Технология социальной работы как мастерство специалиста социальной работы

СОДЕРЖАНИЕ: Социальная работа. Работник социальной службы, формирование и развитие его профессионального мастерства. Подготовка специалистов по социальной работе. Профессиональное мастерство социального работника. Программа повышения профессионального мастерства.

Курсовая работа

По предмету: Технология социальной работы.

Тема: Технология социальной работы как мастерство специалиста социальной работы

г. Киров, 2006.


Содержание:

Введение.

I. Работник социальной службы: формирование и развитие профессионального мастерства.

1. Социальная работа как профессия.

2. Технология социальной работы.

3. Профессиональное мастерство социального работника.

4. Подготовка специалистов по социальной работе.

1) Социальная работа как учебная дисциплина.

2) Учебный курс «Технология социальной работы».

II. Комплексная программа повышения профессионального мастерства социальных и медицинских работников центра социального обслуживания (из практики ГУ «Центр социального обслуживания населения г. Балашова»)

Заключение.

Литература.


Введение

«Социальная работа»- принятое во всём мире выражение, обозначающее проявление гуманного отношения человека к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благотворительность, религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся.

Социальная работа – это ещё и систематические мероприятия, направленные на то, чтобы облегчить неудачное приспособление человека к обществу. Она отличается от филантропии, благотворительности и похожих видов деятельности своей ориентацией не только на помощь в решении повседневных проблем, но и на развитие у нуждающихся техники преодоления трудностей и навыков самопомощи. Однако только в двадцатом веке социальная работа признана во всём мире как профессия, требующая специальной подготовки.

Современный специалист социальной работы – это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, тонко улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Кроме теоретических знаний, социальная работа требует и глубокой технологической подготовки, выражающейся в наличии навыков в области социально-психологического и ситуационного анализа, социально-организованной диагностики условий жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно-социалогических исследований, прогнозирования и выявления тенденций развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария, регулирующего их протекание. Важными критериями профессионализма социального работника являются организаторские способности, высокая общая и правовая культура, психолого-педагогический такт.

Серьёзное воздействие на характер социальных отношений в обществе, на их гармонизацию оказывают социальные технологии. Освоение технологий в любой сфере деятельности, его последовательное применение на практике является важнейшим требованием к профессионалу, поэтому программа подготовки специалиста с высшим профессиональным образованием в области социальной работы включает технологию социальной работы как одну из основных учебных дисциплин.

Объект данной работы – современный специалист социальной работы.

Предмет – технологический подход в социальной работе, его влияние на мастерство специалиста по социальной работе.

Цель – определить роль технологического подхода в социальной работе, углубить знания о методах подготовки специалистов социальной работы, сформировать понятие мастерства.

Задачи – обобщить научные знания о социальной работе как профессии: об истории её становления, о профессиональной социальной работе, о её специализациях; углубить и расширить знания о технологии социальной работы, как отрасли социальных технологий; изучить приёмы и методы подготовки специалистов; дать определение профессионализма в социальной работе.


I . Работник социальной службы: формирование и развитие профессионального мастерства

1. Социальная работа как профессия

Профессия – род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретённых в результате углублённой общей и специальной подготовки и опыта работы.

Логика развития профессии такова, что первоначально они возникают из конкретных потребностей людей. Затем происходит накопление практического опыта и его глубокое осмысление. Формируется теоретическая база профессиональной деятельности. Решается задача подготовки кадров. Практической деятельности специалиста даётся научное обоснование, что внешне выражается в появлении профессиональных журналов, монографий, учебно-методической литературы, создаются профессиональные организации.

Профессия социального работника, имея различные формы и названия, известна в разные исторические эпохи и разные культуры. Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 году до н. э. В это время в Вавилоне создавались коды справедливости – гражданские акты, призывавшие людей к любви к ближнему, заботе о бедных. В Древней Греции социальная работа была известна как «филантропия» (что в переводе с греческого означает «проявление любви в отношении человечества»), в Риме - как «народная традиция». Древние инки процесс помощи определяли как «минка», языческие славянские племена как «слепне».

В России социальная работа появилась в период проведения Земской реформы 1864 года, хотя и не называлась так. Функции социального работника выполняли земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности, как и любой другой, зависел от знаний, жизненного опыта и профессионального мастерства этих людей.

В XX веке в СССР функции социальных работников выполняли представители коммунистической партии и профсоюзов, а также работники различных ведомств социальной сферы. Обучение социальной работе как профессии в России началось в конце 80х гг. XX века. Тогда же появилась новая интегративная профессия «социальная работа» со множеством специализаций в зависимости от ведомственной подчинённости.

Первые программы профессиональной подготовки социальных работников появились в конце XIX века в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне, что означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке социального диагноза и выбора методов и средств социальной работы руководствуются не общими моральными критериями, а научно обоснованным профессиональным подходом. Социальная помощь стала рассматриваться как комбинация мер, результатом которой являются изменения как самого человека, так и социального окружения. В течение всего XIX века устанавливалось понимание социальными работниками главного тезиса: для лечения социальных болезней человека необходимо высвободить и развить, преумножить ресурсы личности и его социального окружения, прежде всего семьи.

Профессии «социальный работник» и «специалист по социальной работе» официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте-апреле 1991 года и созданы для решения социальных проблем человека и общества.

Сегодня профессию «социальная работа» представляет веер специализаций: социальный педагог-психолог, этнолог, социальный юрист, эколог, валеолог, социальный аниматор, геронтолог; социальные работники более узкой специализации (по работе с беженцами, инвалидами, с группами риска, медицинский социальный работник и др.), либо в определённых учреждениях (социальный работник в школе, на производстве), в специфических сферах микросреды (социальный работник в общине, на селе, социальный работник в воинской среде, социальная работа в экстремальных ситуациях, организация социальной работы).

2. Технология социальной работы

Технология (от греч.- учение о мастерстве) – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

Социальные технологии – это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

При определении технологий социальной работы необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов социальной работы как системы.

В отечественной литературе социальные технологии в социальной работе трактуются как совокупность приёмов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками – социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.

Классификация технологий может быть самой разнообразной. Выделяют социальные технологии в социальной работе как науке. В этом случае социальные технологии представляют собой способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы.

Когда речь идёт о социальной работе как учебной дисциплине, сущностью социальных технологий является целостное представление о содержании социальной работы, её основных направлениях, инструментарии, методах и организации, т.е. эти технологии, имеют в основном информационный характер.

Рассматривая социальную работу как основной вид деятельности, сущность социальных технологий можно определить как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно уязвимым слоям и группам населения.

Теоретические работы и практический опыт, накопленный в России и за рубежом, выявил целый ряд направлений социальной работы с различными группами населения: социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита, страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и являются главными технологиями. Они очень тесно взаимосвязаны между собой, но относительно специфичны по целевому назначению и содержанию.

Несмотря на общность этих технологий в работе с разными группами населения они имеют довольно существенные различия, обусловленные спецификой объектов социальной работы. Эти виды технологий весьма разнообразны.

Технологии можно классифицировать в зависимости от понимания в широком и узком смысле. Если во втором случае речь идёт преимущественно о технологии работы с уязвимыми слоями населения, то в первом – о технологии социальной защиты всех слоёв населения.

Социальные технологии в социальной работе в зависимости от уровня делятся на:

- простые, доступные неспециалистам;

- сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определённой области;

- комплексные, требующие наличия квалификации у нескольких специалистов, работающих в разных областях.

Можно выделить внешние социальные технологии и осуществляемые самими клиентами; социальные технологии применяемые в нашей стране и за рубежом.

Технологии социальной работы можно условно разделить на три группы: технологии диагностики; технологии конструирования и проектирования развития тех или иных социальных объектов; технологии реализации социальных проектов, программ, введения социальных инноваций.

Функции технологий:

- аналитико-прогнозная;

- диагностическая;

- системно-моделирующая;

- проектно-организаторская;

- активационная;

- инструментально-практическая;

- распорядительно-управленческая

- эвристическая.

Таким образом, технология социальной работы отражает её прикладной, практический аспект. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов – основа профессионализма кадров социальной сферы деятельности и специалистов социальных служб.

3. Профессиональное мастерство социального работника

Профессионализм – это умение владеть современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач.

Профессионализм в социальной работе – это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого качества труда и результатов.

Профессионализм социального работника характеризуется наличием у него:

· профессионального призвания;

· глубокой мотивации к выполнению труда в различных его модификациях;

· духовно-нравственных качеств, склонности к работе с людьми, социально- генетической предрасположенности к работе с человеком;

· профессионального мастерства;

· объективно-критического отношения к своей деятельности;

· профессиональной гордости как социально-психологического состояния личности.

С точки зрения профессиональной подготовки работников учреждений социального обслуживания можно разделить на специалистов и неспециалистов. Специалисты социальных служб имеют высшее и среднее профессиональное образование - профильное и непрофильное. Неспециалисты, т. е. вспомогательный обслуживающий персонал, следует подразделить на три группы: квалифицированные, полуквалифицированные и неквалифицированные работники. Все они, как показывает практика, имеют различный уровень профессиональной квалификации, профессиональной подготовки и профессионального мастерства. К сожалению, надо признать, что далеко не все работники социальных служб, занимающие должности специалистов по социальной работе, могут успешно выполнять должностные обязанности, обладают профессиональным мастерством, достаточным для успешного решения проблем клиентов социальных служб, т. е. далеко не все являются профессионалами.

Становление профессионализма всегда начинается с профессиональной подготовки и воспитания специалистов, поэтапного формирования системы практических навыков системы социальной работы и профессионального мастерства. Без профессионального мастерства невозможна организация индивидуальных социальных услуг с целью разрешения трудной жизненной ситуации клиента и обеспечения социально-психологической гармонии его функционирования.

Профессиональное мастерство как составная часть профессионализма в социальной работе представляет собой совокупность следующих качеств специалиста, отражающих степень его квалификации, уровень знаний и навыков в осуществлении комплекса мер по социальной защите населения:

· высокая квалификация работника, прошедшего специализированную подготовку и обучение, обладающего устойчивыми навыками в области работы с разными категориями населения, умело и эффективно применяющего на практике современные технологии в области социальной работы;

· высокая компетентность и соответствие действий требованиям государственных стандартов в области социального обслуживания;

· максимальное использование знаний, умений в области социальной работы в сочетании с индивидуальными способностями;

· надёжность и ответственность, адекватная реакция на социально-экономические изменения в обществе;

· умелое использование достижений социальных наук и социальных технологий для гармонизации отношений в социуме;

· умение завоёвывать доверие клиентов и коллег, отзывчивость, влияние на людей, рефлексивный подход к клиенту и его проблемам.

Иными словами, профессиональное мастерство – это уровень овладения индивидом своей специальностью, своей профессией; это показатель приобщения работника социальной службы к профессионализму в социальной работе.

4.Подготовка специалистов по социальной работе

1) Социальная работа как учебная дисциплина.

Современный социальный работник – это специалист в области социальной инженерии и технологии, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных и психологических особенностях жизнедеятельности людей, обладающий высокой юридической подготовленностью, медико-психологической компетентностью, наблюдательностью, вниманием, милосердием и любовью к человеку, высокими нравственными качествами.

Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в университетах и специальных учебных заведениях. Социальные работники профессионально помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни. Они не только снимают социальную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоёв населения.

В конце XX века в России в условиях экономического кризиса, безработицы, резкого изменения характера и форм социальных отношений, потери для многих людей социальных перспектив возросла опасность социальных конфликтов, депрессии. Всё это усиливает значимость профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы.

В качестве специальности по дневной, вечерней и заочной формам обучения социальная работа была открыта Приказом Государственного комитета СССР по образованию от 7 августа 1991 года №376(г). 25 сентября 1991 года был утверждён учебный план специальности 03. 12. – «социальная работа», предусматривающий четырёхлетний срок обучения с присвоением квалификации «социальный работник».

В учебный план включены дисциплины по четырём циклам: общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (философия, история, право, экономика, культурология, политология,и др.),общие математические и естественные дисциплины (математика, информатика и вычислительная техника, концепции современного естествознания и др.), общепрофессиональные дисциплины (теория социальной работы, технология социальной работы, история социальной работы в России, социальная работа за рубежом, психология, практическая психология и психодиагностика, медико-социальные основы здоровья, социология, социальное право, этика социальной работы, экономика социальных служб, менеджмент социальной работы), дисциплины специализации.

В общей стратегии развития социального образования вопрос о специализации является приоритетным.

Один из главных дискутируемых сегодня вопросов социальной работы- вопрос о принципах и формах обучения специалистов в области социальной работы. Наиболее отчётливо проявляются две тенденции: первая- обучающийся получает знания, выбранные преподавателем, который затем контролирует процесс усвоения этих знаний учениками, вторая- обучающийся становится участником организации и осуществления процесса обучения. В этом случае важно выработать умение самостоятельно анализировать, творчески подходить к соединению теоретических и практических заданий. Эта тенденция наиболее перспективна, так как ориентирована на активизацию познавательной и социальной активности учащихся. Она позволяет оптимизировать взаимодействие преподавателей и обучающихся, приблизить обучение к жизни.

Подготовка специалистов социальной работы базируется на комплексе предметов. Набор таких дисциплин в разных странах не одинаков. Однако в большинстве из них студенты в обязательном порядке изучают социологию, психологию, педагогику, право, медицину, управление. Кроме этих дисциплин, важная роль отводится изучению философии, экономической теории, истории, культурологи, политологии, иностранных языков, информационных технологий, основ деловой речи, социальной экологии и др. При этом надо подчеркнуть, что каждая из учебных дисциплин так или иначе «работает» на базовую (т. е. социальную работу), углубляя и дополняя её различные разделы и подразделы.

Особенно велико значение практического обучения социальной работе. Будущие специалисты в области социальной работы в Бельгии, Англии, США, Франции проводят на практике от одной трети до 65% всего учебного времени. В России практика социального работника в процессе обучения в вузе занимает 20%.

Вот почему такое большое значение именно в России приобретает допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка социального работника уже в рамках обучения в общеобразовательной школе. Это создает своеобразный «задел» на будущее тем учащимся, кто выберет для себя профессии «социальной карьеры» (Так называются профессии социального работника и социального педагога во Франции). Те, кто, пройдя специализированный курс обучения по социальной работе в общеобразовательной школе, разочаруется в этой профессии или же почувствует свою непригодность к её требованиям, избежит разочарования в дальнейшем, не выбрав ее в угоду моде или по другим мотивам, однако приобретёт полезные знания и навыки, которые пригодятся в жизни.

2) Учебный курс «Технология социальной работы».

На учебный курс «Технология социальной работы» в государственной образовательной программе подготовки специалистов социальной работы возлагается достижение его главной цели – формирование профессионализма у будущих специалистов. Уровень, глубина и качество подготовки определяют профессионализм работника в любой сфере деятельности. Не является исключением и деятельность социального работника. Достижение указанной цели в курсе «Технология социальной работы» обеспечивается тесным сочетанием его содержания с другими дисциплинами образовательной профессиональной программы.

Этот курс решает следующие задачи:

- овладение теоретическими основами технологи социальной работы с различными группами населения по месту жительства и на предприятиях;

- развитие творческого мышления, умения анализировать и оценивать конфликтные ситуации, грамотно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем;

- формирование практических навыков и умений управленческой и организационной работы, комплексного воздействия на состояние и поведение различных групп населения и отдельных граждан в экстремальных и конфликтных ситуациях.

В сочетании с другими специальными дисциплинами учебный курс «технология социальной работы» призван готовить специалистов, способных выполнять разнообразные виды деятельности. Для этого студенту необходимо:

- овладевать методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, процедурой и методами внедрения социальных инноваций в практику;

- познавать особенности социальной экологии, методы оценки состояния окружающей среды, овладеть экологической культурой;

- изучать специфические проблемы геронтологии, организовывать медико-социальное обслуживание инвалидов, людей пожилого и старческого возраста;

- развивать умение применять научные знания о природе социальных девиаций при работе с девиантами и представителями групп риска;

- осваивать технологию работы по решению проблем занятости населения и непосредственно с безработными и мигрантами – оказанию им моральной м материальной поддержки, помощи в трудоустройстве и социальной реабилитации;

- учиться применять знания специальных разделов психологии и педагогики, методы социальной статистики в социальной работе;

- овладевать методикой исследовательской работы при анализе явлений и процессов социальной сферы, умением использовать результаты исследования в практике социальной работы.

В России социальная работа в целом и система социального обслуживания в частности развиваются весьма интенсивно, с использованием различных технологий, на основе научно разработанного базиса. Вероятно, только при таких условиях новая область деятельности могла возникнуть, получить развитие и внести весомый вклад в оказание социальной поддержки населению в драматический период его жизни – период переходной экономики.

Подготовка и переподготовка кадров сотрудников учреждений социального обслуживания, специалистов органов социального управления предусматривает усвоение ими многих дисциплин, охватывающих различные стороны социальной действительности. Проблемам технологии социальной работы уделяется основное внимание в этом комплексе учебных дисциплин, так как овладение ими предопределяет эффективность деятельности социальных работников.

Без знания теории социальных технологий, принципов теоретического подхода к профессиональной деятельности и конкретных методик работы с клиентами невозможны планирование, организация и осуществление социального менеджмента и социальных услуг.


II. Комплексная программа повышения профессионального мастерства социальных и медицинских работников центра социального обслуживания (из практики ГУ «Центр социального обслуживания населения г. Балашова»)

Старение населения в настоящее время достигло самого высокого уровня за период с 1959 года и стало явлением, многогранное и противоречивое влияние которого на ход социального, экономического и культурного развития России ещё не получило всесторонней оценки.

В этой связи возрастает значение геронтологии вообще и, в первую очередь, социальной геронтологии-науки, изучающей изменение социального поведения пожилого человека, его социальных отношений в обществе. В данном контексте особую значимость приобретает специальная деятельность по социализации граждан пожилого возраста, целью которой является их наиболее полная социальная адаптация на новом жизненном этапе, поиск механизмов компетентного содействия в решении кризисных ситуаций и снижении до минимума негативных последствий утраты прежнего «социального лица».

Процесс социального обслуживания лиц старшего возраста, в высшей мере гуманный по своей природе, предполагает постоянное внесение необходимых коррективов в профессиональную деятельность социальных и медицинских работников, что требует тематического повышения их квалификации в сфере социальной работы с пожилыми людьми.

Программа данного курса предназначена для сотрудников центров социального обслуживания (ЦСО) - социальных и медицинских работников отделений социального и социально-медицинского обслуживания на дому.

Цель курса: формирование у персонала названных структурных подразделений ЦСО знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной работы с клиентами.

Основными задачами курса являются:

- формирование глубокого понимания социальных, психологических и физиологических проблем людей старшего возраста

- изучение современных моделей социального обслуживания граждан пожилого и старческого возраста, сложившихся в России и за рубежом, социальных технологий, способствующих разрешению или облегчению их жизненных проблем;

- освоение профессионально-этических норм социальной работы с лицами «третьего возраста»

Программа включает в себя четыре основных раздела.

1. Правовое обеспечение социального обслуживания.

Сотрудники ЦСО знакомятся с Конституцией Российской Федерации и международными правовыми актами в части социальных прав и свобод человека и гражданина, системой социальных гарантий в Российской Федерации; изучают основы семейного, пенсионного, жилищного законодательства, право социального обеспечения; получают представление о нормативных правовых документах, регулирующих право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание.

2. Теория и практика социальной работы с пожилыми людьми.

Социальные работники и медицинские сёстры получают знания об истории становления социальной работы, современной системе социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в России, а также в странах Европейского союза, США, Канаде; изучают формы социального обслуживания населения; знакомятся с профессионально-этическими нормами деятельности социального работника

3. Социальная психология.

Персоналу ЦСО даётся представление о возрастных психологических особенностях и интеллектуальных возможностях лиц пожилого возраста и инвалидов, об экстренных ситуациях, конфликтах, возникающих в процессе социальной работы, и способах выхода из конфликтных ситуаций. Изучаются проблемы пожилых людей, их взаимоотношения с родственниками и знакомыми, а также развитие креативности в пожилом возрасте.

4. Основы социальной медицины.

Слушатели получают представление об основных показателях здоровья пожилых людей и инвалидов, их физиологических особенностях, заболеваемости, особенностях гигиены, образы жизни. Социальные работники овладевают навыками оказания первой медицинской помощи людям пожилого и старческого возраста.

Программа разработана в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками профессий социального работника и медицинской сестры, обслуживающих граждан пожилого возраста и инвалидов и предполагает овладение сотрудниками центра определённой системой теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых социальным и медицинским работникам, оказывающим социальные услуги пожилым людям.

В результате изучения курса социальные и медицинские работники должны:
Знать: - Актуальные социально-экономические проблемы старения и старости на современном этапе развития российского общества.
- Социально-экономические проблемы глобального процесса старения населения и своеобразие этого процесса в современной России.
- Процессы индивидуального старения: естественный или физиологический, болезненный или патологический характер старения и их зависимости от внешних и внутренних факторов.
- Социальное различие и социальную обусловленность понятий «индивидуальное и социальное», их взаимосвязь и взаимозависимость.
- Теорию и практику предоставления социально-геронтологических услуг.
Уметь: - Выбирать из широкого спектра технологий социальной работы с пожилыми и старыми людьми наиболее оптимальные и отвечающие удовлетворению конкретных потребностей различных категорий населения старших возрастов.
- Критически анализировать отечественный и зарубежный опыт социальной работы с населением старших возрастов.
- Владеть искусством общения с пожилыми людьми.
- Устанавливать контакты с некоммуникабельными пожилыми людьми.
- Разрешать семейные, этическиеи социально бытовые вопросы.
Иметь представ-ление: - Об особенностях старческих болезней с целью участия в организации общей медицинской помощи и индивидуального ухода.
- О методах социальной профилактики преждевременного старения населения с учётом социальных, экономических, национально- этических, природно-экологических и других региональных особенностей.
- О методах выявления потребностей населения старших возрастов в социальной защите.
Уметь ис-пользовать имеющую- ся информацию - При правильном диагностировании нормального и преждевременного старения.
- При проведении разъяснительной работы с пожилыми людьми о необходимости и приёмах сохранения самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
- При разработке стратегических и тактических программ по улучшению качества и образа жизни пожилых.
- При обновлении и расширении социальных услуг населению старших возрастов.
Уметь ис- пользовать: - Инновации в социальной работе с различными категориями населения старших возрастов.
- Практические умения и навыки по дифференцированному уходу за пожилыми людьми.

Общее количество часов – 25.

Итоговый контроль – семинарские занятия.


Заключение

В данной работе были обобщены знания о социальной работе как профессии, коротко рассмотрена история её становления, перечислены специализации, представляющие профессию. Рассмотрено понятие «социальные технологии», их классификация в социальной работе. Изучена социальная работа как учебная дисциплина, роль учебного курса «Технологии социальной работы». Дано определения профессионализма и профессионального мастерства в социальной работе. Рассмотрен практический подход к формированию профессионального мастерства.

Рассмотрев социальную работу в данных аспектах, можно сказать, что успех этой деятельности, как и любой другой, зависит от знаний, жизненного опыта и профессионального мастерства социальных работников. Становление профессионализма всегда начинается с профессиональной подготовки и воспитания специалистов, поэтапного формирования системы практических навыков системы социальной работы и профессионального мастерства. Без профессионального мастерства невозможна организация индивидуальных социальных услуг с целью разрешения трудной жизненной ситуации клиента и обеспечения социально-психологической гармонии его функционирования.

Уровень, глубина и качество подготовки определяют профессионализм работника в любой сфере деятельности. Не является исключением и деятельность социального работника.

Освоение технологий в любой сфере деятельности, её последовательной применение на практике является важнейшим требованием к профессионалу, поэтому программа подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в области социальной работы включает технологию социальной работы как одну из основных учебных дисциплин. Глубокое проникновение и усвоение сущности, содержания и специфики технологических процессов - основа профессионализма кадров социальной сферы деятельности и специалистов социальных служб.


Литература

1. Технологии социальной работы.: Учебник под общ. ред. проф. – Е. И. Холостовой. – М. : Инфра-М, 2001. – 400 с.

2. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений/ Под ред. И. Г. Зийнышева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.

3. Основы социальной работы: Учебник/ отв. ред. П. Д. Павленок.-2-е издание.- М.: ИНФРА-М, 2001.-305с.

4. Социальная работа/ Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова.- Ростов н/Д: «Феникс 2000.-576с.

5. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-432с.

6. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: Учебное пособие, М.: Академ проект, 2001 – 496 с.

7. Теория социальной работы: Учебник/ Под ред. проф. Е. И. Холостовой. – М.: Юристъ, 2001. –334 с.

8. Работник социальной службы №2, 2005.

Скачать архив с текстом документа