Сущность и содержание диагностики производственных проблем
СОДЕРЖАНИЕ: Рассматривается классификация проблем функционирования производственной системы, определяющие характеристики производственных проблем, ключевые этапы диагностики.Сущность и содержание диагностики производственных проблем
Данная статья отражает основные содержательные аспекты диагностики производственных проблем предприятия. Рассматривается классификация проблем функционирования производственной системы, определяющие характеристики производственных проблем, ключевые этапы диагностики
Проведение диагностического исследования любой производственной системы связано с выявлением производственных проблем функционирования предприятия.
По существу, проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения, ситуация несоответствия желаемого и действительного. Под производственной проблемой следует понимать несоответствие состояния производственной системы стратегии предприятия, миссии, целям, желаемым показателям эффективности.
Рассматривая различные категории проблем, выделяемые специалистами в области проведения теоретических и прикладных исследований систем управления, можно сформировать следующую классификацию производственных проблем.
По способу выражения следует различать количественные, качественные и смешанные производственные проблемы.
Количественные проблемы характеризуются такими параметрами, как:
- точность (возможность установления численного значения и диапазона);
- надежность (возможность установления доверительных интервалов и вероятности осуществления решения);
- строгость (возможность установления критических значений величин элементов);
- управляемость (возможность быстрого реагирования на изменения показателей и управления ими).
Качественные проблемы связаны с детальным перечислением ресурсов, свойств, характеристик.
В зависимости от степени формализации можно определить три класса производственных проблем
- неструктурированные проблемы, описание которых осуществляется на качественном уровне, а решение достигается на основе логико-интуитивных методов;
- слабоструктурированные проблемы, которые поддаются качественному и количественному описанию, имеют частично формализованную предметную область, а для их решения используется системный подход;
- структурированные проблемы, решение которых осуществляется на базе методов исследования операций.
По характеру проявления все проблемы можно подразделить на повторяющиеся, аналогичные, новые и уникальные.
В зависимости от степени связанности различают комплексные и автономные производственные проблемы.
Рассматривая производственные проблемы в зависимости от возможного подхода к их решению, следует различать рутинные, селективные, адаптационные и инновационные проблемы.
Рутинные проблемы требуют предписанного, заранее формализованного решения, селективные - инициативного решения, адаптационные - нуждаются в новом решении известной проблемы, а инновационные - в совершенно новом подходе к решению.
Обобщение всех способов классификации проблем позволяет выделить три их основных категории: оперативные проблемы, проблемы совершенствования и развития производственных систем, инновационные проблемы.
Оперативными проблемами (иначе проблемами стабилизации) называются такие проблемы, решение которых направлено на предотвращение, устранение или компенсацию возмущений, нарушающих текущую деятельность системы. Это структурированные проблемы, в большинстве имеющие количественное описание. Решение сводится к принятию совокупности мер корректирующего характера, подкреплено наличием альтернативных наборов действий в зависимости от ситуации. Данная категория проблем связана с текущим управлением производством.
Проблемы развития и совершенствования производственных систем являются слабоструктурированными, требуют принятия решений, направленных на повышение эффективности функционирования системы за счет изменения ее ключевых характеристик (перспективное планирование, управление НИР и ОКР, капитальное строительство, внедрение новой техники и т.д.), а также применение системного анализа и синтеза.
Инновационные проблемы являются неструктурированными или слабоструктурированными, могут быть описаны как качественными, так и количественными характеристиками. Решения могут базироваться на поиске инновационного подхода, новых идей, эвристических методах, опыте, интуиции.
В условиях современной ориентации всех производственных систем на инновационный путь развития предприятия все чаще сталкиваются с необходимостью диагностики и решения инновационных проблем.
В целях диагностического исследования осуществляется содержательная интерпретация возникшей проблемы на основе следующих ключевых характеристик.
Базовые характеристики производственных проблем
Характеристика |
Содержательная интерпретация |
1 Сущность и содержание проблемы |
Словесная формулировка проблемы |
2 Организационное и физическое местонахождение проблемы |
Определение объектов локализации производственных проблем (организационные подразделения и физические объекты), степени распространения в организации |
3 Носитель проблемы |
Выявление групп персонала, которые затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении (рабочие, специалисты, руководство). |
4 Характер проявления проблемы |
Повторяющаяся, аналогичная, новая или уникальная |
5 Возраст и динамика проблемы |
Изучается время возникновения проблемы, период существования и повторения, тенденция развития (стадии: стабилизация, усиление, ослабевание) |
6 Степень связанности |
Автономная или комплексная |
7 Уровень |
Рутинный, селективный, адаптационный или инновационный |
8 Значимость |
Оценка с позиции важности для организации в целом и потенциального эффекта от ее решения |
Диагностика проблем предполагает выявление симптомов проблемы и причин, ее вызывающих.
Симптомы – это очевидные аспекты проблемы, которые привлекают к ней внимание и указывают на ее наличие. Причины – это факторы, подтверждающие наличие симптома, по существу, являющиеся источниками проблем.
Диагностика производственных проблем представляет собой многошаговую процедуру с промежуточными решениями, которая представлена на рисунке.
Процедура диагностики производственных проблем включает пять основных этапов:
1. Сбор и анализ информации о деятельности и эффективности работы диагностируемого объекта
2. Выявление и анализ симптомов проблем
3. Выявление и анализ причин возникновения проблем
4. Формулирование и уточнение проблем
5. Установление иерархии причин и следствий проблемы
Решение производственных проблем требует выявления и сравнения нескольких возможных вариантов выхода из сложившейся ситуации и во многом определяется качеством проведенной диагностики.