Тема добра и зла в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита
СОДЕРЖАНИЕ: Тема добра и зла в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита Основой творчества Михаила Панасовича Булгакова был гуманизм. Писатель не воспринимал ту литературу, которая подносила страдание абстрактных, нереальных героев. Поэтому в своем последнем романе «Мастер и Маргарита» он завуалировано показал отдаленную надежду на то, что зло будет наказано, а добро победит.Тема добра и зла в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита
Основой творчества Михаила Панасовича Булгакова был гуманизм. Писатель не воспринимал ту литературу, которая подносила страдание абстрактных, нереальных героев. Поэтому в своем последнем романе «Мастер и Маргарита» он завуалировано показал отдаленную надежду на то, что зло будет наказано, а добро победит.
Тема борьбы добра и зла — вечная тема всех времен и народов. И в фольклоре, и в произведениях художественной литературы эта тема занимает одно из ведущих мест.
А относительно романа «Мастер и Маргарита» — определить эту тему очень трудно. Ведь нет четкого распределения героев на позитивных и негативных. Нужно ли это распределение? Думаю, что нет. Ведь в произведении много условностей, много мистических образов. Много также и того, что нужно увидеть или почувствовать, того, которое осталось завуалированным.
Устами Мастера Булгаков рассказал о том, что его произведение не понимают. Есть много непонятного в фигурах Мастера и Маргариты, а еще больше — в фигуре Воланда.
Воланд у Михаила Булгакова — бессмертный, но открытый страданиям и страстям, а главное — его нельзя однозначно оценить с точки зрения традиционных критериев добра и зла. Воланд и другие бессмертные таинственно связаны с человеком, могут контактировать с ней и подчинять своей воле. Но не поняло, почему именно Воланд выполняет волю Иешуа относительно судьбы Мастера? Возможно, еще влияние Ветхого Завета, где Сатана еще не является врагом Бога и людей, где он выполняет божественное правосудие, является управителем Бога в земных вещах, своеобразным наблюдателем, который сообщал Богу про содеянное зло.
Поэтому, что олицетворяет Воланд, добро или зло, когда карает Берлиоза за способность доносить на людей, когда приказывает оторвать голову тому, кто ее и так не имеет, когда развенчивает человеческие пороки в варьете, предрекает судьбу взяточнику буфетчику?
Что олицетворяют сторонники Воланда, исполнители его воли? Добро или зло? Ведь это их руками совершаются все акты так называемого правосудия.
А главные герои, Мастер и Маргарита, какие они? Маргарита, которая никогда не знала бытовых проблем, но оставалась недовольной жизнью, и в то же время, способной на самопожертвование ради любви; Мастер — автор роману о Пилате, человека, который привык доводить начатое дело до конца.
Кто же олицетворяет зло в романе «Мастер и Маргарита»? Может, сторонники Воланда? Но они освобождают Мастера от психиатрической клиники.
Значит, герои романа не несут в себе зло, хотя и является очень противоречивыми фигурами.
Автор в течение романа подводит нас к мысли, что зло рядом, оно олицетворяет общественный строй, в котором люди не могут не только выражать свои мнения вслух, а даже мыслить. Все, кто мыслит нетрадиционно, - оказываются в «психушке», становятся жертвами доноса и терпят надругательство.
Михаил Булгаков воспроизвел зло, совершенное обществом, в большей степени в массовых сценах. Поэтому так поражают нас размеры этого зла. Возможно, именно поэтому потусторонний мир, созданный автором, воспринимается как действительность. В потусторонний мир отправляется Мастер, чтобы дождаться своего лучшего часа, когда обновленный мир будет нуждаться в мастерах.