Тесты как средство оценки учебных достижений учащихся в области речеведения и их обучающий потенциал

СОДЕРЖАНИЕ: В статье рассматриваются возможности использования тестов в качестве средства обучения и контроля в области речеведения, раскрываются условия, при соблюдении которых у учащихся развивается обобщённое универсальное учебное действие самоконтроля.

Тесты как средство оценки учебных достижений учащихся в области речеведения и их обучающий потенциал

И. А. Сотова

Усиление внимания к речеведческой подготовке учащихся (владение речевыми понятиями и умениями), изменение форм итогового контроля в 9 и 11 классах стали стимулом к введению в школьную практику обучения родному языку и речи тестов.

Тест как «инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения» [3, с. 30], является удобным средством измерения учебных достижений учащихся: позволяет быстро и точно, при минимуме временных затрат и невысокой интенсивности труда учителя установить уровень овладения определёнными знаниями и умениями, предупредить возможные сомнения учеников в объективности оценки.

Как специфическая форма контрольно-оценочной деятельности тест позволяет реализовать несколько функций контроля: констатирующую, диагностическую, прогностическую, стимулирующую, воспитательную. Под вопросом остаётся осуществление (в полном объёме) обучающей функции: при традиционной процедуре проведения тестов учащиеся лишены возможности осознать свои затруднения и исправить допущенные ошибки, что существенно снижает ценность этой формы проверки знаний, умений и навыков учащихся, так как тормозит развитие самоконтроля.

Мы рассматриваем контроль не только как выявление результатов обучения, но прежде всего как способ обучения. В процессе учебной деятельности контроль должен носить обучающий характер и побуждать учащихся к реализации самоконтроля. Осуществить корректно обучающий контроль означает побудить учащегося «произвести конкретные учебные действия, оценить качество этих действий и использовать результаты этой оценки для совершенствования процесса овладения языком» [4, с. 6]. Использование контроля только для выявления результатов обучения существенно обедняет учебный процесс.

Необходимо отметить, что тесты открытого типа, ориентированные на критерий и предполагающие самостоятельное формулирование ответа, обладают значительно более высоким обучающим потенциалом, чем тесты закрытого типа. Закрытый тест не требует «совершения мысли в слове», а предлагает готовые результаты на выбор, это своеобразный ключ с дистрактором, который вместо осмысленного решения поставленной задачи провоцирует многих учащихся на угадывание ответа. Тесты закрытого типа с выбором ответа, на наш взгляд, более уместны в итоговом контроле (их основное преимущество заключается в упрощении процедуры проверки и возможности машинной обработки ре

зультатов). В учебной ситуации они могут быть предложены учащимся, не достигшим базового уровня владения материалом.

Обучающий потенциал тестовых работ определяется, с одной стороны, качеством контрольно-измерительных материалов, с другой — обеспечением обратной связи путём реализации самоконтроля школьников.

Самоконтроль мы определяем как вид обратной связи, заключающийся в сопоставлении субъектом деятельности хода и результата своих действий и операций с образцом (реальным или предполагаемым), которое производится с целью регулирования процесса деятельности и совершенствования её продукта. Во всех видах речевой деятельности реализуется речевой самоконтроль (смысловой, лексический, грамматический, стилистический, эстетический, жанровый и др.), который имеет определяющее значение для развития речевой культуры учащихся. Самоконтроль сопровождает любое высказывание, его роль особенно заметна в таком нормированном и кодифицированном виде речи, как письменная [6].

Развитие у учащихся обобщённого универсального учебного действия (умения) самоконтроля обеспечивается определённой организацией учебного взаимодействия, в том числе на этапе контроля.

В результате проведённого нами экспериментального исследования мы убедились в том, что тестовый контроль выполняет обучающую функцию при соблюдении следующих условий:

ознакомление школьников с критериями оценки задания (правильное представление о результате деятельности);

овладение алгоритмами осуществления деятельности (правильное представление о процессе достижения результата), основное назначение которых заключается в том, чтобы «раскрыть перед ребёнком объективную структуру материала и действия, выделить в материале ориентиры, а в действии — последовательность его отдельных звеньев, чтобы вместе они позволяли ребёнку с первого и до последнего шага правильно выполнить всё задание» [1, с. 5];

регулярная аргументированная внешняя оценка (анализ и интерпретация результатов учебной деятельности учащихся). При этом контроль и оценка преподавателя не должны заменять собой самоконтроль и самооценку ученика;

осуществление школьниками взаимо- и самоконтроля над результатами и процессом деятельности;

развитие средств и приёмов взаимо- и самоконтроля, в качестве которых используются учебные инструкции, алгоритмы действий и модели решений, образцы выполнения задания, ключи. В развитии орудий заключаются главные возможности повышения эффективности действия [8].

Приведём примеры разработанных нами тестовых работ по речеведению, которые мы используем в текущем и итоговом контроле на уроках развития речи.

В 5 классе основное внимание уделяется формированию понятий «текст», «тема», «основная мысль текста», «типы речи» и овладению умениями воспринимать, анализировать, создавать и совершенствовать тексты прозрачной типовой структуры, в том числе простейшие контаминации. Для осуществления обучающего контроля на этом этапе мы используем следующие тесты.

1

Цель проведения теста — актуализировать знания и умения пятиклассников в области речеведения, установить сформированность понятия о тексте, определить уровень

овладения умениями осуществлять смысловой и языковой анализ микротекста, строить текст-рассуждение на лингвистическую тему.

вариант

Дайте определение понятия «тема текста».

Докажите, что данный отрывок является текстом.

Дудочка заиграла, и все листики на полянке зашевелились. Сначала из-под листиков выглянули молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные. За ними высунули головки ягоды постарше — одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые — крупные и красные.

В. Катаев

Соберите и озаглавьте рассыпанный текст. Обратите внимание на речевое оформление текста.

Каждый лепесток цветка был другого цвета: жёлтый, красный, зелёный, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой. На грядке был цветок вроде ромашки. У цветка было семь прозрачных лепестков.

вариант

Дайте определение понятия «основная мысль текста».

Докажите, что данный отрывок является текстом.

У осы-наездника быстрые крылья, зоркие глаза под загнутыми кверху усиками. Очень тонкая талия отделяет её грудь от брюшка. А на конце брюшка длинное, прямое и тонкое, как игла, жало. С его помощью оса-наездник уничтожает вредных гусениц.

В. Бианки

Соберите и озаглавьте рассыпанный текст. Обратите внимание на речевое оформление текста.

Отвернёшься бывало — медведь тут как тут. Никак мы медведя отвадить не могли! Пчёлы за нектаром, медведь за мёдом. Повадился на нашу пасеку медведь. Хитрый медведь, сметливый.

Максимальное количество баллов при оценке результатов этого теста (7 баллов, приравниваемое к отметке «отлично») складывается из следующих составляющих:

1 балл за первое задание,

балла за второе задание (установление смысловой цельности текста: определение темы и/или озаглавливание фрагмента — 1 балл; установление языковых средств связности текста — 2 балла),

3 балла за третье задание (по 1 баллу за правильную структуру, заглавие и речевое оформление текста).

На выполнение тестового задания отводится 20 минут.

Задание № 1 показывает знание учащимися определений основных речеведческих понятий «тема» и «основная мысль» текста.

Задание № 2 показывает сформированность умений:

устанавливать смысловую цельность высказывания, обусловленную единством предмета речи (тема, ключевые слова),

распознавать языковые средства связности текста,

доказывать, что отрывок является текстом, пользуясь «памяткой» (алгоритмом рассуждения).

Базовый уровень (1 балл). Учащийся доказывает, что отрывок является текстом, опираясь на один признак — возможность озаглавить текст.

Продвинутый уровень (2 балла). Учащийся доказывает, что отрывок является текстом, указывая на смысловое единство текста (тема и/или заглавие) и лексические средства связности.

Высокийуровень (3 балла). Учащийся доказывает, что отрывок является текстом, указывая на смысловое единство текста (тема и/или заглавие), лексические и грамматические средства связности.

Задание № 3 показывает сформированность умений:

озаглавливать высказывание путём определения темы, ключевых слов,

восстанавливать последовательность предложений микротекста на основе совокупности признаков,

использовать для устранения неоправданных повторов контекстуальные синонимы и местоимения.

Базовый уровень (1 балл). Учащийся испытал затруднения в собирании или озаглав- ливании текста. Допустил 1 ошибку или неточность.

Продвинутый уровень (2 балла). Учащийся правильно «собрал» и озаглавил текст. Высокий уровень (3 балла). Учащийся правильно «собрал» и озаглавил текст. Предпринял удачную попытку заменить неоправданно повторяющееся слово контекстуальным синонимом или местоимением.

2

Цель проведения теста — актуализировать знания и умения учеников в области ре- чеведения, установить сформированность понятия о стилях речи, определить уровень овладения умениями осуществлять смысловой и типовой анализ микротекста: определять тему и тип речи (повествование и описание), обосновывать своё мнение, опираясь на алгоритм анализа типовой структуры текста; формулировать ответ.

Перед Вами два фрагмента известной Вам «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Познакомьтесь с ними и выполните предложенные задания.

Определите тему каждого текста.

Определите тип речи каждого текста. Докажите.

В каком стиле написана «Сказка...» А. С. Пушкина?

I вариант

Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала:

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

И услышала в ответ:

«Ты, царица, спору нет...»

II вариант

...глядела

Всё на яблоко. Оно Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь.

Подождать она хотела До обеда; не стерпела,

В руки яблочко взяла,

К алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила И кусочек проглотила.

Максимальное количество баллов при оценке результатов этого теста (6 баллов) складывается из 1 балла за первое задание, 4 баллов за второе задание (правильный выбор типа речи и объяснение этого выбора, в том числе указание примет данного типа речи и характерных языковых средств) и 1 балла за третье задание. На выполнение тестового задания отводится 20 минут.

Данное задание показывает сформированность умений:

определять тему высказывания (предмет речи),

распознавать типы речи (повествование и описание) по совокупности признаков,

доказывать принадлежность текстового фрагмента к тому или иному типу речи (повествование и описание), опираясь на алгоритм анализа типовой структуры текста (алгоритм рассуждения).

3-й вопрос введен с целью актуализировать в памяти пятиклассников представление о стилях речи.

Базовый уровень (3 балла). Учащийся верно определил предмет и тип речи и указал признак, на основании которого установил типовую отнесённость текстов.

Продвинутый уровень (4—5 баллов). Учащийся верно определил предмет и тип речи. При доказательстве своего выбора ученик указал 2—3 признака принадлежности текстов к определённому типу речи.

Высокий уровень (6 баллов). Учащийся верно определил предмет и тип речи. Отнесённость текста к тому или иному типу речи ученик доказывает на основании 3—4 признаков, включая характерные языковые средства данного типа речи.

В 8—9 классах обогащаются представления о средствах реализации авторского замысла в текстах разного функционального назначения (осваивается уровень синтаксиса). При изучении смыслового и стилистического значения порядка слов в предложении учащимся предлагается следующий обучающий тест.

3

Цель проведения теста — актуализировать знания и умения учеников, установить сформированность умений передавать логические акценты в письменной речи и обеспечивать связность текста (на уровне микротемы).

№ 1. Запишите номер предложения, которое, на Ваш взгляд, должно быть включено в данный контекст. Аргументируйте свой выбор.

Принца Гамлета играли и играют лучшие актёры мира. Пришёл к этому образу и актёр Смоктуновский, сыгравший Гамлета в фильме режиссёра Козинцева. (1. Интересно и разнообразно решает образ Гамлета Смоктуновский. — 2. Смоктуновский решает образ Гамлета интересно и разнообразно. — 3. Смоктуновский интересно и разнообразно решает образ Гамлета.)

Павел Михайлович Третьяков, богатый московский купец, страстный любитель и знаток живописи, создал самую большую галерею русской живописи, которая носит название Третьяковской галереи. (1. Лучшие картины русских художников сосредоточены в Третьяковской галерее. — 2. Лучшие картины русских художников в Третьяковской галерее сосредоточены. — 3. В Третьяковской галерее сосредоточены лучшие картины русских художников.)

Старик прицелился и выстрелил — кит был ранен. Он заметался, стараясь освободиться от каната. Помощник зарядил пушку для второго выстрела. Но второго выстрела не потребовалось: (1 кит был смертельно ранен. — 2 смертельно ранен был кит. — 3 кит был ранен смертельно.).

№ 2. Устраните смещённое логическое ударение подходящим в данном случае способом. Запишите правильный вариант.

Разведчик сообщил, что говорили о предстоящей операции. 2. Когда посмотришь на поле, становится досадно: земля кое-как вспахана. 3. Эта женщина выросла в богатой семье и только видела роскошь.

Максимальное количество баллов при оценке результатов этого теста (6 баллов) складывается из 3 баллов за первое задание (правильный выбор и объяснение выбора) и 3 баллов за второе задание (по 1 баллу за каждое отредактированное предложение). На выполнение задания отводится 15—20 минут.

Задание № 1 показывает сформированность умений:

определять тему и рему высказывания (данное и новое),

обеспечивать связность текста на уровне микротемы.

Базовый уровень (1 балл). Учащийся, выбирая предложения для включения в контекст, допускает не более одной ошибки. Правильно объясняет свой выбор в 1—2 случаях.

Продвинутый уровень (2 балла). Учащийся, выбирая предложения для включения в контекст, не допускает ни одной ошибки и аргументирует свой выбор в 1—2 случаях.

Высокий уровень (3 балла). Учащийся выполняет всё задание без ошибок и аргументирует свой выбор во всех случаях.

Задание № 2 показывает сформированность умений:

распознавать случаи смещения логического ударения в письменной речи,

устранять их подходящим в данном случае способом.

Базовыйуровень (1 балл). Учащийся смог распознать и устранить 1 ошибку.

Продвинутый уровень (2 балла). Учащийся смог распознать и устранить подходящим способом 2 ошибки.

Высокий уровень (3 балла). Учащийся устранил все случаи смещения логического ударения подходящим способом.

Таким образом, на уроке развития речи наряду с многоаспектным анализом текста и традиционными письменными работами (изложение, сочинение) целесообразно использовать обучающие тесты, цель проведения которых — актуализировать знания и умения в области восприятия и порождения текста, повторить и систематизировать усвоенный

речеведческий материал, углубить и обогатить речевую компетенцию, выявить и восполнить пробелы в знаниях, приобрести опыт прохождения тестирования.

Список литературы

Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М. : Изд-во МГУ, 1985. 45 с.

Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5—7 классы : кн. для учителя. М. : Просвещение, 1991. 342 с.

Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М. : Интеллект-центр, 2001. 296 с.

Мусницкая Е. В. Сто вопросов к себе и к ученику : кн. для учителя [ин. яз.]. М. : Дом педагогики, 1996. 192 с.

Мучник Б. С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления : пособие для учащихся 10—11 кл. сред. школ, гимназий. 2-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс, 1996. 175 с.

Сотова И. А. Мотивация самоконтроля над качеством письменного текста // Русский язык в школе. 2007. № 4. С. 8—14.

Сотова И. А. Речевые ошибки (материал для размышлений ученика и учителя) // Русский язык в школе. 2005. № 2. С. 16—23.

Сотова И. А. Формирование речевого самоконтроля // Русский язык в школе. 2003. № 1. С. 3—12.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М. : Просвещение, 2010. 159 с.

Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Неж- новой. М. : ИНТОР, 1998. 112 с.

Скачать архив с текстом документа