Становление Москвы как города с XII по XXI века

СОДЕРЖАНИЕ: Департамент образования города Москвы Педагогический колледж №9 «Арбат» Сообщение по экологии на тему: «Становление Москвы как города с XII по XXI вв.»

Департамент образования города Москвы

Педагогический колледж №9 «Арбат»

Сообщение по экологии

на тему:

«Становление Москвы как города с XII по XXI вв.»

Работу выполнил

студент 302 группы:

Тарасов Иван

Специализация 050702

Организация воспитательной деятельности

Преподаватель:

Батуева Н.Н.

Москва, 2011 г.

Из маленькой крепости на берегу Москвы-реки до огромного мегаполиса – таков путь нашего города. Его история начинается с XII в., с основания Москвы, хотя на территории города археологами обнаружены свидетельства и более древних поселений – в Зарядье и Замоскворечье, в Щукине и Измайлове, в Серебряном бору и у Покровских ворот. Но именно в середине XII в. князь Юрий Долгорукий в числе ряда «городов», возведённых для укрепления подступов к западным окраинам Суздальского княжества, основал небольшую крепость у впадения речки Неглинной в Москву-реку на месте поселения, впервые упомянутого в летописях под 1147 г.

Развитие города в Х III - Х IV вв.

Развитие города шло в направлении освоения повышенных частей рельефа. На живописных холмах возникали монастыри. Холмы представляли собой участки высокой третьей надпойменной террасы рек Москвы и Яузы. Для города XII – XV вв. эти превышения имели важнейшее значение при строительстве укреплений. Терраса, сложенная песками, хорошо осушается. Вода на таких холмах не застаивается. Следовательно, соблюдались и гигиенические правила: земляные полы и подвалы не подтоплялись и были сухими практически круглый год.

Пониженные части территории (пойменные террасы) застраивались и заселялись в последнюю очередь, поскольку строительные работы в этих местах были сопряжены с рядом трудностей: здесь были болота и заболоченные участки, к тому же ежегодно происходило затопление паводковыми водами. Эти территории использовались в основном под сельскохозяйственные угодья.

Москва в XVI – XVIII вв.

Еще в XVI столетии расселение перешло черту Земляного города (современного Садового кольца), и в течение XVII в. Москва застраивалась узкими полосами вдоль радиальных дорог. Извилистые линии дорог и спусков к берегу соединяли разные уровни города. Таким образом, элементы застройки вступали в тесное взаимодействие с формами природного рельефа, подчёркивали топографические особенности территории.

В начале XVII в. в связи с ожиданием набега татар вокруг Москвы был возведён грандиозный земляной вал со рвами с внутренней и внешней сторон, по линии современного Садового кольца. Память об этом земляном вале сохранилась в названиях московских улиц – Крымский вал, Коровий вал, Валовая, Земляной вал.

Во время войны со шведами в 1707–1708 гг. были проведены земляные работы по укреплению стен Кремля и Китай-города. В ходе строительства река Неглинная была переведена в ров, расположенный приблизительно там, где ныне решётка Александровского сада, а русло засыпано землёй. После этого там были возведены бастионы, которые снесли лишь в 1819–1823 гг.

Развитие Москвы в Х I Х в.

Начало XIX в. для Москвы и России в целом было тяжёлым временем: началась война с Наполеоном, значительная часть города, занятого войсками неприятеля, сгорела. При восстановлении Москвы после пожара 1812 г. были местами выровнены улицы, упорядочены бульвары, площади по Садовому кольцу, пруды и речки. Однако Москва сохраняла прежние черты средневековой столицы – неровные улицы, извилистые коленчатые переулки, одичавшие уединённые сады, пруды.

С начала 30-х до 40-х годов XIX в. в Москве быстро росло число промышленных предприятий. После отмены крепостного права в 1861 г. быстрое развитие капитализма в России вызвало крупные изменения в социальном облике городов. Москва во второй половине XIX в. превратилась в один из важнейших индустриальных центров страны и приобрела типичные черты крупного капиталистического города. Характерной особенностью Москвы в это время стала сравнительно быстрая застройка её коренной территории в пределах Камер-Коллежского вала и заметное расширение фактической границы города за счёт прилегавших к нему земель.

Еще в 60-х годах XIX в. застроенные участки занимали меньше трети города, а больше половины территории Москвы составляли сады, пруды и реки. Пустыри, существовавшие со времён пожара 1812 г., быстро застраивались многоэтажными домами. Уже в 1882 г. пустыри занимали только 8 % земли в пределах Камер-Коллежского вала, а площадь под садами и бульварами сократилась до 16 %. Промышленные предприятия в Москве располагались неравномерно. Многие из них, нуждаясь в воде, пристраивались по берегам рек Москвы и Яузы. Развитие фабрично-заводской промышленности в капиталистической Москве сопровождалось перемещением промышленных предприятий из центра на окраины города.

Правильной планировке Москвы мешали многочисленные речки, холмы, овраги. Мелкие речушки и ручейки, пересекая город в разных направлениях, текли открыто, образуя болотистые места; некоторые были засыпаны, но в сырое время давали о себе знать. Для сообщения между разделёнными водой частями города имелось всего два постоянных моста, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга. Постепенно болота и овраги засыпались, реки перегораживались плотинами и превращались в цепочку прудов, которые с течением времени заполнялись наносами.

В конце XIX и начале XX в. Москва росла чрезвычайно быстро. Этот рост был связан с развитием московской промышленности, дальнейшим расширением торговли, превращением города в крупный железнодорожный узел. Во второй половине XIX в., уже на первых порах строительства железных дорог, Москва стала их важнейшим центром. То, что к началу 70-х годов Москва стала главным железнодорожным узлом страны, ещё больше укрепило и расширило её экономические связи не только с ближайшими, но и с отдалёнными губерниями России. Под железные дороги земли отчуждались у города. Порядок их отчуждения немало повредил Москве. Железнодорожные компании за земли расплачивались щедро, и город отдавал их вне всякого беспокойства о планомерной застройке городской территории. В конце концов головные участки десяти железных дорог вклинились в городскую территорию с такой беспорядочностью, справиться с которой не удаётся до сих пор.

Москва в ХХ–ХХ I вв.

В 1926 г. – площадь Москвы составляла 23 385 гектаров. Одновременно с расширением границ города создавались и планы его реконструкции. Среди них был проект академика А.В. Щусева - превращение Москвы в город-сад. Эта идея пользовалась популярностью.

В 1931 г. Москва была выделена из Московской области как самостоятельная административная единица с собственным бюджетом и со своим исполнительным комитетом Совета народных депутатов - правительством. К городу были присоединены: Фили (925 гектаров) – в 1931 г., Ростокино (202 гектаров) – в 1932 г., Верхние и Нижние Котлы (938 гектаров) – в 1932 г., земли села Воробьёво (861 гектаров) – в 1932 г., Измайловский парк (1242 гектаров) – в 1933 г. При Советской власти Москва строилась, осуществлялись оригинальные и смелые замыслы, хотя именно тогда было снесено много архитектурных и исторических памятников. Это было время категоричных решений, и слова «отречёмся от старого мира» понимались буквально.

Важнейшие довоенные стройки в Москве – канал Москва-Волга и метрополитен. Гидротехнические мероприятия были направлены на улучшение водоснабжения столицы и на обводнение реки Москвы. Возник ряд водохранилищ в окрестностях Москвы, изменился режим реки, уровень воды, структура гидросети. Появилась новая «техногенная гидросеть» в Замоскворечье (береговой дренаж).

Строительство метрополитена означало новый этап не только в развитии городского транспорта, но и в освоении геологической среды города. При строительстве первой очереди метрополитена вынутый грунт и завезённые на стройку материалы (гравий, бут) составили 14 млн. т.

В 1960 г. было принято решение об увеличении площади Москвы. Новой её границей стала окружная автомобильная дорога, а площадь достигла 878,7 км2 . Площадь современной Москвы – 990 км2 .

В 1971 г. был принят 3-й Генеральный план Москвы. В это время в центре города прокладывались новые магистрали (Новый Арбат, улица Маши Порываевой, сейчас - проспект Академика Сахарова), возводились крупные общественные сооружения (Кремлевский дворец съездов, высотный комплекс Совета Экономической Взаимопомощи). Крупные спортивные и общественные сооружения были возведены к открытию Олимпийских игр 1980 г.

К середине 90-х годов Москва оставалась крупнейшим промышленным центром. Ведущее место продолжали занимать машиностроение и металлообработка, а также химическая промышленность и чёрная металлургия. Сохранялась также роль Москвы как центра лёгкой промышленности, главным образом текстильной и швейной.

Москва сегодня – это сердце экономики и науки России, её культурной жизни, уголок старины и исток вдохновения для будущего. Ныне в Москве – многомиллионном мегаполисе – сосредоточен уникальный комплекс различных отраслей промышленности, громадный научно-технический и культурный потенциал, центр деловой и финансовой активности отечественного и иностранного капитала.

Важнейшей проблемой для Москвы остаётся оптимальное соотношение искусственно созданной и естественной среды. Город должен представлять собой целостно организованный по законам архитектуры ландшафт, единство природной и искусственной сред.

Скачать архив с текстом документа