Труд как средство эстетического воспитания

СОДЕРЖАНИЕ: Формирование эстетической культуры личности. Понятие эстетической культуры: цели и задачи. Сущность эстетического воспитания, его содержание, цели и задачи. Труд как средство эстетического воспитания. Технология изготовления декоративных цветов из ткани.

Оглавление

§ 1. Формирование эстетической культуры личности

1.1 Понятие эстетической культуры, его цели и задачи

1.2 Сущность эстетического воспитания, его содержание, цели и задачи

1.3 Труд как средство эстетического воспитания

§ 2. Технология изготовления декоративных цветов из ткани

2.1 Основные текстильные материалы

2.2 Обработка горячими инструментами

§ 3. Инструменты и приспособления, применяемые для изготовления цветов

3.1 Нагреваемые металлические инструменты

3.2 Прикладные материалы

3.3 Символика цвета

Список литературы


§ 1. Формирование эстетической культуры личности

1.1Понятие эстетической культуры, его цели и задачи

Эстетическая культура – важнейшая составляющая духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. (1, с. 224).

Эстетика – это философская наука о прекрасном в действительности и в искусстве, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты», об общих закономерностях искусства, художественного творчества и эстетического воспитания человека.. термин «эстетика» происходит от греческого слова «aisthtsis», что в переводе означает ощущение, чувство. Слово это в качестве названия определенной науки было впервые введено немецким теоретиком искусства Баумгартеном. Его труд «Эстетика» был опубликован в 1750 г. С того времени эстетикой стали обозначать отрасль научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше. Истоки эстетической практики и эстетических знаний уходят в глубь человеческой истории. Уже на заре цивилизаций у человека развилась способность чувствовать красоту окружающих его предметов. Этому свидетельствуют проявления первобытными людьми эстетического отношения к окружающей действительности, художественных наклонностей в виде орнаментально украшенных орудий труда и быта, наскальных изображений животных. Данные свидетельства наука относит к ориньяко-солютрейскому периоду верхнего палеолита (35-10 тыс. лет назад).

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают процесс человечества во всех сферах жизнедеятельности человека. Значение эстетического развития личности возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Именно данное обстоятельство актуализирует проблему формирования эстетической культуры личности, создания для этого благоприятных условий. (1, с.225). Эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В целом эстетической культуре присущи следующие функции:

- информационно-познавательные, реализуемые в знаниях личности;

- ценностно-ориентационная, реализуемая в убеждениях, в направленности эстетических оценок, взглядов и вкусов;

- деятельно-волевая, реализуемая в эстетических способностях, определяющих социально-творческую направленность эстетической культуры;

- коммуникативно-регулятивная, проявляющая в эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности. (1, с. 226).

«Чувство изящного, - писал В.Г. Белинский, - есть услвоие человеческого достоинства… Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума, остается один «пошлый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма… Кто не полюбил стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе – сказку, годную для занятия от скуки, - тот не человек… Эстетическое чувство есть основа доброты, основа нравственности». (5, с.363).

1.2Сущность эстетического воспитания, его содержание, цели и задачи

Как и любая деятельность – эстетическое воспитание имеет свою цель. Следует различать ближайшую и конечную цели.

Ближайшая цель эстетического воспитания состоит в формировании правильного эстетического отношения к тем или иным явлениям деятельности, такое воспитание эстетических чувств, понятий, суждений, взглядов, которое оказывает влияние на культуру поведения человека, будь то ребенок или взрослый.

Правильное эстетическое отношение к явлениям действительности означает: любовь и интерес к природе, искусству, развитие способности как в области эстетического восприятия и суждения, так и овладении умениями отдельных видов искусства (пение, рисование, чтение, танец и т.д.).

Конечная цель эстетического воспитания заключается в воспитании, обучении и подготовке всесторонне развитого и всесторонне подготовленного человека.

Определяют следующие задачи эстетического воспитания:

Во-первых, формирование эстетической культуры личности является важнейшей задачей эстетического воспитания, которое выступает как важная составная часть воспитания. В ней подразумевается передача подрастающему поколению всего накопленного человеком опыта чувственно-эмоциональной и интеллектуальной жизни.

Разносторонность и богатство знаний об эстетическом освоении человеком природы, о самом себе, о мире художественных ценностей - основа формирования широких интересов, потребностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность.

Во-вторых, задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развитие способностей эстетического воспитания таких социально-психологических качеств личности, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Это – задача развития эмоционально-чувственной сферы жизни человека, которая обеспечивает широту и разнообразие чувственных контактов воспитуемого с внешним миром. В-третьих задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетически творческих способностей. Главное состоит в том, чтобы воспитывать, развивать такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного создателя, творца эстетических ценностей, которые позволяют ему не только наслаждаться красотой мир, но и преобразовывать его по законам красоты.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.

Таким образом, задача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.

1.3 Труд как средство эстетического воспитания

Труд – одна из определяющих характеристик человеческого существования в мире. Человек – субъект труда, но с другой стороны, история человека есть история его становления трудом.

Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда, как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического воспитания и развития личности. (4, с.117).

В сфере трудового воспитания открываются поистине безграничные возможности формирования широкого спектра эстетических способностей личности.

Эстетический аспект труда связан с проявлением и развитием творческого потенциала личности, с субъективным переживанием творчества как особого духовного состояния в единстве его интеллектуальных, этических и эстетических сторон, с бескорыстным наслаждением результатами трудовой деятельности. Современное производство с его акцентом на интеллектуализацию и гуманизацию трудового процесса востребует в значительно большей степени работников с высоко развитой эстетической культурой, обладающих способностью к чувственно-эстетическому восприятию трудовых операций, соображением и интуицией, повышенным чувством гармоничности дисгармоничности. Именно эти способности работников выступают сегодня как важнейшие факторы результативности и успешности трудовой деятельности. (1, с. 226).

Возможности эстетического формирования личности в труде уникальны:

- в труде человек выступает в сложной совокупности социально-психологических характеристик, и потому эстетическое воспитании труда теснейшим образом связано с нравственным воспитанием, с формированием культуры общения, с переживанием целесообразности как красоты и красоты как целесообразности;

- эстетическое переживание труда способствует преодолению досадной исторически обусловленной и исторически переходящей разорванности красоты и утилитарности;

- в труде человек не только созерцает, но и сам творит красоту, причем в сфере осуществления ему присущи способности и умения: здесь каждый может найти возможности для реализации собственных творческих способностей.

В процессе труда человек переосмысливает и преобразует не только объект, но и самого себя. Чувство прекрасного возникло в процессе трудовой деятельности человека. В труде человек получает наслаждение от результата творческих, физических и умственных усилий от совершенства форм и содержания предметов своей деятельности, от преобразования им самим окружающего мира. В результатах труда человек как бы создает самого себя в созданном им же мире, а это уже эстетическое отношение, ибо суть его – гармонизация человека и среды, запечатление и переживание мира в себе и себя в мире. И напротив, отсутствие в труде положительных эстетических эмоций свидетельствует о его безразличности, отчужденности. Так, развитие человеческого труда и эстетическое становление личности – процесс взаимосвязанный.

Эстетическое воспитание на уроках технологии в школе – это воспитание у учащихся эстетического отношения к труду к его условиям, общественной направленности, результатам организации труда, к качеству трудовых действий и операций. Под эстетическим отношением следует понимать такое отношение, которое предполагает:

- оценку наблюдаемых трудовых явлений с точки зрения того, что прекрасно, а что безобразно. Прекрасным в труде в самом общем виде считают все, что действует на чувство и разум как сила, возбуждающая в людях удивление, гордость, и радость перед их способностью к творчеству.

- переживание удовольствия или неудовольствия от наблюдаемого. Имеется в виду удовольствие, получаемое от удовлетворения духовных потребностей, в данном случае потребности в красоте. Задача учителя – помочь ребенку удовлетворять их в общении с окружающей жизнью и научить находить удовлетворение в собственной трудовой деятельности.

- участие в творчестве по законам красоты – наиболее активная форма эстетического отношения к труду. Творить по законам красоты значит творить согласно своим представления о красоте труда.

В системе эстетического воспитания большую роль должны сыграть как подготовка к выполнению трудового задания, так и сам процесс изготовления изделия. Она не может быть совместимой с неверными убеждениями о том, что эстетическое воспитание детей осуществляется на заключительном этапе изготовления предмета, при его отделке.

Выбор объекта труда и знакомство с ним постановка и планирование труда, анализ чертежа и разметка, обработка материала и отделка изделия – все этапы работы должны эстетически воспитывать учащихся. В этой системе исключительная роль отводится четкой организации коллективного труда, борьбе за красоту трудовых действий учащихся, за высокую культуру условия работы.

Занятия по технологии в школе являются одним из основных средств эстетического воспитания. Мало вооружить детей конкретными умениями и навыками по обработке материалов надо пробудить у них внутренний интерес к труду, вкус к красоте предметного мира, вооружить четкими эстетическими идеалами, вызвать стремление к активному участию в творчестве по законам красоты.

Подготовка к выполнению трудового процесса предполагает заранее продуманный план занятий по развитию эстетических представлений, чувств, вкусов, идеалов. По общему мнению, она должна включать следующие этапы:

1. Выбор объекта труда (подбор изделий для изготовлении на уроках технологии).

2. Предварительное знакомство с ним.

3. Постановка цели труда.

4. Эстетический анализ модели образца. (4, с.119).

Эти этапы следует рассматривать как своеобразные ступени в освоении красоты объекта труда и стремиться к максимальному использованию их в эстетическом воздействии на учащихся.

I этап. Эстетическое воспитание на уроках технологии должно начинаться с выбора объекта труда. Это первый этап подготовки детей к выполнению творческого задания, первый шаг эстетического воздействия на них. Эффект при этом будет зависеть от того насколько активно привлекается ребенок к участию в выборе объекта труда, какие требования предъявляются к намеченному для изготовления изделию. Активное участие в выборе объекта труда не только усиливает интерес учащихся к намеченным для изготовления предметов, но и становится актом общения детей с красотой предметного мира, пробуждая эстетическое отношение к действительности и в частности, к намеченному для изготовления предмету. При этом можно использовать цветные фотографии, репродукции картин и рисунков или изготовленный самим учителем образец, чертеж будущего изделия. Наглядность усиливает интерес учащихся, становится актом общения детей с красотой окружающего мира, пробуждает у них эстетическое отношение к действительности.

Объекты труда имеют различные возможности эстетического воздействия в зависимости от своего внешнего вида. Наличие возможностей зависит и от характера трудового процесса, который они предполагают. Все зависит от того, как учитель организует выполнение изделия. Осуществляя выбор изделий для изготовления на уроках технологии, учитель прежде всего должен предъявить к нему следующие требования: объекты труда должны обладать широкими возможностями эстетического воздействия на учащихся, они должны быть разнообразны. (4, с.120).

Мало привлечь учащихся к выбору объекта труда, надо помочь им подобрать такой предмет для изготовления, который смог бы служить источником эстетического воздействия на всех последующих этапах трудового процесса, возбуждал бы активность и желание проверить творческие способности, воспитывал вкус.

II этап. В практике учителей определенное место занимает предварительные наблюдения детьми объекта труда. Такие наблюдения в основном направлены на выявление особенностей строения предмета. Находясь в окружении многообразного предметного мира, дети постоянно сталкиваются с красивыми предметами, которые непроизвольно задерживают их внимание.

Таким образом, они приобретают первоначальный опыт эстетического анализа предметного мира. Поэтому необходимо посредством этих наблюдений формировать эстетическое отношение к предметному миру, индивидуальный вкус. Например, рассказав девочкам о цветочной аранжировке можно предложить их в качестве домашнего задания составить цветочную композицию из определенных цветов. Сделать эскиз композиции и описать ее по используемым приемам составления цветочных композиций. А через несколько уроков им предстоит составлять композицию из имеющихся цветов. При этом у них уже будут определенные представления по этому заданию, так как композиции заранее обдуманы, составлены и исправлены допущенные ошибки.

III этап. Цель труда по своему содержанию весьма многогранна: она включает учебную и воспитательную эстетическую и общественную стороны. Учебная и воспитательная цели труда направлены на формирование личности детей; предметная и эстетическая , общественная – связаны с объектом труда. Во время постановки эстетической цели иногда полезно развернуть перед детьми яркие перспективы оценки результатов их труда (конкурс, соревнования). (4, с.121).

Постановка цели труда может и должна быть использована как фактор эстетического воздействия на учащихся. Характер постановки цели труда накладывает свою печать и на характер труда детей. Чем ярче, увлекательнее цель, тем содержательнее и результативнее труд школьников. Занятия, направленные на выработку примитивных трудовых умений и навыков, не побуждают у учащихся ни сознания творца, созидателя, ни чувства удовлетворения от принесенной своим трудом пользы, ни наслаждения от красоты законченного изделия.

IV этап. На уроках технологии в процессе труда выделяется эстетический анализ изделия образца, то есть рассмотрение его что он является предметом эстетического отношения.

Задача эстетического анализа – дать развернутую эстетическую оценку изделию в словесной форме. Значение этого этапа сводится к следующему:

1. Учащийся учится четкому выражению своего эстетического суждения о предмете, стремясь глубже осмыслить особенности предмета, сущность своего отношения к нему.

2. Он активно упражняет свой эстетический вкус.

3. Постоянно сравнивая свою оценку с оценкой других, обогащает свои представления о красоте предметов. (4, С.121).

Кроме того, значение эстетического анализа изделия образца несомненно и в другом плане, в плане достижения высокого качества результатов труда: вооружая учащихся более точным и осмысленным представлением о красоте объекта труда, он делает цель работы более ощутимой и доступной, он укрепляет возникшее стремление к высокому результату труда.

Таким образом, выбор объекта труда, предварительные наблюдения, постановка цели, эстетический анализ модели могут и должны осуществляться под знаком широкого осознания с красотой окружающего мира, могут и должны быть значительным фактором эстетического воздействия на учащихся.

Большое значение в эстетическом воспитании учащихся имеют условия, в которых они трудятся. Значительную часть времени дети проводят в школе, и то, в каких условиях они занимаются, в частности на уроках технологии, оказывает серьезное влияние на их развитие.

Условия труда неразрывно связаны с организацией коллективной и индивидуальной работы детей, они оказывают положительное или отрицательное влияние. Успехи в работе детей во многом зависят от правильно организованных условий труда. Кроме того, сама по себе рабочая среда – это источник эстетического воздействия на ребенка, активный воспитатель. Эстетика костюма, интерьера, станков, инструментов, имеет большое значение. (4, с.121).

Первое необходимое условие для создания условий труда это просторный светлый класс. В таком помещении дети с удовольствием занимаются. При хорошей освещенности рабочего места меньше утомляются, заметно повышается активность учащихся, значительны их успехи. Заботясь о хорошем освещении классных комнат, не стоит забывать о цвете. Немало света в помещении добавляют краски, которыми окрашены стены, мебель. Самый светоносный цвет – белый (отражает 80% падающего света). Каждый цвет оказывает определенное, весьма сильное и неодинаковое психологическое и эмоциональное воздействие на человека, одни цвета благоприятны, другие нет.

В результате наблюдений и исследований установлено, что глаз лучше всего воспринимает желто-зеленую частоту солнечного спектра, зеленый цвет является для него наиболее нормальным: он понижает внутриглазное давление, обостряет слух, способствует нормальному кровенаполнению сосудов, обеспечивая наиболее легкие условия для работы глаза.

Дать рациональное цветовое решение учебного помещения (мастерской, кабинета) – значит обеспечить одно из важнейших условий труда, один из существенных факторов эстетического воздействия на ребенка.

Другая не менее важная сторона – эстетика рабочего места, которая предполагает высокое качество инструментов, оборудования, материалов, культуру их содержания и использования.

Инструменты должны отвечать требованиям с точки зрения эстетического воспитания. Прежде всего, они должны доставлять удовольствие, пробуждать положительные эмоции своим внешним видом, должны быть удобными в пользовании. Когда работа идет легко, органы осязания на руках и группу мышц, занятые выполнением тех или иных действий, сигнализируют, что все в порядке – перегрузок и утомлений нет. Это создает физиологическую основу для возникновения эстетического чувства, так как в его появлении немалую роль играют и двигательные ощущения.

Немаловажную роль в эстетическом воспитании играет пи рабочая одежда учащихся на уроках труда. Рабочая одежда не должна сковывать движений, не пачкать основную одежду и непосредственно отражаться на характере рабочих движений и их качестве, а, следовательно, на красоте самого процесса труда и его результативности. Воспитывая эстетическое чувство учащихся к труду, важно добиваться, чтобы труд стал потребностью, превратился бы в труд по «душе».

Можно выделить следующие формы и виды работ по эстетическому воспитанию:

· Рассказы, беседа, демонстрации моделей, образцов изделий и т.д.

· Выставки лучших работ учащихся.

· Кружковые и факультативные занятия.

· Посещение театров, кинотеатров, выставок, музеев, оранжерей, ботанических садов.

· Соревнования и олимпиады, конкурсы по предмету технология.

· Праздники, мероприятия.

Разнообразна и тематика бесед и других мероприятий:

· Что такое цветочная аранжировка?

· История создания цветочных композиций, букетов.

· Цветочный этикет.

· Цветы в интерьере.

· Эстетика цветов.

Таким образом, отметим, что огромное возможности эстетического воздействия заложены на уроках технологии. Именно здесь дети с фантазией и желанием творят, смогут проявить все свои способности, развивая общие и профессиональные интересы.


§ 2. Технология изготовления декоративных цветов из ткани

2.1 Основные текстильные материалы

Для изготовления отделочных цветов наиболее подходят ткани из натурального шелка (туаль, крепдешин, шифон, полотно, атлас, креп-сатин), а также бархат и панбархат. Пригоден для цветов вискозный и ацетатный шелк (полотняного и атласного переплетения). Из хлопчатобумажных тканей можно рекомендовать тонкий батист. Возможно изготовление цветов из синтетических тканей и трикотажа (лавсан, нитрон, нейлон). Но работа с такими материалами требует большого опыта и внимания: инструменты для каждого вида синтетического материала следует нагревать до строго определенной температуры, так как при перегреве он плавится, а при недогреве не поддается обработке. Иногда делаются цветы из «золотой» или «серебряной» парчи с гладкой фактурой. Для изготовления цветов обычно используются обрезки материалов, оставшиеся от шитья легкого платья, а также старую, уже ненужную одежду, которую следует распороть, тщательно выстирать и подутюжить. Однако для светлых цветов следует использовать только новый материал, иначе они будут выглядеть старыми, пожелтевшими, и работа пропадет зря.

Но многие из перечисленных тканей в настоящее время не продаются в магазинах. А взамен им предлагается огромнейший ассортимент новых тканей, обладающих новым перечнем свойств. Как же разобраться и не ошибиться в выборе ткани для изготовления того или иного цветка?

Для того чтобы осветить на этот вопрос проведем ряд исследований над отдельно взятыми тканями.

Ткань подкладочная. На вид ткань легкая и нежная, полотняного переплетения. После обработки желатином ткань быстро сохнет, становится прозрачной, как калька. Детали вырезаются легко, даже в 2-3 сложения ткани. Но попытка придать деталям цветовую окраску или просто затемнить основания лепестков, как у роз, не удается. Краска не растекается по ткани, а ложится пятнами. И при высыхании покрытые краской детали становятся неестественными и портят общий вид цветка. При гофрировании деталям из подкладочной ткани трудно придать форму шара, образуются складки и заломы. А после гофрирования детали довольно плохо сохраняют форму. Учитывая перечисленные недостатки и достоинства подкладочной ткани можно сказать, что из нее наилучшим образом будут выглядеть пышные и нежные цвета. Такие как, хризантема, пион, астра, которым не требуется дополнительная окраска лепестков и не так важна идеальная форма каждой детали цветка.

Креп-сатин . На ощупь ткань плотная, тяжелая, саржевого переплетения. Лицевая сторона креп-сатина похожа на атлас, что придает ткани особое благородство. После обработки желатином ткань становится очень плотной, как картон, сильно теряет благородный блеск. Придать деталям из креп-сатина цветовую окраску также не удается. Краска не растекается по ткани, образует четко выраженные пятна, стекая по диагонали саржевого переплетения. Гофрировке ткань поддается великолепно. Деталям из креп-сатина можно придать любую форму, в том числе и шаровидную. После гофрирования детали очень хорошо сохраняют приданную им горячими инструментами форму. Зная все эти качества и учитывая то, что лицевая и изнаночная сторона креп-сатина различны из него можно изготовлять одинарные цветы, не требующие окрашивания. Это ромашки, колокольчики, маки и т.д.

Шелк. Шелка бывают разные: искусственные и натуральные, на ощупь плотные и прозрачные, легкие и тяжелые. После обработки желатином шелк немного тускнеет и становится более жестким, чем был. При окрашивании деталям из шелка можно придать любые цвета и и их оттенки. Краска легко расплывается на структуре ткани, образуя естественные разводы, воссоздавая творения природы. В процессе гофрирования деталям из шелка можно придать самые разнообразные формы: трубочки, шаровидную, канавки различных изгибов на лепестках. После гофрирования детали относительно средне сохраняют форму; лучше, чем из шелка можно порекомендовать изготовление всех цветов, требующих дополнительной окраски лепестков и листьев.

Таким образом, при изготовлении цветов из ткани залогом успеха является правильный выбор ткани для определенного типа цветка, а именно: красота цветовых сочетаний лепестков цветка, его форма, естественность. Учитывая свойства рассмотренных тканей, можно порекомендовать следующее: изготовлять розы всех видов только из шелковых тканей, а именно из крепдешина; хризантемы и пионы из подкладочной, так они не требуют дополнительного подкрашивания; а из креп-сатина хорошо будут выглядеть ромашки, колокольчики и фиалки, им важно сохранить красивую форму.

2.2 Обработка горячими инструментами

Обработку горячими инструментами, т.е. все операции по приданию законченной формы называют одним словом – гофрировка. Гофрировка лепестков является наиболее трудной и требующий большого внимания операцией в изготовлении цветов. Освоение ее дается постепенно, по мере накопления опыта. Прежде всего, чтобы не сжечь и не испортить деталь, необходимо проверить нагрев инструмента. Лепестки перед гофрировкой следует слегка увлажнить, что существенно облегчает работу и улучшает качество гофрировки. Для увлажнения лепестки кладут между двумя влажными полотенцами на несколько минут. Причем, чем толще ткань, тем дольше они должны увлажнится, но держать продолжительное время в полотенцах лепестки не следует, так как мокрый желатин прилипает к инструментам. Каждый лепесток обрабатывают, пока он не высохнет, в противном случае он может деформироваться.

Бульки. Увлажненный лепесток кладут на мягкую резиновую или поропластовую подушку и надавливают на него сверху нагретой булькой, одновременно вращая ее вокруг оси ручки в ту и другую сторону. На лепестке при этом получается углубление в виде части шарообразной поверхности. Чем сильнее нажимать на ручку бульки, тем оно будет глубже. Если же при этом продвигать бульку вдоль (или поперек) лепестка, можно получить углубление овальной формы. Булькой часто пользуются для создания волнистых краев лепестка. Для этого по краю лепестка делают мелкие углубления поочередно с лицевой стороны и с изнанки. После проведения по краю лепестка небольшой булькой, он отогнется.

Ножи. (одинарные и двойные). Обычно детали цветов обрабатывают ножами на жесткой резиновой подушке. Лезвие ножа при гофрировке должно быть перпендикулярно к плоскости подушки. Для получения гофрированной поверхности наносят вначале канавки на лицевой стороне листа, затем лист переворачивают вверх и делают канавки в промежутках между лицевыми канавками.

Крючки. Для отгибания края лепестка его кладут на полужесткую подушку и проводят крючком по краю. Чем сильнее нажим на крючок, тем сильнее закручивается край. Для плавной гофрировки края продавливают канавки, располагая их на лепестке радиально (перпендикулярно к касательной края лепестка) через равные расстояния.

Длина канавок зависит от общей формы лепестка. Нажим на крючок делают сильнее и ослабляют его к центру лепестка. Затем, перевернув лепесток изнанкой вверх, выполняют такие же канавки в промежутках между лицевыми канавками. Размеры волн гофрировки зависят от диаметра проволоки крючка. Крючком выполняют продолговатые выпуклые и вогнутые поверхности на лепестках.

Утюжки . Ими работают так же, так и крючками, но в узких местах лепестков и листьев, где длинным крючком работать неудобно. Утюжками работают на полужесткой подушке.

Конусы . Конусами работают на полутвердой подушке. Применяют, например, при формировании цветов типа колокольчик острие конуса направляют к нижнему концу цветка. При этом боковая поверхность конуса кругообразно выглаживает раструб венчика.

Шпатель . Этот инструмент заменяет крючок из тонкой проволоки и служит для гофрировки поверхности и краев лепестков и листьев. С помощью шпателя можно быстро и красиво загофрировать листья, нанося им мелкие канавки с изнанки через небольшие промежутки, т.е. как бы штрихуя поверхность листа.

Пинцет. Занимая нагретым пинцетом край лепестка, можно отогнуть его. Для этого лепесток вытаскивают из зажатого пинцета пальцами левой руки за нижний край его конец и одновременно поворачивают пинцет от себя. Таким же образом можно выполнить и продольные канавки на лепестках.


§ 3. Инструменты и приспособления, применяемые для изготовления цветов

3.1 Нагреваемые металлические инструменты

Нагреваемые металлические инструменты предназначены для придания деталям цветов определенной формы. Такие инструменты можно приобрести в наборах, которые продаются в магазинах, но можно и изготовить и самим. Инструменты могут быть электрифицированными или нагреваться механическим путем, то есть на нагревательных приборах: керогазе, электрической плитке или газовой плитке. Материал для изготовления инструментов – сталь, латунь и медь. Рабочая поверхность нагревательных инструментов должна быть гладкой, полированной. Для удобства работы и предохранения рук от ожогов каждый ручкой инструмент должен иметь деревянную ручку, которую можно приобрести в хозяйственном магазине.

Ножи . Ножи по конструкции в зависимости от числа лезвий могут быть двойными, тройными и однородными. Лезвия не должны быть слишком острыми, чтобы при проведении по ткани они оставляли на ней узкую канавку и не повреждали нитей и не разрезали ткань. Желательно иметь два двойных ножа с разными расстояниями между лезвиями 1,2 и 2,5 мм. Такие ножи можно изготовить из проволоки диаметром 6-8 мм, расплющив и изогнув один из ее концов с последующей обработкой напильником и полировкой лезвия.

Бульки. Бульки – это шары различного диаметра, крепящиеся на ножке, которая в свою очередь, заканчивается деревянной ручкой. Разная величина шаров обусловлена их использованием для изготовления различной величины лепестков. Желательно иметь для работы бульки следующих диаметров, мм: 3, 4, 6, 8, 10, 12, 15, 18, 21, 25, 30, 40, 55. Для изготовления булек используются стельные шарики (от старых подшипников), которые привариваются к стержням, можно также выточить шарики вместе со стержнями, материал которых сталь Ст.3.

Крючки. Крючки служат для завивки краев лепестков, гофрировки лепестков хризантем, выполнения мягкой формы канавок и т.д. Крючки изготавливаются из проволоки, диаметром 2-4 мм. Материал – сталь Ст.3. Одни из них могут быть в виде изогнутого стержня, другие – в виде замкнутой петли, третьи – в виде кольца, приваренного к стержню.

После приобретения перечисленных инструментов можно приступать к изготовлению цветов. Однако инструменты, указанные ниже, намного облегчают и ускорят работу.

Конусы . Для придания конусной формы используются конусы, которые также крепятся к стержню. Материал конуса – качественная сталь Ст. 20 х 4. (28, с.127). Работу с конусами выполняют на полутвердой подушке. Обычно при помощи конусов формируются цветы типа колокольчик. Для этого острие направляют к нижней части цветка, а боковая поверхность кругообразно выглаживает раструб венчика.

Утюжок . Для изготовления самых узких мест лучше пользоваться утюжками вместо крючков. Утюжки можно смастерить как из проволоки, так и из гвоздей. Для этого необходимо накалить их на огне докрасна, а затем расплющить молотком, обработать напильником и отполировать, материал – сталь Ст.3.

Шпатель. Шпателем можно пользоваться вместо тонкого крючка. Работа со шпателем происходит быстро, получаются мелкие канавки через небольшие промежутки. Этот удобный инструмент можно сделать из обычного медицинского шпателя, служащего для осмотра горла. Закруглив надфилем прямоугольные и отполировав их, можно использовать оба конца для гофрировки листьев и лепестков. Для того, чтобы насадить на этот инструмент деревянную ручку, следует разрезать шпатель поперек пополам и приварить к каждому из них стержень с канавкой размером 1,5 х 1,5 мм. Материал шпателя – качественная сталь 20 х 4.

Станочек-фильера . С его помощью делают мягкие трубочки - стебли для цветов. Рабочая часть фильеры представляет собой пластику с просверленными в ней отверстиями диаметром 1,2; 1,5; 2; 2,5 и 3 мм. Отверстия эти для удобства работы должны быть резенкованы. Сварные швы зачищают. После того как пластику нагреют, станочек прикрепляют к краю стола с помощью струбцины, болт который имеет свободный ход 2,5 мм. Материал – сталь Ст.3.

Пинцет. Пинцетом завивают края лепестков, выполняют на них вмятины и канавки. Пинцет нагревают и зажимает лепесток, который вытягивается другой рукой. При этом пинцет нужно выворачивать на себя. Изготавливают пинцет так: рифленую поверхность на внутренней стороне пластинок медицинского шпателя и острие сглаживают напильником и шлифуют.

Пресс-форма (штамповочная форма). В условиях мастерских по изготовлению цветов для придания определенной формы листьям и лепесткам часто применяют пресс-формы (штампы). Причем для каждого листа и лепестка конкретной конфигурации нужна своя пресс-форма. По своему внешнему виду она напоминает форму для приготовления орешков из теста. Она состоит из верхней и нижней частей (массивных металлических тарелок), с одной стороны соединенных шарниром, а с другой – имеющих ручки – стержни. На нижней тарелочке имеется углубление, наружный контур которого соответствует детали цветка, а днище гравируется или отливается как отпечаток выпуклой поверхности листа или лепестка. Поверхность верхней части формы соответствует поверхности формы. При наложении тарелочки плотно входят друг в друга. Тарелочки пресс-формы нагревают до нужной температуры. В углублении нижней части вкладывают выкроенную деталь цветка (слегка увлажненную), затем верхнюю часть формы с помощью ручки опускают на нижнюю и прижимают к ней. В результате на детали остаются отпечатки всех выпуклостей и прожилок, которые иногда так сложно выполнить другими инструментами. Пресс-формы могут быть и других конструкций. Материал – серый чугун Сч.15-32. (28, с.125)

Щипцы . Щипцами завивают лепестки георгинов. Детали щипцов вытачивают на токарном станке в виде двух отдельных колец. Поверхность колец полируются и затем распиливаются на пять равных частей. В качестве рычажной основы щипцов берут обычные канцелярские ножницы, концы которых отпиливают. К этим концам приваривают распиленные детали так, чтобы они плотно прилегали друг к другу, когда щипцы закрыты.

Штамп-лапки. Формирование лепестков мелких цветов значительно облегчается при использовании штамп-лапок. Штамп-лапка заменяет верхнюю часть пресс-формы, а нижнюю часть заменяет жесткая резиновая подушка. Для формирования лепестка каждой конкретной формы необходима своя штамп-лапка. Штамп-лапки можно выполнить из проволоки диаметром 5 мм, расклепав один из ее концов с последующей обработкой надфилем и полировкой. Материал – сталь Ст.3.

Ножницы . Необходимо иметь две пары ножниц: одни небольшие и острые для вырезания деталей цветков, другие побольше для разрезания на куски проволоки. Ножницы следует научиться затачивать самим. Для этой цели нужно купить плоский алмазный надфиль.

Пинцеты . Употребляются для захвата мелких деталей цветов при их подкраске и сборке. Необходимо иметь пинцеты разных размеров (2-3 штуки).

Шило . Шило используют для прокалывания лепестков и листочков. Оно обычно бывает круглого и треугольного сечения.

Вырубки. Инструменты сокращают время изготовления одинаковых деталей. Материал выстилается в несколько слоев, затем кладут на жесткую основу. Сверху материала устанавливают вырубку, по которой ударяют молотком. В корпусе должно делать отверстие таким образом, чтобы вырезанные детали свободно выходили из него. Режущая часть вырубки должна иметь форму листа или лепестка и быть изготовлена из легированной стали, которую следует хорошо заточить. С помощью вырубок вырезают венчики незабудок, фиалок, ландышей и других мелких деталей. Материал – сталь Ст.3.

Пендель . Применяется как шило, но проделывает большие отверстия. Материал – сталь Ст.3.

Прикладные материалы

Проволока . Для стебельков цветов лучше всего подходит мягкая медная проволока. Толщина ее для крупных цветков должна быть примерно 1 мм , для мелких – меньше. Можно использовать проволоку от старых трансформаторных катушек, бывших в употреблении электрошнуров и многожильных кабелей.

Бумага . Для обивки проволочных стеблей необходима цветная бумага. Она должна быть тонкой, но прочной (креповая, папиросная т.п.).

Прочие материалы . К ним относятся:

• Манная крупа, которую иногда применяют для изготовления тычинок и сердцевинок цветов. В случае необходимости манку красят в нужный цвет концентрированным раствором анилинового красителя в спирте или же цветной тушью;

• Пшено, с помощью которого на сердцевинке выполняют крупно-зернистую фактуру поверхности, например, ромашки;

• Поролон для выполнения срединок подушечек ромашек и др., аналогичных цветов;

• Пуговицы плоские и выпуклые разных размеров для изготовления сердцевинок цветов;

• Лак бесцветный для ногтей, им покрывают отдельные детали цветов для придания блеска и прочности;

• Зубной порошок служит в качестве наполнителя в составе пата, из которого выполняют тычинки, мелкие бутоны и т.д.

Клей . Клей, применяемый для изготовления цветов, не должен обесцвечивать краски и оставлять заметный след после высыхания; он должен быстро высыхать и обеспечивать достаточную прочность.

Клей можно приготовить самим. В настоящее время в продаже имеется большое количество различных синтетических клеев. Это поливинилацетатные клеи ПВА и ПВА-М. Они высыхают за 20 мин. И превращаются в прозрачную пленку.

Нитки . Для изготовления тычинок применяются обычные катушечные нитки от № 10 до № 50. В необходимых случаях нитки подкрашивают анилиновыми красителями. Стебельки отделочных цветов можно обвивать тонкими шелковыми нитками нужного цвета.

Краски . Анилиновые красители. Наиболее подходят для окраски тканей анилиновые красители, которые подразделяются:

• На красители для шерсти и натурального шелка;

• На красители хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Химические красители . Некоторые из химических реактивов могут служить в качестве красителей для тканей.

Химические реактивы можно разводить как в воде, так и в спирте, кроме фуксина кислого, который разводят в слабом растворе уксусной кислоты. Кислая среда при крашении создается при добавлении к нейтральному водному раствору уксусной кислоты, а щелочная – добавлением пищевой соли (двууглекислого натрия).

Лекарственные красители . Такие лекарственные препараты, как акрихином и риванолом могут окрасить ткани в зеленовато-желтый цвет, а плазмоцидом – в салатный.

Химические чернила. Чернила можно приготовить путем растворения в теплой воде грифелей химических карандашей с последующей фильтрацией растворов, которыми также можно окрашивать ткани.

Цветная жидкая тушь . Ее применяют для подкраски лепестков и тычинок цветов. Тушь разных цветов можно смешивать, получая различные оттенки. Для получения малонасыщенного тона тушь разбавляют спиртом или водой.

Гуашь.

Бронзовая или алюминиевая краска . Ею обычно окрашивают тычинки и сердцевинки цветов. При этом бронзовую или алюминиевую пудру разводят лаком ли клеем ПВА.

Растительные красители (природные). Такие красители очень доступны: некоторые произрастают на полях и в рощах непосредственно рядом с нашими домами, другие же можно купить в аптеках. Природные красители содержатся в коре, древесине и в корнях, цветках, ветках и листьях. Большинство красителей обладают высокой устойчивостью к различным воздействиям. Красители из молодых растений более интенсивные и дают сочные тона.

Подушки. Формирование лепестков и листьев горячими металлическими инструментами выполняют на резиновых подушках (пластинах). Рекомендуется иметь: две твердые резиновые пластины.

Кисти. Для подкрашивания деталей цветков необходимо иметь несколько легких кистей (лучше колонковых или беличьих) средних размеров, например, № 4, 6, 8, 10 и 12. Кисти должны быть пострижены так, чтобы при смачивании образовывался узкий кончик. Кроме того, следует приобрести пару плоских из кистей шириной 8 и 12 мм из мягкой щетины.

Посуда . Потребуется такая посуда:

- бутылки объемом 50-100 мл с плотными пробками для хранения разведенных красителей;

- банки для подкраски лепестков (5-6 шт.) методом погружения;

- стаканы для нарезанной проволоки;

- две эмалированные миски для крашения текстильных материалов.

Деревянная рамка . На такое приспособление натягивают материал для накрахмаливания и высушивания. Рамку нетрудно сделать из строганных деревянных реек. В них просверливают отверстия под скрепляющие болты М 5 х 20 с гайкой. Рейки готовой рамки следует обшить светлой мягкой тканью (фланелью, полотном), к которой приметывают материал для накрахмаливания. Может быть и другой способ закрепления материала в рамке. Рейки тканью не обшиваются, а забиваются в них гвозди диаметром 2 мм через каждые 50 мм. Таким образом, чтобы их острия выступали на 25 мм. На эти гвозди натягивают ткань, прокалывая ее по периметру.

Коробки . Для хранения заготовок и полуфабрикатов необходимы картонные коробки разных размеров. Мелкие же детали (например, тычинки) хорошо хранить в прозрачных пластмассовых коробочках.

Стекло. На стекле удобно подкрашивать лепестки цветов. Примерные его размеры 600 х 500 мм, толщина 4 мм. Острые грани стекла следует обработать надфилем и обклеить полоской ткани. Нижнюю поверхность стекла лучше оклеить белой бумагой, на фоне которой легче различаются цвета.

Символика цвета

Желтый – солнце, свет, радость, а также измена, зависть; теплый, бодрящий, веселый, привлекательный. Символизирует жизнь, радость, уважение к старости.

Оранжевый – теплота, вызов, сильное зрительное воздействие; веселый, жизнерадостный, пламенный. Символизирует мощь, власть, роскошь, солнце радость, своенравие, тщеславие.

Красный – красота, власть, огонь, свобода, кровь, победа, страсть, праздник; возбуждающий, энергичный, согревающий, самый активный. Символизирует жизнь, торжество.

Фиолетовый – достоинство, роскошь, в странах Востока – траур, смерть. Фиолетовый – соединяет эмоциональное воздействие красного и синего цветов, является одновременно и притягивающим, и отталкивающим, полным жизни, но и вызывающим тоску, грусть. Символизирует дружбу, доверие, величие.

Зеленый - жизнь, плодородие, мудрость, мир, надежда и напротив тоска; соединяющий, спокойный. Символизирует покой, плодородие, мудрую осторожность.

Белый – чистота, целомудрие, невинность. Это цвет Христа, Божественного цвета. Белый – нейтральный, все увеличивает, подчеркивает, в букете создает живость, веселье.

Голубой – верность, ясность; холодный, пассивный. Символизирует нежность, легкую грусть, верность, даль.

Синий – спокойный, серьезный, печальный, тоскливый, сентиментальный. Символизирует тоску доверие, печаль, бесконечность, верность.


Список литературы

1. Эстетика. Под. ред. А.А. Радугин. – М.: Центр, 1998. – 240 с.

2. Харламов И.Д. Педагогика. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000. – Кн.2.: Процесс воспитания. – 256 с.: ил.

3. Тагирова З.М. Трудовое обучение и воспитание в школах республики. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. 184 с.: ил.

4. Педагогика. Под. ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. 479 с.

5. Щиряков Н.Н. Эстетическое воспитание учащихся. Минск.1970.

6. Баранов С.П. и др. Педагогика. – М.: Просвещение, 1987. – 368 с.

7. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.: ил.

8. Блинов И.И. Искусственные цветы. Практическое пособие. СПб.: Эгос, Триада, 1996. 96 с., ил.

9. Малахова Е. Изготовление искусственных цветов. Серия «Учебный курс». Ростов н/Д: Феникс, 2000. 320 с.

10. Демешко Е. Растения в интерьере. Мн.: Харвест, 1997. 496 с.

11. Основы цветоводства с элементами фитодизайна / под. ред. Б.М. Миркина. Изд-е Сибайского ин-та Башгосуниверситета. Уфа, 2000. – 117 с.

12. Козенкина Е.А. Цветы из ткани. – М.: Легпроимздат, 1990.

13. Лузанова Л. Для тех, кто вяжет. Природные красители // Наука и жизнь. 1981. № 3.

14. Маракаев О.А. Первый букет. Увлекательная энциклопедия о цветах / художник В.Х. Янаев. – Ярославль: Академия развития, 1999. – 224 с.., ил.

15. Мазаник И. Букет из ирисов лиловых…// Крестьянка. 1996. № 3.

16. Раева М.Л., Липовецкий В.М. Растения в быту. Донецк, 1977.

17. Евстрагова Л.М. Декоративные цветы из ткани. Обработка. Уход. Окраска. Аппликация. Батик. – М.: Эксмо, 2005. – 176 с., илл. (серия «Академия мастерства»)

18. Федотова М.В. Цветы из ткани.2001.

Скачать архив с текстом документа