Сценарий урока
СОДЕРЖАНИЕ: Программа проведения урока на тему: менеджмент в деятельности предприятия, организация и уровни управления на предприятии. Описание образовательных целей урока, литературы, что используется для его проведения, места проведения. Поэтапная характеристика.СЦЕНАРИИ УРОКА
Раздел программы : Основы предпринимательства
Тема : Менеджмент в деятельности предприятия, организация и уровни управления на предприятии
Класс: 10
Время: 45 мин.
Образовательные цели урока - учащиеся должны усвоить следующие знания:
1. Ознакомиться с сущностью и основными составляющими менеджмента.
2. Ознакомиться с понятием «организация».
Развивающие цели урока - учащиеся должны развить умения и навыки:
1. Знать об основах менеджмента в деятельности предприятия.
2. Знать о понятии «организации».
Воспитательные цели уроков - учащиеся должны овладеть следующими видами действии:
1. Уметь воспроизводить понятия о менеджменте в деятельности предприятия.
2. Уметь строить ответы на создаваемые вопросы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод проведения урока: эвристическая беседа
Оборудование: наглядные пособия, инструменты и оборудование школьных мастерских.
Литература:
1. Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипицын Н.П. Технология. Пробный учебник для мальчиков 10 класса / под ред. В.Д. Симоненко – Издательство Брянского пед. университета. – Брянск, 1995.
2. Подготовка учителя технологии к уроку. Учебно-методическое пособие. Автор-сост.: В.Г. Соловьянюк - Бирск, 2007.
Место проведения: Учебные мастерские.
Ход урока
I . Организационный этап
Учитель :
Здравствуйте! Садитесь! (Ученики стоят у своих мест и садятся после слов преподавателя).
Дежурный кто сегодня отсутствует? (Дежурный класса сообщает об отсутствующих, если они есть).
II . Мотивационный этап
Учитель : Предприниматель может добиться успеха лишь тогда, когда постоянно использует эффективное управление, учитывая все факторы, влияющие на деятельность предприятия.
Учитель : Что означает слово «управление»?
Ученики : ???
Учитель : Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации предприятия, производства, фирмы. Об управлении существует целая наука, и называется она менеджмент.
III . Сообщение темы и цели урока
Учитель :
А теперь, запишите число и тему сегодняшнего урока: «Менеджмент в деятельности предприятия, организация и уровни управления на предприятии» (ученики под диктовку записывают тему урока в тетради под диктовку, учитель контролирует, чтобы все записали).
IV . Изучение нового материала
Учитель : Что означает этот термин?
Ученики : ???
Учитель : Термин происходит от английского слова menegment и переводится как управление, заведование, организация.
Главная цель менеджмента — получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей. Поэтому не всякое управление является менеджментом.
Менеджмент — система управления производством, применяемая с целью повышения его эффективности и получения прибыли. Он является, прежде всего, процессом управления людьми, которые осуществляют производственно-экономическую деятельность в условиях рынка.
Учитель : Теперь немного истории -как наука менеджмент возник на Западе более 80 лет назад, и основателями его являются американец Ф. Тейлор и француз А. Файоль.
Менеджмент существенно изменился за время своего существования: он являл собой рационалистическую систему, а ныне перешел на новую — маркетинговую, или ситуационную, систему.
Рационалистический менеджмент исходил из того, что фирма являлась «закрытой системой» и ее успех на рынке зависел от внутренних резервов: рационализации производства, производительности труда. И решающее значение отдавалось контролю со стороны высших руководителей фирмы за всеми видами деятельности персонала и четким выполнением указаний сверху.
Учитель : Какие виды менеджмента вы знаете?
Ученики : ???
Учитель : Существуют такие виды менеджмента как:Маркетинговый, или ситуационный, менеджмент строится на новых подходах. Здесь фирма считается «открытой системой», и ее успех связан не столько с внутренними резервами, сколько со способностью вписываться во внешнюю среду и приспосабливаться к ней, то есть к сложившейся ситуации.
Учитель : Какие основные составляющие вы знаете?
Ученики : ???
Учитель : Основные составляющие менеджмента:
—постановка целей (определение цели управления);
—планирование (разработка плана управления);
—организация (структура управления);
—контроль (выполнение контроля управления);
—мотивация (заинтересованность работников фирмы в успехе начатого дела);
— коммуникация (отношения между членами
фирмы).
Менеджмент сегодня — это постоянные изменения и непрерывное совершенствование. Нельзя сказать, что существует единая модель менеджмента, так как каждая фирма строит свою структуру управления. В современных условиях система управления должна быть гибкой и простой, чтобы выдержать конкуренцию.
Но система управления не сможет функционировать и добиваться своей конечной цели, если у руля не будет талантливого специалиста по управлению — менеджера.
Учитель : А кем является менеджер?
Ученики : ???
Учитель : Менеджер — это не только специалист по управлению, но и человек, ответственный за весь процесс деятельности персонала и фирмы. И его главная задача - не самому выполнить работу, а организовать других для ее выполнения. В какой бы области деятельности фирмы он ни занимался: производством, рекламой, финансами и т.п., — он решает следующие задачи:
—определяет цели и задачи управления фирмой;
—организует структуру управления и подбирает специалистов для их выполнения;
—поддерживает мотивацию действий и взаимные отношения в коллективе;
— определяет показатели, ориентированные на работу всей организации и в то же время на каждого в отдельности, описывает и интерпретирует результаты и докладывает их своему руководству, подчиненным и коллегам;
— способствует профессиональному росту коллектива
за счет продвижения по служебной лестнице, повышения
квалификации и т.д.
Можно сделать вывод, что успех той или иной фирмы зависит от того, насколько эффективно идет управление ее хозяйственной деятельностью.
Учитель : Что такое организация?
Ученики : ???
Учитель : Это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. В основном все организации сложные, так как имеют не одну цель, а несколько взаимосвязанных целей.
Например, предприятие состоит из нескольких подразделений: отдела снабжения, основного производства, вспомогательного производства, сбытового подразделения и т.д. У каждого из них своя цель. У отдела снабжения — заключение договоров по поставкам сырья, материалов, запчастей, комплектующих элементов; у отдела основного производства — производство продукции и сдача ее на склад; у отдела вспомогательного производства — обеспечение ремонтом основного производства и его обслуживание. То есть каждое подразделение имеет свою конкретную цель, и эти цели для всей организации взаимосвязаны и взаимозависимы между собой для достижения общей цели.
Сложные организации имеют также общие характеристики: общие ресурсы, зависимость от внешней среды, горизонтальное разделение труда и вертикальное разделение труда. В организации существуют две внутренние органичные формы разделения труда.
Учитель : Какие формы разделения труда вы знаете?
Ученики : ???
Учитель : Первая — это разделение труда на компоненты, то есть горизонтальное разделение труда. Например: «Я гайки делаю, а ты для гаек делаешь винты». Вторая — вертикальное разделение труда, оно определяет работу по координированию действий сверху вниз, чтобы, допустим, не наделать гаек больше, чем винтов.
Вертикальное разделение труда приводит к формированию уровней управления, которых может быть несколько в зависимости от параметров предприятия. Но независимо от количества уровней управления руководители предприятия делятся на три категории, которые определяются функциями управления. Например, на техническом уровне (низовое звено) руководители занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой и т.д. На управленческом уровне руководители заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Это руководители среднего звена: заведующий отделом, декан, управляющие, в армии от лейтенанта до полковника и т.д. Руководители на институционном уровне заняты разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, обществом. К этому уровню относятся руководители высшего звена: председатель Совета, президент, вице-президент, генералы в армии, министры в среде государственной деятельности, ректоры и т.д.
К основному элементу управления следует отнести и структуру управления организации.
Линейная структура управления наиболее распространена. В ней четко и ясно распределены права и обязанности всех работников. Линейное управление работает по линии прямого подчинения сверху донизу. Через него руководители доводят до каждого исполнителя свои распоряжения, осуществляют контроль за их выполнением. Линейное руководство обеспечивает единство управления предприятием от директора до рабочего, согласованность действий администрации и исполнителей. При таком управлении менеджерам-руководителям - директору, его заместителям, начальникам производств, цехов, участков, мастерам и бригадирам — предоставляется вся полнота власти по отношению к подчиненным.
В линейной структуре разделение системы управления на составные части осуществляется по производственному признаку. При таком построении в системе управления наиболее полно выражены единоначалие и иерархия. Эта система логически наиболее стройная и определенная, но вместе с тем наименее гибкая. Каждый из органов управления обладает в ней полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функциональных проблем, требующих специальных знаний.
Учитель : Преимущества:
—четкая система взаимных связей;
—ясно выраженная ответственность;
—быстрота реакции на прямые приказания.
Недостатки:
—отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
—тенденция к волоките при решении вопросов между подразделениями;
—повышенная зависимость работы от наличия на месте менеджера высшего звена, его деловых качеств.
Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, поставщики, правительственные учреждения, финансовые организации и источники трудовых ресурсов. Внешние факторы воздействия на организацию подразделяются на два типа: прямого и косвенного. К факторам прямого воздействия относятся поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители и конкуренты, то есть те, которые непосредственно могут влиять на операции предприятия. К косвенным — состояние экономики, научно-технического прогресса, социально-культурные и политические изменения, влияние групповых интересов и события в других странах.
V . Подведение итогов урока, выставление и комментирование оценок .
Учитель :
Сегодня вы познакомились с понятиями о менеджменте в деятельности предприятия. А также об организация и уровни управления на предприятии.
VI . Задание домашнего задания
Учитель : Запишите домашнее задание: прочитать § 8 и § 9. Пожалуйста, ваши вопросы по сегодняшней теме?
Учитель :
Урок закончен. Всем спасибо, до свидания!