Традиционные идеалы и ценности белорусского народа

СОДЕРЖАНИЕ: Формирование системы ценностей белорусов под влиянием западно- и восточнославянской культур. Среди фундаментальных традиционных ценностей белорусского народа несомненной приоритетностью обладает ценность Родины. Сопротивление внедрению чуждых установок.

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Полоцкий государственный университет»

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

РЕФЕРАТ

по предмету

«Основы идеологии белорусского государства»

на тему: «Традиционные идеалы и ценности белорусского народа»

Выполнил:

студент группы 09-ТМз

Григорьев Н.В

Проверила:

Преподаватель

Прокофьева Ю.С.

Новополоцк 2009


ПЛАН

Введение

1. Традиционные ценности белорусского народа

2. Традиционные идеалы белорусского народа

Заключение

Список литературы


Введение

Любая идеология, а тем более идеология молодого развивающегося государства, способна стать мощным интегративным фактором общественной жизни страны только в том случае, если она обогащается духовным опытом народа. Она становится действенной в той мере, какой соответствует своеобразию исторического опыта народа, его традициям, устоявшимся формам жизни, обычаям и социально-нравственным ценностям, которые выработаны на протяжении десятилетий и столетий. Вместе с тем она должна быть вписана не только в национальный, но и в мировой социально-культурный контекст.

Стержневое положение в свойственной для каждого народа своеобразной динамике национальных и общих духовно-нравственных и мировоззренческих элементов занимают выработанные этим народом на протяжении веков ценности жизни. Именно в них сконцентрировано, закреплено и передается из поколения в поколение все то, что собрано на протяжении многовекового опыта народа, что составляет духовный оплот общественного сознания страны и индивидуального сознания и самосознания каждого гражданина.

Огромная значимость ценностей как существенный элементов идеологической системы определяется тем, чтоони в концентрированном виде несут в себе не только опыт исторического прошлого, но и фиксируют желаемую перспективу будущего, благодаря чему люди видят социальную реальность лучше, чем в отдаленной перспективе. Благодаря этому повышается организованность, активность и эффективность индивидуального и коллективного действия.

Такая особенность обусловлена тем, что ценности в своей социальной сущности выступают как обобщенные представления людей о значимых, важных для них вещах, явлениях и событиях, поступках других людей, о целях и нормах, описываемых категориями должного, благородного, прекрасного. Они служат для индивида, социальной группы либо общности людей своеобразными критериями или стандартами при выборе самой важной и значимой для них альтернативы ориентации и практического поведения в изменяющемся мире. В силу этого они образуют в своей совокупности высший уровень предрасположенности человека к определенному восприятию условий жизнедеятельности, к оценке этих действий и действиям окружающих людей. Поэтому они служат практическим руководством к определенному поведению человека как в повседневной действительности, так и в долгосрочной перспективе.


1 . Традиционные ценности белорусского народа

Система ценностей белорусов формировалась под влиянием западно- и восточнославянской культур. Она имеет много общего с ценностями русского общества. В то же время для нее характерны свои особые, специфические черты. Общие ценности - коллективизм, стремление к справедливости, ориентация на общинно-коллективистские, а не на индивидуалистические ценности существования. Для белорусов, как и для русских и украинцев, основным является не личность, а коллектив, общество с идеалами братской любви и солидарности. Формирование духовных ценностей белорусского народа во многом связано с влиянием православно-византийского духовного наследия.

Среди фундаментальных традиционных ценностей белорусского народа несомненной приоритетностью обладаетценность Родины . Многие люди относятся к своей Родине с трепетом и любовью, это значит, что они осознают значение этого слова. Так социологические исследования, проведенные в ноябре 2003 г., свидетельствуют, что 74,4% опрошенных жителей нашей страны осознают в максимальной степени, что они - граждане Беларуси, еще 13,8% осознают это в средней степени, 8,2% - в малой степени и только 3,7% не осознают себя гражданами республики. Позитивно относятся к своей гражданской принадлежности 56,6% опрошенных, нейтрально - 31,3, а негативно - только 1%. Лишь 2,1% опрошенных безразличны к своей национальности, 1% - стыдятся ее, зато более 60% гордятся своей национальностью [1, c.155].

Эти данные убедительно говорят о том, насколько важна для подавляющего большинства наших сограждан осознанность своей принадлежности к родной национальности, к белорусской Отчизне, которая является единой и единственной как для этнических белорусов, так и для русских, украинцев, поляков, литовцев, татар, евреев и представителей других наций, проживающих ныне в Беларуси.

Свойственная белорусскому национальному сознанию и самосознанию живительная идея патриотизма высочайшей ценности Родины, органично связана с присущей ему ориентированностью на всемерное укрепление в повседневной жизни начал общности, соседской взаимопомощи и коллективизма.

Коллективистская сущность сельской общины в ценностных проявлениях белорусского национального самоопределения теснейшим образом переплетается с трудолюбием .

Как свидетельствуют социологические исследования, проведенные в 2003 г., более 95% рабочих, свыше 96% служащих и почти 85% белорусских крестьян считают заработную плату за труд основным источником существования. И хотя в условиях становления в Беларуси рыночных отношений ценностная ориентация многих людей, особенно молодых, на добросовестный, кропотливый труд несколько снизилась, уступив первенство надеждам на везение, удачу, тем не менее, высокая ценность труда в самосознании молодежи остается непоколебимой. Социологические исследования свидетельствуют, что 77% опрошенных молодых людей в возрасте до 30 лет разделяют позицию, согласно которой «только содержательная, интересная работа заслуживает того, чтобы ею заниматься всю жизнь». Эта позиция имеет принципиальную значимость для национально-этнического самосознания. Именно поэтому в современных условиях утверждение в общественном сознании ценности и потребности в труде выступает в качестве прочной основы формирования гуманистической идеологии и морали общества [3, c.120-121].

Одной из важных традиционных ценностей белорусского народа является доброжелательность . Она представляет собой свойственное отдельной личности или целой социальной общности желание добра другому человеку, другому народу, проявление участия, расположения, поддержки другим людям. Социологический опрос населения Беларуси в 2003 г. показал, что более 67% опрошенных высоко оценивают доброжелательность как принцип отношений в семье, с друзьями. В традиционной для белорусского народа ценности доброжелательности есть немало общих элементов с толерантностью. Толерантность - это такое социальное качество личности и социальной группы, которое характеризует отношение к другому человеку, к другой культуре или религии как к равнодостойному собеседнику, партнёру. Толерантность включает в себя настроенность на взаимопонимание с другим человеком на доброжелательный диалог с ними, на признание и уважение их права на отличие. В ней синтезирован исторический опыт свойственных белорусскому народу веротерпимости.

Особенно желательна и необходима толерантность в тех сферах общественной жизни, где отсутствуют четкие критерии оценки и доказательности каких-либо взглядов и жизненных позиций, будь то вопросы религиозной веры, художественных вкусов, спортивных или политических предпочтений, моральных убеждений или национальных традиций. Такое её понимание и применение ориентирует людей на выбор и реализацию не конфликтных, а компромиссных способов решения спорных проблем.

В то же время чрезмерная терпимость по отношению к негативным идеям и поступкам способна открыть путь к произволу и насилию. Поэтому ни при каких обстоятельствах толерантность не должна оборачиваться попустительствомотношению к посягательствам на свободу, нравственное достоинство человека, на его гражданские права и мировоззренческий выбор. Она предполагает выработку умения прислушиваться к мнению идеологического или политического оппонента, убедительно и аргументировано отстаивать собственные убеждения, принципы, собственную жизненную позицию [2, c.280].

Убедительным свидетельством глубокой укорененности принципов толерантности в самосознании белорусского народа является распространенное среди его большинства убеждение, что каждый народ имеет неотъемлемое право сохранять и развивать свой родной язык, культуру, обычаи, традиции, уклад жизни, своеобразие религиозных верований. Достаточно напомнить, что в настоящее время в Гродненской области, где насчитывается значительное число компактно проживающих поляков и литовцев, функционируют общеобразовательные школы на польском и литовском языках обучения, выходят газеты на польском языке, звучит еженедельный радиожурнал, дважды в месяц выходит телепередача «Над Неманом» на том же языке, действует социально-культурное объединение «Союз поляков Беларуси».

Все это создает благоприятные и доброжелательные межнациональные взаимоотношения, вследствие которых 56% белорусов и 48% поляков, проживающих в Гродненской области, утверждают, что они живут так, будто межнациональных различий не существует, и только чуть более 1% опрошенных опасаются возникновения межнациональных разногласий и конфликтов.

Среди традиционных ценностей, характерных для белорусского народа, существенную роль играет самоуважение и независимость личности . В обычной разговорной речи под самоуважением понимается свойственное личности осознание своего собственного достоинства и стремление к восприятию этого достоинства другими людьми.

Современные тенденции в развитии самосознания белорусов свидетельствуют о том, что жизненная ценность самоуважения и независимости в процессе трансформации нашего общества из тоталитарного в демократическое, в котором права и свободы человека станут заботой не только его граждан, но и государства, несомненно, повысится, поскольку она становится фундаментальной для самовыражения и саморазвития личности.

Самоуважение неразрывно связано с такой общесоциальной ценностью, которой является свобода . Она представляет одну из основополагающих идей современной культуры и идеологии, базирующихся на европейской системе ценностей. В своей реальной осуществимости свобода предстает как характеристика помыслов и действий человека, совершаемых со знаниемпониманием собственных возможностей и объективно существующих для них ограничений, предпринимаемых по собственному произволению, в условиях выбора из нескольких вариантов в результате осознанного решения. В настоящее время свобода понимается как возможность беспрепятственного и разностороннего развития личности, свободной от угнетения, произвола властей, преступных посягательств и ориентированной на служение добру, социальной справедливости, материальному и духовному благосостоянию народа. Именно в таком качестве она входит в систему ценностей идеологии белорусского государства.

Одним из традиционных качеств, присущих белорусу является терпение , терпеливость . Под терпением понимают обычно душевное качество человека, чаще всего верующего, на пути самосовершенствования, понимание и приятие всего происходящего в окружающем мире как должного и необходимого. Оно воспринимается людьми как способность стойко и безропотно переносить что-либо неприятное, а также как способность мириться с чем-либо, с существованием кого-то, чего-то нежелательного.

Важная особенность белорусского национального характера заключается в том, что терпение в нем взаимосвязано с решительным неприятием, нетерпимостью ко всякому гнету , то есть к насильственному воздействию сильного, богатого на более слабого, бедного.

Среди традиционных ценностей, высоко ценимых белорусским народом, очень важное место занимает справедливость . Это понятие по своему содержанию многообразно и многогранно. Самое главное в нем заключается в понимании должного, содержащем в себе нравственное и правовое требование соответствия между социальным положением личности, группы или социального слоя и их практической ролью в обществе, между их правами и обязанностями, междутрудом и его вознаграждением, между преступлением и наказанием. В нравственном аспекте справедливость проявляется как равенство различных индивидов в их притязаниях быть счастливыми и обладать необходимыми для этого благами. Поэтому она предполагает на каждом историческом этапе развития страны совершенно конкретный набор благ, к которым все граждане самим фактом своего существования должны иметь равный доступ. В правовом аспекте справедливость выступает как формальное равенство, одинаковость для всех требований, правил, норм, законов, посредством которых приравниваются друг к другу все граждане как равные носители права.

Современное понимание равенства воплощено в Конституции Республики Беларусь, в которой каждому человеку гарантирован широкий набор прав и свобод, утверждено равенство всех граждан республики перед законом. Эта же идея составляет один из фундаментальных принципов идеологии белорусского государства. Поэтому ценность справедливости является обязательным предварительным условием осуществления всех остальных ценностей в общественной и личной жизни наших современников.

Важное ценностное значение в восприятии и развитии духовных традиций народа имеет осознание принадлежности белорусов к христианской цивилизации , точнее говоря, к ее восточноевропейской ветви. Духовные ценности белорусов, несомненно, формировались в контексте восточнославянского менталитета, традиционно испытывая трудности существования между Востоком и Западом и осуществляя поиск собственного пути развития. Белорусская ментальность впитала в себя и униатскую склонность к компромиссам, и героику католицизма, и строгую воздержанность вместе с индивидуализмом протестантизма.

В условиях развития современного Белорусского государства кроме общих ценностей можно выделить ценностиполитического общества. Это, в первую очередь, ценность автономии . Белорусское политическое общество является автономным. Это означает, что его независимость и самоуправление основаны на государственном суверенитете Республики Беларусь и проявляются в самостоятельном осуществлении внутренней и внешней политики.

Ценность сильного и эффективного государства . Сложный характер современных социально-экономических и политических проблем, стоящих перед республикой, порождает объективную тенденцию к усилению системы государственной власти. Сильное и эффективное белорусское государство обеспечивает стабильность политической жизни общества, создает условия для успешного разрешения, стоящих перед обществом проблем.

Ценность института президентства . Государственная власть в Республике Беларусь персонифицируетсяее Президентом, который во многом является лицом не только государства, но и белорусской политики вообще. Конституция Республики Беларусь фактически обосновывает статус института президентства в качестве самостоятельной ветви власти. Президент как Глава государства обладает сегодня рядом функций исполнительного, законодательного, арбитражного и контрольного характера.

Ценность гражданского общества . На современном этапе развития политического общества в Республике Беларусь гражданское общество находится в стадии своего формирования[4, c.230-232].

2. Основные идеалы белорусского народа

Основы государственной позиции по вопросу о национальной идее белорусского народа изложил А.Г. Лукашенко в докладе на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003 г.:

«Для нас единственно верное решение - оставаться на родной, сложившейся веками белорусской почве. Бессмысленно копировать чужие ценности и установки на основании того, что та или иная страна в данный момент времени сильна и богата. Ведь мы не отказываемся от своих родителей, хотя они и не миллионеры.

Да, белорусское общество должно развиваться, но делать это надо, прежде всего, в рамках собственной культурной традиции. К заимствованию идеалов, ценностей и целей необходимо подходить осторожно. Собственные традиции, идеалы, ценности, цели и установки составляют становой хребет нашего народа. Они не придуманы, а выстраданы нашим народом, результат естественного приспособления общества к окружающему природному и социальному мирам.

Внедрение чуждых установок никогда не сможет сделать тот или иной народ похожим на западный. А разрушить основы самобытной цивилизации может. В этом случае можно со всей определенностью сказать, что исчезнет не только культура народа, но и сам народ» [5, c.280].


Заключение

Многие исследователи отмечают, что белорусы миролюбивы, для них не характерно чувство национального превосходства над другими национальностями. Говоря о толерантности белорусской нации, обычно выделяют такие черты, как рассудительность и поиск справедливости без насилия, стремление к разумному компромиссу, терпимость, чуткость, уважение людей с иным мировосприятием и стилем мышления.

Для белорусов характерным является уважение права, законопослушание. Одно из главных мест в этой системе занимает толерантность, трудолюбие, бережное отношение к земле и дому. Толерантность белорусов связана не только с поликонфессиональной средой, но и выступает как жизненная необходимость поддержания сложного равновесия, баланса разнонаправленных сил и влияний, в сфере которых постоянно оказывался белорусский народ на протяжении своей истории. Исключительная любовь к родной земле, привязанность к родным местам, хозяйственность, бережливость, трудолюбие, преданность семье и семейно-родовая солидарность - характерные черты белорусов.

Охарактеризованные особенности ценностных ориентации повседневного поведения людей в полной мере относятся к традиционным ценностям, представляющим собой богатейшее социокультурное достояние белорусского народа, которое находит свое воплощение и конкретизацию в современной идеологии белорусского государства. О прочности и устойчивости этих ценностей в самосознании всех пластов населения, в том числе и молодежи, убедительно свидетельствует тот факт, что 97% молодых людей, как зафиксировали социологические исследования, проявляют уважение к традициям.


Список литературы

1. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы / В.М. Мельник; науч. ред. П.Г. Никитенко. – 4-е изд., испр. и доп. – Минск: Тесей, 2007. – 280 с.

2. Основы идеологии белорусского государства: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 419с.

3. Основы идеологии белорусского государства / В.И. Чуешов, И. И. Таркан. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 188с.

4. Основы идеологии белорусского государства / Е.М. Бабосов. – 3-е изд., перераб. и доп. Минск: Амалфея, 2007. – 480с.

5. Основы идеологии белорусского государства: история и теория: учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования; 4-е изд. / С.Н. Князев; под общ. ред. С.Н. Князева, В. И. Чуешова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 316с.

Скачать архив с текстом документа