Таблицы
СОДЕРЖАНИЕ: Результаты тестовых испытаний «умственной одаренности» младенческих возрастов (Ф. Кюльман, 1912 г.) Возраст Содержание задания Критерий выполненияРезультаты тестовых испытаний «умственной одаренности» младенческих возрастов
(Ф. Кюльман, 1912 г.)
Возраст |
Содержание задания |
Критерий выполнения |
3 мес. |
1. Поднесение руки или предмета ко рту. Вложить в правую руку кубик или другой легкий предмет. Наблюдать, потянет ли ребенок его в рот. Повторить то же с левой рукой. Если опыт не удался, наблюдать, не будет ли ребенок подносить руку ко рту. |
Движение направлено, а не случайно. |
2. Реакция на звук. Хлопнуть в ладоши по одному разу у каждого уха. Повторные хлопки с интервалом не менее 1 минуты. |
Реакция в форме вздрагивания или другого движения. |
|
3. Координация глазных яблок. Держать ребенка спиной к свету. Перемещать перед глазами крупный блестящий предмет в разных направлениях. Расстояние от лица – 75 см. |
Правильная координация, перемещение глаз к краям глазных щелей. |
|
4. Слежение за предметом в боковом поле зрения. Держать ребенка спиной к свету. Медленно вводить в поле зрения крупный светящийся предмет из-за спины ребенка. |
Поворот головки или глаз. |
|
5. Моргание. Резкие движения перед глазами. |
Начинает моргать. |
|
6 мес. |
1. Удержание головки и сидение. Посадить ребенка, положив под спинку подушку. |
Удерживает головку вертикально. Сидит в течение 5-10 секунд. |
2. Поворот головы на звук. Держать за правым и левым ухом по телеграфному ключу на расстоянии 60 см. быстро пощелкать одним, затем другим. При неудаче повторить опыт с колокольчиком или окликая ребенка. |
Более или менее быстрый поворот головы в сторону звука. |
|
3. Отведение большого пальца. Вкладывание карандаша или кубика размером 2-3 см в ладонь ребенка. |
Предмет должен быть сжат всеми 5 или большим и указательным пальцами. |
|
4. Удержание предмета в руке. Вкладывание в руки кубика, мячика и т. п. |
Удержание более длительное, чем при рефлекторном схватывании. |
|
5. Движения рук по направлению к предмету. Протянутый яркий предмет в пределах достижения ребенка. |
Уверенное протягивание руки к предмету. |
|
12 мес. |
1. Стояние и сидение. Ребенка усаживают и оставляют без поддержки и опоры, затем ставят на пол. |
Стоит 5 секунд, сидит 2-3 минуты. |
2. Речь. Повторение слогов вслед за взрослым или самостоятельно. |
Самостоятельное произнесения или повторение 2-3 слогов. |
|
3. Подражательные движения. Помахать на расстоянии 60 см от лица ребенка погремушкой, затем вложить ее в руки. При невыполнении задания потрясти рукой ребенка. |
Безошибочное повторение движений. |
|
4. Рисование. Карандашом сделать несколько штрихов по бумаге. Дать карандаш ребенку. При невыполнении поводить рукой ребенка. |
Стремление воспроизвести штрихи. Отсутствие бесцельных движений |
|
5. Предпочтение. Из ряда знакомых предметов выяснить, какой предпочитает. Затем опыт повторить. |
Повторное предпочтение отдельных предметов. |
|
18 мес. |
1. Умение пить. |
Питье частыми глотками, а не всасывание. |
2. Самостоятельная еда. |
Попытки самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой. |
|
3. Речь. |
Произнесение простых слов («папа», «мама», «да», «нет»). Понимание вопросов без сопровождения жестикуляцией. |
|
4. Сплевывание. Положить в рот кусочек хлеба, смоченный в уксусе. |
Активное сплевывание. |
|
5. Распознавание. Узнавание нарисованных предметов. |
Интерес к отдельным картинкам, свидетельствующий о знании предметов. |
|
24 мес. |
1. Показ названных предметов. Демонстрация восьми картинок с изображениями различных предметов. |
Должны быть названы и показаны пять из восьми предметов. |
2. Подражательные движения. Поднять перед ребенком руки вверх. Предложить ему сделать то же. Похлопать в ладоши. Предложить повторить. Заложить руки за голову. Предложить повторить. |
Правильное воспроизведение 2-3 движений. |
|
3. Выполнение простых поручений. Перекатывание мячика. Повторить действие с расстояния 4,5 м. предложить ребенку бросить мяч, затем поднять его и положить на стол. |
Воспроизведение действий. |
|
4. Копирование круга. На глазах ребенка начертить 1-2 круга. Предложить выполнить задание самостоятельно. При неудаче повторить показ, ведя рукой ребенка. |
Самостоятельное вычерчивание круга. |
|
5. Разворачивание конфеты. |
Разворачивание перед тем, как положить в рот. |
Результаты практического решения наглядной задачи
(по Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной)
Возраст |
Используемые предметы |
Описание практических задач |
Обработка данных |
|
мыслительные процессы |
сенсорные процессы |
|||
1-1,5 г. |
Вспомогательные предметы. |
1. «Найди колечко» |
Наблюдают, способен ли ребенок обнаружить и использовать готовые межпредметные связи. |
Оценивают, развито ли восприятие соперемещения предметов, как ребенок эмоционально реагирует на приближение предмета – цели. |
1,5-2г. |
Простейшие орудия. |
1. «Достань колечко» 2. «Что в трубке лежит?» В прозрачной трубке лежат шарики или другие мелкие игрушки. Рядом находится палочка. Предлагают ребенку достать шарики. |
Выясняют, удается ли ребенку установить взаимосвязь между предметом и орудием. |
Определяют доступность восприятия предметов в динамике их соперемещения; учитывает ли ребенок форму, пространственное положение предметов. |
1,5-2,5г. |
Специализированные орудия. |
1. «Поехала кукла в гости».
2. «Ловись рыбка».
3. «Достань шарики». |
Анализируют, способен ли ребенок достичь результат, учитывая особенности орудия, форму и положение предмета. |
Отмечают, способен ли ребенок использовать орудие, которое перемещается в разных направления, учитывая форму предметов. |
2-3 г. |
То же. |
Перед ребенком стоит одноцветный прямоугольный кубик с отверстиями. В отверстия кубика нужно вставить втулки с плоскими шляпками (рукой втулки до самой шляпки плотно вставить в отверстие трудно и нужно забить молотком.) предлагают детям вставить втулки. |
Выявляют, как ребенок устанавливает связь между несколькими предметами для объединения их в целое посредством орудия. |
Оценивают, как ребенок воспринимает предметы в динамике соперемещений, воздействий и изменений, а также особенности выделения частей и целого. |
Шкала умственного развития Бине-Симона (вариант 1911 г.)
Возраст |
Содержание задания |
3 года |
1. показать свои глаза, нос, рот. 2. Повторить предложение, включающее до шести слогов. 3. Повторить по памяти два числа. 4. Назвать нарисованные предметы. 5. Назвать свою фамилию. |
4 года |
1. Назвать свой пол. 2. Назвать несколько показываемых предметов. 3. Повторить ряд их трех однозначных чисел. 4. Сравнить длину показанных линий (3 задачи). |
5 лет |
1. сравнение (попарно) тяжести (3-12 г, 15-6 г, 3-12г) 2. срисовать квадрат. 3. Повторить слово из трех слогов. 4. Решить головоломку. 5. Сосчитать четыре предмета. |
6 лет |
1. Определить время дня. 2. Назвать назначение нескольких предметов обихода. 3. Срисовать ромб. 4. Сосчитать тринадцать предметов. 5. Сравнить с эстетической точки зрения два лица (3 задания) |
7 лет |
1. Различить правую и левую стороны. 2. Описать картинку. 3. Выполнить несколько поручений. 4. Назвать общую стоимость нескольких монет. 5. Назвать показанные четыре основных цвета. |
8 лет |
1. Сравнить два объекта по памяти. Установить сходство между ними. 2. Обратный счет от 20 до 1. 3. Обнаружение пропусков в изображениях людей (4 задания). 4. Назвать день, число, месяц, год. 5. Повторить ряд из пяти однозначных чисел. |
9 лет |
1. Назвать все месяцы. 2. Назвать стоимость всех монет. 3. Составить из преложенных трех слов две фразы. 4. Ответить на три легких вопроса. 5. Ответить на пять более трудных вопросов. |
10 лет |
1. Ранжирование предметов. 2. Воспроизведение фигур. 3. Поиск несоответствий в рассказах. 4. Ответы на трудные отвлеченные вопросы. 5. Составление предложения из трех слов с одним из предложенных в задании. |
11 лет |
1. противостояние внушению при сравнении линий разной длины. 2. Составление предложения из трех слов. 3. В течение 3 минут произнести 60 слов. 4. Определение отвлеченных понятий. 5. Восстановить порядок слов (3 задания). |
12 лет |
1. Повторение однозначных чисел. 2. Поиск трех рифм к слову «стакан». 3. Повторение предложений, включающих 26 слогов. 4. Объяснение смысла картины. 5. Завершение рассказа. |