерный план
1. Понятие и характерные черты государственного управления.
2. Соотношение государственного управления с другими видами государственной деятельности.
3. Новые требования к государственному управлению на современном этапе развития нашего общества.
Литература
· Административное право. Учебник. Под ред. Л.Л. Попова, М., 2004.
· Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. Учебник. М., 2006.
· Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2005.
· Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2006.
· Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. Под ред. И.Л. Бачило.М.1998.
· История становления и современное состояние исполнительной власти в России. Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2003.
· Лазарев Б.М. государственное управление на этапе перестройки. М., 1988.
· Ломакина В.Ф. Административная реформа: проблемы развития и совершенствования (IX «Лазаревские чтения»). – Государство и право, 2006. № 8.
· Маршев В. Размышления об управлении Россией: прошлое, настоящее и будущее. – «Проблемы теории и практики управления», 2005, № 3.
· Мицкевич Л.А. Понятие государственного управления в административном праве Германии. - Государство и право. 2002, № 6.
Нормативные акты
· Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах». – СЗ РФ 2003 г. № 30.
· Указ Президента РФ от 16 июля 2004 г. «О совершенствовании государственного управления» - СЗ РФ 2004г. № 12.
· Указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов исполнительной власти РФ» - СЗ РФ 2005 г. № 27.
· Указ Президента РФ от 30 марта 2006 г. «О комиссии Президента РФ по вопросам совершенствования государственного управления» - СЗ РФ 2006 г. № 14.
Тема 2. Административно-правовые отношения
Примерный план
1. Понятие, виды и основные черты административно-правовых отношений.
2. Участники (субъекты) административно-правовых отношений.
3. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
Литература
· Административное право. Учебник. Под ред. Л.Л. Попова. М., 2004.
· Административное право России. Учебник. Под ред. П.И. Кононова. М., 2006.
· Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2006.
· Административное право и административный процесс: старые и новые проблемы (по материалам «Лазаревских чтений»). Государство и право, 1998, № 8.
· Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М., 1976.
· Куракин А.В. Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права России. – Государство и право. 2001, № 6.
· Жимагулов М.И. О сущности и понятии административного принуждения – Государство и право, 2006, № 10.
· Демин А.А. Административно-правовой метод: соотношение с другими методами правового регулирования. – Государство и право, 2005, № 6.
Нормативные акты
· Закон РФ от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной Палате Российской Федерации» - СЗ РФ, 2005, № 15.
· Закон РФ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» - СЗ РФ, 2006, № 19.
· Закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». – СЗ РФ, 2002, № 30.
· Кодекс РФ об административных правонарушениях. М., 2002.
Тема 3. Органы исполнительной власти
(органы управления)
Примерный план
1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.
2. Классификация органов исполнительной власти.
3. Система органов исполнительной власти Российской Федерации и Республики Татарстан.
Литература
· Административное право. Учебник. Под ред. Л.Л. Попова. М., 2004.
· Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право. Учебник. М., 2006.
· Бахрах Д.Н., Росинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник. М., 2007.
· Волков Н.А. Высшие и центральные органы государственного управления СССР и союзных республик в современный период. – Изд-во Казанского университета, 1971. (Для сравнительного анализа с современной системой органов исполнительной власти России и республик в составе РФ).
· Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2006.
· Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. Под ред. И.Л. Бачило.М.1998.
· История становления и современное состояние исполнительной власти в России. Под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2003.
· Лобанов В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы. – «Проблемы теории и практики управления», 1999, № 1.
· Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика. – «Российское право», 2006, № 8.
Нормативные акты
· Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст, ст. 9 п.3, 100, 101 п. 3, 103, 105.
· Закон «О правительстве РФ»- СЗ, 1997 г. № 5.
· Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре органов исполнительной власти РФ» - СЗ РФ, № 11.
· Указ Президента от 20 мая 2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» - СЗ РФ, № 21.
· Указ Президента РФ от 25 марта 2004 г. «Об администрации Президента РФ» - СЗ РФ, 2004, № 13.
· Распоряжение Правительства РФ от 26 апреля 2004 г. «Структура аппарата Правительства РФ» - СЗ РФ, 2004, № 18.
· Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. О Федеральных округах и об утверждении «Положения о полномочном представителе президента в федеральном округе». СЗ РФ. 2000, № 20.
· Закон РФ от 6.10.1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (с изменениями и дополнениями от 20 июля 2000 г., от 4 июля 2003 г., и от 31 декабря 2005 г.) – СЗ РФ, 1999, № 42.
· Указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов исполнительной власти РФ» - СЗ РФ 2005 г. № 27.
· Конституция Республики Татарстан (с изменениями и дополнениями от 19 апреля 2002 г.), Казань, 2002, ст.ст. 94,99-103.
· Закон РТ от 24 марта 2005 г. «Об исполнительных органах государственной власти РТ» - Казань, 2005.
Тема 4. Государственная служба
Примерный план
1. Понятие, виды и основные принципы государственной службы.
2. Понятие и виды государственных служащих.
3. Правовое регулирование государственной службы (порядок поступления на службу, прохождение госслужбы, права, обязанности и ответственность госслужащих).
Литература
· Административное право. Учебник. Под ред. Л.Л.Попова, М., 2004.
· Алехин А.Л., Кармолицкий А.А. Административное право России. Учебник. М., 2006.
· Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право. Учебник. Саратов, 2003.
· Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 2005.
· Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной службы в Российской Федерации. М., 2003.
· Куракин А.В. Правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации (теоретико-административные аспекты). М., Изд-во ЩИТ, 2004.
· Суслов А.Ю. Кадровая политика и государственная служба в Российской Федерации. – Казань, 2004.
· Розенбаум Ю.А. Государственная служба как фактор укрепления целостности Российского федеративного государства. – Государство и право, 1999, № 4.
· Комаровский В.С., Тимофеев Т.Н. Конфликты граждан с чиновниками: почему и зачем? – Государство и право. 1997, № 10.
· Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих. – Государство и право, 2000, № 3, 4.
· Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество, правовые проблемы взаимодействия (практика России). – Государство и право, 2004, № 1.
· Егоров В. Государственная власть и государственная служба в Росси: к новому качеству. – Журнал «Государственная служба», 2006, № 5.
· Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации – Российская газета, 2005, 26 апреля.
Нормативные акты
· Конституция Российской Федерации. М., 1993.Ст.ст. 15 п.2, 32, 52, 53, 82, 93, 111, 112.
· Закон РФ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службе Российской Федерации» - СЗ РФ, 2003, № 22.
· Закон РФ от 27 апреля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» - СЗ РФ, 2004, № 31.
· Закон РФ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» - СЗ РФ, 2006, № 19.
· Закон РФ от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации» - СЗ РФ, 2007, № 10.
· Указа Президента РФ от 1 февраля 2005 г. «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» - СЗ РФ, 2005, № 6.
· Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. «О проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службе РФ» - СЗ РФ, 2005, № 6.
· Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» - СЗ РФ, 2005, № 1 .
· Указ Президента РФ от 3марта 2007г. «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов» // Положение о комиссиях / - СБ РФ, 2007, № 11.
· Закон РТ от 25 октября 2005 г. «О государственной гражданской службе Республики Татарстан», Казань, 2005.
· Указ Президента РТ от 18 января 2006 г. «О реестре должностей государственной гражданской службе Республики Татарстан» - Республика Татарстан, 2006, 24 января.
Тема 5. Акты органов государственного управления
Примерный план
1. Понятие и юридическое значение акта государственного управления.
2. Классификация актов государственного управления.
3. Порядок подготовки, издания, вступления в силу и действия актов государственного управления.
4. Требования, предъявляемые к актам государственного управления и последствия их несоблюдения.
Литература
· Административное право. Учебник. Под ред. Л.Л.Попова, М., 2004.
· Административное право Российской Федерации. Учебник. Под ред. Н.Ю. Хаманевой, М., 2004.
· Административное право России. Учебник. Под ред. П.И. Кононова. М., 2006.
· Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс. М., 2006.
· Васильев Р.Ф. Акты управления. М., 1987.
· Методы и формы государственного управления. М., 1977.
· Пятаков Д.В. Акты государственных органов и органов местного самоуправления как основание возникновения гражданских правоотношений. – Государство и право, 2004, № 8.
· Иванов С.А. Основные аспекты соотношения закона и подзаконного правового акта. – Государство и право, 2004, № 8.
· Яценко В.Н. Судебный контроль нормативных актов – Государство и право, 2005, № 11.
· Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 апреля 2001 г. – Российская газета, 2001, 4 апреля.
Нормативные акты
- Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст.ст. 76 п.5, 85 п.2, 90, 115.
- Закон «О правительстве Российской Федерации» ст.ст 12, 23, 33 – СЗ РФ, 1997, № 5.
- Указ Президента Российской Федерации от 23 мая, 1996 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» СЗ РФ. 1997, № 19.
- Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 СЗ РФ. 1997, № 33.
- Положение «О порядке ведения Федерального реестра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» утв. Постановлением правительства от 29 ноября 2000 г. – СЗ РФ, 2000, № 49.
- Приказ Минюста РФ от 14 июля 1999 г. № 217 «Об утверждении разъяснений и применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» - Бюллетень нормативных актов, федеральных органов исполнительной власти, 1999, № 31.
- Приказ Минюста РФ от 12 января 2004 г. № 5 «Об утверждении и введение в действие Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов в субъектах федерации». Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2004, № 8.
- Информация о нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти зарегистрированных в Минюсте РФ и отмененных полностью или частично решением Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ – Российская газета, 2006, 25 января.
- «Верховный Суд сообщает» – Республика Татарстан, 2005, 10 сентября.
- «Верховный Суд сообщает» - Республика Татарстан, 2006, 25 марта.
- Конституция Республики Татарстан (с изменениями и дополнениями от 19 апреля 2002 г.) Казань, 2002, ст.ст. 95, 102 п.9, 103, 104.
- Закон РТ от 24 марта 2005 г. «Об исполнительных органах государственной власти РТ», Казань, 2005, ст. 43, 44.
- Указ Президента РТ от 8 мая 2002 г. «О едином банке нормативных правовых актов РТ» - Республик Татарстан, 2002, 14 мая.
ПРИМЕЧАНИЕ: Для более углубленного изучения курса административного права и повышения качественного уровня написания курсовой работы студенты могут обратиться также к научным трудам зарубежных авторов:
- Административное право зарубежных стран. М., 1996.
- Актуальные проблемы буржуазного административного права. М., 1984.
- Бребан Г. Французское административное право. М.: «Прогресс», 1988.
- Венгерское административное право. М., 1990.
- Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. М.: Прогресс, 1984.
- Гурней Б. Введение в науку управления. М.: Прогресс, 1969.
- Лоуренс Фриман. Введение в американское право. М.: Прогресс, 1993.
- Ролан Драго. Административная наука. М.: Прогресс, 1982.
- Маргарет Тетчер. Искусство управлением государством /Стратегии для меняющегося мира/. Пер. с англ., М., 2005.
Составитель:
доцент кафедры конституционного права и
прав человека
Е.К. Алексашкин
1 ПРИМЕЧАНИЕ: Курсовые работы, выполненные не по своему варианту, а также работы, выполненные без использования основных источников, рекомендованных по данной теме возвращаются, автору без рецензирования и к защите не допускаются.