Таможенная статистика как составляющая социально-экономической статистики
СОДЕРЖАНИЕ: 1.1. Органы государственной статистики РФ. В соответствие со ст. 71 Конституции РФ руководство статистикой в стране осуществляет Государственный комитет статистики как Федеральный орган исполнительной власти.1. Таможенная статистика как составляющая социально-экономической статистики.
1.1. Органы государственной статистики РФ.
В соответствие со ст. 71 Конституции РФ руководство статистикой в стране осуществляет Государственный комитет статистики как Федеральный орган исполнительной власти.
Госкомстат РФ и его органы в республиках, краях, областях составляют единую систему государственной статистики страны.
Формы, методы сбора и обработки данных, методология расчета статистических показателей, установленных Госкомстатом, являются статистическими стандартами РФ. В соответствии с положениями основными задачами ГКС являются:
1. Предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, Федеральному собранию РФ, федеральным органам исполнительной власти, общественности.
2. Разработка научно-обоснованной статистической методологии, соответствующей международным стандартам.
3. Координация статистической деятельности в государстве.
4. Разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов, проведение необходимых национальных расчетов, проведение необходимых балансовых расчетов.
Основные функции ГКС:
1. Организуют проведение государственных статистических наблюдений по разработанным ими или согласованным с ними программами, формами и методиками.
2. Обеспечение функций ЕГРПО.
3. Обеспечивают сбор, обработку, хранение и защиту статистической информации, соблюдение государственных и коммерческих тайн, необходимую конфиденциальность данных.
4. Сопоставляет основные социально-экономические показатели России с аналогичными показателями других стран, совместно с ЦБ составляют платежный баланс страны.
5. Проводит единую техническую политику в области сбора, обработки и передачи статистической информации, учувствуют в разработке и формировании Федеральных программ по вопросам, порученным ГКС.
1.2. Таможенная статистка в системе статистических дисциплин.
В целом, статистика как наука – система статистических дисциплин, изучающих закономерности массовых явлений и процессов.
В эту систему входят общая теория статистики, социально-экономическая статистика и отраслевые статистические дисциплины.
Общая теория статистики – наука о методах, которые применяются для выявления закономерностей любой области, где выводы строятся на основе массового наблюдения, где имеет место вариация признаков у единичных элементов совокупности, где общей закономерностью могут проявиться только через взаимополагающих случайностей у отдельных единиц.
Социально-экономическая статистика – разрабатывает методы и принципы статистической науки применительно к массовым социально-экономическим явлениям. В социально-экономической статистике разрабатывается система экономических показателей, подлежащих регистрации с целью описания состояния и развития экономики, определяются правила регистрации или расчета этих показателей, заданная методика наблюдения в социально-экономической статистике можно выделить целый ряд наблюдений:
1. демографическая статистика – изучает рождаемость
2. статистика труда – рынок труда, занятость
3. статистика АГП
4. статистика производства, предпринимательства и деловой активности
5. статистика внешнеэкономических связей
Основные задачи статистики внешнеэкономических связей:
Предоставление информации о состоянии и развитии ВЭД страны. Объектом исследования является взаимоотношение государства и его субъектов с другими странами в торгово-экономической, научной, технической, экологической, культурной и иных областях.
Предмет наблюдений статистики ВЭС являются международная торговля товарами и услугами, а также все связанные с этим операции.
Статистика ВЭС изучает:
- объем и структуру внешней торговли
- международную конкурентоспособность
- состояние и развитие кооперации деятельности предприятия
- состояние и развитие международных кредитных и валютно-финансовых отношений
- состояние и развитие международного НТ сотрудничества
- состояние и развитие международных перевозок и туризма
Прикладные статистические исследования, организуемые в рамках каждой из подотраслей статистики ВЭД, обладают своей спецификой и могут рассматриваться самостоятельно.
Таможенная статистика является одной из составных частей статистики ВЭС.
Объектом исследования являются массовые явления и процессы в сфере таможенного дела.
Предметом наблюдения является перемещение товаров, транспортных средств и физических лиц через таможенную границу.
1.3. Правовые основы ведения таможенной статистики.
Правовой основой ведения таможенной статистики внешней торговли РФ является ТК РФ.
Целью ведения является обеспечение высших органов государственной власти и иных государственных органов, определенных законодательством РФ, информацией о состоянии внешней торговли РФ, о поступлении в Федеральный бюджет таможенных пошлин, сборов и некоторых налогов, осуществление валютного контроля, анализ состояния и развития внешней торговли РФ, ее торгового и платежного баланса и экономики в целом.
Документы и сведения для выше указанных целей предоставляются в соответствии с положениями ТК РФ о порядке производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля, а информация предоставленная для статистических целей является конфиденциальной.
Это положение подкрепляется положениями ТК РФ, согласно которым информация представленная таможенным органам государственной власти, третьим органам, гражданам может использоваться исключительно в таможенных целях и не должно разглашаться, либо передаваться третьим лицам, а также государственным органам за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ.
2. Методология таможенной статистика внешней торговли РФ.
2. 1. Общие положения.
Правовой основой ведения таможенной статистики внешней торговли РФ является: ТК РФ и положения о государственном таможенном комитете РФ
Таможенная статистика является составной частью статистики ВЭС.
В методологии изложены основные правила и процедуры, которые базируются на положениях ТК РФ и законах РФ «О таможенном тарифе».
Методология разработана с учетом рекомендаций статистической комиссии ООН и руководства для пользователей по статистике внешней торговли.
Методологической основой является положение специального документа определять объекты статистического учета в таможенной статистики и порядок их учета, в том числе товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по системе электропередач.
Основные принципы учета всех ввозимых и вывозимых товаров определяется таможенными режимами, приведенных в ТК РФ.
Таможенная статистика внешней торговли РФ учитывает ввоз и вывоз товара на основе так называемой общей системе учета внешней торговли и включает все товары, ввоз и вывоз которых увеличивает или уменьшает материальные ресурсы страны.
Методология таможенной статистики внешней торговли выполняет следующие функции:
1) дает единообразную трактовку использования в ней материалов, что обеспечивается с помощью терминов и определений, проводимых с учетом в мировой практике положений ТК РФ
2) воспроизводит определения основных таможенных режимов, а также действующих нормативных актов, касающихся определения СПТ и таможенной статистики
3) содержит привязки с таможенным режимом, четкий перечень товаров, учитываемых статистикой внешней торговли, а также товаров, не учитываемых при экспорте и импорте
4) определяет порог статистического наблюдения, а также перечень обязательных показателей таможенной статистики внешней торговли и порядок сохранения конфиденциальности статистической информации во внешней торговле страны
2.2. Задачи таможенной статистики внешней торговли:
Таможенная статистика предназначена для решения следующих задач:
1) обеспечение полного достоверного учета данных об экспорте и импорте товаров
2) анализ основных тенденций структуры и динамики внешнеторговых товаропотоков РФ в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации.
3) информационное обеспечение, т.е. подготовка актов российского законодательства в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли
4) подготовка мероприятий, государственных торговых переговоров и оперативно-коммерческой работы высших органов государственной власти, при принятии ими решений в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли, а также федеральных органов исполнительной власти при принятии ими решений в соответствии со своими функциями и компетенцией
5) анализ конъюнктуры российского рынка
6) контроль за поступлениями таможенных платежей в федеральный бюджет
7) осуществление валютного контроля
8) составление торговых и отдельных статей платежного баланса
Используемые термины:
1) Таможенная территория РФ – сухопутная территория РФ, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Расположенные на территории России свободные таможенные зоны и свободные склады рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РФ.
2) Таможенная граница – пределы таможенной территории РФ, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов.