Система государственного регулирования и поддержка малого предпринимательства

СОДЕРЖАНИЕ: САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ Факультет Экономики и финансов Контрольная работа По дисциплине: Экономика организаций Тема: «Система государственного регулирования и поддержка малого предпринимательства»

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Факультет Экономики и финансов

Контрольная работа

По дисциплине:

Экономика организаций

Тема: «Система государственного регулирования и поддержка малого предпринимательства»

Выполнила: Квашина Ольга Сергеевна

Группа 13-53318/4-2

Специальность: «бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Зачетная книжка 969

Вариант

Проверил: ______________________________

______________________________

ПСКОВ

2009


Содержание

Введение. 3

Глава I. Место и роль малого бизнеса в мировой экономической системе. 5

1.1.Сущность малого бизнеса. 5

1.2. Обоснование необходимости государственной финансовой поддержки малого бизнеса. 9

Глава 2. Анализ системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом. 11

2.1 Исследование мирового опыта государственной финансовой поддержки малого бизнеса. 11

2.2. Система государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в России. 16

Заключение. 29

Список литературы.. 30

Введение

История существования малых предприятий в российской экономике насчитывает уже почти двадцать лет. Малый бизнес не является однородным объектом. Подобное его свойство определяется такими объективными характеристиками, как размеры предприятия и стадия его жизненного цикла. Мировой опыт подтверждает наличие особенностей у начинающих и микропредприятий. Особенности российского малого бизнеса выявляются при его сопоставлении с естественной точкой отсчета - малым бизнесом в развитых рыночных экономиках. В окружении российского предпринимательства наиболее важны такие факторы, как отсутствие инфраструктуры рынка, нечеткость прав собственности и неотрегулированность системы контрактов, сеть особых связей зарождающегося частного бизнеса с трансформирующимся государственным сектором. Внешние препятствия, стоящие перед малым предпринимательством, связаны с государственным регулированием предпринимательской деятельности и с ограничениями в доступе к ресурсам и рынкам. Существуют и внутренние барьеры развития, обусловленные прежде всего уровнем менеджмента и квалификации персонала малых предприятий.

В поведении субъектов малого бизнеса отражаются такие характерные его черты, как гибкость, приспособляемость, поиск своей рыночной ниши, наличие “духа” предпринимательства. Это проявляется в чрезвычайно мобильной рыночной политике, а в российских переходных условиях - в активном использовании неформальных связей, теневых отношений.

При анализе окружения малого бизнеса как сектора экономики на первый план выходят вопросы государственной политики на федеральном и региональном уровнях, включая общеэкономическую политику в отношении предпринимательства и специальную политику поддержки малого бизнеса. Исходя из принципов формирования государственной политики в отношении малого бизнеса, выработанных исходя из необходимости достижения ее экономических и социальных целей и задач, следует особое внимание уделить такому важнейшему для российской экономики вопросу, как финансово-кредитные методы государственной поддержки малых предприятий. Таким образом, тема контрольной работы является в настоящее время весьма актуальной.

Цель контрольной работы – раскрыть и проанализировать существующие методы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса.

Задачами работы являются:

· Исследование развития малого предпринимательства в России;

· Исследование состояния государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации;

· Изучение форм финансово-кредитной поддержки малого бизнеса;

· Выявление путей совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации

Глава I. Место и роль малого бизнеса в мировой экономической системе

1.1.Сущность малого бизнеса

Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам малого бизнеса, является в первую очередь средняя численность работников, занятых на данный момент на предприятии. Иногда под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого бизнеса, является численность персонала (занятых работников), размер капитала, объем оборота (прибыли, дохода). Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса является численность работающих. К малому бизнесу относят, как правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500, где:

От 1 до 20 – ремесленные;

От 20 до 100 – малые;

От 100 до 500 – средние предприятия.

Но часто, в зависимости от важности малого бизнеса в экономике страны, он самостоятельно разделяется на различные группы. В Испании официальное определение понятия малого предпринимательства отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 человек и ежегодным оборотом мене 0.5 млн. евро. При этом мелкие предприятия – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, полностью берущие на себя экономический риск.

В Германии же, существует четыре категории отнесения предприятий к малым:

1. От 20 до 49 человек;

2. От 50 до 99 человек;

3. От 100 до 199 человек;

4. От 200 до 499 человек.

И для того, чтобы фирму признали малой, ее годовой оборот должен составлять от 3,5 до 11,5 млн.DM, а в США – 3-12 млн. $.

Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих создается за счет мелкого предпринимательства. Поэтому число малых предприятий растет. В Японии же (см.Табл.1.1), к мелким и средним предприятиям относятся предприятия, имеющие следующие показатели:

Таблица 1.1

Показатели мелких и средних предприятий в Японии

Отрасли, в которых функционируют предприятия

Уставный капитал,

Млн. иен

Численность работающих
Добывающая и обрабатывающая промышленность, строительство

До 100

До 300

Оптовая торговля До 30 До 100
Розничная торговля и индустрия услуг

До 30

До 50

На развитие малого бизнеса наибольшее влияние оказывают следующие факторы:

- в развитии средств связи произошел скачок;

- расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях;

- уменьшение стоимости и упрощение использования информационных систем;

- повысился общеобразовательный уровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;

- содействие малыми фирмами решению вопроса о безработице;

- сокращение рабочей смены;

- большая конкурентноспособность за счет меньших издержек, связанных со снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы.

По мере развития малого бизнеса образуются различные формы организации частных фирм. В настоящее время известны три основные правовые формы: единоличные, корпорации и партнерства.

Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип – корпорации. Эта организационная форма наиболее характерна для крупного и среднего бизнеса, хотя их общего числа всех корпораций, например в США, 98% - небольшие семейные фирмы. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участие в управление ею.

Наиболее частые причины банкротства малых предприятий – это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта. Но все же, несмотря ни на что, количество создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.

Но часто малое предприятие обанкрачивается не полностью, что достаточно важно, а лишь выкупается более крупной фирмой.

В связи с этим можно выделить три модели развития малого бизнеса:

- медленное расширение деловой активности;

- быстрое развитие малых предприятий и превращение их в средние, а затем в крупные компании;

- сохранение масштабов деятельности на достигнутом уровне

По данным опроса владельцев малых предприятий в германии 55% не планируют расширение, 355 разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению достигнутого уровня.

Значительный плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономик стран Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо изменения в экономике. Не случайно в политике правительств Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение в экономике, на падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Разорения и образование новых компаний происходит, прежде всего, в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, происходят и на более крупных фирмах, отражаясь на их деятельности. В таких условиях крупные компании экспортируют капитал. Мелкие же фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Для выживания мелкие фирмы вынуждены пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке конца 90-х годов сумели приспособиться – выжили, другие – просто разорились. Однако, развитие малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством для оздоровления экономики. И объясняется это прежде всего ролью и функциями, которые малый бизнес выполняет.

1.2. Обоснование необходимости государственной финансовой поддержки малого бизнеса

Как известно, основными финансовыми источниками для предприятий малого бизнеса являются собственные средства или привлеченный капитал – средства банков, других организаций или частных лиц. Однако, как показывает практика, предпринимателям достаточно сложно получить кредит на развитие своего бизнеса. По данным статистического агнества «ТрейдМосСтат», спрос на кредиты в малом бизнесе удовлетворяется менее чем на 30%. Интересны и другие цифры: спрос на кредиты малому бизнесу специалисты оценивают в 30 млрд долл. При этом общее предложение от банков составляет всего 5 млрд долл. По данным Минэкономразвития, потребность малых предприятий в кредитах оценивается в 30 млрд. долл. ежегодно, а удовлетворяется она пока на 10-15%.

Вопрос «Зачем малому бизнесу нужны кредиты?» даже не заставляет задумываться: малый бизнес испытывает постоянную потребность в дополнительных финансовых ресурсах, как для открытия новых предприятий, так и для развития уже существующих. Понятно, что удобная форма кредитования будет способствовать становлению малого бизнеса и увеличению его доли в экономике региона и страны в целом.

Другой вопрос «Чем кредиты выгодны банкам?» также не вызывает сомнений: банк – это экономическое учреждение, и он действует с учетом активно развивающегося рынка потребностей. Все большее количество населения получает доступ и возможности пользоваться кредитами. Банки реагируют на такой спрос, создавая предложение.

Итак, кредитование выгодно обеим сторонам. Отчего тогда кредитная поддержка малого бизнеса превратилось в целую проблему? Складывается парадоксальная ситуация: малому бизнесу жизненно необходимы кредиты банки также могут преумножить свою прибыль, поддерживая предпринимателей. Однако взаимовыгодный диалог почему-то пока не налажен. Что этому мешает? Эти и другие актуальные вопросы предстоит решить государственным организациям по поддержки малого бизнеса.

Интересное исследование, посвященное финансированию малого бизнеса, было проведено Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России»: 60,4% участников опроса заявили, что главным источником финансирования предприятия выступают вложения из собственной прибыли, на втором месте личные средства собственника предприятия – 30,5%. Лишь затем идут кредиты банков (16,2%). На диаграмме видно, что финансирование малых предприятий лишь в небольшой степени связано с кредитованием, и в основном малый бизнес вынужден рассчитывать на собственные силы.

Рис 1.1. Финансирование малого бизнеса, в процентах к общему числу вложений


Глава 2. Анализ системы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом

2.1 Исследование мирового опыта государственной финансовой поддержки малого бизнеса

В системе малого бизнеса занимает прочное место и играет весьма важную роль та его часть, что посвящает свою деятельность инновационному процессу. От нее в большой степени зависят интенсивный экономический рост страны и повышение конкурентоспособности ее народного хозяйства. Малый инновационный бизнес имеет ряд отличительных особенностей, среди них - его, как правило, межотраслевой характер, т.е. он обычно не замыкается в каких-то узкоотраслевых пределах. Объект такого бизнеса - все движение научной идеи, от ее выдвижения учеными до состоявшегося практического воплощения в требующихся масштабах.

Традиционно инновационный цикл принято связывать со сферой материального производства. Ее базовое значение несомненно. Но тем не менее нововведения возникают и воплощаются не только в ней. Они, проходя в принципе тот же инновационный цикл, существуют и в непроизводственной сфере: в медицине, образовании и ряде других отраслей, не производящих материальный продукт. Таким образом, инновационной является всякая деятельность, охватывающая исследования, разработку и внедрение нововведений независимо от того, каково их отраслевое предназначение.

Было бы ошибкой целиком связывать эту деятельность лишь с малым бизнесом. У крупных фирм больше финансовых возможностей для проведения фундаментальных исследований. Вместе с тем они обычно отягощены тяжеловесной и сложной управленческой пирамидой менее подвижны и гибки в реакции на запросы рынка. Этот недостаток не свойствен более мелким фирмам, которые быстрее реагируют на изменение рынка, более эффективно и экономно используют ресурсы, хотя сравнительная ограниченность последних не позволяет малого бизнесу браться за осуществление крупномасштабных проектов. По данным обследований, проведенных национальным научным фондом США, малый бизнес в расчете на одного занятого производит в 2,5 раза больше нововведений, чем крупные фирмы (в промышленности США на долю малого бизнеса приходится 50% крупных изобретений. Малые инновационные предприятия в относительном выражении вкладывают больше средств, чем крупные. Завершающий - внедренческий - процесс на малых предприятиях (фирмах) протекает в среднем на год быстрее, чем на крупных.

Существует сильная зависимость (экономическая, политическая, научно-техническая и др.) малого инновационного бизнеса от внешних факторов. В определенной степени она преодолевается с помощью системы, в которой малые предприятия становятся субподрядчиками федерального правительства и тех или иных министерств и ведомств. Государственные заказы, осуществляющиеся на конкурсной основе, позволяют привлечь к реализации перспективных научно-технических программ и проектов тысячи инновационных фирм, включая и малые, тем более, что последним часто отдается приоритет.

Важнейшим элементом государственной поддержки, позволяющим снизить идущие от внешней среды риски, является создание инфраструктуры, которая обеспечивает успешное продвижение инноваций по всем стадиям инновационного цикла.

Такая инфраструктура охватывает:

· информационно-консалтинговые центры

· маркетинговые центры

· предоставляемые помещения, оборудование, транспортные средства, организацию дешевых бухгалтерского учета и делопроизводства

· выделение льготных кредитов и страхование риска

· и прочие услуги подобного характера.

Указанные элементы необходимой инфраструктуры малого инновационного бизнеса в рыночной экономике образуются как централизованно, путем государственной поддержки, так и децентрализованно, на основе содействия со стороны негосударственных коммерческих структур. Зарубежный опыт показывает, что особенно эффективно сочетание обоих этих направлений.

В целом система государственной поддержки малого инновационного бизнеса за рубежом опирается на прямые и косвенные рычаги влияния и реализуется через два главных канала содействия: малому бизнесу в целом и предприятиям, занятым инновационной деятельностью независимо от их размеров.

Система государственной поддержки малого бизнеса в целом охватывает следующие основные элементы:

1. Правовое, законодательное обеспечение деятельности малого бизнеса. Законодательство, с одной стороны, нося антимонопольный характер, поддерживает предпринимательскую деятельность в целом; с другой - стимулирует инвестиционную и инновационную деятельность малого бизнеса.

2. Система льготного кредитования малого бизнеса. Например, в Германии в рамках “Программы помощи по созданию собственного капитала” осуществляется льготное кредитование, при этом максимальный размер кредита на создание собственного капитала достигает 400 тыс. евро. Он выдается на срок до 20 лет и погашается следующим образом: в первые 3 года проценты не взимаются вообще, на четвертый год установлена ставка 2 %, на пятый - 3%, на шестой - десятый годы - по 5 % . На остающиеся до истечения срока кредита 10 лет размер процентной ставки может быть изменен.

3. Государственное страхование займов, что позволяет малым фирмам снизить предпринимательский риск.

4. Льготное налогообложение, служащее инструментом государственного регулирования развития приоритетных отраслей и формирования их антимонопольной структуры. Как правило, налоговые льготы предоставляются малым предприятиям в годы их становления.

5. Прямое бюджетное финансирование и госзаказы на продукцию малого бизнеса. Здесь поддержка является строго целевой. Так, в США и Японии в сметах расходов министерств и ведомств есть специальная статья, предусматривающая ежегодное выделение средств для малых предприятий приоритетных отраслей (например, в США - энергоснабжающие техника и технологии, высокие технологии для ВПК).

6. Информационно- консультационное, маркетинговое и кадровое обеспечение деятельности Малых предприятий, позволяющее значительно снизить хозяйственный риск. Финансовые возможности этих фирм не позволяют организовывать маркетинговые исследования, сбор и обработку рыночных исследований. Эту слабость компенсирует широкая сеть государственных и негосударственных информационно-консалтинговых и маркетинговых служб, техноцентров, центров менеджмента и подготовки кадров и т.п.

В стимулировании инновационной деятельности значительную позитивную роль играют налоговые льготы на вложения в новые фирмы (Германия, Великобритания), а также финансовые льготы на прибыль, которые применяются:

· при проведении приоритетных научных исследований;

· по отношению к модернизации и внедрению новейших технологий;

· посредством ускоренной амортизации (во всех странах с развитой рыночной экономикой).

В становлении малых инновационных фирм в условиях быстро изменяющейся конъюнктуры рыночной экономики заметная роль принадлежит и технопарковым структурам (технополисам, технопаркам, “теплицам”, технологическим и инновационным центрам), которые являются своеобразными инкубаторами малого бизнеса на региональном уровне. Они создают необходимую инфраструктуру для нормальной жизнедеятельности малых инновационных предприятий, важных для данного региона.

Ключевым звеном технопарков являются университеты или иные научные центры. В течение 3-5 лет технополисы и технопарки “выращивают” 10 и более малых инновационных предприятий, предоставляя им на условиях лизинга электронно-вычислительную технику, оборудование, транспортные средства, помещения, а также оказывая необходимые бухгалтерские, канцелярские, консалтинговые услуги , подготовке кадров и др.

Сказанное позволяет сделать вывод, что поддержка малого инновационного бизнеса является приоритетным направлением государственной научно-технической и экономической политики во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Таблица 2.1

Характеристика малого предпринимательства в развитых странах на 2006 год

Страны Количество МСП
(х 1000 шт)
Количество МСП
на 1000 жителей
Занято в МСП (млн.чел) Доля МСП в общей численности занятых (%) Доля МСП в ВВП (%)
Великобритания 2630 46 13,6 49 50-53
Германия 2290 37 18,5 46 50-54
Италия 3920 68 16,8 73 57-60
Франция 1980 35 15,2 54 55-62
США 19300 74,2 70,2 54 50-52
Япония 6450 49,6 39,5 78 52-55

Приведенные в таблице интегрированные показатели, характеризующие состояние сектора МП в развитых странах, указывают на фундаментальную роль малого бизнеса в социально-экономической и политической жизни каждой страны. Их сопоставление позволяет сделать вывод о том, что место МП определено объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости от особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов.

2.2. Система государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в России

Переход России к рыночной экономике происходит в условиях трех «шоков», с которыми западные экономики уже сталкивались, и четвертого шока, уникального для России.

Первый из них называется «ценовым шоком», когда цены сырья… растут быстро и неожиданно. Вторым является «шок конкуренции», когда с отечественными предпринимателями начинают серьезно и успешно конкурировать иностранные производители так называемых «новоразвитых стран»… Третьим шоком является «институциональный», когда проявляются новые правила и возможности для движения капитала или управления собственностью…Названные три «шока» в России происходят одновременно и сильнее, чем на Западе, то есть российские фирмы имеют гораздо меньше времени, чтобы адекватно отреагировать на эти «шоки». Кроме того, в России есть еще и четвертый «шок» - «шок знания», или, если так можно сказать, шок обыденного предсознания.

Говоря о поддержке малого и среднего предпринимательства, следует четко определить смысл понятия “поддержка” и в своих действиях исходить из его реального содержания.

Представляется, что под государственной поддержкой следует понимать с одной стороны, сознательное создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития и конкурентной стойкости малого предпринимательства, а с другой стороны - вложение в него материальных и финансовых ресурсов. При этом в качестве поддержки могут выступать только ресурсы, привлекаемые в сферу мелкого

и среднего предпринимательства на началах безвозмездных, либо льготных по сравнению с обычным рыночным приобретением или авансированием в денежной или товарной форме (банковский или коммерческий кредит).

Существует большой соблазн скопировать формы регулирования малого бизнеса, применяемые в развитых зарубежных странах. Однако переносимый механически на российскую почву зарубежный опыт нередко не только не способствует оживлению этого сектора экономики, но и приводит к деформации его подлинной природы. Между тем, государственное регулирование и поддержка российского предпринимательства на этапе становления рынка и одновременного преодоления кризиса и инфляции характеризуется применением нетрадиционных решений, не имеющих аналогов в мировой практике.

Специфика сложившихся в России условий состоит в том, что:

· структура производства остается крайне утяжеленной, ее преобразование требует огромных затрат;

· высока степень монополизации производства, а соответственно, низка конкурентоспособность производства, вызванная отсталостью;

· технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками;

· в экономике продолжается спад производства;

· не закончено формирование правовой базы для новых экономических отношений;

· для нормального формирования рынка не хватает системы контроля за ходом реформирования экономики.

В этих условиях малый бизнес без соответствующей государственной поддержки не в состоянии превратиться в мощный стимул производства, занять то место в российской экономике, которое он занимает в экономике развитых стран.

В России насчитывается 900 тыс. малых предприятий, на которых занято 15 млн. человек. До 25 млн. человек занимаются индивидуальным предпринимательством. Однако по сравнению с развитыми странами доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте остается крайне незначительной. В США она составляет более 50% ВВП, в России - только 10%. Доля налоговых поступлений от малых предприятий - 10-12%.

Таблица 2.2.

Доля предприятий отдельных отраслей в процентах от общего числа

Отрасли проценты
Промышленность 16,87
Торговля и общественное питание 26,87
Общая коммерческая деятельность 9,61

В этих условиях главным принципом государственной поддержки должно стать постепенное сокращение административно-директивного регулирования малого бизнеса и создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Важнейшие задачи государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями, обеспечить оптимальное соотношение малого, среднего и крупного предпринимательства в структуре базовых процессов формирования рыночной системы хозяйствования России. При этом имеется в виду, что успешное развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных социальных, экономических, юридических, политических и других условий. Здесь все важно, начиная от политической стабильности до доверия представительным и исполнительным органам власти, от защиты собственности и деятельности предпринимателей от преступных элементов до обеспечения гражданских прав в широком смысле этого слова. Отсутствие таких условий делает поддержку малого предпринимательства неэффективной.

Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства, независимо от отраслевой принадлежности и сферы деятельности, являются:

· создание льготных условий доступа малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям

· помощь в организации подготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий

· поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научных, производственных связей с зарубежными странами, а также привлечение инвестиций к развитию предпринимательства

· установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности и предоставления государственной статистической отчетности

· формирование и реализация федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства.

Особую актуальность в связи со структурной перестройкой экономики приобретает проблема ускорения инвестиционных процессов на малых предприятиях. Следует подчеркнуть, что без инвестиций немыслима никакая предпринимательская деятельность. При этом под инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. В качестве инвестиций могут выступать денежные средства, целевые банковские выплаты, паи, акции и другие ценные бумаги, лицензии, кредиты, имущество, интеллектуальные ценности. Все это служит источником развития предпринимательской деятельности. Без осуществления инвестиций в той или иной форме средства предприятия расходуются нерационально, проедаются, производство эффективно развиваться не может.

Например, на Западе для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях развития малых получила широкое распространение и уже дала значительный экономический эффект система контрактных отношений крупных и мелких фирм - франчайзинг, особенно в торговле и в сфере услуг.

Ее суть состоит в том, что крупная головная фирма представляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т.д. Малый бизнес, как уже было сказано выше, обладает заметно большей способностью к нововведениям и более заинтересован в ускоренной разработке технических проектов.

Очевидно, что преимущественное право на получение поддержки, в том числе и льгот и преимуществ, должны иметь малые предприятия, осуществляющие деятельность, признанную приоритетной. Приоритетной признается любая деятельность малых предприятий, лежащая в русле целей, стратегии и тактики общего государственного регулирования экономики страны и обеспечивающая наиболее полное удовлетворение социальных, экономических и экологических потребностей населения с минимальными затратами общественного труда.

В постановлении Совета Министров - Правительства РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ в качестве основных приоритетов развития малого бизнеса определены такие направления деятельности, как производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения, инновационная деятельность. То есть к приоритетным отнесены основные сферы деятельности малых предприятий, в продукции которых население ощущает особо острую нужду: продовольствие, лекарства, бытовые услуги, жилье. В региональных программах могут выделяться и другие приоритетные сферы деятельности малого предпринимательства с учетом состояния и перспектив развития региона.

Около 2 лет назад президентом был подписан Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.06.2007 г. №209-ФЗ. Этот закон заменил старый 1995 года – «О государственной поддержке малого предпринимательства».

Прежний закон о поддержке малого предпринимательства был принят в 1995 году. В то время во многих сферах еще не было вообще никаких законов, однако в целях развития предпринимательства необходимо было принять какой-то нормативный правовой акт. В его преамбуле говорится, что закон направлен на реализацию права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности. Это право предусмотрено ст. 34 Конституции РФ. Такой высокий уровень закрепления права заниматься предпринимательской деятельностью был обусловлен двумя факторами: отсутствием у населения этого права на протяжении 70 лет и в то же время его важностью для развития экономики.

Наличие профильного закона также объясняется тем, что малое предпринимательство играет существенную роль в экономике. Оно создает рабочие места, предоставляет возможность очень многим реализовать свои возможности и способности, в особенности, тем, у кого есть предпринимательская жилка. Малое и среднее предпринимательство создает конкурентную среду, что, в свою очередь, ведет к снижению цен, улучшению качества товаров и услуг. Тем более что не во всех сферах потребности населения могут обеспечиваться крупными организациями. Небольшие организации лучше и быстрее реагируют на изменения рынка, спроса покупателей. С другой стороны, им и сложнее выживать на рынке в период экономического спада. Малому предприятию сложнее даже появиться на свет: с трудом дается преодоление бюрократических процедур, проверок. Без поддержки со стороны государства малое предпринимательство может так и остаться в зачаточном состоянии.

В 90-е годы важность нормального развития малого предпринимательства привела к появлению первого закона, направленного на поддержку небольших организаций. Однако за 12 лет этот закон уже сильно устарел. В виду этого и приняли Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который начал действовать с 1 января 2008 года.

Рассмотрим основные различия прежнего и нового закона. Закон 1995 года распространялся только на субъектов малого предпринимательства. К ним относились индивидуальные предприниматели и организации, доля благотворительных, религиозных и прочих организаций (указанных в ст. 3) в которых не превышала 25%, и средняя численность работников не более 100 человек (50-60 в зависимости от сферы деятельности). Новый закон разделяет малые (в том числе микропредприятия) и средние предприятия (кстати, это не только организации, но и индивидуальные предприниматели, а также крестьянские (фермерские) хозяйства). Для них общее условие – это требование о составе уставного капитала. Доля участия России, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, организаций, не относящихся к среднему и малому бизнесу, не должна превышать 25% процентов. Новое ограничение – это запрет на превышение 25% порога в уставном капитале малых и средних предприятий для иностранных юридических лиц и иностранных граждан. Малые предприятия от средних отличаются по количеству работников: не более 100 в малых, не более 250 в средних. В микропредприятиях работает всего лишь 15 человек. Новое условие отнесения организации и индивидуального предпринимателя к субъектам малого и среднего предпринимательства – это ограничение по выручке. Правда, предельные размеры выручки еще должны быть установлены Правительством Российской Федерации.

Итак, на что может теперь рассчитывать организация, индивидуальный предприниматель если они удовлетворяют указанным требованиям? Во-первых, для получения поддержки не требуется какой-либо специальной регистрации. То есть, достаточно быть зарегистрированной в ЕГРЮЛ организацией или индивидуальным предпринимателем. Во-вторых, поддержка таких организаций будет осуществляться по следующим направлениям:

· финансовое – выделение средств из бюджетов;

· имущественное – передача во владение или пользование земельных участков, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств;

· информационное – создание специальных информационных систем;

· консультационное – создание специальных консультационных организаций или компенсация затрат;

· в области подготовки и повышения квалификации работников;

· в области инноваций и промышленного производства;

· в области ремесленной деятельности;

· субъектам, занимающимся внешнеэкономической деятельностью;

· субъектам, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность.

Перечень форм поддержки действительно шире, чем в прежнем законе. Однако, остается непонятным, кому конкретно будут оказывать эту поддержку. Невозможно помочь всем малым и средним предприятиям, тем более что их состав по новому закону шире. Допустим, порядок будет заявительным. Тогда каждому, кто подал заявление и соответствует требованиям, будет предоставляться та или иная поддержка?

Прежний закон тоже никак не определял процедуру отбора субъектов для оказания им поддержки. В результате, очень небольшое количество малых предприятий обращалось за помощью.

Очевидно, что заоблачные налоги и таможенные пошлины, бесконечные проверки и ревизии, избыточное, зачастую никому не нужное лицензирование, громоздкие бюрократические барьеры и, безусловно, бессовестные чиновничьи поборы, масштабы которых не знают никаких границ мало способствуют развитию малого бизнеса.

Уже на стадии открытия дела предприниматели вынуждены пройти длинный список согласований, толком не прописанных в законодательстве. Целых 30 органов ведут надзор за бизнесом по 45 видам контроля, чрезмерны полномочия органов МВД. На выходе фирмы вынуждены до 10% от выручки тратить на всевозможные проверки.

Цифры говорят сами за себя. Вклад российского малого бизнеса в ВВП страны составляет лишь 15-17%, при том, что в развитых странах он равен сорока и более процентам. Число субъектов малого предпринимательства насчитывает не более 4 млн. (около 1,2% от общего числа 145 млн. граждан, проживающих в России). В США на 245 млн. жителей приходится 24 млн. малых фирм или почти 10%.

Остро стоит проблема диверсификации деятельности российских малых предпринимателей. Сейчас лишь 10% от их числа заняты в сфере инноваций, подавляющее же большинство зарабатывает свой нелегкий хлеб в розничной торговле и сфере услуг. Умов-то хватает, но им нужны условия — технопарки, бизнес-инкубаторы, где с нуля созданные фирмы могли бы окрепнуть, встать на ноги, и только потом отправляться в большое плавание. За рубежом такая система давно и эффективно работает. В Финляндии, к примеру, на 100 малых предприятий приходится 80 развивающихся (коэффициент — 0,8). В Сингапуре подобный коэффициент равен 0,7. В России, где технопарков, работающих в полную силу, пока нет, говорить о каких-либо коэффициентах попросту рано.

Все эти проблемы не могут не волновать руководство страны. На выступлении Дмитрия Медведева на президиуме Госсовета в Томске были высказаны следующие тезисы в поддержку малого предпринимательства: «Малый бизнес — это база для расширения предпринимательской активности и основа для увеличения среднего класса, который к 2020 году должен составить в России 60-70% населения. Кроме того, развитие малого бизнеса — это один из решающих факторов инновационного обновления страны, обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы и ответственности людей».

Медведева полностью не устраивает ситуация, когда чиновники обирают бизнесменов. «Возникает мысль полностью запретить проверки малого бизнеса, — говорит он. — Принять такое волевое решение, чтобы не ходили и денег не вытягивали из малого бизнеса». Ведь в условиях инновационной экономики у фирм не будет времени на раскачку. Как отмечает Медведев, инновационный бизнес уйдет в те российские регионы и муниципалитеты, где власти создадут условия для их стремительного старта. И все препоны, мешающие этим процессам, необходимо так или иначе устранить. Поэтому нужна серьезная, взвешенная стратегия поддержки и развития малого бизнеса. Конечной целью которой станет существенное увеличение экономического веса этого сектора.

Малый бизнес в России должен стать лидером по производительности труда, технической оснащенности и инновационной активности — такую задачу ставит Медведев, подчеркивая при этом, что скорость инновационного цикла настолько высока, что требуется очень быстро обновлять бизнес, причем на основе самых передовых достижений науки и технологий.

В первоочередном порядке требуется интенсифицировать предпринимательскую активность малого бизнеса в сфере промышленности, строительства и ЖКХ, потому что «сегодня практически 50% предпринимателей у нас заняты торговлей». «Мы обязаны создать стимулы для массового прихода малого бизнеса в отрасль, прямо связанную с экономикой знаний», — заявляет Медведев.

В таком продвинутом формате малый бизнес станет «рычагом в создании новой модели организации российской промышленности». «Он должен встраиваться в производственные цепочки крупных и крупнейших промышленных предприятий, повышение конкурентоспособности которых во многом возможно за счет аутсорсинга, — поясняет Медведев. — Надо открыть для малого бизнеса социальную сферу, бюджетные услуги, в том числе здравоохранение, дошкольное и внешкольное образование, социальное обслуживание. Это реальная возможность поднять их качество.

Особо актуальны вопросы совершенствования структуры активов малых предприятий: «Сейчас объем инвестиций малого бизнеса в основной капитал — менее 4% от общего объема по экономике, — отмечает избранный президент. Низки и другие экономические показатели — к примеру, оборот малых предприятий». Не менее важно обеспечить малый бизнес доступом к ресурсам, что позволит существенно снизить затраты. Одним из важнейших направлений поддержки малого бизнеса должно стать создание технопарков, технико-внедренческих и производственных зон, бизнес-инкубаторов. Существенную помощь здесь могут оказать и региональные венчурные и гарантийные фонды, грантовая поддержка начинающих производств. Все это — действительно востребованные проекты. «И надо создать правовые условия для софинансирования программ развития малого бизнеса за счет средств федерального бюджета, — говорит Медведев. — По-прежнему высокой для малого бизнеса остается текущая стоимость капитала. Мелкий бизнес не может «потянуть» ни залоговых требований, ни обеспечительных мер. В этой связи — нужны финансовые институты, учитывающие эту специфику».

О планах государства по поддержке малого бизнеса на президиуме Госсовета поведала глава МЭРТ Эльвира Набиуллина. В частности, ее ведомство предлагает ввести уведомительный порядок регистрации малого бизнеса, одновременно запретив проверки предпринимателей со стороны надзорных органов без решения суда. Такая мера, по ее мнению, станет значимым фактором снижения административной нагрузки на бизнес. В МЭРТе уверены: контрольные органы не должны ходить и проверять предприятия просто так, без повода. Делать это нужно только тогда, когда нарушаются права третьих лиц. В общем, систему надзора пора менять, причем самым кардинальным образом. При этом, безусловно, должна расти и ответственность самих бизнесменов.

Набиуллина высказалась также за корректировку соответствующего регионального и местного законодательства. Пока малый бизнес регулируется преимущественно внутриведомственными и региональными подзаконными актами. Да и лицензирование по целому ряду видов деятельности можно отменить, заменив их страхованием ответственности. По оставшимся лицензиям — продлевать их автоматически всем, кто работал без нарушений.

Эффективной может стать и передача ряда госфунций саморегулируемым организациям, которые бы несли ответственность перед потребителями. Надо упрощать процедуры предоставления фирмам помещений и подключения к инфраструктуре. РАО ЕЭС, заверила министр, в принципе готово подключать создаваемые промышленные парки к электроэнергии на приоритетных основаниях.

В центре внимания МЭРТ — микрофинансирование малого бизнеса. Его потребность в кредитах на сегодня составляет 1 трлн рублей, при том, что привлечь удалось лишь 250 млрд руб. Есть программа кредитования у ВЭБа, но она требует масштабирования. Готовит закон о микрофинансировании Минфин. На подходе — кредитная помощь от других банков, в частности — «Сбербанка».

По итогам заседания Госсовета Медведев пообещал дать отдельные поручения по запрету внепроцессуальных проверок милиции, созданию службы «одного окна» и облегчению условий присоединения к энергосетям. Также необходимо «проработать в установленном порядке проекты федеральных законов о микрофинансовой деятельности и кредитной кооперации, региональные программы развития малого предпринимательства, перечень имущества, которое предоставляется в аренду, а также ряд новых идей, прозвучавших в выступлениях».

Можно говорить о том, что государство искренне хочет включить малому бизнесу зеленый свет. Пока только хочет, потому как все замечательные инициативы, еще предстоит воплотить в жизнь. Если это удастся, предприниматели вздохнут свободно и получат хороший стимул работать не только на себя, но и на страну.

Заключение

Развитие различных форм малого бизнеса, количественный и качественный их рост, позволяют надеяться, что в обозримом будущем этот сектор хозяйствования будет развит на должном уровне и в нашей стране, особенно после освобождения малого бизнеса от различных форм проверок и бюрократической рутины. Малый бизнес может явиться тем локомотивом, который приведет к оздоровлению экономики в целом, так как малые предприятия более приспособлены к условиям вечно меняющегося отечественного рынка, чем крупные. Но для этого необходима государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого бизнеса в нашей стране. Причем действия по поддержке малого бизнеса не должны быть слепым копированием тех методов и приемов, которыми владеют развитые западные страны. Инновационным подходом к решению данной проблемы стал закон о «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», предоставляющий малым предприятиям большую свободу для получения государственной поддержки. Также весомым вкладом в состояние малого бизнеса может стать претворение в жизнь инициативы об отмене проверок предпринимателей со стороны надзорных органов без решения суда.

Именно малые предприятия, особенно в случае эффективно разработанной государственной политики в области малого бизнеса, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в наиболее эффективные сферы и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Список литературы

1. Постание Правительства РФ « О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. №446

2.Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.06.2007 г. №209-ФЗ

3. Налоговый Кодекс. Принят Государственной Думой 16 июля 1998г.

4. Аскери О. «Как быстро увеличить налоговые поступления с опорой на средний класс». Финансовый бизнес 2005 г. №2 с.55-58.

5.Булатов А.С. // Экономика 2-е издание переработанное и дополненное .- М.: БЭК,2006г. с. 500-529

6. Крутик А.Б. Горенбургов М.А. Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации. Санкт-Петербург. «Бизнес-пресса», 2005г. c.34-61

7. Князев В.Г. «Налоги с предприятий и методы их минимизации в западных странах.» // Финансы.2007г. №2 с.29-34

8. Князев В.Г. «Налоги с предприятий и методы их минимизации в западных странах.» // Финансы.2007г. №2 с.29-34

9. Кулигин П.И. «Налогообложение в странах Центральной

и Восточной Европы » // Проблемы прогнозирования 2004г. №2 (4) с.107

10. Финансовое право, учебник, Под редакцией Химичева Н.И. - М.:БЕК, 2004г. с. 247-284.

11. Воловик Е.М. «Налогообложение собственного бизнеса в США» // Финансовая газета - 2005г. №14 (4) с.5

12. Кашин В.А. «Налоговая система и оздоровление национальной экономики» // Журнал «Финансы» - 2007г. №8 с.23-26.

13. Воробьев С. Портер А. «Медведев зажигает малому бизнесу зеленый свет» // журнал Финансовая Россия - 2008г. №24 (4) с.6

14. Румянцев А.В. «Налоговое регулирование в зарубежных странах.» // Менеджмент в России и за рубежом - 2006г. №6(12) с. 51-61.

Скачать архив с текстом документа