Цветы - символ молодости
СОДЕРЖАНИЕ: Цветы русского поля в произведениях русских поэтов и художников. Описание красоты лесных и садовых цветов в поэзии и музыке. Присхождение названия некоторых цветов. Цветы в языковой картине мира других народов. Цветы и их значения. Цветочный календарь.Цветы – символ молодости
Посвящается Году молодежи
2009 г.
План
1. Введение
2. Цветы русского поля
3. Цветы русского леса
4. Цветы русского сада
5. Цветы в языковой картине мира других народов
6. Цветы и их значения
7. Интересно о цветах
8. Литература
Введение
У каждого народа есть свои любимые цветы. Для англичан – это роза, нарцисс, клевер (трилистник), для французов – ландыш, для голландцев – тюльпан, для китайцев – хризантема, лотос, для японцев – цветки вишни сакуры.
В своих цветочных пристрастиях народ отражает черты своего национального характера. Огромный, как необъятные просторы России, мир вбирают в себя любимые русскими полевые и садовые, лесные цветы. Сколько надежд, радостей, счастья, теплоты встреч, песен за простыми, всеми известными названиями – василек, ромашка, клевер, колокольчик, сирень, ландыш, одуванчик, фиалка.
Цветы дали жизнь стихам, песням, сказкам и легендам, рисункам и живописным полотнам.
Цветы русского поля
Вся русская история, фольклор и литература, публицистика доказывают особую значимость поля для мироощущения русских.
Каждое поле – крупица русской земли, большая или меньшая, но история ее. Вспомним Куликово поле (воспетое А. Блоком), Бородинское поле («Бородино» М. Лермонтова). Любовь русских к свободе, воле, тоска по счастью отразилась в привязанности к русским бескрайним просторам, полю, степи, раздолью.
Неслучайно поле – излюбленная тема и образ русских песен.
Поле, русское поле…
Пусть я давно человек городской, -
Запах полыни, вешние ливни
Вдруг обожгут меня прежней тоской…
(песня «Поле»)
Замечательно по красоте русское поле, особенно весной и летом, когда расцветают цветы. Наш взор быстро найдет синие цветы василька, желтоглазые ромашки, пушистые соцветия клевера, ярко-желтые одуванчики.
Это пестрое и благоухающее разноцветье создает атмосферу праздника весны, лета.
Красота русских полевых цветов – источник вдохновения русских поэтов. Это доказывают стихотворения И. Бунина и В. Брюсова:
Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майских лесов и лугов.
Увидят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.
(И. Бунин. Полевые цветы)
Цветики убогие северной весны,
Веете вы кротостью мирной тишины.
Ландыш клонит жемчуг
Крупных белых слез,
Синий колокольчик спит в тени берез.
Белая фиалка высится стройна,
Белая ромашка в зелени видна.
Здесь иван-да-марья, одуванчик там,
Желтенькие звезды всюду по полям
(В. Брюсов. Цветики убогие северной весны)
Скромный темно-голубой полевой цветок василька, растущий во ржи и других злаках, обязан своим названием древнерусскому переоформлению греческого basilikon «царский» (цветок, растение), суффиксального производного от basileus «царь».
Глядя на картину А. Венецианова «Девушка с васильками», невольно вспоминаешь крестьянку Акулину из рассказа И.С. Тургенева «Свидание»:
-И-и, какой вздор, моя любезная: в чем нашла страх! Что это у тебя, - прибавил он, подвинувшись к ней, - цветы?
-Цветы, - уныло отвечала Акулина. – Это я полевой рябинки нарвала, - продолжала она, несколько оживившись, - для телят хорошо. А это вот череда – против золотухи. Вот поглядите-ка. Какой чудный цветик; такого чудного цветика я еще отродясь не видала. Вот незабудки, а вот – маткина душка… А это вот я для вас, - прибавила она, доставая из-под желтой рябинки небольшой пучок голубеньких васильков, перевязанных тоненькой травкой – хотите? (И. Тургенев. Свидание)
Холодный возлюбленный Акулины забывает подаренный ею букет васильков, тем самым показав свое бессердечие и жестокость.
Любовь Акулины к полевым цветам подчеркивает чистоту и красоту ее души, близость к природе, наблюдательность и поэтичность.
Василек в рассказе выступает символом нежной, сильной, самоотверженной, но несчастной любви, преданной невинности, хрупкости любящей девушки.
Необычайно образно звучит строка «Ты – мое васильковое слово…» из стихотворения С. Есенина «Я красивых таких не видел», посвященного сестре поэта – Шуре.
Невозможно, проходя мимо поляны, на которой цветут ромашки, остаться равнодушным. Цветок ромашки, по народному преданию, похож на чудесный глаз, который все видит.
Ромашке посвящена картина В. Васнецова «Луг с ромашками». Стихотворение М. Дудина «Ромашка»:
Ромашка, излучая свет,
На солнышко похожая,
Бежит везде за нами вслед,
Своя, а не прихожая.
До поздней осени на нас
Бросает взгляды смелые
Ее веселый желтый глаз
Через ресницы белые.
Она в лугу, она в лесу
И рядом – обочине.
По всей земле ее красу
Ветра рассредоточили.
По всем полянам и полям
Ромашка с мая месяца
На счастье вам, на радость вам
Растет, цветет и светится.
Ромашка – излюбленный образ народных песен: «Ромашки спрятались» (слова И. Шаферана, музыка Е. Птичкина), «Гляжу в озеры синие» (слова И. Шаферана, музыка Л. Афанасьева).
На лугу и на лесной поляне, в глухом овраге и на берегу речки всегда приветливо встречают нас синие, голубые или белые цветки колокольчиков. По народному поверью, звонят они лишь раз в году – в волшебную ночь накануне Ивана Купалы.
Что-то удивительно родное, русское таится в изящных и неброских на вид голубых колокольчиках. А.К. Толстой посвятил этим нежным цветам стихотворение
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
Цветы русского леса
Замечательны по красоте и лесные цветы. Древнерусская легенда гласит, что морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал свое сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символ чистой и беззаветной любви.
Ландыши были любимыми цветами П. Чайковского, Н. Карамзина (вспомните героиню повести «Бедная Лиза», собиравшую ландыши), И. Бунина, И. Репина.
М. Лермонтов в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» так воспел ландыш.
…Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой…
Образно сказал о ландыше А. Фет:
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Так дева в первый раз вздыхает –
О чем, неясно ей самой,
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
(«Первый ландыш»)
Волшебную встречу с ландышем описывает Вл. Солоухин.
Взяв меня в лес, сестра прилегла отдохнуть на поляне, что-то там расстелив, а меня послала в ближайшие деревья, чтобы я поискал ландышей. Сколько мне было лет, я не знаю, очевидно, мало, если живого ландыша я до сих пор, оказывается, не видел. Я спросил у сестры, какие бывают ландыши, и она ответила коротко и мудро:
-Самые красивые. Когда увидишь, не ошибешься.
У кого-то из прозаиков записано, как он, никогда не слышавший соловья, решил узнать его сам, по голосу, и как сначала принимал за соловьиные то одну, то другую птичью песенку. Но вдруг все пропало, исчезло, замерло. Огромные золотые обручи покатились по земле, благоговейно онемевшей. Запел соловей.
Такое же чувство очевидной исключительности и непохожести ни на что другое испытал и я, когда, не соблазнившись другими цветами, остановился перед волшебной веточкой ландыша, расцветшего в зеленоватой еловой тени.
Выдержав первый экзамен на чувство прекрасного (при подсказке такого цветка, как ландыш, не так уж трудно было выдержать), я вынес из леса, на залитую солнцем опушку, пестреющую лиловыми, желтыми, синими, красными цветами, веточку как бы даже не солнечного, а лунного цветка.
Он был как русалка среди играющих румяных деревьев – красавиц, как призрак среди пирующих пьяных рыцарей, как бледная невеста в фате среди пышущих здоровьем и весельем подруг. И если было сказано, что роза и лилия царствуют в цветочном царстве, как дневное и ночное светило на земле, то ландыш – самый преданный, самый верный и приближенный рыцарь лилии.
Цветы русского сада
Цветы сада также любимы русскими людьми.
Среди них особой любовью пользуется сирень. Происхождение названия сирень связано с древнегреческой легендой, рассказанной в «Метаморфозах» Овидия: Пан, влюбленный в нимфу Сирингу, безуспешно преследовал ее, пытаясь объясниться. Боязливая нимфа, добежав до реки, просила ее о помощи и была превращена в тростник, из которого безутешный Пан сделал себе свирель. Но так как свирели затем стали делать из мягкой древесины сирени, то этот куст и оказался соотнесенным с именем Сиринги, чье сердце так и не было разбужено для любви.
Сирень родом из Персии. 400 лет назад сирень привезли в Вену, откуда она стала быстро распространяться по всей Европе.
У русской поэтессы Е. Бекетовой есть стихи о сирени:
По утру, на заре
По росистой траве
Я пойду свежим утром дышать,
И в душистую тень,
И то счастье в сирени живет;
На зеленых ветвях
Где теснится сирень,
Я пойду свое счастье искать.
В жизни счастье одно
Мне найти суждено,
На душистых кистях
Мое бедное счастье цветет…
Сирень вдохновляла и продолжает вдохновлять поэтов: стихотворение Е. Долматовского «Сирень» (1943)
В окоп донес июньский день
Умытых листьев шорох
И пахнет юная сирень
Сильней, чем старый порох
Хоть вдоль садов проходит фронт,
Но все цветет в сирени:
Село, и нежный горизонт,
И голубые тени.
Ты далеко, тебя здесь нет,
Но для тебя я снова
Собрал трепещущий букет,
Прохладный и лиловый.
В снарядной гильзе он стоит
В землянке батальонной,
Холодным пламенем горит,
Как будто спирт зажженный.
Придут усталые друзья, -
Им тут светлее станет.
Любовь моя, сирень твоя
Сияет и не вянет.
В книге Н. Золотницкого «Цветы в легендах и преданиях» читаем: «На Востоке, откуда, как мы знаем, и происходит, сирень, она служит эмблемой грустного расставания, и потому влюбленный вручает ее обыкновенно возлюбленной только тогда, когда они расходятся или расстаются навсегда». Это восприятие сирени передалось и европейской, и русской культуре. В романе «Обломов» И. Гончарова для Ольги Ильинской сирень была олицетворением весны души, первой любви. Но, независимо от намерений самой девушки, ветка сирени, протянутая Ольгой Обломову, в точности исполнила свое роковое предназначение. Ольга и Обломов расстались.
В поэме С. Есенина «Анна Снегина» сирень также стала символом печального расставания.
Еще перед встречей поэта с Анной звучит печальный мотив сирени:
Но вот и Криуша…
Три года
Не зрил я знакомых крыш.
Сиреневая погода
Сиренью обрызгала тишь…
И в конце поэмы, когда лирический герой узнает об отъезде Анны из России, вновь возникает образ сирени:
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погорбившийся плетень…
Далекие милые были!
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
Замечательным эпитетом наделяет сирень А. Ахматова в стихотворении «Лучше б мне частушки задорно выкликать»: «белая Божия сирень». Б Пастернак при описании сирени экспериментирует со словом: «Всем роспуском кистей лиловогроздых. Сирень вбирает свежести струю».
Сирень – излюбленный образ русского натюрморта: картины П. Кончаловского и А. Шалаева «Сирень».
В русских лирических песнях сирень выступает символом любви, весны, радости. Здесь может прозвучать песня «Шофер» (слова Твардовского музыка М. Черемухина), «Сирень - черемуха» (слова А. Сафронова, музыка Ю. Милютина), «Белая сирень» (слова А. Поперечного).
Есть города, где особенно много сирени.
Так, поздней весной, серые стены и башни старого Таллина сливаются с лиловыми цветами сирени. И дальше, на севере Европы – в Финляндии, Норвегии – больше всего разводят сирень.
О появлении сирени в Скандинавских странах рассказывается в одной из легенд. Весна, смешав лучи солнца и радуги, стала бросать их на землю. И там, куда падали лучи, распускались цветы – желтые, оранжевые, красные, синие, белые. Весна шла с юга на север, щедро рассыпая разноцветные лучи. Когда же она достигла севера, у нее остались только одни лиловые. Из них то и выросли кусты сирени. (По Н. Верзилину).
С сиренью связаны у нас, прежде всего, воспоминания о весне, о чудесном месяце мае, когда пробудившаяся от зимнего сна природа одевается свежей зеленью, пестрыми цветами.
Сирень вдохновила П.И. Чайковского на создание редкого по красоте балета – сказки «Спящая красавица». Умна и великодушна фея Сирени, и каждый шаг ее смягчает тревогу перед силами зла. А мстительная колдунья Карабос предсказывает юной красавице Авроре вечный сон после совершеннолетия… Пусть это просто сказка, придуманная людьми, но разве что в памяти человека не остаются навсегда прекрасным видением подаренные букеты сирени?
На Руси был прежде такой обычай: когда сирень расцветала, девушки разыскивали в кустах свое сиреневое счастье – цветки в пять или шесть лепестков – и, положив в рот, проглатывали. Наивный, смешной обряд.
Мы благодарны сирени за ее веселый куст, за то, что по весне она первая распускает свои зеленые листья, а осенью позже других сбрасывает их. Сирень разделась – жди, говорят, зимы. Но сколько надежды, тепла, солнца таится в каждом лиловом ее букете!
Один из наших любимых цветов – фиалка. Слово фиалка – от латинского слова «виола». Так называли этот цветок. Того же происхождения слово фиолетовый, то есть, цвета фиалки. Цвет фиалок настолько интенсивен, что послужил названию краски – фиалковая синь. Запах у них сильный и приятный. Если находишь фиалки, становится ясно – наступает весна!
Есть красивое сказание о том, что, прежде чем создать фиалку, Земля долго мечтает, глядя в голубое небо…
Фиалка для русских – один из символов Родины.
В песне «Я шагаю по Москве» (слова Г. Шпаликова, музыка А. Петрова) есть такие строки:
А если я по дому загрущу,
Под снегом я фиалку отыщу
И вспомню о Москве.
Пионы – похожи на розы. И, как розы, бывают различных окрасок – алые, розовые, белые, с дивно краснеющей сердцевиной, которая упрятана в глубине чашечки. Пышные, большие, клонятся к земле, не выдерживая собственной тяжести. Соберешь в букет – рвутся из рук.
Свое название пионы получили от местности Пиония в Древней Греции, где когда-то росли в диком виде. А еще древнегреческая легенда утверждает, что названы они в честь врача Пеона, который отваром и каплями цветочного сока лечил всевозможные болезни. Вылечил он и бога подземного царства Плутона от ран, нанесенных Геркулесом. Об этом узнал Эскулап – учитель Пеона и, позавидовав ученику, решил его отравить и тогда Плутон превратил юношу в прекрасный цветок.
В Китае пион называют цветком благородства и почета. На свадьбах и в праздники его преподносят друзьям как знак добрых пожеланий.
А про растение марьин корень приходилось ли вам слышать? Это тоже пион, только дикий, его можно встретить в Сибири, на Алтае, в казахских степях, и славится он именно лесистым своим корневищем. В годы войны с гитлеровцами многим алтайцам он спас жизнь: корневище ели вместо картошки.
Ирис. Когда титан Прометей похитил на Олимпе небесный огонь и подарил его людям, на земле вспыхнула дивным светом радуга – так велика была радость всего живого на планете. Уже и закат отгорел, день угасал, и солнце ушло, а радуга светилась над миром, даруя людям надежду.
А утром снова вернулось солнце; там, где горела своими красками радуга, расцвели ирисы…
Древние греки дали цветку название по имени богини радуги Ириды. Три лепестка, сложенные в заостренный конус, три других отогнуты книзу, а в окраске – все цвета радуги. В народе его ласково зовут касатик, пивник, радужница. Но удивительны ирисы тем, что разные сорта расцветают в разное время года, даже осенью, оставаясь красивыми, стройными, даже когда уже отцветут. Итальянцы не даром считают ирисы символом красноречия, а в Аравии, наоборот, символом молчания и печали, там их сажают на кладбищах.
В Японии повсюду можно встретить изображение ириса: его листья похожи на мечи, и поэтому считают, что они пробуждают в мужчинах мужество.
А вы видели, как цветет на улицах и в парках южных городов садовый жасмин? У него есть и другое название – чубушник, наверное, потому, что в старину была мода делать из его полых стволов дудки, флейты и особенно чубуки для курительных трубок.
Во Франции садовый жасмин назывался серенгатом (в переводе с греческого – «трубка»).
Чубушник был любимым растением парнов – одного из сакских ираноязычных племен.
Парны обсаживали чубушником свои кладбища, называя растение за способность его корней плотно обвиваться вокруг корней соседних кустов «братской любовью».
Чубушник – прекрасный медонос. А молодые листья этого растения можно использовать как приправу к салатам. Издавна славятся духи с запахом жасмина.
Время цветения жасмина короткое. Распустившись около полуночи, цветы его благоухают до рассвета, но к утру, с первыми лучами солнца, нежные листки опадают. Нераспустившиеся бутоны ожидают следующей ночи, чтобы тоже раскрыться, а потом облететь.
Цветы в языковой картине мира других народов
Интересны цветочные пристрастия жителей Великобритании. Национальный символ Англии – красная роза, Уэллса – нарцисс, мак, Ирландии – клевер (трилистник), Шотландии – чертополох. С каждым из этих цветов связаны исторические факты и легенды.
В Англии роза стала символом войны. В 1455 году два знатных рода не могли договориться о том, кто из них займет королевский трон. Началась тридцатилетняя война, которая получила название войны Алой и Белой розы, потому что в гербе одних претендентов на престол была красная роза, а в гербе других – белая.
Блистая, облака лепились
В лазури пламенного дня.
Две розы под окном раскрылись –
Две чаши, полные огня.
В окно, в прохладный сумрак дома
Глядел зеленый знойный сад,
И сена душная истома
Струила сладкий аромат.
Порою звучный и тяжелый,
Высоко в небе грохотал
Громовый гул… Но пели пчелы,
Звенели мухи – день сиял.
Порою шумно пробегали
Потоки ливней голубых…
Но солнце и лазурь мигали
В зеркально-зыбком блеске их –
И день сиял, и млели розы,
Головки томные клоня,
И улыбалися сквозь слезы
Очами, полными огня.
(И. Бунин)
Жители Уэллса своим любимым цветком считают Нарцисс. Вы много раз видели нарцисс, белый цветок, с желтой сердцевиной, на стройной зеленой ножке.
Необычное пристрастие жителей Шотландии к колючему кустарнику чертополоху объясняется тем, что однажды враги пытались напасть на жителей замка ночью. Однако уколовшись об острые шипы чертополоха они закричали. Их крик разбудил жителей замка, и те дали отпор врагу.
А во Франции очень любят ландыши. Первого мая в этой стране – праздник ландышей, города и деревни утопают в цветах. Ландыши принято дарить близким и друзьям.
На Руси ландыш называли по-разному: на севере – лесной лилией, на Волге – воронцом, ландушкой, на Смоленщине – лесным языком, на Ставрополье – ланьим ушком. Когда цветы раскрываются, они склоняются к земле и становятся очень похожими на маленькие колокольцы.
Только звона колокольца вы не услышите – о своем рождении они оповещают волнами тонкого аромата. Когда распускаются ландыши, кажется, что сам воздух в лесу настоян на их аромате.
У многих народов есть легенда о ландыше. На Украине рассказывают, что он вырос там, где упали слезы девушки, ждавшей своего суженого из далекого похода.
Отцветает ландыш, и на месте осыпавшихся лепестков появится крупная красная ягодка. Древние германцы уверяли, что это вовсе не ягодка, а горючие слезы, которые ландыш оплакивает свое расставание с Весной. Она хоть и полюбила Ландыш, но не надолго. Вечно молодая и непоседливая, Весна не находит себе покоя и, рассыпая всем ласки, ни с кем долго не бывает. Мимоходом приласкала и Ландыш. Тот расцвел от счастья, но она ушла и оставила бедняжку посреди жаркого лета. Ландыш поник от горя, цветочки опали, и выкатились из стебелька кровинки – слезинки.
Одна из старейших отраслей сельского хозяйства в Голландии – цветоводство восходит к 1599 году, когда ботаник Клузий открыл оранжерею экзотических растений в Лейдене. Особой любовью пользуются тюльпаны. В 17 веке в одном голландском городе разведение тюльпанов стало общим развлечением. Есть записи о более чем 500 разных сортах, которые там разводились и продавались. За самые редкие сорта платили фантастически высокие цены, и за единственную редкую луковицу предлагали не только деньги, но и коней, кареты, дома и даже большие и дорогие корабли. Когда помешательство на тюльпанах стало опасным и принесло много несчастий, торговля тюльпанами была запрещена, и за нее назначались высокие штрафы. (По Г. Горману).
До сих пор цветочные оранжереи и поля занимают большие площади во многих районах, особенно выделяется участок между Лейденом и Харлемом, называемый «стеклянным городом». Разводят примулы, розы, хризантемы, фрейзии и многие другие цветы. Продажа ведется на цветочных аукционах, самый крупный из которых проходит в городе Алсмер.
На Востоке, в Китае, Японии почитаются лотос, хризантема, орхидея. Пятого мая – японсий праздник ирисов, девятого сентября – праздник хризантем. В японской мифологии Удонгэ – сказочный цветок, цветущий раз в три тысячи лет. Особой любовью в Японии пользуются цветы японской вишни – сакуры. Это национальный символ страны восходящего солнца.
Японский поэт Эномото Кикаку так выражает благоговейное отношение японцев к сакуре:
Камнем бросьте в меня!
Ветку цветущей вишни
Я сейчас обломил.
Японская классическая поэзия содержит немало лирических произведений о сакуре:
Верно, вишен цветы
Окраску свою подарили
Голосам соловьев.
Как нежно они звучат
На весеннем рассвете
(поэт Сайге)
Я видел, они расцвели,
Ветки вишневых деревьев
Но в сумраке еле сквозят, -
Благоуханная дымка
На вечереющем небе.
(поэт Фудзивара - но - Садайэ)
Кроме цветов сакуры, в Японии почитается бамбук. Образ склонившегося под тяжестью снега бамбука обрел в Японии особый смысл: он символизирует выносливость и гибкость японца, который противостоит невзгодам и приспосабливается к самым неожиданным трудностям.
В Японии осень высоко ценится искусство составления букетов – икебана. На Востоке немало пословиц и фразеологизмов о цветах: оставь полевые цветы в полях. Цветок лотоса в грязи. Цветок сливы раньше всех зацветает. Цветы в обеих руках (об удаче, везении). Цветы распустились на высохшем дереве (о неожиданном успехе). Цветы соседа красивее. Чем красивее роза, тем длиннее у нее шипы. Сидеть в раю на одной ветке лотоса (то есть быть вместе до конца). Соловью – слива, ласточке – ива. В Японии соловей ассоциируется не с розой, а со сливовым деревом.
Удивительно разнообразны цветочные пристрастия жителей стран мира. Каждый народ по-своему описывает историю происхождения цветов, вкладывает в них свою символику, воспевает в поэзии, песнях.
Знать и уважать такое разнообразие мнений о цветах – значит уважать разные культуры. Цветы для жителей нашей страны – неотъемлемая часть нашей Родины, поля, простора, бескрайнего леса, пестрого луга. Любовь россиян к цветам – это одна из сторон их любви к Родине, жизни.
Скоро лето. Зацветет поле, лес, луг. Вновь удивительным разнообразием оттенков и ароматов будут нас удивлять цветы. Не спешите срывать их, оставьте и другим радость общения с красотой.
Цветы и их значения
Наверняка все знают, что цветы, как и дети - радость для каждого человека. Ведь они вносят в нашу жизнь тепло и ласку, ослепляют наши глаза радугой цвета и морем наслаждения. Они делают нашу жизнь ярче, прекрасней и немного счастливей.
И если вы вдруг, заказываете цветы, важно не только знать предпочтения, вкусы того, кому предназначается подарок, но и для того, чтобы букет превратился в очень ценный и дорогой для человека подарок.
При заказе цветов, надо помнить, что с каждым из них связано определенное понятие, чтобы не попасть в неловкое положение. Но вот толкований, смыслов цветов существует огромное неисчислимое количество. И порой расшифровки бывают совершенно разными и противоречивыми, что сопоставить даже нельзя. Это всё идет с давних времён, традиций и взглядов. Так что остановимся на самых интересных и запоминающихся толкованиях.
Многие считают, что время рождения языка цветов - эпоха романтизма, и вот уже более 100 лет, является неотъемлемой частью сентиментальных игр влюбленных. Ведь с помощью цветов можно любить молча, выражая любовь цветами. Иногда с помощью цветов, назначали свидания, а иногда вместо писем отправляли цветы.
Белая акация считается символом чистотой и невинной любви у многих европейских странах.
А вот ландыши считались символом любви и счастья в семейной жизни в Древней Германии.
Некоторые цветы по-разному имеют значение у каждого народа. Если в Японии гортензии выражают скорбь, то в других странах они защищают от беды и болезни. Красные цветы всегда считались символом большой горячей любви, а вот желтые наоборот говорили о расставании. Маргаритки лучше дарить незамужним девушкам. А вот белые цветы должны преобладать в букете у невесты, ведь они желают удачного брака, а вот по старинному поверью, если в букет вкрапить герберу, то он принесёт счастье!
Азалия – символ страсти и печали, а также женственности;
Акация (белая) – любовь на расстоянии;
Акация (желтая) – целомудренность;
Акация (розовая) – утонченность;
Аконит – опасность;
Амброзия – взаимная любовь;
Ананас – безупречность;
Анемон – надежда;
Антуриум – храбрость;
Анютины глазки – беззаботность;
Аралия – интимные отношения, близость;
Аспарагус – равнодушие;
Астра – любовные воспоминания, любовь в целом, точность. В мире около 550 видов этих цветов, самый известный - «Монте Казино». В Китае существует легенда, в которой говорится, что астры произошли из космической пыли.
Интересно о цветах
Известный ботаник 18 веку Карл Линней долгое время изучал цветы и установил закономерность раскрытия их венчиков. После чего он создал в городе Упсала в Швеции цветочные часы. Циферблат был разбит на несколько секторов. В каждом секторе были посажены растения специально подобранные с учётом времени их раскрытия. Но это были не первые в мире цветочные часы. Ещё в древних Греции и Риме в цветниках высаживались растения, открывавшие и закрывавшие венчики в разное время суток.
Чтобы узнать, который час, из растений не всегда делают клумбу в виде привычных часов. Иногда определённые окультуренные и дикорастущие растения художественно разбрасывают по территории сада. Заглянув с утра пораньше в один из прелестных уголков сада, обнаруживают распустившиеся цветы шиповника коричневого, мака, цикория обыкновенного. Они раскрыты уже с 4-5 часов. В другом уголке сада в 5-6 часов “проснутся ” одуванчики, в 6-7 – цветки картофеля, льна посевного, гвоздики полевой. В 7-8 часов раскрывается бессмертник песчаный, в 9-10 календула лекарственная, кислица обыкновенная, мать-и-мачеха. Табак душистый раскроется вечером, когда все перечисленные цветки уже закроются – в 20-21 час.
Полевые гвоздики смыкают свои лепестки в 13-14 часов, бессмертник песчаный – 14, мак, одуванчик, цикорий обыкновенный – в 14-15 часов. В 16-17 становятся незаметными календула и лён посевной, в 17-18 – мать-и-мачеха, кислица обыкновенная. Шиповник коричневый закрывается в 19-20 часов, картофель в 20-21. Последним закрывается в 2-3 часа ночи табак душистый. Время от времени можно заметить, что цветочные часы барахлят. Происходит это в пасмурные дни или перед переменой погоды. Тогда венчики цветков либо совсем не раскрываются, либо закрываются рано.
Более точны цветочные часы со стрелками, как у обычных часов. Такие часы есть на поклонной горе в Москве. Циферблат у них, включая цифры на нём, выложен цветами.
В Москве в 80-х годах прошлого столетия в районе станции метро “Октябрьская” был цветочный календарь. Находился он на газоне перед парадным входом в здание Министерства нефтяной и газовой промышленности. По нему работники министерства, выглянув в окно, могли узнать день недели и число. Числа и начальные буквы дней недели были из посаженных плотно друг к другу цветущих растений. Фоном для них была стриженая трава газона. Информацию ежедневно обновляли озеленители. С газона удаляли лишние растения и добавляли новые, часть растений пересаживали на новое место в пределах календаря.
Литература
1. Л.К. Муллагалиева, Л.Г. Саяхова. Русский язык в диалоге культур. – Китап, 2008
2. Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка. – СПб., 2002
3. Воробьев В.В., Саляхова Л.Г. Русский язык в диалоге культур: Учебное пособие. – М., 2006. – 283с.
4. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. – М., 1997. – 539с.
5. Золотые россыпи. Русские народные пословицы и поговорки. – Красноярск, 1993. – 286с.
6. Русская народная словесность: Книга для чтения в 5-9 классах гимназий… Авт.-сост. Н.Н. Констанян. – М., 1994. – 256с.