Толстой л. н. - Прием антитезы в одном из произведений русской литературы 19 века
СОДЕРЖАНИЕ: В своем видении истории. Толстой был национальным художником гигантомвыражающим этические взгляды народасложившиеся за многие столетия. Образ Кутузова светлый полюс романа образ. Наполеона его темный полюс.В своем видении истории Толстой был...
национальным художником, гигантом,
выражающим этические взгляды народа,
сложившиеся за многие столетия.
Д. С. Лихачев
У каждого великого писателя есть главное произведение, оказавшее огромное влияние и на самого автора, и на всю литературу. Одно из таких ключевых произведений русской литературы - роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир”.
В статье Д. С. Лихачева, посвященной творчеству Л. Толстого, я прочитала, что все герои “Войны и мира” делятся на два типа: “герои пути”, т. е. “герои с развитием” (Пьер, Андрей, Наташа), и “герои вне пути”, остановившиеся в своем духовном движении (Анатоль, Элен и т. д.). Однако это не просто деление персонажей на отрицательных и положительных. Ведь “героями без пути” показаны, по мнению исследователя, Кутузов и Наполеон. Я думаю, что это произошло потому, что оба эти героя являются своеобразными символами, которые определяют направленность духовного развития других персонажей.
Образ Кутузова - светлый полюс романа, образ Наполеона - его темный полюс. А духовный путь любимых героев Толстого идет через преодоление в себе “наполеоновской идеи” к высшей народной правде, олицетворением которой явился Кутузов. В работе Д. С. Лихачева сказано, что сначала образу Наполеона в романе должен был противостоять Александр I. Думаю, что обращение к образу царя, возглавившего зарубежный поход русской армии, т. е. поход по чужой земле, нарушал бы основной замысел писателя: показать народную войну и народного полководца. Кутузов же избран им в качестве освободителя отечества, выразителя патриотического духа народа.
В противовес самовлюбленному Наполеону, произносящему напыщенные речи, он “никогда не говорил о сорока веках, которые смотрят с пирамид, о жертвах, которые он приносит отечеству: он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли..., говорил самые простые и обыкновенные вещи”. Однако в этом дряхлеющем старике было заложено огромное народное чувство, “которое лежало... в душе каждого русского человека”.
Стратегией Кутузова было соединение двух сил: терпения и времени, с одной стороны, нравственного духа войска - с другой.
Поэтому он не может вести своих солдат на поле сражения, которое “считает невозможным”. По этой же причине Кутузов задерживал правдивые, но неутешительные вести с Бородинского поля и пускал по армии ложные сведения, которые могли поднять дух войска: “Этот самый человек... ни разу не сказал ни одного слова, которое было бы не согласно с той единственной целью, к достижению которой он шел во время всей войны”. Я думаю, что в создании образа старого фельдмаршала Толстой отталкивался от знаменитой пушкинской характеристики: “Кутузов один облечен был в народную доверенность, которую он так чудно оправдал!”.
Итак, главная цель Кутузова - освобождение отечества. А что движет Наполеоном? Почему, снимая с Бонапарта романтический ореол, Толстой делает его антиподом Кутузова? Думаю, не только потому, что на Бородинском поле их армии сошлись в кровавой схватке.
В противовес Кутузову, мечтавшему о благе народа, Наполеон предстает перед нами как “палач народов”, “человек без убеждений, без привычек, без преданий, без имени, даже не француз”, т.е. лишенный родины, для которого Франция была лишь средством достижения мирового господства. Общение с Кутузовым пробуждает в любом человеке, начиная с князя Андрея и кончая безымянным солдатом, чувство высокого душевного подъема. Присутствие Наполеона “повергает людей в безумие самозабвения”, т. е. человек теряет себя.
Одержимый манией величия, считающий, что “дрожание моей левой икры есть великий признак”, Бонапарт равнодушен не только к людям, по трупам которых идет к власти, но и к собственному сыну, перед портретом которого он “сделал вид задумчивой нежности”. Как это позерство и дешевый артистизм отличаются от искренности Кутузова, по-детски рыдающего в момент получения известия о том, что Наполеон ушел из Москвы!
Л. Толстой считал, что “нет величия там, где нет простоты, добра и правды”. Все это можно отнести к созданному в романе образу Кутузова. Его патриотизм сродни патриотизму всех русских людей: Тушина, Пьера, отца и сына Болконских, Пети и Наташи Ростовых, Тимохина, Тихона Щербатого и многих других. Этот патриотизм основан на вере в силу и мощь России. Горько читать строки о последнем периоде жизни Кутузова. Человеку, принесшему славу Родине, “представителю народной войны, ничего не осталось, кроме смерти. И он умер”. Впереди у России была другая война, которую Кутузов не мог ни понять, ни принять.
Роман Л. Н. Толстого - о месте и роли войны в жизни людей, о противоестественности кровавых распрей в человеческих отношениях, о мнимых вождях, бросающих тысячи и тысячи людей в бессмысленный хаос войны.
Однако “Война и мир” - это и гимн силе, мужеству и стойкости людей, объединенных великой целью. Как современна эта великая книга в наши дни!