Мотивационная сфера личности 3
СОДЕРЖАНИЕ: ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ..3 Понятие мотивационной сферы личности сотрудников ОВД, ее особенности и сущность …. ...6ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Понятие мотивационной сферы личности сотрудников ОВД, ее особенности и сущность ……………………….………………………………...6
2. Мотивирующие факторы и принципы личности сотрудников ОВД ...……9
3. Вопросы экстринсивной и интринсивной мотивации личности сотрудников ОВД ……………………………………...………………………..12
Заключение ………………………………………………………………………16
Список использованной литературы …………………………………………..18
Введение
В структуре личности мотивация занимает ведущее место, так как мотивация – это побуждения, вызывающие активность человека и определяющие ее направленность. Она пронизывает все сферы психической деятельности. Концепция кадровой политики МВД Российской Федерации определила основные параметры работы с кадрами, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Их значимость и важность объясняются тем, что от уровня профессионализма и компетентности сотрудников ОВД, их профессиональной мотивации, готовности и способности стоять на страже закона в решающей степени зависят укрепление государственности, правопорядка, общественной безопасности и усиление борьбы с преступностью.
Органы внутренних дел являются неотъемлемой частью всего нашего общества, поэтому происходящие перемены в стране требуют и от МВД изменений в стратегии и тактике управления, как всей системой ОВД, так и каждым отдельным подразделением.
На сегодняшний день мотивация оценивается уже на стадии профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел РФ. Профессиональный отбор представляет собой комплекс мероприятий, направленных на осуществление качественного комплектования должностей начальствующего состава и основывается на обеспечении соответствия профессионально важных индивидуально-психологических качеств, в том числе профессиональной мотивации сотрудников, требованиям профессиональной деятельности.
Мотивирование – это процесс воздействия на человека, с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования[1] .
Целью выполняемой контрольной работы является анализ особенностей мотивационной сферы личности сотрудника ОВД и исследование сфер ее проявления.
Для достижения цели выполняемой контрольной работы необходимо поставить и разрешить следующие задачи:
- рассмотреть понятие мотивационной сферы личности сотрудников ОВД, ее особенности и сущность;
- исследовать мотивирующие факторы и принципы личности сотрудников ОВД;
- проанализировать вопросы экстринсивной и интринсивной мотивации личности сотрудников ОВД.
Объектом исследования контрольной работы являются психолого-правовые отношения, связанные с изучением особенностей мотивационной сферы личности сотрудника ОВД и сфер ее проявления.
Предметом исследования является научно-практическая и специальная литература, раскрывающая сущность темы и поставленных вопросов.
В основу исследования особенностей мотивационной сферы личности сотрудника ОВД и сфер ее проявления положены: всеобщие, общенаучные, частнонаучные, специальные, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный и многие другие методы. Перечисленные методы позволяют наиболее глубже исследовать тему контрольной работы и поставленные вопросы.
В отечественной психологии особенности мотивационной сферы личности сотрудника ОВД и сфера ее проявления изучались Г.М. Андреевой, А.А. Бодалевым, Л.П. Буевой, П.А. Горностаем, А.Л. Гройсманом, А.А. Деркач, М.А. Еникеевым, И.С. Коном, Е.С. Кузьминым, А.В. Налчадпсяном, Е.Руденским, А.Л. Свенцицким, A.M. Столяренко, А.В. Филипповым, М.Ю. Шейнисом, В.А. Ядовым, М.Г. Ярошевским и многими другими. Проблема взаимосвязи личностных свойств и социально-ролевого поведения сотрудников ОВД, мотивационная сфера их личности разрабатывалась рядом психологов. Крупный вклад в исследование этой проблемы внесли: М.И. Бобнева, Е.С. Кузьмин, Н.Д. Левитов, Б.Д. Парыгин, А.Л, Свенцицкий, Е.И. Томас, В.Д. Шадриков и др.
Но, несмотря на достаточно разработанные теоретические предпосылки и понятийный аппарат мотивационной сферы личности сотрудника ОВД и сфер ее проявления, они недостаточно изучены. Вследствие неразработанности этой проблемы оценка интеллектуального и личностного развития сотрудников ОВД осуществляется по принципу «норма-патология» без учета типичных профессионально-личностных характеристик и субъективной оценки их профессионально-ролевого поведения.
Структура и объем контрольной работы обусловлены целями и спецификой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие мотивационной сферы личности сотрудников ОВД, ее особенности и сущность
Мотивация – это процесс побуждения каждого сотрудника ОВД и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации[2] .
Основные задачи мотивационной сферы личности сотрудников ОВД – это формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда, обучение сотрудников и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения и формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
Мы видим, что термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, в данном случае сотрудника ОВД, его начало, направленность и активность[3] .
Мотивационного объяснения требуют следующие стороны сферы деятельности сотрудников ОВД:
- возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели;
- преднастройка на будущие события;
- повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.
Представление о мотивационной сферы личности сотрудников ОВД возникает при попытке объяснения, а не описания поведения сотрудников ОВД. Это поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?...». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения сотрудника ОВД и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.
Любая форма личности сотрудника ОВД и его поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства поведения сотрудника ОВД, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения сотрудников ОВД.
Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации. Установлено, например, что даже на одни и те же вопросы сотрудник ОВД отвечает по-разному в зависимости от того, где и как эти вопросы ему задаются. В этой связи есть смысл определить ситуацию не физически, а психологически, так, как она представляется субъекту в его восприятии и переживаниях, то есть так, как сотрудник ОВД понимает и оценивает её[4] .
Сиюминутное, актуальное поведение сотрудника ОВД следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив[5] .
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъекту поведения (сотруднику ОВД), является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.
Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды сотрудника ОВД в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности сотрудника ОВД всегда связана с наличием у него чувства неудовлетворенности, связанного в дефицитом того, что требуется организму (личности).
Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Больше всего разнообразных потребностей у сотрудника ОВД, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности, люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.
2. Мотивирующие факторы и принципы личности сотрудников ОВД
Получение нового места работы, а также изменение привычных условий деятельности стимулирует сотрудника ОВД, вызывает в нем желание проявить себя с лучшей стороны. Не получив возможности почувствовать себя необходимым, самостоятельным сотрудником, которому доверяют и которого уважают, он разочаровывается в своей работе. При этом, даже просто с экономической точки зрения, люди являются чрезвычайно дорогим ресурсом, а, следовательно, должны использоваться с максимальной эффективностью. Руководитель так же обязан понимать, что тут существует и моральный фактор. Осознание этой проблемы ставит перед руководителем новую – какой должна быть идеальная для подчиненных работа?
Отвечая на этот вопрос, не следует стремиться к чрезмерной специфичности и оригинальности. Все равно учесть различие во вкусах и личных мнениях каждого удается редко, поэтому руководитель, как правило, стремится к повышению интегральной производительности. С приведенными ниже факторами у руководителя есть шанс получить согласие максимального количества своих подчиненных[6] .
Идеальная работа должна:
- иметь целостность, т.е. приводить к определенному результату;
- оцениваться сотрудниками ОВД как важная и заслуживающая быть выполненной;
- давать возможность сотруднику ОВД принимать решения, необходимые для ее выполнения, т.е. должна быть автономия (в установленных пределах). Либо, как вариант, групповая автономия;
- приносить справедливое с точки зрения сотрудника ОВД вознаграждение.
Спроектированная в соответствии с этими принципами работа обеспечивает внутреннее удовлетворение. Это очень мощный мотивационный фактор, т.к. стимулирует качественное выполнение работы, а так же по закону возвышения потребностей, стимулирует к выполнению более сложной работы.
Разнообразие умений и навыков . Этот термин характеризует степень, в которой работа требует разнообразных действий при ее выполнении и которая предусматривает использование различных навыков и талантов сотрудников ОВД. Если сотрудник чувствует, что кто-то еще может сделать эту работу так же хорошо, то она вряд ли будет представлять для него ценность и маловероятно, что он будет испытывать чувство гордости от выполнения задания. Работа, не использующая ценных навыков сотрудников не вызывает и потребности в дальнейшем обучении.
Существует так же оптимальный уровень разнообразия. Он индивидуален для каждого сотрудника ОВД. Так одинаковая работа одним может рассматриваться как скучная, а для другого кажется, что она имеет неустойчивый и прерывистый характер, в связи с чем невозможно установить какой-то определенный режим ее выполнения.
Целостность работы . Под этим параметром понимается завершенность рабочей операции как целой и определенной части работы, т.е. выполнение работы от начала и до конца с видимым результатом. С этим понятием тесно связана определенность задания со стороны сотрудника ОВД.
Важность работы . Под этим параметром понимается степень влияния выполняемой работы на жизнь или работу других сотрудников в отделении или во внешнем окружении.
Понятие важности тесно связано с системой ценностей исполнителя. Работа может быть интересной и захватывающей, но люди будут оставаться неудовлетворенными до тех пор, пока они не почувствуют, что их работа представляет важность и ее необходимо выполнить.
Автономия . Автономия характеризует, насколько работа обеспечивает свободу и независимость сотрудника ОВД при выработке графика выполнения работы и действий, используемых для достижения нужного результата. Если решения принимаются другими людьми, хорошее выполнение работы вряд ли будет рассматриваться как вознаграждение. Человек будет чувствовать, что качество выполнения работы зависит от правильности этих решений, а не от его собственных усилий. Не будет чувства «собственности» на работу.
При отсутствии (по каким-либо причинам) целостности невозможна и автономия, т.к. может произойти нарушение общей координации выполнения отдельных действий.
Величина уровня автономии зависит от сотрудника. Для любого сотрудника ОВД существует свой оптимальный уровень автономии, который дает ему реальное ощущение личной ответственности и не приводит к стрессам.
Обратная связь . Обратная связь обеспечивает получение сотрудниками ОВД информации о качестве выполняемой ими работы. Эффективность обратно связи зависит от целостности работы. Гораздо легче обеспечить обратную связь по результатам «законченной работы», чем на отдельном ее фрагменте.
Расширяя фронт каждой работы, чтобы сотрудник ОВД отвечал за несколько взаимосвязанных операций, мы повышаем автономию. В то же время это увеличивает целостность работы, а значит, обеспечивает быструю и эффективную обратную связь. При этом сотрудник ОВД интенсивно использует самопроверку, т.е. личную обратную связь. У него появляется возможность обнаруживать недостатки самому, что воспринимается гораздо легче, чем, если бы ему кто-то другой указал на эту ошибку.
Важность обратной связи очевидна. Сотрудники должны знать, насколько хорошо они выполняют свою работу. Наилучшая обратная связь имеет место тогда, когда сотрудники ОВД сами контролируют качество собственной работы.
Рассмотренные выше три первых фактора вносят свой вклад в оценку работы с точки зрения ее сложности, ценности и необходимости. Если работа не обладает такими параметрами, то она не будет внутренне мотивируемой. Хорошее качество ее выполнения не будет создавать ни чувства выполненного долга, ни ощущения новизны или приобретения чего-либо полезного.
Работа, удовлетворяющая всем описанным факторам, внутренне мотивирует сотрудников ОВД, обеспечивает хорошее качество выполненного задания, доставляет удовлетворение. Она создает ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию или оказываемые услуги, дает сотрудникам чувство сопричастности.
3. Вопросы экстринсивной и интринсивной мотивации личности сотрудников ОВД
Трансформационные процессы постсоветского периода в нашем обществе затронули и государство и особенно личность. Устоявшаяся десятилетиями старая советская система ценностей и смыслов рухнула. Ценностные ориентиры советского строя уже не работают, а ценностные парадигмы настоящего демократического общества ещё не сложились. На выработку новых ценностных оснований в масштабе страны нужно значительное время. Но человек живёт и действует сегодня. А его система ценностей в значительной мере зависит от преобладающих в обществе мировоззренческих, идеологических тенденций, которые пока размыты и неясны.
В связи с изложенными обстоятельствами, социальная ситуация требует большей активности и самостоятельности от каждого сотрудника ОВД в поиске и выработке ценностно-смысловых ориентиров в новых условиях жизнедеятельности. По нашему мнению, именно ценностно-смысловая сфера личности является сегодня фундаментом эффективности и профессиональной устойчивости милиционеров-профессионалов. Система ценностей и смыслов признаётся высшим регулятивным основанием личности, позволяет сориентироваться в сложных социальных ситуациях, является источником выстраивания основных жизненных целей личности, способствует развитию её духовных и нравственных основ, помогает справляться с различными кризисами и экстремальными ситуациями, осуществляет регуляцию правового поведения. В настоящее время является очевидным фактом, что милиционер нравственно обеднённый, с низким уровнем правового сознания, с неустойчивой системой ценностей, слабо осознающий смысл своей профессиональной деятельности не сможет успешно решать и свои непосредственные практические задачи[7] .
Ценностные ориентации и смыслы являются важнейшими механизмами регуляции человеческой деятельности в целом. Но особо весомым фактором является ценностно-смысловая сфера в профессиональной деятельности. Важность этой роли отмечается многими учёными.
Сама по себе цель деятельности уже представляет собой ценность, требующей реализации. Деятельность направлена на реализацию социально и индивидуально значимых ценностей. Ценности являются всеобщим основанием человечекой деятельности и ее универсальным регулятором, поэтому важно, чтобы ценности соответствовали представлениям о благе человека и общества. Это позволяет рассматривать ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности[8] .
По убеждению О.М. Краснорядцевой значение ценностных ориентаций состоит в том, что они «детерминируют профессиональное поведение, обеспечивая содержание и направленность деятельности и придавая смысл профессиональным действиям»[9] .
На всех этапах развития сотрудника ОВД, как профессионала, он действует в условиях двух групп факторов: объективных – требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к специалисту, к его профессионально значимым качествам личности; субъективных – задатки и способности, индивидуально-психологические особенности и свойства, мотивация, самооценка данного человека. Необходимо достижение соответствия объективных и субъективных факторов при развитии личности профессионала.
Первой содержательной особенностью правоохранительной деятельности является правовая регламентация профессионального поведения и принимаемых решений. В силу четко определенной нормативности, отступление от служебных обязанностей рассматривается как нарушение закона. Очевидно, что претендент на следственную работу, помимо определенных нервно-психических, характериологических и интеллектуальных качеств, должен обладать такими характеристиками, как честность, обязательность, принципиальность, исполнительность, ответственность.
Второй особенностью профессиональной деятельности выступает властный, обязательный характер профессиональных полномочий работника правоохранительных органов. Поскольку злоупотребление (сознательное или неосознанное) служебными полномочиями способно существенно затрагивать интересы граждан, то адекватное принятие решений возникающих ситуациях с использованием в соответствии законом властных полномочий требует не только профессиональных знаний, но и особых личностных качеств, определяющих уровень профессиональной зрелости и социализации личности. К критериям определения таковых некоторые авторы относят креативность мышления, чувство ответственности, смелость в отстаивании собственного мнения.
Учитывая зависимость профессионального поведения от того, что является наиболее ценным для субъекта в выбранной им профессии, какие потребности удовлетворяет личность в деятельности и какой смысл она в нее вкладывает, представляется уместным изучение базовых потребностей, преобладающих в мотивационной сфере и определение подлинных мотивов выбора правоохранительной деятельности, определяющих субъективное отношение к деятельности. Реальная оценка собственных возможностей, ценностей, потребностей и адекватного им выбора профессии обусловлена высокой степенью осмысленности и осознанности выбора, ответственностью за принятое решение, соотнесением субъективных характеристик объективным требованиям деятельности, наличием когнитивной перспективы в сознании оптанта.
Правоохранительная деятельность требует высокого уровня общего развития личности сотрудников ОВД, обусловленного ценностно-смысловой детерминацией, предполагает обязательное нахождение личностных смыслов на каждом этапе профессиональной деятельности. Смыслы обуславливаются системой ценностей личности. Ценностное содержание смысла опосредствует то, каким образом поступит субъект труда в различных профессиональных ситуациях в будущем. Соответствие личностного смысла профессии объективному её содержанию позволит сотруднику ОВД наиболее полно реализовать свой внутренний потенциал в сфере трудовой деятельности.
Заключение
В ходе выполнения контрольной работы была рассмотрена тема, раскрывшая особенности мотивационной сферы личности сотрудника ОВД. Были затронуты вопросы, раскрывшие сущность темы, ее актуальность и значимость, а также многие другие вопросы, необходимость в рассмотрении которых возникла.
На основании проведенного исследования по теме контрольной работы можно сделать следующие выводы:
- именно ценностно-смысловая сфера личности является сегодня фундаментом эффективности и профессиональной устойчивости милиционеров-профессионалов. Система ценностей и смыслов признаётся высшим регулятивным основанием личности, позволяет сориентироваться в сложных социальных ситуациях, является источником выстраивания основных жизненных целей личности, способствует развитию её духовных и нравственных основ, помогает справляться с различными кризисами и экстремальными ситуациями, осуществляет регуляцию правового поведения. В настоящее время является очевидным фактом, что милиционер нравственно обеднённый, с низким уровнем правового сознания, с неустойчивой системой ценностей, слабо осознающий смысл своей профессиональной деятельности не сможет успешно решать и свои непосредственные практические задачи;
- поведение сотрудника ОВД обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение сотрудника. Поэтому мотивационная структура сотрудником ОВД может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий;
- мотивационная структура сферы личности сотрудника ОВД обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания сотрудника, его образования;
- мотивирование - это процесс воздействия на сотрудника ОВД с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления сотрудником. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.
Список использованной литературы
1. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии: психология мышления. М., 1991.
2. Достоинство личности и милиция. Учебное пособие / Под ред. Н.В. Румянцева, С.С. Пылева. М., 2007.
3. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 2008.
4. Краснорядцева О.М. Ценностная детерминация профессионального поведения сотрудников ОВД. Томск, 2008.
5. Максимцов М.М, Игнатьева А.В. Психология в ОВД. Учебник. М., 2008.
6. Основы психологии / Под ред. В.И. Митрофанова. М., 2007.
7. Управление в ОВД. Учебник. / Под ред. А.Я. Кибанова. М., 2008
8. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. А.А. Кузнецова. М., 2009.
[1] См.: Управление в ОВД. Учебник. / Под ред. А.Я. Кибанова. М., 2008. С. 283.
[2] См.: Максимцов М.М, Игнатьева А.В. Психология в ОВД. Учебник. М., 2008. С.144
[3] См.: Основы психологии / Под ред. В.И. Митрофанова. М., 2007. С. 167.
[4] См.: Достоинство личности и милиция. Учебное пособие / Под ред. Н.В. Румянцева, С.С. Пылева. М., 2007. С. 54 – 55.
[5] См.: Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 2008. С. 16.
[6] См.: Зудина Л.И. Организация управленческого труда в ОВД. Учебное пособие. М., 2009. С. 97.
[7] См.: Краснорядцева О.М. Ценностная детерминация профессионального поведения сотрудников ОВД. Томск, 2008. С. 25-29
[8] См.: Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под ред. А.А. Кузнецова. М., 2009. С. 51.
[9] Краснорядцева О.М. Ценностная детерминация профессионального поведения сотрудников ОВД. Томск, 2008. С. 31.