Тема №1: «А. М. Горький основоположник современной детской литературы»
СОДЕРЖАНИЕ: Общая характеристика произведений Горького, вошедших в круг чтения дошкольников и младших школьников: «Воробьишко», «Самовар», «Случай с Евсейкой», рассказыТЕМЫ СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по дисциплине «Детской литература»
3 курс заочного отделения
ТЕМА №1: «А.М.Горький – основоположник современной детской
литературы»
План:
1. Роль Горького в создании современной детской литературы.
2. Горький о художественной специфике детской литературы.
Требования к детской литературе.
3. Общая характеристика произведений Горького, вошедших в круг чтения дошкольников и младших школьников: «Воробьишко», «Самовар», «Случай с Евсейкой», рассказы.
4. Анализ сказки «Воробьишко»:
а) вид сказки;
б) тема сказки, идея;
в) художественное своеобразие:
- близость к народному сказочному эпосу о животных,
характеристика героев;
- соединение реального и фантастического, точность и поэтичность
языка, прием звукоподражания;
- романтическое, философское, сатирическое начало в сказке;
г) воспитательное значение сказки.
Методические рекомендации
1. Первый вопрос, раскрывающий роль М.Горького в создании современной детской литературы и его требования к детской книге – теоретические. В основу ответа должен быть положен материал учебника по детской литературе Зубаревой Е.Е. (С. 299-310).
2. Второй вопрос. Требования А.М.Горького к детской литературе можно изложить в виде тезисного плана. Каждый отдельный пункт такого плана должен раскрываться через конкретное требование писателя к детской книге.
3. При подготовке на третий вопрос необходимо знать тексты. Давая общую характеристику произведениям, вошедшим в круг детского чтения: «Воробьишко», «Самовар», «Случай с Евсейкой», рассказы:
- указать их идейно-тематическое своеобразие;
- дать характеристику главным героям;
- обратить внимание на специфику жанра: умение Горького «забавно» говорить с детьми о серьезных вопросах, глубокое знание интересов и запросов детей, жизненность образов, юмор, богатство языка, приемы звукоподражания.
4. Четвертый вопрос. При анализе сказки «Воробьишко» пользоваться предложенным планом. Отметить близость сказки к произведениям устного народного творчества. При характеристике героев сопоставить Пудика и его родителей. Отметить главное в пудике: его стремление жить для других. Раскрыть вопросы: в чем трагиколизм положения, в котором оказывается Воробьишко, оптимизм сказки.
Литература
1. Тексты произведений
2. А.В.Терновский «Детская литература», С. 209-219, М., Пр., 1977.
3. Зубарева Е.Е. «Детская литература», С. 299-311, М., Пр., 1989.
4. Бегак Б. «Классики в стране детства», М., «Детская литература», 1983, гл. «Лучшая полемика-творчество».
ТЕМА № 2 «Своеобразие произведений С.Я.Маршака»
План
1. Тематическое и жанровое многообразие произведений С.Я.Маршака.
2. Традиции устной народной поэзии и классической литературы в его творчестве.
3. Мысль о романтике и героизме труда. («Пожар», «Почта», «Вчера и сегодня»).
4. Тема счастливого детства. («Первое сентября», «Усатый-полосатый», «Великан»,
цикл «Хороший день»)
5. Красота окружающего мира и воспитание любви к природе.
(«Лесная книга», «Разноцветная книга», «Круглый год»).
6. Юмор и сатира в стихах «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Кот и лодыри»,
«Мастер-ломастер» и др.
7. Сказки Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке»,
«Теремок», «Кошкин дом», пьеса-сказка «12 месяцев).
Методические рекомендации
1. При подготовке первого вопроса обратить внимание на богатое литературное наследие Маршака: стихи для детей и взрослых, сказки для чтения и представления, сатирические эпиграммы, переводы и т.д. Отметить роль С.Я.Маршака в развитии детской литературы, ее становлении.
2. При раскрытии второго вопроса о традициях устной народной поэзии и классической литературы в творчестве поэта нужно остановиться на его переводах. В переводах С.Я.Маршак следует тем же принципам, что и в собственных стихах для детей: экономия и точность слов, поиск простоты и ясности, волевая и бодрая интонация и т.д. Назвать сборники переводов с английского, переводы стихов Р. Киплинга, Дж.Родари. Основной материал данного семинарского занятия посвящен характеристике произведений С.Я.Маршака, раскрывающих тематическое богатство его творчества.
3. При раскрытии седьмого вопроса при характеристике сказок С.Я.Маршака указать на их сходство с фольклорными произведениями, отметить их особенности: простоту сюжета, игровой характер, выразительность монологов персонажей, повторяемость эпизодов, непрерывность монологов в ходе действия, причудливое развитие фабулы.
Литература
1. С.Я.Маршак «Сказки., Песни., Загадки». В 2 томах. –М., 1966.
2. Зубарева Е.Е. «Детская литература», С. 262-273.
3. Галанов Е.Е. «С.Я.Маршак: очерк жизни и творчества», -М., 1962.
4. Сивоконь С. «Уроки детских классиков», «Детская литература», -М,., 1990. Глава «И словом и делом».
ТЕМА № 3 «Проблема природы и нравственности в
научно - художественной литературе для детей»
План:
1. Требования к научно-художественной книге для детей.
2. «Природа и мы» в произведениях детских писателей.
а) М.М.Пришвин – тонкий знаток русской природы, мастер художественного слова. Анализ
рассказов «Золотой луг», «Лисичкин хлеб».
б) Богатство сведений о жизни природы в произведениях В.Бианки, занимательность и
научность в изложении материала. Анализ произведений «Как муравьишка домой спешил»,
«Теремок».
в) Книги Н.Сладкова – книги встреч, знакомств и открытий.
г) Человек и природа в книгах С.Сахарнова.
д) Поэтическое восприятие природы в произведениях Г.Снегирева.
3. Значение научно-художественной литературы в воспитании детей.
Методические рекомендации
1. При подготовке данного семинарского занятия отметить в первую очередь актуальность данной темы, ее важность, роль в гуманизации общественного сознания. Цели природоведческой литературы:
- дать читателям представление о единстве мира, раскрыть закономерности природы;
- внушить мысль об ответственности человека за сохранение общего дома – планеты Земля, о его преобразующей роли в природе;
- воспитать наблюдательность, чувство природы.
2. а) При характеристике произведений М.Пришвина отметить его мастерство в изображении красоты, богатства русской природы, многообразия ее животного и растительного мира. При анализе рассказов «Золотой луг» и «Лисичкин хлеб» отметить их сюжетность, эмоциональность, точность наблюдений над природой, животным миром, образность, колоритность языка, лиризм повествования.
б) Характеризуя произведения В.Бианки, отметить их научность, способность автора раскрыть закономерности природы, жанровое богатство (очерки, рассказы, сказки, сказочные повести и т.д.), изобретательность в отыскании новых форм популяризации знаний, достоверность наблюдений, антропоморфизм в создании образов животных, птиц («Лесные домишки», «Первая охота», «Чей нос лучше», «Хвосты», «Синичкин календарь и др».
При анализе рассказа «Золотой луг» отметить стремление автора помочь читателю в открытии окружающего мира, обратить внимание на богатство и красочность языка, характеризуя сказку «Теремок», провести параллель с фольклорными произведениями.
в) Книги Н.Сладкова – это книги встреч, знакомств и открытий. Отметить их жанровое разнообразие. Проанализировать рассказы «Лиса-плясунья», «Эхо», «Скворец-молодец» и др., отмечая разнообразие природоведческого материала.
г) Книги С.В.Сахарнова – это открытие родной Земли. Человек и природа в его книгах. Точность описания, эмоциональность, восхищение увиденным, жажда новых впечатлений – своеобразие писательской манеры.
Тема сказок: биологические («Морские сказки»), воспитательные («Гак и Буртик в стране бездельников», «Леопард в скворечнике») обработка сказок народов мира («Сказки из дорожного чемодана»).
д) Книги Г.Я. Снегирева – удивление и восхищение увиденным в путешествиях. Герои произведений – защитники природы от неразумных действий людей.
Анализ рассказов «Верблюжья варежка», «Ворон» и др.
При подведении итогов темы, определить воспитательную ценность природоведческой литературы.
Литература
1. Зубарева Е.Е. Детская литература - М., Пр. 1989, С.223-228.
2. Терновский А.В. Детская литература, - М., Пр. 1977, С. 333-343.
3. Тимофеева И.Н. 100 книг вашему ребенку, -М., Книга, 1987.
4. Сборник О литературе для детей №22, Л., Дет. лит-ра, 1978.
5. Гостомыслов А Сказки и раковины, О книге Сахарнова, Дет. лит-ра», 1993 С. 8-11.
Темы семинарских занятий по дисциплине: «Возрастная физиология, анатомия и гигиена»
3 курс
ТЕМА №1 ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ
1. КЛЕТКА
2. ТКАНИ
3. ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Для подготовки 1 вопроса:
1. Прочитать учебник И.И.Соковня- Семеновой «Основы физиологии»,С 9-11
2. Зарисовать строение клетки. С.12
3. Описать состав клетки, функции,С..9
4. Законспектировать сведения об органических веществах, С.10
5. Ответить на вопрос: каковы свойства клетки?
Для подготовки 2 вопроса:
1. Прочитать С. 11-12 «Анатомия ,физиология …» А.И.Кабанов
2. Изучить цветную таблицу № 1 вкладыша, зарисовать.
3. Законспектировать: 4 основные группы тканей.
Для подготовки 3 вопроса:
1. Перечислить физиологические системы, их функции, С. 13-14, учебник И.И.Соковня-Семенова «Основы физиологии…»
2. Ответить на вопросы: чем образован орган? Что такое система органов?
Для подготовки 4 вопроса:
1. Ответить на вопросы: Какие два основных вида функций организма? Как регулируются функции в организме? Что такое саморегуляция? С.14-15
ТЕМА №2 ОСОБЕННОСТИ ВНД ДЕТЕЙ
1. РЕФЛЕКС. КЛАССИФИКАЦИЯ РЕФЛЕКСОВ. РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА.
2. УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ.
3. ТОРМОЖЕНИЕ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ.
4. ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:
Для подготовки 1 вопроса:
1. Прочитать учебник А.Н.Кабанова,А.П.Чабовского «Анатомия ,физиология и гигиена детей дошкольного возраста» , С. 44, 62, 65-66
2. Зарисовать общую схему рефлекторной дуги.
3. Заполнить таблицу:
наименования |
отличия |
примеры |
1. условные |
||
2. безусловные |
Для подготовки 2 вопроса:
1. Прочитать там же, С 63-65
2. Составить схему «Механизм образования»
3. Ответить письменно на вопрос: какие условия образования условного рефлекса?
Для подготовки 3 вопроса:
1. Прочитать там же, С 66-68, 69
2. Заполнить таблицу:
Вид торможения |
характеристика |
Примеры |
1. индукционное |
||
2. запредельное |
||
3.угасание |
||
4.запаздывание |
||
5.дифференцировка |
Для подготовки 4 вопроса:
1. Прочитать там же, С.74-76
2. Законспектировать по следующим вопросам:
-стереотипная система
-динамический стереотип
- примеры образования стереотипов, ведущих к формированию навыков и привычек
- стойкость стереотипов
ТЕМА № 3 ТИПЫ ВНД
1. ВНД и определение
2. Типы ВНД ,их пластичность
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Для подготовки 1 вопроса:
1. Прочитать учебное пособие А.Г.Хрипковой «Возрастная физиология и школьная гигиена», С. 39
2. Дать определение ВНД
Для подготовки 2 вопроса:
1. Прочитать там же, С 49-50
2. Составить тезисы по следующим вопросам:
- свойства нервных процессов
- типы ВНД по Павлову
- пластичность, ее роль в воспитании