Традиция семьи

СОДЕРЖАНИЕ: Семейные традиции Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В.Сатир) или фукнциональной (по определению Э.

Семейные традиции

Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В.Сатир) или фукнциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.

В. Сатир считала, что здоровая семья — это семья, в которой 1) каждый член семьи воспринимается как равный другим; 2) доверие, честность и открытость являются существенными; 3) внутрисемейное общение является конгруэнтным; 4) члены семьи поддерживают друг друга; 5) каждый член семьи несёт свою часть ответственности за семью в целом; 6) отдыхают, получают удовольствие и радуются члены семьи вместе; 7) в семье существенное место занимают традиции и ритуалы; 8) члены семьи принимают особенности и уникальность каждого из них; 9) в семье уважается право на privacy (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни); 10) чувства каждого члена семьи принимаются и прорабатываются [21] .

Система традиционных для русской национальной культуры верований, по мнению старших школьников, содержит убеждения, что «мужчина и женщина в семье должны выполнять различные роли», «мужчина — оплот семьи, источник благосостояния и защитник, тот, кто решает проблемы», «главная сфера деятельности женщины в семье — домашний труд и воспитание детей», «женщина должна быть терпеливой, уступчивой и готовой к самопожертвованию», «родители обязаны заботиться о воспитании детей», а «дети должны уважать своих родителей». Как важное убеждение, отмечается отрицательное отношение к неверности супругов: «муж и жена должны быть верными друг другу, любить друг друга и поддерживать и в радости, и в горести, в болезни и в старости».

К традиционным формам поведения в семье школьники отнесли то, что «право сделать предложение о создании семьи принадлежит мужчине (жениху)»; «многие семейные события (вступление в брак, рождение детей, уход из жизни членов семьи) освещаются церковью», то есть существуют обряды венчания, крещения, отпевания; «решающее слово при решении любых вопросов принадлежит мужчине». Наибольшие затруднения вызвал вопрос ведущего дискуссии о том, каковы национальные традиции в воспитании детей. Кроме того, оказалось, что даже те школьники, которые знают о различиях в религиозных обрядах, связанных с семейной жизнью (свадьба, крещение детей) в различных религиозных конфессиях, не знают, в чём именно состоят эти различия. Главным различием указывается «более жёсткое подчинение жены мужу у мусульман», «женщины в семье мусульман имеют меньше прав, чем в православных семьях». Большинство школьников не смогли объяснить смысл тех обрядов, которые указывались ими, как национальные семейные традиции: смысл обрядов венчания, крещения и отпевания.

«Это, безусловно, связано с тем, что в 52 % семей родители и представители более старших поколений либо совсем не придерживаются народных традиций и обычаев (более 5 %), либо следуют традициям непостоянно (47 %). Всё это приводит к тому, что большинство школьников (58,3 %) убеждены, что в своей будущей семейной жизни им не обязательно следовать обычаям и традициям своего народа.» [22] .

Этнокультурные брачные и семейные традиции так или иначе преследовались и вытеснялись унифицированными требованиями. Меняясь в соответствии с требованиями среды более высокого порядка, семья сохраняет семейные традиции как один из основных способов воспитания, продолжения себя. Семейные традиции сближают всех родных, делает семью семьёй, а не просто сообществом родственников по крови. Домашние обычаи и ритуалы могут стать своеобразной прививкой против отдаления детей от родителей, их взаимного непонимания. Сегодня из семейных традиций нам остался только семейный отдых.

И вот мы в двадцать первом веке. Так какая же она, современная семья?

Самая разнообразная. Особенностью нашего периода является размытость половых ролей, возможность - и необходимость - творчески создавать индивидуальный, не предуказанный обществом, родителями, религией тип отношений.

Можно условно разделить бесконечное разнообразие современных семей на три типа:

Карьеристы
В семье карьеристов оба партнера любят свою работу и стремятся к карьерному росту. «Работать или быть дома с детьми?» - такой вопрос в семьях карьеристов просто не обсуждается. Люди такого склада любят в своем партнере то, что они любят в самих себе – профессионализм, «драйв», увлеченность делом. Если в семье есть дети, супруги хотят на равных участвовать в их воспитании. Карьеристы поровну распределяют домашние обязанности и часто прибегают к платным услугам няни, уборщицы, ужинают вне дома.

Воспитатели
Воспитателями можно назвать семьи, в которых главным для партнеров является сама семья, и, конечно, дети. Воспитатели равным образом распределяют обязанности в семье, и оба активно участвуют в воспитании детей. В отличие от карьеристов, в семьях воспитателей работа – это средство, а не цель в себе. Работа воспринимается как источник дохода, сверхурочные часы тут не приветствуются.

Пост-традиционалисты
Пост-традиционалистами можно называть те пары, где изначально отношения складывались по традиционалистской формуле «муж зарабатывает, жена воспитывает детей», но со временем отношения претерпели преобразования, по внешним или внутренним причинам. К внешним причинам можно отнести такие факторы, как отсутствие возможности для мужчины найти хорошо оплачиваемую работу, хроническая болезнь мужа или несчастный случай, потеря работы и т.д. К внутренним причинам можно отнести недовольство, депрессия, потребности жены в самореализации, осознание одного из или обоих партнеров, что подобный уклад их не устраивает. Часто женщина, которой хотелось себя испытать в традиционной роли матери и домохозяйки, приходит в выводу, что такая роль ей скучна. Нередко желание измениться связано с кризисом среднего возраста, переоценке ценностей. Таким образом, пост-традиционалисты, начав с одного уклада, перераспределяют роли и находят новый способ взаимодействий в семье.

Скачать архив с текстом документа