Система контроля
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Роль контроля в реализации стратегии компаний и цель контроля Реализация стратегии включает выбор правильной комбинации структуры и контроль реализации стратегии компании, который необходим, хотя структура управления предоставляет исполнителям их роли, ставит перед ними задачи, но не обеспечивает их мотивацию.1. Роль контроля в реализации стратегии компаний и цель контроля
Реализация стратегии включает выбор правильной комбинации структуры и контроль реализации стратегии компании, который необходим, хотя структура управления предоставляет исполнителям их роли, ставит перед ними задачи, но не обеспечивает их мотивацию.
Системы стратегического контроля - системы формального целеполагания контроля, наблюдения, оценок и обратной связи, которые обеспечивают менеджеров информацией о деятельности организации и необходимости корректирующих воздействий. Следовательно, система контроля должна реализовать четыре ступени действий:
- установление стандартов оценки функционирования, разрабатываемых одновременно со стратегией;
- создание измерительной системы, которая покажет степень достижения целей, что является комплексной задачей, т. к. многие действия трудно оценить;
- сравнение реального функционирования с установленными целями;
- оценку результатов сравнения и выработка, при необходимости, корректирующих действий.
2. Уровни управления и системы контроля
Стратегический выбор на функциональном, СЗХ и корпоративном уровнях естественным образом определяет структуру управления и системы контроля.
А. Функциональный уровень
На этом уровне системы управления характеризуются вертикальной дифференциацией. Горизонтальная дифференциация подходит меньше, т. к. речь идет о реализации одной функции управления, обеспечивающей жесткий контроль. В то же время используются бюрократический контроль и контроль по выходам для снижения издержек. Очень важна стандартизация для контроля входов, выходов, человеческих ресурсов. Правила и бюджеты должны контролировать производство и персонал. На производстве в целом основная задача контроля на функциональном уровне - снижение издержек.
В сфере НИОКР компания прежде всего заинтересована в создании технологических отличительных преимуществ и разработке новых продуктов. Контроль в этой сфере довольно труден, т. к. трудно отслеживать, чем заняты люди. Обычно он осуществляется в форме самоконтроля или со стороны малых групп сотрудников по совместной работе.
В области маркетинга, как и в сфере НИОКР, характерно применение плоских структур управления, где затруднено отслеживание деятельности сотрудников. Тем не менее, здесь используются контроль по выходу и бюрократический.
Типы контроля в зависимости от функций отражены в табл. 1
Таблица 1
Типы структур управления и контроля для основных функций
деятельности фирмы
Функция | Тип структуры | Главный тип контроля |
Производство Управление материалами НИОКР Маркетинг Учет / финансы Персонал |
Узкая, централизованная Плоская, централизованная Плоская, децентрализованная Плоская, децентрализованная Узкая, децентрализованная Плоская, централизованная |
Контроль по выходу (например, издержек) Контроль по выходу (например, инвентаризация, закупки) Со стороны коллектива (например, нормы, результаты, культура) Контроль по выходу (например, продаж) Бюрократический (например, бюджеты) Бюрократический (например, стандартизация) |
Б. Уровень СЗХ (отраслевого бизнеса)
Выбор системы контроля зависит от используемой стратегии (табл. 2) и стадии жизненного цикла отрасли (табл. 3).
Простые структуры управления с малой дифференциацией при ценовом лидерстве приводят к сравнительно простым формам контроля издержек деятельности фирмы.
При дифференциации задачей контрольной системы является также защита отличительных преимуществ. По этой причине большое значение приобретает бюрократический контроль и контроль со стороны коллектива. В компаниях, использующих стратегию фокусирования, контроль основывается на компромиссе контроля издержек и отличительных преимуществ. Обычно это сравнительно небольшие компании, и особое значение приобретает контроль со стороны коллектива.
Таблица 2
Использование систем контроля при различных стратегиях
Стратегия | Ценовое лидерство | Дифференциация | Фокусирование |
Целесообразная система управления Контроль по выходу Бюрократический контроль Контроль со стороны коллектива |
Линейно-функциональная, продуктовая, дивизиональная Большое использование (например, контроль издержек) Некоторые использования (например, бюджеты, стандартизация) Малое использование (например, по качеству или циклам) |
Продуктовая, дивизиональная, матричная Некоторые исполь-зования (например, контроль качества) Большое использование (например, правила, бюджеты) Большое использование (например, нормы и культура) |
Линейно-функциональная Некоторые использования (например, по издержкам и качеству) Некоторые использования (например, бюджеты) Большое использование (например, нормы и культура) |
Таблица 3
Стадии жизненного цикла СЗХ и типы контроля
Тип контроля Стадия |
По выходу | Бюрократический | Со стороны коллектива | |
Зарождения | Мало используется | Мало используется | Большое использование | |
Рост | Мало используется | Мало используется | Мало используется | |
Замедление роста | От некоторого до большого использования (в зависимости от стратегии) |
|||
Зрелость | От некоторого до большого использования (в зависимости от стратегии) |
|||
Спад | Большое использование |
Большое использование |
Некоторое использование |
На стадии зарождения с учетом малых размеров и простой структуры управления достаточно контроля персонала внутри малых рабочих групп.
На стадии роста с развитием структур управления компания нуждается в развитии низкоценовой компетенции или в поиске будущих преимуществ дифференциации, и контроль должен быть достаточно подвижен (в основном со стороны коллектива).
На стадии замедления роста ценовой лидер должен использовать контроль по выходу и бюрократический контроль, а дифференциатор - уделять внимание и контролю со стороны коллектива.
В стадии зрелости продукты должны быть стандартизированы, расширяться их диапазон. Для ценового лидера основная цель контроля - снижение издержек. Дифференциатор должен стремиться к развитию отличительных преимуществ. Особое значение, соответственно, приобретают бюрократический контроль и контроль со стороны коллектива.
В стадии упадка контроль должен отслеживать издержки ухода из СЗХ и полные стоимости изменения стратегии. Существенно, что такая система должна быть дешевой.
В. Система контроля на уровне корпорации
Структуры управления и контроля зависят от выбранной стратегии, степени синергизма СЗХ (табл. 4).
Таблица 4
Корпоративная стратегия и типы контроля
Тип контроля Стратегия |
Рыночный | Бюрократический | Со стороны коллектива |
Несвязанная диверсификация | Большое использование |
Некоторое использование |
Малое использование |
Вертикальная интеграция | Большое использование |
Большое использование |
Некоторое использование |
Связанная диверсификация | Малое использование |
Большое использование |
Большое использование |
При несвязанной диверсификации связи между СЗХ минимальны, а на уровне корпорации необходимо наблюдать за следованием общей стратегии компании, в связи с чем используются методы рыночного контроля.
При вертикальной интеграции возникает необходимость координации действий СЗХ со стороны главного офиса, что требует централизованного контроля и дополнительно к рыночному используются методы бюрократического контроля.
При связанной диверсификации используется синергизм СЗХ, что требует значительной централизации управления и контроля, поэтому возрастает роль бюрократического контроля и контроля со стороны коллектива.
3. Характеристика типов систем контроля
Системы контроля могут анализировать довольно много явлений: от измерения выходов организации до измерения организационного поведения, что, конечно, сложнее. Контроль должен осуществляться на всех уровнях управления: корпоративном, дивизиональном, функциональном и индивидуальном. Типы контроля сведены в табл. 5
Таблица 5
Типы систем контроля и их содержание
Типы контроля | Рыночный | По выходу | Бюрокра-тический | Со стороны коллектива |
Контролируемые характеристики | Цена акций Возврат инвестиций Трансфертные цены | Дивизиональные результаты Функциональные результаты Индивидуальные результаты |
Правила и процедуры Бюджеты Стандарти-зация |
Нормы Результаты Социальная ответствен-ность |
Рыночный контроль наиболее объективен, т. к. осуществляется на основе системы цен и позволяет оценить поведение фирмы достаточно объективно. Рыночная цена акций определяется конкуренцией, ее колебания дают менеджерам представление об их деятельности в виде обратной связи. Скорость возврата инвестиций измеряет отдачу инвестиционного капитала и является одной из форм рыночного контроля. На корпоративном уровне такая оценка может показать результаты деятельности компании относительно других фирм, на дивизиональном уровне это дает относительную оценку работы отделений фирмы, что важно для диверсификации.
Трансфертные цены показывают экономические взаимоотношения между отделениями. Они могут устанавливаться двумя способами: на основе рыночных цен и на основе себестоимости. Поэтому имеются определенные проблемы их использования в качестве показателя.
На дивизиональном уровне успех рыночного контроля зависит от способности менеджеров корпоративного и дивизионального уровня достичь равнозначных решений по ценовым ресурсам, что важно для главного офиса компании со многими отделениями.
Рыночный контроль - основа планирования портфеля, т. к. сравнение скоростей возврата инвестиций (ROI) - принципиальный путь оценки компанией деятельности своих отделений.
Контроль по выходу является следующей объективной формой контроля, который используется в отсутствие других объективных методов. При этом компания должна оценивать или прогнозировать достижение соответствующих целей по различным отделениям, функциям или подразделениям.
На дивизиональном уровне оцениваются объемы продаж, производительность, рост и контролируемая доля рынка. Эти показатели меняются в процессе деятельности отделений и отражают поведение их менеджеров.
На функциональном уровне оценивается степень достижения соответствующих целей. Функциональные результаты могут быть использованы для разработки компанией отличительных преимуществ, они одновременно - мощные методы контроля поведения персонала.
Контроль по индивидуальным результатам обычен на всех уровнях - высшие менеджеры, сбытовики, производственники и т.д. Однако когда есть затруднения в оценке деятельности (например, в сфере НИОКР или при коллективной работе), трудно оценить индивидуальную отдачу. Несоответствующее использование контроля по выходу может привести к отрицательным последствиям на всех уровнях организации.
Бюрократический контроль - директивная форма контролирования поведения подразделений, функциональных органов и работников. При этом им предписываются наилучшие способы достижения результатов. Правила и процедуры являются руководствами к действию, указывают, что должно быть сделано. Таким образом, стандартное поведение дает предсказуемый результат и предсказуемую реакцию. Обычно они полезны при рутинных ситуациях, но затруднительно их использование в противоположном случае.
Бюджеты - это собрание правил распределения ресурсов. Они определяются структурой организации и устанавливают определенные ограничения. Особое внимание должно быть уделено тому, чтобы при их выполнении не было конфликтов между отделениями и функциональными органами.
Стандартизация - очень важный способ контроля поведения. Стандартизации могут быть подвергнуты входы, процессы и выходы. Входы контролируются для обеспечения высокого качества человеческих или физических ресурсов. Процесс стандартизируется с целью программирования деятельности, обеспечения минимальных издержек и высокого качества. Организационные выходы стандартизируются по специфическим критериям конечной продукции, по качеству и сервисному обслуживанию. При стандартизации своей деятельности компания создает эффективную систему наблюдения за своим функционированием.
Менеджер должен отслеживать использование бюрократического контроля, чтобы убедиться в его соответствии целям фирмы. Следует иметь в виду, что этот вид контроля достаточно дорогой, во всяком случае, дороже рыночного.
Когда ни выходы, ни поведение не могут отслеживаться или оцениваться, организация может использовать контроль со стороны коллектива. Он основывается на создании внутренней системы оценки результатов фирмы. Это форма контроля, при которой работники сами устанавливают нормы и результаты своего поведения. Такой контроль полезен в соединении со стандартизацией входов.
В большой организации различные отделения или продуктовые линии могут иметь различные культуры, такая ситуация подрывает связи между ними. Контроль со стороны коллектива неудобен, когда компания быстро растет или меняется, т. к. нет времени для учета организационных изменений.
На практике различные типы контроля используются компанией одновременно, очень важно их правильное сочетание.
4. Вертикальная интеграция и диверсификация как часть корпоративной стратегии
Вертикальная интеграция - метод, которым компания создает (интегрирует) свои собственные входные этапы технологической цепочки (задняя интеграция) или выходные ее этапы (передняя интеграция) (рис. 1).
Рис.1. Стадии технологической цепочки и направления вертикальной интеграции
Интеграция может быть полной и узкой. При полной объединяются все входы или выходы. Примером узкой является покупка компанией лишь части входящих элементов и производство остальных собственными силами.
Компания, использующая вертикальную интеграцию, обычно мотивирует ее желанием усилить конкурентную позицию своего ключевого исходного бизнеса. Этому должны способствовать:
- экономия в издержках;
- отход от рыночной стоимости в интегрируемых производствах;
- улучшение контроля качества;
- защита собственной технологии.
Однако вертикальная интеграция имеет и отрицательные стороны. Наиболее важными из них являются:
- излишние издержки;
- потери при быстрой смене технологий;
- потери при непредсказуемости спроса.
Вертикальная интеграция может увеличить издержки, если компания использует собственное входное производство при наличии внешних дешевых источников снабжения. Это может происходить и из-за отсутствия конкуренции внутри компании, что не побуждает ее дочерние предприятия (поставщиков) снижать издержки производства.
При резком изменении технологии возникает риск привязки компании к устарелой технологии. При постоянном спросе более высокая степень интеграции позволяет надежно защитить и координировать производство продукции. Когда спрос нестабилен и непредсказуем, такая координация при вертикальной интеграции затруднена. Это может привести к росту стоимости управления. В этих условиях узкая интеграция может оказаться менее рискованной, чем полная.
Следует отметить, что узкая интеграция позволяет снизить затраты по сравнению с полной. Это при определенных условиях позволяет компании расширить вертикальную интеграцию (рис. 2).
В общем, хотя узкая интеграция может снизить затраты на управление, она не может их устранить полностью, и это представляет собой реальное ограничение расширения пределов вертикальной интеграции исходя из рентабельности компании.
В качестве противоположной стратегии компания может использовать долговременные контракты с поставщиками и/или потребителями. Особенно эффективны такие связи при использовании кредитных обязательств или залоговых инвестиций на развитие производства. Это позволяет достичь эффекта вертикальной интеграции без увеличения затрат на управление.
Рис.2. Сравнение удельных затрат на управление при узкой (МВСт) и
полной (МВСf) интеграции
4.1. Диверсификация
Имеются два главных типа диверсификации - связанная и несвязанная. Связанная представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии).
Несвязанная диверсификация - новая область деятельности, не имеющая очевидных связей с существующими сферами бизнеса.
Большинство компаний обращаются к диверсификации тогда, когда они создают финансовые ресурсы, превосходящие необходимые для поддержания конкурентных преимуществ в первоначальных сферах бизнеса. Диверсификация может осуществляться следующими путями:
- через внутренний рынок капиталов;
- реструктурированием;
- передачей специфических искусств между СЗХ;
- разделением функций или ресурсов.
Диверсификация с помощью внутреннего рынка капиталов выполняет те же функции, что и фондовый рынок. При внутреннем рынке капиталов главный офис выполняет следующие роли:
- выполняет функций стратегического планирования, состоящие в определении портфеля СЗХ корпорации;
- определяет финансовые цели и отслеживает деятельность СЗХ;
- размещает корпоративные капиталы среди конкурирующих СЗХ.
В этих условиях СЗХ представляют собой автономные центры прибыли, находящиеся только под финансовым контролем главного офиса.
Стратегия реструктурирования представляет один из видов стратегии внутреннего рынка капиталов. Разница состоит в степени вмешательства главного офиса в действия СЗХ. Компании, которые подвергаются реконструированию, обычно были плохо управляемыми в процессе создания и развития. Цель состоит в помощи им активизировать свою деятельность, изменить образ действий, развить новые стратегии на уровне СЗХ и влить в компанию новые финансовые и технологические ресурсы.
В том случае, когда используется стратегия передачи искусства или опыта деятельности, новый вид бизнеса рассматривается как связанный с существующими СЗХ (например, в области производства, маркетинга, снабжения, НИОКР). Обычно используются передачи таких искусств, которые снижают издержки в диверсифицированной компании.
Диверсификация путем распределения ресурсов возможна при наличии существенного сходства между одной или несколькими важными функциями существующих и новых СЗХ. Целью распределения ресурсов является реализация синергизма в деятельности компании при использовании общих производств, каналов распространения, средств продвижения, НИОКР и т.д. Таким образом, в каждую СЗХ требуется меньше вложений по сравнению с автономным решением этого вопроса.
При решении о диверсификации деятельности компании следует учитывать стоимость управления такой компанией. Затраты определяются числом СЗХ и необходимостью координации между ними. Так, затраты на управление больше в компании из 12 СЗХ, которые обладают определенным синергизмом, чем в компании из 10 СЗХ, которые не обладают этим качеством. Это иллюстрировано рис. 3. Удельные затраты на управление диверсифицированной компании при высокой потребности в координации (МВСН) сравниваются с таковыми для компании с низкой потребностью в координации (МВСL). Предположим, что компания с высокой потребностью в координации стремится усилить свое положение путем синергизма СЗХ, а компания с малыми потребностями в координации следует стратегии внутреннего рынка капитала или реструктурирования. Как видно, на каждом уровне диверсификации соответствующие значения прямых МВСH больше значений МВСL. Если мы примем, что обе компании имеют одинаковые кривые удельных затрат на управление МVA, компания с низкой нуждой в координации имеет рентабельность управления больше, чем компания с высокой нуждой в координации.
Рис. 3. Зависимость удельных затрат на координацию степени диверсификации
Для несвязанной диверсификации не требуется координации между СЗХ. Следовательно, расходы на управление растут с числом СЗХ в портфеле компании. В противоположность этому компании со связанной диверсификацией несут затраты, растущие и с числом СЗХ, и со степенью необходимой координации между ними. Эти повышенные издержки могут уничтожить более высокие прибыли при связанной диверсификации (табл. 6).
Таким образом, выбор между связанной и несвязанной диверсификациями зависит от сравнения прибыльности при диверсификации и дополнительных удельных затрат на управление.
Фирма должна концентрироваться на связанной диверсификации, когда ключевые искусства компании могут использоваться в широком диапазоне отраслевых и коммерческих ситуаций, а также управленческие затраты не превосходят величин, необходимых при распределении ресурсов или передачи искусств. По той же логике компании должны концентрироваться на несвязанной диверсификации, если искусства базовой СЗХ высоко специализированы и не имеют приложения на стороне, а затраты на управление не превышают величин, нужных для реализации стратегии внутреннего рынка.
Таблица 6
Сравнения связанной и несвязанной диверсификации
Стратегия диверсификации | Пути реализации | Источники затрат на управление |
Связанная | Внутренний рынок капитала Реконструирование Передача искусств Распределение ресурсов |
Число СЗХ Координация между СЗХ |
Несвязанная | Внутренний рынок капитала Реконструирование |
Стратегией, противоположной диверсификации, может быть создание стратегического альянса между двумя или более компаниями в области стоимости, риска и прибылей, связанных с использованием новых возможностей бизнеса (например, при НИОКР). Однако при этом имеется риск доступа партнера к ключевой технологии.
5. Стратегии диверсификации, актуальность, цель, критерий оценки.
По признаку направления прохождение существует два основных вида диверсификации предпринимательской деятельности:
производственная и финансовая диверсификации.Производственная диверсификации – увеличение ассортимента продукции (услуг) что выпускается. При этом дан вид диверсификации может проходить по одному из нескольких направлений.
Однородная диверсификация. Принято считать, что те диверсификацийни процессы, которые проходят на предприятии, относятся к однородной диверсификации в том случае, если данное предприятие начинает изготовлять продукцию (или предоставлять услуги), аналогичные тем, что уже изготовляются на предприятии и отличаются от уже выработанных продуктов (услуг) некоторыми не очень значительными параметрами. Например, машинобудивельне предприятие, которое выпускало раньше шестерни одного диаметра, начинает делать рядом со старой продукцией новые шестерни, которые отличаются от предыдущих не только диаметром но и качеством стали. Такое направление одного из подвидов производственной диверсификации больше всего встречается и чаще всего может быть истолковано как простое расширение ассортимента что выпускается продукции.
Рядом с этим направлением диверсификации существует и более более сложный ее вид – так называемая “относительно однородная диверсификация” В основе этой диверсификации лежит явно выраженная однородность техніко-технологических признаков производства этой продукции, а также идентичность потребительской стоимости этих товаров. Примером этого направления диверсификации может служить машиностроительное предприятие, которое рядом со своим традиционным видом продукции – фрезерными станками, – начинает осваивать также и выпуск токарных станков. Явная однородность технико-технологических признаков производства этого вида продукции заключается в том, что:
• производственные стадии и порядок их прохождения в обоих случаях вполне идентичны;
• технологический процесс изготовления отдельных частей также идентичен;
• идентичные (или почти идентичные) материалы, которые используются при производстве этой продукции;
• потребительская стоимость этих изделий отличается лишь незначительно.
Следующим направлением диверсификации является условно разнородная диверсификация. Это такой вид диверсификации, в основе которого нет четко видимой (или вообще нет) общности технико-технологических характеристик ее производства. Однако этот вид является лишь условно-разнородным видом диверсификации потому, что сохраняется однородность за относительной идентичностью потребительской стоимости или за относительной идентичностью производственного процесса.
Относительная идентичность потребительской стоимости заключается в потому, что данный вид продукции способен удовлетворить условно-идентичные потребности. Например, машиностроительное предприятие рядом с выпуском фрезерных станков для других машиностроительных предприятий начинает выпуск инструмента, который необходим для технического обслуживания этих станков. Этот инструмент изготовляется по другой технологии, отличается от той, которая применяется при изготовлении станков. Общность двух этих видов продукции заключается в том, что она рассчитана на того же потребителя (в нашем примере – машиностроительное предприятие, которое закупает эти верстать). Кроме того, между этими видами продукции есть также и условна связь в их использовании. Приобретя станок, его необходимо обслуживать, а для этого нужен специальный инструмент, который покупается у этого же производителя.
Этот подвид условно-разнородной диверсификации потребувае в особенном выделении, и основным критерием при этом будет:
• закончен процесс производства;
• ввязывание с базовым технологическим процессом.
Описанный подвид является горизонтальным направлением условно-разнородной диверсификации.
Кроме этого подвида, существует и другой – вертикальный подвид условно-разнородной диверсификации . Он характеризуется единством (или относительным единством) производственного процесса. Суть этого подвида заключается в том, что рядом с базовым видом продукции что выпускается, предприятие начинает выпуск подбазового вида (то есть такого, который в следующем базовом виде будет использоваться в качестве его компонент) или постбазового вида продукции (то есть того, которое использует в своем составе базовый вид продукции). Например, машиностроительное предприятие рядом с выпуском моторов для тракторов начинает заниматься производством шестерен, которые используются в моторе или производством самих тракторов.
Таким образом, условно-разнородная диверсификация классифицируется при признаком законченности потребления на две больших группы:
• горизонтальную условно-разнородную диверсификацию;
• вертикальную условно-разнородную диверсификацию.
Производственная диверсификация может быть непосредственно производственной диверсификацией, а может быть и опосредствованная финансовой диверсификацией. Причем, финансовая диверсификация является лишь одним из этапов на пути к производственной диверсификации. При этом охватывание видов и подвидов производственной диверсификации при использовании финансовой диверсификации может быть таким широким, что достичь его при непосредственно-производственной диверсификации просто невозможно.
6. Классификация стратегий диверсификации.
Диверсификация — приложение усилий в разные товарные группы (рынки, группы покупателей) для снижения финансового а. Используется для того, чтобы предприятие не стало слишком зависимым от одного рынка или товарной группы.
Стратегия концентрической диверсификации базируется на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых товаров, продуктов, услуг, похожих на товары, продукты, услуги предприятия. Как правило, эти товары будут привлекать внимание новых групп клиентов.
Стратегия горизонтальной диверсификации предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, отличной от используемой. При этом новый товар или продукт должен быть ориентирован на прежних клиентов. Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка предприятием собственных возможностей в производстве новых товаров, продуктов и услуг.
Стратегия конгломератной диверсификации состоит в том, что предприятие расширяется за счет производства технологически не связанных с прежней продукцией новых товаров и продуктов, которые реализуются на рынках. Эта стратегия — одна из самых сложных стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов: компетентности имеющегося персонала, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых финансовых средств для внедрения инноваций, организации маркетинговых исследований, организации рекламной кампании и других факторов.
Стратегии интеграции. Интеграция — от лат. integratio — восстановление, восполнение. Экономическая интеграция как форма хозяйственной деятельности обозначает связанность отдельных частей и функций системы в целое. В более широком плане экономическая интеграция — это форма интернационализации хозяйственной жизни, объективный процесс переплетения интересов национальных хозяйств и проведения согласованной экономической политики с целью достижения преимуществ в конкурентной борьбе. Данные стратегии предполагают расширение предприятия путем добавления новых организационных структур. Обычно предприятие использует стратегии интеграционного роста, если оно имеет хорошо развитый бизнес и не может осуществлять стратегии концентрированного роста.
7. Каково место стратегического менеджмента в системе управления предприятием
Проблема стратегического руководства компании заключается в диагностике ситуации и выборе одного или нескольких путей владения ею. При этом можно выделить шесть основных действий руководства:
- оставаться на высоте того, что происходит, и искать пути лучших действий (контролировать ситуацию);
- продвигать культуру, при которой действия компании по реализации стратегии становятся более энергичными;
- поддерживать функционирование организации в изменившихся условиях, готовиться не упустить новые возможности и кипеть при инновационных идеях;
- создавать консенсус мнений, участвовать в формулировке стратегии и политики ее реализации, сохраняя борцовскую стойку;
- продвигать этические нормы в практику компании;
- предпринимать корректирующие действия по выполнению стратегии.
Последние исследования стратегического управления в девяти крупнейших компаниях США показали, что менеджерам лучше придерживаться следующей политики:
- позволять слабо поддержанным в фирме идеям умирать своею смертью;
- создавать хорошо поддержанным идеям, но неприемлемым для менеджера, дополнительные барьеры и тесты (это лучше, чем открытая оппозиция);
- для полностью неприемлемых предложений создавать обстановку, способствующую отрицательным заключениям подчиненных менеджера;
- стремиться к тому, чтобы основное число отрицательных решений составляло результат консенсуса различных групп менеджмента. Резервировать свое персональное вето для серьезных вопросов и критических моментов;
- руководить стратегией, а не диктовать ее (немного приказов, решений до достижения консенсуса);
- относиться подозрительно к символическим воздействиям и положениям, которые могут стимулировать нежелательные действия;
- заботиться о том, чтобы главные силы, действующие в компании, были представлены в высшем менеджменте;
- включать новых людей и идеи при рассмотрении изменений, чтобы исключить возможность появления их в дальнейшем в качестве систематического противостояния другим взглядам;
- минимизировать незащищенность собственной позиции в спорах, и в ситуациях, которые оппозиция может использовать для нападения.
Любой стратегический план требует корректировки. Поведение менеджера при обсуждении путей корректировки можно выразить через реактивный и активный подходы. Когда есть определенное время для разработки предложений по корректировке, можно использовать реактивный подход:
- быть гибким; сохранять список предложений открытым как можно дольше;
- задавать как можно больше вопросов авторам предложений;
- получать возможно полную информацию от специалистов;
- поддерживать субординацию участвующих в обсуждении;
- стремится узнать реакцию возможно большего числа людей по затронутой проблеме.
Финальное решение должно учитывать большой объем информации, позволять предельно выкристаллизовывать ситуацию, учитывая мнения разных групп.
Активный подход включает:
- изучение с помощью комиссий взрывных или тревожных областей;
- сбор идей и концепций коллег;
- разбивку людей на команды с резкой разницей в компетентности, интересах, опыте и сбор их идей;
- контакт со многими людьми внутри и вне фирмы;
- стимулирование предложений низких уровней для обеспечения реальности решений;
- последовательные шаги по согласованию частных идей на разных уровнях деятельности;
- управление политикой изменений для обеспечения согласия менеджеров поддержать выбранный курс действий.
Библиографический список
1. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.
2. Гольдштейн Г.Я. Cтратегический инновационный менеджмент: тенденции, технологии, практика: монография. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002.
3. Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителя. М.: ИНФРА-М, 2001.
4. Попов С.А. Стратегическое управление. М.: ИНФРА-М, 2000.
5. Румянцева З.П. Общее управление организаций. Теория и практика. М.: ИНФРА-М, 2001.
6. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.
7. Томпсон А.А.-мл., Стрикленд А.Дж. III Стратегический менеджмент: концепции и ситуации. М.: ИНФРА-М, 2001.