Становление теоретических основ социальной работы

СОДЕРЖАНИЕ: Предпосылки и условия зарождения научной школы в социальной работе, традиции благотворительности и помощи бедным в христианском обществе. Метод индивидуальной работы с нуждающимися в концепции социальной работы М. Ричмонд, его дальнейшее применение.

Содержание

Введение

1. Предпосылки и условия зарождения научной школы в социальной работе

2. Становление научной школы в социальной работе

Список литературы

Введение

Время становления теоретических основ социальной работы пришлось на конец XIX – нач. XX вв. С тех пор научная школа социальной работы прошла ряд исторических трансформаций, причем каждая может быть охарактеризована своей системой понятий и представлений.

Словарь русского языка трактует понятие «научная школа» следующим образом. Научная школа – это направление в науке, созданное на основе общих принципов, взглядов, традиций. Целью настоящей работы является описание возникновения и развития подобных научных направлений в социальной работе.

1. Предпосылки и условия зарождения научной школы в социальной работе

Исторически социальная работа возникла из практической деятельности по обеспечению благосостояния жизни, оказанию помощи людям, как материальной, так и моральной, защите их интересов.

Корни социальной работы находятся в глубине веков. Народы, населяющие нашу планету, имеют множество различий быта, веками сложившиеся особенности национальной культуры, обычаи и традиции, но общим для всех является способность к состраданию, сопереживанию, вытекающая из естественной человеческой природы, проявившаяся уже на ранних стадиях развития общества.

Благотворительность всегда входила в число важнейших человеческих добродетелей. Исцеление больных, раздача богатств, щедрые подаяния милостыни считались основными доказательствами святости. Поэтому чем более помпезный характер носили формы «нищелюбия», тем больше правитель (царь, император, князь) был достоин почестей святого. В связи с этим возникли публичные обеды, которые являлись древнейшей «демократической» традицией в Древнем Риме и Древней Греции. Традиции подобных трапез по случаю каких-либо больших празднеств или общественных событий, не являлись исключительным явлением, а носили политический и общественный характер.

Помощь и взаимопомощь как особая форма взаимоотношений между людьми впервые начала исследоваться в древнегреческом обществе. Именно в этот период появилось понятие «филантропия», означающее любовь к людям, благожелательное отношение одного человека к другому, помощь неимущим, благотворительность. О благотворительности как о прерогативе государства говориться в этике Платона. Человеческая добродетель, как врожденное человеческое свойство рассматривается в учении о государстве и этике Аристотеля.

Раннему Христианству эти понятия также не были чужды. Христианский гуманизм проявляется в милосердии как необходимой части христианской этики, которая связана с нравственным самосовершенствованием личности, с ее постоянной работой по спасению своей души, за что следует воздаяние Бога, так и с тем, что милосердие позволяет подходить к человеку безоценочно, видеть только его проблемы и предлагать способы помощи. До XIX века основными организаторами помощи бедным, больным, старикам, одиноким являлись монастыри. Неотъемлемым атрибутом монастырской жизнедеятельности было кормление убогих, нищих, организация приютов, госпиталей, сбор пожертвований в пользу бедных.

«Агапе», или любовь к ближнему, приходит на смену филантропии. Любовь к ближнему отличалась от чувственной любви, эроса. В основе ее лежали мотивы участия к судьбе человека, к его нуждам и проблемам, поэтому внутренним смыслом следующего периода являлась «деятельная одаривающая любовь».

«Агапе» как нормативное требование межличностного взаимодействия возникает в первых христианских таинствах, совместных вечерних молитвах и трапезах. Со временем процесс этот усложняется и расширяется по мере того, как деятельность христианина принимает различные формы.

В конце XVIII - XIX вв. было положено начало становления общественной и частной формы организации благотворительной помощи. В исторической практике благотворительной деятельности имела место филантропическая деятельность как общественных организаций, так и частных благотворителей. Общество и организации осуществляли свою социальную деятельность в учреждениях призрения детей (младенцев, сирот), учреждениях призрения взрослых, не могущих содержать себя (слепых, увечных, глухонемых), учреждениях медицинской помощи, тюрьмах. Частная благотворительность также активно развивалась. Представители разных сословий оказывали филантропическую помощь в самых разнообразных формах и направлениях. Их деятельность характеризовалась тесной связью с просвещением и воспитанием, организацией пансионов, школ и мастерских, училищ для слепых и детей-сирот. Они покровительствовали той или иной категории нуждающихся.

Дальнейшее развитие теории и практики благотворительности происходит под непосредственным руководством Римско-католической церкви, и это продолжается вплоть до Реформации.

Определенное влияние на развитие идей и практики благотворительности, призрения и милосердия в Западной Европе внесли адепты христианства, в частности Г. Богослов, И. Златоуст, А. Блаженный и особенно М. Лютер. В основу их учения были положены христианские заповеди - «Бог есть любовь», «Возлюби ближнего своего, как самого себя» и др.

Таким образом, к XIX в. сложились все предпосылки к тому, чтобы государственная помощь и взаимопомощь слились в единый социокультурный процесс, со своими традициями, принципами, ценностями, формами. К этому же периоду сложились определенные подходы к пониманию таких социальных феноменов, как бедность, нищенство, безнадзорность, сиротство и т.п. Возникла потребность не только в системном осмыслении всех этих явлений, но и практических шагов в решении связанных с ними проблем.

Становление теории социальной работы во второй половине XIX века и начале XX века теснейшим образом переплетается с социологическими и социально-психологическими концепциями позитивизма и фрейдизма. При разработке проблем социализации детей и взрослых использовались идеи Э. Дюркгейма и М. Вебера, Г. Лебона и Г. Зиммеля. При разработке концепции социальной работы на уровне индивида использовались положения теории психоанализа З.Фрейда. Значительное влияние на становление теории социальной работы оказали идеи и принципы марксизма.

2. Становление научной школы в социальной работе

Первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах западного мира — Алисой Соломон в Германии, Марией Гахери во Франции, Елизаветой Фрай в Англии, Джейн Адаме в США.

Но наибольших успехов в области теоретических исследований добилась М. Ричмонд, описавшая метод индивидуальной работы с нуждающимися. Ее подход формировался на основе медицинских методов, бихевиористической школы психологии, психоанализа З. Фрейда.

Одной из первых книг М. Ричмонд в области теории социальной работы стал фундаментальный труд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях». Помощь и поддержка нуждающихся осмысляется ею как дружеская акция одного субъекта по отношению к другому. При этом воздействие направлено не только на нуждающегося, но и на изменение отношения социального окружения, как правило, негативного к людям, испытывающим бедность и нищету.

В 1917 г. выходит книга «Социальные диагнозы», в которой М. Ричмонд описала теоретические и методологические основы индивидуальной социальной работы. В «Социальных диагнозах» суммируется предшествующий опыт и определяются основы научного подхода к индивидуальной работе.

Обращаясь к практике индивидуальной работы, М.Ричмонд разрабатывает оригинальный метод, позволяющий анализировать социальные и психологические проблемы клиента. В теорию социальной работы вводится терминология из медицинской практики, такая, как «диагноз», «лечение», «клиент», но с новым семантическим значением. Впоследствии данная модель социальной работы будет идентифицироваться как «медицинская модель» индивидуальной работы.

Выделив общественные и личные ситуации в качестве приоритетных проблемных областей познания в социальной работе, М. Ричмонд считала, что социальная работа — это «искусство помощи», своеобразно определив процесс взаимодействия социального работника и клиента «как использование здравого смысла в бессмысленной ситуации».

Согласно концепции М. Ричмонд, вмешательство со стороны социального работника могло осуществляться директивным и недирективным лечебным методом. «Директивное лечение» осуществлялось в непосредственном взаимодействии — «ум на ум». Под этим термином исследовательница понимает сложную процедуру взаимодействий, которые включали в себя: доверительные отношения, определенные позитивные чувства, которые должны возникать между социальным работником и клиентом, активизацию клиента для решения его собственных проблем. Доминирующими техниками в этой связи выступают внушение, убеждение, дискуссии, а также личностные характеристики социального работника: искренность, честность, участливость.

«Недерективное воздействие» сводилось к тому, что процесс помощи сосредоточивался на окружении клиента, на изменении среды его обитания. Цель взаимодействия клиента с социальным работником состояла в том, чтобы клиент получил объективную картину собственной ситуации, личностных и социальных зависимостей, отношений в социальных институтах и сообществе в целом, осложняющих его социальное функционирование.

В индивидуальной работе с клиентом в «Социальных диагнозах» прослеживается отход М. Ричмонд от метода морального убеждения и этических альтернатив и намечается переход к методам социально-психологического воздействия и взаимодействия. Впервые здесь описывается процесс взаимодействия социального работника и клиента. Процесс предстает как определенная последовательность действий, как процедура, подчиненная определенной логике, выражающаяся в системном подходе к клиенту. Впоследствии эта процедура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший основополагающим в технологиях социальной работы.

Принципы индивидуального подхода, разработанные М. Ричмонд, получают рекомендации Христианского общественного союза не только для работы с иммигрантами, лицами девиантного поведения, но и для клиентов «с различными культурными и жизненными стилями». Разработанные исследовательницей принципы начинают применяться в работах с группами и общностями.

Теоретические разработки М. Ричмонд имели большое значение. Теоретическое осмысление личности в ситуации, актуальных проблем социального взаимодействия в обществе дали толчок к развитию социальной науки. Прикладная теория основывалась на реальных фактах, которые получали оценку в системе научной рефлексии, тем самым способствуя формированию контуров будущей теории познания в социальной работе.

«Социальные диагнозы» стали началом новой эры развития индивидуальной социальной работы. Грейс Мейкус через 20 лет после публикации этой книги писал о М. Ричмонд и ее деятельности: «Это явилось выдающейся школой, которая занималась исследованиями тех аспектов, которые противостояли искушению схоластических обобщений и которые, касаясь других дисциплин и общественных сфер, способствовали решению определенных проблем. Дедуктивный метод ее работы нашел отражение в принципе индивидуализации в процессе изучения и обучения основам теории и практики индивидуальной социальной работы».

В 1921-1930 гг. происходит «проникновение» психологического знания в индивидуальные методы социальной работы. «Новая психология», представленная бихевиористской школой, школой Адлера, фрейдистской школой, школой Юнга, находит отражение в теории и практике социальной работы.

В социальной работе этого периода актуализируются такие понятия, как наследственность, физиологическое развитие индивида, развитость — неразвитость интеллекта. Психология и психиатрия становятся основой, в соответствии с которой получают объяснение ситуации жизненных обстоятельств клиента. Так, психология развития и теория З.Фрейда явились для социальной работы теориями, объясняющими поведенческие симптомы, открывающими возможность анализировать внутренние процессы помощи и поддержки. Социальный бихевиоризм оказал серьезное влияние на изучение социальной истории клиента.

С 1922 г. М. Ричмонд разрабатывает принципы «социальной индивидуальной работы», где помимо прежнего подхода «ум на ум» получают развитие такие принципы, как «индивидуальное развитие», «регулирование человеческих отношений». В центре внимания оказываются объективные факторы в сочетании с различными ситуациями в жизни людей. Объекты социального диагноза и соответствующих акций, направленных на улучшение функционирования клиентов, были включены в процессы, развивающие личность и регулирующие социальное окружение.

При этих подходах личность представала как совокупность биологических факторов и факторов развития, включенных в отношения с другими людьми и самопредставление клиента. Жизнь индивида виделась как совокупность сложных и противоречивых отношений с другими людьми, поскольку это обусловлено многообразием человеческих отношений, взаимозависимостью, самовыражением.

Кроме разработки моделей взаимодействия на основе психоаналитической теории, определялись также и принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые М.Ричмонд называет «принципами ментальной гигиены». Впоследствии эти принципы будут приняты за основу этического кодекса социального работника. Принципы ментальной гигиены включали следующие положения:

•симпатизировать клиенту;

•отдавать ему предпочтение;

•поощрять его;

•совместно с ним строить ясные планы действий.

Теоретическая деятельность М.Ричмонд заложила основы определенного подхода, школы социальной работы, известной под названием «диагностическая школа».

Другой подход в развитии теории и практики социальной работы представлен в направлении, которое получило название «функциональная школа социальной работы» . Идеологами данного направления выступали О. Ранк и Дж. Тафт. В основу функциональной индивидуальной работы положены психологические подходы О.Ранка. Отталкиваясь от учения Фрейда, он считал, что кризисные состояния, возникающие в процессе развития личности, вызваны родовыми травмами (полученными при рождении). Поэтому он считал, что встреча индивида с социальным работником неизбежна, независимо от конкретных социальных условий. Другие представители этого направления проявляют значительно меньший интерес к детским переживаниям клиента, акцентируя внимание на воле и готовности к переменам — доминантам, которые лежат в основе практической теории данного подхода. Существенное место в деятельности «функциональной школы» занимают отношения, которые устанавливаются в результате взаимодействия социального работника и клиента и которые определяют процесс помощи. Процесс становится ведущим понятием, базисом научной рефлексии, вокруг которого формируется понятийное поле данной школы индивидуальной работы. В центре внимания функционального метода находится процесс, возникающий между социальным работником и клиентом, способствующий укреплению позитивных доминант, на базе которых можно строить процесс помощи. Эти доминанты представляют собой для социальной работы аксиомы, не требующие верификации, что позволяет процессу интеракций выступать проблемным полем и «местом теоретических битв».

Функциональная школа в основу своих теоретических построений поставила не диагноз, а процесс взаимодействия социального работника и клиента. По мнению представителей этой школы, наиболее важным во взаимодействии социального работника и клиента является процесс как форма и средство изменения ситуации. Функциональная школа базировалась на принципах синхронического подхода «здесь и теперь», когда в процессе взаимодействия социального работника и клиента актуализируется настоящий опыт клиента, его чувства и эмоциональные переживания. Отсюда основная задача виделась в том, чтобы помощь была осознана и принята клиентом. В этом случае между социальным работником и клиентом устанавливаются другие взаимоотношения: они становятся партнерами и несут равную ответственность за изменение ситуации. Главное направление данной теоретической мысли виделось в создании и развитии техник и методов помощи клиенту.

Далее, в 1930—1945 гг. происходит развитие методов индивидуальной работы в диагностической и функциональной школах, проходят научные дискуссии о приоритетах в методах поддержки нуждающихся, формируются подходы к групповой социальной работе и работе в общине.

Дальнейшее развитие диагностических подходов связано с деятельностью Г. Гамильтон, которая расширяет понятие «диагноз» и дает его новую трактовку сообразно тенденциям в социальной работе. Диагноз как основа метода переосмысляется, и теперь он воспринимается не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и его проблемы.

Диагностическая школа ставила перед собой следующие задачи:

•применение модели предвидения в социальной работе с клиентом;

•повышение действенности применительно к случаю;

•определение процедур поддержки в самой модели.

Полемика между диагностической и функциональной школой относительно приоритетов в методах поддержки продолжалась достаточно долго. Функциональная школа базировалась на психологии развития и философии экзистенциализма. Предшествующие события жизни клиента не играли какой-то роли, а социальный работник выступал как помощник, облегчающий и регулирующий взаимоотношения клиента с окружающими, повышающий и развивающий не проявленный потенциал клиента. Диагностическая же школа поставила на центральное место не клиента, а социального работника и ряд процедур: диагностику проблемы, предписания, план лечения.

В 1957 г. было опубликовано исследование Ф. Бистека, где осмыслялись взаимодействия социального работника и клиента. Взаимодействия в методах индивидуальной работы он представил в виде системы динамических интеракций между социальным работником и клиентом, направленных на достижение клиентом саморегулирования и развития.

Хелен Харрис Перлман синтезировала подходы диагностической и функциональной школы, предложив в качестве новой модели индивидуальной работы «метод решения проблем». Тем самым психосоциальное лечение и функциональный подходы были синтезированы и получили свое дальнейшее развитие в практике социальной работы.

Основной подход Х.Х. Перлман основывается на том, что процесс помощи складывается из двух главных компонентов: процесса помощи и личностных ресурсов индивида. Рассматривая разрешение проблем клиента в узком смысле, на уровне его запроса, исследовательница предлагает развивать мотивацию клиента, его способности к деятельности, расширять его личностные ресурсы. Важнейшими понятиями ее теории являются место, проблема, процесс, ресурсы.

Под проблемой понимается ситуация, при которой индивид не в состоянии самостоятельно реализовать свои потребности, что осложняет его социальное функционирование. Под процессом — повторяющаяся последовательная модель деятельности, приводящая к изменению в нужном направлении проблемы клиента. Процесс осуществляется через серию целенаправленных действий в субъект — субъектном взаимодействии социального работника и клиента.

Позднее теория социальной работы начинает оформляться как направления различных международных школ в рамках единого информационного и идеологического профессионального пространства.

В настоящее время в широком смысле под социальной работой понимается весь социальный потенциал отдельных организационных служб и учреждений, функционирующих на приватной или государственной основах. Сюда же относится и структура социального управления.

Классические методы отчасти отодвинуты в сторону психологическими теориями и приемами. Набор технологий был дополнен диагностическими и лечебными методами и расширен включением терапевтической работы. Наряду с методами краткосрочного лечения кризисного вмешательства при оказании единовременной помощи дискутировался и метод поддерживающего долговременного контакта, основанного на концепции системной работы с семьей. Таким образом, социальная работа приобрела более структурированный характер.

Список литературы

1. Бернер Г., Юнсон Л. Теория социально-психологической работы. - М., 1992.

2. История социологии в Западной Европе и США. – М., 1999.

3. Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические концепции. – М.: Издательство МГСУ “Союз”, 2000. – 158 с.

4. Социальная работа за рубежом: Учебное пособие. Под общ. ред. Е.С.Новак. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. – 172 с.

5. Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. - М., 1998.

6. Философия социальной работы / Под ред. В.И. Митрохина. - М., 1998.

7. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М., 2000.

8. Ярская В.Н. Философия социальной работы: вопросы преподавания // Социальная работа. М., 1992. Вып.5.

Скачать архив с текстом документа