«На пути к информационному обществу: история, основные направления развития, актуальные проблемы»

СОДЕРЖАНИЕ: Решение этих задач становится сегодня необходимым условием устойчивого развития государства и его полноценного вхождения в мировую экономику

Санкт Петербургский государственный университет
информационных технологий, механики и оптики

Реферат

По истории информатики на тему

«На пути к информационному обществу: история,
основные направления развития, актуальные проблемы»

Аспирант:

Варзунов А. В.

Кафедра:

ПЭиМ

Специальность:

08.00.05

Санкт-Петербург

2009 г.

Содержание

[1] демонстрирует неравномерность распространения информационных технологий как в географическом плане (региональный срез и различные типы поселений), так и по основным социально-демографическим группам. «Значительная часть общества лишена возможности даже «заочного знакомства» с большинством информационных технологий, не говоря уже о непосредственном использовании их в работе и частной жизни», отмечается в результатах данного исследования. При этом выход России из социально-экономического кризиса 1990-х гг., экономическая и социальная адаптация отдельных групп населения к реалиям трансформационных процессов не оцениваются авторами данного исследования как факторы, снимающие рассматриваемые проблемы, в силу комплекса психологических проблем, ментальности и стереотипов поведения, противоречивых социальных настроений. В частности, в минимальной степени охвачены компьютеризацией занятые в сельском хозяйстве (16%) и пенсионеры (6%); при этом в сельском хозяйстве высока доля потенциальных пользователей (51%), среди пенсионеров лишь 4% продемонстрировало намерение освоить компьютер.

Осознание приоритетов информатизации на уровне государственного управления доказывает подписание Россией Окинавской хартии глобального информационного сообщества, сформированная в последнее десятилетие и эффективно функционирующая правовая база информационного развития России, разработанные и реализующиеся комплексные национальные программы и проекты информационного развития. Срелди таких проектов следует выделить Федеральную национальную программу «Электронная Россия», рассчитанную на период с 2002 по 2010 гг. Реализация должна происходить поэтапно: первый этап (2002 год) — формирование «институциональных предпосылок к реализации мероприятий программы»; второй (2003-2004 гг.) — «организационные мероприятия по расширению и развитию проектов по интерактивному взаимодействию органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами», формирование «единой телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, центров общественного доступа к информационным сетям»; третий (2005-2010 гг.) — «создание предпосылок для массового распространения информационных технологий в экономике, а также для полной реализации прав граждан на доступ к информации и экономическую деятельность на основе использования информационных технологий». Основные направления деятельности в рамках программы сформулированы в семи позициях:

· совершенствование регулирования в сфере информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

· обеспечение информационной прозрачности и открытости государства для гражданского общества, создание предпосылок для эффективного взаимодействия между государством и гражданами на основе широкого использования ИКТ;

· модернизация органов власти, государственного и муниципального управления посредством внедрения ИКТ;

· взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами и создание предпосылок внедрения информационных технологий в реальный сектор;

· образование, наука и развитие кадрового потенциала, поддержка общедоступных баз данных и электронных библиотек;

· содействие развитию независимых СМИ посредством внедрения ИКТ;

· развитие инфраструктуры публичных сетей доступа.

Базовые принципы информационной политики России (открытости, равенства интересов, системности, социальной ориентации, государственной поддержки, приоритетности права) отражают ориентиры государственного управления информатизацией.

Помимо этого, в настоящее время в России действуют несколько некоммерческих организаций, инициативно и независимо реализующих задачу перехода к глобальному информационному обществу. Из их числа следует выделить:

· Фонд «Центр развития информационного общества» (РИО-Центр);

· Общество «МИР» (Молодежное информационное равенство);

· Институт развития информационного общества (ИРИО);

· Партнерство для развития информационного общества (ПРИОР);

· Фонд Развития Информационной Политики (ФРИП) и др.

Эти организации и общества объединяют и координирует усилия специалистов, работающих над проблематикой информационного общества; инициируют и стимулируют научные исследования, выполняют задания и заказы государственных органов и частных корпораций, способствующих становлению информационного общества в России; пропагандируют идеи развития информационного общества, распространяет научные знания в этой области.

Для России особую актуальность представляет региональная информатизация. Формирование крепкой региональной информационной инфраструктуры является действительно фундаментальной и приоритетной задачей регионального экономического строительства. В развитых странах создание информационной инфраструктуры являлось не столько предпосылкой и условием, сколько следствием процессов информатизации в экономике, преобразования традиционных ее отраслей и интенсивного развития ее информационного сектора (создание наукоемких компьютеризированных производств, высокотехнологичных отраслей, рост производства информационной техники, технологий, продуктов и услуг, интеллектуализация и виртуализация труда современного специалиста, экономия материальных, энергетических, людских ресурсов за счет эксплуатации информационных и т.п.). Российская модель предполагает обратную причинно-следственную связь, а, учитывая традиционную сырьевую ориентированность российской экономики, информатизация России и ее регионов данные процессы могут занять весьма длительный период, что может стать негативным фактором. В то же время именно информационная экономика может стать катализатором всех сфер современной экономики, несмотря на непопулярность этой стратегии в России, именно она является, на наш взгляд, наиболее соответствующей целям и специфике российской информатизации.

Реализация процессов информатизации, формирование информационного пространства осуществляется не только государством, но и информационным рынком, и сферой науки, и массовым субъектом и обществом в целом. В силу этого основной задачей государства в данном контексте выступает межинституциональная координация управления информатизацией.

6. «Открытое общество» Дж. Сороса

Говоря о футорологических концепциях развития об­щества, было бы неправильно не сказать несколько слов о концепции «Открытого общества», которая предложена Дж. Соросом. По мнению Дж. Сороса, «мы живем в сис­теме мировой экономики, но политическая организация нашего мирового сообщества является прискорбно неадекватной. Мы лишены возможности сохранять мир и про­тиводействовать эксцессам финансовых рынков. Без осуществления контроля над этими процессами мировая экономика потерпит крах». По мнению Дж. Сороса, одни только экономические ценности не могут быть достаточ­ными для поддержания существования общества. В на­стоящий момент они приобрели такую значимость, кото­рой они отнюдь не обладают и которую требуют поддер­живать. Кроме того, произошло малозаметное и постепенное, но вместе с тем глубокое изменение меха­низма действия рынка. Во-первых, длительные отноше­ния заменены отдельными частными операциями. Магазин, в котором владелец и покупатель были давно знакомы друг с другом, уступил место супермаркету, а в последнее время и Интернету. Операции вытеснили отношения. Во-вторых, национальные экономики уступили место мировой экономике, но международное сообщество, на­сколько оно вообще существует, имеет очень мало обще­признанных общественных ценностей. Открытое общест­во предполагает определенную взаимосвязь между госу­дарством и обществом, имеющую важные последствия и для международных отношений. Основополагающий прин­цип состоит в том, что государство и общество не идентич­ны; государство должно служить обществу, но не править им. У людей есть потребности, которые они самостоятель­но удовлетворить не могут; их удовлетворять призвано го­сударство. Государство не должно быть вне досягаемости закона. «Я утверждаю, что система мирового капитализма является искаженной формой открытого общества, и ее эксцессы могут быть исправлены, если более полно по­нять и широко поддержать принципы открытого общест­ва». Таким образом, Дж. Сорос считает альтернативой существующей организации общества свое открытое обще­ство. Но при этом Дж. Сорос утверждает, что «концепция открытого общества способна высветить проблему, но не разрешить ее реально. В открытом обществе окончатель­ные решения отсутствуют».

Заключение

Формирование единого мирового информационного пространства и углубление процессов информационной и экономической интеграции стран и народов происходят путем становления и в дальнейшем доминирования в экономике наиболее передовых стран новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании современных информационно-телекоммуникационных технологий. Процесс становления информационного общества протекает в разных странах с различной интенсивностью и особенностями. Одновременно становится ясно, что пока еще далеко не все страны готовы переступить новую ступень эволюции человеческого общества или даже подойти к ней. Однако, если оценивать мировое развитие в целом, процесс формирования глобального информационного общества представляется необратимым. Можно выделить следующие главные тенденции этого процесса. Во-первых, повсюду информация расценивается и используется как стратегический ресурс государства, в частности в экономической сфере. Происходит интенсивное формирование информационного сектора экономики, который развивается сегодня более быстрыми темпами, чем остальные отрасли. Во-вторых, во всех странах информация все больше становится предметом массового потребления населения. В итоге, движение к глобальному информационному обществу — общая тенденция, особенно для развитых стран.

Стремительные и неоднозначные изменения социальных, экономических, политических и иных условий международной и всей общественной жизни, происходящие по мере становления глобального информационного общества, вызвали острую необходимость в выработке согласованных действий международного сообщества, направленных на определение общих принципов поведения и основных средств их реализации на уровне отдельных стран, регионов и глобального социума в целом. Наряду с очевидными благами информационная революция привносит и совершенно новые проблемы, среди которых обостряющееся цифровое неравенство стран и регионов, проблема правового регулирования сети Интернет, электронной коммерции и налогообложения в этой области, вопросы интеллектуальной собственности, проблема обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, возможность психологического воздействия на индивидуальное и общественное сознание c целью навязывания своего видения характеристик противника, его образа, используя современные информационно-коммуникационные технологии. В силу глобального характера информационного общества их разрешение представляется возможным лишь с помощью выработки и последующей реализации соответствующих международных механизмов. С одной стороны, ни одна страна не способна в одиночку справиться с подобного рода проблемами, с другой — даже если такие международные механизмы все-таки удастся выработать, эффективность их использования напрямую будет зависеть от выполнения установленных правил всеми участниками глобального информационного обмена.

Формирование информационного общества в России сегодня является необходимым условием устойчивого развития страны, ее полноценной интеграции в мировую экономику. К сожалению, несмотря на высокие темпы в информационной сфере в последнее время, Россия не смогла на текущий момент сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Такое положение вызвано как общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения), так и целым рядом факторов, создающих препятствия для полноценного использования преимуществ новых информационных и телекоммуникационных технологий в различных сферах экономики, производства. К числу таких негативных факторов следует отнести в том числе устаревшую правовую базу использования новых технологий; недостаточное внедрение современных компьютерных и информационных технологий в области государственного управления; низкий на сегодняшний день уровень подготовки кадров в области создания и использования новых технологий.

В условиях глобализации мирового развития и беспрецедентной информационной открытости национальных границ информация становится главным стратегическим фактором в международном соревновании за использование ее позитивных сторон и минимизацию отрицательных последствий. В наибольшей степени это относится к возрастанию международной конкуренции в сфере политики, экономики и безопасности. Поэтому требуется активизация усилий научного сообщества, направленных на исследование методологии контроля, оценки и анализа совокупности располагаемой информации в сочетании с сохранением и дальнейшим развитием демократических завоеваний новой России.

Список литературы

1. Антопольский А. Б., Шлыкова О. В. Информационные ресурсы России: Учебное пособие по специальности «Прикладная информатика (в менеджменте)». Вып. 1. Информационные ресурсы инновационного развития. — М.: ИПКИР-МГУКИ, 2006. — 270 с.

2. Антопольский А. Б. Проблемы государственного регулирования информационной деятельности //www.rir.csti.ru/n3/antopolsky.htm/

3. Гиляревский Р. С., Родионов И. И., Залаев Г. З., Цветкова В. А. и др. Информатика как наука об информации: Информационный, документальный, технологический, экономический, социальный и организационный аспекты. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. – 592 с.

4. Лопатина Н. В. Управление информатизацией: теоретико-социологический подход: Монография. — М: Изд-во МГУКИ, 2006. — 236 с.

5. Окинавская Хартия глобального информационного общества // Дипломатический вестник, 2000, № 8, с. 52.

6. Оленев С. М., Лопатина Н. В., Информационный менеджмент: Учебное пособие / ИПКИР. — М., 2007. — 193 с.

7. Совершенствование государственного управления на основе реорганизации и информатизации. Мировой опыт / А. В. Гиглавый, Ю. М. Горностаев и др.; Под ред. В. И. Дрожжинова. — М.: Эко-Трендз, 2002. — 264 с.

8. Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. — М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К°», 2003. — 232 с.

9. Конопылов В.А. Информационное право: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2005.


[1] Центр развития информационного общества (РИО-Центр): http://www.riocenter.ru

Скачать архив с текстом документа