Транспортная система и ее роль в туризме и индустрии гостеприимства
СОДЕРЖАНИЕ: Транспортная система и ее роль в туризме и индустрии гостеприимства. За годы Советской власти была создана мощная транспортная система, включающая в себя автомобильный, водный, железнодорожный и авиационный виды транспорта и обеспечивающая потребности внутреннего и международного туристского рынков.Транспортная система и ее роль в туризме и индустрии гостеприимства.
За годы Советской власти была создана мощная транспортная система, включающая в себя автомобильный, водный, железнодорожный и авиационный виды транспорта и обеспечивающая потребности внутреннего и международного туристского рынков. Доля транспортного обслуживания в общей структуре туруслуг составляла более 40%. За последние 10 лет протяженность сетей сообщения всех видов транспорта возросла почти вдвое, в том числе:
· автомобильные – от 500 тыс км до 1250 тыс км;
· авиационные линии – от 850 тыс км до 2 млн км;
· железнодорожные – от 110 тыс км до 165 тыс км;
· внутренние водные пути – от 110 тыс км до 175 тыс км.
Рыночные отношения и антимонопольное законодательство России способствовали децентрализации туризма и, в частности, его транспортной системы. Резкое понижение спроса на транспортные услуги на туристском рынке привело к перепрофилированию ряда транспортных предприятий. Отсутствие единой транспортной системы усложнило положение на рынке транспортных услуг. Перевозчики практически сами стали определять цены на туристские услуги. Если в 1990 г. транспортные затраты составляли 20–25% цены тура, то в последнее время эта доля колеблется от 40 до 60%. Кроме того, с 1997 г. резко сократился спрос на туристские транспортные услуги, что связано со снижением платежеспособности граждан России и повышением тарифов. При этом парк транспортных средств изношен, износ составляет в зависимости от вида транспортного средства от 43 до 61%.
Для организаций путешествий туристские фирмы используют различные виды транспорта. Причем число железнодорожных перевозок на мировом туристском рынке за последние годы понизилось, что связано с относительно низкой комфортностью этого вида транспорта. Доля авиаперевозок имеет тенденцию роста. Автомобильный транспорт, удобный для путешествий на короткие расстояния, не вступает в конкуренцию с авиационным, а дополняет его.
В нашей стране наиболее развиты были железнодорожные перевозки. В настоящее время они сравнялись с авиаперевозками. Автотуризм занимает третье место.
5.1. Классификация средств перемещения
Транспортные средства можно классифицировать по различным признакам:
· по способу передвижения на маршруте (железнодорожный, авиационный, автомобильный, автобусный, морской, речной и комбинированный);
· по виду используемого транспорта;
· по построению трассы маршрута (линейный, кольцевой);
· по продолжительности путешествия (кратковременные, долговременные, типа week-end);
· по сезонности;
· и другим факторам.
Традиционными средствами перемещения в туризме являются:
· авиационные (рейсы по расписанию, рейсы вне расписания);
· сухопутные (железнодорожный, автобусный, автомобильный);
· водные (морские круизы, речные круизы, паромное сообщение, яхтинг).
При выборе того или иного транспортного средства на туриста влияют такие основные факторы, как безопасность путешествия, цена, скорость доставки, комфортабельность. Существуют и дополнительные критерии: возможность обзора, индивидуальная непереносимость и другие. Чем выше набор положительных факторов, тем выше цена транспортного путешествия.
5.2. Современное состояние различных средств транспорта. Услуги, предоставляемые туристам на транспорте. Правовое обеспечение транспортной деятельности
5.2.1. Современное состояние авиационного транспорта
Авиационный транспорт – самый удобный при переездах на дальние расстояния. Широкая сеть авиакомпаний, сравнительно небольшая продолжительность полетов, хороший сервис и конкурентоспособные тарифы делают авиатранспорт привлекательным для туристов. С каждым годом авиатранспорт упрочняет свои позиции в общемировой транспортной системе.
В настоящее время воздушные международные сообщения обеспечивают около 500 авиакомпаний, свыше 250 из них – регулярные международные авиакомпании. Сеть международных авиаперевозок охватывает несколько географических регионов и более 150 государств мира. В обслуживании линий авиационных международных сообщений участвуют свыше 1000 аэропортов мира, более 600 из них обслуживают регулярные международные авиаперевозки.
По итогам анализа 25-ти крупнейших авиакомпаний мира за 1999 г. по численности перевезенных пассажиров первые 7 строчек заняли авиакомпании США во главе с Delta Airlines (DL) – 105,5 млн. На втором и третьем местах United Airlines (UA) – 86,6 млн и American Airlines (AA) – 81,5 млн пассажиров. Европейцы заняли со своими 7 авиакомпаниями 2 место. В списке три крупнейшие из них заняли 9–11 места. Это немецкая Lufthansa (WH) – 38,9 млн пассажиров, Air France (AF) – 37 млн и British Airways (BA) – 36,3 млн., Swissair с 14,5 млн пассажиров замыкает список. На долю азиатских (без КНР) пришлось 6 авиакомпаний. Самая крупная из них – All Nippon, занимающаяся в основном внутренними перевозками, заняла 8-е место – 42,7 млн пассажиров, в то время как Japan Airlines (JIL), ориентированная на международные линии, заняла 12-е место – 32,9 млн. Среди гигантов авиаперевозок – по одной компании из Южной Кореи, Австралии, Малайзии и Тайланда. А вот что касается такого показателя, как количество воздушных судов, то 24-е место занял “Аэрофлот” – 121 самолет. Лучшими авиакомпаниями по качеству обслуживания считаются Lufthansa, Singapore, Airlines, Swissair.
Виды международных полетов, типы авиарейсов и виды авиапоездок
Международные полеты делятся на:
· регулярные (по расписанию);
· дополнительные;
· специальные;
· чартерные.
Чартер – договор фрахтования водного или воздушного судна на определенный рейс, заключается между фрахтовщиком и фрахтователем. Чартер может заключаться на один рейс, на несколько последних рейсов, на определенное время, а также по времени – заблаговременно либо в срочном порядке.
К основным типам авиарейсов относят:
· безостановочный – полет между двумя точками без остановок;
· стыковочный – полет между двумя точками с посадкой и пересадкой на другие рейсы в пути;
· прямой или сквозной – полет между двумя точками с одной или несколькими остановками, но без смены самолета.
К основным видам авиапоездок относятся:
· в один конец – перелет между двумя точками (с посадкой или без посадки) в рамках одного или нескольких рейсов;
· в оба конца – перелет начинается и заканчивается в одном и том же городе с использованием рейсов “туда” и “обратно” на самолетах одной компании и по одному маршруту;
· циркулярный (по кругу) – перелет “туда” и “обратно”, но полет “обратно” происходит по другому маршруту или на рейсе другой авиакомпании;
· open jaw («открытая челюсть») – перелет “туда” и “обратно”, по возвращении в другой город или не из города назначения.
Виды услуг, предоставляемые на авиационном транспорте
В целях привлечения большого числа пассажиров и сохранения своего имиджа ведущие авиакомпании мира предлагают своим клиентам высочайший класс обслуживания, эксклюзивные программы, льготы для постоянных клиентов и тех, кто пользуется услугами отелей и фирм, с которыми авиакомпании заключили соглашение о партнерстве. Набор предоставляемых услуг зависит, прежде всего, от класса обслуживания. Все авиакомпании мира предлагают своим пассажирам 3 класса обслуживания.
Первый класс (First class) – F:
R – сверхзвуковой самолет, первый класс (Supersonic);
P – первый класс “Премиум” (First class premium);
Q – первый класс со скидкой (First class discounted).
Бизнес-класс (Business-class) – C:
J – бизнес-класс “Премиум”;
D, Z – бизнес-класс со скидкой в зависимости от величины и варианта скидки.
Экономический класс (Economy class) – S,Y:
W – экономический класс “Премиум”;
B, Н, K, L, M, N, Q, T, V, X – экономический класс со скидкой в зависимости от срока бронирования, действия билета, дня отправления и возврата, а также от различных ограничений по возврату, аннулированию и пр.
Классы различаются комфортабельностью кресел, качеством питания, размером бесплатно провозимого багажа.
Авиапассажирам первого и бизнес-класса предоставляют дополнительные услуги: в аэропорту – отдельный зал для регистрации на вылет, специальные залы ожидания; на борту самолета – комфортные места, личное пространство которых на 50% больше обычного, кресла с тремя дополнительными комбинациями изменения положения, многоканальные программы на родном языке пассажира, печатные издания, изысканное питание.
Иногда авиакомпании предлагают пассажирам собственные бортовые услуги. Авиакомпания “British Airways” устанавливает в первом и бизнес-классе кресла, которые легко превратить в кровать. Эта же компания первая предложила пассажирам первого класса отдельные кабинеты с рабочими столиками, присоединенными к креслам, авиакомпания XLM разработала для пассажиров бизнес-класса специальные подушки и одеяла.
Питание на борту самолета зависит от времени пребывания пассажиров в воздухе. Каждая авиакомпания составляет собственное меню, обновляя его через определенный срок. Как правило, пассажирам предлагают 4 вида питания:
· завтрак (омлет, сэндвичи и т.д.);
· обед или ужин (закуска, горячее блюдо, десерт, кофе);
· холодные закуски;
· чай (напиток) с пирожными или бутербродами.
Сервис предусматривает: для пассажиров 1-го класса – выбор блюд, наличие хрустальной и фарфоровой посуды, льняных салфеток, серебряных ножей и вилок, спиртных и безалкогольных напитков без ограничения и бесплатно; для пассажиров бизнес-класса – спиртные и безалкогольные напитки без ограничения и бесплатно; для пассажиров экономического класса – спиртные и безалкогольные напитки на выбор и бесплатно только один раз.
Мировые авиакомпании практикуют заказ для авиапассажиров специального питания, то есть блюд, не входящих в основное меню, – вегетарианского, мусульманского и т.п.
Кроме этого, большинство авиакомпаний мира разрабатывают для своих клиентов мотивационные программы – льготы и скидки постоянным пассажирам.
Так, программа “Miles and more” разработана компанией “Lufthansa”. Каждый пассажир получает карточку “Miles and More” с личным номером. Если за год пассажир набирает в свой актив не менее 50 000 миль, то получает другой вид карточки – “Lufthansa Frequent Traveler Card (LFT)”. 100 000 миль дают право на получение Senator Card, принимаемой к оплате как кредитной.
Для участников предусмотрены следующие льготы и премии:
· бесплатный полет в любую точку, куда летают самолеты “Lufthansa” и ее партнеры;
· повышение класса обслуживания;
· дополнительные услуги при проживании в отелях или при аренде автомобилей;
· посещение учебного центра компании “Lufthansa” в Аризоне (суперпремия).
Программа “Qualiflyer” разработана авиакомпанией “Swissair”. Пассажир, желающий участвовать в программе, заполняет карточку, после чего на его счет зачисляются мили, количество которых соответствует длине маршрута.