Налогообложение в нефтяной промышленности 2000 гг
СОДЕРЖАНИЕ: Введение. 2 Основные направления налоговых реформ. 3 Глава 25 «Налог на прибыль организаций». 9 Сущность и преимущества и недостатки. 9 Инвестиционный акцент. 12*
Тесно с этим будет связан вопрос о том, как будет осуществляться процесс дифференцирования, будут ли такие дифференцированные ставки утверждаться на федеральном или региональном уровне, будут ли в положения данной главы заложены механизмы, с помощью которых налогоплательщик будет защищен от элементов «субъективизма» со стороны чиновников.
Иным способом можно рассчитать по налоговой ставке. В период с 1 января 2002г. по 31 декабря 2004 года налоговая база при добыче нефти определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Налоговая ставка при добыче нефти составляет 340 рублей за одну тонну. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, - Кц.
Данный коэффициент ежеквартально определяется налогоплательщиком самостоятельно по формуле:
Кц = (Ц-8) * Р /252, где
Ц- средний за налоговый период уровень цен сорта «Юралс» в долларах США за баррель;
Р – среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого Центральным Банком РФ.
Например,
Ц = 19,82 дол.
P = 30,7852 руб,
тогда
Кц = (19,82 - 8)*30, 1852 / 252 =1,44
Налоговая ставка за 1 кварт. 2002 года за 1 тонну нефти составляет
350*1, 44 = 504 руб.
Следует отметить, что эти 504 рубля за каждую добытую тонну предприятие будет платить, в независимости от того, по какой цене оно будет ее продавать по внешним или внутренним или внутри корпоративным. В «Славнефти», к примеру, последние составляют около 1500 руб. за тонну, т.е. нефть у «дочек» централизованно скупается по низким ценам, а с каждой тонны дочернее предприятие дополнительно платит государству 504 рубля, на сколько это выгодно для структурных подразделений, а не компании в целом, судите сами.
Таким образом, нефтегазовые компании платят 15 основных налогов (см. табл. 2)
Налоги и платежи в бюджет
Вид налога |
Налогооблагаемая база |
% платежа |
|
Налоги, включаемые в себестоимость продукции |
|||
Пенсионный фонд |
ФОТ |
28 |
|
Социальное страхование |
ФОТ |
4 |
|
Социальное страхование от несчастных случаев |
ФОТ |
0,8 |
|
Медицинское страхование |
ФОТ |
3,4 |
|
Медицинское страхование |
ФОТ |
0,2 |
|
Дорожный налог |
V реализации -акциз, ндс |
1 |
|
Налог на добычу полезных ископаемых |
по расчету |
||
Экологические платежи (по норме) |
по расчету |
Налоги за счет финансовых результатов |
||
Налог на имущество |
ОФ-износ + запасы |
2 |
Налог на содержание общеобраз. Учреждений |
ФОТ |
1 |
Налог на содержание милиции |
от мин з/пл х численность |
1 |
Налоги за счет прибыли |
||
Налог на прибыль |
Баланс.прибыль - льготы |
24 |
Экологические платежи сверх норматива |
по расчету |
НДС |
цена нефти |
20 |
Табл. 2*
Анализ «Федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» , представленной в проекте федерального закона «О внесении дополнений и изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ», позволяет судить о том, что в целом законодателем сделана попытка упорядочить систему налогообложения при реализации СРП, устранить некоторые противоречия и неясности, существующие в текущем налоговом законодательстве, более полно и четко описать процедуры исчисления и уплаты налогов, а также предоставить инвесторам гарантию стабильности условий налогообложения.
Положительной стороной проекта закона является то, что она призвана заменить собой все положения текущего налогового законодательства, регулирующие режим налогообложения при выполнении СРП. Проектом установлено, что инвестор не является плательщиком региональных и местных налогов и сборов, что, безусловно, является плюсом для инвестора. По существующему законодательству, в случае, если региональными законами и правовыми актами органов местного самоуправления не предусмотрено освобождение инвестора от взимания региональных и местных налогов и сборов, часть прибыльной продукции инвестора подлежит увеличению за счет уменьшения доли государства на величину, эквивалентную сумме уплаченных региональных и местных налогов и сборов.
Проект предусматривает более четкий механизм определения налоговой базы, ставок налога (в отношении налога на пользование недрами), а также процедуры исчисления и уплаты основных налогов.
Одним из наиболее значительных нововведений, улучшающих положение инвесторов, является предоставление инвесторам гарантии стабильности условий налогообложения при выполнении СРП. Устанавливается что в случае ухудшения положена инвестора вследствие изменения законодательства о налогах и сборах применяются нормы законодательства о налогах и сборах без учета| внесенных изменений, либо производится компенсация дополнительных налоговых затрат.
В целом, представленный проект закона несет в себе существенные преимущества для инвесторов и участников выполнения работ по СРП по сравнению с действующим законодательством в этой области. Тем не менее, в проекте не решена важная проблема — будет ли режим налогообложения при выполнении СРП регулироваться исключительно Налоговым кодексом, либо помимо налогового законодательства будут применяться некоторые налоговые положения ныне действующего Закона «О соглашениях о разделе продукции». Целесообразно предусмотреть законодательное регулирование режима налогообложения при выполнении СРП только отдельной главой Налогового кодекса, что исключит возможность различного толкования положений налогового законодательства и Закона «О соглашениях о разделе продукции», касающихся одних и тех же вопросов.
Глава 25 «Налог на прибыль организаций»
Новый закон, дополняющий Налоговый кодекс РФ Главой 25 «Налог на прибыль организаций», работает с 1 января 2002 г. и способен серьезно повлиять и на деловую активность нефтегазовых компаний, и на российский инвестиционный климат в целом. Это связано с тем, что Глава 25 определяет правила взимания одного из самых значительных налогов, который сейчас имеет наибольший удельный вес в структуре фискальных платежей (в налоговых платежах нефтяных компаний на долю налога на прибыль приходится около 28%).
По оценкам специалистов, законопроект существенно приближает режим налогообложения прибыли в России к принятому в мировой практике и формирует более благоприятные условия для развития бизнеса. В частности, проект стимулирует привлечение инвестиций и реинвестирование прибыли, что сейчас особенно актуально для России.
Сущность и преимущества и недостатки
Главными достоинствами законопроекта, реформирующего правила взимания налога на прибыль, являются усиление стабильности устанавливаемых государством фискальных правил, дополнительные возможности списывать на себестоимость производственные затраты и укрепление системы стимулов для инвестиций, в том числе на условиях СРП.
Ставку налога на прибыль снизили до 24%. Однако, по оценкам Минфина РФ, за счет либерализации правил взимания налога расходы нефтяных компаний на уплату налога на прибыль уменьшились с 12% до 10—11% в структуре доходов, а удельный вес капитальных затрат может вырасти примерно в полтора раза. Важнейшим отличием нового закона от старого в настоящее время является то, что он является законом прямого действия.
Если раньше многие ключевые налоговые правила устанавливались постановлениями Правительства и даже министерскими инструкциями, то сейчас все основные правила будут сконцентрированы непосредственно в Налоговом кодексе. Это очень важно, поскольку речь идет о налоге, который очень существенно влияет на инвестиционную и производственную политику компаний.
Действительно, ограничение прав правительственных и фискальных чиновников устанавливать и трактовать правила уплаты налога на прибыль является давней мечтой российских налогоплательщиков. Ведь сейчас даже такой принципиальный вопрос, как структура расходов компаний, которые могут списываться на себестоимость, полностью отдан на откуп Правительству, а противоречия и неясности в действующем законе о налоге на прибыль произвольно и, как правило, не в пользу налогоплательщиков трактуются фискальными чиновниками.
Концепция Главы 25 предусматривает перераспределение функций регулирования налоговых правил от чиновников к закону. Как следствие, проект Главы 25 — это более полутора сотен страниц, что примерно в 5 раз больше по объему предшествующего закона о налоге на прибыль. Столь скрупулезное изложение принципов и условий взимания налога непосредственно в законе должно существенно уменьшить инвестиционные и коммерческие риски, связанные с угрозой произвола фискальных чиновников или внезапным изменением «правил игры». Впрочем, сама по себе налоговая стабильность актуальна лишь в том случае, когда действуют разумные «правила игры». Поэтому важно, что законопроект существенно улучшает условия формирования налогооблагаемой прибыли. Одним из наиболее заметных шагов в этом направлении является существенное сокращение действующих в настоящее время ограничений на затраты, уменьшающие налогооблагаемую базу.
Согласно законопроекту, затратами признаются все необходимые и документально подтвержденные расходы. В результате, важнейшие виды расходов будут вычитаться из налогооблагаемой прибыли. В частности, в перечень затрат, которые по законопроекту должны уменьшать налогооблагаемую прибыль, впервые включены расходы нефтяных компаний на уплату процентов по инвестиционным кредитам. Причем, к вычету принимаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком процентов не превосходит уровня ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, увеличенного на 3 пункта, при оформлении долгового обязательства в рублях, и 12% — по кредитам в иностранной валюте. Под долговыми обязательствами законопроект подразумевает кредиты, займы или иные заимствования независимо от того, в какой форме они получены. Из этого правила есть лишь одно абсолютно справедливое исключение: к долговым обязательствам не относится задолженность по налогам и сборам.
В соответствии с новыми правилами из налогооблагаемой прибыли вычитаются и расходы инвестора на освоение природных ресурсов, то есть на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера, осуществляемых перед началом или в процессе разработки запасов полезных ископаемых, а также на строительство и эксплуатацию подземных сооружений в соответствии с лицензией на пользование недрами.
Такое нововведение особенно актуально для нефтегазовых компаний, которые сейчас вынуждены оплачивать геологоразведку за счет чистой прибыли или иных собственных и привлеченных средств. По новым правилам расходы на геологоразведку, в том числе не повлекшие за собой выявление новых запасов полезных ископаемых, будут включаться в состав относимых на себестоимость расходов равномерно в течение 5-ти лет после завершения соответствующих работ.
Аналогичное правило будет применяться и в отношении затрат на геолого-поисковые, геологоразведочные и иные работы, по результатам которых налогоплательщик принял решение о прекращении дальнейших работ в связи с бесперспективностью выявления запасов полезных ископаемых. Такой же порядок распространяется на расходы на строительство (бурение) разведочной скважины на месторождениях нефти и газа, которая оказалась непродуктивной, проведение комплекса геологических работ и испытаний с использованием этой скважины, а также последующую ликвидацию такой скважины.
Как следствие, у компаний появится достаточно мощный налоговый стимул финансировать проекты с высокими геологическими рисками.
А в расходы налогоплательщика на оплату труда можно включать любые начисления работникам в денежной или натуральной формах, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсации, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми договорами.
Следует отметить, что раньше этот налог платился ежеквартально в размере 35% по факту (после получения прибыли), а в новом законе он будет выплачиваться авансом до 15 числа первого месяца текущего квартала по результатам предыдущего квартала. Если прибыль в текущем квартале оказалась больше ожидаемой, то предприятие обязано, доплатить компенсацию до 20 числа первого месяца следующего квартала, а если прибыль оказалась меньше, то оплаченные излишки могут быть зачислены в счет других отчислений. В любом на лицо бесплатное кредитование Государственного бюджета. Хорошо это или плохо и как скажется отвлечение средств, которые могут быть задействованы в производственном процессе, но использоваться предприятием не будут? - Ответ, по-моему, очевиден: «Ложка дегтя в бочке сомнительно сладкого меда» (налоги никогда не бывают сладкими)!
Инвестиционный акцент
Усиление инвестиционных стимулов является одним из основных акцентов реформы налога на прибыль. Это абсолютно новая амортизационная политика, предполагающая увеличение амортизационных отчислении в 1,5-2 раза и предоставление налогоплательщику права применять понижающие коэффициенты, если это требуется. Это возможность переноса убытков на будущее. Это сохранение на продолжительный срок [на 5 лет с постепенной отменой в течение последующих 3 лет] инвестиционной льготы, которая позволяет налогоплательщику одни и те же капитальные затраты выводить из-под налогообложения дважды: вначале в составе льгот уменьшать налоговую прибыль, потом, когда это оборудование амортизируется, эти затраты списываются второй раз. По-моему, это вполне сбалансированный механизм поощрения инвестиций, который должен заработать. Вопрос об инвёстиционной льготе был одним из самых в ходе полемики о новых правилах взимания налога на прибыль. Фискальные министерства выступали за ее немедленную и полную отмену, нефтегазовые компании и их сторонники добивались сохранения льготы, стимулирующей инвестиционную активность. В итоге пришли к следующему: в течение ближайших 5-ти лет инвестиционная льгота сохранится в существующем ныне виде, а затем в течение 3-х лет будет постепенно сведена на нет. Таким образом, если предприятие направляет на инвестиции свои средства, то на эту сумму уменьшается налогооблагаемая прибыль. Без изменений остался и существующий ныне ограничитель: налогооблагаемая прибыль не может уменьшаться больше чем наполовину.
Еще одно принципиально важное нововведение, улучшающее экономический климат, — возможность переноса убытков на последующие годы. По новым правилам предприятие сможет «распылить» эти убытки на 10 лет, с тем чтобы гасить их постепенно, по мере получения прибыли. Такой порядок много гуманнее и разумнее предшествующего, при котором предприятие, закончившее год с убытками, сразу же попадало в «черный список» финансовых структур и практически не имеет возможности получить кредиты, особенно необходимые в период экотечение ближайших 5-ти лет инвестиционная льгота сохранится в существующем ныне виде, а затем в течение 3-х лет будет постепенно сведена на нет. Таким образом, если предприятие направляет на инвестиции свои средства, то на эту сумму уменьшается налогооблагаемая прибыль. Без изменений остался и существующий ныне ограничитель: налогооблагаемая прибыль не может уменьшаться больше чем наполовину.
Еще одно принципиально важное нововведение, улучшающее экономический климат, — возможность переноса убытков на последующие годы. По новым правилам предприятие сможет «распылить» эти убытки на 10 лет, с тем чтобы гасить их постепенно, по мере получения прибыли. Такой порядок много гуманнее и разумнее предшествующего, при котором предприятие, закончившее год с убытками, сразу же попадало в «черный список» финансовых структур и практически не имеет возможности получить кредиты, особенно необходимые в период экономических осложнений. Новая норма чрезвычайно актуальна для нефтегазовых компаний, финансовое благополучие которых в значительной степени зависит от переменчивой конъюнктуры мирового рынка.
Помимо перечисленных инвестиционных стимулов законопроект предусматривает, что от налогообложения освобождается финансовая помощь от учредителя, имеющего не менее чем 50%-ную долю в уставном капитале дотируемого предприятия. Такое нововведение может стать хорошим подспорьем для работающих в России нефтяных СП, которые теперь могут рассчитывать на финансовую помощь иностранных учредителей. Очевидно, что при существующих ныне порядках, когда любая финансовая помощь считается налогооблагаемым доходом, ни о каких «переводах» от заботливых «родителей» не могло идти и речи.
Налог на прибыль и СРП
Законопроект имеет ярко выраженную инвестиционную направленность, включая вопросы СРП. В этой связи для инвесторов проектов на условиях СРП очень важно, что проект Главы 25 вносит посильную лепту в решение налоговых проблем участников СРП.
В Статье 313 «Особенности определения прибыли по соглашению о разделе продукции», даны ответы на большинство волнующих инвесторов вопросов. Правда, эта статья включает больше ограничений для инвестора, Например, возмещаемые затраты на обслуживание кредитов предложено ограничить уровнем 12% годовых. Но эти нюансы не затмевают главного: концепция Статьи 31 3 подтверждает преемственность действующих к: правил по налогу на прибыль в отношении СРП и формирует вполне приемлемый для инвесторов налоговый режим.
Конечно, законопроект не идеален, он не лишен недостатков и спорных позиций. Например, он необоснованно отнимает у региональных администраций право предоставлять компаниям дополнительные льготы по налогу на прибыль. Те самые льготы, которые сейчас активно применяются для стимулирования инвестиций администрациями Ханты-Мансийского автономного округа. Республики Татарстан и других нефтедобывающих регионов. Отсутствует в законопроекте и норма, подтверждающая праве инвесторов СРП «Сахалин-1 », «Сахалин-2» и «Харьяга», подписанных до вступления в силу закона «О соглашениях о разделе продукции», платить налог на прибыль по правилам регламентированным условиями этих
соглашений.
Заключение
И так нынешняя налоговая реформа охватывает все сферы экономики, основные главы, которые непосредственно касаются нефтегазовой промышленности, следующие :
Глава 21 «Налог на добавленную стоимость»;
Глава 24 «Единый социальный налог»;
Глава 25 «Налог на прибыль организаций»;
Глава 26. «Налог на добычу полезных ископаемых».
В данной работе наиболее подробно проанализирована глава 25, которая предполагает следующие правила исчисления налога на прибыль организаций:
· Базовая ставка налога на прибыль устанавливается в размере 24%;
· В целях определения налогооблагаемой прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются необходимые, обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком;
· К расходам уменьшающим налогооблагаемую базу, относятся затраты недропользователя на освоение природных ресурсов;
· При определении налогооблагаемой базы не учитывается имущество полученное в виде вкладов в уставной капитал организаций в виде полученных инвестиций при проведении инвестиционных конкурсов, а также безвозмездно полученных от другого юридического или физического лица основные средства и иное имущество, если уставной капитал принимающей организации не менее, чем на 50% состоит из вклада донора;
· Налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу на суммы направленные им на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также на погашение кредитов банков. Эта льгота не может превышать 50% налоговой базы;
· К вычету из налоговой базы принимаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что их уровень не превосходит ставку рефинансирования Банка России, увеличенной на 3 пункта, при оформлении долгового обязательства в рублях, и 12% -по кредитам в иностранной валюте;
· Налогоплательщик в праве переносить убытки на будущее в течение 10-ти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток;
· Амортизируемое имущество распределятся по 12-ти амортизационнным группам в соответствии со срокамиполезного использования. В отношении амортизируемого имущества со сроками полезного использования от 18-ти лет применяется только линейный способ начисления амортизации, имущества со сроками полезного использования до 18-ти лет включительно – только нелинейный способ начисления амортизации. В отношении основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и повышенной сменности к норме амортизации применяются специальный коэффициент 2. По решению руководителя организации допускается начисление амортизации по пониженным нормам.
В заключении своей работы хочу сказать, что нынешний налоговый кодекс является вполне сбалансированным, с точки зрения замещения одних налогов другими, т.е. государство обидеть себя не может и не имеет права, так как ему нужно выполнять социальные программы, кормить чиновников (т.е. Себя) и тому подобное и прочие… Достаточно привести пример замены платы ВМСБ за нефть(10% от объема реализации), акциза (66 руб. за тонну), РОЯЛТИ на налог на добычу полезных ископаемых, который по абсолютной сумме в рублях порой будет и выше первоначальных. Правительство убирает одни налоги и вводит другие, хотя новые имеют преимущества с точки зрения привлечения инвестиций в экономику и нефтегазовую промышленность, в частности.
Список литературы
1. Ж-л «Нефтегазовая вертикаль» №7 2001, Шторх А. «Налоги и налоговая политика к ВИНК имеют косвенное отношение» (ст. 18-22);
2. Ж-л «Нефтегазовая вертикаль» №8 2001, Мещерин А. «Этот день мы приближали как могли» (ст. 7-11);
3. Ж-л «Нефтегазовая вертикаль» №11 2001, Бородин В. «Чем последовательнее, тем эффективнее» (ст. 69-73);
* По НК РФ Глава 26
* По Бизнес плану СП ОАО Соболь на 2002 г.