Становление и развитие малого бизнеса
СОДЕРЖАНИЕ: Роль государства в становлении и развитии малого бизнеса. Порядок лицензирования деятельности малого предприятия. Административно-правовое регулирование общественных отношений. Фазы развития малого предприятия. Указания начинающему предпринимателю.Содержание
1. Роль государства в становлении и развитии малого бизнеса
2. Порядок лицензирования деятельности малого предприятия
3. Фазы развития малого предприятия, их содержание
Список использованных источников
1. Роль государства в становлении и развитии малого бизнеса
Функционирование и жизнеспособность малого бизнеса в последние годы стало немыслимо без активного вмешательства государства. В переходный период для становления свободного предпринимательства государство должно взять на себя определенные функции.
Во-первых, разгосударствление и приватизацию государственной собственности, т.е. устранение монополии государства во всех сферах жизнедеятельности общества. При этом следует иметь в виду, что критическая масса негосударственного сектора, позволяющая включить рыночные механизмы, составляет не менее 30 - 35 % основных производственных фондов народного хозяйства страны.
Как свидетельствует мировой опыт, процесс приватизации страгивает комплекс сложных проблем в сферах права, политики, морали, экономики и потому обычно делится на программы, касающиеся больших и малых предприятий. Малая приватизация ассоциируется с передачей в частную собственность небольших предприятий торговли, бытового обслуживания, производства товаров народного потребления и осуществляется в первую очередь.
Во-вторых, создание условий для формирования творческих, инновационных предпринимателей, соответствующих критериям И. Шумпетера. Необходимость выявления и поддержки мелких предпринимателей особенно велика в период массовой приватизации и возрождения рыночных механизмов хозяйствования, когда стремление разбогатеть реализуется нередко любыми средствами, в том числе и криминальными.
По мнению российских ученых, на российском рынке сейчас действует три тина предпринимателей: статичные предприниматели, которые традиционными статичными методами способны получать обычную прибыль в том или другом размере в зависимости от сложившейся конъюнктуры на рынке, экономической, правовой и организационной среды, создаваемой государством. Для такого предпринимателя должна быть создана благоприятная среда и селективная поддержка в зависимости от значимости сферы деятельности.
Подлинные предприниматели, способные и пытающиеся реализовать свои способности даже в современных неблагоприятных условиях и работать в сфере инновационного воспроизводства на рисковой основе. Именно таким предпринимателям необходимо создать режим наибольшего благоприятствования.
Случайные бизнесмены, которые пришли в бизнес по сложившимся в России политическим, социальным и другим обстоятельствам: участие в приватизации, близость к номенклатуре, отсутствие моральных принципов, невозможность заняться прежним родом деятельности вследствие разорения предприятий и учреждений, сокращение армии и др.
Структура и климат предпринимательской среды в Республике Беларусь существенно отличаются от российских, так как в промышленности и сельском хозяйстве доминирует государственный сектор, а преобладающий в торговле и малом бизнесе частный сектор находится под жестким государственным контролем. Однако «Белорусская конфедерация промышленников и предпринимателей» (нанимателей) подготовила аналогичный российскому («Свод нравственных принципов и правил хозяйствования») документ - «Хартию корпоративной и деловой этики».
Государство располагает мерами для успешного выполнения названной выше функции. К ним можно отнести:
-создание эффективного механизма стимулирования предпринимательской деятельности, включающего налоговую, финансовую, страховую, информационную, амортизационную и другую научно обоснованную политику; -обеспечение доступных условий включения граждан в предпринимательство, его экономической свободы и равных правил деятельности;
-создание качественной и доступной системы образования, переподготовки и повышения квалификации преподавателей;
-создание благоприятного общественного климата предпринимательской деятельности.
В-третьих, государство должно создать равные условия функционирования предприятий различных форм собственности, в которых конкурентная среда способствовала бы здоровой соревновательности. Реализация этой функции сопряжена в переходный период с рядом объективных трудностей. К ним можно отнести незавершенность приватизации государственной собственности и политические предпочтения последней как более управляемой, проблемы занятости, корпоративные интересы.
Следуя теории достижения национальной конкурентоспособности М. Портера, государственное регулирование должно ускорить переход от факторной стадии конкуренции к инвестиционной и инновационной. В экономике Республики Беларусь имеются необходимые предпосылки: высокоразвитые промышленность и научная сфера, высококвалифицированные кадры, современная инфраструктура. Наиболее сдерживающим фактором являются медленные темпы внедрения рыночных механизмов, чрезмерное государственное регулирование, ограничение частного предпринимательства с участием как национального, так и зарубежного капитала.
Для реализации данной функции могут быть использованы различные средства:
-содействие обновлению техники, технологии, повышению конкурентоспособности продукции;
-проведение селективной антимонопольной политики, направленной на сдерживание монополистических устремлений одних предприятий и стимулирование развития других, деятельность которых строится на инновационной основе с четко выраженной социальной направленностью;
-реализация мер по стимулированию экспорта наукоемкой конкурентоспособной продукции;
-постепенное регулируемое открытие белорусского рынка для иностранных конкурентов при обеспечении роста экспорта, оптимизации структуры импорта и защиты тех производителей, продукция которых не может быть замещена импортной по стратегическим причинам;
-развитие инновационного маркетинга и менеджмента на предприятиях;
-кредитное и налоговое стимулирование инновационно развивающихся предприятий.
В-четвертых, государство, используя свой административный ресурс, должно создать условия для неуклонного роста массового предложения и спроса на национальные товары высокого качества, производимые по инновационным технологиям. Эта комплексная задача может быть решена такими мерами, как рост покупательной способности населения, рентабельности предприятий, развития частнопредпринимательского сектора, подключения малого и среднего бизнеса к крупным предприятиям с помощью системы государственных заказов и др.
Как отмечается в Национальном отчете о человеческом развитии Республики Беларусь, сдерживают реализацию конкурентных преимуществ страны, а следовательно, и предпринимательского потенциала, следующие недостатки в осуществлении государством своей регулирующей роли:
-низкая активность процессов разгосударствления и приватизации как основы для роста инвестиций и использования предпринимательской энергии;
-наличие административных барьеров на пути развития предпринимательства и высокий уровень административного :вмешательства органов государственного управления в деятельность предприятий;
-недостаточно благоприятный инвестиционный климат, создающий риски как для отечественных, так и зарубежных инвесторов;
-высокое налоговое давление на производителей, негативно воздействующее на расширенное воспроизводство;
-невысокая макроэкономическая и финансовая стабильность, характеризующаяся еще достаточно значительным уровнем инфляции;
-неразвитость финансового рынка, невысокая устойчивость и безопасность банковской системы, низкая ее кредитная способность;
-неэффективность инновационной системы, не позволяющая использовать имеющийся человеческий потенциал и научные разработки.
В-пятых, особенно важна в переходный период деятельность государства по усилению социальной ориентации предпринимательства. Выполнение этой функции требует ориентации предпринимательства на достижение как экономического, так и социального эффекта. Последний проявляется в повышении благосостояния всех членов общества. Увеличение масштабов инновационного предпринимательства ведет к ускорению темпов роста экономики, увеличению национального богатства, что создает благоприятные условия для повышения благосостояния всего населения.
Выполнение этой функции может быть достигнуто с помощью различных механизмов. Это передача государственной собственности потенциально эффективным собственникам; формирование законодательной базы хозяйственной жизнедеятельности общества, адекватной социально ориентированной рыночной экономике, обеспечение рационального сочетания частной и государственной собственности как основы успешного решения социальных проблем; создание эффективной системы социальной защиты населения - условий для реализации творческого потенциала людей на основе подлинной экономической состязательности.
Государство может эффективно выполнять свою регулирующую роль в отношении предпринимательства, если руководствуется определенными принципами. К ним можно отнести:
-научное понимание экономической сущности содержания и роли предпринимательства в развитии экономики страны и материальном обеспечении жизнедеятельности общества;
-рациональный протекционизм современного цивилизованного предпринимательства;
-обеспечение органического сочетания экономических и социальных целей;
-программно-целевое регулирование;
-гарантированность государственной поддержки;
-гибкий дифференцированный подход;
-мотивационная направленность государственной поддержки;
-многообразие форм предпринимательской деятельности;
-разделение и кооперация между государственной, региональной и местной властью.
2. Порядок лицензирования деятельности малого предприятия
Переход к рыночным отношениям в экономике и создание условий для свободного развития бизнеса не исключает необходимости государственного регулирования предпринимательской деятельности. Оно призвано решать прежде всего такие задачи, как обеспечение равных условий хозяйствования субъектам всех форм собственности и развитие конкурентной среды; повышение ответственности субъектов бизнеса за результаты своей хозяйственной деятельности; защита потребителей от некачественных товаров и услуг.
Административно-правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере предпринимательской деятельности, осуществляется рядом методов. Это - лицензирование отдельных видов деятельности, подтверждение соответствия продукции, услуг, персонала требованиям нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, государственная гигиеническая регистрация, контроль за соблюдением законодательства, запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность с нарушением установленных норм и требований и др.
В интересах общественной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды государство может устанавливать определенные требования для отдельных видов деятельности путем выдачи специальных разрешений (лицензий) на их осуществление.
Лицензирование - это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их приостановлением, возобновлением, продлением срока действия, а также контролем за соблюдением лицензионных требований и условий.
Перечень лицензируемых видов деятельности, а также отношения, связанные с получением лицензий, определены Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003г. №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и утвержденным им Положением.
В соответствии с Положением в качестве соискателя лицензии могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, ходатайствующие о предоставлении им права занятия адвокатской или частной нотариальной деятельностью.
Согласно Декрету в Республике Беларусь подлежат лицензированию 49 видов деятельности, 36 из которых включают составляющие работы и услуги (банковская, ветеринарная деятельность, деятельность в области авиации, промышленной безопасности, связи, а также деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и др.).
Так, например, деятельность по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей включает более 20 видов работ и услуг.
Лицензия выдается на конкретный вид деятельности (с указанием составляющих его работ и услуг) и действует на всей территории Республики Беларусь или ее части в соответствии с законодательством.
Положения о лицензировании конкретных видов деятельности с указанием составляющих их работ и услуг, срока действия лицензии, перечней лицензионных требований и условий, необходимых документов и требований к их содержанию, а также полномочий лицензирующих органов и порядка контроля за соблюдением лицензионных требований и условий утверждаются Советом Министров.
Лицензирующими органами, уполномоченными выдавать специальные разрешения, являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные правительству, Национальный банк, местные исполнительные и распорядительные органы.
Для получения лицензии соискатель представляет в соответствующий лицензирующий орган документы, которые должны быть рассмотрены в месячный срок со дня их подачи. Указанный срок может быть продлен на период проведения проверки или экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензионным требованиям и условиям (но не более чем на 15 дней). Расходы, связанные с проведением экспертизы, возмещаются соискателем лицензии и лицензирующим органом в равных долях. Таким образом, общий срок не может превышать 45 дней.
В выдаче лицензии может быть отказано в следующих случаях:
-при наличии в документах недостоверных сведений;
-несоответствии представленных документов требованиям положения о лицензировании вида деятельности;
-наличии заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензионным требованиям и условиям по результатам проверки или экспертизы.
Лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. Срок ее действия по его окончании может быть и продлен по заявлению лицензиата. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в сумме, эквивалентной 90 евро. За внесение изменений или дополнений в лицензию, продление срока ее действия, выдачу дубликата взимается лицензионный сбор в размере 50% платы за выдачу лицензии (то есть 45 евро). За выдачу копии лицензии, заверенной лицензирующим органом (в случае ее утраты) взимается сбор в сумме 5 евро.
В случае выявления в течение календарного года нарушений лицензиатом установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности орган, выдавший лицензию, выносит предписание об устранении нарушений с указанием срока устранения (не свыше 6 месяцев). В случае обнаружения грубого нарушения может быть принято решение об аннулировании лицензии.
Действие лицензии прекращается:
-по истечении срока, на который она выдана;
-решению лицензирующего органа (в случае аннулирования лицензии, ликвидации или реорганизации лицензиата, принятия им решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности);
-решению суда (об аннулировании лицензии либо в случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, что повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде).
3. Фазы развития малого предприятия, их содержание
В белорусской истории малого бизнеса можно выделить следующие этапы:
Первый этап (1985-1987гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
Второй этап (1987-1988гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нем участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом “кооперативного движения”. Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности белорусской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор.
Пятый этап (1993-1994гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе еще не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
Шестой этап. К 1995г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо меняли направление своей деятельности. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился очередной этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа МП.
Предпринимательство пока не набрало «критической массы» в новом качестве, преобразующем экономику на рыночных началах. Развитие малого и среднего бизнеса происходит при органической поддержке со стороны государства, особенно в деле привлечения инвестиций частных и иностранных инвесторов.
В этих условиях главной целью развития предпринимательства на период до 2010 года является обеспечения развития бизнеса на усовершенствовании организационно-правовой, финансово-инвестиционной, научно-инновационной и управленческой основе, превращение его в ядро интенсивно развивающегося сектора экономики, в основной источник пополнения бюджета и увеличения числа новых рабочих мест. Для стимулирования предпринимательской инициативы в малых городах предприняты дополнительные меры, предусматривающие льготное налогообложение по упрощенной системе, порядок продажи неиспользуемых и неэффективно используемых объектов государственной собственности на аукционах с начальной ценой, равной одной базовой величине, а также передачи таких объектов в безвозмездное пользование под конкретные инвестиционные проекты.
В Беларуси принята и реализуется Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы. Главная цель программы - обеспечить рост благосостояния населения на основе рационального распределения производительных сил, повышения уровня развития, эффективности и конкурентоспособности экономики регионов.
В малом бизнесе ошибки совершаемые человеком, замечаются раньше, стоят дороже и осложняют будущее сильнее, чем аналогичные ситуации в большом бизнесе. Самый большой недостаток малого предпринимательства – невозможность нейтрализовать последствия ошибки.
Начиная свой бизнес, прежде всего нужно иметь четкие ответы на такие вопросы:
Сколько денег надо?
Как их использовать?
Способен ли бизнес принести доход?
Получит ли банк свои деньги назад?
Когда это произойдет?
Любой бизнес, существует постольку, поскольку он находится определенных отношениях со своими заказчиками. Заказчик есть то необходимое начало, которое бизнес призван обслужить. Что касается малого предпринимательства, тип заказчика, которого нужно обслужить, и тип потребности, которую нужно удовлетворить, можно сказать, определяют очень многое в самом бизнесе и многое в проблемах, с которыми ему придется столкнуться.
Первым шагом в формировании большинства малых предприятий явился выбор товара.
Указания начинающему предпринимателю:
В качестве вашего товара выбирайте такой отвар или услугу, в котором потребитель испытывает потребность.
Для малой компании целесообразно производить товары и услуги, используемые в дельнейшем производстве.
Деятельность по производству товара или обработке материала имеет целью создание только дополнительной стоимости товара. При выборе товара или услуги нужно найти такое производство, в котором приобретение нужных материалов требовало бы минимальных затрат.
Малый масштаб предприятия позволит уделить много внимания обслуживанию произведенных товаров.
Преимуществом малого предприятия является то, что выпускаемые им партии товаров могут быть достаточно небольшими, в то же время будут обеспечивать прибыль.
Масштаб предприятия ограничивает масштаб производства. Но в тоже время он ничуть не ограничивает возможность внедрения ноу-хау. Уже одна эта возможность составляет важный аспект исключительности вашего товара или услуг.
Малый масштаб предприятия ограничивает вложения в оборудование для производства товаров. Если есть возможность вкладывать деньги производство оснастки и оборудования, о малый масштаб предприятия не будет помехой в достижении высокого уровня конкурентоспособности.
Все эти указания далеко не исчерпывают все ситуации, в которых могут экзаменовать малый бизнес. Дисциплина, которую демонстрирует человек при расходовании денег, является лучшим тестером при расходовании денег.
Список использованных источников
1. Германович Г., Пятишсин С. Малое предпринимательство в Республике Беларусь: проблемы и перспективы // Белорус. банк. бюл. 2003. № 7.
2. Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003г. №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
3. Мазоль С.И. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. - Мн.: Книжный дом, 2004. - 272 с.
4. Экономика малого бизнеса: Учеб. пособие / М. И. Балашевич, Т.П. Быкова.- Мн.: БГЭУ, 2005 . - 231 с